Литература 20 века Скачать
презентацию
<<  Романы в прозе 20 век  >>
Фотографий нет
Фото из презентации «Коллективизация в литературе» к уроку литературы на тему «Литература 20 века»

Автор: . Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке литературы, скачайте бесплатно презентацию «Коллективизация в литературе» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 1115 КБ.

Скачать презентацию

Коллективизация в литературе

содержание презентации «Коллективизация в литературе»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Отражение темы коллективизации в литературе.0 10все начинается с земли, только она может дать0
Выполнили: Удалова Мария Злыденная Татьяна несравнимую ни с чем — ни с нефтью, ни с золотом, ни с
Руководитель: Максимова Л.А. МОУ «Лазурненская СОШ». алмазами самую скорую прочную отдачу — богатство… Не
2«Стоит ли былое вспоминать, Брать его в дорогу, в0 бывает крепкой державы, земля которой не кормит свой
дальний путь? Все равно упавших не поднять, Все равно народ… Мужик должен возродиться, если мы хотим жить в
ушедших не вернуть, И сказала память: «Я могу Все достатке и быть независимым государством.
забыть, но нищим станешь ты. Я твои богатства стерегу Я Мужик-кормилец. Не беспорточник, а работящий,
тебя храню от слепоты». В трудный час на перепутьях преуспевающий — и работник и предприниматель. Хозяин… А
лет, На подмогу совести своей Мы зовем былое насовсем, для того, чтобы он не только вернулся, но и утвердился,
Мы зовем из прошлого друзей. И друзья, чьи отлетели нам надо изменить всю систему землепользования,
дни, Слышат зов – и покидают ночь. Мы им не поможем, - разобраться в том, что же произошло в 1929—1930 годах?
но они К нам приходят, чтобы нам помочь» Вадим Шефнер. Что же надо сделать для этого? Для начала самую
3«Деревенская» проза. Понятие «деревенская» проза0 малость: признать сталинскую коллективизацию
появилось в начале 60-х годов. Это одно из наиболее преступлением против народа».
плодотворных направлений в нашей отечественной 11Сплошную коллективизацию Б. Можаев называет0
литературе. Оно представлено многими самобытными «трясучей лихоманкой — кулакоманией», «кромешным адом»,
произведениями: «Владимирские проселки» и «Капля росы» «жестокой порой головотяпства», «вселенским геноцидом»,
Владимира Солоухина, «Привычное дело» и «Плотницкие который, уничтожив мужика, осиротил деревню и оставил
рассказы» Василия Белова, «Матренин двор» Александра землю беспризорной. С перегибов коллективизации и
Солженицына, «Последний поклон» Виктора Астафьева, началось размывание нравственного чувства хозяина на
рассказы Василия Шукшина, Евгения Носова, повести земле, что постепенно обернулось разрушением духовного
Валентина Распутина и Владимира Тендрякова, романы начала. Именно об этом писал Ф. Абрамов в открытом
Федора Абрамова и Бориса Можаева. В литературу пришли письме землякам «Чем живем-кормимся».
сыновья крестьян, каждый из них мог сказать о себе те 12Произведения о коллективизации сильны не только0
самые слова, которые написал в рассказе «Угощаю своими картинами, но и своими мыслями. Писатели любят
рябиной» поэт Александр Яшин: «Я есть сын крестьянина… умных, думающих мужиков, к их мнению прислушиваются,
Меня касается все, что делается на этой земле, на дают им возможность высказаться на собраниях, в
которой я не одну тропку босыми пятками выбил; на разговоре с близкими, на мужицких посиделках. Ключевой,
полях, которые еще плугом пахал, на пожнях, которые проходящей через весь роман «Мужики и бабы» является
исходил с косой и где метал сено в стога». мысль, высказанная Андреем Ивановичем Бородиным: «Не то
4«Я горжусь тем, что я вышел из деревни», — говорил0 беда, что колхозы создают, беда, что их делают не
Ф. Абрамов. Ему вторил В. Распутин: «Я вырос в деревне. по-людски». В этих словах — весь узел проблем,
Она меня вскормила, и рассказать о ней — моя рассматриваемых Б. Можаевым.
обязанность». Отвечая на вопрос, почему он пишет в 13Каждый по-своему осмысливает тот разлад, который0
основном о деревенских людях, В. Шукшин сказал: «Я не начался с коллективизации, но ощущение безнадежности,
мог ни о чем рассказывать, зная деревню… Я был здесь безысходности сквозит в каждом высказывании. Главную
смел, я был здесь сколько возможно самостоятелен». С. опасность мужики видят в отчуждении их от земли. Острее
Залыгин в «Интервью у самого себя» писал: «Я чувствую всех это почувствовал Андрей Иванович Бородин: «— Не то
корни своей нации именно там — в деревне, в пашне, в беда, что колхозы создают; беда, что делают их не
хлебе самом насущном. Видимо, наше поколение — по-людски, — усе скопом валят: инвентарь, семена,
последнее, которое своими глазами видело тот скотину на общие дворы сгоняют, всю, вплоть до курей…
тысячелетний уклад, из которого мы вышли без малого все Все под общую гребенку чешут, все валят в кучу. Нет,
и каждый. Если мы не скажем о нем и его решительной так работать может только поденщик. А мужику, брат,
переделке в течение короткого срока — кто же скажет?». конец приходит… Мужик — лицо самостоятельное. Хозяин!
5Деревня представилась Шукшину, Распутину, Белову,0 Мужик — значит, опора и надежа, хозяин, одним словом,
Астафьеву, Абрамову воплощением традиций народной жизни человек сметливый, сильный, независимый в делах… За ним
— нравственных, бытовых, эстетических. В их книгах не надо приглядывать, его заставлять не надо. Он сам
заметна потребность окинуть взглядом все, что связано с все сделает как следует. Вот какому мужику приходит
этими традициями, и то, что их ломало. «Привычное дело» конец. Придет на его место человек казенный…» Устами
— так названа одна из повестей В. Белова. Этими словами героя выражено главное в авторской концепции:
можно определить внутреннюю тему многих произведений о коллективизация — это раскрестьянивание, уничтожение
деревне: жизнь как труд, жизнь в труде — привычное мужика. Причем главный удар пришелся по «справному»
дело. Писатели рисуют традиционные ритмы крестьянских мужику, по талантливым земледельцам.
работ, семейные заботы и тревоги, будни и праздники. 14Коллективизация должна была объединить людей, а0
6Писатели тонко чувствуют глубинную культуру народа.0 она, как показали писатели, их разъединила. «Одни
Осмысляя его духовный опыт, В. Белов подчеркивает в безумствуют, сеют ненависть, другие мечутся, страдают,
книге «Лад»: «Работать красиво не только легче, но и прячутся», — с горечью отмечает Успенский. Эти
приятнее. Талант и труд неразрывны». И еще: «Для души, наблюдения учителя из романа «Мужики и бабы» заставляют
для памяти нужно было построить дом с резьбою, либо нас вспомнить, как в разоренном доме Клюева «сняли
храм на горе, либо сплести такое кружево, от которого иконы вместе с божницами, раскололи в щепки и сожгли на
дух захватит и загорятся глаза у далекой праправнучки. глазах всего народа». Как спустя несколько дней с
Потому что не хлебом единым жив человек». Эту истину тихановской церкви сняли колокола, церковь
исповедуют лучшие герои Белова и Распутина, Шукшина и переименовали в дурдом и потом открыли ссыпной пункт
Астафьева, Можаева и Абрамова. (гл. 7). «Село затаилось в ожидании новых ударов и
7В произведениях «Кануны» В. Белова, «Мужики и бабы»0 бедствий». И они пришли. Б. Можаев рисует крестьянский
Б. Можаева нужно отметить и картины жестокого разорения двор в минуту разорения и горя — идет череда
деревни во время коллективизации Писатели показали раскулачивания (гл. 11, 12). Сами сцены раскулачивания
несовершенство, неустроенность повседневной жизни и выселения знакомы нам по роману «Поднятая целина», и
героев, несправедливость, чинимую над ними, их полную как будто бы в их «драматургии» Б. Можаев ничего не
беззащитность, что не могло не привести к вымиранию меняет. Он, как и Шолохов, идет от жизни. Тем не менее
русской деревни. «Тут ни убавить, ни прибавить. Так это роман «Мужики и бабы» в этой своей части звучит
было на земле», — скажет об этом А. Твардовский. трагичнее. Можаев изображает то, что осталось за
8Читаем тяжелое размышление Бориса Екимова «На0 рамками «Поднятой целины»: он показывает, с каким
распутье» со страшными прогнозами: «Нищие колхозы размахом готовилось к операции районное начальство:
проедают уже завтрашний и послезавтрашний день, обрекая заседания штаба по раскулачиванию, инструктаж
на еще большую нищету тех, кто будет жить на этой земле представителя райкома, директивы и т. п.
после них… Деградация крестьянина страшнее деградации 15Нельзя пройти мимо еще одного эпизода — выгоняют на0
почвы. А она — налицо». Подобные явления позволили улицу, ссылают семью участника гражданской войны,
говорить о «России, которую мы потеряли». Вот и бывшего красноармейца Прокопа Алдонина (гл. 12). Мы
«деревенская» проза, начавшаяся с поэтизации детства и видим, как проводят последнюю ночь в родном доме пятеро
природы, кончилась сознанием великой утраты. Не случаен ребятишек, их мать, как пытались помешать им взять
же мотив «прощания», «последнего поклона», отраженный и узелок с харчами, как неожиданно умер их отец («Одним
в названиях произведений («Прощание с Матерой», классовым врагом стало меньше», — спокойно сказал по
«Последний срок» В. Распутина, «Последний поклон» В. этому поводу Зенин), и мы поймем, что значит
Астафьева, «Последняя страда», «Последний старик «раскулачивать без мерехлюндий». «И без пощады». С
деревни» Ф. Абрамова), и в главных сюжетных ситуациях этими словами невольно связывается концовка романа В.
произведений, и предчувствиях героев. Ф. Абрамов Белова «Год великого перелома»: «…В полевой сумке
нередко говорил, что Россия прощается с деревней как с Скачкова хранился толстый граненый карандаш фабрики
матерью. имени Сакко и Ванцетти. Заостренный с обоих концов,
9«Год великого перелома». «Год великого перелома» —0 карандаш этот вызывал у хозяина гордость и
под таким названием вошла в историю пора «сплошной самоуважение, один конец был синий, другой красный.
коллективизации»; она захватила 1929—1930 годы. В Разбирая районные списки и следственные дела
литературе это историческое явление отражено широко. арестованных недоимщиков, Скачков пользовался двумя
Это и понятно: большое, переломное событие всегда концами. Отмеченные синим концом попадали во вторую
находит свое многоаспектное освещение. В 30-е годы категорию, красная птичка садилась напротив первой
вышли такие произведения, как «Поднятая целина» М. категории… Жители деревни Ольховицы Данило Семенович
Шолохова, «Страна Муравия» А. Твардовского, были Пачин и Гаврило Варфоломеевич Насонов, помеченные
написаны повести А. Платонова «Котлован», «Впрок». В красными галочками, согласно девятому пункту, подлежали
60—80-е годы были опубликованы такие книги, как «На немедленному расстрелу».
Иртыше» С. Залыгина, «Мужики и бабы» Б. Можаева, 16«Не по-людски» начатая и проведенная,0
«Кануны» и «Год великого перелома» В. Белова, «Овраги» коллективизация обернулась для народа нашего тяжелейшей
С. Антонова, «Касьян Остудный» И. Акулова, «Перелом» Н. трагедией. Сколько жизней она унесла, сказать никто не
Скромного, «Кончина», «Пара гнедых», «Хлеб для собаки» может. Называют разные цифры, причем счет идет на
В. Тендрякова. Свое слово о коллективизации сказали В. миллионы. Рассказ В. Тендрякова «Пара гнедых»
Гроссман в романе «Жизнь и судьба», В. Быков в повестях заканчивается документальной репликой: «Уинстон
«Знак беды», «Облава», А. Твардовский в поэме «По праву Черчилль в своей книге «Вторая мировая война»
памяти», Ф. Абрамов в повести «Поездка в прошлое». Эти вспоминает о десяти пальцах Сталина, которые тот
произведения составят основу обзорных занятий на тему показал, отвечая ему на вопрос о цене коллективизации.
«Год великого перелома» в литературе 60—80-х годов». Десять сталинских пальцев могли, видимо, означать
10«Возродить в крестьянстве крестьянское!» —. так0 десять миллионов раскулаченных — брошенных в тюрьмы,
названа одна из статей В. Белова. В очерке Б. Можаева высланных на голодную смерть крестьян разного достатка,
«Мужик» говорится: «Пора уже понять простую истину — мужчин и женщин, стариков и детей».
16 «Коллективизация в литературе» | Коллективизация 0
http://900igr.net/fotografii/literatura/Kollektivizatsija/Kollektivizatsija-v-literature.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

177 тем
Фото
Презентация: Коллективизация в литературе | Тема: Литература 20 века | Урок: Литература | Вид: Фото
900igr.net > Презентации по литературе > Литература 20 века > Коллективизация в литературе