История философии
<<  История и философия науки Исторические типы философии  >>
Античная философия
Античная философия
Античная философия
Античная философия
Античная философия
Античная философия
Античная философия
Античная философия
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (VII – VI до н.э.)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (VII – VI до н.э.)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (VII – VI до н.э.)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (VII – VI до н.э.)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (VII – VI до н.э.)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (VII – VI до н.э.)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (VII – VI до н.э.)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (VII – VI до н.э.)
Средневековая философия
Средневековая философия
Средневековая философия
Средневековая философия
ПАТРИСТИКА I-VI вв
ПАТРИСТИКА I-VI вв
ПАТРИСТИКА I-VI вв
ПАТРИСТИКА I-VI вв
ПАТРИСТИКА I-VI вв
ПАТРИСТИКА I-VI вв
ТЕОЦЕНТРИЗМ (греч
ТЕОЦЕНТРИЗМ (греч
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат
ДОГМАТИКА — раздел богословия, в котором дается систематизированное
ДОГМАТИКА — раздел богословия, в котором дается систематизированное
Философия эпохи возрождения
Философия эпохи возрождения
Философия эпохи возрождения
Философия эпохи возрождения
Философия эпохи возрождения
Философия эпохи возрождения
Философия эпохи возрождения
Философия эпохи возрождения
Философия эпохи возрождения
Философия эпохи возрождения
Философия эпохи возрождения
Философия эпохи возрождения
ГУМАНИЗМ - (от лат
ГУМАНИЗМ - (от лат
ГУМАНИЗМ - (от лат
ГУМАНИЗМ - (от лат
УТОПИЗМ от утопия (др
УТОПИЗМ от утопия (др
УТОПИЗМ от утопия (др
УТОПИЗМ от утопия (др
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI-XVIII вв
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI-XVIII вв
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI-XVIII вв
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI-XVIII вв
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI-XVIII вв
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI-XVIII вв
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI-XVIII вв
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI-XVIII вв
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI-XVIII вв
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI-XVIII вв
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI-XVIII вв
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI-XVIII вв
Вершиной у Канта выступает этика, базирующаяся на понимании человека
Вершиной у Канта выступает этика, базирующаяся на понимании человека
Вершиной у Канта выступает этика, базирующаяся на понимании человека
Вершиной у Канта выступает этика, базирующаяся на понимании человека
Вершиной у Канта выступает этика, базирующаяся на понимании человека
Вершиной у Канта выступает этика, базирующаяся на понимании человека
Вершиной у Канта выступает этика, базирующаяся на понимании человека
Вершиной у Канта выступает этика, базирующаяся на понимании человека
Огромной заслугой Фихте является развитие им учение о диалектическом
Огромной заслугой Фихте является развитие им учение о диалектическом
Огромной заслугой Фихте является развитие им учение о диалектическом
Огромной заслугой Фихте является развитие им учение о диалектическом
Исходя из принципа развития, Гегель дает впечатляющую модель бытия во
Исходя из принципа развития, Гегель дает впечатляющую модель бытия во
Несмотря на то, что классическая немецкая философия получила свое
Несмотря на то, что классическая немецкая философия получила свое
Несмотря на то, что классическая немецкая философия получила свое
Несмотря на то, что классическая немецкая философия получила свое
Несмотря на то, что классическая немецкая философия получила свое
Несмотря на то, что классическая немецкая философия получила свое
Несмотря на то, что классическая немецкая философия получила свое
Несмотря на то, что классическая немецкая философия получила свое
Несмотря на то, что классическая немецкая философия получила свое
Несмотря на то, что классическая немецкая философия получила свое
Картинки из презентации «Исторические типы философии» к уроку философии на тему «История философии»

Автор: demien. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока философии, скачайте бесплатно презентацию «Исторические типы философии.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 5000 КБ.

Исторические типы философии

содержание презентации «Исторические типы философии.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1« Философия » Тема 2. Исторические 12которого нет») — жанр художественной
типы философии. Лекция-визуализация 2 литературы, близкий к научной фантастике,
Время: 2 часа Уважаемые студенты! В описывающий модель идеального, с точки
процессе данного занятия Вы должны изучить зрения автора, общества. В отличие от
следующие вопросы: 1. Античная философия. антиутопии характеризуется верой автора в
2. Средневековая философия. 3. Философия безупречность модели. Название жанра
эпохи Возрождения и Нового времени. 4. происходит от одноимённого произведения
Классическая немецкая философия. 5. Томаса Мора — «Золотая книжечка, столь же
Философия марксизма. 6. Русская философия полезная, сколь и забавная о наилучшем
XIX-начала XX века. 7. Основные устройстве государства и о новом острове
направления современной западной философии Утопия», в котором «Утопия» лишь название
Внимание! Вопросы 5, 6 и 7 необходимо острова. Впервые же в значении «модель
изучить в процессе самостоятельной работы идеального общества» это слово встречается
в межсессионный период, на которую в книге путешествий английского священника
отводится 14часов. Данное занятие Сэмюэла Перчеса «Паломничество»
предполагает самостоятельную отработку (Pilgrimage, 1613). Там же впервые
указанных вопросов, конспектирование их в употребляется и прилагательное
рабочей тетради, выполнение задания, «утопический» (utopian). Несмотря на столь
проверку преподавателем полноты и качества позднее укрепление этого термина, первой
их с выставлением оценки в журнал. утопией в истории западной литературы
2Античная философия. Философия в чистом считается модель идеального общества в
виде появилась у древних греков. Под диалоге Платона «Государство». Кроме того,
античной философией понимается философия утопические мотивы присутствуют в
греков. Древняя Греция, история которой мифологиях практически всех народов.
охватывает период приблизительно с XXII по ПАНТЕИЗМ — учение, согласно которому
II вв. до н.э., Греческая философия была Вселенная (природа) и Бог тождественны.
одной из сторон жизни Древней Греции и Пантеисты не верят в личностного,
прошла в своем развитии три этапа. антропоморфного бога или бога-творца.
Архаический, то есть древнейший, Слово «пантеизм» происходит от
охватывает время примерно с VII по V вв. древнегреческого: ??? (пан) — «всё,
до н.э. досократическим, то есть бывшим до всякий» и ???? (теос) — «бог, божество». В
появления в греческой философии Сократа а пантеизме находит выражение концепция, что
архаических философов часто называют «Бог» лучше всего понимается в сближении с
досократиками. Классический период Вселенной. Несмотря на существующие
датируется V—IV вв. до н.э. различные течения внутри пантеизма,
Эллинистический период, начавшийся с центральные идеи в большинстве форм
похода эллинов на Восток, то есть с пантеизма постоянны: Вселенная как
завоевания (эллинизации) Востока всеобъемлющее единство и священность
охватывает период с III по II вв. до н.э. природы.
3АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (VII – VI до н.э.). 13ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI-XVIII
Досократическая философия – ранняя вв.). МАТЕРИАЛИЗМ Ф. Бэкон Дж. Локк Б.
классика (VII – VI вв. до н.э.). Спиноза. Дуализм Р. Декарта. Плюрализм Г.
Классическая античная философия (V-IV вв. Лейбница. ИДЕАЛИЗМ Д. Юм Д. Беркли.
до н.э.). Римско-эллинистическая философия МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Ж. Ламетри П.
(III в. до н.э. – VI в. н.э.). Гольбах Х. Гельвеций. ПРОСВЕЩЕНИЕ XVIII
Атомистический материализм Демокрит века (Франция, Германия) Вольтер, Ж.-Ж.
(460-370 г. до н.э.). Объективный идеализм Руссо, Д. Дидро, И. Гердер.
Платона (460-370 г. до н.э.). Милетская 14ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis —
школа. Элейская школа. Эпикуреизм. множественный) — философская позиция,
Стоицизм. Этический рационализм Сократ согласно которой существует множество
(469-399 г. до н.э.). Аристотель (384-322 различных равноправных, независимых и
г. до н.э.). Скептицизм. Пифагорийская несводимых друг к другу форм знания и
школа. Диалектика. Эклектизм. методологий познания (эпистемологический
Неоплатонизм. Софистика. Мегарская школа. плюрализм) либо форм бытия (онтологический
Киническая школа. Киренская школа. плюрализм). Философская концепция
4Средневековая философия. Эпоха, идеалистического течения, по которой все
пришедшая на смену Древнему миру, получила существующее слагается с множества
название Средневековья. Она охватывает самостоятельных, равнозначных субстанций,
период приблизительно с V по XV вв. В что не сводятся к единому началу,
идейном смысле это время было периодом противоположный монизму. Плюрализм
безраздельного господства в Европе занимает оппонирующую позицию по отношению
христианской религии, которая к монизму. МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis
сформировалась в начале нашей эры в — вещественный) — философское
римской провинции Иудее, быстро мировоззрение, в соответствии с которым
распространилась по всей империи, завоевав материя (объективная реальность) является
огромное количество сторонников и онтологически первичным началом (причиной,
последователей. Гибель античной философии условием, ограничением), а идеальное
следует понимать как исторически (понятия, воля, дух и тому подобное) —
неизбежный результат в развитии вторичным (результатом, следствием).
философской мысли, который был органически Материализм признает существование
и неразрывно связан с вхождение единственной субстанции — материи; все
человечества в новую цивилизацию. сущности образованы материей, а явления (в
Специфика европейского варианта новой том числе сознание) — являются процессами
цивилизации была обусловлена взаимодействия материальных сущностей.
возникновением и развитием христианства. ИДЕАЛИЗМИ (фр. id?alisme, через лат.
Конец античной философии – это конец idealis от др.-греч — идея) — термин для
языческой цивилизации. Античная философия обозначения широкого спектра философских
дала начало развития тому, что мы называем концепций и мировоззрений, в основе
европейской традиций в философии. Основные которых лежит утверждение о первичности
исторические типы европейской сознания по отношению к материи. Во многих
средневековой философии: патристика (от историко-философских трудах проводится
pater – отец) - теологическая дихотомия, считающая противопоставление
интерпретация чувственно-одушевленного идеализма материализму сущностью
Космоса; схоластика – идея объединения философии. Идеализм утверждает первичность
Бога и природы. Патристика и схоластика идеального духовного по отношению к
имели свои ярко выраженные школы. материальному. Термин «идеализм» появился
5ПАТРИСТИКА I-VI вв. СХОЛАСТИКА VIII-XV в XVIII веке. Впервые его употребил
вв. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ V-XV вв. Лейбниц, говоря о философии Платона.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ: Теоцентризм Креационизм Выделяется две основные ветви идеализма:
Теодицея Эсхатология Провиденциализм Вера объективный идеализм и субъективный
выше разума. Гностицизм. Манихейство. идеализм. МЕТАФИЗИКА (др.-греч. — «то, что
НОМИНАЛИЗМ У. Оккам. РЕАЛИЗМ Фома после физики») — первоначально слово
Аквинский. АПОЛОГЕТИКА Тертуллиан. «Метафизика» использовалось как
ДОГМАТИКА Аврелий Августин. обозначение сборника 14 трактатов
6Основные моменты в развитии Аристотеля с рассуждениями о первых
средневековой философии. 1. Особенностью причинах («первых родах сущего»),
этой философии является то, что она оставшихся после него в необработанном
реализуется в культуре на этапе перехода виде, которые в издании философских работ,
от язычества, основанного на признании подготовленном Андроником Родосским, были
множества богов, к религии расположены после Аристотелевой «Физики»,
монотеистической. 2.Центр философской отчего и получили свое название.
проблематики от чувственно-материального Метафизика - раздел философии,
Космоса, определяющего мировоззренческую занимающийся исследованиями первоначальной
направленность исследований античных природы реальности, мира и бытия как
мыслителей, к исследованию проблем бытия такового. Для Аристотеля метафизика – это
бога и лишь в этой связи соотношением с онтология, исследование бытия как
ним реальности. Философские и такового; наука, которая пытается выяснить
теологические концепции приобретают общие свойства всего существующего. По И.
монистический характер, когда все Канту, имеется три фундаментальных понятия
определяется единственным божественным метафизики: человеческое Я, мир и Бог;
началом. 3.Одной из центральных проблем исследованием каждого из них занимается
средневековья становится спор об отдельная дисциплина, соответственно
универсалиях. Варианты его решения психология, космология и теология. ДУАЛИЗМ
различны. 4.Схоластическая средневековая — термин, имеющий несколько значений. В
философия, благодаря тому, что берет на определённой области знания понятие
себя роль «служанки теологии», включает в себя пересечение двух
вырабатывает чрезвычайно утонченные методы фундаментальных классов вещей или
обоснования и доказательства, которые принципов, взаимовлияющих друг на друга,
«перерастают «прикладное» теологическое но не меняющих свою структуру. Дуализм —
значение, способствуя становлению философское учение, которое признаёт
диалектики и логики, развитию самой равноправие идеального и материального, но
методики обоснования знаний. Это не не признает их относительность.
мертвое царство схоластики, а проявление 15Его основные представители:
возможностей мышления реализовать свои Классическая немецкая философия.
потенции даже в жестоко ограниченных Субъективный идеализм И. Фихте
религиозных рамках. Умеренный реализм – (1762-1814). Объективный идеализм Г.
универсалии бестелесны и существуют только Гегель (1770-1831) Ф. Шеллинг (1775-1854).
в общем (родах и видах реальности), но не Антропологический материализм Л. Фейербах
в индивидах. Универсалии – это понятия, (1804-1872). Дуализм И. Кант (1724-1804).
выделяющие и обобщающие характеристики В наибольшей мере принципы классической
рода и вида. Ультрареализм – каждому имени философии были выражены в немецком
соответствует реальная сущность, т.е., классицизме, который простирается от
например, даже слову «ничто» соответствует начала XVII века до середины XIX века. Ф.
нечто, «некий недифференцированный Шлейермахер (1768-1834) Г. Гегель
материал». Ультраноминализм – общее (1770-1831) Ф. Шеллинг (1775-1854) Л.
существует только в разуме, в Фейербах (1804-1872). И.М. Хладениус
действительности существуют только (1710-1759) И. Кант (1724- 1804) И. Фихте
единичные вещи. Разум для удобства (1762-1814) В. Гумбольдт (1767-1835).
именования и использования слов языка 16Вершиной у Канта выступает этика,
образует общую идею, с которой соотносит базирующаяся на понимании человека как
определенное слово. Крайние номиналисты - высшей ценности. «Две вещи всегда
универсалии являются только лишь словами. завораживали и потрясали меня: это
В этом случае проблема соотношения разума. звездное небо над головой и моральный
Языка и действительности даже не ставится закон в душе». И. Кант. И. Кант
и не может быть поставлена в виду осуществляет переворот в философии и
абсолютной теоретической бесплодности закладывает основы ее понимания как особо
такой позиции. рода науки. Пытаясь обосновать новую
7ТЕОЦЕНТРИЗМ (греч. Theos — Бог + лат. теорию познания, он выступает с критикой
Centrum — центр круга) — философская предшествующих эмпирических теорий
концепция, в основе которой лежит XVII-XVIII веков, трактующих познание как
понимание Бога, как абсолютного, некий слепок с бытия. Канет переводит
совершенного, наивысшего бытия, источника проблему в иную плоскость и задает
всей жизни и любого блага. При этом гносеологическое направление в философии,
основой нравственности служит почитание и которое рассматривает процесс познания как
служение Богу, а подражание и уподобление субъектно-объектное отношение. Исходным
Ему считается высшей целью человеческой пунктом его воззрений является утверждение
жизни. Наиболее распространен теоцентризм о том, что прежде чем познавать мир, надо
был в Средние века. КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. выяснить, можем ли мы его в принципе
creatio, род. п. creationis — творение) — познать. Необходимо установить возможности
теологическая и мировоззренческая нашего познания, его границы. Главное
концепция, в рамках которой основные формы познавательное орудие — это разум. Поэтому
органического мира (жизнь), человечество, необходимо выяснить способности и
планета Земля, а также мир в целом, возможности нашего разума. Всестороннее
рассматриваются как непосредственно исследование их Кант назвал его критикой,
созданные Творцом или Богом. ТЕОДИЦЕЯ а философия, по его мнению, должна быть не
(новолат. theodicea — богооправдание от постижением внешнего мира, а критикой
греч. ????, «бог, божество» + греч. ????, разума, то есть изучением его устройства,
«право, справедливость») — совокупность специфики и законов. Кант полагал: откуда
религиозно-философских доктрин, призванных нам знать, каков мир, если мы имеем дело
оправдать благое управление Вселенной не с ним самим, а с его отражением в нашем
божеством, несмотря на наличие зла в мире. сознании, в силу чего последнее может и
ЭСХАТОЛОГИЯ (от греч. ??????? — должно быть главным объектом философского
«конечный», «последний» + ????? — «слово», внимания.
«знание») — система религиозных взглядов и 17Огромной заслугой Фихте является
представлений о конце света, искуплении и развитие им учение о диалектическом
загробной жизни, о судьбе Вселенной или её способе мышления, а его философия
переходе в качественно новое состояние. приобретает «диалектическую динамику», в
Также отрасль богословия, их изучающая в отличие от кантовской статики. Категории
рамках той или иной религиозной доктрины. философии у Фихте становятся выражением
В религии различается индивидуальная развития деятельности «Я» - своеобразные
эсхатология, то есть учение о загробной умственные отражения объективного мира,
жизни индивидуальной человеческой души, и вещей. Ф. Шеллинг оказался своеобразным
всемирная эсхатология, то есть учение о «связующим звеном» между философией Канта,
целях космоса и истории и их конце. Фихте и становлением гегелевской системы.
Философия эсхатологии свойственна многим Именно Шеллинг оказал огромное влияние на
религиям и верованиям, начиная с древних становление Гегеля. В центре философских
времён. Особое развитие со времен размышлений Шеллинга оказывается задача –
Античности эсхатология получила в иудаизме построить единую систему знания
и христианстве («Страшный суд»), затем в посредством рассмотрения специфики
исламе. познания истины в частных областях. В се
8ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат. providentia — это реализуется в натурфилософии, которая
провидение) историко-философский метод, выступает в качестве самой первой в
рассмотрение исторических событий с точки истории философии попытки систематического
зрения непосредственно проявляющегося в обобщения открытий науки под углом зрения
них Провидения, высшего Промысла, единого философского принципа. И. Фихте
осуществления заранее предусмотренного воспринял этическую философию Канта,
Божественного плана спасения человека. ставившую оценку человеческой деятельности
Провиденциалистское понимание в зависимость от согласованности ее с
исторического процесса как пути к априорным долгом. Поэтому философия
эсхатологическому царству Божию легло в выступает для него прежде всего как
основу всей средневековой христианской практическая философия, в которой прямо
церковной историографии. ГНОСТИЦИЗМ (от определяются цели и задачи практического
gnosis (др.-греч. ??????) — «знание, действия людей в мире, в обществе. Фихте
познание, познавание») — религиозное указывал на недостаточность кантовской
направление, возникшее в начале нашей эры философии, в которой. По его мнению. Была
и включающее в себя множество различных недостаточно обоснована именно в моменте
учений, нередко противоречащих друг другу, соединения теоретической и практической
но объединённых общим принципом: творцы и частей философии. И эта задача ставится у
приверженцы этих учений считали себя Фихте во главу угла собственной
носителями великого тайного знания — деятельности.
Гнозиса. В основе гностических учений 18Исходя из принципа развития, Гегель
лежало противопоставление духовного мира дает впечатляющую модель бытия во всех его
материальному, который рассматривался как проявлениях, уровнях и стадиях развития.
порождение, воплощение тёмных сил, уз Он конструирует диалектику как систему,
духовности. Демиург, творец материального формулируя ее основные законы и категории
мира, объявлялся богом тёмных сил, в применительно к развитию Абсолютной Идеи.
отличие от истинного Бога, Отца, Высшей В учении Гегеля достигла своего апогея
Силы, которого демиург не ведал. Этот Бог, диалектика — философское учение о всеобщей
как высший эон, стоит во главе высшего, взаимосвязи и вечном изменении и развитии
нематериального мира. Из этого же мира всего существующего. Он сформулировал
происходят и некоторые люди, вернее, их основные законы (всеобщие правила или
духовная сущность, заключённая на Земле в принципы) и категории (основные понятия)
материальную оболочку; это, разумеется, диалектики, которые являются с его точки
носители Гносиса. С целью освободить их, зрения универсальными, то есть пронизывают
спасти, воссоединить с высшим миром их собой все Бытие. Основной гегелевской
духовное начало, является на землю Христос мыслью является положение «все
или иной спаситель, происшедший от действительное разумно, все разумное
истинного Бога. АПОЛОГЕТИКА - основное действительно». Речь идет о том, что
богословие, раздел богословия окружающий нас мир (действительность)
(преимущественно христианского), устроен необыкновенно разумно. Мы
посвященный обоснованию вероучения с наблюдаем порядок и гармонию во всем
помощью рациональных средств. Апологетика существующем. По мнению Гегеля,
отстаивает ортодоксально-религиозную точку чувственный или физический мир создан
зрения в вопросе о сущности религии, её какой-то духовной реальностью, а более
происхождении, критикует различные точно, является ее проявлением,
атеистические гипотезы происхождения и воплощением, реализацией в иной,
сущности религии, выдвигает и исследует материальной форме. Гегель называет эту
доказательства истинности бытия Бога, а высшую духовную реальность Абсолютной
также основных положений христианской Идеей или Мировым Разумом, а все
веры. Апологетика — одна из главных существующее представляет как ее
учебных дисциплин в православных духовных саморазвитие. Абсолютная Идея — это
учебных заведениях, где она служит безличное пантеистическое начало, в
введением в изучение других богословских котором сконцентрировано все вообще, и
дисциплин. поэтому оно является Бытием, пребывающем в
9ДОГМАТИКА — раздел богословия, в различных формах. Георг Вильгельм Фридрих
котором дается систематизированное Гегель - наиболее выдающаяся фигура в
изложение догматов (положений) какой-либо немецкой классической философии.
религии. Систему догматов имеют Разработанная им система по своему размаху
христианство, ислам, буддизм и другие и значительности в духовной жизни Нового
религии. Часто догматика выражается кратко времени может быть сравнима с учением
письменно в виде официального Платона. Как и Платон, Гегель был
вероисповедного документа - исповедания представителем классического идеализма, по
веры или катехизиса. НОМИНАЛИЗМ (лат. которому физический мир есть только
nominalis — относящийся к именам, именной, проявление или инобытие духовной, незримой
от nomen — имя) — философское учение, реальности. Гегель считал, что за видимым
согласно которому названия таких понятий, нами физическим миром стоит неощущаемая
как «животное», — «эмоция» — это не духовная реальность, которая и является
собственные имена цельных сущностей, а подлинным или истинным существованием.
общие имена (универсалии), своего рода 19Несмотря на то, что классическая
переменные, вместо которых можно немецкая философия получила свое наиболее
подставлять имена конкретные (например, полное выражение в идеалистических
вместо общего имени «человек» — философских системах, в ее недрах и на ее
собственные имена «Пётр», «Павел», «Анна», фундаменте возникла мощная
«Мария» и пр.). Иначе говоря, общие имена материалистическая концепция Л. Фейербаха.
применяются не к классу вещей как к Людвиг Фейербах предположил, что никакой
целому, а порознь к каждой отдельной вещи идеальной действительности нет, а есть
из этого класса. Отсюда следует понимание природный мир - единственная реальность, -
понятий, обозначаемых общими именами, которая нас окружает и чувственно
таких, как «человек», не как воспринимающаяся нами. По его мнению,
самостоятельного целого, а как понятия «бытие», «природа», «реальность»
совокупности отдельных понятий (конкретных обозначают одно и тоже. Фейербах строит
людей), то есть абстракции, мысленного свою философию на базе противопоставления
образа. РЕАЛИЗМ (лат. realis — философии и религии как форм
«существенный», «действительный», от res — мировоззрения, которые несовместимы и
«вещь») — стиль и метод в искусстве и противостоят друг другу. В связи с этим он
литературе, а также философская доктрина, пытается в материалистическом духе
согласно которой предметы видимого мира переосмыслить сущность христианства.
существуют независимо от человеческого Христианский Бог трактуется им не как
восприятия и познания. Реализм в философии особого рода существо или божественная
— один из основных наряду с номинализмом и сущность, а как образ, отражающий в
концептуализмом вариантов решения спора об сознании людей их собственную,
универсалиях, выясняющего онтологический человеческую сущность.
статус общих понятий, т. е. вопрос об их 20Уважаемый студент! Вы изучили и
реальном (объективном) существовании. В законспектировали основное содержание темы
отличие от номинализма, для которого занятия, изложенное в кратких тезисах. В
реальна лишь единичная вещь, а универсалия целях самоконтроля выполните следующие
— общее имя, и от концептуализма, для задания: 1. В рабочую тетрадь перенесите
которого универсалия — основанное на содержание указанной таблицы. 1. Какие
реальном сходстве предметов обобщение в учения (идеи) лежали в основе античной
понятии Реалистическая философия - философии? Назовите наиболее ярких ее
сознательно применяющая целостный, представителей. 2. Чем был обусловлен
научно-вненаучный методологический подход конец (гибель) античной философии? 3.
ко всем явлениям, охватывающая в Дайте определение понятиям гуманизм,
максимальной степени противоречия реальной натурфилософия как историческим типам
жизни, позволяет наиболее глубоко философии эпохи Возрождения. 4. Назовите
анализировать существующие мировые представителей немецкой классической
тенденции. философии. 5. Кто заложил основы понимания
10Философия эпохи возрождения. Данте философии как науки? 6. Кратко
Алигьери Франческо Петрарка Эразм сформулируйте вклад Гегеля в развитие
роттердамский Николо Макиавелли Жан Боден. философского знания. 7. Кто разрабатывал
Лернардо да Винчи Николай Коперник Мишель материалистическую концепцию в немецкой
Монтень Бернардино Телезио Франческо классической философии? В чем это
патриции Галилео Галилей. Пьетро выражалось? 2. Дайте определения сущности
Помпонацци Симоне Порцио. Николай указанным в таблице понятиям и категориям.
Кузанский Георгий Плифон Марсилио фичино 3. В рабочей тетради запишите содержание
Пикоделла Мирандола Джамбаттиста Вико. выполненного задания.
Пьер Анджело Мандзолли. Гуманизм. 21ЛИТЕРАТУРА Основная 1.Философия.
Натурфилософия. Аристотелизм. Учебник /И.Я. Копылов, В.В. Крюков, Г.А.
Неоплатонизм. Антипов и др. – М.: ИНФРА-М.-Новосибирск:-
11ГУМАНИЗМ - (от лат. humanitas — Изд-во НГТУ.- 2010. 2.Философия. Учебник.
человечность, лат. humanus — человечный, Под ред. профессора О.Д. Мирошенкова.- М.:
лат. Homo — человек) - а) мировоззрение, в «Гардарики».- 2008. 3.Философия: Учебное
центре которого находится идея человека пособие /Ю.А. Харин, В.Ф. Берсов, П.А.
как высшей ценности; б) идейное и Водопьянов и др. Под общ. ред. Ю.А.
мировоззренческое течение, возникшее в Харина, 5-е изд.- Минск: Патра Системс.-
европейских странах в эпоху Возрождения 2007. 4.Моисеева Н. А., Сороковикова В. И.
(XIV - первая половина XVII в.) и ставшее – Философия. Краткий курс. 2-е изд., доп.
идеологией Возрождения. АРИСТОТЕЛИЗМ - – Издательство Питер. – 2010; 5.Марков Б.
философское направление, исходящее из В.Философия. Учебник. – Издательство
философии Аристотеля. В послеклассическую Питер. – 2011. 6. Учебно-методический
эпоху особенно сильное влияние комплекс для студентов. Бродкин И.А. М.
аристотелизм оказал на арабскую и ИУИ. 2011. Дополнительная 1.Гуревич П.С.
еврейскую философию; начиная с XVIII в. он Человек М.- 2007. 2.Философия: Учебник для
владел умами философов Запада; высших учебных заведений. Ростов-на-Дону.-
распространению аристотелизма 2008. 3.Дерябо С.Д., Ясвин В.А.
содействовали Альберт Великий и Фома Экологическая педагогика и
Аквинский, внесшие в него - что было психология.-Ростов-на-Дону: «Феникс».-
обусловлено влиянием христианства - 2006. 4.Гуревич П.С. Философская
существенные изменения. Аристотелизм стал антропология: Учебное пособие. - М.- 2007.
философской основой современной 5.Кохановский В.П. Философия «Феникс».-
католической неосхоластики. В эпоху Ростов-на-Дон:, 2008. 6.Гранин Ю.Д.
Возрождения попавшие в Италию византийские Цивилизация. Культура. Личность.- «Вопросы
ученые внесли в аристотелизм живую струю, философии».- 2011.- № 6. 7.Губин В.Д.,
противопоставив гуманизм схоластике; в Некрасова Е., Философская антропология:
Германии схоластика как католического, так Учебн. пособие для вузов.- М.:
и протестантского толка основывалась на Университетская книга.- 2008. 8.Спасибенко
аристотелизме. НЕОПЛАТОНИЗМ - С.Г. Целостность человека как принцип
философско-мистическое направление структурирования его качеств.-
античной мысли III-VI вв, соединяющее Социально-гуманитарные знания.- 2011.- №
восточные учения с греческой философией. 4. 9.Горелов А.А. Философия. Учебное
Неоплатонизм представляет собой синтез пособие. – Издательство Кнорус. – 2011.
идей Платона с добавлением логики и 10.Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия.
толкований Аристотеля, не противоречащих Электронный учебник. - Издательство
Платону. НАТУРФИЛОСОФИЯ - (от лат. natuга Кнорус. – 2011. 11.Вечканов В.Э.
— природа), философия природы, Философия. Аудиокнига. - Издательство
умозрительное истолкование природы, Кнорус. – 2011.
рассматриваемой в ее целостности. 22Спасибо за внимание. Занятие окончено.
12УТОПИЗМ от утопия (др.-греч. ????? — Удачи в учёбе.
«место», ??-????? — «не место», «место,
Исторические типы философии.ppt
http://900igr.net/kartinka/filosofija/istoricheskie-tipy-filosofii-111225.html
cсылка на страницу

Исторические типы философии

другие презентации на тему «Исторические типы философии»

«Философия Возрождения» - Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Социально-политические концепции Нового времени. Гоббс Т. Левиафан. Важнейшим фактором становится развитие НАУКИ. Главное философское кредо: «Я мыслю, следовательно, существую». Беркли Дж. Локк Дж. О причине, начале и едином.

«Философия» - Мифология как ранняя форма общественного сознания. Ключевые понятия Зарождение философской мысли. Назовите основные заповеди буддизма. Зарождение философской мысли (древнеиндийская и древнекитайская философия). Учебный материал Главные принципы конфуцианства. Приобретенные знания. План лекции Зарождение философской мысли.

«Социальная философия» - Идеологические. Характеристики общества: целостность; самоорганизуемость; динамичность; Способность развиваться; закономерность; самоуправляемость. Итак, Рациональный (научный) этап. Социальное развитие. Базис. Гомер Гесиод (8 в д.н.) Орфей (8-7 в д.н.) Ферекид (7-6 в д.н.э.). Общественные отношения.

«История русской философии» - Н. А. Бердяев (1874-1948). Фило-софская истина и ин-теллигентская правда С. Н. Булгаков. МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии. В. В. Розанов (1856-1919). Деятели религиозно-философского ренессанса (литераторы). В защиту права П. Б. Струве. История русской философии.

«Развитие русской философии» - Герцен Александр Иванович (1812-1870 гг.) - основатель движения народничества. Михаил Нестеров. Сергей Булгаков (1871 - 1944). В основе философии А. С. Хомякова лежал провиденциализм. Славянофильство и западничество Народничество Философия всеединства Религиозная философия – Софиология Космизм. Славянофилы утверждали.

«Философия жизни» - Философия жизни Фридриха Ницше (1844-1900). В учении о человеке заложил основы пессимизма. Жизнь человека – постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса. Понимание человеком мира осуществляется в языке и через язык. Западная философия второй половины XIX-XXвв. Предметом герменевтики является не содержание и не объяснение, а выражение и понимание.

История философии

17 презентаций об истории философии
Урок

Философия

20 тем
Картинки
900igr.net > Презентации по философии > История философии > Исторические типы философии