Текст Скачать
презентацию
<<  Вступление и заключение Работа с текстом  >>
Фотографий нет
Фото из презентации «Пример текста» к уроку литературы на тему «Текст»

Автор: Инна. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке литературы, скачайте бесплатно презентацию «Пример текста» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 111 КБ.

Скачать презентацию

Пример текста

содержание презентации «Пример текста»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Сочинение по тексту СОЧИНЕНИЕ С2.2.0 40(6)Несмотря на волны, он шёл ровно и спокойно. (7)У0
2Одной из отличительных особенностей0 него были сплошь дырявые паруса, и сквозь них виднелось
сочинения-рассуждения является выражение своего мнения небо, но всё равно он шёл уверенно. (8)В этих рваных и
путем развернутого обоснования, доказательства, гордых парусах, в этой уверенности маленького судна
аргументации. Поэтому в сочинении важен самостоятельный была загадка. (9)Какая-то заманчивость и притягательная
глубокий анализ фрагмента из предложенного текста. сила. (10)И была в лунном неспокойном просторе музыка –
3Для выполнения задания С 2.2 надо произвести такие0 непохожая ни на что. (11)Славка молча привёл за руку
действия: 1) перечитать исходный текст части 2, слегка испуганную маму и только тогда шёпотом спросил:
выделить в нем указанный в задании С2.2 фрагмент, – (12)Это что? – (13)Это бриг «Меркурий». (14)Копия
вдуматься в смысл фрагмента, проникнув в авторский картины художника Айвазовского. (15)Что тебя испугало?
замысел, осознав явные и скрытые значения, поняв (16)Славка досадливо поморщился. (17)Его ничего не
значение всех входящих в выделенный фрагмент слов и пугало.(18)Просто он не хотел говорить громко, когда
фраз, метафорических, образных выражений и позицию рядом тайна, мечта… – (19)Почему рваные паруса? –
автора; 2) сформулировать собственное мнение о смысле (20)Кажется, после боя.
фрагмента текста; 3) привести два аргумента, 41(21)Это русский корабль, он сражался. (22)0
подтверждающие правильность понимания смысла фрагмента; Вражеских кораблей было много, а он один, но он
4) подобрать из исходного текста два примера, победил. – (23)Что такое "бриг"? – (24)Ты же
подкрепляющие вашу аргументацию; 5) приводя примеры из сам видишь – корабль… – (25)Нет, почему
текста, следует цитировать или указывать в скобках "бриг"? – (26)Ты меня уморишь, - сказала
номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе мама. (27)Она не понимала! (28)У Славки отозвалось в
рассуждений ; 6) надо оформить текст композиционно: душе звучание когда-то слышанных и забытых морских
сочинение должно соответствовать требованиям, слов: «Бриг... брег... регата... фрегат...
предъявляемым к тексту - рассуждению, то есть содержать навигатор...» (29)Это были слова про что-то загадочное,
тезис, доводы и вывод, а также вступление и заключение; связанное с этим лунным морем. (30)А где их разгадка?
7) следует развить мысль так, чтобы объем сочинения был (31)Мама, вздохнув, повела Славку в библиотеку. (32)Там
не менее 50 слов; 8) писать надо аккуратно, чтобы она отыскала старую книгу, которая называлась «Морской
экзаменатор мог прочитать написанное без труда, то есть словарь». – (33)Если хочешь и есть ещё вопросы, читай и
соблюдать требования каллиграфии. разбирайся. (34)Славка нашёл быстро. (35)Прочитал и
4С2К1 Понимание смысла фрагмента текста.8 почти ничего не понял. (36)Но незнакомые корабельные
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания слова опять отозвались в нём странной зовущей музыкой.
фрагмента. Ошибок в интерпретации нет. 2 Экзаменуемый (37)И он стал искать дальше, слово за словом. (38) С
дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но того дня Славка почти позабыл про всё на свете. (39)Он
допустил 1 ошибку в его интерпретации. 1 Экзаменуемый ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание –
дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, надолго и без оглядки… (По В. Крапивину).
или объяснение содержания фрагмента в работе 42Объясните смысл последних фраз текста: «С того дня0
экзаменуемого отсутствует. 0. Славка почти позабыл про всё на свете. Он ушёл в чтение
5Понимания текста — это раскрытие темы,0 словаря, как уходят в дальнее плавание – надолго и без
акцентирование внимания в сочинении на наиболее важных оглядки…».
моментах, их комментирование, анализ, выражение 43С2. К1. Это критерий, оценивающий понимание смысла0
суждений по сути вопроса. фрагмента текста.
6С2К2 Наличие примеров-аргументов. Экзаменуемый12 442 балла ставится в том случае, если экзаменуемый0
привёл из текста 2 примера-аргумента, которые дал верное объяснение содержания фрагмента текста. При
соответствуют объяснению содержания данного фрагмента. этом не учитывается полнота раскрытия смысла данного
2 Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента, которые фрагмента. Это значит, что, если в указанной в задании
соответствуют объяснению содержания данного фрагмента: части текста содержится несколько аспектов смысла,
1 пример из исходного текста и 1 пример не из исходного экзаменуемый может выбрать по своему усмотрению только
текста, или экзаменуемый привёл из текста 1 один или некоторые из них и прокомментировать.
пример-аргумент, который соответствует объяснению 452. «Смысл последних фраз текста заключается в том,1
содержания данного фрагмента. 1 Экзаменуемый не привёл что Славка нашёл свою мечту и начал свой путь к ней. В
ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание доказательство этого можно сказать, что желание
данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве побольше узнать о море, а может быть, даже покорить эту
примера-аргумента данную в задании цитату или её часть, стихию – это давняя мечта. Ведь Славка действительно
или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочувствовал всю прелесть этой тайны. Это видно в
прочитанного текста. 0. предложении номер 28 («У Славки отозвалось в душе
7Комментирование и анализ основного содержания и0 звучание когда-то слышанных и заветных морских слов:
языка исходного текста и позиции автора не будут «Бриг…брег…регата…фрегат…навигатор…») Так же можно
полными без аргументирования и подтверждения сказать, что в стремлении к желаемому юного мечтателя
соответствующими фактами и цитатами из текста. не останавливают жизненные трудности, потому что нужно
8С2К3 Смысловая цельность, речевая связность и9 действительно во что- то верить, чего-то хотеть, чтобы
последовательность изложения. Работа экзаменуемого упорно исследовать словарь, вникать в нелёгкие термины.
характеризуется смысловой цельностью, речевой Получается, что юный Славка приобрёл мечту, движется к
связностью и последовательностью изложения: - ней. Кто ведает, достигнет ли он чего-либо, но мы знаем
логические ошибки отсутствуют, последовательность точно, что первым шагом, началом всего этого стал
изложения не нарушена; - в работе нет нарушений «Морской словарь»».
абзацного членения текста. 2 Работа экзаменуемого 461. Интерпретация фрагмента в основном верна, однако13
характеризуется смысловой цельностью, связностью и экзаменуемый допустил одну существенную ошибку: мечта о
последовательностью изложения, но допущена 1 логическая море и кораблях появилась у Славки вовсе не в тот
ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного момент, когда он заметил картину Айвазовского на стене
членения текста. 1 В работе экзаменуемого биллиардной, и не тогда, когда начал читать «Морской
просматривается коммуникативный замысел, но допущено словарь», а когда-то раньше (предложения 18, 28).
более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая «Славка заметил картину на стене биллиардной случайно.
нарушения абзацного членения текста. Корабль, волны, паруса сразу поразили его. Мальчик
9С2К4 Композиционная стройность. Работа4 привел маму к картине и начал задавать вопросы, которые
характеризуется композиционной стройностью и вскоре ее утомили.(26) Она дала сыну книгу «Морской
завершённостью, ошибок в построении текста нет. 1 словарь». (32) Слава почти ничего не понимал, но это
Работа лишена композиционной стройности, продуманности еще больше привлекало его. Картина стала для мальчика
и завершённости. 0. чем-то особенным, живым. Славку Больше ничего не
10Заключительная часть. является обязательным0 интересовало кроме кораблей, которые с тех пор глубоко
компонентом, без которого текст сочинения не может запали ему в душу. Мы часто не замечаем волшебного и
считаться завершенным. В заключительной части сочинения прекрасного, что так близко к нам, а усердно ищем это
подводится итог всему сказанному, делается обобщение. где-то далеко-далеко, пока луч солнца не попадет на
Желательно, чтобы заключение было связано со предмет наших поисков». (95 слов).
вступлением, т.е. в заключении автор как бы снова 470. «Славку поразила картина, потому что он мало что14
возвращается к вступлению, ссылается на ранее понял (8), как и моряк выходящий в открытое море, так и
высказанное суждение и вновь подчеркивает основную он знал лишь курс. Его затянул словарь, словно течение.
мысль. В конце рассуждения может быть выражено личное Ему хотелось открывать новые земли, острова. Они были
отношение ученика к решаемой в тексте проблеме. ему непонятны и неизвестны и ему хотелось узнать о них.
11Этапы работы над сочинением. Перечитать исходный6 В данных предложениях использована метафора. Славка
текст части 2, выделить в нём указанный в задании С2.2. представляется в виде моряка, а словарь в виде корабля.
фрагмент, вдуматься в смысл фрагмента, проникнув в Не удивлюсь, если в будущем Славка возглавит такой же
авторский замысел, осознав явные и скрытые значения, бриг». (70 слов). Здесь ученик предпринял попытку
поняв значение всех входящих в выделенный фрагмент слов объяснить смысл последних фраз текста, но не сумел
и фраз, выделить позицию автора Сформулировать этого сделать. Попытка объяснить содержащееся в финале
собственное мнение о смысле фрагмента текста Привести 2 текста сочетание метафоры и сравнения (в работе это
аргумента, подтверждающие правильность, подтверждающие предложение выделено и подчёркнуто) не привела к
понимания смысла фрагмента Побрать из исходного текста успешной интерпретации фрагмента. На основании этого
2 примера, подкрепляющие вашу аргументацию Приводя можно сделать вывод о несформированности в данном
примеры, следует цитировать или указывать в скобках случае важного коммуникативного умения – умения
номера предложений Надо оформить текста композиционно: создавать собственное связное высказывание на заданную
это должно быть рассуждение, то есть тезис, доводы и тему на основе прочитанного.
вывод, а также вступление и заключение. 48С2. К2. Это критерий, оценивающий наличие0
12Этапы работы над сочинением. 7. Объём сочинения2 примеров-аргументов в работе..
должно быть больше 50 слов 8. Писать аккуратно, чтобы 492. В сочинении основные мысли экзаменуемого13
экзаменатор мог без труда прочитать написанное. подтверждаются двумя примерами из текста, полностью
13Определяемся в понятиях. Что такое тема текста? Это4 Соответствующими высказываниям, то есть Являющимися
то, о чём говорится в тексте, смысловое ядро текста. примерами-аргументами (выделенные и подчёркнутые
Чтобы определить тему текста, надо задуматься над фрагменты сочинения). «Славка давно мечтал о море и
вопросом: «О чём текст? Про что в нём говорится?» Что парусниках. Поэтому на него огромное впечатление
такое основная мысль? Это определённая идея, то, ради произвела копия картины. Мальчик увидел в ней тайну,
чего создаётся текст. Основная мысль передаёт авторскую загадку: «… он не хотел говорить громко, когда рядом
позицию. тайна, мечта…» (18). Славка не хотел разрушать
14Тезис – то, что нужно доказать. Д1. Д2. Д3.18 гармонию, которой для него была наполнена эта картина.
Пример1. Пример2. Пример3. Вывод. Но, тем не менее, ему хотелось знать об интересующем
15Определяемся в понятиях. Что такое тезис? Это6 его предмете больше. Мальчик очень хотел получить
положение, кратко излагающее какую-либо идею. Это та разгадку. Потому то его мама и отыскала для него книгу
мысль, которая будет доказываться в рассуждении Что «Морской словарь». Думаю, она поступила мудро – что,
такое аргументация? Это приведение доводов с целью как не словарь, может пояснить значение неизвестных
доказательства истинности тезиса Что такое иллюстрация? слов? Словарь стал для Славки путём к заветной мечте:
Иллюстрация – это конкретный пример, иллюстрирующий он «слово за словом» приближался к ней (37). Поэтому
довод. Этот пример в вашем сочинении должен быть взят Славка «ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее
из предложенного текста. плавание – надолго и без оглядки…». Автор сравнил мечту
16Типы рассуждений. Индуктивные – представляют собой2 мальчика – морские путешествия – с путешествием по
такой ход движения мысли, при котором от частного мы словарю: может, мальчик никогда не побывает на море, но
идём к общему, обобщению, то есть начинаем с он узнает морскую жизнь из книги». (138 слов).
примеров-доказательств, а потом приходим к 501. В работе два примера из текста, однако только13
выводу-тезису Дедуктивные – сначала рассматриваются один из них подтверждает мысли экзаменуемого, то есть
общие положения, выдвигается тезис, а потом приводятся является аргументом (выделенный и подчёркнутый
примеры, доказывающие тезис. фрагмент). Вторая цитата (выделена в тексте жирным
17С2К1. Понимание смысла фрагмента. Чтобы7 шрифтом) не служит обоснованием, доказательством
сформулировать ответ на вопрос, содержащийся в задании, объяснения приведённых в задании фраз, а сама является
надо: Определить тему и основную мысль текста. О чем частью одной из них. «Фраза: «С того дня Славка почти
этот текст? Что говорится в тексте? Зачем автор написал позабыл про всё на свете. Он ушёл в чтение словаря, как
этот текст? Какую главную мысль (идею) он хотел уходят в дальнее плавание – надолго и без оглядки…» -
выразить? Что хотел передать в данном фрагменте? увлекла Славку чтением словаря. Так почему ему стал
Определить микротему данного фрагмента Определить, как интересен этот словарь? Во-первых, потому что
данный фрагмент связан с остальными Почему автор незнакомые корабельные слова затронули его душу:
включил данный фрагмент в текст? Каковы детали, «отозвались в нём странной зовущей музыкой» (36). Это
представленные во фрагменте? заинтересовало его, а он в свою очередь захотел узнать
18Не пересказывайте текст, но постарайтесь передать0 всё больше и больше о кораблях. Во-вторых, смысл фразы
содержание (информацию), которую дает автор в этом заключается в том, что Славка, заинтересованный чтением
тексте. Интерпретируйте: объясните смысл основных словаря, «позабыл про всё на свете» (38), а мечта о
содержательных частей текста. Зачем автор так важно об море и кораблях стала ближе к реальности, поэтому он
этом рассказать? Почему ему так важно об этом так усердно изучал этот словарь».
рассказать? Какой смысл кроется за строками этого 510. Цитата, смысл которой нужно объяснить в2
текста? Выразите свою позицию по данной теме в форме сочинении, не может служить аргументом для этого
ответов на вопросы: Согласны ли вы с автором? Почему? объяснения. «Я понимаю смысл этих фраз так: мальчику
Какие примеры, аргументы (не менее 2) подтверждают вашу очень нравятся корабли, но он про них мало знает и
точку зрения. наконец у него появился настоящий «гид» по морскому
19Тренируемся №1.0 миру. Теперь книги про море его самое главное занятие.
20Демо. Объясните, как вы понимаете смысл финала0 «С того дня Славка почти позабыл про всё на свете».
текста: «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются Значит Славка ушел в книгу с головой». (51 слово).
теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь 52№4.0
оглянуться. И долго ещё слышал скрипку...». 53(1) Серега был настоящим художником.(2) Нет,0
21№ 1) I. Вступление. О влиянии музыки на человека0 рисовать он не умел. (3) Но, например, он умел быть
было известно c давних времен. Музыка также обладает желанным гостем. (4) Он удивлял меня тем, что у него
особенностью оказывать заметное воздействие на всегда находилась идея, с которой можно к кому нибудь
эмоциональное состояние человека. Именно этим вопросам прийти. (5) Либо у него оказывалось несколько
посвящен отрывок из произведения В.П.Крапивина диковинных конфет. (6) Либо он дарил хозяевам
«Бронзовый мальчик» 1994г. Музыка еще с первобытных какую-нибудь необыкновенную свечку. (7) Если он знал,
времен была одной из мощнейших причин, побуждающих что идет в гости к девушкам или там есть хозяйка дома,
человека к тем или иным действиям: «Кинтель попятился, он не забывал купить цветы. (8) А какие тогда можно
чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, было купить цветы? (9) Только несколько астрочек или
пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал гвоздичек. (10) И он обычно покупал три гвоздички. (11)
скрипку...». Но как он их преподносил!... (12) Если же у Сереги
22I Вступление. В произведении Владислава Петровича0 совсем не было денег ни на что, у него были рассказы.
Крапивина рассказывает о сложной, но увлекательной (13) И он всегда создавал особенную атмосферу не Просто
жизни мальчика по прозвищу Кинтель. В нем через судьбу ужина или чаепития, а вечера с художником. (14) Однажды
обыкновенного подростка отображается вся сложность Сереге пришло в голову отметить Новый год своей
современной жизни. Когда читаешь эту историю, начинаешь квартире. (15) Денег у нас было мало, и мы купили то,
понимать, как важно быть человечным и отзывчивым в что смогли. (16) Все выбирал хозяин, и мне оставалось
нашем порою циничном мире и какой могучей силой должна только удивляться, зачем, например, нужны два десятка
обладать музыка, способная влиять на формирование белых бумажных скатертей.
человеческого характера. «Cлyшать пpекpасное – значит 54(17) Когда мы пришли к нему, он сказал: -(18) Мы0
yлyчшаться», - утверждал еще Аристотель. Музыка еще с назовем наш праздник «Бумажный Новый год». (19)
первобытных времен была одной из мощнейших причин, Помогай! 20) Сам же снял со стены большое зеркало.
побуждающих человека к тем или иным действиям: «Кинтель -(21) Это будет наш стол, - заявил он. (22) Потом
попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и застелил всю комнату белыми скатертями. (23) Посреди
щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго комнаты он положил зеркало, красиво разбросав на нем
ещё слышал скрипку..». несколько яблок, мандарины, орехи. (24) Расставил
23II. Основная часть. Тезис. Смысл финала текста0 свечи, подготовил музыку. (25) Из оставшихся скатертей
заключается в том, что «Кинтеля печальная и светлая мы сделали бумажные накидки. (26) Когда пришли гости, в
музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка – тоже» - доме вдруг вырубилось электричество. (27) Весь дом
и это то главное, что отмечает автор в предложении №14. забегал, засуетился, люди пытались наладить свет. -(28)
Почему же героя сразу «взяла в плен» маленькая Вот это подарок! – радостно сказал Серега. – (29)
скрипачка? Док-ва. Во-первых, мне кажется, потому что Зажжем свечи! (30) Это был лучший Новый год в моей
«девочка умела вложить в мелодию душу, как бы сливаясь жизни.(31) Без телевизора, музыки, обжорства. (32) Мы
с музыкой в единое целое». Во-вторых, Кинтель « был сидели у зеркала в бумажных накидках, шелестели этими
способен на душевные порывы». Мальчик побрел домой, одеждами, разговаривали. (33) Свечи горели, и мы
унося в душе что-то теплое, щемящее, доселе чувствовали себя частью странной, но красивой картины,
неизвестное. Не случайно автор и герой называют спектакля и книги вместе, которую Серега никогда не
скрипачку не «девчонка», не «девчушка», а напишет. (По Е.Гришковцу) 285 слов.
«девочка».Такая форма слова говорит о серьёзном и 55С 2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните,0
уважительном отношении к скрипачке. Девочка как вы понимаете смысл фразы текста: «Серега был
представлялась герою беззащитной и в то же время настоящим художником». Приведите в сочинении два
самостоятельной и глубокой. Завороженный, восхищенный, аргумента из текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Кинтель долго ещё слышал скрипку. Я думаю, что когда Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений
Кинтелю было грустно без причины, он всегда вспоминал или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного
эту музыку и девочку, которая от музыки была цитирования). Объем сочинения должен составлять не
неотделима. И девочка со скрипкой осталась в памяти как менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым
что-то волшебное, полусон какой-то или сказка о почерком.
Дюймовочке. 56В настоящем тексте Е. Гришковца художником0
24III. Заключение. Музыка делает людей лучше: она0 называется человек, не занимающийся искусством, а
пробуждает эмоции, приносит людям утешение, рождает в человек с душой и особым умом художника. «Рисовать он
человеке добрые чувства. Действительно, музыка – не умел», но умел быть художником – он создавал
могучее средство духовного обогащения. И Кинтель это обстановку и проявлял находчивость так, как обычный
чувствовал, как никто другой. человек не смог бы этого сделать(предложения 22-24).
25№ 2) I Вступление. Музыка…Она всегда влияла на0 Последней фразой автор хотел сказать, что настоящий
людей, задевала потаенные струны души, будила художник не обязательно должен писать картины; он
воображение, манила в неведомые дали, заставляла верить должен творить не только в искусстве, но и в жизни. В
в лучшее, прекрасное. последней фразе говорится, что Серёга не писал картины,
26II. Основная часть. Кинтель, герой произведения0 но воплощал их в жизнь – хотя картина не была написана,
В.П. Крапивина, ощутил на себе влияние музыки, он не произведение искусства было сотворено. Истинное
мог пройти равнодушно мимо юной скрипачки. «Печальная и произведение искусства помогает в жизни. Мы любуемся
светлая музыка взяла его в плен сразу же, и сама полотнами великих художников, работами скульпторов, их
девочка — тоже». «Кинтель смотрел на юную скрипачку, и произведения вечны и бесценны.
сердце у него заходилось в сладкой тоске». Случайное 57№4.0
соприкосновение с каким-то неведомым, но таким 58(1)Наверное, оскомину набила фраза, что любовь к0
прекрасным миром вызвало у Кинтеля чувство большой Родине начинается с любви к родине малой:
завороженности. своему городу, улице, переулку, двору, дому. (2)Но это
27Чувствуя себя неловко в «мятой, узлом на пузе0 святая правда, которую все знают умом, но далеко не все
завязанной рубашке», боясь привлечь к себе внимание, ощущают жаром и болью сердца. (3)Я невольно задумываюсь
Кинтель попятился. «И пошёл, пошёл, не решаясь о тех ребятах, чьё детство проходит в новостроечных
оглянуться. И долго ещё слышал скрипку...» Юная районах Москвы. (4)Растёт парень в своём микрорайоне,
скрипачка, «тоненькая, курносая, доверчивая, где есть и кино, и парикмахерская, и библиотека, но
беззащитная и одинокая», играла восхитительно. Она этому парню нечем гордиться, жизненный обстав юного
покорила Кинтеля, подчинила своему очарованию, своему гражданина нового микрорайона лишён какой-либо
влиянию. характеристики, особости, он такой же, как у всех.
28III. Заключение. Музыка делает людей лучше: она0 (5)Безликое, неотличимое от фона трудно любить. (б)
пробуждает эмоции, приносит людям утешение, рождает в Штамп нельзя любить подавно. (7)Человеческая личность
человеке добрые чувства. Действительно, музыка – закладывается в детстве; от детских впечатлений,
могучее средство духовного обогащения. И Кинтель это наблюдений, переживаний во многом зависит, каким станет
чувствовал, как никто другой. человек. (8)В смазанности окружающего трудно ощутить и
29№2.0 собственную индивидуальность. (9)Парень из Армянского
30(1)Композиторы, жившие в разное время и в разных0 переулка был особый парень, и Чистопрудный — особый, и
странах мира, вслушивались в музыку своего народа и покровский — особый, и Старосадский — особый. (10)А
изучали её так же, как все мы изучаем свой родной язык. этот, из микрорайона, каков он? (11)Общий, как все, —
(2)Они любили народную песню, впитывали её живительные стало быть, никакой.
соки, опирались на неё в стремлении сделать свою музыку 59(12)Но как бы ни выглядели новые районы, в них всё0
более содержательной и правдивой, более понятной и равно не будет того, чем богата — до сих пор богата,
близкой слушателям. (3) И народная песня, как сказочный несмотря на все тягчайшие потери, — старая Москва:
источник живой воды, давала композиторам силу и связи с прошлым. (13)Вот почему так важно сохранить
вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила исторический образ города. (14)В памятниках архитектуры
любить жизнь и человека, понимать их так, как понимает деяния предков, героическая боль многострадальной
народная мудрость, заключённая в этих песнях. русской столицы и нетленная красота. (15)Пусть молодой
(4)Главное для композиторов было не то, чтобы человек, уроженец микрорайона, не увидит вокруг себя
воспользоваться музыкой, уже сочинённой народом, а то, старины в благородной патине, он сядет в поезд метро
чтобы научиться на этой музыке родному своему или троллейбус и отправится в коренную часть Москвы,
музыкальному языку, подобно тому, как писатель учится где на него глянет история задумчивыми ликами старых
на народном творчестве языку литературному. зданий. (16)Даже о достопримечательностях Москвы,
31(5)Вот почему музыка Глинки или Чайковского,0 таких, как Василий Блаженный, остатки Китайской стены,
Мусоргского или Прокофьева во всём мире всегда узнаётся Юсуповы палаты, дом Пашкова, Новодевичий монастырь,
как музыка русская, музыка Шопена – как польская надо что-то знать, чтобы оценить по-настоящему,
музыка, музыка Грига – как норвежская, Листа – как исполниться их прелести и важности. (Ю. Нагибин).
венгерская. (6)Интерес композиторов к народной музыке 60Почему так важно сохранить исторический образ0
особенно ярко проявлялся в те эпохи, когда народы Москвы?
боролись за свою свободу, за национальную 61№1) На первый взгляд, автор рассуждает на тему0
независимость, когда в обществе обострялось чувство простую, даже банальную, всем известную – историческое
национального достоинства, стремление утвердить силу и прошлое нашей малой родины, любовь к большой Родине. Но
самобытность своего духовного мира. (7)Так композиторы, в наше непростое время эта проблема очень актуальна.
учась у народа, черпая силы в неистощимых песенных Ведь каждый человек должен знать и любить историю
богатствах, созданных народом, не оставались в долгу. своего Отечества, своих родных мест, должен помнить о
(8)Глинка подарил народу «Ивана Сусанина» и «Руслана и предках. Без памяти мы потеряемся в потоке времени,
Людмилу», Мусоргский – «Бориса Годунова» и «Хованщину», утратим свои корни. Ю. Нагибин утверждает, что дивные
Бородин – «Князя Игоря» и «Богатырскую» симфонию, и творения русских зодчих, мастеров и художников доносят
слишком долго было бы перечислять всё, что Создали до нас из прошлых эпох мечту русского народа о любви,
композиторы, прикоснувшиеся хоть раз к чудесному согласии, красоте.(Предложение 16) Москва объединила
источнику. ( По Д.Кабалевскому). вокруг себя русские земли и уделы в могучее государство
32Объясни, как ты понимаешь смысл фразы текста:0 Россию. Наши предки защищали её от врагов, заботились о
«Композиторы, жившие в разное время и в разных странах её величии и процветании. А современные ребята, чьё
мира, вслушивались в музыку своего народа и изучали ее детство «проходит в новостроечных районах Москвы»,
так же, как все мы изучаем свой родной язык». Напиши часто не знают да и не всегда задумываются, об истории
сочинение-рассуждение. своего родного города. Трудно не согласиться с автором
33Рекомендации к выполнению работы: 1.Обдумывая ответ0 в том, что, «как бы не выглядели» современные
на вопрос, прочитайте текст №2 еще раз. 2. В сочинении микрорайоны, именно в старой Москве заключается
необходимо вступление, связанное с темой твоего «нетленная красота»(Предложение 14) и связь с
сочинения. прошлым.(Предложение 12).
34Варианты вступлений на данную тему. 1)предложение-0 62№ 2) Комфортны и удобны современные новостройки0
утверждение, что « действительно, композиторы, Москвы. (Кто не хотел бы иметь квартиру в столице нашей
вслушиваясь в музыку своего народа, изучали её так же, Родины?) Огромные железобетонные конструкции похожи
как мы изучаем свой родной язык». 2) вопрос, задающий друг на друга, словно детали, выпущенные одним заводом.
направление для рассуждения. Как можно узнать историю Они заполнили почти всё пространство мегаполиса. Но
своего народа? Какие источники помогают нам понять можно ли отыскать живую душу, историю народа среди
историю нашего народа? 3)предложение-пример того, что этого великолепия посткультурного зодчества? Отыскать
помогает узнать историю своего народа. Подобно тому, то, что всегда было присуще московским улицам и
как композиторы изучали историю своего народа, переулкам - особое очарование и неповторимую
обращаясь к народной музыке, мы изучаем родной язык, индивидуальность? Скольких поэтов, художников
обращаясь к исконно русскому слову, выражению. Или: вдохновили собор Василия Блаженного, дом Пашкова,
Сказочным источником живой воды» называет автор текста Новодевичий монастырь на создание шедевров?! Атмосфера
народную песню. Как точно и выразительно сказано. старых московских улочек благотворно действовала и на
353.Используй конструкции согласия, например: Я0 самых обычных людей, делая их личностями (предложение
согласен с мнением о том, что историю современного 9). Происходило это от того, что непроизвольно,
русского языка можно изучить, восстановить, обращаясь к ежесекундно они впитывали прошлое своей страны,
истории возникновения некоторых на первый взгляд сохранившееся в старых зданиях. Правильно говорится в
знакомых нам слов. 14 предложении текста Ю. Нагибина, что памятники
364. В основной части сочинения необходимо привести0 архитектуры являются отражением жизни минувших
аргументы рассуждения. Для этого необходимо найти два поколений, их славных дел и тяжких лихолетий. Москва
примера, подтверждающие твою точку зрения. Подсказка: быстро меняется. Всё меньше остаётся таких заповедных
Сначала найди в самом тексте интересные, обращающие на уголков, где можно соприкоснуться со стариной,
себя внимание конструкции, которые помогают понять почувствовать связь времён. Город превращается в нечто
смысл высказывания, заявленного в теме сочинения. Как безликое, стандартное. Ю. Нагибин горько на это сетует,
правило, это яркие метафоры, выражения, содержащие указывая, что истинное богатство Москвы заключено
эпитет, сравнение, олицетворение, риторический вопрос, всё-таки в старой её части. Действительно, человеку,
восклицание и др. выразительные средства. Например: даже никогда не видевшему столицу, всё равно знакомы
живительные соки народной песни – развёрнутая метафора московские улицы благодаря произведениям В. Высоцкого,
(предл.№2); народная песня как сказочный источник живой М. Булгакова, Б. Окуджавы. Старая Москва- достояние
воды – сравнение (предл.№3) Приводя примеры, применяй нации, её необходимо беречь и охранять.
цитирование (но избегай чрезмерного цитирования). 63№3) В душе каждого взрослого человека всегда жива0
37Пример аргументации в основной части сочинения:0 память о неповторимых мгновениях детства, о милых
Народная песня названа автором текста «сказочным сердцу улочках и уголках, ибо «от детских впечатлений,
источником живой воды» не случайно. Она позволяет наблюдений и переживаний во многом зависит, каким
слушателю «оживить в памяти», воспроизвести заново станет человек», - пишет Ю. Нагибин. Но инфраструктура
многие страницы русской истории. Она помогает услышать современных городов, в частности Москвы, способствует
нам и причитания крепостных деревенских женщин, нивелированию чувств людей, насаждаются безликие,
провожавших в рекруты своих мужей, и весёлые песни лишенные индивидуальности новостройки, что способствует
подружек, плетущих венок из полевых цветов на весеннем воспитанию таких же безликих, серых личностей (5).
лугу». Живительные соки народной песни» - это русская Автор подводит читателя к мысли, что облик современной
душа, выраженная в яркой, мелодичной, образной русской столицы должен сохранить неразрывную связь с ее
речи. историческим прошлым, «с деяниями предков»(13).
385. В сочинении необходим вывод, связанный с0 Рассуждения писателя подкупают своим неравнодушием и
проблемой текста. Подсказка: Ответь на вопрос: к чему искренностью, в них ощущается пронзительная боль за
призывает автор текста? Или: чему учит данный текст? детство ребят в «новостроечных районах Москвы» (4) .
39№3.0 Писатель побуждает юных современников сесть в метро и
40(1)Славка заметил картину на тускло-зелёной стене0 отправиться в коренную часть Москвы на встречу с храмом
биллиардной случайно. (2)Обычно она висела в тени, а в Василия Блаженного, домом Пашкова, Новодевичьим
тот раз на неё падали лучи. (3)На картине было лунное монастырем (15) . Это наша память, наша красота и
море. (4)Сама луна скрывалась за светлыми облаками, но вдохновение, питающие человека живительными соками
её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по высоким любви к своей многострадальной родине.
волнам. (5)Среди волн шёл двухмачтовый парусник.
63 «Пример текста» | Пример текста 134
http://900igr.net/fotografii/literatura/Primer-teksta/Primer-teksta.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

177 тем
Фото
Презентация: Пример текста | Тема: Текст | Урок: Литература | Вид: Фото