Античная философия Скачать
презентацию
<<  История античной философии Милетская школа философии  >>
Ранняя греческая натурфилософия
Ранняя греческая натурфилософия
Ранняя греческая натурфилософия
Ранняя греческая натурфилософия
Проблема единого первоначала
Проблема единого первоначала
Фалес
Фалес
Фалес
Фалес
Фалес
Фалес
Большинство первых философов
Большинство первых философов
Философ
Философ
Философ
Философ
Анаксимандр Милетский
Анаксимандр Милетский
Воздух как первоначало
Воздух как первоначало
Генезис
Генезис
Первоначало
Первоначало
Первоначало
Первоначало
Парменид
Парменид
Парменид
Парменид
Парменид изобрёл логику
Парменид изобрёл логику
Апория места
Апория места
Ахилл и черепаха
Ахилл и черепаха
Ахилл и черепаха
Ахилл и черепаха
Ахилл и черепаха
Ахилл и черепаха
Черепаха
Черепаха
Черепаха
Черепаха
Стрела
Стрела
Апория
Апория
Апория
Апория
Апория
Апория
Иллюзии восприятия
Иллюзии восприятия
Вопросы
Вопросы
Фото из презентации «Древнегреческая философия» к уроку философии на тему «Античная философия»

Автор: Николай Бирюков / Nikolai Biryukov. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке философии, скачайте бесплатно презентацию «Древнегреческая философия» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 610 КБ.

Скачать презентацию

Древнегреческая философия

содержание презентации «Древнегреческая философия»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Основы философии. Тема 2 Ранняя греческая0 22множественности бытия придётся допустить бытие небытия.4
натурфилософия. МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ Сущее не может ни возникнуть из не-сущего, ни сделаться
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии. не-сущим. Бытие не может возникнуть из небытия, или из
2Милетская школа: проблема единого первоначала22 другого бытия, поскольку есть лишь одно бытие, и это
Проблема единства сущего Проблема первоначала (архе) бытие не может стать чем-то иным.
Фалес: вода как первоначало сущего Анаксимандр: апейрон 23Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытие.4
как первоначало сущего Анаксимен: воздух как Бытие есть, небытия нет Бытие едино и неделимо Бытие
первоначало сущего Гераклит: проблема изменчивости Мир вечно и неизменно Небытие немыслимо. Сущее не может
как вечное становление (генезис) Элейская школа: быть несуществующим, не-сущее же не может существовать.
иллюзорность изменчивости Парменид: мир как единое, При допущении множественности бытия придётся допустить
вечное и неизменное бытие Парадоксы Зенона: обоснование бытие небытия. Сущее не может ни возникнуть из
элейской онтологии Апория места (немыслимость пустоты) не-сущего, ни сделаться не-сущим. Одно и то же – мысль
Апории множества (немыслимость множества) Парадокс и предмет мысли. В противном случае пришлось бы
делимости Парадокс сложения Парадокс счисления Апории допустить существование многого.
движения (немыслимость движения) «Ахилл и черепаха» 24Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытие.3
«Дихотомия» (деление на два) «Стрела» «Стадий» Иллюзии Часто говорят, что Парменид изобрёл логику, но в
восприятия и мыслимая реальность. действительности он изобрёл метафизику, основанную на
3Милетская школа Проблема единого первоначала.3 логике . <…> В философии это первый пример
Милет. широкой аргументации от мысли и языка к миру в целом.
4Милетская школа Проблема единого первоначала. Фалес6 Эту аргументацию нельзя, конечно, считать
(ок. 640-562). Анаксимандр (ок. 610 - ок. 540). основательной, но в то же время стоит посмотреть, какой
Анаксимен (ок. 588 - ок. 525). элемент истины она содержит. Рассел. «История западной
5Милетская школа Проблема единства сущего.1 философии».
Взаимопревращения веществ свидетельствуют, что за 25Парадоксы Зенона Обоснование элейской онтологии.10
видимым многообразием воспринимаемого мира скрывается Апория места (немыслимость пустоты) Апории множества
единое первоначало. (немыслимость множества) Парадокс делимости Парадокс
6Милетская школа Проблема первоначала (архе). Арх?1 сложения Парадокс счисления Апории движения
(греч. ????, лат. principium) – термин древнегреческой (немыслимость движения) «Ахилл и черепаха» «Дихотомия»
философии, означающий начало (принцип) как отправной (деление на два) «Стрела» «Стадий».
момент (исходную точку) чего-либо (в пространственном и 26Парадоксы Зенона Обоснование элейской онтологии.1
временном смыслах); начало как зачин или причину Апор?я (греч. ??????, затруднение, безвыходное
чего-либо; начало как начальство (власть); в положение; от ?, отрицательная приставка, и ?????,
специфически философском употреблении – онтологическое выход) – понятие древнегреческой философии,
начало (первоначало) или начало познания обозначающее трудноразрешимую или неразрешимую
(гносеологический принцип). проблему.
7Милетская школа Проблема первоначала (архе). ...3 27Парадоксы Зенона Апория места. Если условием7
большинство первых философов считало началом существования является нахождение в каком-то месте, То
<...> то, из чего состоят все вещи, из чего как и само место, коль скоро оно существует, тоже должно
первого они возникают и во что как в последнее они, находиться в каком-то месте. Это будет уже «второе»
погибая, превращаются, причём сущность хотя и остаётся, место, но и оно должно существовать в каком-то
но изменяется в своих проявлениях, – это они считают «третьем» месте, и так далее до бесконечности.
элементом и началом вещей. И потому они полагают, что Следовательно, «пустое место», как что-то отличное от
ничто не возникает и не исчезает; <...> ибо того, местом чего оно является, немыслимо.
должно быть некоторое естество – или одно, или больше 28Парадоксы Зенона Апория делимости. Если допустить,12
одного, откуда возникает всё остальное, в то время как что бытие делимо, то каждую частицу бытия придётся
само это естество сохраняется. Аристотель. признать одновременно. И бесконечно большой. И вовсе
«Метафизика». лишённой величины. (Как делимую до бесконечности), (Как
8Фалес Вода как первоначало. Относительно количества1 результат бесконечного деления), Что, разумеется,
и вида такого начала не все учили одинаково. Фалес – невозможно.
основатель такого рода философии – утверждал, что 29Парадоксы Зенона Апория сложения. Если допустить,13
начало – вода (потому он и заявлял, что земля находится что бытие делимо, т.е. состоит из частей, то его
на воде); к этому предположению он, быть может, пришёл, придётся признать. Или бесконечно большим. Или вовсе
видя, что пища всех существ влажная и что само тепло лишённым величины. (Если его части имеют какую-то
возникает из влаги и ею живет (а то, из чего всё величину), (Если его части величины не имеют), Но тогда
возникает – это и есть начало всего). Таким образом, он оно должно быть единственным; И, следовательно,
именно поэтому пришёл к своему предположению, равно как неотличимым от небытия.
потому, что семена всего по природе влажны, а начало 30Парадоксы Зенона Апория счисления. Если допустить,12
природы влажного – вода. Аристотель. «Метафизика». что существует многое, то число вещей придётся признать
9Милетская школа Проблема первоначала (архе).22 одновременно. И ограниченным. И бесконечным. (Так как
Философ. Первоначало. Фалес. Вода. Анаксимандр. Апейрон их будет ровно столько, сколько есть: ни больше, ни
(беспредельное, неопределённое). Анаксимен. Воздух. меньше), (Так как между любыми из них будут другие),
10Анаксимандр Апейрон как первоначало. ?пейрон (греч.1 Что, разумеется, невозможно.
???????; от ?, отрицательная приставка, и ?????, конец, 31Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха».5
предел) – термин древнегреческой философии, Быстроногий Ахилл никогда не догонит медленно ползущую
обозначающий бесконечное (беспредельное) и/или черепаху. Ведь прежде, чем догнать её, он должен будет
неопределённое. дойти до того места, в котором она находилась, когда он
11Анаксимандр Апейрон как первоначало. Анаксимандр3 за ней погнался. Но за это время черепаха уйдёт вперёд
Милетский... учил, что первоначалом и основой является и, таким образом, опять окажется впереди Ахилла, и так
беспредельное, и не определял его ни как воздух, ни как далее до бесконечности.
воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части 32Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха».4
изменяются, целое же остаётся неизменным. Диоген 33Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха».2
Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых 34Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха».16
философов». 35Парадоксы Зенона Апория «Дихотомия». Дuхотом?я1
12Анаксимен Воздух как первоначало. Анаксимен...3 (греч. ?????????; от ????, на две части, и ????,
полагал, что начало – бесконечный воздух, из которого сечение, разделение) – 1) деление целого на две части
рождается то, что есть, что было и что будет (с возможным последующим делением каждой из частей на
<...> Сгущаясь и разрежаясь, [воздух] приобретает две подчасти и т.д.); 2) метод классификации, состоящий
видимые различия. Так, растекшись до более разреженного в делении объёма понятия (класса, множества) на два
состояния, он становится огнём; в среднем состоянии подчинённых взаимоисключающих (противоречащих) понятия,
возвращается к [природе] воздуха; по мере сгущения из суммарный объём которых исчерпывает объём делимого
воздуха путем «валяния» образуется облако, сгустившись понятия.
ещё больше, [он становится] водой, ещё больше – землёй, 36Парадоксы Зенона Апория «Дихотомия». Ахилл вообще5
а достигнув предельной плотности – камнями. Ипполит. не сдвинется с места (как, впрочем, и черепаха), Так
«Опровержение всех ересей». как прежде, чем добраться до любого места, он должен
13Гераклит Проблема изменчивости. Эфес. Милет.2 пройти то место, которое находится на полпути между ним
14Гераклит Проблема изменчивости. Как из единого4 и первым местом, А прежде, чем пройти это второе место,
получается многое, из неизменного – изменчивое? он должен пройти место, которое находится на полпути
Гераклит. Мир как вечное становление. между ними, и так далее до бесконечности.
15Гераклит Мир как вечное становление (генезис).3 37Парадоксы Зенона Апория «Дихотомия».16
Гераклит (ок. 540 - 480). Этот космос, тот же самый для 38Парадоксы Зенона Апории движения. Первые две апории2
всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он демонстрируют немыслимость движения при допущении
всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерно бесконечной делимости времени и пространства. Две
возгорающимся, мерно угасающим. последние апории демонстрируют немыслимость движения
16Гераклит Мир как вечное становление (генезис).6 при допущении предела делимости времени и пространства.
Первоначало по природе своей изменчиво: стихия мира – 39Парадоксы Зенона Апория «Стрела». Стрела не может5
огонь. Мир вечен, но не неизменен: в нём всё течёт, всё лететь ни там, где её нет, ни там, где она есть. Она
меняется, и даже в одну и ту же реку нельзя войти ведь занимает в пространстве место, равное своему
дважды. Всё возникает через борьбу противоположностей. размеру – ни больше, ни меньше (иначе она была бы
Но эта борьба порождает не хаос, а упорядоченный больше или меньше себя самой). Так как в этом месте ей
космос, подчинённый разумному принципу – логосу. двигаться некуда, она покоится, а поскольку это верно
17Элейская школа Иллюзорность изменчивости. Элея.2 для любого отрезка её траектории, она покоится всегда.
Эфес. Милет. 40Парадоксы Зенона Апория «Стрела».7
18Элейская школа Иллюзорность изменчивости. Парменид4 41Парадоксы Зенона Апория «Стадий». Если две5
(род. 540/539). Зенон (ок. 490 - 430). колесницы движутся навстречу друг друга со скоростью,
19Элейская школа Иллюзорность изменчивости. Как из3 равной минимальной единице пространства за минимальную
единого получается многое, из неизменного – изменчивое? единицу времени, мимо третьей – неподвижной –
Гераклит. Элеаты. Мир как вечное становление. Мир как колесницы, То они пройдут расстояние, равное
вечное неизменное бытие. минимальной единице пространства, за минимальную
20Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытие.4 единицу времени относительно неподвижной колесницы и за
Бытие есть, небытия нет. Сущее не может быть половину минимальной единицы времени относительно друг
несуществующим, не-сущее же не может существовать. Если друга. Таким образом, получится, что минимальная, т.е.
бы дело обстояло иначе, сущее было бы не-сущим, а неделимая, единица времени делима, что абсурдно.
не-сущее – сущим, что явно нелепо. (Равным образом, делимой окажется и минимальная, т.е.
21Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытие.4 неделимая, единица пространства).
Бытие есть, небытия нет Бытие едино и неделимо. Сущее 42Парадоксы Зенона Апория «Стадий».13
не может быть несуществующим, не-сущее же не может 43Элейская школа Иллюзии восприятия и мыслимая7
существовать. При допущении множественности бытия реальность. Разум свидетельствует, что ни пустоты, ни
придётся допустить бытие небытия. Два бытия не могут множества, ни движения нет, ибо они немыслимы. Чувства
быть отделены друг от друга ни каким-то третьим бытием не позволяют утверждать существование пустоты, но
(в таком случае все три составляли бы сплошное единое свидетельствуют о существовании многих движущихся
бытие), ни небытием, поскольку небытия нет. вещей. У нас есть, таким образом, два источника знания,
22Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытие.4 которые в чём-то противоречат друг другу. Какой же из
Бытие есть, небытия нет Бытие едино и неделимо Бытие них следует признать достоверным?
вечно и неизменно. Сущее не может быть несуществующим, 44Вопросы?6
не-сущее же не может существовать. При допущении
44 «Древнегреческая философия» | Древнегреческая философия 258
http://900igr.net/fotografii/filosofija/Drevnegrecheskaja-filosofija/Drevnegrecheskaja-filosofija.html
cсылка на страницу
Урок

Философия

19 тем
Фото
Презентация: Древнегреческая философия | Тема: Античная философия | Урок: Философия | Вид: Фото