Философия
<<  Философия Философия  >>
Мировоззренческие проблемы
Мировоззренческие проблемы
Философия
Философия
Милетская школа
Милетская школа
Милетская школа
Милетская школа
Милетская школа
Милетская школа
Милетская школа
Милетская школа
Милетская школа Проблема первоначала (архе)
Милетская школа Проблема первоначала (архе)
Милетская школа Проблема первоначала (архе)
Милетская школа Проблема первоначала (архе)
Милетская школа Проблема первоначала (архе)
Милетская школа Проблема первоначала (архе)
Милетская школа Проблема первоначала (архе)
Милетская школа Проблема первоначала (архе)
Гераклит
Гераклит
Элейская школа
Элейская школа
Элейская школа
Элейская школа
Апория «Ахилл и черепаха»
Апория «Ахилл и черепаха»
Апория «Ахилл и черепаха»
Апория «Ахилл и черепаха»
Античный атомизм
Античный атомизм
Античный атомизм
Античный атомизм
Античный атомизм
Античный атомизм
Античный атомизм
Античный атомизм
Ирония майевтика индукция дефиниция
Ирония майевтика индукция дефиниция
Ирония майевтика индукция дефиниция
Ирония майевтика индукция дефиниция
Ирония майевтика индукция дефиниция
Ирония майевтика индукция дефиниция
Ирония майевтика индукция дефиниция
Ирония майевтика индукция дефиниция
Платон Корни платоновского идеализма
Платон Корни платоновского идеализма
Платон Корни платоновского идеализма
Платон Корни платоновского идеализма
Платон Корни платоновского идеализма
Платон Корни платоновского идеализма
Обоснование идеализма
Обоснование идеализма
? «Аргумент третьего человека»
? «Аргумент третьего человека»
А р и с т о т е л ь
А р и с т о т е л ь
Основные сочинения
Основные сочинения
Критика платоновской теории идей
Критика платоновской теории идей
УЧЕНИЕ О ПРИЧИНАХ Четыре причины
УЧЕНИЕ О ПРИЧИНАХ Четыре причины
УЧЕНИЕ О ПРИЧИНАХ Четыре причины
УЧЕНИЕ О ПРИЧИНАХ Четыре причины
УЧЕНИЕ О ПРИЧИНАХ Четыре причины
УЧЕНИЕ О ПРИЧИНАХ Четыре причины
УЧЕНИЕ О ПРИЧИНАХ Четыре причины
УЧЕНИЕ О ПРИЧИНАХ Четыре причины
УЧЕНИЕ О ПРИЧИНАХ Четыре причины
УЧЕНИЕ О ПРИЧИНАХ Четыре причины
Гносеология
Гносеология
Логика Формы мышления
Логика Формы мышления
Законы логики
Законы логики
Средневековая философия
Средневековая философия
Средневековая философия
Средневековая философия
Средневековая философия
Средневековая философия
Средневековая философия
Средневековая философия
Развитие философии в эпоху возрождения
Развитие философии в эпоху возрождения
Развитие философии в эпоху возрождения
Развитие философии в эпоху возрождения
Развитие философии в эпоху возрождения
Развитие философии в эпоху возрождения
Развитие философии в эпоху возрождения
Развитие философии в эпоху возрождения
Развитие философии в эпоху возрождения
Развитие философии в эпоху возрождения
Развитие философии в эпоху возрождения
Развитие философии в эпоху возрождения
Развитие философии в эпоху возрождения
Развитие философии в эпоху возрождения
Развитие философии в эпоху возрождения
Развитие философии в эпоху возрождения
Развитие философии в эпоху возрождения
Развитие философии в эпоху возрождения
Развитие философии в эпоху возрождения
Развитие философии в эпоху возрождения
Учение о «призраках» («идолах») разума
Учение о «призраках» («идолах») разума
Учение о «призраках» («идолах») разума
Учение о «призраках» («идолах») разума
Учение о «призраках» («идолах») разума
Учение о «призраках» («идолах») разума
Учение о «призраках» («идолах») разума
Учение о «призраках» («идолах») разума
Проблема взаимодействия субстанций «Врождённые идеи»
Проблема взаимодействия субстанций «Врождённые идеи»
Проблема взаимодействия субстанций «Врождённые идеи»
Проблема взаимодействия субстанций «Врождённые идеи»
Субъективность причинности
Субъективность причинности
Субъективность причинности
Субъективность причинности
Субъективность причинности
Субъективность причинности
Иммануил Кант (1724-1804)
Иммануил Кант (1724-1804)
Феноменология духа (1807) Наука логики (1812, 1813, 1816) Энциклопедия
Феноменология духа (1807) Наука логики (1812, 1813, 1816) Энциклопедия
Спасибо за внимание
Спасибо за внимание
Картинки из презентации «Философия» к уроку философии на тему «Философия»

Автор: SMOLMI. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока философии, скачайте бесплатно презентацию «Философия.pptx» со всеми картинками в zip-архиве размером 3267 КБ.

Философия

содержание презентации «Философия.pptx»
Сл Текст Сл Текст
1Философия. СМИРНОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА 61универсалий Реализм Номинализм
Доцент кафедры философии, кандидат Концептуализм.
философских наук. 62Развитие философии в эпоху
2МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ возрождения. Философия итальянского
http://www.smirnovaom.com/ Для скачивания гуманизма. Данте Алигьери (1265-1321)
материалов и использования тестов при Франческо Петрарки (1304-1374) Джованни
подготовке необходима регистрация (фамилия Боккаччо (1313-1375) Ренессансный
имя в качестве логина, имени пользователя, пантеизм. Николай Кузанский (1401-1464)
пароля). Философия ренессансного естествознания .
3Почта: student.philosophie@gmail.com Леонардо да Винчи (1452-1519) Николай
Обратная связь на сайте. 3. Коперник (1473-1543) Политическая
4Философия как квинтэссенция философия Никколо Макиавелли (1469-1527)
человеческого духа. Натуралистический пантеизм Джордано Бруно
5Мировоззренческие проблемы. Место (1548-1600) Социальный утопизм Томас Мор
человека в мире Сущность мира и человека (1478-1535) Томаззо Кампанелла
Подлинное и неподлинное существование (1568-1639).
Смысл жизни и смерти Что доступно 63Особенности Ренессанса. Культура
человеческому познанию Поиск достойных ренессанса привела к десакрализации
путей в жизни. космоса и представлению о вечности
6Роль мировоззрения в жизни человека. Вселенной. Начинают разрабатываться
Мировоззрение: важнейшая часть внутреннего сенсуалистический, эмпирический и
мира человека система главных ориентиров рационалистический методы познания.
его жизни мощный защитный механизм бытия. Природа начинает мыслиться как
7Понятие мировоззрения. Система одушевленное целое, а материя не как
взглядов, веровании и убеждений человека, абстрактное ничто, а нечто, внутри себя
выражающая его понимание мира и своего несущее форму, движение и жизнь.
места (назначения) в нем, позволяющая ему Обожествление человека взламывает
осознанно выбирать жизненные цели, пути и средневековую иерархию бытия и включает
средства их достижения. человека в общий природный ряд.
8Типы мировоззрения. Социально Аристотелевская статика заменяется
–исторические: архаическое (анимизм и динамической гармонией мира.
др.), Мифологическое, религиозное, 64Философия нового времени. ЭМПИРИЗМ
научное, философское ("emperia" - "опыт",
экзистенциально-личностное: стихийное, считает единственно истинным познание
догматическое, рефлексивное. вещей через чувственное восприятие)
9Основные черты философского Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Томас Гоббс
мировоззрения. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ (1588-1679), Джон Локк (1632-1704)
ОБОСНОВАННОСТЬ -последовательное РАЦИОНАЛИЗМ ("ratio" -
проведение в мировоззренческом вопрошании "рассудок", считающий, что
исходных принципов СИСТЕМАТИЧНОСТЬ истина познается лишь мышлением) Рене
-взаимосогласованное решение комплекса Декарта(1596-1650), Спиноза (1632-1677).
мировоззренческих вопросов. 65ФРЕНСИС БЭКОН (1561-1626) Обоснование
10Основные черты философского эмпиризма. Учение о «призраках» («идолах»)
мировоззрения. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ - разума Идолы рода Идолы пещеры Идолы
обобщенный характер (не ответы на площади (рынка) Идолы театра Природа
конкретные вопросы, а общие правила поиска научного познания Опыт как источник знания
ответов) КРИТИЧНОСТЬ - открытость для Опыт и эксперимент Знание – сила: опыты
конструктивного пересмотра любых светоносные и плодоносные Индуктивная
положений, включая исходные принципы. логика как орудие научного познания
11 Таблицы сущности и присутствия Таблицы
12Критичность философского знания. отклонения, или отсутствия в ближайшем
Философ должен постоянно терзать себя Таблицы степеней, или сравнений Modus
каверзными вопросами, вносить во все tollendo ponens.
здоровый скептицизм, ничего не принимать 66Учение о «призраках» («идолах»)
на веру. Выдвигать и одновременно разума. Есть четыре вида идолов, которые
критически «пытать» выдвигаемое - такова осаждают умы людей. Идолы рода. Идолы
самая общая установка философии как пещеры. Идолы площади. Идолы театра.
интеллектуальной деятельности. Философия, 67Индуктивная логика Приёмы «истинной
порывающая с критицизмом, рано или поздно индукции» (общий обзор). Итак, следует
вырождается в костную и догматичную совершать разложение и разделение природы,
теорию, в идеологию. конечно, не огнём, но разумом, который
13Рефлексивность философии. Рефлексия - есть как бы божественный огонь. Поэтому
это деятельность мышления, направленного первое дело истинной индукции (в отношении
самого себя. Рефлексия -бесконечна открытия форм) есть отбрасывание, или
Рефлексия дает философии ее самосознание исключение, отдельных природ, которые не
Рефлексия оживляет, наличное, встречаются в каком-либо примере, где
распредмечивает опредмеченное. Рефлексия - присутствует данная природа, или
осознание субъектом своих собственных встречаются в каком-либо примере, где
ментальных состояний и движений. отсутствует данная природа, или
14Гуманистичность философии. Философия встречаются растущими в каком-либо
исследует мир, отображенный на человека, и примере, где данная природа убывает, или
человека отображенного на мир. Судьба убывают, когда данная природа растёт.
человека - -центральный пункт всякого Тогда после отбрасывания и исключения,
серьезного философствования. Протагор: сделанного должным образом (когда все
человек есть мера всех вещей Философия легковесные мнения обратятся в дым), на
занята гуманистическими инвестициями в втором месте (как бы на дне) останется
человека, поощрением человеческого в положительная форма, твёрдая, истинная и
человеке. хорошо определённая.
15Основной вопрос философии. Основной 68РЕНЭ ДЕКАРТ (1596-1650) Дуалистический
вопрос философии - вопрос об отношении рационализм. Гносеология Декарта
духа к природе, мышления к бытию - Радикальное сомнение «Я мыслю,
категориально-рефлексивное выражение следовательно, существую» Идея Бога
центральной проблемы мировоззрения. Естественный свет разума Метод достижения
16? ? Основной вопрос философии. истины Онтология Декарта Дуализм духа и
Человек. Мир. Что первично? Познаваем ли материи Субстанции и их атрибуты Отрицание
мир? Дух, мышление. Природа, бытие. пустого пространства и психики животных
17Что первично? Материя или сознание? Проблема взаимодействия субстанций
Материя. Сознание. Материя и сознание. Естественный свет разума («врождённые
Множество начал. Дуализм. Материализм. идеи») «Шишковидная железа»
Плюрализм. Идеализм. Психофизический параллелизм Проблема
18Познаваем ли мир? Да. Нет. взаимодействия субстанций в картезианстве:
Гносеологический оптимизм. Агностицизм окказионализм А. Гейлинкса и Н.
скептицизм. Мальбранша.
19Философские дисциплины. Теоретическая 69Проблема взаимодействия субстанций
философия онтология, гносеология, логика, «Врождённые идеи». y = x2. Бог вложил в
история философии, антропология... человеческую душу идею материальной
Практическая философия этика, эстетика, субстанции и знание об основных законах,
философия религии, политики... которым она подчинена.
20Основные функции философии. 70Джордж Беркли (1685-1753). Род. 12
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ марта 1685 г. в окрестностях замка Дайзерт
КРЕАТИВНАЯ - раскрепощение и творческое близ Томастауна (Ирландия) Учёба в
расширение сознания. Дублинском университете (1700-1704) Работа
21Многообразие форм духовной жизни в Дублинском университете
общества и их взаимосвязь с философией. (Тринити-колледж) (1707-1724) Поездки в
Наука - философия науки правосознание – Лондон Поездки в Италию (1713-1714,
философия права мораль – этика религия – 1716-1720) Миссионерская работа в Америке
философия религии политическая идеология – (Ньюпорт, Род-Айленд) (1728-1731) Епископ
философия политики искусство - эстетика. клойнский (с 1734) Ум. 14 января 1753 г. в
22Философия политики. Философия и право Оксфорде.
философия и искусство. Философия и наука. 71Критика понятия материи как «носителя»
23Определение философии (дефиниция). чувственных качеств. Цвет. Звук. Вкус.
Философия есть учение о конечных причинах, 72Бог. Идея. Идея. Идея. Критика понятия
предельных основаниях и трансцендентных материи как причины ощущений (идей).
ориентирах бытия человека в мире. Человек. Точка зрения Беркли.
24Ранняя греческая натурфилософия. 73Субъективный идеализм Вещи как
Милетская школа: проблема единого комплексы ощущений. Esse est percipi.
первоначала Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Объект и ощущение – одно и то же. Бытие
Анаксагор Гераклит: проблема изменчивости вещей состоит в их воспринимаемости.
Элейская школа: иллюзорность изменчивости 74Субъективный идеализм Джорджа Беркли.
Парменид, Зенон. Имматериализм Критика концепции первичных
25Милетская школа. Фалес (ок. 640-562). и вторичных качеств Критика понятия
Анаксимандр (ок. 610 - ок. 540). Анаксимен материи как непосредственно не
(ок. 588 - ок. 525). Милет. воспринимаемого «носителя» объективных
26Милетская школа Проблема первоначала чувственных качеств вещей как действующей
(архе). Философ. Первоначало. Фалес. Вода. причины ощущений как абсолютной
Анаксимандр. Апейрон (беспредельное, субстанции, существующей вне нашего ума
неопределённое). Анаксимен. Воздух. Радикальный номинализм Субъективный
Анаксагор. Земля. идеализм Вещи как комплексы ощущений
27Гераклит. Этот космос, тот же самый «Носитель» идей – не материя, а дух
для всех, не создал никто ни из богов, ни Проблема непрерывности существования
из людей, но он всегда был, есть и будет Проблема реальности нечувственного Два
вечно живым огнём, мерно возгорающимся, вида ментальных сущностей Бытие других
мерно угасающим. Эфес. Милет. сознаний Солипсизм.
28Гераклит. Первоначало по природе своей 75Трактат о человеческой природе
изменчиво: стихия мира – огонь. Мир вечен, (1739-1740) Опыты моральные и политические
но не неизменен: в нём всё течёт, всё (1741-1742/1777) Исследование
меняется, и даже в одну и ту же реку человеческого познания (1748/1751) Диалоги
нельзя войти дважды. Всё возникает через о естественной религии (1779). Давид Юм
борьбу противоположностей. Но эта борьба (1711-1776).
порождает не хаос, а упорядоченный космос, 76Самокритика эмпиризма. Субъективный
подчинённый разумному принципу – логосу. идеализм: гносеологическая версия Причины
29Элейская школа. Парменид (род. ощущений, а следовательно – и природа
540/539). Зенон (ок. 490 - 430). Элея. реальности, непознаваемы Гносеология Юма
Эфес. Милет. Два вида восприятий (перцепций)
30Парменид. Бытие есть, небытия нет впечатления идеи Принципы ассоциации идей
Бытие едино и неделимо Бытие вечно и сходство смежность причинность
неизменно Небытие немыслимо. Сущее не Субъективность причинности.
может быть несуществующим, не-сущее же не 77Субъективность причинности.
может существовать. При допущении Умозаключение о наличии каузальной связи
множественности бытия придётся допустить на основании последовательности во времени
бытие небытия. Сущее не может ни – результат логической ошибки. «После» не
возникнуть из не-сущего, ни сделаться значит «вследствие». Post hoc non est
не-сущим. Одно и то же – мысль и предмет propter hoc.
мысли. 78Иммануил Кант (1724-1804). Род. 22
31Зенон. Апория (греч. ??????, апреля 1724 г. в Кёнигсберге Учёба в
затруднение, безвыходное положение;) Кёнигбергском университете (1740-1746)
понятие древнегреческой философии, «Докритический период»: приват-доцент в
обозначающее трудноразрешимую или Кёнигбергском университете (1755-1770)
неразрешимую проблему. «Критический период»: профессор логики и
32Апория «Ахилл и черепаха». метафизики в Кёнигбергском университете
33Античный атомизм. Ранние атомисты (1770-1801) Ум. 12 февраля 1804 г. в
(V-IV в. до н.э.). Эпикурейцы (IV-I в. до Кёнигсберге.
н.э.). Левкипп (500? - 440?). Тит Лукреций 79Трансцендентальная эстетика и
Кар (ок. 99-55). Демокрит (ок. 460-370). аналитика. Возможность априорных
Эпикур (341-271). синтетических суждений Трансцендентальная
34Свойства атомов. Вечные Неделимые эстетика Априорные синтетические суждения
Неизменные Мельчайшие элементы материи в математике Синтетическая работа
Находятся в постоянном движении Движение созерцания Пространство и время как
происходит в пустоте Причина движения – априорные формы чувственного созерцания
столкновение атомов. Трансцендентальная аналитика
35Необходимость и случайность Эпикур. Трансцендентальное единство апперцепции
Если ж движения все непрерывную цепь Дедукция чистых рассудочных понятий
образуют И возникают одно из другого в (категорий) Схематизм чистых рассудочных
известном порядке, И коль не могут путём понятий Синтетические основоположения
отклонения первоначала Вызвать движений чистого рассудка.
иных, разрушающих рока законы, Чтобы 80? Возможность априорных синтетических
причина не шла за причиною испоконь века, суждений. Апостериорные. Априорные. Все
Как у созданий живых на земле не аналитические суждения априорны.
подвластная року, Как и откуда, скажи, Аналитические. Апостериорные суждения
появилась свободная воля? Тит Лукреций синтетичны. Возможны ли априорные
Кар. «О природе вещей». синтетические суждения? Синтетические.
36СОКРАТ (469-399 г. до н.э.). «Мир 81Трансцендентальная аналитика Общий
творение божества великого и всемогущего» вывод. Рассудок не черпает свои законы из
Сократ. Предметом философии являлось природы, а предписывает их ей.
изучение человека, его души и 82Идеи чистого разума. Душа. Мир. Бог.
нравственности. Главной задачей познания – Идеи (категории, расширенные до
самопознание. Много внимания понятиям безусловного). Абсолютное единство
«благо», «счастье», «доблесть», мыслящего субъекта. Абсолютное единство
«справедливость». «Познай самого себя» ряда условий явлений. Абсолютное единство
Сократ. «Я знаю, что ничего не знаю» условий всех предметов мышления вообще.
Сократ. Безусловное категорического синтеза в
37Ирония майевтика индукция дефиниция. субъекте. Безусловное гипотетического
Метод диалектики. синтеза в объекте. Безусловное
38Платон Корни платоновского идеализма. разделительного синтеза в системе.
Пифагор (VI в. до н.э.). Сократ (469-399). 83Категорический императив. Императив
Платон (428/427-348/347). (лат. imperativus, повелительный) –
39Обоснование идеализма. Онтологическая требование, приказ, закон. Нравственные
аргументация. Гносеологическая предписания. Максимы. Императивы. Личные
аргументация. Аксиологическая принципы поведения. Общезначимые
аргументация. Идеи. Вещи. Простое, вечное, предписания. Гипотетические императивы.
единое, самосущее, необходимое первично Категорический императив. Условные
онтологически. Простое, вневременное, принципы поведения. Безусловный принцип
общее, неизменное, сущностное первично поведения.
логически (и онтологически). Вечное, 84Феноменология духа (1807) Наука логики
самосущее, совершенное, образцовое (1812, 1813, 1816) Энциклопедия
первично аксиологически (равно как философских наук (1817). Георг Вильгельм
логически и онтологически). Составное, Фридрих Гегель (1770-1831). Основные
преходящее, множественное, зависимое, сочинения.
случайное вторично онтологически. Сложное, 85Гегель Абсолютный идеализм. Основные
временное, частное, изменчивое, принципы философии Гегеля Тождество
акцидентальное вторично логически (и субстанции и субъекта Действительность как
онтологически). Преходящее, зависимое, процесс саморазвития Структура абсолютной
ущербное, подражательное вторично реальности (система Гегеля) Логика (дух «в
аксиологически (равно как логически и себе») Природа (инобытие духа) Дух («в
онтологически. себе и для себя») Диалектика (метод
40Виды знания. Интеллектуальное мышление Гегеля) Соотношение между системой и
= умозрение, припоминание, анамнезис методом Противоречие между системой и
рассудок чувственное вера подобие. методом Панлогизм Гегеля и классический
41? «Аргумент третьего человека». рационализм Принцип и законы диалектики
Самокритика. Единство противоположностей Переход
42Государство Платона. Идеальный тип количественных изменений в качественные
отрицательные типы: тимократия олигархия Отрицание отрицания.
демократия тирания. 86Диалектика (метод Гегеля) Принцип и
43«Идеальное государство». Сословия законы диалектики. Истинное развитие есть
добродетели работники умеренность воины саморазвитие. Источник развития находится
храбрость правители мудрость. не вовне, а внутри развивающегося объекта:
44А р и с т о т е л ь. (384 - 322 до н. это – борьба составляющих его
Э.). противоположностей. «Механизм» развития:
45Основные сочинения. Метафизика О душе развитие происходит путём перехода
Категории Первая аналитика Вторая количественных изменений в качественные.
аналитика Физика Никомахова этика Политика Результат развития: развитие – не простое
Поэтика. Аристотель (384-322). отрицание прошлого, а отрицание отрицания,
46Критика платоновской теории идей. итогом которого является как бы
Претензии общего характера Ненаучный возвращение к исходному состоянию, но на
характер основных понятий теории Понятие новом, более высоком уровне.
«причастности» Понятие «образца» Претензии 87Конец классической немецкой философии.
формально-логического характера Младогегельянцы Противоречие между
Противоречия между определением и системой и методом Гегеля Действующая сила
применением понятия эйдоса Эйдосы истории: «субстанция» или «самосознание»?
неприродных вещей (вещей, созданных Людвиг Фейербах: антропологический
искусством) Эйдосы отрицаний Эйдосы материализм Антропологический принцип в
преходящего Эйдосы отношений Проблема философии Философия религии Карл Маркс:
предицирования эйдосов и аргумент исторический материализм Антропология
«третьего человека» Проблема эйдосов для Маркса Понятие отчуждения Отчуждение труда
эйдосов Претензии общефилософского и его социальные и экзистенциальные
характера Удвоение (умножение) последствия Буржуазное общество как
действительности Отрыв сущности вещи от общество тотального отчуждения
самой вещи Бесполезность эйдосов для Материалистическое понимание истории
объяснения мира становления. История как объективно детерминированный
47Основа метафизики. Единичное - то, что процесс Проблема социальной (исторической)
существует только "где-либо" и закономерности Общественные классы как
"теперь", оно чувственно субъекты закономерной деятельности Понятие
воспринимаемо. Общее - то, что существует материального производства Структура
в любом месте и в любое время социальной реальности: материальный базис
("повсюду" и общества и его политико-идеологическая
"всегда"), проявляясь при надстройка Историческое развитие как смена
определенных условиях в единичном, через общественно-экономических формаций.
которое оно познаётся. Общее составляет 88Людвиг Фейербах Антропологический
предмет науки и постигается умом. материализм. К критике философии Гегеля»
48Учение о материи и форме (гилеморфизм) (1839) Сущность христианства (1841)
всякая реально существующая единичная вещь Основные положения философии будущего
есть единство "материи" и (1843) Вопрос о бессмертии с точки зрения
"формы", причём антропологии (1846) О спиритуализме и
"форма" - присущий самому материализме, в особенности в их отношении
веществу "вид", принимаемый им. к свободе воли (1866) Эвдемонизм
Гилеморфизм (греч. ???, материя, ?????, (1866-1869).
форма) – учение о форме и материи как 89Антропологический принцип в философии.
основных принципах бытия (термин Единство мышления и бытия, о котором
используется с конца XIX века). Бронза – трактовала философия тождества Шеллинга и
материя, цилиндр – форма. Серебро – Гегеля, реально лишь в человеке –
материя, цилиндр – форма. Бронза – единственном субъекте мышления. Но
материя, куб – форма. Серебро – материя, человека отличает от животных не только
куб – форма. способность мышления: если бы он не
49Возможность и действительность. отличался от животных в своих ощущениях,
Возможность (греч. ???????, лат. potentia) то не отличался бы от них и в мышлении.
– 1) способность производить изменения, 2) Сущность человека – это прежде всего
способность изменяться (принимать [другую] чувственность, проявляющаяся в
форму). Действительность (греч. ????????, многообразии переживаний, стремлении к
лат. actus) – 1) движение (греч. ???????) счастью, любви, т.е. жизни не только ума,
как незавершённая деятельность, 2) но и сердца. Человек осознаёт себя
энтелехия (греч. ??????????) как целевая человеком лишь в общении, в основе своей –
завершённость. Действительное предшествует чувственном, с другим человеком:
возможному 1) по определению (по смыслу, самосознание «Я» опосредовано сознанием
?????), 2) во времени (хотя и в «Ты». Самосознание, следовательно,
специфическом смысле), 3) по существу (по сопровождается осознанием человеческой
субстанции). сущности как родовой: стремление к
50УЧЕНИЕ О ПРИЧИНАХ Четыре причины. единению с другим («Я» с «Ты») пробуждает
Формальная причина – вид (эйдос). осознание принадлежности к роду, каковое и
Действующая причина – горшечник. Целевая есть разум (= любовь); причём эта родовая
причина – назначение. Материальная причина сущность осознаётся как тождественная во
– глина. всех индивидах и образующая их родовое
51Форма всех форм = бог = «вечный единство. Но между родовой сущностью
двигатель» = демиург = нус. Аристотель человека и его индивидуальным
видел в материи только пассивное начало существованием имеется противоречие:
(возможность стать чем-либо). Вся разум, например (вопреки Канту) ограничен
активность приписывается остальным трём лишь в индивиде, но не в роде. Попыткой
причинам, причём – «форме всех форм» – преодоления этого противоречия является
вечность и неизменность. Источник же религия.
всякого движения - неподвижное, но 90Философия религии. Религия – не просто
движущее начало – бог – «вечный двигатель» результат корыстного обмана (хотя её и
– демиург – нус. используют в корыстных интересах) и
52Гносеология. Законы мышления =законы невежества (хотя непонимание её корней и
бытия. «Диалектическое» познание. её действительной функции играет
«Мнение», получаемое из опыта. существенную роль в её возникновении и в
«Аподиктическое» познание. Высшие принципы сохранении её в существующей –
знания созерцаются умом непосредственно. «отчуждённой» – форме). Сущность религии –
53Логика – орудие науки. Цель науки в в перенесении родовой сущности человека,
полном определении предмета, достигаемом не реализуемой в индивидуальном
только путём соединения дедукции и человеческом существовании, на
индукции: знание о каждом отдельном индивидуальное существо и в поклонении
свойстве должно быть приобретено из опыта; этому существу как своего рода «идеальному
2) убеждение в том, что это свойство - человеку». В результате такого переноса
существенное, должно быть доказано это антропоморфное идеальное существо
умозаключением особой логической формы - оказывается наделённым атрибутами
силлогизмом. человеческого рода, которых лишены
54Логика Формы мышления. Формы мышления. действительные человеческие индивиды:
Понятие. Суждение. Умозаключение. Лошадь. бессмертием, могуществом, всеведением и
Животное. Луна. Спутник. Лошадь. Животное. пр., иными словами – традиционными
Луна. спутник Земли. Все животные. атрибутами Бога монотеистических религий.
Нуждаются в пище. Лошади. Животные. След., Но такое разрешение противоречия между
лошади. Нуждаются в пище. сущностью и существованием человека ведёт
55Законы логики. ~ [A ? (~A)]. A V (~A). к «отчуждению» – отрыву человеческой
Законы мышления. Закон тождества. Закон сущности от самого человека,
[запрета] противоречия. Закон исключённого противопоставлению первой второму и –
третьего. A ? A. Не могут быть сначала идеальному, а потом и реальному –
одновременно истинными два противоположных порабощению человека плодом его
высказывания об одном и том же предмете. собственной фантазии. Это «отчуждение»
Логические выводы надёжны лишь при должно быть преодолено: необходимо вернуть
условии, что все понятия (термины) в реальному, живому «ты» его законное место
пределах рассуждения имеют один и тот же в мыслях, чувствах и сердце «Я», не по
смысл. Из двух противоположных праву занятое Богом – этой проекцией вовне
высказываний об одном и том же предмете человеческих желаний.
одно непременно истинно. 91Карл Маркс Исторический материализм.
56Социальная философия. Один. Монархия Экономическо-философские рукописи 1844
Аристократия Полития. Богатое меньшинство. года (1844) Святое семейство (1845)
Большинство. Число правящих. Правильные Немецкая идеология (1845-1846) Нищета
формы. Неправильные формы. Тирания. философии (1847) Манифест Коммунистической
Олигархия. Демократия. партии (1848) К критике политической
57Основные черты античной философии. экономии (1859) Капитал (1867 и сл.).
Синкретичность космоцентричность развитие 92Понятие отчуждения. Отчуждение (нем.
абстрактно-понятийного аппарата этика Entfremdung, англ. и франц. alienation) –
добродетелей, а не этика долга или философско-социологическая категория,
ценностей функциональность. выражающая объективное превращение
58Средневековая философия. Гностицизм. деятельности человека и её результатов в
Апологетика. Патристика. Схоластика. самостоятельную силу, господствующую над
59Основные черты апологетики. ним самим и враждебную ему, и связанное с
Теоцентризм. Креационизм. Провиденциализм. этим превращение человека из активного
Эсхатологизм. субъекта в объект общественного процесса.
60Средневековая философия Патристика. 93Материалистическое понимание истории
Философия истории Смена цикличной История как объективно детерминированный
парадигмы линейной История как мистическая процесс. … Маркс положил конец воззрению
драма. Философское осмысление христианской на общество, как на механический агрегат
догматики Проблема триединства Бога индивидов, допускающий всякие изменения по
Проблема Боговоплощения Проблема воле начальства (или, всё равно, по воле
иконопочитания. Проблема теодицеи Зло как общества и правительства), возникающий и
недостаток блага Иллюзия зла как следствие изменяющийся случайно, и впервые поставил
абсолютизации частной точки зрения Зло как социологию на научную почву, установив
злоупотребление свободой воли. понятие общественно-экономической
61Схоластика ОСНОВНЫЕ ИДЕИ. Проблема формации, как совокупности данных
веры и разума Проблема бытия Бога производственных отношений, установив, что
Онтологическое доказательство развитие таких формаций есть
Космологические доказательства естественно-исторический процесс.
Телеологическое доказательство Проблема 94Спасибо за внимание!
Философия.pptx
http://900igr.net/kartinka/filosofija/filosofija-92346.html
cсылка на страницу

Философия

другие презентации на тему «Философия»

«Философия человека» - Неопозитивизм. Существенные стороны. Философские категории содержание – форма. Соотношение движения и покоя. Объективные причины. Общественного развития. Анализ. Классификация форм движения. Методы научного познания. Основные понятия теории познания. Политические; Правовые Нравственные Эстетические Религиозные Научные Образовательные Культурные и др.

«Развитие русской философии» - Михаил Нестеров. Чаадаев П.Я. (1794 - 1856). В основе философии А. С. Хомякова лежал провиденциализм. Масло. 1917. 2. Народничество (1860 - 1910 гг.). Соловьев Владимир (1853-1900 гг.). Хомяков А.С. (1804 - 1860). Русская философия. В науке учение о Космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной.

«Русская философия» - Тема соборности, единства (В. С. Соловьев, А. С. Хомяков и др.). Внимание к социальной проблематике. Проблемы индивидуализма, субъективности, «Я» – на втором плане. В России познание признается лишь частью и функцией «нашего действования в мире». По Б. В. Емельянову, социальная ориентированность русской мысли.

«Философия Нового времени» - Главный метод – дедукция (опора на достоверные аксиомы). В чем суть дуализма метода Р.Декарта? План лекции Проблема бытия в философии Нового времени. Дайте определения методов дедукции и индукции. Ключевые понятия Учебный материал Вопросы для самопроверки Рекомендуемая литература. Рисунок. Ориентация на естественные науки.

«Философия истории» - Труд Геродота - история Греко-персидских войн. Рефлективная история. мифологическая история. Главный представитель западной патристики. Итальянский мыслитель Вико Джамбатисто (1668-1744). Онтологическая - осмысление исторического бытия. Эпистемологическая (гр. эпистема знание) - проблемы исторического познания.

«Философия образования» - Рефлексия над наукой (знание знания). Образование феодалов. направлено в первую очередь на воспитание рыцарей. За основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Проблема контроля за результатами. 12. Жители Москвы знали об учении Н. Коперника — по книге «Позорище всея Вселенныя...». История воспитания в античности.

Философия

14 презентаций о философии
Урок

Философия

20 тем
Картинки