Познание
<<  Психологические аспекты познания Методическая разработка образовательной области «Познание» Тема  >>
Проблема социального познания в современной психологии (2)
Проблема социального познания в современной психологии (2)
Проблема социального познания в современной психологии (2)
Проблема социального познания в современной психологии (2)
Проблема социального познания в современной психологии (2)
Проблема социального познания в современной психологии (2)
Проблема социального познания в современной психологии (3)
Проблема социального познания в современной психологии (3)
Проблема социального познания в современной психологии (3)
Проблема социального познания в современной психологии (3)
Проблема социального познания в современной психологии (3)
Проблема социального познания в современной психологии (3)
Проблема социального познания в отечественной психологии
Проблема социального познания в отечественной психологии
Проблема социального познания в отечественной психологии
Проблема социального познания в отечественной психологии
Насколько Достоверно социальное познание
Насколько Достоверно социальное познание
Каузальная атрибуция
Каузальная атрибуция
Ценностные представления
Ценностные представления
Ценностные представления
Ценностные представления
МежЭтнические стереотипы
МежЭтнические стереотипы
МежЭтнические стереотипы
МежЭтнические стереотипы
МежЭтнические стереотипы
МежЭтнические стереотипы
Гендерные стереотипы
Гендерные стереотипы
Гендерные стереотипы
Гендерные стереотипы
Профессиональные стереотипы
Профессиональные стереотипы
Профессиональные стереотипы
Профессиональные стереотипы
Профессиональные стереотипы
Профессиональные стереотипы
Предрассудки и Межкультурная толерантность
Предрассудки и Межкультурная толерантность
Предрассудки и Межкультурная толерантность
Предрассудки и Межкультурная толерантность
Предрассудки и Межкультурная толерантность
Предрассудки и Межкультурная толерантность
Предрассудки и Межкультурная толерантность
Предрассудки и Межкультурная толерантность
Картинки из презентации «Тема 8 Культура и социальное познание» к уроку философии на тему «Познание»

Автор: Булат. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока философии, скачайте бесплатно презентацию «Тема 8 Культура и социальное познание.pptx» со всеми картинками в zip-архиве размером 569 КБ.

Тема 8 Культура и социальное познание

содержание презентации «Тема 8 Культура и социальное познание.pptx»
Сл Текст Сл Текст
1Тема 8 Культура и социальное познание. 11кросс-культурных различиях в атрибуции?
Социальное познание Кросс-культурные Казанский университет.
особенности атрибуции Социальные 12Социальные представления. Социальные
представления в разных культурах представления – отдельные, но
Внутригрупповые и межгрупповые стереотипы. взаимосвязанные друг с другом компоненты
Казанский университет. целостного образа социальной
2Проблема социального познания в действительности, являющиеся ре-зультатом
современной психологии (1). Люди во всех ее коллективной интерпретации многими
культурах с раннего возраста познают поколениями людей, образу-ющими данную
окружающую их природ- ную и социальную культуру. Могут быть выделены социальные
действительность. Это познание представления разного уровня: -
осуществляется как минимум в двух формах: представления о себе (Я-концепция),
обыденное познание (стихийное, являющиеся продуктом самоатрибуции; -
неспециализированное) и систе- представления о других людях,
матизированное познание (организованное, формирующиеся на осно- ве атрибуции; -
специальное). Результатом этого познания представления о группах и организациях
становится не только картина мира, (тес- но связаны со стереотипами); -
складывающа- яся в сознании отдельного представления о ситуациях взаимодейс-
индивида, но и целостный образ мира, твия; - представления о социальных прави-
типичный для данной культуры и лах, в соответствии с которыми осу-
существующий в ней в течение длительного ществляются взаимодействия. Социальные
времени. Так же, как социокультурные представления всех уров- ней можно
установки и ценности, этот образ стихийно разделять на идеальные и реальные. Первые
передается в культуре от одного поколения связаны с ожидания- ми людей, т.е. это –
другому. Социальное познание является представления о том, что должно быть.
частью общего процесса познания и связано Вторые – представления о том, что есть,
с формированием у людей представлений и точнее, о том, что кажется дейст-
знаний о социальной действительнос- ти. вительным данному человеку или группе.
Поскольку же она конструируется и Казанский университет.
воспроизводится самими людьми, то соци- 13Ценностные представления. Ценностные
альное познание невозможно оторвать от представления являются разновидность
социального поведения. Таким образом, люди социальных. Это пред- ставления о
в процессе социального познания познают содержании и смысле различных ценностных
то, что сами же и создают. Значит ли это, категорий. Им соответ- ствуют в реальности
что, совершая социальные действия, они не не объекты (субъекты), не ситуации и не
знают, что творят, и могут познавать лишь действия, а функ- ции (см. тему 8). Люди
post factum? И да, и нет. Проблема часто имеют одинаковые ценности, но
заключается в том, что в социальном вкладывают в них разный смысл. Ниже на
познании совпада- ют субъект и объект схеме приведены некоторые широко
познания. Поэтому социальное познание в распространенные трак- товки сущности
систематизиро- ванном (научном) виде свободы. Точно так же разный смысл может
предполагает необходимость высокого уровня вкладываться в дру- гие ценности: добро,
рефлексии и самоотстранения. Но на уровне любовь, семья, благополучие, польза,
обыденного познания люди оказываются во статус, справедли- вость и др. Такие
власти веками складывавшихся образов и различия в трактовках имеются между
стереотипов. Казанский университет. группами людей внутри любой культуры. Но,
3Проблема социального познания в в то же время, каждая культура создает
современной психологии (2). РАктивное определенную систему вза- имосвязанных
изучение процессов соци- ального познания смыслов. Исследования кросс-куль- турных
началось в 50-ые г.г. ХХ в., хотя различий в ценност- ных представлениях до
отдельные исследования в этой области сих пор являются крайне редки- ми за
проводились и раньше. На- пример, Жан исключением представ- лений о
Пиаже еще в конце 20-ых г.г. изучал справедливости. Казанский университет.
особенности формирования нравственных 14Представления о справедливости (1).
представлений у детей, а Гордон Оллпорт в Справедливость – одна из важнейших
30- ые г.г. впервые ис- пользовал понятие категорий (ценностей) социальной жизни
«образ мира». Различные зако- номерности людей в любой культуре и характеризует
социального познания бы- ли рассмотрены в оценку ими различных аспектов
60-70-ые г.г. в рамках теорий социального меж-личностных и межгрупповых
на учения (Д.Роттер, А.Бандура), личност- взаимодействий как правильных или
ных конструктов (Дж.Келли), когнитивного неправильных. Чаще всего в
согласия (Ч.Осгуд), когнитивного кросс-культурных исследованиях изучают
диссонанса (Л.Фестингер), каузальной особенности дистрибутив-вной и
атрибуции (Г.Келли, Ф.Хайдер и др.). Все ретрибутивной справедливости
эти теории объединяет то, что человек в (справедливость распределения и
них понимает- ся, прежде всего, как наказа-ния) в разных культурах.
познающее существо, как наблюдатель или Ретрибутивная справедливость Если процессы
наивный исследователь. Казанский распределения охваты- вают группы людей,
университет. то наказание – ча- ще индивидуально.
4Проблема социального познания в Поэтому принципы наказания отличаются и
современной психологии (3). Более имеют форму континуумов: 1) строгость –
конкретно процесс, механизмы и продукты мягкость, 2) объективность –
социального познания описаны в концепциях субъективность, 3) опосредованность
Сержа Московичи (S.Moskovichi) и Генри (закон) – непо- средственность (прямое
Таджфела (H.Tajfel). Теория первого возмездие) и др. Принципы баланса и
получила название «тео- рия социальных равенства со- храняются. Кросс-культурные
представлений». Теорию второго часто различия значитель- ны и зависят от уровня
называ- ют «теорией социаль- ной правового соз- нания, традиций, роли
категоризации». В первой теории об- религии и др. Дистрибутивная
ращается внимание на проблему коллективных справедливость Считается, что существуют
представ- лений, функционирующих в рамках несколько ти- пов понимания справедливого
культуры. На базе этих слабо распреде- ления: 1) ориентация на принцип
рефлексируемых индивидами ментальных равен- ства, 2) ориентация на статус, 3)
конструк-ций формируется система ориен- тация на принцип баланса, 4)
представлений личности. Вторая теория в ориента- ция на защиту слабых. Первый
большей степени связывает социаль- ное принцип более распространен в
познание с понятийной структурой языка. коллективистических культурах со слабой
Язык, по мнению Г.Таджфела, является иерархией, второй – в культурах с сильно
основным средством кате- горизации (см. выраженной иерархией, третий – в раз-
тему 5). Обе теории указывают на то, что вивающихся и индустриальных общест- вах,
процесс социального познания тесно связан четвертый – в постиндустриальных. Различия
с закономерностями функционирования групп в выборе принципов справедливого
людей и способствует формированию распределения и наказания изучались во
групповой идентичности. Казанский многих исследованиях (Лейнг, К., Стефан У.
университет. Социальная справедливость с точки зрения
5Проблема социального познания в культуры // Психология и культура, 2003).
отечественной психологии. Проблемы Казанский университет.
познания человеком мира интересовали А.Н. 15Представления о сПраведливости (2).
Леонтьева, который первым из отечественных Различия в выборе принципов справедливого
психологов ис-пользовал понятие «образ распределения и наказания изу- чались в
мира». Наиболее известны в этой области кросс-культурном исследовании с моим
ра-боты Г.М.Андреевой (Психология участием в 2007-2008 г.г. В нем
социаль-ного познания, 1997 и др.). «Образ участвовали студенты мужского и женского
мира» любого человека очень сложно пола, говорящие на русском, испан- ском и
организован и включает в себя большое английском, принадлежащие к разным расам и
количество различных элемен-тов. Он культурам. В других исследованиях
зависит от уровня образования, образа (например, О.А.Аникеенок) были выявлены
жизни, индивидуальных психологических также неко- торые различия между русскими
особеннос-тей, но, в то же время, имеет и татарами, сельскими и городскими
общие элементы у людей, соста- вляющих жителями, возрастными группами (до 12-13
данную культуру. Отмеченная сложность лет и старше). Россия. Россия. Мексика.
«образа мира», в том числе социального, Мексика. Ямайка. Ямайка. Казанский
приводит к не-обходимости изучения его университет. Наказание. Распределение.
составных частей и различных Наказание. Распределение. Наказание.
психологических меха-низмов социального Распределение. Ориентация на строгость
познания. Наибольший интерес психологов наказаний Ориентация на опосредо- ванность
вызывает меж-личностное познание, на- казаний Ориентация на объектив-ность.
связанное с каузальной атрибуцией и Сохранение от-ношений и из-бежание
собственно социаль-ное познание, т.е. кон-фликтов По способнос-тям Соблюдение
формирование у людей социальных равенства, но с учетом общих заслуг.
представлений, являющих-ся результатом Ориентация на строгость наказаний
интерпретации действительности. Склонность к прямому возмездию Выраженный
Разновидностью последнего яв-ляется субъекти-визм и под- держка «своих».
межгрупповое познание, для которого Сохранение от-ношений и из-бежание
характерна стереотипизация. Казанский кон-фликтов Соблюдение равенства По вкладу
университет. (принцип балан-са). Ориентация на мягкость
6Насколько Достоверно социальное наказаний Склонность к прямому возмездию
познание? Итак, люди познают социальную Ориентация на объектив-ность. По вкладу
реальность и формируют о ней различные (принцип баланса) Соблюдение равенства
представления. Эти представления могут Сохранение от-ношений и из-бежание
быть научными) и обыденными. Кроме того, кон-фликтов.
они складываются на протяжении длительного 16Социальные представления о «своих» и
исторического времени и пе- редаются из «чужих». Соотношение «свой» – «чужой»
поколения в поколение в носит универсальный характер. «Свой» – это
систематизированном и стихийно. Если в представитель той группы (тех групп), к
познании природы оно происходит в рамках которой принадлежит данный человек. Со-
системы «субъект – об- ъект», то в ответственно, «чужой» является
социальном познании люди познают то, что представителем не-своих групп. Такие
сами же и создают, т.е. оно происходит в представления начали активно изучаться
рамках системы «субъект – субъект». после второй мировой войны (Piaget J.,
Очевидно, что последнее сложнее: познающий Weil A. The development in children of the
самого себя субъект не может сохранять idea of homeland and of relati- ons with
объективность. Еще одна сложность связана other countries, 1951; Jahoda G. The
с вопросом о том, существует ли development of children's ideas about
единственно возможная истина в социальном country and nationality: the conceptual
познании, т.е. является ли сама социальная framework, 1961) Проведенные исследования
действительность однозначной, или же она показали, что во всех культурах «свой»
многозначна и допускает возмож- ность лучше «чу- жого». Исключения встречаются
разных и одинаково правильных редко, чаще всего в тех случаях, когда
истолкований? Если верно последнее, то «чужой» в некоторых отношениях оказывается
социальное познание представляет собой «своим» в других отношениях. Этот феномен
интерпре- тацию. Тогда правомерны разные связан с так называемым «предпочтением
трактовки и понимания одних и тех же собственного Я», ко- торое характерно для
фактов и событий. Все это относится и к отдельного индивида, особенно в
научному познанию. Поэтому существует мно- индивидуалистических культурах. В дан- ном
жество научных теорий об одном и том же случае можно говорить о предпо- чтении
(например, теории личности). В рамках собствен- ной группы. Оно на- правлено на
каждой развитой и диверсифицированной выжиание группы в конкуренции с другими
культуры формируются и существуют разные группами. Указанная в таблице
модели интерпретации социальной закономерность свидетельствует о том, что
реальности. Некоторые из них могут быть люди в кол-лективистических культурах
общими для многих культур, а другие – более склонны поддерживать и защищать
специфичными. В «при- митивных» культурах, членов своей группы и имеют о ней
как правило, существует единственная представление, лучшее, чем о других
модель интерпрета- ции, не оставляющая группах. Индивидуалистические культуры.
возможность отдельным людям иметь разные Сильное предпочтение Я – слабое
понимания. Казанский университет. предпочтение группы. Коллективистические
7Каузальная атрибуция. +. -. -. +. культуры. Слабое предпочтение Я – сильное
Никому из нас неизвестно с точностью, предпочтение группы. Казанский
почему и зачем мы сами или кто-то из университет.
окружающих совершает то или иное действие. 17Другие социальные представления.
Поскольку такое знание невозможно, Социаль -ная зрелость. Семья и поло-вые
постольку люди вынуждены интерпретировать роли. Общест-во и го-судар-ство. Казанский
мотивы своего и чужого поведения. Это – и университет.
есть каузальная атрибуция. Этот термин 18Понятие стереотипа. Понятие стереотипа
(cause attribution – приписывание причины) впервые использовал в 20-ые г.г. XX века
был предложен Гарольдом Келли в 50-ые г.г. У.Липман. Пер- воначально оно
Позднее Фриц Хайдер и др. выделили два использовалось только для обозначения
типа атрибуции; внутренний (дис- типичных для какой-то культурной группы
позиционный) и внешний (ситуационный). В представлений о тех или иных особенностях
первом случае причины происходящих событий другой группы. Сейчас под стереотипами
видятся в действиях людей, во втором имеют в виду: а) любые устойчивые в данной
случае – в обстоятельствах. В 70-ые г.г. группе социальные представления,
Ли Росс сформулировал по- нятие относящиеся, как к »чужим» группам, так и
«фундаментальная ошибка атрибу- ции». Суть к своей (аутостереотипы), б) любые
ее в том, что причину успеха люди чаще устойчивые в данной группе формы поведения
всего приписывают собствен- ным в час- то повторяющихся ситуациях.
достоинствам, а неудачу — обстоя- Основными функциями стереотипов являются:
тельствам. Характер приписывания зависит а) облегчение процессов соци- ального
от меры участия человека в обсу-ждаемом познания путем определения групповой
событии. Тип атрибуции будет различен в принадлежности людей и припи- сывания им
случаях, если он был участником свойств, присущих этой группе; б)
(соучастником) или наблюдателем. . Общая облегчение процессов прогнози- рования
закономерность состоит в том, что по мере поведения людей; в) различение «своих» и
роста значимости случившегося люди склонны «чужих». Относительно стереотипов
переходить от ситуационной атрибу- ции к важнейшее значение имеют 2 вопроса:
личностной. Я. Ситуация. Успех. Неудача. Казанский университет.
Казанский университет. 19МежЭтнические стереотипы. Эти
8Кросс-культурные различия в атрибуции. стереотипы проявляют себя в виде первых
Кросс-культурные исследования атрибуции ассоциаций, которые возника- ют у людей,
тесно связаны с изучением локуса контроля, когда они слышат названия знакомых им
т.е. с типом возложения ответственности этнокультурных групп. Стереотипы
(интернальность – экстерналь- ность). межэтнического (межкультурного) восприятия
Действительно, атрибуцию можно определить относятся к числу на- более известных и
как приписывание ответст- венности за наиболее изучаемых. Они формируются в
совершенные действия и их последствия. каждой культуре по отношению к тем этносам
Первоначальные исследования (60-70-ые и культурам, с которыми она находится в
г.г.) показали, что все культуры могут длительном историческом взаимодействии.
быть в плане атрибуции разделены на три Эти стереотипы, как и любые другие,
типа: Последующие исследования привели к представля- ют собой обобщенную оценку
трансформации этой модели. Выясни- лось, различных особенностей другой культурной
что и в западных, и в восточных культурах группы и акцентируют внимание, прежде
используются оба типа атрибуции, пoэтому всего, на ее отличиях от своей группы.
можно говорить только об относительном Стереотипы межэтнического восприятия
преобладании одного из них. J.G.Miller содержат в себе не только позитивные, но и
(1984) обнаружил, что индусы в отличие от негативные компоненты («чужой» всегда
американцев чаще выдают ситуационные хуже). Поэтому их функция заключа- ется не
атрибуции. M.Morris и K.Peng (1994) только в том, чтобы создавать более или
изучали у американцев и ки-тайцев менее адекватный образ другой группы, но и
атрибуцию действий массового убийцы. в том, чтобы подтверждать достоинства и
Американцы чаще приписывали его действиям преимущества своей. Межэтнические
диспозиционные (внутренние) причины, тогда стереотипы так же, как любые другие,
как китайцы чаще искали ситуационные одновременно являются ожиданиями
(внешние) объяснения. Традиционные относительно поведения представителей
(примитивные) культуры. Восточные различных групп. В течение столетий
(коллективистические) культуры. Западные сформировались взаимные стереотипы
(индивидуалистические) культуры. Внешний восприятия между русскими и татара- ми.
тип атрибуции: по-иск причин событий в Среди них тоже есть истинные и ложные,
дейс-твиях различных природ-ных и пози- тив ные и негативные, расплывчатые и
внеприродных сил . Внешний тип атрибуции: четкие. Их проявления довольно трудно
по-иск причин событий в сло- жившихся обнаружить, т.к. люди часто стараются их
условиях и обсто-ятельствах. Внутренний не афишировать. Почему? Каковы Ваши
тип атрибуции: поиск причин событий в собственные стереотипы межэтни-ческого
мотивах и устремлениях конкретных людей. восприятия? Как Вы их выражаете ?
Казанский университет. Казанский университет.
9Ошибки атрибуции в разных культурах. В 20Гендерные стереотипы. Понятие «гендер»
первоначальных исследованиях были получены используется для обозначения групп,
данные о том, что «фунда- ментальная возникающих на основе половой
ошибка атрибуции» носит универсальный идентификации, а не на основе
характер и наблюдается во всех культурах. физиологической принадлежности.
Позже выяснилось, что это – не так. Она Пред-полагается, что в разных культурах
менее выражена в куль- турах, которые в сформировались примерно одинаковые
большей степени ориентированы на внешний об-разцы мужского и женского поведения,
тип атрибуции. В ранних кросс-культурных которым должны следовать представите-ли
исследованиях атрибуции было также введено соответствующих половых групп. Это также
по- нятие «конечная ошибка атрибуции». Оно предполагает формирование у них
обозначает склонность людей по-разно- му определенных психологических качеств
объяснять поведение членов своих и чужих (маскулинных и феминных), а также
групп в случаях успеха и неудачи. На вза-имных ожиданий. Такие взаимные
первый взгляд, такая ошибка должна в ожидания и приобретают форму стереотипов.
большей мере быть характерной для В реальности многие муж- чины проявляют
коллективистических культур. Однако ис- качества, традиционно считающиеся
следования показывают, что она существует женскими, а женщины, напротив, проявляют
во всех культурах. Во всех культурах по «муж- ские» черты. Особенно это характерно
отношению к членам «своей» группы для современ- ных культур в связи с
(in-группа) в ситуаци- ях успеха чаще раз-витием феминистского дви- жения. В
используется внутренний тип атрибуции, а в результате наб-людаются рассогласования
ситуациях неудачи – внешний. По отношению между реальным поведе-нием и сложившими
к членам «чужой» группы (out-группа) чаще стерео- типами (ожиданиями). Если эта
используется прямо противоположный подход. тенденция будет сохраняться длительное
В упомянутом исследовании М.Moрриca и время (десятилетия и столетия), следует
К.Пенга диспозиционная (внутрен-няя) ожидать посте- пенного изменения и
атрибуция американцев усилилась, когда стереотипов восприятия мужчинами и женщи-
убийца был обозначен как пред-ставитель нами друг друга. Вместе с тем, в гендерных
out-группы. У китайцев, однако, в этом стереотипах есть очень устойчивый
случае заметных изменений в атрибуции не компонент, состоящий в убеждении, что своя
произошло. In-группа. Out-группа. Успех. группа лучше противоположно, и в гендерной
Внутренний тип атрибуции. Внешний тип солидарности. Согласно Э.Маккоби,
атрибуции. Неудача. Внешний тип атрибуции. разделение культуры по гендерному признаку
Внутренний тип атрибуции. Казанский (гендерная сегрегация) происходит в раннем
университет. детстве по инициативе девочек. Казанский
10Атрибуция в учебной деятельности. В университет.
кросс-культурных исследованиях отдельно 21Профессиональные стереотипы. 1. Во
изучались особенности атрибуции учебных всех технологи- 2. Обычно им при- чески
успехов и неудач. Были получены развитых писываются общие культурах
противоречивые результаты. существу- психологические чер- ют
Распространенное сегодня мнение профессиональипы во- ты, особенности по-
заключается в том, что восточноазиатским сприятия людей, ведения и речи, ма-
культурам более свойственно приписывать принадлежащих к неры. Эти стереоти-
учебные неудачи личности, а успехи – некоторым профес- пы неодинаковы в
обстоятельствам. В западноевропейской и сиональным группам. разных культурах. 3.
американской культурах более вы- ражена Стереотипы профессионального восприятия
противоположная тенденция. Объяснение могут отличаться и внутри одной и той же
этому чаще всего дается с точ- ки зрения культуры в разных группах людей. 4.
выраженности коллективистических и Профессиональные стереотипы изменяются со
индивидуалистических устано- вок. Однако временем, т.к. изменяются со- циальные,
исследования в США показывают, что учебная экономические и культурные условия
атрибуция зависит не только от культурных, взаимодействия людей. 5. Существуют также
но и от социальных факторов. Было стереотипы восприятия различных социальных
обнаружено, что школьники из Гонконга групп, полу- чающих специфические названия
приписывают и успехи и неудачи в обучении («олигарх», «новый русский», «бомж» и
самому обучающему-ся, тогда как др.). 6. Сложившиеся профессиональные и
американ-ские школьники посту-пали так социальные стереотипы оказывают силь- ное
только при ат-рибуции успехов, а при влияние на всю систему общественных связей
атрибуции неудач ссы-лались на и отношений, на оценку роли тех или иных
обстоятель-ства. Аналогичное исследо-вание групп в структуре общества, на
с тайваньскими студентками показало, что и престижность различных профессий. В
свои успехи, и не-удачи они склонны современном информационном обществе
объ-яснять внешними при-чинами. Также они стереотипы (не только профессиональные)
пос-тупают при атрибуции чужих успехов и формируются под влиянием средств массо-
неудач, а тех, кто приписывает успехи вой коммуникации, что порождает опасность
самому себе, не любят. В исследовании с манипулирования. Существует ли у
учас-тием Г.Триандиса было выявлено, что представителей других профессиональных
японс-кие студенты чаще американских групп стереотип восприятия психолога?
исполь-зуют внутреннюю атри-буцию при Бухгалтер. Учительница. Милиционер.
объяснении неудач и внешнюю при объяснении Казанский университет.
успехов. Это касается и само-атрибуции, и 22Предрассудки и Межкультурная
гетеро-атрибуции. Казанский университет. толерантность. Предрассудками называют
11Другие исследования атрибуции. стереотипы, содержание которых не
Shuster, Fosterlung, Weiner, 1989. соответствует действительности, а выражает
Испытуемые из Индии в отличие от немцев, сложившееся отношение одной группы людей к
англичан и бельгий-цев рассматривали другой. Их примерами могут быть
безуспешные попытки таксиста найти работу распространенные во всех культурах выска-
как следствие внешних, неконтролируемых зывания следующего типа: Эти примеры
причин. Forgas, Furnham, Frey, 1989. По показывают, что предрассудки характерны
мнению англичан, для достижения успеха в для любых типов межгрупповых
жизни важны се-мейное воспитание , личные взаимодействий: межэтнических, гендерных и
усилия и удача; немцы вместо удачи социально-профессиональных. Предрассудки
указывали на необходимость способностей; являются одной из важнейших причин
австралийцы указы-вали, в первую очередь, интолерантности различных групп людей по
на личные усилия. Al-Zharany, Kaplowitz, отношению друг к другу. Однако их
1993. В атрибуциях арабских студентов формирование, в свою очередь, связано с
наблюдались более резкие рас-хождения при настороженностью и недоверием одних групп
атрибуции действий представителей «своей» людей к другим, с их бессознатель-ным
и «чу-жой» групп по сравнению с предпочтением своей группы. Межкультурной
американскими студентами. Edman, Kameoka, толерантностью называют терпимость по
1997. Филиппинские женщины значительно отношению к другим культурным группам и к
чаще, чем американские, приписывали их представителям, способность и
различным соматическим заболеваниям готовность принять их (нужно отличать
духовные и ментальные причины. McGovan, толерантность от симпатии). Межкультурная
McGovan, Omifade, 1997. Американцы толерантность связана с толерантностью к
африканского происхождения приписывали неопределенности. Дело в том, что люди с
неудачу (чужую) внутренним, стабильным, высокой толерантностью к неопределенности,
контролируемым факторам в отличие от лучше при- способлены к социально- му и
жителей Западной Африки. Na, Loftus, 1998. культурному много- образию. Мужчины –
Корейские студенты менее позитивно сволочи Женщины - дуры. Финны – флегматики
относились к закону, сни-сходительнее Итальянцы - холерики. Чиновники –
оценивали действия преступников и чаще взяточники Предприниматели - хапуги.
исполь-зовали ситуативные атрибуции, Повышение уровня межкультурной
нежели американские студенты того же толерантности является важной социальной
возраста. Позволяют ли приведенные примеры задачей для всех современных обществ,
сделать обобщающие выводы о включая Россию. Казанский университет.
Тема 8 Культура и социальное познание.pptx
http://900igr.net/kartinka/filosofija/tema-8-kultura-i-sotsialnoe-poznanie-202307.html
cсылка на страницу

Тема 8 Культура и социальное познание

другие презентации на тему «Тема 8 Культура и социальное познание»

«Научное познание» - Ультразвук — упругие звуковые колебания высокой частоты. Рентгеновское излучение является мутагенным фактором. Молекулы. 1. Сущность понятия и особенности научного познания. Рентген Вильгельм Конрад (1845-1923 гг.), немецкий физик. Идеи плюрализма. Вопросы к видеоролику. Пути познания мира. Особенности научного познания.

«Методы научного познания» - Интегрированные, «суммарные» методы. Научное познание (открытие законов, объяснение фактов и причин явлений). Научное познание – высший вид познавательной деятельности. Многоуровневая концепция методологического знания. Нередко применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета.

«Предмет познания» - Логически обобщенный образ предмета. А. Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания. Приведите пример абстрагирования. Главная задача – объяснение изучаемых явлений. Два уровня познания. Понятие. Установите соответствие. Анализ. Чувственные формы познания ОВП. Целостный образ внешнего мира, формирующийся на основе ощущений.

«Познание мира» - Теория,как форма научного знания. Причины перехода людей на альтернативные формы познания- «Кризис науки». Научное познание. Восприятие искусства носит индивидуальный характер. Когда гипотеза становится законом? Научный эксперимент. Познание. Теория как форма научного знания. Научное познание объективно и не зависит от сознания человека.

«Физика познание мира» - Как мы слышим? Физика описывает все: механику, электричество, магнетизм, оптику… . Для чего у автомобилей колеса резиновые? Для чего нам нужна кровь? Никакой процесс природы не находится вне физики. Почему, поскользнувшись, мы падаем назад, а споткнувшись - вперед? Вывод: эксперимент, опыт – критерий истины.

«Чувственное познание окружающего мира» - Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения. Каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Такое познание называют чувственным познанием. Возможности чувственного познания ограничены. Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. С помощью органов чувств мы познаём отдельные предметы и явления окружающего мира.

Познание

20 презентаций о познании
Урок

Философия

20 тем
Картинки
900igr.net > Презентации по философии > Познание > Тема 8 Культура и социальное познание