Наука
<<  Новости науки Казахстана История как наука  >>
Эволюционизм
Эволюционизм
Эволюционизм
Эволюционизм
Диффузионизм
Диффузионизм
Диффузионизм
Диффузионизм
Функционализм
Функционализм
Американская школа исторической этнологии
Американская школа исторической этнологии
Этнопсихологическая школа
Этнопсихологическая школа
Структурализм
Структурализм
Картинки из презентации «История этнологической науки» к уроку философии на тему «Наука»

Автор: Максим. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока философии, скачайте бесплатно презентацию «История этнологической науки.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 278 КБ.

История этнологической науки

содержание презентации «История этнологической науки.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1История этнологической науки. Лекция 26каждый народ в отдельности: язык, культуру
2. и антропологический тип; взаимодействие
2Вопросы. Эволюционизм. Диффузионизм. культур разных народов создает их
Функционализм. Социологическая школа. культурную общность в определенных
Американская школа исторической этнологии. географических ареалах, в их границах
Этнопсихологическая школа. Структурализм. следует искать конкретные формы взаимного
Культурный релятивизм. Неоэволюционизм. влияния народов, диффузию отдельных
Развитие этнологии в России. культурных элементов;
3Эволюционизм. Формирование 27Американская школа исторической
этнологической теории эволюционизма этнологии. Развитие человечества и его
началось в середине XIX века. Основные культуры происходит на основе общих
идеи эволюционизма: в природе существует законов, которые познаются с большим
единство человеческого рода, поэтому все трудом, в их познании не следует
люди имеют примерно одни и те же обманываться внешним сходством явлений,
умственные способности и в одинаковых которые на самом деле могут оказаться
ситуациях будут принимать примерно глубоко различными по существу и иметь
аналогичные решения; разное происхождение; не следует
4Эволюционизм. В человеческом обществе переносить «наши» критерии моральной
имеет место непрерывный прогресс, т.Е. оценки на народы иного культурного типа, у
Процесс перехода от простого состояния к каждого из них исторически формируются
более сложному; культура как часть свои социальные идеалы и моральные нормы.
общества также развивается от низшего к 28Американская школа исторической
высшему путем непрерывных, постепенных этнологии. Ф. Боас (1858-1942). Франц Боас
изменений, количественного увеличения или - основоположник исторической этнологии в
уменьшения; развитие любого элемента США. Основные научные труды: «О задачах
культуры изначально предопределено, т.К. этнологии» (1907).
Его более поздние формы зарождаются и 29Суть концепции: Предложил заново
формируются в более ранних формах, при создать этнологию, накапливая новые
этом развитие культуры многоступенчато и этнографические данные, постепенно
происходит в соответствии со стадиями и вырабатывая новые методы и теории. Цель
ступенями, едиными для всех культур в науки о человеке – создание целостного
мире; представления об истории, основанного на
5Эволюционизм. В соответствии с изучении каждого отдельного народа, его
универсальными законами человеческих языка и культуры.
культур одинаковые стадии развития разных 30Этнопсихологическая школа. Высказана и
народов и их культур дают одинаковые обоснована идея о существовании
результаты; общественное развитие определенных психологических особенностей,
подчиняется законам эволюции, свойственным характерных для представителей той или
для живой природы, где источником развития иной культуры; впервые было показано
служат межвидовая борьба за существование, действие психологических защитных
выражающаяся в наслоении одного элемента механизмов применительно не к индивиду, а
на другой или в замене старого новым; в к обществу; были начаты исследования
результате этой борьбы различные элементы национального характера и национальных
культуры соответствующим образом культур с психологической точки зрения, в
взаимосвязаны друг с другом. ходе которых было доказано, что
6Эволюционизм. Э. Тайлор (1832-1917). национальный характер отражает
Эдуард Тайлор - основоположник психологические особенности представителей
эволюционной школы в этнологии. Основные той или иной нации; была выдвинута важная
научные труды: «Исследования в области для последующего развития этнологии идея о
древней истории человечества» (1865); том, что национальный характер может быть
«Первобытная культура» (1871). описан как особый способ распределения и
7Суть концепции: Начало культуры – регулирования внутри культуры ценностей
появление на Земле полуцивилизованной расы или поведенческих моделей.
людей, ее развитие пошло двумя путями: 31Этнопсихологическая школа. М. Мид
назад – к обществу дикарей и вперед – к (1901-1978). Маргарет Мид - представитель
цивилизованным людям. Возможны этнопсихологической школы, доминирующей
регрессивные изменения в культуре темой которой становится изучение
вследствие исторических и природных национального характера.
катаклизмов, однако магистральное 32Суть концепции: Акцент на изучении
направление в истории человечества - национального характера. Три аспекта
эволюционное прогрессивное развитие исследований: сравнительное описание
культур. некоторых культурных конфигураций,
8Эволюционизм. Существующие различия характерных для той или иной культуры;
народов обусловлены не расовыми сравнительный анализ ухода за младенцами и
различиями, а являются разными ступенями детского воспитания; изучение присущих тем
развития культур народов. Человек – часть или иным культурам моделей межличностных
природы и развивается в соответствии с ее отношений (между родителями и детьми,
общими закономерностями. Поэтому все люди между ровесниками).
одинаковы по своим психологическим и 33Этнопсихологическая школа. М. Мид
интеллектуальным задаткам, у них выделяла три типа культур:
обнаруживаются одинаковые черты культуры, Постфигуративная культура – классический
а их развитие идет схожим образом, вариант традиционного общества. Любое
поскольку определяется схожими причинами. изменение протекает медленно и незаметно,
Разнообразие культурных форм понимается прошлое взрослых – схема будущей жизни их
как «стадии постепенного развития, из детей Конфигуративная культура –
которых каждая являлась продуктом прошлого преобладающая модель поведения для людей
и в свою очередь играла известную роль в является поведение их современников. Идеал
формировании будущего». подражания – не прошлое, а настоящее.
9Эволюционизм. Из всех явлений культуры Непосредственная передача знаний, навыков
для Тайлора наибольший интерес от представителей активно действующего
представляли верования первобытных поколения. В самом простейшем варианте
народов, он выдвинул анимистическую теорию отсутствует третье поколение – старики,
происхождения религий. Обряды дикарей они не проживают вместе с внуками и
по-своему последовательны и логичны, поэтому нет преемственности.
являются результатами попыток «дикарей» Префигуративная культура – появляется в
объяснить порядок мироздания. середине XX века, отличается
10Эволюционизм. Л. Морган (1818-1881). неопределенностью развития будущего.
Льюис Генри Морган - американский Способы передачи знаний таковы, что дети
ученый-любитель, исследователь индейских передают знания родителям.
племен США. Основные научные труды: 34Структурализм. Культура
«Древнее общество» (1877) Суть концепции: рассматривается как совокупность знаковых
История человечества может быть разделена систем (язык, наука, искусство, мода,
на два больших периода: первый, ранний – религия и т.П.); Необходимо искать
организация социальная, основанная на принципы и способы культурной организации
родах, фратриях и племенах; второй, человеческого опыта существования,
поздний период – организация политическая, совместной жизни и деятельности,
основанная на территории и собственности. понимаемого как построение знаковых и
11Эволюционизм. Морган предпринял символических систем;
попытку первой универсальной периодизации 35Структурализм. К. Леви-Стросс (р.
истории человечества: эпоха дикости; эпоха 1908). Клод Леви-Строс - представитель
варварства; эпоха цивилизации. структурализма во Франции. Основные
12Диффузионизм. Основные идеи научные труды: «Структурная антропология»
диффузионизма: культура является живым (1958) «Печальные тропики» (1959)
организмом, рождающимся и развивающимся в «Тотемизм сегодня» (1962) «Мифология»
определенных географических условиях; (1964).
каждый элемент культуры возникает в 36Структурализм. Все многообразные
конкретном регионе и оттуда явления нашего мира есть модификации некой
распространяется по всему земному шару; исходной единой модели, ее раскрытие;
основными факторами развития культуры поэтому все они могут быть строгим образом
являются заимствования, переносы, смещение систематизированы и классифицированы,
культурных элементов; перемещение культур между ними можно установить связи и
затрагивает не только предметы соответствия.
материального быта, но и духовные явления: 37Культурный релятивизм. Все культуры
мифы, культы, обычаи и пр.; у каждой имеют равные права на существование
культуры есть свой центр зарождения и независимо от уровня их развития; ценности
распространения; найти эти центры культуры каждой культуры относительны и
– главная задача этнологии. обнаруживают себя только в рамках и
13Диффузионизм. Ф. Ратцель (1844-1904). границах данной культуры; европейская
Фридрих Ратцель - профессор этнографии культура является лишь одним из путей
Мюнхенского университета. Основные научные культурного развития, другие культуры
труды: «Антропогеография» (1882) уникальны и самобытны из-за собственных
«Народоведение» (1885) «Земля и жизнь» путей развития; для каждой культуры
(1891). характерны различные этнокультурные
14Суть концепции: Явления культуры – стереотипы поведения, которые составляют
признаки связи народов: расы смешиваются, основу системы ценностей данной культуры.
языки меняются и исчезают, самоназвание 38Культурный релятивизм. М. Херсковиц
народностей меняется и только культурные (1895-1963). Мелвилл Херсковиц -
предметы сохраняют свою форму и ареал основоположник школы культурного
бытия, поэтому важнейшая задача этнологии релятивизма. Основные научные труды:
– изучать распространение предметов «Аккультурация» (1942) «Человек и его
культуры. творения» (1948) «Культурная антропология»
15Диффузионизм. Предметы материальной (1952).
культуры дольше удерживаются, сохраняют 39Культурный релятивизм. Ядро
свою форму и ареал своего распространения релятивизма - «инкультурация», - вхождение
по сравнению с другими явлениями культуры. индивида в конкретную форму культуры.
Человек – лишь носитель этнографических Основное содержание – усвоение
предметов. особенностей мышления и действий, моделей
16Диффузионизм. Два способа перемещения поведения, составляющих культуру.
элементов культур: полный и быстрый Начинается в детстве с приобретением
перенос не отдельных предметов, а всего навыков в еде, речи, поведении и т.п.,
культурного комплекса в целом продолжается в виде совершенствования
(аккультурация); перемещение отдельных навыков и во взрослом состоянии (два
этнографических предметов от одного народа уровня инкультурации).
к другому, при этом одни предметы 40Неоэволюционизм. Основные идеи
(украшения, одежда, наркотики) легко неоэволюционизма: культура является
передаются от народа к народу, а другие результатом адаптации общества к
(упряжь, изделия из металла) перемещаются окружающей среде; культурная адаптация –
только вместе с их носителями. процесс непрерывный, поскольку ни одна
17Диффузионизм. Л. Фробениус культура не приспособилась к природе,
(1873-1938). Лео Фробениус - фольклорист, чтобы превратиться в статичную; основу
археолог и этнолог, ученик Ратцеля, любой культуры составляет ее ядро, которое
создатель концепции морфологии культуры, определяется особенностями природной
основоположник теории «культурных кругов», среды, в которой происходит культурная
специалист по африканским культурам. адаптация;
Основные научные труды: «Происхождение 41Неоэволюционизм. Л. Уайт (1900-1975).
африканских культур» (1898). Лесли Элвин Уайт - представитель теории
18Суть концепции: Культуры – живые неоэволюционизма в США. Культура –
организмы, переживают рождение, детство, независимая система, функция и цель
зрелый возраст, старость и смерть. которой – делать жизнь безопасной и
Культуры не создаются людьми, а растут пригодной для человечества. Культура имеет
сами по себе. Человек - продукт или объект собственную жизнь, управляется
культуры, а не ее творец, но без человека собственными принципами и законами.
культура не может распространяться, т.е. 42Развитие этнологии в России. В России
человек – лишь носитель культуры. Каждая интерес к этническим проблемам появился во
культура обладает собственным характером, второй половине XVIII в., когда впервые в
собственной «культурной душой», существуют русской общественной мысли были поставлены
культуры мужские и женские. вопросы о месте и роли России среди других
19Функционализм. Человеческое общество, народов, об исторических корнях-русского
будучи частью животного мира, развивается народа, об особенностях русской культуры и
как живой организм и в качестве такового т.д. Значительную роль в постановке и
существует постольку, поскольку элементы, решении этнических проблем в русской
его составляющие, выполняют определенные культуре сыграло движение славянофилов.
функции, т.Е. Человеческое общество 43Развитие этнологии в России. Началом
строится на структуре взаимосвязанных и русской этнологии можно считать учреждение
дополняющих друг друга культурных в 1846 г. Русского географического
элементов; любая социальная система общества. В программу общества входило
состоит из «структур» - устойчивых всестороннее изучение России: ее
моделей, посредством которых индивиды географии, природных богатств и народов.
осуществляют отношения между собой и Государственные интересы требовали также
окружающей средой, и «действий» - вносящих сведений о народах Сибири, Средней Азии,
вклад в поддержание социальной Кавказа. Для этого внутри общества было
солидарности системы; создано этнографическое отделение, главная
20Функционализм. Культура служит нуждам задача которого состояла в исследовании
индивида: базовым (пища, жилище, одежда и «умственных способностей русского народа»,
т.П.), Производным (разделение труда, его способов жизни, нравов, религии,
защита, социальный контроль), предрассудков, языка, сказок и т.д.
интегративным (психологическая 44В Развитие этнологии в России. На
безопасность, социальная гармония, закон, рубеже XIX-XX вв. значительный вклад в
религия, искусство и т.П.); Ключевая роль развитие отечественной этнологии внесли
в культуре принадлежит обычаям, ритуалам, труды известного философа Г.Г. Шпета по
моральным нормам, которые являются этнической психологии. В книге «Введение в
регуляторами поведения людей, а выполняя этническую психологию» ключом к пониманию
эту функцию, они становятся культурными психологии народа являются его культура,
механизмами удовлетворения жизненно важных история, конкретная социальная
потребностей людей и их совместного действительность.
существования; 45В Развитие этнологии в России. В
21Функционализм. Б. Малиновский 40-50-х гг. XIX в. русские ученые К.М.
(1884-1942). Бронислав Малиновский - Бэр, Н.И. Надеждин, К.Д. Кавелин
виднейший представитель теории сформировали основные принципы
функционализма в Англии. Основные научные этнографической науки, которые и стали
труды: «Научная теория культуры» (1944). проводиться в жизнь Русским географическим
22Суть концепции: Культура обществом. На одном из заседаний общества,
рассматривается как целостное образование, в 1846 г. Н.И. Надеждин выступил с
состоящее из взаимосвязанных элементов, программой «Об этнографическом изучении
частей, вследствие чего важнейшим методом народности русской», в которой призывал
функционализма становится разложение описывать: 1) быт вещественный, 2) быт
культуры на составные части и выявление житейский, 3) быт нравственный и 4) язык.
зависимости между ними. Главное – 46Развитие этнологии в России. Особое
раскрытие механизмов действия и место в истории русской науки о народах
воспроизводства социальных структур. занимает научная деятельность Н.Н.
Каждый элемент культуры исследуется как Миклухо-Маклая, который стремился доказать
выполняющий определенную задачу, функции в единство человеческого рода, физическую и
социокультурной общности людей. психическую равноценность всех рас и
23Функционализм. Культура есть продукт народов, обосновать идею о том, что все
биологических свойств человека, т.к. различия между народами вызваны природными
человек – животное, вынужденное и социальными условиями их жизни.
удовлетворять свои потребности, для чего Исследование материальной и духовной
добывает пищу, строит жилье, изготовляет культуры, психологии и социальных
одежду, тем самым преобразуя окружающую отношений папуасов Новой Гвинеи и народов
среду и создавая производное окружение, Океании позволили ученому обоснованно
которое и есть культура. Различия между отрицать сущность расистских теорий.
культурами обусловлено различиями в 47Развитие этнологии в России. В
способах удовлетворения элементарных советский период развития отечественной
человеческих потребностей. этнологии особой сферой исследований были
24Социологическая школа. в каждом межнациональные отношения. Как правило,
обществе существует комплекс коллективных они изучались на основе статистических
представлений, которые обеспечивают данных повседневного поведения и
устойчивость общества; функция культуры конкретных поступков людей. Так, дружба
состоит в том, чтобы солидаризировать народов оценивалась по количеству
общество, сближать людей; переход от участников представителей различных
одного общества к другому представляет национальностей в крупных общесоюзных
собой трудный процесс и осуществляется не стройках или по количеству межнациональных
плавно, а рывками. Человеческое общество браков.
не может быть сведено к простой сумме 48Развитие этнологии в России. Наконец,
индивидов. Общество – это система на рубеже 70-80-х гг. XX в. заметным
нравственных (моральных) связей между явлением в развитии отечественной
людьми, которые как бы навязывались им и этнологии стала теория этногенеза Л.Н.
обладали принудительной силой. Гумилева, в которой автор дает объяснение
25Социологическая школа. Э. Дюркгейм механизма появления и развития этносов. В
(1858-1917). Эмиль Дюркгейм - крупнейший настоящее время основным
представитель социологической школы во научно-исследовательским центром
Франции Суть концепции: Человеческие отечественной этнологии является Институт
общества – закрытые статичные системы, этнологии и антропологии Российской
исследование которых должно осуществляться академии наук, руководителем которого
с помощью метода изучения социальных является В.А. Тишков.
фактов. Они представляют собой приемы 49Вывод. В первой половине XX в.
действия, мышления и чувствования, внешние исследования носили в основном
по отношению к индивиду, обладающие академический характер и определялись
принудительной силой и навязанные ему стремлением сохранить информацию об
внешним окружением. Следует изучать сами уходящих в прошлое «примитивных»
социальные факты как «вещи», а не культурах; со второй половины XX в.
представление об этих фактах. ситуация коренным образом меняется: стала
26Американская школа исторической очевидной прагматическая ценность
этнологии. Основные идеи: этнология этнологических знаний.
должна изучать конкретно и всесторонне
История этнологической науки.ppt
http://900igr.net/kartinka/filosofija/istorija-etnologicheskoj-nauki-114469.html
cсылка на страницу

История этнологической науки

другие презентации на тему «История этнологической науки»

«Экология как наука» - Некоторые способы защиты от загрязнений. Микроэлементы менее 10-3 %. Эциклопедический словарь. Оксиды серы и азота – кислотные. Загрязнения. Разработка энерго и ресурсосберегающих технологий, сведение к минимуму выбросов в атмосферу и гидросферу. По содержанию % масс Макроэлементы – более 10-2% О - 62 С - 21 Н – 10 N – 3 Ca – 2 P -1 K, S, Cl, Na, Mg – 0,23-0,027.

«Культура и наука» - Образование. Переустройство общества- переустройство школы. Национальная культура. Функции. Национальная. Различные типы школ, в т.ч. религиозные. Традиции и новаторство в культуре. Но должна быть- Общественная значимость. Интернационализация. Система этических норм. Накопление ценностей. Культура-мера человеческого в человеке!

«Наука в 18 веке» - Смольный институт. 1755г. – Московский университет. Достижения российской науки. Морской шляхетский корпус. История. Пажеский корпус. Сухопутный шляхетский корпус. Балетная школа. Михаил Васильевич Ломоносов. Гимназии. Коммерческое училище. Наука и образование в XVIII веке. Училища. Академия наук. Образование.

«Новая наука» - Джордано Бруно (1548 – 1600). Галилео Галилей (1564 – 1642). Рождение новой европейской науки. Подведение итогов урока. «На 5» Прочитайте документ после § 10 и ответьте письменно в тетради на вопросы. Особенности новой науки. «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт …». «Cogito, ergo sum». «Я мыслю, следовательно, я существую …».

«Образование и наука 19 века» - При Александре 1 был открыт Лесной институт. Наука в России. Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах. Средние учебные заведения. Университеты. Сильно отставало развитие начального народного образования. Николай 1 покровительствовал инженерно- техническому и военному образованию.

Наука

27 презентаций о науке
Урок

Философия

20 тем
Картинки
900igr.net > Презентации по философии > Наука > История этнологической науки