Гончаров Скачать
презентацию
<<  Жизнь Гончарова Биография Гончаровв  >>
Гончаров Иван Александрович (6
Гончаров Иван Александрович (6
Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске
Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске
Когда Гончарову было семь лет, умер его отец
Когда Гончарову было семь лет, умер его отец
Жизнь после университета
Жизнь после университета
Начало творчества
Начало творчества
Расцвет творчества
Расцвет творчества
Последние годы жизни Ивана Гончарова
Последние годы жизни Ивана Гончарова
Пути, которые не выбирал Обломов
Пути, которые не выбирал Обломов
Кто же он -Илья Ильич Обломов
Кто же он -Илья Ильич Обломов
Теперь попробуем на минутку представить себе, от чего отказался
Теперь попробуем на минутку представить себе, от чего отказался
Представим себе другой вариант
Представим себе другой вариант
Роман И. А. Гончарова "Обрыв"
Роман И. А. Гончарова "Обрыв"
Несмотря на то, что каждое произведение отделено от другого
Несмотря на то, что каждое произведение отделено от другого
Возьмём для примера первые факты биографий главных героев - их
Возьмём для примера первые факты биографий главных героев - их
Отдельного анализа заслуживает "Сон Обломова"
Отдельного анализа заслуживает "Сон Обломова"
С другой, уже реальной стороны, родные края пугают героев перспективой
С другой, уже реальной стороны, родные края пугают героев перспективой
Роман «Обыкновенная история» (1847)
Роман «Обыкновенная история» (1847)
При жизни Гончарова в ситуациях общественной и литературной борьбы
При жизни Гончарова в ситуациях общественной и литературной борьбы
Подмеченный контрапункт (замысла и сверхзамысла) улавливается со всей
Подмеченный контрапункт (замысла и сверхзамысла) улавливается со всей
Однако вопрос, что первозначимо в романе (раскрытие примет «вечно
Однако вопрос, что первозначимо в романе (раскрытие примет «вечно
Фото из презентации «Творчество Гончарова» к уроку литературы на тему «Гончаров»

Автор: Нина. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке литературы, скачайте бесплатно презентацию «Творчество Гончарова» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 738 КБ.

Скачать презентацию

Творчество Гончарова

содержание презентации «Творчество Гончарова»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Гончаров Иван Александрович (6.06.1812-0 11умер от воспаления легких на восьмидесятом году жизни.0
15.09.1891). Иван Александрович был похоронен на Новом Никольском
2Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в0 кладбище Александро-Невской лавры (в 1956 году
Симбирске. Его отец и мать принадлежали к купеческому перезахоронен, прах писателя перенесли на Волково
сословию. В большом каменном доме Гончаровых, кладбище). В некрологе, опубликованном на страницах
расположенном в самом центре города, с обширным двором, «Вестника Европы», отмечалось: «Подобно Тургеневу,
садом, многочисленными постройками проходило детство Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет
будущего писателя. Вспоминая в преклонные годы своё занимать одно из самых видных мест в нашей литературе».
детство и отчий дом, Гончаров писал в 12Пути, которые не выбирал Обломов. Роман0
автобиографическом очерке «На родине»: «Амбары, "Обломов" был написан И.А.Гончаровым в 1859
погреба, ледники переполнены были запасами муки, году и тотчас же привлек внимание критиков
разного пшена и всяческой провизии для продовольствия поставленными в романе проблемами. Русская
нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, революционная демократия в лице Н.А.Добролюбова оценила
деревня». Многое из того, что Гончаров узнал и увидел в роман Гончарова как нечто "более, нежели просто
этой «деревне», явилось как бы изначальным импульсом в удачное создание сильного таланта". Она увидела в
познании поместного, барского быта дореформенной нем "произведение русской жизни, знамение
России, так ярко и правдиво отразившегося в его времени". Так была определена исключительная
«Обыкновенной истории», «Обломове» и «Обрыве» (три злободневность гончаровского романа. И в те же годы
знаменитых романа Гончарова на «О»). весьма авторитетными современниками были высказаны
3Когда Гончарову было семь лет, умер его отец. В0 суждения, оценивавшие "Обломова" как
последующей судьбе мальчика, в его духовном развитии произведение, которому предстоит долгая жизнь.
важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Сегодняшнее напряженное внимание и пристальный интерес
Трегубов. Это был отставной моряк. Он отличался широтой к нему театра и кинематографа, читателей и
взглядов и критически относился к некоторым явлениям исследователей, включение романа в сферу споров о
современной жизни. «Добрый моряк» — так благодарно недавней истории и проблемах будущего прямое
называл Гончаров своего воспитателя, фактически подтверждение пророческих предвидений тех лет. В чем же
заменившего ему родного отца. Писатель вспоминал: «Мать секрет этого романа? Видимо, в том, что Гончаров как
наша благодарная ему за трудную часть взятых на себя гениальный художник сумел раскрыть типично
забот о нашем воспитании, взяла на себя все заботы о национальное, близкое всем нам явление. Явление,
его житье-бытье, о хозяйстве. Его дворня, повара, которое стало символом, именем нарицательным. Это
кучера слились с нашей дворней, под её управлением — и явление обломовщина.
мы жили одним общим двором. Вся материальная часть пала 13Кто же он -Илья Ильич Обломов? Жизнь, похожая на0
на долю матери, отличной, опытной, строгой хозяйки. сон, и сон, похожий на смерть, вот судьба главного
Интеллектуальные заботы достались ему.». героя романа и многих других персонажей. А за пределами
4Образование. Первоначальное образование Гончаров0 романа читатель видел еще великое множество Обломовых.
получил дома, под началом Трегубова, затем в частном Трагизм романа Гончарова именно в обычности
пансионате. А десяти лет от роду был отправлен в Москву происходящих событий. Добрый, неглупый человек, Обломов
для обучения в коммерческом училище. Выбор учебного лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь
заведения был сделан по настоянию матери. Восемь лет уходит безвозвратно. Чудесная девушка Ольга Ильинская,
провёл Гончаров в училище. Эти годы были для него полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его,
трудны и малоинтересны. Духовное и нравственное спрашивает: "Что сгубило тебя? Нет имени этому
развитие Гончарова шло, однако, своим чередом. Он много злу... Есть... "Обломовщина", отвечает наш
читал. Его истинным наставником явилась отечественная герой. Царство крепостной России вот истоки обломовской
литература. Гончаров вспоминал: «Первым прямым учителем апатии, бездеятельности, страха перед жизнью. Привычка
в развитии гуманитета, вообще в нравственной сфере был получать все даром, не прикладывая к этому труда основа
Карамзин, а в деле поэзии мне и моим сверстникам, всех поступков и образа действий Обломова. Да и не
15-16-летним юношам, приходилось питаться Державиным, только его одного.
Дмитриевым, Озеровым, даже Херасковым, которого в школе 14Теперь попробуем на минутку представить себе, от0
выдавали за поэта» Великим откровением для Гончарова и чего отказался Обломов, и в каком направлении могла бы
его товарищей явился Пушкин с его «Евгением Онегиным», пойти его жизнь. Вообразим себе иной ход сюжета романа.
выходившим в свет отдельными главами. Он рассказывает: Ведь многие современники Обломова, выросшие в таких же
«Боже мой! Какой свет, какая волшебная даль открылись условиях, преодолевают их пагубное влияние и
вдруг, и какие правды, и поэзии, и вообще жизни, притом поднимаются до служения народу, Родине. Представим
современной, понятной, — хлынули из этого источника, и себе: Ольге Ильинской удается спасти Обломова. Любовь
с каким блеском, в каких звуках!» Это почти молитвенное их соединяется в браке. Любовь и семейная жизнь
благоговение перед именем Пушкина Гончаров сохранил на преображают нашего героя. Он становится вдруг
всю жизнь. Тем временем заниматься в училище стало деятельным и энергичным. Понимая, что крепостной труд
совсем невмоготу. Гончарову удалось убедить в этом не принесет ему больших выгод, он освобождает своих
мать, и та написала прошение об исключении его из крестьян. Обломов выписывает из-за границы новейшую
списка пансионеров. Гончарову уже минуло восемнадцать. сельхозтехнику, нанимает сезонных рабочих и начинает
Наступила пора задуматься о своём будущем. Ещё в вести свое хозяйство по-новому, покапиталистически. За
детстве возникшая страсть к сочинительству, интерес к короткий срок Обломову удается разбогатеть. К тому же
гуманитарным наукам, особенно к художественной умная жена помогает ему в предпринимательской
словесности, — всё это укрепило в нём мысль завершить деятельности.
своё образование на словесном факультете Московского 15Представим себе другой вариант. Обломов0
университета. Через год, в августе 1831 года, после "пробуждается" ото сна сам. Видит свое
успешной сдачи экзаменов он был туда зачислен. Три гнусное прозябание, бедность своих крестьян и
года, проведённые в Московском университете, явились "уходит в революцию". Быть может, он станет
важной вехой в биографии Гончарова. Это была пора видным революционером. Его революционная организация
напряжённых раздумий — о жизни, о людях, о себе. поручит ему очень опасное задание, и он его успешно
Одновременно с Гончаровым в университете обучались выполнит. Об Обломове напишут в газетах, и имя его
Белинский, Герцен, Огарёв, Станкевич, Лермонтов, узнает вся Россия. Но это все фантазии... Изменить
Тургенев, Аксаков и многие другие талантливые молодые роман Гончарова нельзя. Он написан очевидцем тех
люди, впоследствии оставившие тот или иной след в событий, он отражал то время, в котором жил. А это было
истории русской литературы. время накануне отмены крепостного права в России. Время
5Жизнь после университета. Закончив летом 1834 года0 ожидания перемен. В России готовилась реформа, которая
университет, Гончаров почувствовал себя, по должна была круто изменить ход событий. А пока тысячи
собственному признанию, «свободным гражданином», перед помещиков эксплуатировали крестьян, полагая, что
которым открыты все пути в жизни. Первым делом решил он крепостное право будет существовать вечно. До
навестить свои родные края, где его дожидались мать, настоящего времени роман Гончарова "Обломов"
сестры, Трегубов. Симбирск, в котором всё было с сохранил свое обаяние как произведение высокого
детства так знакомо, поразил повзрослевшего и нравственного пафоса, беспощадной авторской
возмужавшего Гончарова прежде всего тем, что ничто не откровенности, подлинного гуманизма.
изменилось. Всё напоминало здесь громадную сонную 16Роман И. А. Гончарова "Обрыв" И. А.0
деревню. Именно таким знавал Гончаров свой родной город Гончаров в своем запоздалом объяснении - предисловии ко
в детстве, а затем и в юношеские годы. Ещё до окончания второму изданию романа "Обрыв", напечатанном
университета Гончаров решил не возвращаться на только в 1938 году, сожалеет о том, что "никто (из
постоянное житьё в Симбирск. Новая встреча с ним критиков) не потрудился взглянуть попристальней и
окончательно укрепила эту решительность. Его влекла к поглубже, никто не увидел теснейшей органической связи
себе перспектива напряжённой духовной жизни в столицах между всеми тремя книгами: "Обыкновенной
(Москва, Санкт-Петербург), общение там с интересными историей", "Обломовым" и
людьми. Но была ещё одна, тайная мечта, связанная с его "Обрывом"! " Действительно,
давним увлечением сочинительством. Он решил обязательно критики-современники Гончарова: Н.А. Добролюбов, А.В.
уехать из дремотного, скучного Симбирска. И не уехал. Дружинин, Д.И. Писарев и другие рассматривали каждый
Симбирский губернатор настойчиво просил Гончарова роман по отдельности, а не как единое целое. Иван
занять должность его секретаря. После раздумий и Александрович сокрушался: "Всё молодое и свежее
колебаний, Гончаров принимает это предложение, а дело поколение жадно отозвалось на зов времени и приложило
оказалось скучным и неблагодарным. Однако, эти живые свои дарования и силы к злобе и работе дня".
впечатления от механизма бюрократической системы Однако в защиту критиков можно сказать то, что их
впоследствии сгодились Гончарову-писателю. После концепция, как сказали бы мы сейчас, концепция
одиннадцати месяцев пребывания в Симбирске, он уезжает "шестидесятников" с пожеланиями быстрых и
в Петербург. Гончаров решил собственными руками, без радикальных политических и культурных преобразований не
чьей либо помощи строить своё будущее. По приезде в отвечала программе "Лучше поздно, чем
столицу он подался в департамент внешней торговли никогда" "месье де Лень" с его мечтами о
министерства финансов, где ему предложили должность стабильности и некоторой приземлённости: "Я писал
переводчика иностранной переписки. Служба оказалась не только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что
очень обременительной. Она в какой-то мере материально любил, что близко видел и знал, - словом, писал и свою
обеспечивала Гончарова и оставляла время для жизнь и всё, что к ней прирастало". Охватить более
самостоятельных литературных занятий и чтения. В чем тридцатилетний период написания, по Гончарову,
Петербурге он сблизился с семьёй Майковых. В эту семью одного романа "шестидесятникам" было более
Гончаров был введён в качестве учителя двух старших чем сложно. Попробуем доказать верность первого
сыновей главы семьи Николая Александровича Майкова — приведённого высказывания Гончарова, сравнив между
Аполлона и Валериана, которым преподавал латинский язык собой три великих романа: найдем в них общее.
и русскую словесность. Этот дом был интересным 17Несмотря на то, что каждое произведение отделено от0
культурным очагом Петербурга. Почти ежедневно здесь другого десятилетним промежутком времени, о них можно
собирались известные писатели, музыканты, живописцы. говорить как о едином целом, так как их темы
Позже Гончаров скажет: Дом Майкова кипел жизнью, перекликаются, а по своему характеру романы, замечает
людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из Л. Н. Толстой в своем письме к А. В. Дружинину,
сферы мысли, науки, искусства. "капитальны", поэтому их успех
6Начало творчества. Постепенно начинается серьёзное0 "невременен", то есть, не связан с
творчество писателя. Оно формировалось под влиянием тех конкретными историческими событиями. В то же время темы
настроений, которые побуждали молодого автора всё более трилогии тесно связаны с исторической ситуацией 50-х -
иронически относиться к царившему в доме Майковых 80-х годов. На мой взгляд, здесь нет парадокса, потому
романтическому культу искусства. 40-е годы — начало что социальные темы тех лет : отношения между богатыми
расцвета творчества Гончарова. Это была важная пора в и бедными, противоречия позиций власти и народа и т. д.
развитии русской литературы, как и в жизни русского - актуальны в России во все времена. Талант истинного
общества в целом. Гончаров знакомится с Белинским. провидца помог Гончарову уловить настроение времени .
Общение с великим критиком имело важное значение для Критик Чуйко обращает внимание на своеобразие
духовного становления молодого писателя. Гончаров и сам исторического контекста в творчестве художника :
засвидетельствовал в одном из писем, какую роль для "эпос ХIX века, в котором писателю удалось свести
него сыграл Белинский: Только когда Белинский к одному окончательному синтезу всю историческую,
регулировал весь вчерашний хаос вкусов, эстетических и государственную и общественную жизнь своего
других понятий и проч., тогда и взгляд на этих героев времени". Эти слова были сказаны об
пера (Лермонтова и Гоголя) стал определённее и строже. "Обрыве" - мне кажется, что их можно отнести
Явилась сознательная критика...В своих «Заметках о и ко всему творчеству Ивана Александровича, ведь - по
личности Белинского» Гончаров с симпатией и идее Ю. В. Лебедева : "Если "Обыкновенная
благодарностью рассказал о своих встречах с критиком и история" - фундамент храма, "Обломов" -
о его роли как «публициста, эстетического критика и стены и своды его, то "Обрыв" - замок свода и
трибуна, провозвестника новых грядущих начал купол с крестом, устремленным к небу".
общественной жизни». Весной 1847 года на страницах 18Возьмём для примера первые факты биографий главных0
«Современника» публикуется «Обыкновенная история». В героев - их рождение и воспитание. Каждый из них
«романе» (1847) конфликт между «реализмом» и родился в деревне: в Грачах в "Обыкновенной
«романтизмом» предстаёт как существенная коллизия истории" (кстати, грачи - это первые птицы,
русской жизни. Гончаров назвал свой роман «Обыкновенная прилетающие ранней весной - название деревни первого
история», тем самым он подчеркнул типичность процессов, романа выбрано неслучайно), в Обломовке в
которые отразились в этом произведении. "Обломове" ( это название образовано от
7Кругосветное путешествие и фрегат «Паллада». В0 фамилии помещика - единственный случай в трилогии), в
октябре 1852 года в жизни Гончарова случилось важное Малиновке в "Обрыве", - везде милые матушки и
событие: он стал участником кругосветного путешествия бабушки голубят и балуют своих сыночков и внучков
на парусном военном корабле — фрегате «Паллада» — в (здесь можно вспомнить образ Арины Власьевны в
качестве секретаря начальника экспедиции вице-адмирала "Отцах и детях" И.С. Тургенева). Но не только
Путятина. Она была снаряжена для инспекции русских это объединяет персонажей. Ещё и их отношение к родной
владений в Северной Америке — Аляски, принадлежавшей в земле. Это - умиление. И "теплый угол" в
ту пору России, а также для установления политических и "Обыкновенной истории", и
торговых отношений с Японией. Гончаров представил себе, "благословенный уголок" в
каким множеством впечатлений обогатит себя и своё "Обломове", и "эдем" в
творчество. С первых же дней путешествия он начинает "Обрыве" мыслятся как укрытие от неудач,
вести подробный путевой журнал. Он и лёг в основу проблем и невзгод, как место, где нет нужды сдерживать
будущей книги «Фрегат „Паллада“». Экспедиция себя и соответствовать темпу общества. Именно в деревне
продолжалась почти два с половиной года. Англия, мыс персонажи раскрываются наиболее полно. Это не касается
Доброй Надежды, Ява, Сингапур, Гонконг, Япония, Китай, младшего Адуева, который, как бы являясь
Ликейские острова, Филиппины, обратный путь через "отправной точкой" к следующим этапам
Сибирь — главные вехи этого путешествия. Путешествие развития "Героя", живёт и прожигает жизнь в
Гончарова можно считать кругосветным лишь условно. Он городе.
вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года, а уже в 19Отдельного анализа заслуживает "Сон0
апрельской книжке «Отечественных записок» появился Обломова". Во-первых, эта "увертюра"
первый очерк. Последующие фрагменты публиковались в появилась гораздо раньше, чем сам роман, первоначальное
«Морском сборнике» и различных журналах на протяжении название которого было "Обломовка".
трёх лет, а в 1858 году всё сочинение вышло отдельным Во-вторых, "Сон Обломова" показателен как
изданием. Цикл путевых очерков «Фрегат „Паллада“» художественный и психологический приём. Эта глава позже
(1855—1857) — своеобразный «дневник писателя». Книга была помещена в середину произведения и явилась
сразу же стала крупным литературным событием, поразив переходным моментом сюжета. Она как бы
читателей богатством и разнообразием фактического противопоставляет один период жизни другому. Однако это
материала и своими литературными достоинствами. Книга не полноценная антитеза, ведь в сознании Ильи Ильича
была воспринята как выход писателя в большой и плохо всегда присутствовали элементы такой мечты. По ходу
знакомый русскому читателю мир, увиденный пытливым романа то сильнее, то слабее прослеживается тема
наблюдателем и описанный острым, талантливым пером. Для Обломовки - определенного образа действительности и
России XIX века такая книга была почти беспрецедентной. мыслей. К тому же его грёза - это сон-предсказание:
Между тем, Гончаров вернулся в департамент министерства недаром смерть Обломова настигла именно в тиши и
финансов и продолжал исправно исполнять свои чиновничьи спокойствии. Если рассматривать "Сон..." с
обязанности, к которым никак не лежала душа. Вскоре, психологической точки зрения, можно прийти к тому, что
однако, наступила перемена в его жизни. Он получил он является архетипом. Принимая форму сна Обломовка
место цензора. Должность эта была хлопотливая и принимает форму условности: пространство и время в ней
трудная, но преимущество её перед прежней службой не линейные, а циклические. Сам "заповедный"
состояло в том, что она по крайней мере была край обнесён высокими горами, а люди в нём живут
непосредственно связана с литературой. Однако, в глазах счастливо, не болеют и чуть ли не умирают. Используя
многих писателей эта должность ставила Гончарова в приём архетипа, Гончаров полно раскрывает
двусмысленное положение. Представление о цензоре в подсознательную сущность своего героя.
прогрессивных слоях общества было тогда далеко не 20С другой, уже реальной стороны, родные края пугают0
лестным. Его воспринимали как представителя ненавистной героев перспективой жить в бездействии. Здесь
власти, как гонителя вольной мысли. Образ тупого и проявляется различие между ними. Молодой Адуев
жестокого цензора был как-то заклеймён ещё И. А. бессознательно отворачивается от дома, чувствуя
Пушкиным в «Послании к цензору»: «О варвар! Кто из нас, инстинктивный порыв в "землю обетованную" - в
владельцев русской лиры, Не проклинал твоей губительной столицу, в Петербург. Обломов, напротив, живёт
секиры?» Вскоре и сам Гончаров стал тяготиться своей счастливо, "так [как жили в сонной Обломовке], а
должностью и в начале 1860 года вышел в отставку. не иначе". Райский - наиболее противоречивый
Помимо всего прочего, трудная и хлопотливая служба персонаж - на протяжении всего романа не раз меняет
решительно мешала собственным литературным занятиям свое отношение к Малиновке, её обитателям и порядкам :
писателя. К этому времени Гончаров уже опубликовал впервые приехав туда юношей, он ощущает прилив
роман «Обломов». творческих сил: "Какие виды кругом - каждое окно в
8Расцвет творчества. Итак, в 1859 году впервые в0 доме - рама своей особенной картины!" ; после
России прозвучало слово «обломовщина». В романе судьба долгой разлуки он "не без смущения" ждет
главного героя раскрыта не только как явление встречи с родными местами, которые, впрочем, скоро
социальное («обломовщина»), но и как философское видятся ему как одна картина "в тесной,
осмысление русского национального характера, особого определенной раме, в которой приютился человек" ,
нравственного пути, противостоящего суете а через некоторое время "Райский почти не
всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил чувствует, что живёт", потом скука сменяется
художественное открытие. Он создал произведение интересом, но не к деревне, а к её хранительницам
огромной обобщающей силы. Выход в свет «Обломова» и (Бережковой, Вере, Марфеньке). Как видим, герои трёх
громадный успех его у читателей закрепили за Гончаровым романов, как метко выразился И.А.Гончаров,
славу одного из самых выдающихся русских писателей. Но "составляют одно лицо, наследственно
Гончаров не оставляет писательскую деятельность и перерождающееся..." А трилогия - "одно
начинает своё новое произведение — «Обрыв». Однако, огромное здание, одно зеркало, где в миниатюре
писателю надо было не только писать, но и зарабатывать отразились три эпохи - старой жизни, сна и
деньги. Покинув пост цензора, он жил «на вольных пробуждения".
хлебах». В середине 1862 года его пригласили на 21Роман «Обыкновенная история» (1847). Роман0
должность редактора недавно учреждённой газеты «Обыкновенная история» (1847) рассматривается подчас
«Северная почта», являвшейся органом министерства лишь как подступ к более сложным и многоплановым
внутренних дел. Около года прослужил здесь Гончаров. последующим двум. Тем более, что несколько схематичное
Затем был назначен на новую должность — члена совета по построение романа облегчает подобную задачу: несложно
делам печати — снова началась его цензорская увидеть в нем исходный чертеж для будущего
деятельность. Но в нынешних политических условиях она полнокровного создания — «Обломова». Но если же
приобрела уже явно консервативный характер. Он причинил взглянуть на «Обыкновенную историю» как на завязь, из
много неприятностей «Современнику» Некрасова и которой развилась вся романистика, как сгусток
писаревскому «Русскому слову», он вёл открытую войну творческой энергии, что придал импульс всему творчеству
против «нигилизма», писал о «жалких и несамостоятельных Гончарова, то именно этот роман потребует самого
доктринах материализма, социализма и коммунизма» — пристального рассмотрения. В «Обыкновенной истории» уже
Гончаров защищал правительственные устои. Так проявились все предпочтения Гончарова в выборе
продолжалось до конца 1867 года, когда он по традиций, жанра, сюжета, героя и соответственно всех
собственному прошению вышел в отставку, на пенсию. других элементов романа, при этом предпочтения столь
Теперь можно было снова энергично взяться за «Обрыв». определенные, что хотя они и претерпели в дальнейшем
9Расцвет творчества. К тому времени Гончаров исписал0 изменения, но не в той степени, чтоб изменилось само
уже много бумаги, а конца романа всё ещё не видел. существо сделанного выбора. Одновременно в первом
Надвигавшаяся старость всё более пугала писателя и романе уже дала о себе знать не только свобода
отвращала его от работы. Гончаров однажды сказал об творческого выбора, но и его «несвобода», сказалась
«Обрыве»: «это дитя моего сердца». Автор трудился над зависимость от рекомендаций, выдвигаемых временной
ним долго (двадцать лет) и неутолимо. Временами, ситуацией и авторитетами в искусстве.
особенно к концу работы, он впадал в апатию, и ему 22При жизни Гончарова в ситуациях общественной и0
казалось, что не хватит сил завершить это литературной борьбы обычно выдвигались на первый план
монументальное произведение. В 1868 году Гончаров писал злободневные аспекты его произведений (за счет всех
Тургеневу: «Вы спрашиваете, пишу ли я: да нет; может других). К примеру, в «Обыкновенной истории» только по
быть, попробовал бы, если б не задался давно известной прошествии десятилетий была акцентирована (на фоне
Вам, неудобоисполнимой задачей, которая, как жернов, привязанности романа к его эпохе) глубинная тема
висит у меня на шее и мешает поворотиться. Да и какое универсального характера. В романе «изображен вечно
писанье теперь в мои лета». В другом месте Гончаров присущий человечеству разлад между идеализмом и
заметил, что, закончив третью часть «Обрыва», «хотел практичностью, однако — в явлениях, подмеченных в
оставить вовсе роман, не дописывая». Однако же дописал. русской жизни», воспроизводится «двойственное течение
Гончаров отдавал себе отчёт в том, произведение какого жизни, столь же правдивое, как и бессмертные образы
масштаба и художественного значения он создаёт. Ценой Сервантеса» (отсылка к упоминанию «Дон Кихота» в
огромных усилий, превозмогая физические и нравственные цитированном выше письме). В романе Гончарова была
недуги, он довёл своё «дитя» до конца. «Обрыв» увидена такая «обыкновенная история», которая,
завершил, таким образом, трилогию. Каждый из романов повторяясь во все века, выражалась «в его (Гончарова)
Гончарова отразил определённый этап исторического время в своеобразных формах русской общественной
развития России. Для одного из них типичен Александр жизни». Контекст десятилетия справедливо был расширен
Адуев, для другого — Обломов, для третьего — Райский. И до контекста веков.
все эти образы явились составными элементами одной 23Подмеченный контрапункт (замысла и сверхзамысла)0
общей целостной картины угасающей эпохи улавливается со всей очевидностью, прежде всего, в
крепостничества. судьбе главного героя. Александр Адуев — юный
10Последние годы жизни Ивана Гончарова.0 провинциал 30-х годов, усвоивший характер чувств и
11Последние годы жизни Ивана Гончарова. «Обрыв» стал0 манеру поведения популярных персонажей современной ему
последним крупным художественным произведением литературы (преромантической и романтической).
Гончарова. Но после конца работы над произведением, Подражательность, вошедшая в само нутро молодого
жизнь его сложилась очень трудно. Больной, одинокий, человека, определяет неестественность поведения,
Гончаров часто поддавался душевной депрессии. Одно натужность речей, легко поддающихся осмеянию.
время мечталось ему даже взяться за новый роман, «если Одновременно — это «обыкновенный здоровый юноша, лишь
старость не помешает», как писал он П. В. Анненкову. Но находящийся в романтической стадии своего развития».
не приступил к нему. Он всегда писал медленно, натужно. «Книжная одежда» спадает с Александра по мере
Не раз жаловался, что не может быстро откликаться на взросления вместе с наивностью и экзальтацией
события современной жизни: они должны основательно молодости. Так создается своего рода перемежающаяся
отстояться во времени и в его сознании. Все три романа двойная «подсветка» в гончаровском тексте: он
Гончарова были посвящены изображению дореформенной прочитывается и как психологическое повествование о
России, которую он хорошо знал и понимал. Те процессы, норме жизни в эпоху юности, и как комическая история
которые происходили в последующие годы, по собственным заблуждений мечтательного русского провинциала
признаниям писателя, он понимал хуже, и не хватало у конкретной эпохи. Но поскольку юность всегда склонна к
него ни физических, ни нравственных сил погрузиться в предпочтению мечты трезвой реальности и везде легко
их изучение. Но Гончаров продолжал жить в атмосфере рядится в «чужие платья», психологическая цельность
литературных интересов, интенсивно переписываясь с гончаровского «человека на все времена» не подрывается
одними писателями, лично общаясь с другими, не оставляя всерьез уступкой конкретной «злобе дня».
и творческой деятельности. Он пишет несколько очерков: 24Однако вопрос, что первозначимо в романе (раскрытие0
«Литературный вечер», «Слуги старого века», «Поездка по примет «вечно присущих человечеству» или обнаружение
Волге», «По восточной Сибири», «Май месяц в «своеобразных форм русской общественной жизни», в
Петербурге». Некоторые из них были опубликованы которые эти приметы облачились), остается предметом
посмертно. Следует отметить ещё ряд замечательных дискуссии до сей поры. Правда, сама тональность
выступлений Гончарова в области критики. Такие, дискуссий коренным образом меняется. Утверждается, к
например, его этюды, как «Мильон терзаний», «Заметки о примеру, что в романе «немногое связано с определенным
личности Белинского», «Лучше поздно, чем никогда», моментом современной Гончарову социальной истории. Но,
давно и прочно вошли в историю русской критики в когда оно входит в роман, то служит только иллюстрацией
качестве классических образцов литературно-эстетической основополагающих проблем человеческого существования
мысли. Гончаров оставался в полном одиночестве и 12 или еще в большей мере стимулом, чтобы попытаться войти
(24) сентября 1891 года он простудился. Болезнь с ними в соприкосновение».
развивалась стремительно, и в ночь на 15 сентября он
24 «Творчество Гончарова» | Творчество Гончарова 0
http://900igr.net/fotografii/literatura/Tvorchestvo-Goncharova/Tvorchestvo-Goncharova.html
cсылка на страницу
Урок

Литература

177 тем
Фото
Презентация: Творчество Гончарова | Тема: Гончаров | Урок: Литература | Вид: Фото
900igr.net > Презентации по литературе > Гончаров > Творчество Гончарова