Анализ текста Скачать
презентацию
<<  Анализ художественного текста Комплексный анализ текста  >>
Фотографий нет
Фото из презентации «Структурный анализ» к уроку литературы на тему «Анализ текста»

Автор: . Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке литературы, скачайте бесплатно презентацию «Структурный анализ» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 191 КБ.

Скачать презентацию

Структурный анализ

содержание презентации «Структурный анализ»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1СТРУКТУРНО-ЖАНРОВЫЙ анализ направлен на: Выявление0 19Жанрово-структурный.0
внутренних формальных закономерностей построения 20Еще важнее учесть качественная сторон диалога в0
художественного произведения. Тяготеет к герметизму, разных жанрах. Драматургическое напряжение диалога, а
при котором текст исследуется как автономное, сложно следовательно, и действия, выражается в ряде
организованное структурное единство. Превалирует грамматических категорий: в драме значительно выше
ахронный (вневременной) подход, когда осмысляется, императивность речи, нежели в поэме - из 1 160 глаголов
главным образом, структура произведения и ее в «Сервилии» 235 (20 %) глаголы повелительного
функционирование. ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный. наклонения, в «Двух мирах» таких глаголов лишь 8,5%,
2Структура рассматривается как система, состоящая из0 или 106 из 1 250. ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный.
отдельных формальных элементов различных уровней; но 21Повелительное наклонение, выражая волю говорящего,0
изучаются не элементы, а отношения между ними, функции побуждает собеседника стать производителем, субъектом
этих элементов, иерархия и взаимодействие формальных какого-нибудь действия и принадлежит к
уровней (фонологических, ритмических, лексических и т. эмоционально-волевому языку, имеющему особые
п.), ибо структура - это и есть иерархическая система возможности для выражения драматического сюжета. ВИДЫ
внутренних взаимозависимостей отдельных элементов и АНАЛИЗА. Жанрово-структурный.
уровней в художественном произведении. ВИДЫ АНАЛИЗА. 22Особый характер диалога отражается и в статистике0
Жанрово-структурный. верификационных предложений, которые заключают
3Анализ структуры требует: описания функций всех0 актуальную информацию типа реакции на мнение или
внутренних зависимостей, как синтагматических, так и предложение собеседника. В «Сервилии» вопросно-ответных
парадигматических, но на практике (как правило) предложений почти в два раза больше, чем в поэме А.
ограничиваются функциональным описанием доминантных Майкова. ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный.
отношений между элементами одной системы 23Количественный уровень монологической речи в драме0
(семантической, фонологической, грамматической и т. д.) гораздо ниже, чем в драматической поэме: монологическая
и между системами различных уровней (например, ночь чаще всего имеет односторонний характер
ритмической и композиционной). ВИДЫ АНАЛИЗА. высказывания, не рассчитанный на немедленную реакцию.
Жанрово-структурный. Монологи в драматическом произведении являются частным
4Базируется на «аксиомах»: структуры, организующие0 случаем диалогической речи, которая конституирует весь
формальные элементы текста, бессознательны и текст драматических произведений, но в поэме монологи
объективны; они существуют независимо от реципиента; их объемом более 15 строк занимают около 43 % текста, а в
конституируют различия и оппозиции; они универсальны и драме лишь 19 %. Средняя длина монолога у Майкова 28
их матрицы предполагают возможности функционирования в строк, а у Мея - 22. ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный.
качестве текстов любых образований сознания. ВИДЫ 24В монологи в драме нередко включаются обращения или0
АНАЛИЗА. Жанрово-структурный. побудительные предложения, чем подчеркивается
5Важнейшая цель - выявить объективное значение0 коммуникативно-волевой или прагматический аспект акта.
функций отдельных элементов и уровней текста в Таких монологов в «Сервилии» 60 % по отношению к их
образовании значений, иерархическим единством которых общему количеству (подсчитаны монологи объемом более 15
обусловлено «точное», понятийное знание о строк). В «Двух мирах» - 40 %. В поэме основная функция
художественном произведении. ВИДЫ АНАЛИЗА. монолога номинативно-сигнификативная: субъект речи не
Жанрово-структурный. столько побуждает собеседника к поступку, сколько
6произведения, чьи жанровые качества определяются не0 информирует его. ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный.
границами внутри литературного рода, а обусловлены 25Коммуникативные обобщения (слова, обозначающие0
сопредельностью (например, эпоса и драмы). Такова коммуникатов речевого акта и реальную связь между ними
драматическая поэма, в самом названии жанра которой эта в момент речи) не только определяют направленность
сопредельность наступает со всей очевидностью. ВИДЫ монологов, но являются характеризующим признаком всего
АНАЛИЗА. Жанрово-структурный. текста. В драме их 135, или 5,84 %, по отношению к
7Анализ сопредельных жанров позволяет выявить0 числу строк в произведении. В драматической поэме - 71
«скрытые» особенности рассматриваемых жанровых форм и (3,3 %). При приближении действия к развязке
меру взаимопроникновения одного литературного рода в увеличивается частота обращения, что сигнализирует об
другой. Драма «Сервилия» Л. Мея и драматическая поэма актуальности, активизации связи коммуникатов, об
«Два мира» А. Майкова. ВИДЫ АНАЛИЗА. усилении связности текста. ВИДЫ АНАЛИЗА.
Жанрово-структурный. Жанрово-структурный.
8Выбор произведений Л. Мея и Ап. Майкова для0 26Бо?льшая жесткость коммуникативных связей в драме,0
сравнительного анализа жанровых структур продиктован: нежели в поэме, обнаруживается при анализе слов личного
сходной направленностью авторских дарований, общностью дейксиса (личных местоимений первого, второго и
разрабатываемых поэтами тем, относительно равным третьего лица). Разность сумм всех личных местоимений,
объемом произведений («Сервилия» - 2 310 строк, 49 использованных в рассматриваемых произведениях,
персонажей; «Два мира» - 2 020 строк, 41 персонаж) невелика: в «Сервилии» 609 слов личного дейксиса, в
хронологией их создания: первое написано в 1854-1861 поэме Майкова - 675. ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный.
годах, а второе в 1872-1888 годах. ВИДЫ АНАЛИЗА. 27Дифференциатором жанра выступает категория лица.0
Жанрово-структурный. Распределение местоимений по жанрам таково (в %): ВИДЫ
9Отправной пункт анализа - положение классической0 АНАЛИЗА. Жанрово-структурный.
теории разделения литературы на роды и виды. «Действие 28Монологи: в «Сервилии» - Афера, Старика, Сервилии,0
определяет форму и содержание драматической поэзии» Валерия, Силии, Сорана, Эгнатия поэме «Два мира» -
Гегель. ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный. Иова(3), Гланка, Павзания, Фабия, Камиллы, Деция. ВИДЫ
10Драматическое действие как таковое не может быть о0 АНАЛИЗА. Жанрово-структурный.
п и с а н о, а только представлено в поступках 29Противопоставление Я - ТЫ (и противопоставление0
действующих лиц, в осуществлении их страстей и вариантов этих местоимений во множественном числе и
намерений; «… ежеминутная борьба двух враждующих начал» косвенных падежах), (говорящий - слушающий», образует
(В. Гюго «Предисловие к «Кромвелю») организует действие категорию «коммуникативного» лица. Эта категория
и конфликт драмы. ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный. формирует основную ось координации участников
11Действие (по Гюго) - в «Сервилии» Мея, где автор0 единовременных речевых актов. Ось эта почти на треть
стремился изобразить: «разлад философии стоиков с «длиннее» в драме Мея, нежели в майковской поэме: 35,7
существующим порядком», борьбу между приближенными % - 22,8 %. ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный.
Нерона и римскими патрициями, столкновение языческой и 30Третье лицо никогда не стоит в отношении0
христианской идеологий. ВИДЫ АНАЛИЗА. рефлексивности к единовременному акту речи. Оно «не
Жанрово-структурный. коммуникативно». Вот почему в драме, основой композиции
12Противоборство со всеми его перипетиями0 которой является диалог, употребление местоимений
развертывается в «Сервилии» в том третьего лица крайне ограниченно. В поэме, где высок
пространственно-временном континууме, который можно уровень монологической речи с
охарактеризовать дейктическими (указательными) знаками номинативно-сигнификативной функцией, число местоимений
сейчас - здесь и который обеспечивает наибольшую третьего лица резко возрастает. ВИДЫ АНАЛИЗА.
сопричастность зрителя к происходящему на сцене. ВИДЫ Жанрово-структурный.
АНАЛИЗА. Жанрово-структурный. 31Важным признаком жанра выступают «ситуативные»0
13«... Драматический поэт переносит зрителя на самое0 сказуемые. Это не грамматическая, а логическая
место действия, делает его участником события» А.Н. категория. «Ситуативные» сказуемые могут быть выражены
Островский. ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный. различными частями речи, главным образом глаголами. Эти
14В «Двух мирах» Майков далек от задач показать0 глаголы, как и другие части речи в составе сказуемого,
«ежеминутную борьбу двух враждующих начал» Он «хотел в обозначают действия, состояния, процессы, происходящие
pendant языческому обществу очеркнуть общество одновремен­но с речевым актом или, иначе говоря, в
христианское», а не суть христианства (Ф.Д. Батюшков), пространственно-временном континууме сейчас - здесь.
которая есть определенное отношение к ценностям жизни, Причем названные глаголы могут быть и настоящего, и
а следовательно, если не прямой, то рефлексивный будущего, и прошедшего времени. Например: ВИДЫ АНАЛИЗА.
конфликт с языческим миром. Автор акцентирует внимание Жанрово-структурный.
на путях, приведших бывших язычников в религиозную 32Лезбия: Недурны люди. Это - галл, А это - свев.0
общину. ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный. Держу за галла, А ты - за свева. (следя за боем) Ну,-
15Эта история обращения героев в христианство0 пропал! Глаголы «держу» (наст, вр.), «пропал» (прош.
выпадает из драматического действия, ибо она предстает вр.) в данном контексте указывают на действие,
не в форме осуществления, а как уже осуществленная в совпадающее но времени и месту с речевым актом. ВИДЫ
прошлом, т. е. в пространственно-временном континууме, АНАЛИЗА. Жанрово-структурный.
обозначенном дейксисами тогда – там Эта история - не д 33«Ситуативных» сказуемых 558 в «Сервилии» и 278 в0
е й с т в и е, а событие, завершившееся за сценой. ВИДЫ «Двух мирах». Их соотнесенность с определенным
АНАЛИЗА. Жанрово-структурный. континуумом приводит к заключению, что
16Отличие драмы от сопредельного жанра0 пространственно-временные координаты сейчас - здесь в
просматривается в особенностях сюжета и композиции. значительно большей степени принадлежность драмы, чем
Одна из категорий сюжетосложения - совстречаемость драматической поэмы. ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный.
персонажей. Количественно эта категория при однократном 34Гете и Шиллера об эпической и драматической поэзии:0
исчислении действующих лиц, вступающих в диалог, в «Великое же и су­щественное их различие заключается в
«Сервилии» выражена числом 66; в драматической поэме - том, что эпический поэт излагает событие, перенося его
числом 11. ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный. в прошедшее, драматург же изображает его как
17В статистических показателях видно жанровое0 свершающееся в настоящем». ВИДЫ АНАЛИЗА.
качество драматического узла: В драме он завязывается Жанрово-структурный.
при активном участии гораздо большего числа персонажей, 35Основная функция местоимений третьего лица не0
что способствуем единству и цельности действия, дейктическая, как у местоимений «я», «ты», а скорее
связанности текста и драматического произведения: заместительная (т. е. местоимения третьего лица
главные герои вступают в многосторонние отношения со обозначают преимущественно одушевленный объект,
своим окружением; конфликт произведения втягивает в находящийся вне сферы носителя речи), то: структуру
свой водоворот второстепенные персонажи, отчего речевого пространства в «Сервилии» можно ориентировочно
значимость их в развитии фабулы несравненно выше, чем в изобразить, исходя из отношения дейксисов третьего лица
пограничном жанре; драматическое действие находит и «ситуативных» глаголов сопредельных жанров,
особую трансполяцию в сюжетосложении. ВИДЫ АНАЛИЗА. параметрами сейчас – ты - здесь; в «Двух мирах»: тогда
Жанрово-структурный. - он (она) - там, что указывает на большую
18Характерные приметы диалога, имеющие значение для0 атрибутивность драматической поэмы эпосу, нежели драме
осмысления жанровых свойств драматургического текста: как литературному роду. ВИДЫ АНАЛИЗА.
1) коллективность информации; 2) возможная Жанрово-структурный.
разноплановость информации; 3) различие в оценке 36Таким образом, анализ композиционных особенностей0
информации; 4) активное участие в речи мимики, жестов, выявляет важные, хотя и не абсолютные критерии для
действий партнеров; 5) влияние предметного окружения определения формальной драматургичности сопредельных
собеседника. ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный. жанров, обнаруживает структурное отличие одного от
19Чем чаще совстречаемость персонажей, тем0 другого. Естественно, выводы, сделанные на основе
диалогичнее текст. Внешнее проявление этого факта сравнения только двух произведений разных жанров, ведут
предстает в количественном соотношении речевых актов лишь к постановке вопроса, а не к окончательному его
при относительно равном объеме произведений: в драме их решению. ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанрово-структурный.
625, в драматической поэме - 370. ВИДЫ АНАЛИЗА.
36 «Структурный анализ» | Структурный анализ 0
http://900igr.net/fotografii/literatura/Strukturnyj-analiz/Strukturnyj-analiz.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

177 тем
Фото
Презентация: Структурный анализ | Тема: Анализ текста | Урок: Литература | Вид: Фото