Древний Рим Скачать
презентацию
<<  Искусство Древнего Рима Литература Древнего Рима  >>
Античный Рим
Античный Рим
Рим – это синоним доблести, славы, величия, богатства
Рим – это синоним доблести, славы, величия, богатства
Римские боги отождествляются с греческими
Римские боги отождествляются с греческими
Римские боги отождествляются с греческими
Римские боги отождествляются с греческими
Плутон - Аид
Плутон - Аид
Плутон - Аид
Плутон - Аид
Юнона - Гера
Юнона - Гера
Юнона - Гера
Юнона - Гера
Церера - Деметра
Церера - Деметра
Церера - Деметра
Церера - Деметра
Вулкан - Гефест
Вулкан - Гефест
Вулкан - Гефест
Вулкан - Гефест
Диана - Артемида
Диана - Артемида
Колизей
Колизей
Триумфальная арка
Триумфальная арка
Храм Сатурна
Храм Сатурна
Арка Константина
Арка Константина
Палатин
Палатин
Церковь Санта Мария ин Космедин
Церковь Санта Мария ин Космедин
Церковь Санта Мария ин Космедин
Церковь Санта Мария ин Космедин
Римский Форум
Римский Форум
Термы
Термы
Храм Фортуны Вирилис
Храм Фортуны Вирилис
Пантеон
Пантеон
Особенности Пантеона
Особенности Пантеона
Купол Пантеона
Купол Пантеона
Купол Пантеона
Купол Пантеона
Купол Пантеона
Купол Пантеона
Купол Пантеона
Купол Пантеона
Скульптура Древнего Рима
Скульптура Древнего Рима
Статуя Августа из Прима Порта
Статуя Августа из Прима Порта
Культ мёртвых
Культ мёртвых
Фото из презентации «Особенности культуры Древнего Рима» к уроку МХК на тему «Древний Рим»

Автор: User. Чтобы познакомиться с фотографией в полном размере, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все фотографии на уроке МХК, скачайте бесплатно презентацию «Особенности культуры Древнего Рима» со всеми фотографиями в zip-архиве размером 1395 КБ.

Скачать презентацию

Особенности культуры Древнего Рима

содержание презентации «Особенности культуры Древнего Рима»
Сл Текст Эф Сл Текст Эф
1Культура древнего рима. .2 22без замка, вместо которого оставлено круглое окно около4
2Античный Рим. Он дал человечеству настоящую2 8,5 м в поперечнике, проливающее мягкий и приятный свет
культурную среду. Римляне впервые стали строить во внутреннее помещение. Оно разделено по окружности на
«типовые» города, прообразом которых явились римские семь ниш, попеременно круглых и четырехугольных, где
военные города. Впервые в Риме появились арки. стояли когда-то кумиры богов (в главной нише против
Сооружения строились более грациозными. входа – кумир Юлия Цезаря): в настоящее время по бокам
3Рим – это синоним доблести, славы, величия,1 главного алтаря в ближайших нишах — гробницы Рафаэля и
богатства и высокой культуры. В Риме были другие первого короля “Нового Рима” Виктора-Эммануила (1878
жизненные ценности, чем в Греции. Римляне больше ценили г.).
практическую деятельность. Римляне были хорошими 23Строение Пантеона. В 125 году было закончено4
инженерами, строителями, администраторами, юристами, сооружение Пантеона, одного из величайших шедевров
доблестными солдатами. римского зодчества. Пантеон — “храм всех богов” — был в
4Римские боги отождествляются с греческими: Боги.6 27 году до н.э. построен консулом Агриппой, зятем
Юпитер - Зевс. Нептун - Посейдон. Августа, но сгорел вскоре после постройки и затем
5Плутон - Аид. Марс - Арес.4 неоднократно перестраивался. В 110 году при большом
6Юнона - Гера. Минерва - Афина.4 пожаре Рима Пантеон опять сгорел и был заново возведен
7Церера - Деметра. Венера - Афродита.4 Адрианом на старом фундаменте. Храм сравнительно хорошо
8Вулкан - Гефест. Меркурий – Гермес.4 сохранился. Он представляет собой круглое в плане
9Диана - Артемида.2 здание, диаметром в 43,5 м, высотой в 42,7 м,
10Особенности архитектуры. Римская архитектура2 перекрытое купольным сводом. Купол Пантеона по своим
испытывала сильное влияние греческой. В своих размерам превосходит все купольные своды мира,
сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, сооружавшиеся в последующее время. В центре свода —
величие, подавляющие человека, для них характерны круглое окно — “глаз Пантеона”, диаметром в 9 м. К
монументальность, пышная отделка зданий, множество цилиндрической части храма примыкает глубокий портик с
украшений, стремление к строгой симметрии. Широко двускатной крышей и фронтоном, который поддерживают
применялись арки, своды и купола. монолитные колонны коринфского ордера. Портик является,
11Колизей. Размерами и красотой выделялся огромный3 очевидно, добавлением времени Адриана; стилистически он
амфитеатр - Колизей, вмещавший около 50 тысяч зрителей. не связан с конструктивной ясностью форм ротонды.
Он состоял из арены эллиптической формы, окруженный Наружные стены Пантеона отличаются простотой отделки,
выстроенными ярусами рядов сидячих трибун, находясь на внутреннее же его убранство значительно более сложно и
которых, многочисленная публика, не подвергая себя пышно. Пантеон неоднократно ремонтировался и обновлялся
риску, могла наблюдать захватывающие кровопролитные еще в древние времена. Внутренняя его отделка относится
зрелища. Здесь проводились бои гладиаторов и выводили к III веку н.э. Среди яркой красочности современного
напоказ экзотических диких зверей, чтобы потом на Рима монументальные серые колонны портика и его строгий
глазах завороженной толпы стравить их друг с другом в почерневший от времени фронтон производят впечатление
смертельной схватке. суровой мрачности. Переступая порог Пантеона,
12Рим и до постройки Колизея располагал несколькими1 посетитель ждет торжественного полумрака, но внутренний
амфитеатрами, но после грандиозного пожара в 64 году н. облик Пантеона поражает своим светлым простором,
э. понадобилось новое сооружение. Римский император создающим жизнерадостное настроение. Свет, льющийся
Веспасиан, правивший с 69 года н. э., распорядился сверху из “глаза Пантеона”, наполняет весь храм. В
начать строительство амфитеатра, который должен был качестве строительного материала Пантеона применялись
носить имя новой императорской династии и превзойти все камень, кирпич и бетон; отделка стен выполнена из
предшествовавшие невиданными прежде размерами и цветного мрамора. Полусферический потолок свода
красотой. Амфитеатр поначалу называли флавиевым. Он был разделен глубокими кессонами, внутри которых ранее
возведен на дне искусственного водоема, вырытого при помещались бронзовые розетки. Золоченые розетки вместе
предшественнике Веспасиана, императоре Нероне, для его с большей частью других бронзовых украшений были сняты
знаменитого роскошного Золотого дома. Подобный выбор по приказанию римского папы в XVII веке. Внутри храма
места был весьма выгоден не только с технической, но и стены разделены на два яруса. Нижний ярус расчленен
с политической точки зрения, как бы демонстрируя разрыв глубокими нишами с колоннами коринфского ордера. Второй
с прежней декадентской роскошью. Веспасиан разрабатывал ярус украшен пилястрами и ложными окнами. В нишах
планы строительства с не меньшим, чем Нерон, размахом, стояли статуи богов. Постройка Пантеона явилась
но это было строительство для общественных нужд, а своеобразным завершением того, что было достигнуто
вовсе не для ублажения личных капризов императора. По гением римских зодчих в эту эпоху.
иронии судьбы Нерон впоследствии как бы отомстил 24Купол Пантеона. Пространство в целлах6
Веспасиану за столь откровенное пренебрежение: с VIII периптеральных храмов обычно расчленялось рядами
века Флавиев амфитеатр получает название Колизей (от колонн; в Пантеоне же благодаря тому, что купол
латинского colosseus - громадный) и есть основания опирался непосредственно на стены, огромное по объему
полагать, что этим именем он обязан колоссальной статуе внутреннее пространство, не нарушаемое никакими
Нерона, которая стояла неподалеку. В окружности Колизей дополнительными опорами, приобретает исключительное
достигает почти 500 метров, в высоту - 48,5 метра. единство и целостность, а центрическая форма ротонды и
Колизей построен из травертина, туфа и кирпича. Он был полусферическое перекрытие придают ему черты
торжественно освящен в 80 году н. э. уже наследником гармонической завершенности. При этом внутреннее
Веспасиана, императором Титом, причем на этой церемонии пространство храма не изолировано от внешнего мира:
публике было показано 5000 диких зверей. Но и тогда, сквозь большое (диаметр 9 м) круглое отверстие в центре
несмотря на официальное открытие, строительство еще не купола — единственный источник освещения — видно
было полностью закончено. Последняя, верхняя трибуна голубое небо; через это же отверстие в храм проникают
для зрителей была достроена лишь при преемнике Тита, солнечные лучи, образующие сноп света, перемещающийся в
императоре Домициане. Отличительная особенность этого соответствии с движением солнца. Таким образом,
сооружения - большое число ярусов. Его архитектура грандиозное купольное сооружение, само по себе образно
показывает, сколь гениально-просто можно упорядочить и выражающее идею царящего над землей небесного свода,
направить движение несметных людских скопищ. Сложная становится связанным с движением небесного светила.
система лестничных маршей и проходов обеспечивала Тектоническое построение храма отличается чрезвычайной
беспрепятственный и легкий доступ на трибуны к сидячим ясностью. Снаружи огромный барабан ротонды расчленен
местам. Но еще более важной задачей было устройство горизонтальными тягами на три яруса, причем два нижних
пути, по которому на арену доставлялись звери. соответствуют членениям стены в интерьере. Плоский
Создатели Колизея сконструировали хитроумную систему купол опирается на верхнюю часть третьего яруса,
проходов и подъемников, по которым дикие, разъяренные которому внутри здания соответствуют два нижних ряда
звери, выпущенные из своих клеток в подземелье, кассет, удлиняющих купол и придающих ему вид правильной
попадали прямо на арену. Многие компоненты этой сложной полусферы***. Внутри храма стена делится на два яруса.
системы сохранились до наших дней, равно как тумбы и Нижний ярус в целях пространственного обогащения
консоли на последнем, четвертом этаже. Когда-то на них интерьера и выявления тектонической структуры опорной
держались опорные мачты, на которых при необходимости части здания симметрично расчленен шестью высокими
над всей ареной амфитеатра натягивалась огромная нишами, фланкированными пилястрами и отделенными от
парусиновая крыша. Хитроумный механизм, состоявший из подкупольного пространства коринфскими колоннами
парусов, канатов и подъемных блоков, приводили в (седьмая, самая большая ниша находится против входа и
действие приставленные к нему моряки. Благодаря столь не отделена колоннами). В нишах и в эдикулах между ними
богатой технической оснащенности и четкой организации помещались статуи. Колонны и пилястры поддерживают
размещения зрителей, Колизей приобрел славу антаблемент, отделяющий нижний ярус стены от верхнего.
архитектурного сооружения, намного опередившего свою Этот верхний ярус был расчленен мелкими пилястрами и
эпоху. Конструктивные принципы его постройки поражают и небольшими нишами в форме глухих окон. Над
поныне. антаблементом верхнего яруса возвышается купол,
13Триумфальная арка. Арка Была воздвигнута в 203 году3 разделенный пятью кольцевыми рядами глубоких кассет,
в ознаменование побед, одержанных Септимием Севером в перспективно уменьшающихся по направлению к центру
двух сражениях с парфянами - в 195 и 197 годах. На купола. Кассеты создают у зрителя ощущение массы и
аттике крупными буквами сделана надпись с посвящением толщи купольного перекрытия и вместе с тем облегчают
Септимию Северу и его сыну Каракалле. Изначально арка его.
была увенчана квадригой с императорами. Построенная из 25Скульптура Древнего Рима. Большинство из 2505
травертина и кирпича, она облицована мрамором. По ее существующих портретов Августа драматично идеализируют
фасаду идут четыре выступающие колонны, стоящие на его. Беспрецедентная продолжительность его правления,
декорированных плитах с барельефами, изображающими популярность в течение жизни и обожествление после
римских солдат и парфянских пленников. Декоририровкой смерти, а также подражание ему последующих императоров
являются также рельефы двух "Побед", летящих – вот причины изобилия портретов этого человека. Эта
над "Гениями Времен года" и украшающих статуя, находящаяся сегодня в Ватиканских музеях,
центральный пролет арки; "Олицетворения рек" вероятно была создана после 27 г. до н.э., но
составляют боковые арочные обрамления, над которыми продолжала вдохновлять многочисленные копии и
идут небольшие фризы с изображениями подражания ей по всей Ранней империи и представляет
"Триумфального шествия императоров". На наиболее популярный из четырех типов портрета.
четырех панелях, помещенных над боковыми арками, Отличительная особенность этого типа – положение
изображены наиболее значительные эпизоды сражений с локонов волос поперек лба. Но этот портрет – едва ли
парфянами. точная копия, это – полностью измененная копия статуи
14Храм Сатурна. Это один из древнейших храмов Рима.3 из Прима Порта. Над правым глазом помещены
Он был воздвигнут в 497 году до нашей эры. Возведение дополнительные локоны и лицо кажется более скудным и
его связано с наиболее критическим моментом в истории менее идеализированным. Римляне часто вносили
Рима: длительные неурожаи, голод, эпидемии и глубокий изменения, когда хотели показать статуи в
экономический и торговый кризис характеризуют те годы. симметрической композиции (зеркальное изображение).
И в попытке избежать несчастий город поспешно начинает Непонятно, как они намеревались использовать эту
окружать себя плотным кольцом храмов. Строительство статую, но учитывая небрежную обработку задней части
храма Сатурна было данью богу Сатурну, которого римляне головы, она должна была находиться, по всей видимости,
отождествляли с греческим богом Кроносом и почитали его в нише у стены. Это предположение подтверждается
способность избавлять город от бедствий. Здесь необычным отсутствием волос за левым ухом.
хранилась статуя бога Сатурна, которую носили во время Следовательно, оптимальное положение для головы – при
процессий по случаю триумфальных торжеств. повороте немного налево. Высота: 31 см. Мелкозернистый
15Арка Константина. Это одна из самых огромных арок,3 белый мрамор. Поверхностные особенности, смягченные
когда-либо построенных в Риме. Высота ее достигает 21 тяжелым наклоном. Части обоих ушей, носа и больших
метра, почти 36 метров составляет ее ширина, а толщина фрагментов от короны и левой стороны головы
ее стен превосходит 7 метров. Построена арка в 315 году отсутствуют. Длинная шея сломана наискосок. Скульптура
на основании декрета Сената и Римского народа в честь не реставрировалась.
празднования десятой годовщины правления Константина и 26Статуя Августа из Прима Порта. Статуя сделана из3
победы, одержанной им в 312 году в битве при Понте мрамора около 20 века до н. э.
Мильвио против Максенция. Для украшения этой арки 27Погребальные обряды. Погребальные обряды ясно3
использовано множество барельефов и скульптур, снятых с показывают, что, опуская покойника в гробницу, древние
других памятников. На обоих больших устоях арки римляне верили, что кладут туда нечто живое. Вергилий
находятся по четыре колонны, восходящих к эпохе заканчивает рассказ о погребении Полидора следующими
правления Траяна; над колоннами возвышаются восемь словами: "Мы заключаем душу в могилу". Это же
статуй даков из белого с фиолетовыми прожилками мрамора самое выражение встречается и у Овидия, и у Плиния
Малой Азии. Младшего. Это, конечно, не значит, что оно
16Палатин. Это самый знаменитый холм Рима, связанный3 соответствовало представлениям этих писателей о душе;
с его древнейшей историей. Именно здесь появились но дело в том, что оно с незапамятных времен
первые хижины квадратного в плане города, который затем увековечилось в языке, свидетельствуя о древнейших
стал распространяться на соседние холмы. Палатин был народных верованиях. Существовал обычай в конце похорон
выбран для строительства наиболее важных гражданских и звать душу умершего именем, которое он носил при жизни.
церковных зданий, а также домов для частных лиц, таких Ей желали счастливой жизни под землей. Трижды говорили
как Цицерон, Красс, Тиберий Гракх. Впоследствии здесь ей "будь здорова" и прибавляли "пусть
стали строить свои резиденции римские императоры. Так земля будет тебе легка!" Так велика была вера в
появились Домус Августина, Домус Флавиа, Домус то, что погребенный продолжает жить под землей и
Тибериана, развалины которых дошли до наших дней. В сохраняет способность чувствовать счастье и страдание.
последующую эпоху на этом холме появились замки готских На могиле писали, что здесь "покоится"
королей, а также многочисленных пап и императоров. В такой-то человек; выражение, которое пережило
средние века здесь возводились церкви и монастыри, а в соответствующие ему верования и, переходя из века в
XVI веке большая часть холма была занята великолепным век, дожило до нашего времени. Еще мы употребляем его,
ансамблем Виллы и садов Фарнезе. хотя никто теперь не думает, будто в могиле покоится
17Церковь Санта Мария ин Космедин. Церковь была5 бессмертное существо. Но в древности так твердо верили,
воздвигнута в VI веке на развалинах древнего сооружения что там живет человек, что никогда не забывали
времен правления Флавиев, обнесенного портиком, похоронить вместе с ним и те предметы, которые, по их
несколько сохранившихся колонн которого органично вошли мнению, были ему нужны: одежду, сосуды, оружие. На
в структуру нового здания. Отданная грекам, спасавшимся могиле разливали вино, чтобы утолить его жажду, ставили
от преследований иконоборцев во времена понтификата пищу, чтобы насытить его. Убивали лошадей и рабов,
Адриана I, церковь претерпела ряд переделок, думая, что эти существа, заключенные вместе с
затронувших в основном декорировку. Во время покойником, будут служить ему в могиле так же, как они
реставраций IX и XII веков был построен новый портик, это делали при его жизни... Чтобы душа прочно
обрамляющий центральный портал. Реставрационные работы утвердилась в этом подземном жилище, которое
XVIII-XIX веков восстановили интерьер церкви в стиле приспособлено было для ее второй жизни, нужно было,
VIII века. Было восстановлено трехнефное базиликальное чтобы тело, с которым она оставалась связанной, было
деление с помощью античных колонн и пилястров и покрыто землей... При этом недостаточно было зарыть
трехапсидное завершение нефов. К корпусу здания труп в землю; необходимо еще соблюсти установленные
добавилась Часовня с хорами и Сакристия. обычаем обряды и произнести определенные формулы. У
18Римский Форум. Римский Форум (лат. Forum Romanum) —4 Плавта мы находим историю одного выходца с того света:
площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими это душа, которая вынуждена блуждать, потому что тело
зданиями. Первоначально на ней размещался рынок, позже ее положено было в землю без соблюдения обрядов.
она включила в себя комиции (место народных собраний), Историки рассказывают, что когда хоронили тело
курию (место заседаний Сената) и приобрела также Калигулы, погребальная церемония осталась неоконченной,
политические функции. Форум служил центром общественной и вследствие этого душа его стала блуждать и являться
жизни, и из повседневного общения людей живым до тех пор, пока не решились вынуть труп из земли
эволюционировало тематическое общение, носящее все и снова похоронить его по всем правилам... Существо,
признаки того, что мы сегодня называем форумом. жившее под землей, не настолько было свободно от
19Термы. Первые термы выстроил в Риме Агриппа (25-194 человеческого естества, чтобы не чувствовать
гг. до н.э.), завещавший их в бесплатное пользование потребности в пище. Ввиду этого в известные дни
римскому населению. Здесь же раcполагается Национальный ежегодно приносилась пища в каждую могилу. Было бы
Римский музей. Термы строились и на территории римских ошибочно думать, что эта печальная трапеза представляла
провинций, например императорские термы в Трире. Лучше собой просто поминки. Пища, которую приносили родные,
всего сохранились термы Каракаллы, которые уже в V в. действительно предназначалась для покойника,
н. э. считались одним из чудес Рима. Внутри исключительно для него. Это подтверждается тем, что
императорские термы были выполнены из мрамора, украшены молоко и вино лились на самую могилу, что в ней рыли
мозаикой, скульптурами и мраморными колоннами, окна и отверстие, чтобы твердая пища дошла до покойника, что
двери были из бронзы. В термах находились следующие если приносилась жертва, то все мясо сжигалось, чтобы
помещения: одежду оставляли в раздевалке затем никто из живых не мог съесть его, что при этом
посетитель мог заняться спортом или смазать тело произносились известные формулы, приглашающие покойника
маслами. Банная "программа" начиналась с есть и пить, что, если при этой трапезе присутствовала
купания в холодной воде во frigidarium, затем в чуть вся семья, никто из ее членов не прикасался к кушаньям;
теплой воде в tepidarium, и потом в caldarium, с теплой наконец, уходя, непременно оставляли немного молока и
водой. несколько пирогов в сосудах. Считалось страшным грехом,
20Храм Фортуны Вирилис. Святилище построено в честь3 если кто-нибудь из живых прикоснется к этим припасам,
божества Фортуна , покровителя Тибрского порта , предназначенным для удовлетворения потребностей
складские помещения которого , находились в этой зоне. покойника.
Возобновленный в I-II в.до Р.Х. храм в IX в. 28Культ мёртвых. Покойники считались священными5
преобразован в церковь Св.Марии Египетской. существами. Древние наделяли их самыми почтительными
21Пантеон. ПАНТЕОН (греч. храм, посвященный всем3 эпитетами, которые только могли найти: называли их
богам), единственное сохранившееся в Риме (высотой 43 добрыми, счастливыми, блаженными. Они относились к
м), величайшее античное купольное сооружение. Портик с покойникам со всем почтением, какое только может
двускатной крышей служит проходом в центральное чувствовать человек к божеству, которое он любит или
строение цилиндрической формы, которое расчленено которого боится. По их мнению, всякий покойник был
нишами, где некогда стояли статуи богов. Во внутреннее богом. И это обоготворение не было привилегией великих
помещение свет проникает через отверстия в куполе. людей: между умершими не делали различия. Цицерон
Пантеон был построен в 115—125 гг. при Адриане на месте говорит: "Наши предки хотели, чтобы люди,
аналогичного храма 27 г. до н.э., воздвигнутого покинувшие эту жизнь, считались в числе богов".
Агриппой (сохранилась надпись), но в 110 г. Римляне называли покойников: боги манны. "Воздайте
уничтоженного ударом молнии. С VII в. находится во должное богам маннам, – продолжает Цицерон, – это люди,
владении папы и является христианской церковью (Санта которые покинули жизнь; считайте их за божественные
Мария Ротонда). В ней среди прочих находится гробница существа". Могилы были храмами этих божеств,
Рафаэля. В честь Пантеона в 1791 г. классицистическая поэтому на них и была священная надпись: Dis Mambus.
церковь св. Женевьевы, покровительницы Парижа, была Здесь обитал погребенный бог. Перед могилами стояли
переименована во Французский Пантеон (с тех пор — храм алтари для жертвоприношений, как и перед храмами богов.
почета). В подражание Пантеону часто строили подобные Как только покойникам переставали приносить пищу, они
храмы, например Пантеон в Потсдаме. тотчас же выходили из своих могил: и люди слышали в
22Особенности Пантеона. От первоначальной постройки4 ночной тиши вопли этих блуждающих теней. Они упрекали
Агриппы остался передний портик (паперть) с живущих за небрежность и старались наказать их; они
шестнадцатью гранитными колоннами в три ряда (8-4-4), в посылали болезни и поражали почву бесплодием. Они не
глубине которого в правой и левой нише стояли статуи оставляли живых в покое до тех пор, пока те снова не
Августа и Агриппы. На фронтоне уцелела надпись: “М. начинали приносить на могилы пищу. Жертвы, принесение
Агриппа в свое третье консульство соорудил” (то есть в пищи и возлияния заставляли тени вернуться в могилу,
27 г. до н.э.). Высота колонн около 13 м. Следующая восстановляли их покой и божественное свойство. Тогда
часть, круглое здание (ротонда) около 45 м диаметром и человек был в мире с ними. С другой стороны, покойник,
высотой, реставрировано Адрианом, Септимием Севером и которому воздавали поклонение, являлся
Каракаллой — из кирпича, богато отделанного белым и божеством-покровителем. Он любил тех, кто приносил ему
цветным мрамором и золоченой бронзой (кровля), с пищу. Чтобы помогать им, он продолжал принимать участие
наборным, штучным полом из цветного мрамора. В в человеческих делах и часто играл в них заметную роль.
настоящее время наружная обшивка и многие из внутренних Хотя он был и мертв, но умел делаться сильным и
украшений не сохранились. Купол здания, сравниваемый деятельным. К нему обращались с мольбами, просили его
еще в древности с небесным сводом (Пантеоном), сведен поддержки и милости.
28 «Особенности культуры Древнего Рима» | Особенности культуры Древнего Рима 96
http://900igr.net/fotografii/mkhk/Osobennosti-kultury-Drevnego-Rima/Osobennosti-kultury-Drevnego-Rima.html
cсылка на страницу
Урок

МХК

58 тем
Фото
Презентация: Особенности культуры Древнего Рима | Тема: Древний Рим | Урок: МХК | Вид: Фото
900igr.net > Презентации по МХК > Древний Рим > Особенности культуры Древнего Рима