Античная философия Скачать
презентацию
<<  Древняя философия Особенности античной философии  >>
Представители
Представители
Представители
Представители
Представители
Представители
Философия Гераклита Эфесского
Философия Гераклита Эфесского
Философия пифагорейцев
Философия пифагорейцев
Философия элеатов
Философия элеатов
Философия элеатов
Философия элеатов
Философия элеатов
Философия элеатов
Атомстический материализм
Атомстический материализм
Философия Сократа
Философия Сократа
П л а т о н
П л а т о н
Научная деятельность Аристотеля
Научная деятельность Аристотеля
Фото из презентации «Античная философия» к уроку философии на тему «Античная философия»

Автор: Леди Аза. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке философии, скачайте бесплатно презентацию «Античная философия» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 708 КБ.

Скачать презентацию

Античная философия

содержание презентации «Античная философия»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Античная философия.1 22величине и тяжести. Принцип движения материи составляет1
2Возникновение, эволюция и своеобразие античной0 основу всей атомистической системы. Атомы находятся в
философии. 1 Общая характеристика античной философии 2 извечном движении, атом — движущаяся материя. Вселенная
Отличительные особенности античной философии 3 Основные бесконечна, бесконечно и число миров в ней. Земля —
периоды развития античной философии 4 Краткая плоская. Признание всеобщей причинной необходимости
характеристика досократической философии 5 Милетская является одним из основных принципов всей системы
школа 6 Философия Гераклита Эфесского 7 Философия атомистов. Отсюда атомисты одновременно и отрицают
пифагорейцев 8 Философия элеатов 9 Атомистический случайность, и признают ее: отрицают в смысле
материализм 10 Философия софистов 11 Краткая беспричинности — никакое событие не может возникнуть
характеристика классической античной философии 12 без причины; признают в смысле противоположности
Философия Сократа 13 Общая характеристика философии целесообразности - никакое событие в природе не
Платона 14 Учение Платона о государстве 15 Научная возникает и не происходит ради осуществления какой-либо
деятельность Аристотеля 16 Общая характеристика цели. В этом смысле всякое событие случайно. Исходным
философии Аристотеля 17 Проблемы материи, души, началом и основанием в познании являются ощущения, и
человека в философии Аристотеля. Вернуться к всем, что дает для познания ум, он в конечном счете
оглавлению. обязан чувствам. Жизнь и смерть организмов — это
3Общая характеристика античной философии.0 соединение и размножение атомов. Тот же принцип положен
Особенности. Античная философия — это философия древних в основу психологии: душа состоит из огненных атомов и
греков и древних римлян, охватывающая период с VII в. есть временное соединение. Бессмертие души отвергается.
до н.э. Античная филосо­фия возникла в греческих Атомисты, в частности Демокрит, проявляют большой
полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) интерес к вопросам политики, государственного
Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, устройства, вопросам и проблемам физики, математики,
собственно Греции — в Афинах, в эллинистичес­ких техники, эстетики, филологии, музыки.
государствах Азии и Африки, в Римской империи. Античная 23Философия софистов. Основные положения философии0
философия внесла исключительный вклад в развитие софистов. СОФИСТИКА (V - первая половина IV вв. до
мировой цивилизации. Именно здесь зародилась н.э.) не представляла собой единого круга мыслителей.
европейская культура и цивилизация, здесь истоки «Софисты» не есть название определенного философского
западной философии, почти всех ее последующих школ, направления или особой философской школы. Слово
идей и представлений. Античная философия зародилась не «софист», первоначально означавшее мудрец, искусник,
как область специальных философских исследований, а в изобретатель, со второй половины V в. до н.э. означает
неразрывной связи с научными знаниями - особый тип философа-профессионала, учителя философии.
математическими, естественно-научными, с зачатками Представители: старшие софисты (V в. до н.э.) —
политических понятий, а также с мифологией и Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;
искусством. Духовное развитие в VII—IV вв. до н.э. шло младшие софисты - Ликофрон, Алкидамант, Трассимах.
от мифологии и религии к науке и философии. Возникают Человек и сознание — основная проблема софистики.
два основных типа философского мировоззрения — Софисты произвели смещение оси философского
материализм («линия Демокрита») и идеализм («линия исследования с природы на человека: именно в этом их
Платона»). Возникают два противоположных основных историческое значение. В центре внимания оказались
метода мышления — диалектика и метафизика. Античная человек и его психология: искусство убеждать требовало
философия была первой исторически известной формой знания логических форм сознания. Свою правоту софисты
диалектической философии. В широком смысле слова термин доказывали с помощью софизмов — логических приемов,
«античность» (лат. antiquus – древний) означает уловок, благодаря которым умозаключение, на первый
«древность». В узком смысле с понятием «античность» взгляд правильное, оказывалось в итоге ложным, и
связывают историю и культуру Древней Греции (Эллады) и собеседник запутывался в собственных мыслях. Исходный
Древнего Рима. принцип софистов: « Человек есть мера всех вещей в том,
4Отличительные особенности античной философии.3 что они существуют, и в том, что они не существуют»
Особенности античной философии. Отличительной (Протагор). Отсюда субъективизм в оценках и суждениях,
особенностью античной философии является единство трех отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что
взаимосвязанных между собой моментов: объекта действительность существует только в мыслях человека.
исследования, метода и цели. Первый момент определяет Теория познания софистов ориентирована на отдельного
содержание античной философии, которое конкретизируется индивида — субъек­та познания (субъективный идеализм).
в идеях космоцентризма. Далее, обращаясь ко второму Объективное, истинное познание не­достижимо
моменту триединства — методу, следует отметить {скептицизм), а всякое знание относительно
следующую характерную особенность античной философии: (релятивизм). Релятивизм в теории познания служит
стремление к рациональному объяснению всеобщего, бытия, обоснованием и нравственного релятивизма: софисты
реальности. Она не ограничивается конкретными фактами и показывали условность правовых норм, государственных
опытными данными. Для нее значим не отдельный факт или законов и моральных оценок.
конкретный опыт, а разумный аргумент, логическое 24Краткая характеристика классической античной0
доказательство, знание. Это не только определяет философии. Сократический период (середина V — конец IV
научный характер философии, но и границы между вв. до н.э.). Философские школы. Особенности. Философия
философией, религией, мифом и искусством. Последние Сократа Сократические школы: Мегарская школа (Евклид из
также имеют дело с реальностью как целым, но если Мегар, Евбулид, Стильпон, Диодор Крон)
мифология описывает ее исходя из фактических Элидо-эритрейская школа (Фе- лон, Менедем, Асклепиад)
представлений, религия — посредством веры, искусство — Киническая школа (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет)
через идею красоты, воплощенную в художественных Киренская школа (Аристипп, Феодор, Гегезий, Анникерид)
образах, то философское объяснение осуществляется на Философия Платона Философия Аристотеля. Цель философии
рациональном уровне (диалектика мышления). Античная - проблема человека как морального существа; проблема,
философия в целом есть бескорыстная любовь к истине. как следует жить (Сократ). Главная задача познания —
Эта особенность определяет и ее третий момент — цель. самопознание: «познай самого себя». Любое знание есть
Цель античной философии состоит в чистом созерцании добро, а любое зло, порок соверша­ется от незнания -
истины, чистом желании достичь ее. суть этического ра­ционализма Сократа. Предметом знания
5Основные периоды развития античной философии.1 может быть только общее, постигаемое посредством
Основные периоды развития античной философии. I Период понятий. Общее совпадает с единым благом и по своей
ранней классики. II Период средней классики. III Период природе неизменно. Абстрактное высшее благо — Бог,
высокой классики. Античная и греко-римская философия разум, жизненная энергия (мегарцы). Мудрость - в
имеют более чем тысячелетнюю историю, начиная с VI в. познании блага посред­ством отрешения от всего, что
до н.э. и до 529 г.н.э., когда император Юстиниан делает че­ловека зависимым, отсюда идея свободы вне
закрыл фило­софские школы в Афинах. В этой истории общества и проповедь безусловной естественности,
различают ряд периодов. Общая характеристика: безусловной личной сво­боды (киники). Предметом знания
натуралистический период с его проблемами Фюзиса может быть прак­тически достижимое благо. Критерием
(Природы) и Космоса (между VI и V вв. до н.э.). блага является наслаждение или страда­ние. Цель жизни —
Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Парменид, в наслаждении насто­ящим. Средством к достижению
Зенон, Ксенофан, Пифагор, Демокрит и др. Общая счастья является свобода (киренаики). Построение
характеристика: гуманистический период с его проблемой метафизических систем и синтез основных философских
человека Представители: Сократ и его школа; софисты: проблем (Платон, Аристотель).
Протагор, Горгий, Продик, Антифонт, Антисфен и др. 25Философия Сократа. СОКРАТ (469—399 до н.э.) —3
Общая характеристика: период большого синтеза с его выдающийся афинский философ, учитель Платона. Сократ —
главной проблемой — синтез философского знания. представитель реалистического ре­лигиозно-нравственного
Представители: Платон, Аристотель и их школы. мировоззрения. Впервые именно Со­крат сознательно
6IV Эллинизм. V Религиозный период античной мысли.0 поставил перед собой задачу обоснования идеализма и
Общая характеристика: период эллинистических школ с его выступил против античного материалистического
главными проблемами — мораль и свобода человека, ми­ропонимания, естественно-научного знания и безбожия.
проблемы познания и т.п. Представители: Эпикур, Пиррон, Сократ исторически был зачинателем «тенденции Платона»
стоики раннего периода: Панэций, Посидоний, поздние в античной философии.
римские стоики, или неостоицизм: Сенека, Эпиктет, Марк 26Основные положения философии Сократа. Центральная0
Аврелий и др. Общая характеристика: основные проблемы — проблема в философии — человек и человеческое сознание.
структуры Космоса, судьбы Космоса и человека, отношения Природа и сущность человека — это его душа (разум).
Бога и человека и т.п. Представители: Плотин, Порфирий, Душа - это «Я сознаю­щее», т.е. совесть и
Прокл, Филон Александрийский и др. Продолжение. интеллектуальная и моральная личность. Благодаря этому
7Краткая характеристика досократической философии.4 открытию создана моральная и интеллектуальная традиция,
Демократические философские школы Древней Греции которая питает Европу до настоящего времени. Главная
возникли в VII—V вв. до н.э. в ранних древнегреческих задача познания — самопознание: «познай самого себя»,
полисах. Философские школы. Философия натуралистической познание самого себя как «человека вообще», т.е. как
ориентации Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, моральную, общественно значи­мую личность. Познание —
Анаксимен, Гераклит) Пифагорейская школа (Пифагор, главная цель и способность человека, ибо в про­цессе
Архит Тарентский) Элейская школа (Ксенофан, Парменид, познания он приходит к общезначимым истинам, к познанию
Зенон, Мелисс) Атомистика (Левкипп, Демокрит) Иные добра и красоты, блага и счастья. В этом и есть цель
философы (Эмпедокл, .Анаксагор) Философия философии. Этика Сократа отождествляет добродетель со
гуманистической ориентации Софистика (Протагор, Горгий, знанием: 1) добродетель (мудрость, справедливость,
Продик, Гиппий, Антифонт). Софисты совершили революцию, постоянство, умеренность) есть всегда знание, порок —
сместив философскую рефлексию с проблематики природы и это всегда невежество; 2) никто не грешит сознательно,
космоса на проблему человека и его жизни как члена а кто совершает зло, делает это по незнанию. Этот
общества. Софисты - это феномен столь же необходимый, этический рационализм Сократа сводит мораль­ное благо к
как Сократ и Платон; последние без первых немыслимы. факту сознания. Диалектика Сократа совпадает с диалогом
8Особенности. Натуралистической ориентации присуши:1 (диалогос), который состоит из двух моментов:
космоцентризм поиск первоначала, породившее все сущее. «опровержения» («иронии») и «майевтики». «Сократовский»
Представители различных на туралистических школ метод — это метод последовательно и систематически
обнаруживают субстанциональные основы вещей (т.е. то, задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение
из чего возникают все вещи), например, первоначало собеседника к противоречию с самим собой, к признанию
всего сущего — вода (Фалес); первооснова всего есть собственного невежества. В этом суть «иронии», суть
воздух (Анаксимен); сущность вещей - в числах «майевтики» — посредством наводящих вопросов и
(Пифагор); сущность вещей - в их бытии (Парменид); все логических приемов под­вести собеседника к
вещи состоят из атомов (Левкипп, Демокрит); основа самостоятельному нахождению истины. Задача метода —
всего сущего есть вечное изменение, превращение мира найти «всеобщее» в нравственности посредством
(Гераклит) и т.п. декларативно-догматический метод «индук­ции» (отыскания общего в частном) и
философствования гилозоизм (одушевление неживой «определения» (установления родов и видов, их
природы) Гуманистической ориентации присущи: соотношений). Основные составные части «сократического»
доминантные темы — этика, политика, риторика, метода: «ирония» и «майевтика» — по форме, «индукция» и
искусство, язык, религия, воспитание, т.е. все то, что «определение» — по содержанию.
ныне зовется культурой смещение оси философского 27П л а т о н. (427—347 до н.э.) крупнейший философ4
поискас космоса на человека. Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной
9Милетская школа. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА возникла на рубеже1 фило­софской школы — Академии, основоположник
VII-V ни. до н.э. в Милете – крупнейшем греческом идеалисти­ческого направления в философии. Его
торгово-ремесленном полисе в Малой Азии. Характерные настоящее имя - Аристокл, Платон - псевдоним.
черты. Натуралистический подход в понимании Природы и 28Общая характеристика философии Платона. Философская0
Космоса. Поиск первоначала — субстанции, из которой система Платона — первая завершенная синтетическая
возник окружающий мир. Первовещество понималось не как кон­цепция, где через призму учения о идеях
мертвая и косная материя, а как вещество живое и в рассматривались все составляющие части античной
частях, наделенное душой и движением (пантеизм). философии: онтология, гносеология, этика, эстетика,
Решение философских и естественно-научных вопросов философия политики. Главным в философии Платона было
увязывалось с прак­ тической деятельностью. Знания были учение об идеях. Есть материальный мир, в котором живет
не только основой для практического применения, но человек. Но есть и другой мир — несотворимый и
прежде всего элементами цельного мировоззрения. неуничтожимый, т.е. вечный. Это мир причины, чистых
Мировоз­ зрение это в своей сущности натуралистическое. форм и сущностей вещей. Это мир, который обозначается
Развитие астрономических, математических, физических и понятием «бытие» есть «мир идей». Отдельная вещь
биологических знаний; конструирование первых научных является материальной копией первоначальной идеи
приборов (солнечные часы, модель небесной сферы и (эйдоса). Материальные вещи изменчивы и со временем
т.п.). прекращают свое суще­ствование; идеи вечны и неизменны.
10Представители. Милетской школы.5 Идеи - причины вещей и причина мира в целом, но они не
11Анаксимандр (610-547 до н.э.). Основные взгляды:1 присутствуют в мире. Они пребывают в душе человека.
Первоначало всего суще­го — «апейрон» — вечная, Именно душа содержит знания об идеях, поскольку она до
бесконечная субстанция, из которой все возникло, все вселения в тело обитала в мире идей. Поэтому идеи
состоит и в которую все превратится. Бог — познаются не через чувства, а посредством
первопричина, а Боги становятся мирами, универсумами, «припоминания» разума. Материальный мир познается, мир
коих множе­ство, и они-то циклически возникают и идей — «припоминается». Этим и определяется строение
гибнут. Мир состоит из серий противоположностей, души: высший уровень - разумный, с высоты которого
опре­деляющих генезис Космоса. Центр Вселенной — человек созерцает вечный мир идей и стремится к благу,
Зем­ля, представляющая собой срез цилиндра, который и низший - чувственный, с помощью которого он познает
па­рит в воздухе. мир вещей. Миру идей присуща иерархия. Прежде всего,
12Фалес (625-547 до н.э.). Основные взгляды:1 это идея «общего блага» или «высшего блага». Далее, это
Первоначало всего сущего — вода — «фазис», жидкий, идеи: человеческих ценностей (мудрости,
текучий, а то, что мы пьем, — лишь одно из его спра­ведливости, добра и зла), отношений (любви,
состояний. Вода соотносится с божественным началом. ненависти, власти, государ­ственности и т.п.), свойств
Неживая природа, все вещи имеют душу (гилозоизм). Центр вещей и т.д. Теория идей имеет практический аспект —
Вселенной — Земля, представляющая собой плоский диск, обоснование общечеловеческих принципов и норм бытия,
покоящийся на воде. Вселенная полна богов. ибо с позиции идеалов «мира идей» человек должен
13Анаксимен (585-525 до н.э.). Основные взгляды:1 оценивать окружающий его мир. Такая система философии
Первоначало всего сущего — воздух, ко­торый проходит в называется метафизической (не путать с метафизическим
сво­ем изменении ряд эта­пов: огонь — воздух — методом, возникшим в XVI - XVII вв.).
ветры-облака — земля — камни. Воздух, входя­щий в 29Учение Платона о государстве. Учение о государстве.0
вышеуказанный ряд, не тождественен с первоначалом. Социально-политическое учение Платона в разных
Воздух — источник жизни и психических явлений. Земля — вариантах излагается им в трех диалогах: «Государство»,
плоский диск, парящий в воз­духе. Боги отождествля­ются «Политик», «Законы» и целиком направлено против
с Природой. античной демократии. План государственного устройства
14Философия Гераклита Эфесского. Вторым после Милета1 по Платону. Классификация государственных форм по
очагом древнегреческой философии в Малой Азии был город Платону. Идеальное государство есть со­общество:
Эфес, родина философа Гераклита (ок. 530—470 до н.э.). земледельцев и ремесленников, производящих все
Гераклит — один из основоположников диалектики, учение необходимое для поддержания жизни граждан; воинов,
которого является наиболее ярким выражением стихийной охраняющих безопасность; философов-правителей,
диалектичности древнегреческой философии. осуществляющих мудрое и справедливое управление
15Основные положения учения Гераклита. В основе всего0 государством. Граждане государства вместе проводят
существующего лежит огонь. Это первоначало, находящееся свободное время. Институт брака упраздняется (все жены
в вечном движении и изменении. Переходящее из одного и дети общие). Допускается и приветствуется труд рабов.
состояния в другое, благодаря борьбе образующих его Допускается небольшая частная собственность и личное
противоположностей, служит основой всего развития мира. имущество для всех сословий. «Идеальное государство»
Природа находится в процессе непрерывного изменения, а (или при­ ближающееся к идеалу). Аристократия —
из всех природных веществ наиболее способен к изменению справедливая власть меньшинства. Аристократическая
огонь. Поэтому «этот космос, один и тот же для всего республика. Аристократическая монархия. Нисходящая
существующего, не создал никакой Бог и никакой человек, иерархия государствен­ ных форм. Тимократия —
но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, несправедливая власть большинства, власть военных,
мерами загорающимся и мерами потухающим» (фрагмент вождей, армии. Олигархия — несправедливая власть
Гераклита). Вторым определяющим элементом мировоззрения меньшинства. Демократия - справедливая власть
Гераклита является утверждение о всеобщей текучести большинства. Тирания — несправедливая власть одного
вещей, изменяемости. «Нельзя войти в одну и ту же реку человека.
дважды». «Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы 30Научная деятельность Аристотеля. АРИСТОТЕЛЬ1
те же самые и не те же самые» (фрагмент Гераклита). Все (384-322 до н.э.) - ученый-энциклопедист, философ,
происходит по необходимости и из «противоположного ученик Платона, воспитательАлександра Македонского. 335
обмена». Необходимость — это всеобщий закон «логос», — 322 гг. до н.э. основал философскую школу — Ликей
созидающий сущее из «противоположного движения», т.е. (перипатетическую школу).
здесь Гераклит говорит о внутренне противоречивом 31Общая характеристика научной деятельности1
потоке, тем самым подходя к диалектическому пониманию Аристотеля. Научная деятельность Аристотеля охватила
развития. Учение о потоке тесно связано с учением о все области античного знания. Произведения его носят
переходе одной противоположности в другую, т.е. энциклопедический характер. Его сочинения относятся к
Гераклит вплотную подходит к постановке проблемы различным областям знаний — философии, естествознанию,
единства противоположностей. Обмениваясь друг на друга, логике, истории, политике, этике, литературе. Все науки
противоположности становятся друг другу тождественными. делятся по следующей классификации: теоретические
Противоречие (борьба) является движущей силой всякого науки, где познание ведется только ради него самого.
изменения и развития. Теория познания основывается на Они включают «первую философию» (метафизику),
понимании взаимосвязи чувственного и рационального математику и физику. «Первичная философия» изучает
познания, а задача познания — проникновение в сущность проблемы бытия, происхождение всего сущего, причины
Природы в ее вечном изменении. Основа общности и различных явлений и т.п.; практические науки, которые
истинности человеческого познания — «логос», т. е. дают руководящие идеи для поведения человека,
единство, всеобщность и непреложность миро­ вого устройства государства и т.п.; творческие науки, где
порядка. познание совершается с целью достижения пользы или
16Философия пифагорейцев. ПИФАГОРЕЙЦЫ - последователи1 осуществления чего-либо прекрасного. В этом делении
Пифагора (2-я половина VI — начало V ни. до п.».), Аристотель не упоминает особо логику, хотя он является
древнегреческого философа и математика, основавшего в создателем этой науки (как и эстетики, и теории
греческом городе Кротоне религиозный союз. государства). Аристотель рассматривает логику как
17Характерные черты пифагорейской школы. Возникла она1 оружие всякого научного знания, а не как особую область
как некое братство или религиозный орден, подчиненный науки (философии). Общее правило научного исследования
строгим правилам общежития и поведения. Учение — на первом месте должна стоять объективная истина
воспринималось как тайна, знать которую позволялось самих вещей, самой природы, и никакие субъективные цели
лишь адептам и разглашение которой строжайше не должны исказить этой «правды вещей». Обобщая опыт
запрещалось. Пифагорейский союз представлял собой предшествующего развития науки, Аристотель пытался
реакционную партийную организацию аристократии. по­строить единую систему наук.
18Основные положения философии пифагорейцев. Истинное0 32Общая характеристика философии Аристотеля. Общая0
мировоззрение, по Пифагору, покоится на трех основах: характеристика философии Аристотеля. Аристотель считал,
морали, религии и знании. Мораль Пифагора — это мораль что философия не есть продукт единоличного
аристократа. Задачи науки подчинены интересам религии. индивидуального творчества, а итог работы целых
Первопричина всего сущего — число. Все в природе поколений мыслителей. Он внес существенные коррективы в
измеряется, подчиняется числу, в числе - сущность всех ряд положений философии Платона, критикуя учение об
вещей; познать мир, его строение, его закономерность — «эйдосах» («чистых идеях»). Ошибка Платона, по
это значит познать управляющие им числа. Мистика чисел Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от
составляет ядро пифагорейского идеализма. Учение о реального мира, поскольку бытие не есть «чистые идеи»
противоположностях оформляется в систему метафизически («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»).
понятых противоположностей (предел и беспредельное, Аристотель дает свое понимание бытия через десять
нечет и чет, единое и множество, правое и левое, категорий. Бытие — это сущность (субстанция),
мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и обладающая свойствами количе­ства, качества, отношения,
кривое, свет и тьма, хорошее и дурное, четырехугольное места, времени, положения, состояния, действия,
и разностороннее). Основное философское значение имеет страдания. Критика учения об идеях Платона приводит
противоположность предельного и беспредельного, Аристотеля к принципиальным положениям, которые легли в
определяющая все другие противоположности. Пифагорейцы основу его миропонимания: Мир один. Это
в основном стояли на позиции метафизического духовно-материальный, реально существующий мир. Вещи,
миропонимания, что целиком связано с их пониманием явления и процессы реального мира могут быть познаны из
числа. Пифагорейцы преуспели в изучении музыки, него самого, т.е. изучать следует саму
геометрии и небесной механики. действительность, а не мир идей. В центре познания
19Философия элеатов. ЭЛЕАТЫ — представители Элейской4 должны быть не умозрительные схемы, а реальный мир.
философской школы, существовавшей в VI—V вв. до н.э. в Тогда наука получает смысл как познание реального
древнегреческом полисе Элея на территории современной посредством понятийного мышления, которое изучается
Италии. Представители: Ксенофан. Парменид. Зенон. и логикой. Логика - орудие постижения сущности вещей,
Мелисс. явлений и процессов мира. Аристотель определил сущность
20Основные положения философии элеатов. Все0 материи и дал материалистическую трактовку
философские мировоззрения, с точки зрения Парменида, происхождения мира и человека. Аристотель выделяет
покоятся на одной из трех основных предпосылок: 1) шесть типов государства: «плохие» (тирания, крайняя
только бытие есть, небытия нет, 2) не только бытие, но олигархия и охлократия — власть толпы, крайняя
и небытие существует и 3) бытие и небытие тождественны. демократия) и «хо­рошие» (монархия, аристократия и
Эти предпосылки являются основой трех философских школ: полития). Идеал Аристотеля - политая, представляющая
первая — исходный пункт Элейской школы, вторая лежит в собой совокупность умеренной олигархии и умеренной
основе учения пифагорейской школы, а в третьей демократии, государство «среднего класса».
заключается учение Гераклита Эфесского. Элеаты первыми 33Проблемы материи, души человека в философии0
попытались понять мир, применяя к многообразию вещей Аристоеля. Проблемы материи, души, человека в философии
философские понятия предельной общности (бытие, Аристотеля. Проблема материи. Проблема души. Проблема
небытие, движение). Единое бытие понимается элеатами человека. Вернуться к оглавлению. Материя — субстрат.
как непрерывное, нераздельное, одинаково присутствующее Без материи нет бытия, но и сама материя не суще-
в каждом мельчайшем элементе действительности, ствует самостоятельно. До принятия определенной формы
исключающее количественную множественность вещей и их материя находи- тся в состоянии небытия. Эта первая
движение (апории Зенона о невозможности движения). материя лишена жизни, энергии, цело- стности, всяких
Множественность и движение не могут быть мыслимы без свойств, всякой опре- деленности. Материя еще не есть
противоречия, и поэтому они не суть бытие. В познании действительность, а только возмо- жность.
элеаты разграничивают истину, основанную на Действительностью она ста- новится лишь в связи с
рациональном познании, и мнение, основанное на формой. Материя — это потенция, ограниченная формой;
чувственных восприятиях. Последние знакомят нас лишь с потенция (субстрат) есть пассивное начало, форма —
видимостью вещей, но не дают знания их истинной активное. Всякая вещь есть единство «материи» и
сущности. Только разум может постичь истину о мире, «формы». Движение — обнаружение активности формы в
исходя из тождества мышления и бытия. В понятии бытия, момент ее соединения с материей. Виды причин:
как его осмыслили элеаты, содержится три момента: 1) материальная (субстрат), формальная (образующая
бытие есть, а небытия нет; 2) бытие одно, неделимо; 3) «сущность», вещь), производящая (раскрывающая цель
бытие познаваемо, а небытие (видимость) непознаваемо: движения). Высшей формой всего сущего является Бог,
его нет для разума, а значит, оно не существует. имеющий бытие вне мира. Душа - носитель сознания и
Окружающий мир элеаты рассматривали как нечто одно- временно ведает функциями организма. Три уровня
изменчивое и подвижное, представляя его в рамках души: «растительная душа»,отвечает за функции питания и
чувственного познания. размножения; «чувственная (животная) душа», отвечает за
21Атомстический материализм. Основателем атомистики2 функции питания, раз- множения, ощущения и желания;
был Левкипп (ок. 500—440 до н.э.), учение которого «разумная душа», охватывает все вышеперечисленные
продолжил ученый-энциклопедист и философ-материалист функции и ведает еще функциями познания и мышления.
Демокрит (460—370 до н.э.). Демокрит считался Душа смерти. Одушевление материи (гилозоизм) —
основоположником материалистического направления в «нелепость и противоречие». Человек рождается
философии («линия Демокрита» — противоположность «линии политическим существом и стремится к «совме- стному
Платона» — идеалистического направления). сожительству». Человек есть политическое живо- тное
22Основные положения философии атомистов. Мир состоит1 (выводя политичность человека из его природы, а не
из пространства и наполняющей его материи, или из наоборот — природу человека из его деятель- ности в
атомов и пустоты. Атомы не возникают и не уничтожаются. обществе, — Аристотель делает ошибку). Проявление
Они вечны и неделимы, просты и качественно неизменны. политической сущно- сти человека есть образование
Между ними существуют первоначальные отличия: форма, семьи, государства.
порядок и положение. Кроме того, они различаются по
33 «Античная философия» | Античная философия 38
http://900igr.net/fotografii/filosofija/Antichnaja-filosofija/Antichnaja-filosofija.html
cсылка на страницу
Урок

Философия

19 тем
Фото
Презентация: Античная философия | Тема: Античная философия | Урок: Философия | Вид: Фото