История философии
<<  История русской философии История русской философии  >>
История русской философии
История русской философии
История русской философии
История русской философии
Немарксистская философия в СССР
Немарксистская философия в СССР
Немарксистская философия в СССР
Немарксистская философия в СССР
А. Ф
А. Ф
? Вопросы
? Вопросы
Картинки из презентации «История русской философии» к уроку философии на тему «История философии»

Автор: Николай Бирюков / Nikolai Biryukov. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока философии, скачайте бесплатно презентацию «История русской философии.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 145 КБ.

История русской философии

содержание презентации «История русской философии.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1История русской философии. Лекция 15 18смысло-вой структуры феномена как
Немарксистская философия в СССР. совокупности рядоположенных элементов
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ Лосеву же смысловая структура феномена
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии. виделась не статическим собранием
2Немарксистская философия в СССР. Г. Г. элементов, но живым их единством Задачей
Шпет (1879-1937). А. Ф. Лосев (1893-1988). философского метода он считал не просто
3Г. Г. Шпет (1879-1937). Основные дескри-бировать смысловую структуру в
сочинения. Явление и смысл: Феноменология определённых категориях, но «одну
как основная наука и её проблемы (1914) категорию объяснить другой категорий, так,
Первый опыт логики исторических наук (К чтобы было видно, как одна категория
истории рационализма XVIII века) (1915) порождает другую, и все вместе – друг
История как проблема логики (1916) друга».
Сознание и его собственник (1916) Мудрость 19Диалектическая феноменология
или разум (1917) Герменевтика и её Логико-смысловое конструирование. Это –
проблемы (1918) Скептик и его душа (1919) категориальная разработка не гегелевского
Очерк развития русской философии (1922) понятия, а платоновско-гуссерлианского
Эстетические фрагменты (1922-1923) эйдоса, однако такой эйдос – не «перепись»
Внутренняя форма слова (1927) Введение в составных частей смысла, а. Живое бытие
этническую психологию (1927). предмета, пронизанное смысловыми
4Г. Г. Шпет (1879-1937). Положительная энергиями, идущими из его глубины и
философия Положительная и отрицательная складывающимися в цельную живую картину
философия Критика отрицательной философии явленного лика сущности предмета.
Укоренённость в тотальности Рефлективность 20Диалектическая феноменология
и интуиция Истина как проблема онтологии Алогическое становление. Но эйдос – всё же
Феноменология Беспредпосылочность феномена объект интеллектуальной интуи-ции «без
Проекция сущего в тотальном Феномен как какого-либо намёка на субстанциальность»
состояние-переход между частью и целым. Он наделяется множеством зрительных
5Положительная философия Положительная характерис-тик, но речь всегда идёт об
и отрицательная философия. «умном» зрении Что же до чувственной
6Положительная философия Критика реальности – она остаётся для эйдоса
отрицательной философии. С точки зрения всецело иноприродной Однако для
отрицательной философии, субъект и объект диалектического метода «иная приро-да» –
разделены пропастью, действительность же диалектическая противоположность данной, и
понимается либо как явление вещи в себе, обе природы немедленно вовлекаются в
либо как акт субъекта Проблематика истины диалекти-ческий процесс, в «диалектику
и процесса познания ограничивается рамками одного и иного»: «одно» логически
теории познания; сама истина понимается не предполагает (в терминах диалектики –
как имма-нентное, но как трансцендентное «самополагает») «иное» и оказывается с ним
согласование – между сужде-нием и вещью в в отношении тождества и различия
себе, лежащей за пределами (диалектического «единства
действительности В связи с этой противоположностей»); последнее же, будучи
гетерономностью возникает дилемма: или единством, есть, тем самым, некая новая
позна-ние согласуется с вещами, или вещи – цельность («диалектический синтез»).
с познанием (в положи-тельной философии 21Диалектическая феноменология
даётся третье решение – самосогласова-ние Алогическое становление. Одно, чтобы быть,
в пределах единой действительности) должно отличаться от иного. Если нет
Необходимость имеет своим источником не иного, нет и одного. Стало быть одно
порядок и связи в предмете, но полагает себя вместе со своим иным. Но
общеобязательность суждения, в конечном одно не может быть только различно с иным.
итоге – субъекта, утверждающего суждения Оно, именно для того чтобы быть самим
Проблематика истинного, как ограниченная собой, требует иного и, следова-тельно,
только рамками су-бъекта, предполагает мыслится с ним сразу. Если оно только
строгое ограничение области истинного, за отлично от иного – оно не имеет никакой
границами которой располагается границы и, следовательно, оно не есть оно.
«иррациональное»; в итоге развёртывание Но оно – оно, и, значит, оно не только
процесса познания не только не приближает, отлично от иного, но и тождественно с ним.
но всё более удаляет понятия от Однако как одно и иное тождественны? Это
действительности, сближая их с идеалами возможно только так, что одно становится.
прагматическими. Становление и есть синтез бытия и
7Положительная философия Укоренённость не-бытия, одного и иного.
в тотальности. Положительная философия 22Диалектическая феноменология
исходит из возмож-ности обоснования всякой Алогическое становление. Далее, как одно,
предметности, она ве-рит в соединившись со своим инобытием, дало
доказательность, в способность подведе-ния становление, так становление, требуя, как
всего сущего под некоторое основание, и всё, для своего существования – своего
пре-вышающее обосновываемое Это основание инобытия и соединяясь с ним, даёт новую
переходит в конечном итоге в предельную категорию – ставшего, или факта, который
полноту – действительность: всё несёт на себе вышевыведенную триаду
оказывается укоренённым в тотальности смысла. Дальнейшее сопряжение приводит к
совокупной действительности, выступающей инаковост-ной характеристике уже самый
единым и единственным основанием всего факт, само став-шее; и, рассматривая все
сущего. эти возможные смы-словые судьбы
8Положительная философия Рефлективность становящегося факта, т.е. соот-нося
и интуиция. Решение проблемы осмысленный факт с его инобытием, т.е. с
действительности (т.е. пробле-мы его возможными воплощениями, мы получаем
положительного обоснования всего сущего), уже не просто смысл, или эйдос факта, но
как и средства этого решения, есть также выра-женный смысл факта, выраженную его
части дейст-вительности, в связи с чем сущ-ность, его имя. Имя есть тождество
положительная филосо-фия не может не быть триадного эйдоса с его фактическим
рефлектирующей в себя нау-кой, полагающей инобытием.
в качестве объектов своего об-основания 23Диалектическая феноменология
сами основания Проходя этот путь до конца, Алогическое становление. Происходящий
положительная фило-софия может таким образом диалектический пере-ход
остановиться только на интуициях – одного в двуединство одного и иного
непосредственно очевидных началах, выходит за рамки формальной логики и
предшеству-ющих всякому теоретическому обозначается осо-бым термином
знанию Искусство движения в материале «алогического становления» Эйдос – самый
действительно-сти, при котором мы не благодарный объект для проведе-ния этого
выходим из интуитивного слоя, но движемся диалектического приёма: он дан с такой
от одной непосредственной оче-видности к «фигурностью», что, собственно, уже почти
другой, – это и есть искусство чувствен, как нельзя лучше приспособлен
методиче-ского проведения идей для воспроизведения в чувственном как в
положительной философии. своей инаковости; но и в соединении со
9Положительная философия Истина как своим инобытием эйдос не утрачивает своих
проблема онтологии. Проблема истины – это умных свойство, и образовавшееся
проблема всей действитель-тельности, а не двуединство остаётся смысловой картиной
только области знания (как полагает Полученный таким образом философский
отрицательная философия) В положительной предмет – смысловая картина, выраженная в
философии оказывается невоз-можным телесно-чувст-венном, совершенное
рядоположное рассмотрение реального и двуединство умного и чувст-венного
иллюзорного, так как нет ничего, кроме содержания есть не что иное, как символ.
реальной действительности Иллюзия возможно 24Диалектическая феноменология
только внутри самой действи-тельности: Символизм. Символ есть неразличимое
иллюзорным оказывается не содержа-ние тождество общего и особого, идеального и
иллюзии, а лишь неверные соотношения его с реального, бесконечного и конечного.
другими областями действительности. Всё Символ есть алогически становящийся эйдос,
истинно на своём месте и ложно на месте данный как своя собственная
чужом. гипостазированная инаковость и
10Положительная философия Истина как рассмотренный как единичность в её
проблема онтологии. Тотальность в охвате соотнесении с этой и, следовательно, со
материала действительно-сти коррелирует с всякой инаковостью. Символ есть эйдос,
истинностью Положительная философия воспроизводимый на ином.
предстаёт как теория истины, опирающаяся 25Диалектическая феноменология
на идею тотальности («единого») Она Первокатегории.
исходит из первичного единства всего Диалектико-феноменологическое
сущего, позволяющего сделать соизмеримыми, конструирование эйдосов и символов
принципиально способными к соотнесению все осуществляется посредством типовых формул,
дискретности действительности Даже за где по-разному комбинируются пять
случайным необходимо видеть тот фон первокатегорий единичность (одно, сущее),
закономерности, по отношению к которому покой, движение, тождество, различие Такое
случайное только и может быть определено строительство из «унифицированных» блоков
как таковое Всякая изменчивость апеллирует даёт лишь отвлечённую логическую схему,
к тождеству, с позиции которого только и «скелет» предмета; всякий такой конструкт
возможна длительность изменяющегося Всякое оказывается. Единичностью, данной как
непонимание вскрывает, по крайней мере, алогическое становление подвижного покоя
возможность понимания. самотождественного различия.
11Положительная философия Истина как 26Диалектическая феноменология
проблема онтологии. Положительная Первокатегории. Но его можно и нужно
философия опирается на разум в смысле подвергнуть вторичному переосмыслению с
тотализирующей силы сознания, прони-кающей точки зрения тех же первока-тегорий; тогда
собою рассудок и чувственность, мы получим следующую группу категорий:
скреп-ляющей все формы и виды собственно эйдос, топос и число.
действительности в единое целое Понимание 27Диалектическая феноменология
(«уразумение») оказывается актом Первокатегории. Эйдос есть единичность
онтологически проясняющим, сближающим подвижного покоя самотождественного
структуру сознания с бытием, различия, данная как именно единичность.
действительно-стью Поскольку сознание Топос есть единичность подвижного покоя
лежит не вне действительно-сти, а внутри самотождественного различия, данная как
неё, то и отделять его от самотождественное различие. Число
действи-тельности иллюзорно; разумное («множество») есть единичность подвижного
познание и по-нимание своей тотализацией покоя самотождественного различия, данная
снимает указанную иллюзию, обеспечивая как подвижной покой. В эйдосе мы имеем
свою истинность. смысл, как некоторую категорию. В топосе
12Феноменология Беспредпосылочность перед нами расстилается некое умное
феномена. Всякое сущее (дискретность) пространство. В числе фиксируется
может рассматри-ваться двояко: как элемент специально подвижность смысла.
предельной тоталь-ности и как элемент 28Теория мифа «Эйдетическая» дефиниция
одной из субтотальностей, включённых в мифа. Миф есть определённый момент или
предельную тотальность Когда сущее стадия конст-руирования эйдоса, точнее –
рассматривается в виде феномена, (т.е. последняя, завершаю-щая стадия, предел
элемента предельной тотальности), то воплощённости эйдоса Однако схожим образом
пока-зателем этого будет его определяется и символ, ко-торый есть
беспредпосылочность, т.е. очевидность, не предельная воплощённость как обле-чённость
позволяющая нам помыс-лить феномен как-то в иное Отличие мифа от символа состоит в
иначе И, наоборот, если нам удалось том, что миф есть, кроме того, ещё и
помыслить нечто в его интуитивной предельная выраженность, а она требует не
очевидности, значит, мы конституировали просто воплощённости, но воплощённости в
его как феномен. живом и личном Поэтому в определении мифа
13Феноменология Проекция сущего в участвует ещё одна категория –
тотальном. Тотальное тесно связанно с интеллигенция, или (само)сознание.
интуитивно очевид-ным Неочевидность, Сознание, интеллигенция есть
«проблемность» сущего не есть свойство соотнесённость смысла с самим собой.
его, сохраняющееся во всех «установ-ках», 29Теория мифа «Эйдетическая» дефиниция
а есть следствие некоторых из этих мифа. Миф – это эйдос, данный как
«уста-новок»; проблемность какой-нибудь интеллигенция. Миф есть интеллигенция как
мысли не присуща самой мысли абсолютно, а эйдос.
есть резуль-тат нефиксации некоторых 30Теория мифа «Конкретная» дефиниция
элементов, без кото-рых эта мысль и мифа. Поскольку специфика мифа в том, что
оказывается проблемной) Построить он «уже не есть эйдос, он – и бытие»
своеобразную «проекцию» сущего в тотальном (точнее – чувственная и эмпирическая
– это и значит осуществить ????? реальность), то исследовать миф – это не
(феноменологическую редукцию) Мы не столько описать эйдос мифа среди других
столько «очищаем» сущее от чего-то, эйдосов, сколько описать сам миф как
сколько проецируем его в плоскость «вещь» среди других вещей Построение
тотального, получая феномен. конкретной дефиниции мифа отлича-ется от
14Феноменология Феномен как эйдетического конструирования и следу-ет
состояние-переход между частью и целым. более традиционной процедуре
Феномен – это состояние-переход последова-тельных отграничений мифа от
(отношение) меж-ду частью и целым, между смежных, близ-ких явлений.
индивидуальным и то-тальным При этом 31Теория мифа «Конкретная» дефиниция
критерий очевидности перестаёт быть мифа. Миф не вымысел, но логически
присущим только данному феномену, он необходимая категория сознания и бытия Миф
является таковым лишь при апелляции к – не идеальное бытие, но жизненно
очевидности сово-купного целого Сам ощущаемая и творимая вещественная
феномен предстаёт не изолированной, реальность Миф – не научное построение, но
замкну-той в себе дискретностью, но узлом, живое субъект-объектное взаимообщение Миф
к которому тя-нутся нити от всего целого – не метафизика, но чувственная
Такую структуру имеет знак Такова действительность, хотя и отрешённая от
феноменология «симпатического понимания» обычного хода явлений Миф – не схема и
между людьми, выражающаяся в «уразумении» аллегория, но символ Миф – не поэзия, но
сказанного другим Таково герменевтическое возведение изолированных и абстрактно
понимание, предполагающее проникновение в выделенных вещей в
«энтелехию» предмета, его «душу». интуитивно-инстинктивную сферу.
15А. Ф. Лосев (1893-1988). Основные 32Теория мифа «Конкретная» дефиниция
сочинения. Античный космос и современная мифа. Миф есть личностная форма,
наука (1927) Философия имени (1927) предполагающая самосознание, телесность и
Диалектика художественной формы (1927) историчность Миф есть история. В истории
Музыка как предмет логики (1927) различаются три слоя:
Диалектика числа у Плотина (1928) Критика «природно-вещественный» – сами события и
платонизма у Аристотеля (1929) Очерки факты; это – действительность, ещё не
античного символизма и мифологии (1930) просвещённая и не проработанная разумом,
Диалектика мифа (1930) История античной а, следовательно, строго говоря, ещё не
эстетики (1963-1994) Античная философия действительность; общие структуры
истории (1977) Эстетика Возрождения (1978) исторического, концепции и схемы истории;
Вл. Соловьёв и его время (1990). это – действительность, уже осмысленная,
16А. Ф. Лосев (1893-1988). но осмысленная извне; история как
Диалектическая феноменология сознающее самоё себя; здесь она выступает
Логико-смысловое конструирование как интеллигенция, выражающая себя Миф
Алогическое становление Символизм есть чудо – совпадение эмпирического бытия
Первокатегории Теория мифа «Эйдетическая» личности с её «идеальным заданием».
дефиниция мифа «Конкретная» дефиниция мифа 33Теория мифа «Конкретная» дефиниция
«Мифы вокруг нас». мифа. Миф есть в словах данная чудесная
17Диалектическая феноменология личностная история.
Логико-смысловое конструирование. В основе 34Теория мифа «Мифы вокруг нас». Миф –
философии Лосева – метод логико-смыслового всепроникающая стихия, сущая всюду в
конструирования философского предмета Сам человеке и вокруг человека Это –
философский предмет понимается в прирождённый человеку и социуму (хотя и не
гуссер-лианском смысле как «феномен единственный для них) способ видения и
сознания» – эйдос. Эйдос есть наивысшая толкования себя и мира При этом,
мыслительная абстракция, которая тем не мифичность человеческого опыта имманентна,
менее дана конкретно, наглядно. а не привносима человеческой психикой.
18Диалектическая феноменология 35Теория мифа «Мифы вокруг нас». Светлый
Логико-смысловое конструирование. Такая миф – Православие Тёмный миф –
установка позволяет делать предметом новоевропейское мировоззрение,
философ-ского рассмотрения самые разные господствующее, начиная с Возрождения, и
сферы реальности, имея в виду усмотрение включающее ньютонианскую картину
их сущности (в этом её отличие от физического мира атеизм материализм
эмпиризма), но не превращая их в понятие Коммунистический миф отличается от
(чисто спекулятивную, новоевро-пейского мифа, прочно связанного
отвле-чённо-мыслительную реальность), т.е. с принципами и ценностями буржуазного
сохраняя их конкрет-ную природу (в этом её общества То, что пролетарский миф
отличие от отвлечённой диалектики) Однако усваивает себе едва ли не все лозунги
метод Лосева отличается и от феноменологии буржуазного мифа (в особенно-сти – атеизм)
Гуссерля По Гуссерлю, «усмотрение есть следствие его непоследова-тельности и
сущности» состоит исключитель-но в незрелости.
описании – «феноменологической дескрипции» 36? Вопросы ?
История русской философии.ppt
http://900igr.net/kartinka/filosofija/istorija-russkoj-filosofii-162352.html
cсылка на страницу

История русской философии

другие презентации на тему «История русской философии»

«Философия человека» - Учение об универсальных принципах познания. Социальная структура общества (структура социальных отношений) 111. Сознание человека. Следствие. Количество (непрерыв- ность). Волны цивилизации. Соотношение качества и свойства. Количественные изменения: - постепенное изменение в рамках данного качества.

«Развитие русской философии» - Труды: «Философия хозяйства» «Свет Невечерний» «Философия имени» с 1918 г. – священник. Соловьев Владимир (1853-1900 гг.). Масло. 1917. 2. Народничество (1860 - 1910 гг.). «Смысл России - быть уроком всему человечеству». Чаадаев П.Я. (1794 - 1856). В науке учение о Космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной.

«Философия Нового времени» - Эмпиризм – считает главным источником достоверного научного знания опыт. Содержание Проблема бытия в философии Нового времени. Требования к знаниям, умениям и навыкам. Ключевые понятия Учебный материал Вопросы для самопроверки Рекомендуемая литература. В самостоятельные отрасли выделяются дисциплины обществознания: экономика, социология, политология.

«Философия образования» - Всего в России к 1725 году было около 50 епархиальных школ. Кульневич, В.Г. Виненко, Л.Я. Зорина, С.С. Амирова, М.Ю. Опенков, Ю.В. Талагаев, А.Ю. Ефремов и др.). Интерес и насилие. 6. Проблемы преподавания плюрализма. Запрещались резкие выражения, крики и оскорбления. Здесь воспитывали и обучали латыни, знакомили с Библией, приучали к благородным манерам.

«Античная философия» - До принятия определенной формы материя находи- тся в состоянии небытия. Возникают два противоположных основных метода мышления — диалектика и метафизика. Особенности античной философии. Человек рождается политическим существом и стремится к «совме- стному сожительству». Научная деятельность Аристотеля охватила все области античного знания.

«Философия жизни» - Шопенгауэр А. Афоризмы. Средством описания и толкования бытия являются экзистенциалы – эмоционально окрашенные понятия. Ясперс К. Схема мировой истории. Западная философия второй половины XIX-XXвв. Переживание «бытия-к-смерти» приводят к страху и тревоге. Герменевтика – онтология понимания. Выделяет 3 комплекса: Эдипа, Электры, Нарцисса.

История философии

17 презентаций об истории философии
Урок

Философия

20 тем
Картинки