Познание Скачать
презентацию
<<  Методы научного познания Мифологическое познание  >>
Философия Аристотеля
Философия Аристотеля
Философия Аристотеля
Философия Аристотеля
Основные сочинения
Основные сочинения
Концепция истины
Концепция истины
Согласованность между интеллектом и вещью
Согласованность между интеллектом и вещью
Законы мышления
Законы мышления
Вопросы
Вопросы
Фото из презентации «Логика и теория познания» к уроку философии на тему «Познание»

Автор: Николай Бирюков / Nikolai Biryukov. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке философии, скачайте бесплатно презентацию «Логика и теория познания» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 459 КБ.

Скачать презентацию

Логика и теория познания

содержание презентации «Логика и теория познания»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Основы философии. Тема 5, часть 2 Философия0 23ограничением). Обращение суждения (простое). Все60
Аристотеля Теория познания и логика. МОСКОВСКИЙ лошади. Животные. Все лошади. Птицы. Суть. Не суть. Все
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ лошади. Не- животные. Все лошади. Не-птицы. Не суть.
Кафедра философии. Суть. Все лошади. Животные. Все лошади. Птицы. Суть. Не
2Философия Аристотеля Теория познания и логика.15 суть. Некоторые животные. Лошади. Все птицы. Лошади.
Теория познания Роль чувственного опыта в познании Роль Суть. Не суть.
мышления в познании Концепция истины Логика – наука о 24Формы мышления Умозаключение. Достоверным может9
формах мышления Законы мышления Закон [запрета] считаться лишь необходимый вывод, а необходимое связано
противоречия Закон исключённого третьего Закон с существенным и общим. Общее знание выражается: в
тождества Содержание и формы мышления Понятие Суждение общих суждениях, т.е. в суждениях в которых
Умозаключение Непосредственные умозаключения Силлогизм. утверждается присущность признака всем предметам
3Философия Аристотеля Теория познания и логика.12 данного класса (вида, рода) или их неприсущность ни
Основные сочинения. Метафизика О душе Органон Категории одному; в отрицательных суждениях: отрицая наличие
Об истолковании Первая аналитика Вторая аналитика признака у предмета (субъекта высказывания), мы тем
Топика О софистических опровержениях. Аристотель самым утверждаем обо всех предметах, обладающих этим
(384-322). признаком, что субъект данного суждения к ним не
4Теория познания Аристотеля Роль чувственного опыта5 относится (в их число не входит). В общем суждении во
и мышления в познании. Единичное «первично для нас» (в всём объёме берётся (на языке логики это называется
гносеологическом плане), хотя и «вторично по природе» распределённостью) субъект суждения; в отрицательных
(т.е. онтологически). Общее: причины и начала – суждениях – предикат. Таким образом: в
«первично по природе» (онтологически), но «вторично для общеотрицательном суждении распределены и субъект, и
нас» (с гносеологической точки зрения). Познание предикат; в общеутвердительном – только субъект; в
начинается с чувственного восприятия единичных вещей; частноотрицательном – только предикат; в
общее постигается мыслью. Познающая мысль восходит от частноутвердительном – ни субъект, ни предикат.
единичного (частного) к общему: ум образует общие 25Формы мышления Умозаключение. Если термин не3
понятия, абстрагируя общие признаки единичных вещей. распределён в посылке, он не может быть распределён в
Задача познания – выявить общее и объяснить через его выводе. Теперь мы можем сформулировать основное правило
посредство единичное. логического вывода: Именно поэтому при обращении
5Теория познания Аристотеля Роль чувственного опыта1 общеутвердительного суждения «Все лошади – животные»
и мышления в познании. Абстракция (лат. abstractio, получается частноутвердительное суждение «Некоторые
отвлечение) – 1) познавательная процедура (приём животные – лошади», тогда как общеотрицательное
исследования), заключающийся в мысленном отвлечении от суждение «Все лошади – не птицы» обращается без
тех или иных сторон, свойств или связей предмета; 2) ограничения.
отвлечённое понятие или теоретическое обобщение, 26Учение об умозаключении Силлогизм. Силлогизм (греч.2
образуемое в результате этой абстрагирующей работы ???????????) – разновидность умозаключения, посредством
мысли. которого устанавливается логическое отношение между
6Теория познания Аристотеля Концепция истины. Истина4 двумя понятиями на основании их отношения к некоему
– центральная категория гносеологии; в традиции, третьему понятию. Главной своей заслугой в логике
восходящей к Аристотелю, означает соответствие Аристотель считал разработку учения о силлогизме.
субъективных когнитивных актов: ощущений, 27M. P. S. M. S. P. Учение об умозаключении21
представлений, понятий, суждений, умозаключений, теорий Силлогизм. Средний термин. Есть. Б?льшая посылка. Есть.
и т.п., – объективной действительности. … Говорить о Средний термин. Средний термин. Меньшая посылка. Есть.
сущем, что его нет, или о не-сущем, что оно есть, – Следовательно, Меньший термин (субъект вывода). Б?льший
значит говорить ложное; а говорить, что сущее есть и термин (предикат вывода). Есть.
не-сущее не есть, – значит говорить истинное. 28Правила силлогизма Правила терминов и правила9
Аристотель. «Метафизика». посылок. Правила терминов: В силлогизме имеется три
7Теория познания Аристотеля Концепция истины. ...4 термина – не больше и не меньше. Термины, не
Истина определяется как согласованность между распределённые в посылках, не могут быть распределены в
интеллектом и вещью. Veritas est adequatio rei et выводе. Средний термин должен быть распределён хотя бы
intellectus. Фома Аквинский. «Сумма теологии». в одной из посылок. Правила посылок: Из двух частных
8Логика – наука о формах мышления. Логика (греч.1 посылок нельзя получить никакого вывода. Если одна из
??????, наука о мышлении, от ?????, слово, понятие) – посылок – частное суждение, то и вывод (если он вообще
наука о законах, формах и приёмах мыслительной возможен) может быть только частным. Из двух
познавательной деятельности. (Термин «логика» ввели, отрицательных посылок нельзя получить никакого вывода.
по-видимому, стоики. Сам Аристотель своё логическое Если одна из посылок – отрицательное суждение, то и
учение называл «аналитикой»). вывод должен быть отрицательным.
9Логика – наука о формах мышления Содержание и формы27 29Силлогизм Первая фигура. M. P. S. M. S. P. Крайние18
мышления. В огороде. Бузина. Бузина. Растение. Луна. термины занимают в посылках те же позиции, что и в
спутник Земли. В Киеве. Дядька. Киев. Город. Киев. выводе. Есть. Если три термина так относятся между
столица Украины. В Москве. Дождь. Гаврила. Хлебопёк. собой, что последний термин целиком содержится в
Шекспир. автор «Отелло». среднем, а средний целиком содержится в первом или
10Логика Аристотеля Законы мышления. ~ [A ? (~A)]. A17 вовсе не содержится в нём, то для этих крайних терминов
V (~A). A ? A. Законы мышления. Закон тождества. Закон необходимо имеется совершенный силлогизм. Есть. Средний
[запрета] противоречия. Закон исключённого третьего. термин. Есть. Следовательно, Есть. Аристотель. Первая
Логические выводы надёжны лишь при условии, что все аналитика.
понятия (термины) в пределах рассуждения имеют один и 30Правила силлогизма Правила первой фигуры. M. P. S.6
тот же смысл. Не могут быть одновременно истинными два M. S. P. Меньшая посылка должна быть суждением
противоположных высказывания об одном и том же утвердительным. Большая посылка должна быть суждением
предмете. Из двух противоположных высказываний об одном общим. BARBARA CELARENT DARII FERIO. Есть. Есть.
и том же предмете одно непременно истинно. Средний термин. Есть. Следовательно, Есть.
11Законы мышления Закон запрета противоречия. А самое3 31Силлогизм Модусы первой фигуры. P. P. P. P. M. M.32
достоверное из всех начал – то, относительно которого M. M. BARBARA. CELARENT. S. S. DARII. FERIO. S. S.
невозможно ошибиться, ибо такое начало должно быть 32Силлогизм Вторая фигура. P. M. S. M. S. P. Средний17
наиболее очевидным (ведь все обманываются в том, что не термин является предикатом в обеих посылках. (Не) есть.
очевидно) и свободным от всякое предположительности. Если же одно и то же одному всему присуще, а другому
Действительно, начало, которое необходимо знать всякому вовсе не присуще или и тому и другому всему присуще или
постигающему что-либо из существующего, не есть вовсе не присуще, то такую фигуру я называю второй. Не
предположение; а то, что необходимо уже знать тому, кто есть. Средний термин. (Не) есть. Следовательно, Не
познаёт хоть что-нибудь, он должен иметь, уже приступая есть. Аристотель. Первая аналитика.
к рассмотрению. Таким образом, ясно, что именно такое 33Правила силлогизма Правила второй фигуры. P. M. S.8
начало есть наиболее достоверное из всех; а что это за M. S. P. Одна из посылок должна быть отрицательной.
начало, укажем теперь. А именно: невозможно, чтобы одно Следовательно, отрицательным будет и вывод. Большая
и то же в одно и то же время было и не было присуще посылка должна быть суждением общим. CESARE CAMESTRES
одному и тому же в одном и том же отношении (и всё FESTINO BAROKO. (Не) есть. Средний термин. (Не) есть.
другое, что мы могли бы ещё уточнить, пусть будет Следовательно, Не есть.
уточнено во избежание словесных затруднений) – это, 34Силлогизм Модусы второй фигуры. M. M. M. M. P. P.32
конечно, самое достоверное из всех начал, к нему P. P. CESARE. CAMESTRES. S. S. FESTINO. BAROKO. S. S.
подходит данное выше определение. Аристотель. 35Силлогизм Третья фигура. M. P. M. S. Некоторые S.17
«Метафизика». P. Средний термин является субъектом в обеих посылках.
12Законы мышления Закон запрета противоречия. А самое13 Есть. Если же одному и тому же одно присуще всему, а
достоверное из всех начал – то, относительно которого другое вовсе не присуще или и то и другое присущи ему
невозможно ошибиться, ибо такое начало должно быть всему или вовсе не присущи, то такую фигуру я называю
наиболее очевидным (ведь все обманываются в том, что не третьей. Средний термин. Есть. Есть. Следовательно,
очевидно) и свободным от всякое предположительности. Есть. Аристотель. Первая аналитика.
Действительно, начало, которое необходимо знать всякому 36Правила силлогизма Правила третьей фигуры. M. P. M.8
постигающему что-либо из существующего, не есть S. P. Некоторые S. Меньшая посылка должна быть
предположение; а то, что необходимо уже знать тому, кто утвердительным суждением. Вывод – частное суждение.
познаёт хоть что-нибудь, он должен иметь, уже приступая DARAPTI DISAMIS DATISI FELAPTON BOCARDO FERISON. Есть.
к рассмотрению. Таким образом, ясно, что именно такое Средний термин. Есть. Следовательно, Есть.
начало есть наиболее достоверное из всех; а что это за 37Силлогизм Модусы третьей фигуры. P. P. P. P. P. P.48
начало, укажем теперь. А именно: невозможно, чтобы одно S. S. S. S. S. S. DARAPTI. FELAPTON. M. M. DISAMIS.
и то же в одно и то же время было и не было присуще BOCARDO. M. M. DATISI. FERISON. M. M.
одному и тому же в одном и том же отношении (и всё 38Силлогизм Сведение фигур силлогизма к первой11
другое, что мы могли бы ещё уточнить, пусть будет фигуре. Первую фигуру Аристотель считал наиболее
уточнено во избежание словесных затруднений) – это, очевидной и убедительной формой доказательства и
конечно, самое достоверное из всех начал, к нему называл совершенной фигурой. Именно в первой фигуре
подходит данное выше определение. наиболее явно проявляется соответствие рассуждения
13Законы мышления Закон запрета противоречия.3 требованиям аксиомы силлогизма. Только по первой фигуре
Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время можно получить в заключении общеутвердительное суждение
было и не было присуще одному и тому же в одном и том (A). Только по первой фигуре можно доказать суждение
же отношении. Аристотель. «Метафизика». любого вида: общеутвердительное (A), общеотрицательное
14Законы мышления Закон исключённого третьего. Равным3 (E), частноутвердительное (I), частноотрицательное (O).
образом не может быть ничего промежуточного между двумя Наконец, только в первой фигуре крайние термины
членами противоречия, а относительно чего-то одного занимают в посылках те же позиции, что и в выводе:
необходимо что бы то ни было одно либо утверждать, либо меньший термин (S) является субъектом меньшей, а
отрицать. Аристотель. «Метафизика». больший (P) – предикатом большей посылки. Вторую и
15Законы мышления Закон исключённого третьего. Если3 третью фигуры Аристотель считал несовершенными
же ложное есть не что иное, как отрицание истины, то фигурами, которые следует сводить к первой фигуре.
всё не может быть ложным, ибо один из двух членов Сведение осуществляется путём: формальных
противоречия должен быть истинным. Аристотель. преобразований: обращением суждений (простым или с
«Метафизика». ограничением); перестановкой посылок; или «приведением
16Логика Аристотеля Формы мышления. Формы мышления.37 к нелепости» (reductio ad absurdum).
Понятие. Суждение. Умозаключение. Лошадь. Животное. 39Сведение обращением (с ограничением) Модус DARAPTI34
Луна. Спутник. Лошадь. Животное. Луна. спутник Земли. (3-я фигура) – к модусу DARII. Сведение обращением (с
Все животные. Нуждаются в пище. Лошади. Животные. ограничением) Модус DARAPTI (3-я фигура) – к модусу
След., лошади. Нуждаются в пище. DARII. Все пианисты. Знают ноты. Все пианисты. Знают
17Формы мышления Понятие. Понятие, по Аристотелю, –10 ноты. Связка. Связка. Средний термин. Связка. Связка.
это то общее, что присуще всем предметам данного вида Все пианисты. Люди. Некоторые люди. Пианисты. Связка.
или рода. Общим у предметов одного вида (рода) является Связка. Следовательно, Обращение с ограничением.
форма, тогда как материя предмета выступает как принцип Следовательно, Некоторые люди. Знают ноты. Некоторые
индивидуации. Материя есть возможность вещи; форма люди. Знают ноты. Связка. Связка. Средний термин.
выражает её сущность, т.е. то, что в вещи 40Сведение простым обращением Модус CESARE (2-я34
представляется необходимым. Таким образом, в фигура) - к модусу CELARENT. Сведение простым
аристотелевской концепции понятия прочно увязываются: обращением Модус CESARE (2-я фигура) - к модусу
общее, существенное, необходимое. ... То, что CELARENT. Ни один студент МГИМО. не бывал на Луне.
сказывается в сути, есть общее (а общее есть Никто из бывавших на Луне. не студент МГИМО. Связка.
необходимое)… Аристотель. «Вторая аналитика». Связка. Связка. Средний термин. Есть. Нил Армстронг.
18Формы мышления Понятие. Понятие применяется, таким9 бывал на Луне. Нил Армстронг. бывал на Луне. Связка.
образом, к множеству предметов. На языке логики это Связка. Следовательно, Простое (чистое) обращение.
множество именуется классом; мощность множества (число Следовательно, Нил Армстронг. не студент МГИМО. Нил
элементов) характеризует объём понятия. Если с точки Армстронг. не студент МГИМО. Связка. Связка. Средний
зрения объёма, понятие относится к совокупности термин.
предметов (предицируется им), то с точки зрения 41Сведение перестановкой посылок Модус CAMESTRES (2-я30
содержания, его можно охарактеризовать как совокупность фигура) - к модусу CELARENT. Все птицы. Имеют крылья.
признаков (предицируемых данному понятию). Чем больше Некоторые крылатые существа. Птицы. Связка. Связка.
признаков мыслится в понятии, тем меньше его объём, Связка. Средний термин. Есть. Ни одна кошка. Не имеет
т.е. тем меньше элементов в классе, обозначаемым данным крыльев. Ни одна кошка. Не имеет крыльев. Связка.
понятием, и наоборот. Отвлекаясь (абстрагируясь) от Связка. Следовательно, Следовательно, Ничего из этого
каких-то признаков, мы получаем более общее понятие; не следует, Ни одна кошка. Не птица. Связка. Средний
эта операция называется «обобщением». Обратная термин. Потому что в результате такого преобразования
операция, заключающаяся в добавлении признаков к общему нарушаются оба правила первой фигуры: 1) после
понятию, именуется «ограничением понятия». Объём обращения с ограничением б?льшая посылка оказывается
понятия, характеризуемое набором признаков, входит в суждением частным, 2) а меньшая так и остаётся
объём понятия, характеризуемого только частью этих суждением отрицательным.
признаков. Напротив, понятие, характеризуемое набором 42Сведение перестановкой посылок Модус CAMESTRES (2-я47
признаков, включает в свой объём объёмы понятий, фигура) - к модусу CELARENT. Сведение перестановкой
характеризуемых всеми этими и ещё какими-то посылок Модус CAMESTRES (2-я фигура) - к модусу
(дополнительными) признаками. Операция предицирования CELARENT. Сведение перестановкой посылок Модус
лежит в основе формы мышления, именуемой суждением. CAMESTRES (2-я фигура) - к модусу CELARENT. Сведение
19Соотношения между объёмами понятий и основные типы16 перестановкой посылок Модус CAMESTRES (2-я фигура) - к
суждений. P. P. P. P. S. S. S. S. Все S суть P модусу CELARENT. Все птицы. Имеют крылья. Никто из
(общеутвердительное суждение). Ни одно S не есть P имеющих крылья. Все птицы. Имеют крылья. Не кошка.
(общеотрицательное суждение). Некоторые S суть P Связка. Связка. Связка. Средний термин. Есть. Ни одна
(частноутвердительное суждение). Некоторые S не суть P кошка. Не имеет крыльев. Никто из имеющих крылья. Все
(частноотрицательное суждение). птицы. Не кошка. Имеют крылья. Связка. Связка. Простое
20Формы мышления Суждение. S. P. Суждение – это такая7 (чистое) обращение. Следовательно, Перестановка
форма мысли, в которой утверждается или отрицается посылок. Следовательно, Ни одна кошка. Не птица. Ни
что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, одна птица. Ни одна кошка. Не кошка. Не птица. Связка.
связей и отношений. Элементарное суждение можно Связка. Простое (чистое) обращение. Средний термин.
представить в виде формулы: Суждение выражает либо 43Сведение приведением к нелепости Модус BAROCO (2-я18
истину, либо ложь. Имена же и глаголы сами по себе фигура) - к модусу BARBARA. Все числа, кратные четырём.
подобны мысли без связывания или разъединения, например Делятся на два. При обращении б?льшей посылки получим
«человек» или «белое»; когда ничего не прибавляется, частное суждение, но в первой фигуре б?льшая посылка не
нет ни ложного, ни истинного, хотя они и обозначают может быть частным суждением. Связка. Связка. Средний
что-то: ведь и «козлоолень» что-то обозначает, но ещё термин. Некоторые числа. Не делятся на два. Меньшая
не истинно и не ложно, когда не прибавлен [глагол] посылка, как частноотрицательное суждение, обращению
«быть» или «не быть» – либо вообще, либо касательно вообще не подлежит. Связка. Следовательно, Некоторые
времени. (Не) есть. числа. Не кратны четырём. Посылки нельзя также поменять
21Формы мышления Суждение. С точки зрения7 местами, потому что в этом случае б?льшая посылка
соответствия содержания суждений действительности, опять-таки окажется частным суждением. Связка.
суждения делятся на истинные и ложные. С точки зрения 44Сведение приведением к нелепости Модус BAROCO (2-я37
формы, Аристотель делит суждения на: утвердительные и фигура) - к модусу BARBARA. Сведение приведением к
отрицательные (классификация по качеству); общие, нелепости Модус BAROCO (2-я фигура) - к модусу BARBARA.
частные и неопределённые (классификация по количеству). Все числа, кратные четырём. Делятся на два. Все числа,
Общей я называю [посылку] о присущем всем или не кратные четырём. Делятся на два. Связка. Связка.
присущем ни одному, частной – о присущем или не Средний термин. Связка. Некоторые числа. Не делятся на
присущем некоторым или присущем не всем, неопределённой два. Все числа. Кратны четырём. Связка. Б?льшую посылку
– о присущем или не присущем без указания того, общая оставляем без изменений. В качестве меньшей посылки
ли она или частная, как, например, <…> берём суждение, противоречащее выводу. Связка.
удовольствие не есть благо. Аристотель. «Первая Следовательно, Следовательно, Некоторые числа. Не
аналитика». кратны четырём. Все числа. Делятся на два. Связка.
22Формы мышления Умозаключение. Все S. P. Все S. P.33 Получаем вывод, противоречащий меньшей посылке. Связка.
Некоторые S. P. Некоторые S. P. Эти подразделения важны Средний термин.
для уяснения следующей формы мышления – умозаключения. 45Сведение приведением к нелепости Модус CESARE (2-я46
Умозаключение – это такое логическое действие, в фигура) - к модусу CELARENT. Сведение приведением к
результате которого из одного или нескольких – нелепости Модус CESARE (2-я фигура) - к модусу
определённым образом связанных – суждений (именуемых CELARENT. Ни один студент МГИМО. не бывал на Луне. Ни
посылками) получается новое суждение (вывод), в котором один студент МГИМО. не бывал на Луне. Связка. Связка.
содержится новое знание. Элементарное умозаключение Связка. Средний термин. Связка. Нил Армстронг. бывал на
исходит из одной посылки (такое умозаключение Луне. Нил Армстронг. студент МГИМО. Связка. Б?льшую
называется непосредственным). Умозаключение подчинения. посылку оставляем без изменений. В качестве меньшей
Умозаключение подчинения. Все лошади. Животные. Все посылки берём суждение, противоречащее выводу. Связка.
лошади. Птицы. Суть. Не суть. Некоторые лошади. Следовательно, Следовательно, Нил Армстронг. не студент
Животные. Некоторые лошади. Птицы. Суть. Не суть. МГИМО. Нил Армстронг. не бывал на Луне. Связка.
23Формы мышления Непосредственные умозаключения. Все60 Получаем вывод, противоречащий меньшей посылке. Связка.
S. P. Все S. P. Все S. Не-p. Все S. Не-p. Все S. P. Все Средний термин.
S. P. Некоторые P. S. Все P. S. Превращение суждения. 46Вопросы?6
Превращение суждения. Обращение суждения (с
46 «Логика и теория познания» | Логика и теория познания 783
http://900igr.net/fotografii/filosofija/Logika-i-teorija-poznanija/Logika-i-teorija-poznanija.html
cсылка на страницу
Урок

Философия

19 тем
Фото
Презентация: Логика и теория познания | Тема: Познание | Урок: Философия | Вид: Фото
900igr.net > Презентации по философии > Познание > Логика и теория познания