Поэзия Скачать
презентацию
<<  Поэзия 19-20 веков Рифмы  >>
Цели и задачи
Цели и задачи
Вступление
Вступление
БУКВАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД слова — поэзия — с греческого означает: делаю,
БУКВАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД слова — поэзия — с греческого означает: делаю,
Что такое экспериментальная поэзия
Что такое экспериментальная поэзия
Я думаю, литературу технэ можно соотнести с шахматами, умственной
Я думаю, литературу технэ можно соотнести с шахматами, умственной
Палиндромон
Палиндромон
1) акростих-ключ: читаемый по первым буквам текст в концентрированном
1) акростих-ключ: читаемый по первым буквам текст в концентрированном
2) акростих-посвящение: читаемый по первым буквам текст называет его
2) акростих-посвящение: читаемый по первым буквам текст называет его
2) акростих-посвящение: читаемый по первым буквам текст называет его
2) акростих-посвящение: читаемый по первым буквам текст называет его
Абецедарий Брюсова
Абецедарий Брюсова
Лабиринт
Лабиринт
Фигурный стих
Фигурный стих
Фото из презентации «Экспериментальная поэзия» к уроку литературы на тему «Поэзия»

Автор: Ксеня. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке литературы, скачайте бесплатно презентацию «Экспериментальная поэзия» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 1549 КБ.

Скачать презентацию

Экспериментальная поэзия

содержание презентации «Экспериментальная поэзия»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Комбинаторная поэзия.0 17твари и зиждителю Видимыимъ и невидимыимъ! Господа духа0
2План. Вступление. Что такое экспериментальная0 посъли живущаго Да въдъхнетъ въ сьрдце ми слово Еже
поэзия?...........................................2 будетъ на успехъ вьсемъ... 4) Еще один тип акростиха —
Формы экспериментальной алфавитный акростих (абецедарий), при котором каждый
литературы……………………………………………...…..5 первые буквы стихов или строф образуют алфавитную
Палиндром…………………………………………………………………………………………………………...….. последовательность. Примером такого акростиха является
5 ветхозаветный Плач Иеремии.
Анацикл……………………………………………………………………………………………….……………….…..1 18Абецедарий Брюсова. Июльская ночь (Азбука от А до0
Реверс…………………………………………………………………………………………………………………….... ??) Алый бархат вечереет, Горделиво дремлют ели, Жаждет
2 2.4 Акростих……………………………………………………………………………………....13 зелень, и iюль Колыбельной лаской млеет… Нежно отзвуки
2.4.1. Абецедарий…………………….…………………………………………………….....19 пропели… Разостлался синий тюль. Улетели феи – холить
2.4.2.Телестих и Месостих………………………………………………………………..…21 Царство чары шаловливой, Щебет ъдких эпиграмм.
Акростих- Начинаетъ сны неволить, Мvро льет нетерпеливый, Юга
лабиринт………………………………………………………………………………………………………………..22 ясный ?имиам. (1918).
Тавтограмма……………………………………………………………………………..…………………………….. 19Телестих. ТЕЛЕСТИХ - стих, в котором последние0
5 Анаграмма буквы каждой строки образуют слово или фразу.
………………………………………………………………………………..…….……………………....25 Разновидность акростихов. КОЛОКОЛ Произнося чудесный
Ропалический чистый звуК, Вишу на колокольне. ВысокО! Неоднократно
стих……………………………………………………………………………..……….………...26 сам звенеть хотеЛ, Разлиться песней сердца далекО, Но
Фигурный мой язык во власти чьих-то руК. Вздохнул бы я свободно
стих…………………………………………………………………………………….……….…………..29 и легкО, Когда бы сам, не по заказу, пеЛ. (И.
Омограммы………………………………………………………………………………..……………………………….3 Чудасов).
Эксперименты с 20Месостих. Иисус господь Ему Рабов Оных, возмёт ей0
рифмой…………………………………………………………..…………………………....38 МОльбы НАук всех свободныХ Иже, Сия зде ТОщие навыкают.
Заключение……………………………………………………………………..…………………….…..42 МИлости любве всех благ Научают. (Карион
Практическая часть…………………………………………………………….……………….…….43 Истомин). МЕСОСТИХ (от греч. mesos – находящийся в
Список литературы……………………………………………………………………………………..50. середине и stichos – стих) - стих, в котором из букв
3Цели и задачи. Познакомить с понятием0 каждой строки составляется слово или фраза. В отличие
«Экспериментальная литература» Показать все формы, от акростиха и телестиха, в месостихе слово образуют
которые относятся к данной литературе, проиллюстрировав буквы, распололоженные в определённом порядке внутри
их произведениями разных эпох. Познакомить с историей строчек, причём вертикальное расположение не
развития каждого жанра. Выявить особенности каждого обязательно.
жанра. Систематизировать найденный материал для 21М. ТАВТОГРАММа. ТАВТОГРАММА (от греч. tauto – то же0
использования его на уроках русского языка и самое) - текст, все слова которого начинаются с одной
литературы. Дать анализ некоторых произведений. буквы. Мой милый маг, моя Мария, - Мечтам мерцающий
Предоставить собственные стихотворные опыты маяк. Мятежны марева морские, Мой милый маг, моя Мария,
экспериментальной литературы. - Молчаньем манит мутный мрак... Мне метит мели мировые
4Вступление. Что такое поэзия? Мне вы Задаете0 Мой милый маг, моя Мария, Мечтам мерцающий маяк!
чугунный вопрос. Я как паж до такой королевы, Чтобы В.Брюсов.
мненье иметь не дорос... Что такое поэзия? Что вы! 22Анаграмма. Что нам весна или за ней дано Одна0
Разве можно о том говорить. Это — палец к губам. И ни мечта: знай сон и лей вино! (В. Брюсов). АНАГРАММА -
слова. Не маячить, не льстить, не сорить. Владимир слово или текст, полученные в результате перестановки
Соколов. букв другого слова или текста: щетина – нищета.
5БУКВАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД слова — поэзия — с греческого0 23Лабиринт . В лабиринте буквы из различных строк,0
означает: делаю, создаю, творю. Точнее всех дал выбранные по некоторой графической закономерности,
определение этому понятию французский критик Сент-Бев, образуют имя или фразу послания. Такие стихотворения,
который сказал: "Поэзия — это лучшие слова в называемые в античной традиции «чтением зигзагом»,
лучшем порядке". Пушкину нравилась такая формула разрабатывались в IV веке Порфирием Оптацианом.
Поэзия словно бабочка на ладони. Мы никогда не можем 24Запоздалый ответ Вадиму Шершеневичу. Позже0
привыкнуть к ее красоте, легкости и парению, не можем лабиринты, уже в жанре тайного любовного послания,
уследить за ее формой, за ее полетом. У каждого автора практиковал Эдгар По, адресуя стихотворение в двадцать
свой многогранный мир, в котором мы находим осколки строк даме, имя которой можно было обнаружить, взяв
своего миропонимания. Для меня близки стали поэты первую букву первой строки, вторую букву второй строки,
Серебряного века. Но Брюсов покорил своей загадочностью третью букву третьей строки, и т.д. На русский язык
и эпатажностью. Вот так появилась идея написать реферат стихотворение Э.По с сохранением структуры лабиринта
об экспериментальной литературе. переводил В.Брюсов. Самому В.Брюсову принадлежит
6Что такое экспериментальная поэзия ?0 следующее стихотворение-лабиринт: ВлекисуровуюмечтУ,
Экспериментальную литературу называют литературным дАйутомленнойреЧи ваДимъ,иэтудальИту, дарИнастаромВече
авангардом. Другие названия ее: формальная литература, себеМгновениЕогня, дайсмУтестеНыволи.
литература формы и игры. Эту литературу можно называть тыискуШениЕкремля: затмениЕоШибокбудня
литературой «техне» – греческим термином, означающим троньискРоюдоболи! (В. Брюсов).
рациональное «мастерство», «искусство», противолежащим 25Ропалический стих. Ропалический стих по форме0
литературе «мании», литературе божественного воспроизводил палицу (греч. «r?palon» — отсюда
«исступления», безумного «содержания». Ограничение, название), которая, будучи узкой с одного конца,
накладываемое автором на стихотворение, должно проявить постепенно расширяется к другому; слова в этом стихе
слово в его полноте и многогранности, изощренная форма подбирались так, что каждое последующее слово длиннее
породить виртуозную точность и выразительность предыдущего на один слог. Жизнь - игра желаний
поэтического образа, вызвать фейерверк смысла и мимолётных, Есть - пора мечтаний безотчётных, Есть,
звучания История русской экспериментальной литературы потом, - свершений горделивых, Скук, истом, томлений
начинается, вероятно, с украинского поэта Ивана прозорливых... (В. Брюсов).
Величковского В XVIII веке пути развития русской поэзии 26Логогриф. «Соловей»: И моя небесная свирель0
искали Ломоносов, Тредиаковкий, Сумароков, Державин. Лучистая, Чистая, Истая, Стая, Тая, А я – я. (1916).
Литературные эксперименты развивали Ржевский, Апухтин, Василий Каменский. Убывающий снежный ком обладает
Рукавишников. Признанным мэтром поэзии твердых форм и определенным сходством с известным с античности
формальных экспериментов был В.Брюсов. Некоторые опыты логогрифом, стихотворением, составленным из слов с
с формой, в частности палиндромы, анаграммы, фигурные сокращающимися начальными звуками.
стихи, можно найти на рубеже-начале XX века в 27Фигурный стих. ФИГУРНЫЙ СТИХ (vers figures) –0
творчестве таких поэтов как Мартов, Хлебников, Бурлюк, Фигурными называют стихотворения, форма записи которых
Северянин, Зданевич. В середине и конце XX века поэзия представляет собой изображение некоторого предмета,
ограничений, поэзия-игра привлекает Кирсанова, обычно напрямую связанного с темой самого
А.Кондратова, Г.Сапгира, А.Вознесенского, Д.Авалиани в стихотворения.
середине ХХ века во Франции возникает группа УЛИПО. 28Фигурный стих. Пирамида. Зрю Зарю Лучами, Как0
Образование УЛИПО (Мастерской, или рукодельни свечами, Во мраке блестящу, В восторг все души
потенциальной литературы), объединившей математиков и приводящу, Но что? - от солнца в ней толь милое
поэтов Р.Кено, Ж.Перека, Ф. Ле Лионне, Х.Кортасара, блистанье? Нет! - Пирамида - дел благих воспоминанье.
Г.Мэттьюза, И.Кальвино и других, явилось новым этапом Державин.
не только в области литературы жестких самонавязанных 29Омограммы. Омограммы двустрочны и представляют0
ограничений и во взаимодействии науки и литературы, собой строгое побуквенное переразложение какой-либо
технологии и гуманитарной мысли, но и задало фразы или слова, отчего получается новое прочтение
предпосылки для очередного изменения в понимании самой исходного текста. В омограммамах сближаются слова,
литературы. стоящие не только в конце строк, но и во всей строке
7Можно говорить, что искусство технэ строится на0 полностью, причём побуквенно. Небеса ликуют – Не беса
трех китах – это, во-первых, традиция, во-вторых, ли куют? С.Н. Федин.
формальный метод, и, в -третьих, игра. В данной системе 30Выделяют два основных вида построения омограмм. 1)0
координат можно соотносить эту область литературы с В первом – строки почти независимы друг от друга,
литературой авангарда, а также с романтической или являются разными предложениями. 2) Во втором – вторая
реалистической литературой, которые в последние пару строка как бы подхватывает первую, но уже по-другому
сотен лет в основном диктует представления о даётся словораздел. О туман! – и куда? – от ума –
«правильной», «серьезной» литературе. никуда. По этапу тьмой поэта путь мой.
8Я думаю, литературу технэ можно соотнести с0 31Омонимическая рифма. Спелый. Когда в полях томленье0
шахматами, умственной игрой, требующей долгого обучения спело, На нивах жизни всхожий злак, Мне песню медленную
и многого знания, традиционной и новой. Для поэта, спело Молчанье, сеющее мак. Когда в цветы впивалось
художника технэ мир – это школа, и он гордится правом жало Одной из медотворных пчёл, Серпом горящим солнце
быть в ней учеником, школяром, играющим и творящим, жало Созревшие колосья зол. Когда же солнце засыпало На
учащимся и обучающим других одновременно. В его ложе облачных углей, Меня молчанье засыпало Цветами
произведениях изощренность сопутствует детской росными полей. Федор Сологуб. Петь. Жало пчелы. Жать
наивности и простодушию, проработанность деталей – рожь. Спать. Засыпать листьями. Омонимическая рифма -
цельности, а серьезность – игре. рифма, состоящая из омонимов. В отличие от
9Палиндромон. Голос луны (палиндром буквенный) Я –0 тавтологической рифмы, которая фактически рифмой не
око покоя, Я – дали ладья, И чуть узорю розу тучи, Я, является и представляет собой обычный звуковой повтор,
радугу лугу даря! Я – алая, Я – и лилия Веду, Сильвана, в омонимической рифмуются слова, которые одинаково
в лесу дев Я, еле лелея, Небес эбен. (1915) В. Брюсов. звучат, но имеют разные значения.
ПАЛИНДРОМОН (греч. palindromos – бегущий обратно) - 32Монорим. Т т т т. МОНОРИМ (греч. monos – один, rime0
стихотворение, строки которого являются палиндромами и – стих) – стих, построенный на одной рифме; редкий в
одинаково читаются от начала к концу и от конца к европейской поэзии. Есть черный тополь, и в окне -
началу. Русское название палиндрома - перевертень (реже свет, И звон на башне, и в руке - цвет, И шаг вот этот
- перевёртыш). - никому - вслед, И тень вот эта, а меня - нет.
10Палиндром. S A T O R A R E P O T E N E T O P E R A0 (М. Цветаева).
R O T A S. Суперпалиндром - палиндром в виде таблицы; 33З а к л ю ч е н и е. Комбинаторная поэзия0
слово или фраза одинаково читаются по горизонтали и по многообразна в своих жанрах и формах. Наиболее
вертикали в любом направлении. В виде квадрата написан распространенными, по итогам моего исследования,
по-латыни один из самых древних (IV в.) из известных считаются нижеизложенные. Итак, во-первых, палиндром
палиндромов "Sator Apero tenet opera rotas", был известен ещё с древних времён и первоначально
которому приписывали магические свойства, защищающие от обладал мистическим ореолом (даже вплоть до XIX века).
злых духов. Фраза переводится как "Сеятель Арепо с Переломным моментом в осмыслении палиндрома стало
трудом держит колёса". появление «Перевертня» и «Разина» (В. Хлебников), в
11Наиболее видным представителем тех, кто увлекался0 которых эта форма получила новый подтекст и благодаря
палиндромами, является Велимир Хлебников. Результатом которым она получила своё место в русском
его опытов с палиндромической поэзией стало стихосложении. Палиндром стал способом выражения
стихотворение "Перевертень" и целая поэма - обратимости событий, описания переворотов во времени и
"Разин". Перевертень Кони, топот, инок, Но не пространстве. Но такое понимание палиндрома, мне
речь, а черен он. Идем, молод, долом меди. Чин зван кажется, осталось лишь в рамках творчества Велимира.
мечем навзничь. Голод, чем меч долог? Пал, а норов худ Других же авторов привлекала в первую очередь такая
и дух ворона лап. А что? Я лав? Воля отча! Яд, яд, необычная форма, возможность двойного, обратного
дядя! Иди, иди! Мороз в узел, лезу взором. Солов зов, прочтения. К концу ХХ века палиндром получил широкое
воз волос. Колесо. Жалко поклаж. Оселок. Сани, плот и распространение, и в наши дни имеются примеры
воз, зов и толп и нас. Горд дох, ход дрог. И лежу. - палиндромных стихотворений (нерифмованных и
Ужели? Зол, гол лог лоз. И к вам и трем с смерти мавки. рифмованных, апогеем которых являются сонеты В.
(В. Хлебников). Пальчикова), палиндромных поэм и драматических
12Анацикл. АНАЦИКЛ (греч. ana - вперёд, против и0 произведений, а также небольших палиндромных рассказов.
cyclos - круг, цикл) - стихотворение, написанное таким Во - вторых, акростих. Рассматривая акростихи, я
образом, что его можно одинаково читать как сверху вниз отметила, что основные функции их – это находить
слева направо, так и снизу вверх справа налево. Анацикл скрытое значение, которое предполагается существующим в
читается в обоих направлениях не по буквам (как в священном тексте, или, с другой стороны, шифровать
палиндроме), а по словам. Жестоко - раздумье. Ночное послание или тайное знание, или метить текст подписью
молчанье Качает виденья былого, Мерцанье встречает автора как современным знаком копирайта, или
улыбки сурово. Страданье - Глубоко - глубоко! Страданье существовать в качестве отгадки к загадке, заданной
сурово улыбки встречает... Мерцанье былого - виденья текстом. Открытый акростих, который выделяется шрифтом
качает... Молчанье, ночное раздумье, - жестоко! В или цветом, подчеркивает имя или послание, будь оно
Брюсов. именем Бога или лирического адресата. Закрытый, на
13Реверс. РЕВЕРС - стихотворение, которое можно0 наличие которого автор не указывает, скрывает знание
читать как сначала (слева направо), так и с конца или послание от «непосвященных». В – третьих, фигурные
(справа налево), при этом общий смысл сохраняется, но стихи. Изобретателем фигурного стиха считается
меняется очерёдность изложения. Глаза зелёные твои Мне древнегреческий поэт Симмий Родосский. К данной форме
будут снова сниться и Слеза как чистый образ твой Весне экспериментальной литературы проявляют интерес
запомнится шальной. Шальной запомнится весне Твой образ символисты и авангардисты (Брюсов, Кирсанов,
чистый как слеза И сниться снова будут мне Твои зелёные Вознесенский и др.), она особенно популярна и в наше
глаза. время. В-четвертых, омограмма. Как таковая она была
14Акростих. АКРОСТИХ – стихи, начальные или другие0 осознана лишь в 90-е годы ХХ века. Но она не возникла
буквы которых образуют имя, слово или фразу. По большей на пустом месте, её предшественниками можно считать
части используются начальные буквы. Составление каламбур (Д. Минаев) и панторифму (Г. Золотухин). В её
акростихов восходит к Библии. Вероятно, самым основе лежит переразложение слова или фразы на
распространенным именем, зашифрованным в этих составляющие элементы (буквы). Между первой и второй
стихотворениях, было имя Иисуса: I n rebus tantis trina строкой проходит, если можно так сказать, мгновенный
conjunctio mund I E rigit humanun sensum, laudare анализ и синтез, но уже на новых принципах. Стоит
venust E S ola salus nobis, et mundi summa, potesta S V отметить, что если до 1990-х омограммы носили в
enit peccati nodum dissolvere fruct V S umma salus основной своей массе характер созвучий, то в конце ХХ
cunctas nituit per secula terra S. века определяющим её признаком стала побуквенная
151) акростих-ключ: читаемый по первым буквам текст в0 точность первой и второй строк. Возможность составления
концентрированном виде выражает смысл произведения и, таких омограммных пар привела к тому, что появились
по авторскому замыслу, должен быть замечен всяким условия для написания больших стихотворений, состоящих
читателем. Довольно именем известна я своим; Равно из омограммных пар (Д. Авалиани, Т. Нужина). Таким
клянётся плут и непорочный им, Утехой в бедствиях всего образом, эта форма комбинаторной поэзии прочно заняла
бываю боле, Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей своё место в русском стихосложении.
доле. Блаженству чистых душ могу служить одна, А меж 34Список литературы. 1. Антология русского0
злодеями — не быть я создана. Юрий палиндрома, комбинаторной и рукописной поэзии. Сост. и
Нелединский-Мелецкий. комм. 2. Г. Лукомникова и С. Федина. Конс. Д. Авалиани.
162) акростих-посвящение: читаемый по первым буквам0 – М.: Гелиос – АРВ, 2002. 3. Береговская Э., Берже
текст называет его адресата; часто этот адресат указан Ж.-М. занятная риторика.-М.: языки русской культуры,
в тексте и другим способом (в названии, в эпиграфе, 2002 4. Брюсов В. Опыты.// Собрание сочинений в 7
прямо в стихотворении). Ангел лёг у края небосклона, томах.- М.: Худ. литература, 1973-1975. Т.З. 5. Бонч –
Наклоняясь, удивлялся безднам. Новый мир был тёмным и Осмоловская Т. Литературные эксперементы группы
беззвёздным. Ад молчал. Не слышалось ни стона. Алой «УЛИПО»// Новое литературное обозрение. 2002. № 57 6.
крови робкое биенье, Хрупких рук испуг и содроганье, Гаспаров М. Л.. русские стихи 1890-1925 годов в
Миру снов досталось в обладанье Ангела святое комментариях. – М.: Высшая школа, 1993. 7. Квятковский
отраженье. Тесно в мире! Пусть живёт, мечтая О любви, о А. П. поэтический словарь. – М.: Сов. энциклопедия,
грусти и о тени, В сумраке предвечном открывая Азбуку 1966. 8. Федин С. Лучшие игры со словами. – М.: Айрис,
своих же откровений. Н.Гумилёв. 2002. 9. www.liter.net /=/ Bonch-Osmolovskaya/ index/
17Абецедарий. Азъ словом симь молюся Богу Боже вьсея0 10. бонч-осмолонская Т.Б. Комбинаторная литература.
34 «Экспериментальная поэзия» | Экспериментальная поэзия 0
http://900igr.net/fotografii/literatura/Eksperimentalnaja-poezija/Eksperimentalnaja-poezija.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

177 тем
Фото
Презентация: Экспериментальная поэзия | Тема: Поэзия | Урок: Литература | Вид: Фото
900igr.net > Презентации по литературе > Поэзия > Экспериментальная поэзия