Познание Скачать
презентацию
<<  Предмет познания Познание и знание  >>
Специфика науки
Специфика науки
Фото из презентации «Способы познания» к уроку философии на тему «Познание»

Автор: Olga. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке философии, скачайте бесплатно презентацию «Способы познания» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 291 КБ.

Скачать презентацию

Способы познания

содержание презентации «Способы познания»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Наука как один из способов познания мира. Александр0 26философии находит выражение и в самом стиле философских0
Сунгуров Курс «Логика и методология науки», Лекция 1. произведений. Многие выдающиеся философы оставили после
2Как человек познает мир? Существуют разнообразные0 себя творения, которые восхищают людей не только
формы познания мира: Обыденное знание Искусство Религия глубиной мысли, но и блестящей литературной формой.
Философия Наука То есть наука – лишь один из способов Нередки и такие случаи, когда тот или иной философ
познания мира. излагает свое учение в виде афоризмов. Философия
3Обыденное знание – это (1). Это бессистемное,0 воздействует не на один лишь интеллект человека, но и
складывающееся под влиянием жизненных обстоятельств, на его эмоции, на весь спектр его духовных
формирующееся стихийно повседневное знание каждого способностей. И в этом смысле она сродни литературе и
человека, которое обеспечивает ему элементарную искусству. Философия не является строгой наукой в
ориентацию в мире. Http://www.Internet-school.Ru/. обычном понимании этих слов: у нее, однако, есть своя
4Обыденное знание – это (2). повседневное,0 мера строгости, свои способы обоснования и
жизненно-практическое знание, которое часто называют доказательства выдвигаемых ею утверждений Ведение в
знанием здравого смысла. Оно является продуктом философию. Под ред И.Фролова и др. – М., 2003.
обыденного сознания, а последнее – стадией 27Философию можно определить как поиск ответов. на0
общественного сознания, второй стадией которого вечные проблемы человеческого бытия. Вопрос о
является научное мышление. Б.Пукшанский. «Обыденное первоначалах бытия, о возможности достижения истины в
знание» (Изд. ЛГУ. Ленинград. 1987). их познании, О сущности добра, красоты и
5Обыденное знание – это (3). Обыденное знание0 справедливости, О происхождении и назначении человека
обеспечивает фундаментальную, но наименее всего Последовательно размышляя над вечными проблемами,
осознаваемую систему представлений человека о характере философ-мудрец формирует «мировоззрение». Мировоззрение
и свойстве повседневной реальности. Это знание есть система взглядов на мир, на человека и, самое
несистематизированно и фрагментарно, слаборефлексивно. главное, на отношение человека к миру Философия есть
Будучи близким к навыку и обычаю, оно может граничить с учение о цельном мировоззрении.
суеверием, более того — черпать в последнем 28Философия и наука. Их роднит то, что они являются0
доказательства своей истинности, хотя само не сферами рациональной и доказательной духовной
подчиняется строгим критериям истины Обыденное знание деятельности, ориентированными на достижение истины,
имеет прагматическую обоснованность, и поэтому в которая в ее классическом понимании есть «форма
высокой степени зависимо от историко-социального согласования мысли с действительностью» Но есть и два
контекста. Оно «правильно», если соответствует важных отличия.
критериям практической пользы, основательности, 291. Любая наука имеет дело с фиксированной0
справедливости и прочего, установленного в данное время предметной областью. и никогда не претендует на
в данной среде. А.Ю. Семаш. Трансформация обыденного формулировку универсальных закономерностей бытия. Так,
знания, или Наука в популярном изложении. физика открывает законы физической реальности; химия —
6В чем принципиальная разница между научным знанием0 химической, психология — психологической. При этом
и знанием, основанным на здравом смысле? Научное знание законы физики весьма опосредованно связаны с
о политике иначе организовано, оно подчиняется жестким психической жизнью, а законы психической жизни, в свою
требованиям, правилам Научное знание всегда очередь, не работают в сфере физических взаимодействий.
предполагает более широкое поле сбора материала для Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные
обобщений и суждений Научное знание отличается способом суждения и стремится открыть законы всего мирового
объяснения событий Британский социолог 3. Бауман. целого.
71. Требования к научному знанию. а) определенность0 302. Наука традиционно абстрагируется от проблемы0
категориального аппарата; б) выработанные и ценностей и от вынесения ценностных суждений. Она ищет
апробированные методы познания; в) подкрепление истину — то, что есть в самих вещах, не обсуждая,
теоретических обобщений реальными фактами; г) хорошим или плохим является то, что она нашла, и есть
открытость научной концепции для обсуждения, ли во всем этом какой-то смысл. Иными словами, наука
критического осмысления. Обыденное знание более отвечает преимущественно на вопросы «почему?» «как?» и
свободно, оно лишено жестких рамок, оно не претендует «откуда?», но не задается метафизическими вопросами
на право «ответственных высказываний», типа «зачем?» и «для чего?». В отличие от науки,
82. Широкое поле сбора материала. В повседневной0 ценностная компонента знания неустранима из философии.
жизни мы очень редко пытаемся (если вообще пытаемся) Она, претендуя на решение вечных проблем бытия,
подняться над уровнем наших повседневных интересов, ориентирована не только на поиск истины, как формы
расширить горизонт своего опыта, поэтому обыденное согласования мысли с бытием, но также на познание и
знание всегда фрагментарно, оно выхватывает лишь утверждение ценностей, как форм согласования бытия с
отдельные события, эпизоды политического процесса; человеческой мыслью.
научное, напротив, претендует на широту обобщения и 31В отношении науки и философии есть две крайности.0
всесторонность анализа. Это, с одной стороны, натурфилософия, как попытка
93. Способ объяснения событий. В науке объяснение0 строить универсальные картины мира без опоры на данные
должно быть максимально деперсонализированным, т.е. науки, С другой — позитивизм, призывающий философию
обоснование, интерпретация проводятся на основе отказаться от обсуждения метафизической (прежде всего
вычленения множества факторов, взаимозависимостей. Для ценностной) проблематики и сосредоточиться
знания, основанного на здравом смысле, характерно исключительно на обобщении положительных фактов науки.
объяснение тех или иных событий, действий политиков 32Специфика науки. Из работы В.И.Вернадского «Научная0
исходя из сложившихся ранее представлений и убеждений. мысль как планетарное явление». ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
Человек обычно приписывает политическим деятелям те ВЕРНАДСКИЙ (1863-1945), Ученый, мыслитель, участник
намерения, которые известны ему из предшествующего Земского движения, один из лидеров Партии
опыта. конституционных демократов, член Временного
10Искусство. Искусство, как специфическое0 правительства, основатель Украинской академии наук.
общественное явление представляет собой сложную систему 33«Есть одно коренное явление, которое определяет0
качеств, структура которой характеризуется сопряжением научную мысль и отличает научные результаты и научные
познавательной, оценочной, созидательной (духовно и заключения ясно и просто от утверждений философии и
материально) и знаково-коммуникативной граней (или религии, - это общеобязательность и бесспорность
подсистем). Благодаря этому И. выступает и как средство правильно сделанных научных выводов, научных
общения людей, и как орудие их просвещения, обогащения утверждений, понятий, заключений. Научные, логически
их знаний о мире и о самих себе, и как способ правильно сделанные действия, имеют такую силу только
воспитания человека на основе той или иной системы потому, что наука имеет свое определенное строение и
ценностей, и как источник высоких эстетических радостей что в ней существует область фактов и обобщений,
(М.С.Каган, БСЭ). научных, эмпирически установленных фактов и эмпирически
11Социокультурные смыслы искусства: Искусство как0 полученных обобщений, которые по своей сути не могут
форма познания; искусство как способ коммуникации: быть реально оспариваемы. Такие факты и такие
искусство как способ компенсации; искусство - сфера обобщения, если и создаются временами философией,
эстетического; искусство как наслаждение; искусство - религией, жизненным опытом или социальным здравым
совокупность художественных ценностей; искусство как смыслом и традицией, не могут быть ими, как таковые,
фактор духовно-нравственного развития личности. доказаны. Ни философия, ни религия, ни здравый смысл не
12Специфика искусства как формы художественного0 могут их установить с той степенью достоверности,
познания. 1. Оно является образным и наглядным которую дает наука…
Художественный образ выполняет в искусстве те же 34Тесная связь философии и науки в обсуждении общих0
функции, что и понятие в науке: с помощью него вопросов естествознания (“философия науки”) является
происходит процесс художественного обобщения, выделения фактом, с которым как таковым приходится считаться и
существенных признаков познаваемых предметов. 2. Для который связан с тем, что и натуралист в своей научной
художественного познания характерны специфические работе часто выходит, не оговаривая или даже не
способы воспроизведения окружающей действительности, а осознавая этого, за пределы точных, научно
также средства, при помощи которых происходит создание установленных фактов и эмпирических обобщений.
художественных образов – слово, цвет, форма и т.д. 3. Очевидно, в науке, так построенной, только часть ее
Огромную роль в процессе познавания мира с помощью утверждений может считаться общеобязательной и
искусства играют воображение и фантазия познающего непреложной. Но эта часть охватывает и проникает
субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в огромную область научного знания, так как к ней
искусстве, является совершенно не допустимым, например принадлежат научные факты - миллионы миллионов фактов.
в процессе научного познания. Количество их неуклонно растет, они приводятся в
13Искусство служит красоте, то есть. Своеобразному0 системы и классификации. Эти научные факты составляют
эмоциональному познанию. Искусство находит во всем эту главное содержание научного знания и научной работы.
красоту и заставляет человека чувствовать ее и таким Они, если правильно установлены, бесспорны и
образом познавать. Искусство есть могучее средство общеобязательны. Наряду с ними могут быть выделены
познания ноуменального мира, – глубины тайн, одна системы определенных научных фактов, основной формой
поразительнее другой, открываются взору человека, когда которых являются эмпирические обобщения.
он держит в руках этот магический ключ. П.Д.Успенский, 35Это тот основной фонд науки, научных фактов, их0
1911. классификаций и эмпирических обобщений, который по
14Искусство -. Одна из форм общественного сознания,0 своей достоверности не может вызывать сомнений и резко
часть общей духовной культуры человечества, отличает науку от философии и религии. Ни философия, ни
специфическая форма практически-духовного познания религия таких фактов и обобщений не создают. Наряду с
мира. Д.Дидро: «Искусство заключается в том, чтобы ним, мы имеем в науке многочисленные логические
найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в построения, которые связывают научные факты между собой
необыкновенном». Когда говорят о творчестве, то и составляют исторически преходящее, меняющееся
совершенно справедливо указывают на важную роль содержание науки - научные теории, научные гипотезы,
воображения и интуиции. Вообразить – значит войти в рабочие научные гипотезы, достоверность которых обычно
образ, поэтому творчество, как и искусство, можно небольшая, колеблется в значительной степени; но
назвать изобретением образов. Ученый смотрит на мир длительность существования их в науке может быть иногда
непосредственно, прямо (пусть и через систему очень большой, может держаться столетия. Они вечно
приборов), художник видит его в зеркале человеческой меняются и по существу отличаются от религиозных и
души. философских представлений только тем, что
15Религия, как и искусство -. Организованные формы0 индивидуальный характер их, проявление личности столь
эмоционального познания Религиозные вероучения, характерное и яркое для философских, религиозных и
принимая характер "культов", целиком художественных построений, отходит резко на второй
основываются на эмоциональной природе человека. план, может быть в связи с тем, что они все же
Величественные храмы, пышная одежда жрецов и основываются, связаны и сводятся к объективным научным
священников, торжественные богослужения, процессии, фактам, ограничены и определены в своем зарождении этим
жертвоприношения, пение, музыка – все это имеет целью признаком.».
известным образом эмоционально настроить человека, 36Определения науки. Наука — одна из сфер0
вызвать в нем известные определенные чувства. Ту же человеческой деятельности, функцией которой является
самую цель преследуют религиозные мифы, легенды, производство и систематизация знаний о природе,
жизнеописания, пророчества, апокалипсисы – они все обществе и сознании. Н. включает в себя деятельность по
действуют на воображение, на чувство. Цель этого – дать производству знания. НАУКА - сфера человеческой
человеку Бога, дать ему мораль, то есть дать известное деятельности, функция которой - выработка и
познание тайной стороны мира. Религия может уклоняться теоретическая систематизация объективных знаний о
от своей цели, может служить земным интересам и целям. действительности; одна из форм общественного сознания;
Но начало ее лежит в искании правды и Бога. включает как деятельность по получению нового знания,
П.Д.Успенский, 1911. так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе
16Если человек ощущает внутреннюю истину как нечто0 научной картины мира; обозначение отдельных отраслей
всеобщее, мировое. ему не принадлежащее, единое для научного знания. Непосредственные цели - описание,
множества людей, то он начинает проповедывать. В объяснение и предсказание процессов и явлений
отличие от художника (поэта, музыканта) проповедник не действительности, составляющих предмет ее изучения, на
придумывает, не изобретает новых оригинальных форм основе открываемых ею законов. Наука — это
фиксации своего прозрения, а находит подкрепление, использование систематических методов исследования,
подтверждение ему в уже предзаданной символической теоретического мышления и логической оценки аргументов
системе ритуалов, символов, текстов. Религия, по сути, с целью развития знаний об определенном предмете.
и является набором исторически сложившихся, строго Научная работа состоит из смеси очень смелого мышления
зафиксированных форм (ритуалов), предназначенных для и тщательного подбора данных для доказательства или
выражения индивидуальных познавательных актов. опровержения гипотез и теорий. (Э.Гидденс).
Унифицированность и абсолютность религии как способа 37Структура науки. Научные дисциплины, образующие в0
познания Мира, с одной стороны, отражают (констатируют) своей совокупности сис­тему Н. в целом, разделяются на
всеобщее единство самого Мира, и, с другой стороны, три группы: естественные, общественные и технические Н
предлагают единый язык для выражения индивидуальных Система наук условно делится на естественные,
всплесков познания, язык человеческого взаимопонимания. общественные, гуманитарные и технические науки.
17Верующий человек, в отличие от художника. не0 38Наука и практика. По их отношению к практике Н. и0
выражает личное отношение к миру в самостоятельных, научные исследования принято разделять на
уникальных, оригинальных высказываниях, а формулирует фундаментальные и прикладные. Основными целями
их в предзаданных, уже существующих терминах одной из фундаментальных Н. являются познание сущности явлений,
религий. Для такой унификации религия изначально открытие законов, управляющих течением наблюдаемых
строится как некая абсолютная система, на языке которой процессов, обнаружение глубинных структур, лежащих в
возможно выразить любой познавательный порыв, любое основе эмпирических фактов. Целью прикладных
чувство, предощущение истины. В отличие от искусства, в исследований является применение результатов
котором схожие чувства выражаются в разнообразнейших фундаментальных Н. для решения технических,
произведениях искусства, в религии – весь спектр чувств производственных, социальных задач.
фиксируется в терминах единой формализированной схемы. 39Проблема разграничения науки и не-науки. Наука0
Но именно эта внесиюминутность, внеиндивидуальность пользуется в обществе заслуженным авторитетом, люди
характеризует религию как способ познания вневременного доверяют знанию, которое признается “научным”. Но
единства Мира, его общности во всех его явлениях и далеко не все, что называется научным или претендует на
нашем восприятии его. http://www.boldachev.com. этот статус, на самом деле отвечает критериям
18Религия -. Форма общественного сознания;0 научности.
совокупность духовных представлений, основанных на вере 40Примеры «не совсем науки». Скороспелые,0
в существование бога (богов) или сверхъестественных “некачественные” гипотезы, которые их авторы выдают за
сил, а также соответствующее поведение и специфические вполне доброкачественный товар “Теории” людей, которые
действия (культ). Религия развивается от веры во многих настолько увлечены своими идеями, что не внемлют
духов (богов), олицетворением которых становятся силы и никаким критическим аргументам Внешне наукообразные
явления природы, до учения о едином Боге-Творце конструкции, с помощью которых их авторы объясняют
(монотеизм). Все монотеистические религии имеют много строение “мира в целом” или “всю историю человечества”
общих черт. Словарь по естественным наукам. Идеологические доктрины, создаваемые не для объяснения
19Религия как форма познания мира. Прежде всего0 объективного положения дел, а для объединения людей
религия - это познание Бога. Теология - учение о Боге, вокруг определенных социально-политических целей и
Богословие. Религия - это связь человека с Богом, идеалов Многочисленные учения парапсихологов,
исходя из этимологии этого латинского слова. Есть астрологов, “нетрадиционных целителей”, исследователей
разные пути богопознания. Не только непосредственные - неопознанных летающих объектов, духов египетских
в общении, - но и через мистическую интуицию, пирамид, Бермудского треугольника и т.п. - то, что
религиозную медитацию, аскетизм или непосредственные обычные ученые называют паранаукой или псевдонаукой.
попытки общения с Богом. Есть путь познания Бога через 41Критерии разграничения (демаркации) предлагает0
откровение, то есть через священные книги. философия науки. «Хотя на первый взгляд они и
20Религия. мировоззрение, миропонимание,0 напоминают научные теории, на самом деле они устроены
мироощущение, а также сопряженное с ними поведение иначе. Они не являются ни ложными, ни истинными, они -
людей и формы его концептуализации, определяемые верой бессмысленны, или, говоря несколько мягче, лишены
в существование сверхъестественной сферы, познавательного значения. Научная теория может быть
артикулируемой в зрелых формах Р. в качестве Бога, ошибочной, но она при этом остается научной. Ваши же
божества. М. Вебер предлагал выделять религиозные “теории” лежат в иной плоскости, они могут играть роль
системы, делающие акцент на моментах: современной мифологии или фольклора, могут положительно
ритуально-культовых, аскетически-деятельностных, влиять на психическое состояние людей, внушать им некую
мистико-созерцательных (и/или эсхатологических), надежду и т.п., но к научному знанию они не имеют
интеллектуально-догматических. никакого отношения”. «Венский кружок», начало ХХ века:
21Если наука преуспевает в постижении мира0 принцип верифицируемости: понятие или суждение имеет
(общественного и природного), разъятого в этих целях на значение если и только если оно эмпирически проверяемо.
отдельные фрагменты, то Религия в состоянии 42Сциентизм и антисциентизм. Сциентизм сложился в0
продуцировать смыслы жизненной целостности космоса, рамках позитивистской традиции и представляет собой
социума, отдельного человека, впоследствии тиражируемые мировозренческую позицию, согласно которой
и возобновляемые через культуру вкупе с ритуалами. конкретно-научное знание в наличной совокупности его
22Религии могут. а) принимать0 результатов и способов их получения является наивысшей
"посюсторонний" мир; б) отвергать его; в) культурной ценностью и достаточным условием
принимать этот мир на условиях его улучшения в той или мировозренческой ориентации человека. Для сциентизма
иной форме. Даже самые высокоразвитые Р. в своей характерно преувеличение роли науки в познании
истории оказывали на людей не только освобождающее, окружающего мира и человека, объявление ее вершиной
гуманное, прогрессивное воздействие, но также и развития культуры, убеждение в ненужности других сфер
регрессивное, подавляющее, реакционное. Новейший культуры (О. Конт ), так как наука, согласно этому
философский словарь. направлению, более успешно выполняет все культурные
23ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю, sophia - мудрость;0 функции многообразного духовного мира человечества .
любовь к мудрости) -. особая форма познания мира, 43Антисциентизм основан на недоверии к возможностям0
вырабатывающая систему знаний о фундаментальных науки и разума, на критике научных методов познания.
принципах и основах человеческого бытия, о наиболее Предпочтение здесь отдается вненаучным средствам
общих сущностных характеристиках человеческого освоения бытия, особенно мифу, символу, искусству.
отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех Антисциентистское направление развивалось в 19 - 20
ее основных проявлениях. Ф. стремится рациональными в.в. в концепциях таких западноевропейских мыслителей,
средствами создать предельно обобщенную картину мира и как Ф.Шеллинг, А. Шопенгауер, С. Кьерксгор, Ф.Ницше,
места человека в нем (В.С.Степин) Философия - наука о Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, К.Ясперс. А.Бергсон считал,
наиболее общих законах развития природы, человеческого что художественная интуиции имеет неоспоримое
общества и мышления. (Словарь) Наука ли философия? преимущество перед практическим интеллектом и способна
24Философское познание. выступает особым0 приоткрывать занавес над тайнами бытия Ж.-П.Сартр и
самосознанием культуры, которое активно воздействует на А.Камю считали, что именно искусство, особенно такая
ее развитие. Генерируя теоретическое ядро нового форма литературы как роман, позволяет проникнуть в
мировоззрения, Ф. тем самым вводит новые представления сущность экзистенции.
о желательном образе жизни, который предлагает 44Раскол между сциентизмом и антисциентизмом. Имеет0
человечеству. Обосновывая эти представления в качестве определенную объективную основу: существенное различие
ценностей, она функционирует как идеология. Но вместе с предметов и методов познания у естественных и социально
тем, ее установка на выработку новых категориальных гуманитарных наук и еще более существенное различие в
смыслов, выдвижение и разработка проблем, многие из методах познания у науки и вненаучных форм знания. Это
которых на данном этапе социального развития оправданы предопределило, в частности, значительное расхождение
преимущественно внутренним теоретическим развитием Ф., науки и искусства, составивших как бы две культуры в
сближает ее со способом научного мышления. обществе.
25Философию более всего интересуют проблемы. Многие0 45Альберт Камю считал. Что задача состоит не в том,0
из которых принято называть "вечными". Каждое чтобы познать окружающий мир, а в том, чтобы разъяснить
новое поколение людей, вынуждены вновь обращаться к человеку, как ему выжить в этом мире. Следовательно,
этим проблемам, искать свои решения. Эти решения наивысшей ценностью, по мнению Камю, обладают те формы
создаются в самых разных сферах духовной культуры познания, которые способны ответить на этот вопрос:
человечества - в мифологии и религии, в науке, в искусство, миф, интуиция вообще .
литературе и искусстве, в моральных воззрениях и 46Наука как социальный институт. Важно понимать, что0
правовых установлениях. Философия же не просто наука возникла и развивалась в виде определенных
вырабатывает такого рода средства, но и выносит на структур, Которые были частью общества и сами на него
критический суд разума предлагаемые варианты решения влияли Поэтому изучение развития науки невозможно без
этих проблем. анализа развития научных институтов В их динамике
26Философия - это особая область знания. существенно0 взаимодействия с обществом.
отличающаяся от всех других наук. Особый статус
46 «Способы познания» | Способы познания 0
http://900igr.net/fotografii/filosofija/Sposoby-poznanija/Sposoby-poznanija.html
cсылка на страницу
Урок

Философия

19 тем
Фото
Презентация: Способы познания | Тема: Познание | Урок: Философия | Вид: Фото