Наука
<<  НАУКА И ВОЙНА Игра "В стране Вежливых наук"  >>
Гонорий Августодунский «Ключ физики» (XII в.)
Гонорий Августодунский «Ключ физики» (XII в.)
Картинки из презентации «Наука в Средние Века» к уроку философии на тему «Наука»

Автор: Your User Name. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока философии, скачайте бесплатно презентацию «Наука в Средние Века.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 757 КБ.

Наука в Средние Века

содержание презентации «Наука в Средние Века.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Наука в Средние Века. 13Бога как своего источника и первопричины
2Развитие науки в средние века может (causa prima), присутствует собственная
быть разделено на следующие этапы: (природная или естественная) причинность.
формирование религиозно-философских Ее носителями «вторичные причины» (causae
предпосылок развития научного знания secundae). «Рожденные формы»,
(V-XII в.) переводы на латинский язык «производящая сила», «огонь-творец»,
греческой и арабской научно-философской «серия причин», «характер планет», «законы
литературы и начало ее освоения (XII- сер. мира». Сотворенные Богом, эти природные
XIII в.) развитие науки в условиях высокой начала или причины служат активным
схоластики (сер. XIII – сер.XIV вв.) «инструментом» (causa instrumentalis),
(Альберт Великий, Фома Аквинский, Дунс посредством которого осуществляется
Скот) развитие науки в позднем замысел Творца. Источником физических
средневековье в условиях господства построений политическая модель: глава
номинализма (сер. XIV-XV вв.) города (первопричина) повелевает своим
Средневековый номинализм отрицает подчиненным (вторичные причины) исполнить
существование общих понятий и ограничивает его приказания, то есть, сделать то-то и
область существующего только единичными то-то.
вещами и их свойствами. Номинализм в 14Шартрская школа (XII в.). Примеры.
средние века тесно связан с тезисом об Тьерри Шартрский: сотворение мира
абсолютном могуществе Бога (potentia Dei (комментарий на Книгу Бытия) исключительно
absoluta). «с точки зрения физики» (ad physicam),
3Характеристическая особенность т.е. сводит описанные в них события к
средневековой науки о природе – конкретным физическим процессам. Гийом
изначальная ориентация на книжное знание. Коншский: космогоническую систему, в
Основная задача – истолкование текстов которой роль Творца ограничивается
(чаще всего, Аристотеля), а не собственно созданием четырех элементов и человеческой
феноменов природы. Это, однако, не души. Весь остальной мир появляется в
означает, что наука средних веков носила результате активности «вторичных причин»,
догматический характер. Ибо инструментом прежде всего, небесных светил, имеющих
исследования был признан естественный огненную природу. Бернар Сильвестр: Бог
разум. Развитие средневековой науки делегирует свои полномочия по творению
происходило в основном в рамках мира аллегорическим персонажам – Уму,
образовательного процесса и с учетом его Природе и т.д. (все женского рода).
потребностей. 15Активность «вторичных причин» –
4Средневековые университеты (Париж, признак совершенства творения и Творца.
Оксфорд, Болонья, Падуя) Структура Гийом Коншский: «Некто говорит: разве
университетского преподавания: факультет рождение человека от человека не есть дело
искусств, факультеты медицины, права и Творца? На что я отвечаю - ничем не умаляю
богословия. Факультет искусств – логика и Бога. Все, что есть в мире, кроме зла,
физика по Аристотелю (2 года, baccalaurius создано Богом, но одно он делает,
artium) метафизика, психология, этика, используя содействие природы вещей,
политика (по Аристотелю), математика, каковая является инструментом
космология (2 года, magister artium) божественного действия; и называется делом
преподавание вместе с магистром, обычно, природы то, что творится Богом с
параллельно со слушанием курсов на высших использованием природы. Иное же [Бог]
факультетах (2 года) Самостоятельное делает не из материи, а только своей
преподавание на факультете искусств с 21 волей, … и это философы называют делом
года (после 6 лет обучения); на Творца». Гуго Сен-Викторский: Математики
богословском с 34 лет (после 8 лет разделили мир на две части, ту, что выше
обучения). луны, и ту, что ниже ее. И надлунный мир,
5Структура образовательного процесса. поскольку там все существует по высшему
Lectio – в зависимости от факультета, на закону, они называют природой, и он
факультете искусств чтение текста очевидно превосходней подлунного,
Аристотеля; на богословском – Св. Писания являющегося творением природы; и все виды
или «Сентенций» Петра Ломбардского живых существ, которые в этом втором мире
Commentatio – устное комментирование обитают благодаря тому, что в них
написанного (иногда с последующим вдувается жизненный дух, получают это
составлением собственного комментария) живительное питание невидимым образом от
Disputatio – спор, дискуссия о прочитанном верхнего мира, причем не только, когда,
под руководством магистра (часто также зародившись, растут, но и когда, выросши,
записывалась). Questiones – вопросы – продолжают существовать.” (Didascalicon,
новый прием обучения, обсуждение отдельных I, 8). Фома Аквинский: «Умаление
вопросов. Вытеснение традиционного совершенства творений равносильно умалению
комментария. Составление списка вопросов и совершенства Божественного могущества. Но
обсуждений вариантов ответов. если тварь не обладает действием
6Теория двойственной истины и (actionem), производящим результат
особенности преподавания. Запрет на (effectum), то тем самым в весьма
использование при обучении на факультете умаляется ее совершенство» (Сумма против
искусств богословской (догматической) язычников, III, 69).
аргументации, источником которой является 16А.Н. Уайтхед сравнивал современное
Откровение, а не естественный разум. научное познание с полетом аэроплана,
Поощрение использования естественнонаучных которое начинается с разгона на земле
теорий при обучении на факультете (постановка вопроса о реальном явлении),
теологии. Теория двойственной истины затем продолжается в воздухе (собственно
означает разделение познавательных сфер – теоретическое исследование в идеальной
той, что охватывается естественным сфере, оторванной от земных реалий) и
разумом, и той, истины которой заканчивается приземлением (соотнесением
доставляются откровением. Первые носят полученных теоретическим путем результатов
абсолютный, вторые вероятностный характер. с реальными данными). Наука Нового времени
Поэтому сам термин «двойственная истина» и генетически связанная с ней наука
неудачный (Сигер Брабантский). современности.
7Почему Аристотель? Почему именно 17Теоретические конструкции играют в
логика и физика в основе образовательного научном познании активную и
процесса? Э. Жильсон – в конечном итоге упорядочивающую роль. Теоретическое знание
из-за догмата о Боговоплощении. Г. нельзя «вывести» из объекта познания.
Блюменберг – из-за того, что физика Отсюда Кант сделал вывод о том, что
Аристотеля строится на идее опосредования априорный и аподиктический характер
при передаче воздействия; та же самая идея теоретических знаний объясняется их
опосредования лежит и в основе укорененностью не в объекте, а в субъекте.
христианства. Логика – учение о правильном В теоретическом знании выкристаллизовались
использовании слов, обозначающих вещи (то формы, характеризующие способ
есть, в конечном итоге – это наука о знаке функционирования познавательных
и значении). Физика – наука о причинах, то способностей, изначально присущих самому
есть, о каузальных связях между вещами и субъекту познания. Они могут быть
явлениями. упорядочены и оформлены независимо от
8«Знак есть вещь, которая вызывает в опыта. 1. Примат метода исследования над
душе представление об ином» (Августин). объектом исследования.
Символ в греческой архаике, гностицизме, 18Не пассивное наблюдение, а активное
раннем христианстве (А. фон Гарнак: вмешательство в природу изучаемого
«символ понимался как вещь, которая в объекта. В рамках теории объект
некотором смысле есть то, что она разлагается на элементы и конструируется
обозначает»). Общее – отсутствие из элементов (анализ – синтез). Этому
опосредующего звена между знаком соответствует в эксперименте
(символом) и обозначаемой вещью, но принудительное (при помощи техники)
наличие между ними «естественной» связи.. разложение вещи на элементы. В Античности
Августин – в качестве опосредующего звена искусство (греч. «техне») – подражание
необходимо наличие интерпретирующего природе. В Новое время искусство
субъекта, являющегося членом некоторого конструирует новую природу. То, что в
определенного культурного сообщества. природе было случайностью – заставляют
Между символом и обозначаемой вещью нет стать нормой. Опора на опыт (эксперимент).
естественной связи. Семантический 193. Гипотетико-дедуктивный метод и
треугольник Огдена-Ричардса: знак, его причинно-следственная связь. Гипотезы в
значение, и его смысл. Учение о знаке рамках теории – дедуцируются в рамках
Августина (354-430). метода теоретические следствия, которые
9Связь учения о знаке и о причинности у сопоставляются с реальностью. Понятие
Августина. Одновременная трактовка вещей модели. Постулат о причинно-следственной
как знаков (других вещей) и как причин связи. Это не просто принцип причинности.
(других вещей): дым, как знак и следствие Смысл более точный: а) причина по времени
огня (естественнонаучный контекст); предшествует следствию; б) при одинаковых
изменение выражения лица под влиянием условиях – одинаковые следствия; в)
эмоций (психологический контекст). Мир – выполнение п. б) является условием
«книга природы», которую надо истолковать. обоснованности (научности)
Signa naturalia. Богословские контексты: гипотетико-дедуктивного метода
чудесные явления, как знак Божественного, (претендующего на раскрытие истины).
и как следствие действий ангелов 205. Математизация естествознания.
(производящая причина). Положение небесных Естествознание Нового времени начинается с
светил как знак и как производящая тезиса Галилея : «Книга природы написана
причина. Церковные таинства – как знаки, на языке математики». То есть истинное
вызывающие в душе то, что сокрыто для знание отождествляется со знанием,
чувств и как причины, производящие облеченным в математическую форму
следствие – осенение благодатью участника (формулу). Декарт считал, что поскольку
таинства. его метод работает в аналитической
10Учение о вторичной причинности у геометрии, то он тем самым должен работать
Августина. «Вечные принципы» –rationes и для всех прочих областей знания. И.
aeternae в уме Бога «Семенные принципы Кант: «учение о природе будет содержать
(или причины)» - rationes seminales науку в собственном смысле лишь в той
внедрены Богом в сотворенную природу «De мере, в какой может быть применена в ней
genesi ad litteram» – действие семенных математика».
причин при сотворении мира «De Trinitate» 21Экстенсивные величины: длина, площадь,
– действие семенных причин в чудесных объем. Интенсивные величины: вес,
явлениях (цветение жезла Аарона, плотность, температура, теплота, скорость
превращение воды в вино, теофании Ветхого движения, масса, освещенность и т.д. Из
завета) «Таким образом, причина вещей, них одни интенсивные величины могут быть
которая производит, но сама не напрямую сведены к экстенсивным –
производится, есть Бог. Другие же и например, вес или температура, другие
производят, и производятся, каковы, являются «собственно интенсивными» –
например, все сотворенные духи, особенно скорость (ускорение), плотность и т.д.
же разумные. Причины же телесные, которые Представление о бесконечном однородном
более производятся, чем производят, не пространстве и времени (И. Ньютон).
должны ставится в ряд причин, вызывающих Отсутствие иерархии в пространстве.
явления (non sunt inter causas efficientes Вакуум. Проблема времени. Принцип инерции
annumerandae); ибо они могут лишь то, что (в связи с бесконечностью и однородностью
делает из них воля духов» (De civ. dei V, пространства). Понятие об (актуальной)
9) Шесть возрастов человека по природе и бесконечности в математике (техника
согласно Божьему произволению. бесконечно-малых). 6. В связи с
11Учение о вторичной причинности у математизацией: понятие об экстенсивных и
Эриугены (ок. 815 – ок. 877). Природа интенсивных величинах.
несотворенная и творящая Природа 22Особенности образования как следствие
сотворенная и творящая Природа сотворенная структурных особенностей науки Нового
и не творящая Природа несотворенная и не времени. Представление о кумулятивном
творящая. Синтез восточного (греческого) характере знания. Одновариантности
учения о Божественных энергиях и учения развития науки (все ближе к истине),
Августина о тварных причинах. определяет догматический характер
12Гонорий Августодунский «Ключ физики» изложения. Ученые могут спорить (достигнув
(XII в.). Paris, Biblioth?que Nationale, переднего края науки), учащиеся – нет. В
lat. 6734, fol. 3v. образовании, как и в самой науке
13Шартрская школа (XII в.). Общая ориентация не на вещь, а на овладение
концепция. Бернар Шартрский, Тьерри методом. Сначала освоение теории (метода),
Шартрский, Гийом Коншский, Бернар затем – освоение способов его применения.
Сильвестр. В природе, хотя и зависящей от Примат математического образования.
Наука в Средние Века.ppt
http://900igr.net/kartinka/filosofija/nauka-v-srednie-veka-79128.html
cсылка на страницу

Наука в Средние Века

другие презентации на тему «Наука в Средние Века»

«Науки» - Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке. Методы исследований. Назовите три основных тенденции современного образования. …………………..в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Определите методы?…………….. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию.

«Наука в 18 веке» - Танцевальная школа. Гимназии. Балетная школа. Достижения российской науки. Михаил Васильевич Ломоносов. Сухопутный шляхетский корпус. Коммерческое училище. 1755г. – Московский университет. Училища. Академия наук. Наука и образование в XVIII веке. Морской шляхетский корпус. Смольный институт. Образование.

«Средневековая наука» - Технологическая революция. К которому примыкает учение о минералах и алхимия. 1. Физико-космологическое. Положения науки обязательны для всех людей. Четвертый год был отдан в основном повторению. Болонский университет Открыт в пер. пол. ОМАР ХАЙЯМ (1048 — 1122), персидский поэт, математик, философ. Салерно и Монпелье.

«Биология и науки» - А там, куда упали капли крови, неожиданно выросли трепещущие цветы. Легенда о гвоздике. Знание иностранных языков поможет узнать иноземное происхождение биологических терминов. Развивать познавательный интерес к биологии на материале, выходящем за рамки школьной программы. Задачи курса. Продолжить развивать интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферу учеников.

«Наука 20 века» - Особенности развития науки в начале XX века. Опыт Павлова по явлению безусловного рефлекса. Достижения по физике, химии и технике. Структура научной сферы Российского государства в начале 20 века. Главная физическая обсерватория. «Русский витязь». Академия наук. Обзор изобретений и опытов в картинках.

«Развитие науки и техники» - Основные задачи ученых на XXI век. Области электроники. Исследовательская работа: «От А.Попова до наших дней». Интегральная схема. Задача нового поколения ученых. Где готовят нанотехнологов? Какие знания потребуются? Попов Александр Степанович (1859-1906) Изобретатель радиосвязи. Применение радиотехники в системе передачи данных.

Наука

27 презентаций о науке
Урок

Философия

20 тем
Картинки
900igr.net > Презентации по философии > Наука > Наука в Средние Века