История философии
<<  Философия Лекция №3 « Философия » Тема 14  >>
“ Философия экзистенциализма действительно поставила человека лицом к
“ Философия экзистенциализма действительно поставила человека лицом к
Неврозы обусловлены действием довольно мощного пласта людской психики,
Неврозы обусловлены действием довольно мощного пласта людской психики,
Эдмунд Гуссерль (1859-1938)
Эдмунд Гуссерль (1859-1938)
Николай Бердяев (1874-1948)
Николай Бердяев (1874-1948)
Картинки из презентации «ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 веков» к уроку философии на тему «История философии»

Автор: . Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока философии, скачайте бесплатно презентацию «ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 веков.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 3651 КБ.

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 веков

содержание презентации «ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 веков.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 веков. 38Эти переживания заставляют людей
2Школы и течения. Представители. философствовать и лишь поэтому они
Философия жизни. Шопенгауэр, Ницше, остаются человеческими существами
Бергсон. Неотомизм. Жильсон, Маритен, Способность к философствованию сохраняет
Мерсье. Позитивизм. Конт, Спенсер, Мах, «бытийственность», позволяет противостоять
Авенариус, Шлик, Карнап и др. натиску внешних сил Функция философии – в
Экзистенциализм. У истоков – Кьеркегор. содействии этому противостоянию.
Атеистический: Хайдеггер, Камю, Сартр; 39Само существование понимается как
религиозный – Ясперс, Марсель, Н.Бердяев. непосредственное единение субъекта и
Психоанализ и неофрейдизм. Фрейд, Адлер, объекта, направленность субъекта вовне,
Юнг, Фромм. Прагматизм. Пирс, Джеймс, открытость перед Иным и движение к Иному В
Дьюи. Феноменология. Гуссерль. религиозном варианте (Ясперс, Марсель)
Неокантианство. Коген, Наторп, этим иным является Бог, к которому
Виндельбанд, Риккерт. Структурализм. движется личность в своей свободе В
Леви-Стросс, Альтюссер, Фуко, Деррида, атеистическом варианте (Хайдеггер, Сартр,
Лакан. Персонализм. Бердяев, Шестов, Боун, Камю) Иное выступает как Ничто, что
Ройс, Мунье, Лакруа. Неортодоксальная означает, что человек самосоздает себя
религиозная философия (христианский спонтанно, осуществляя свою свободу Перед
эволюционизм). Тейяр де Шарден, Бубер, человеком бездна последствий и он вынужден
Генон, Бултман, Тиллих, Кокс. делать свой выбор. Осуществляя выбор,
3Вопросы лекции. Иррационалистическая человек творит свободу.
критика немецкой классики в философии С. 40Он несет ответственность прежде всего
Кьеркегора. Философия жизни: А. перед самим собой Самосозидая себя, тем
Шопенгауэр, Фр. Ницше, А. Бергсон. самым творишь других, мир в целом В своем
2.Гносеологическая и методологическая подлинном существовании человек «заброшен
проблематика неокантианства. в мир», он постоянно находится перед лицом
3.Экзистенциализм и фундаментальная будущего, в том числе смерти, в ситуации
онтология. 4.Позитивизм и его исторические ответственности за свои действия Человек
формы. 5.Феноменология Гуссерля. как отдельно взятый индивид – это
6.Структурализм и постструктурализм. мыслящее, страдающее существо,
7.Герменевтика и проблема истолкования «заброшенное в мир вещей и других людей, в
текста. 8.Прагматизм и критика чистой мир равнодушный и враждебный, не
«абстрактности» классической философии. постижимый в своей сокрытости» Мир
4С.Кьеркегор (1813-1855). Основные стремится подавить индивидуальность,
труды: «Понятие иронии», «Или-или», «Страх сделать ее частью общего безличного бытия.
и трепет», «Философские крохи», «Понятие 41Это порождает чувства одиночества,
страха», «Этапы жизненного пути», «Болезнь тревоги, страха, тоски «Существование» –
к смерти» Кьеркегор – предшественник это индивидуальная жизнь, наполненная
философии экзистенциализма переживанием отношений человека с миром С
(предэкзистенциализм). Философия другой стороны, существование – это
Кьеркегора обращена к формам человеческой постоянное экзистирование, т.е. выход «за
духовности, вере и ценностному сознанию, пределы» У Хайдеггера это состояние
опосредующему мир свободы. Вера характеризуется как «забота», т.е.
представляет собой абсолютную «забегание вперед», у Сартра – как
противоположность разуму. Разум – злейший осуществление личностью своего проекта
враг веры и религии Отсюда характерная для Важнейший тезис экзистенциализма:
его философии тема борьбы против «Существование предшествует сущности».
рационалистической философской традиции. 42Подлинное и неподлинное существование.
5Критика философии Гегеля. «Я Обычно человек живет привычной
предъявляю философии вполне законные «неподлинной» жизнью, он втянут в
требования – что делать человеку? Как безличное бытие Он – не субъект, а объект
жить? Молчание философии является в данном действий и решений со стороны других Но в
случае уничтожающим доводом против нее особые часы ясности, когда происходит
самой» «Люди для Гегеля – всего лишь разрыв привычного существования
ступени лестницы в восхождении Абсолюта к («пограничная ситуация»), перед человеком
самому себе. Гегель, создавая свою обнажается неподлинность того, чем он жил
чудовищную по размерам и замыслу систему, до сих пор Только тогда он постигает свое
совсем забыл о душе человека» В центре существование как бытие к смерти и свое
внимания Кьеркегора – проблема смысла одиночество перед миром.
индивидуального человеческого 43Перед ним встают вопросы «Зачем жить?»
существования в мире, утратившем свою и «Как жить?» Отвечая на них человек
незыблемость Для решения этой проблемы должен обратиться к собственным внутренним
необходимо превратить философию из ценностям, это – условие становления его
философии общих правил в философию как свободной и ответственной личности
исключений Подходящая форма для философии Подлинное бытие человека – это «свобода к
– дневник, переписка, эссе Методы смерти» Смерть – предельное выражение не-Я
философствования - загадка, намек, ирония. (сферы объектности), ничто Безвыходность
6Кьеркегор о единичном. Кьеркегор ситуации рождает решимость, освобождает от
вводит в свою философию новую категорию – гипноза животного ужаса, делает смерть
единичный как отдельно взятый человек, вечным спутником человека.
индивидуум, личность Душевные переживания 44Подлинное бытие – это жизнь человека,
и духовные проблемы единичного – основной осознающего свою уникальность-конечность и
элемент всей философии Кьеркегора Человек стремящегося реализовать ее в
– важнее всех остальных понятий и уникальности-творчестве Человек, вставший
категорий предыдущей философии. Если у на путь раскрытия собственного бытия,
Гегеля главным был Абсолют, а человечество относится к своей жизни как к «вечному
превосходило в своей массе отдельную самопроектированию» (Сартр) Это не
личность, то у Кьеркегора личность выше, рациональное замысливание будущего
главнее человечества. Только «единичный» жизненного пути, а способность постоянно
несет ответственность перед самим собой и выходить за рамки данного.
Богом за всю свою жизнь и все свои 45Позитивизм -. Философское направление,
действия и поступки. основанное на принципе, что положительное
7Какой должна быть философия? Культ сознание достигается лишь конкретными
системосозидания, сложившийся по отношению науками, а философия как наука не имеет
к гегелевской философии безнравственен. права на существование.
Такая философия несет гибель индивиду; 46Философия позитивзма – философия
безумие – обратная сторона рационализма научного знания. Первый позитивизм
Философия должна быть экзистенциальной (О.Конт, Г.Спенсер, ДС.Милль, П.Лавров,
Экзистенция – индивидуальное человеческое Н.Михайловский) – середина XIX века.
существование. Второй позитивизм или эмпириокритицизм
8Основные параметры экзистенции. Страх (Э.Мах, Р.Авенариус, В.Оствальд) – первая
– отношения человека с миром Отчаяние – треть ХХ века Третий позитивизм или
взаимоотношения человека с самим собой неопозитивизм в форме аналитической
Возможность выбора – отличительная философии ( А.Куайн, К.Айдукевич,
человека как человека, как личности Л.Витгенштейн и др.) и логического
Свобода Три основные формы человеческого позитивизма (М.Шлик, О.Нейрат, Р.Карнап и
существования: Эстетическая – выбор других философов Венского кружка) –
эстетика несет в себе демоническое начало двадцатые годы ХХ века Четвертый
Этическая – нравственный выбор делает позитивизм или постпозитивизм (К.Поппер,
человека человеком Религиозная – Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд, С.Тулмин,
религиозный выбор приближает человека к Дж.Агасси) – 50-60-е годы ХХ века.
Богу. Благодаря религиозной экзистенции 47Позитивизм. Мировоззренческая форма
человек обретает покой, уверенность в самоутверждения науки в культуре общества.
своих силах и вечное спасение. Ключевая идея позитивизма — философия
9 должна принять в качестве модели для себя
10Философия жизни -. Иррационалистичная образцы научного знания, должна быть
философская школа, в центре которой построена по образу и подобию науки. Они
понятие “жизнь”, как целостная реальность, считали, что классическая философия
не тождественная ни духу, ни материи. (метафизика) стремилась к достижению
11Философия жизни. Артур Шопенгауэр абсолютного знания. Однако подобное знание
(1788-1860) Кризис европейского и невозможно, и не нужно для практики.
рационализма, утверждавшего на протяжении Философии следует отказаться от подобных
двух столетий (ХVII-ХVIII вв.) примат претензий и стать позитивной,
разума, нашел в первой трети XIX в. положительной наукой.
выражение в повороте вектора 48О. Конт. Общим, объединяющим моментом
философствования в сторону рационально не для всех версий позитивизма стала
выразимых аспектов бытия. Характерное ориентация на науку, анализ ее строения,
выражение этот поворот «за границы» разума ее спецификацию и, в связи с этим,
нашел в философии Артура Шопенгауэра отграничение (демаркацию) науки от других
(1788-1860). В его философии основой форм сознания, прежде всего традиционной
бытия, животворным бытийным началом философии (метафизики). Наука должна
оказывается не познавательная способность, отвечать на вопрос «как?», а не на вопрос
а воля. Разум играет второстепенную, «почему?». Цель научного познания —
служебную роль по отношению к воле. Воля законы, описывающие данные в опыте
толкуется им как слепая, беззаконная, явления, повторяющиеся связи и отношения
бессмысленная сущность всякого бытия. В между ними. Знание этих законов выступает
философии А.Шопенгауэра соединились две средством объяснения частных фактов, а
разные традиции: немецкая классическая также средством предвидения будущих
философия И.Канта и философия буддизма. событий, что Конт выразил афоризмом:
12А.Шопенгауэр. Познание по своей сути «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть,
предназначено для служения воле. Сама же чтобы обладать силой». Отрицая метафизику,
воля безосновна. Она — «вещь в себе». Воля Конт допускал возможность и необходимость
ненасытна, вечно не удовлетворена позитивной философии, основные задачи
достигнутым, ей свойственно слепое которой заключаются в систематизации
бесконечное стремление. Но «голодная воля» положительного знания, изучении
сталкивается с препятствиями, взаимосвязей между науками, логических
разладом,противоречиями, что и является законов разума, методологии научного
источником страданий, избавиться от мышления.
которых невозможно. Человек обречен на 49Эмпириокритицизм. Позиция Э.Маха: Мир
страдания. Так Шопенгауэр приходит к состоит из элементов, которые представляют
центральной идее своей этики, повторяющей собой соединения физического и
первую из четырех «благородных истин» психического. Все элементы мира абсолютно
Будды. В целом этика Шопенгауэра, равны. Поэтому между ними нет отношений
основанием для которой и служит его «сущность-явление», «причина-следствие».
онтология, воспроизводит главные мотивы Единственный вид отношений между
индийской философии: смирение, элементами – функциональные отношения.
сострадание, мироотречение. Следовательно, и в познании не следует
13Фридрих Ницше (1844 – 1900). у Ницше использовать такие понятия как «причина»,
разумное начало полностью исключается. «сущность», «вещь в себе». Их следует
Фундаментальной категорией ницшеанства заменить на понятие «функции».
выступает не бытие, а понятие жизни. 50Принцип экономии мышления. Критерий
Основной признак жизни — изменение, истины всякого познания состоит в
становление, а ее движущее начало — воля к достижении максимума знаний с помощью
власти, проявляющееся во всем минимума познавательных средств; введен
становящемся. Действием воли к власти Махом («Принцип сохранения работы»,) и
объясняется упорядоченность мира, Авенариусом («Философия как мышление о
образующая «иерархию царств», причем, мире сообразно принципу наименьшей траты
человек вовсе не занимает ее высшую сил»).
ступень, он не венец творения, человек по 51Неопозитивизм. Важнейшие инструменты
Ницше — это «больная обезьяна». Одна из научной, познавательной деятельности –
основных презумпций Ницше заключалась в логика и язык. Задача науки –
том, что витальное, природное, животное рассмотрение, изучение объектов и
начало, будучи подчинено социальной, получение знаний о мире, задача философии
культурной форме оскудевает, вырождается и как логического анализа – уточнение смысла
гибнет. Из тезиса примата слов и предложений, составляющих знание
витально-природного над социальным, (Б.Рассел) Стремление устранить из языка
культурным в человеке вырастает и главный науки «псевдонаучные утверждения и
посыл философии Ницше: «Переоценка всех унифицировать науку на языке физики
ценностей». Подлинное, аутентичное бытие Рассматривались проблемы построения науки
находится «по ту сторону добра и зла». Но на фундаменте чисто эмпирического знания,
существовать в этом подлинном бытии проблемы теоретической обусловленности
достойны отнюдь не все, а только те, кто опыта.
способен встать по ту сторону добра и зла. 52Модель мира в философии неопозитивизма
Отсюда апофеоз философии Ф. Ницше — Онтология ?? Комуникация?? Гносеология Мир
концепция сверхчеловека: «Бог умер: и мы ?? Язык ? ? Знания. “Большинство вещей и
хотим - пусть живет сверхчеловек!». вопросов, выраженных по поводу философских
14Анри Бергсон (1859-1941). Осн. труды: проблем - бессмыслица. – Большиство
«Творческая эволюция», «Очерк о пропозиций и вопросов философии появляется
непосредственных данных сознания», из-за того, что мы не понимаем логику
«Восприятие изменчивости» Проводил нашего языка" Л.Витгенштейн.
аналогию между музыкой и жизнью нашей души 53Постпозитивизм. Внимание к
Учение о «жизненном порыве» как некоей исторической динамике знания и к
космической силе, обусловившей ход социокультурным детерминантам познания
эволюции Жизнь – первичная субстанция, Многообразие методологических концепций и
материя – вторична Жизнь рвется ввысь, а их взаимная критика Признание
сгоревшие остатки ее образуют мертвую относительности норм научно-познавательной
материю Преодолевая сопротивление этой деятельности Проблемы роста научного
материи, жизнь разбивается на три момента: знания Вводятся понятия парадигмы,
растения, животные, человек. Основные неявного знания, научно-исследовательских
способности жизни – инстинкт, интеллект, программ Вопрос о соотношении научной и
интуиция. иных форм рациональности Проблемы
15Основные способности жизни. Инстинкт – распространения
способность сознания создавать так философско-методологического анализа на
называемые органические инструменты. Он гуманитарные науки.
ближе всего стоит к жизни, к ее 54Критический рационализм К.Поппера.
необходимостям, потребностям. Это Принцип фальсификации и фальсифицируемости
внерациональная, неинтеллектуальная знания – принципиальной опровержимости
способность духа. Инстинкт – материальное любого утверждения, относящегося к науке.
познание, он познает сами вещи, их В каждом из утверждений необходимо
сущность Интеллект склонен к рассудочной, выявлять и отбрасывать ложные воззрения.
строго мыслительной деятельности. Познание начинается с выдвижения догадок,
Интеллект превращает мир в мертвую, предположений и идет путем проб и ошибок.
развернутую в пространстве материю, В итоге ложные догадки отбрасываются.
расчлененную на отдельные предметы Ложная теория сменяется новой, не имеющей
Интуиция – это своеобразный род с с прежней никакой связи.
интеллектуальной симпатии, путем которой 55Научные теории независимы друг от
переносятся внутрь предмета, чтобы слиться друга и в своем развитии не дополняют, а
с тем, что есть в нем единственного и развивают друг друга . В науке постоянно
невыразимого. Интуиция непосредственна как идет процесс перестроек теорий (критика
инстинкт и разумна как интеллект. Когда мы кумулятивизма в науке, согласно которому
подходим к миру с позиции интуиции, он развитие научного знания – процесс
превращается в живое динамическое целое, добавления, накопления новых истинных
непостижимое в понятиях и законах. знаний , ведущих к прогрессу в науке.
16Сознание как поток переживаний. Основные труды: «Логика научного
А.Бергсон сформулировал учение о сознании открытия», «Открытое общество и его
как о потоке переживаний, которому присуще враги».
свое время Главная характеристика этого 56Томас Кун и его исторический подход к
времени – неделимость и целостность, в нем анализу науки. Осн. труд - «Структура
невозможно выделить отдельные моменты, оно научных революций» Ввел термины парадигма,
предполагает постоянное научное сообщество, нормальная наука
взаимопроникновение прошлого и настоящего, Развитие науки – скачкообразный
постоянное творчество новых форм, развитие революционный процесс смены парадигм -
и становление Длительность определяет совокупности базисных теоретических
духовное своеобразие каждого индивида, в взглядов, классических образцов выполнения
длительности человек тянет за собой свое исследований, методологических средств,
прошлое, и чем более это прошлое которые признаются и принимаются как
актуализировано, чем более человек живет руководство к действию всеми членами
внутри себя, тем более он оригинален и “научного сообщества».
неповторим «Есть просто непрерывная 57На каждом определенном историческом
мелодия внутренней жизни, которая тянется этапе в рамках научного сообщества
как неделимая от начала и до конца нашего складывается научная парадигма, и в ее
сознательного существования». рамках происходят процесс накопления
17Вильгельм Дильтей (1833-1911). «Типы эмпирических фактов, их обработка,
мировоззрения и их обнаружение в совершенствуется методика исследования,
метафизических системах»; «Описательная после чего происходит скачок, влекущий за
психология» Жизнь индивида, протекающая в собой революционные изменения.
определенных культурно-исторических 58Методология научно-исследовательских
условиях – единственный источник программ И.Лакатоса. Осн. труды:
многообразия точек зрения, концепций, «Фальсификация и методология
философских школ, художественных стилей, научно-исследовательских программ»,
верований «Не в мире, а в человеке «История науки и ее рациональные
философия должна искать внутреннюю связь реконструкции» Основная проблема -
своих познаний». Реально человек имеет объяснение значительной устойчивости и
дело не с жизнью в целом, а с жизненным непрерывности научной деятельности
опытом – итогом размышлений над Развитие науки- это история возникновения,
столкновениями с действительностью функционирования и чередования
Жизненный опыт дает возможность увидеть научно-исследовательских программ,
загадку жизни: ее безысходную представляющих собой связанную
противоречивость, столкновение времени и последовательность научных теорий.
вечности, детерминизма и свободы воли, 59Эта последовательность складывается
ограниченности и безграничного Фиксация в вокруг одной , фундаментальной теории
жизненном опыте противоречивости жизни (парадигмы), которую принимает
рождает универсальные настроения – интеллектуальная элита. Она и составляет
оптимизм и пессимизм, которые являются «жесткое ядро» научно-исследовательской
скрытой основой многих мировоззренческих программы. Вокруг этого ядра создаются
образований. новые гипотезы, образуя «защитный пояс».
18В. Дильтей о понимании и объяснении. в 60Выдвинул принцип полиферации –
рамках философии жизни осуществил размножения теорий. Ученые должны
систематическую разработку герменевтики создавать альтернативные теории,
как философского метода. Жизнь заключается несовместимые с общепризнанными , в
во взаимодействии личностей. результате чего разворачивается их
Противопоставляя материальную природу и критика, конкуренция и в целом расширяется
дух, он разделил систему наук на науки о мощь человеческого мышления. В науке царит
природе и науки о духе. Основанием деления анархия: каждый волен изобретать свою
является метод исследования. В отличие от концепцию; ее невозможно сравнить с
позитивистов, которые видели свою главную другими концепциями, поскольку не
задачу в построении позитивной науки, и существует никакой основы для такого
пытались перенести методы естественных сравнения, следовательно, все допустимо,
наук на область гуманитарных, Дильтей все оправдано. Эпистемологический анархизм
полагал, что природу мы объясняем, а П. Фейерабенда.
духовную жизнь понимаем. Объяснение 61Теоретический плюрализм – все научные
предполагает подведение частных случаев и ненаучные, религиозные, рациональные и
под общее правило (закон), описание иррациональные теории имеют равное
причинно-следственных связей, понимание же воздействие на человека Отрицание понятия
есть описание индивидуальных объектов. истины как таковой, истина лежит за
19Неокантианство. Философское течение пределами философии науки Отсутствует
второй половины 19 — первой четверти 20 понятие критерия рациональности познания.
вв., видевшее свою задачу в дальнейшем Рациональность познания относительна: и
развитии кантовской философии в новых научная, и религиозная концепции одинаково
исторических условиях. Совокупность трех рациональны Отрицание универсальных
направлений - "физиологического" методов познания Осн. труд: «Против
(Ф. Л. Ланге, Г Гельмгольц), марбургской метода. Очерк анархистской теории
школы (Г. Коген, П Наторп, Э. Кассирер), познания».
баденской школы (В. Виндельбанд, Э. Ласк, 62М.Полани и его концепция «личностного
Г. Риккерт). знания». Осн. труд: «Личностное знание. На
20Физиологическое направление. Новейшие пути к посткритической философии» Процесс
исследования в области психологии и познания всегда персонифицирован Науку
физиологии человека позволили делают люди, обладающие определенным
представителям данного направления вновь мастерством (мастера) Мастерству познания
поставить вопрос о природе и сущности можно научиться только в непосредственном
чувственного и рационального познания, о общении с мастером, который передает свое
возможности или невозможности создания знание, верование, ответственность.
целостной картины мира. Это повлекло за Познание носит личностный характер, имеет
собой пересмотр методологических основ эмоциональную окраску, интересы и т. д.
естествознания и последовательную критику 63Психоанализ. Психологическая и
материализма, что поставило во главу угла философская концепция, которая считает
неокантианства проблемы переоценки основой бытия человека полет
сущности метафизики и разработку бессознательного. Основатель – Зигмунд
методологии познания "наук о Фрейд (фрейдизм -> неофрейдизм). В
духе" конце 30-х годов возник неофрейдизм,
21Физиологическое направление. Раннее представители которого (Е.Фромм, К.Хорни и
неокантианство отстаивало положение, др.) попробовали отойти от биологизма
согласно которому учение И. Канта об Фрейда и создать социологическую и
априорных формах познания подтверждается культурологическую доктрину.
психофизиологическими исследованиями 64Неврозы обусловлены действием довольно
человека, и мир не является таковым, мощного пласта людской психики, мощного,
каковым воспринимается. Позже установка однако невидимого, скрытого; этот пласт
неокантианства на критическую рефлексию психики он назвал бессознательным.
метафизики привела к смещению акцентов от «Бессознательное" и является основным
исследования психофизиологических понятием фрейдизма, является объектом
оснований познавательного процесса к его глубоко психологического и
трактовке, прежде всего, как социально-философского исследования.
логико-понятийного конструирования Влияние фрейдизма на общественную мысль в
предмета. 30-е годы ХХ ст. было огромным; учение
22Гносеологическая и методологическая Фрейда содействовало развертыванию так
проблематика неокантианства. Марбургская называемой "сексуальной революции.
школа - логико-методологическая Самым важным же становится то, что оно уже
проблематика естественных наук (Коген, неопровержимо доказывало: человека и его
Наторп, Кассирер, Гартман). Баденская поведение нельзя свести к умственным
школа - проблематика ценностей и расчетам, что в целом человек возникает
методологии наук гуманитарного цикла значительно более сложно, чем это казалось
(Генрих Риккерт, Виндельбанд). классической культуре.
23Марбургская школа. Особое внимание 65Феноменология. Учение о фактах и
обращала на изучение логических оснований явлениях, возникающих в нашем сознании в
философии И. Канта, отстаивая первенство процессе познания мира Феномены – те
"теоретического" разума над смыслы предметов, которые возникают в
разумом "практическим« Рассматривала сознании человека (в классической
математику как образец для философии феномен – явление, постигаемое в
социогуманитарного знания, способы чувственном мире!) Противопоставление
образования понятий в математике объекта и субъекта приводит к забвению
полагались в качестве эталона для человека, его жизненного мира Феномен –
образования понятий вообще. структура сознания, в которой субъект и
24Марбургская школа (Э.Кассирер). «Науки объект слились воедино.
о духе" должны, используя специальные 66Эдмунд Гуссерль (1859-1938). Мы всегда
методы, во-первых, изучать символические имеем дело с феноменом, то есть с тем, что
формы, непосредственно создающие нам предоставлено, что перед нами
человеческую культуру, во-вторых, появилось.
исследовать те инструменты, механизмы, 67На объект всегда направлено сознание,
способы символизации, которые определяют которое интеционально Сознание не просто
человеческое видение мира. Они выступают направлено на объект, оно имеет дело с его
как априорные условия взаимодействия смыслом Смысл объекта является сознанию
человека с действительностью, а сама Сознание – это временный поток, внутренне
действительность - это результат упорядоченный, организованный и
культурной символизации. независимый от объекта При помощи этой
25Герман Коген (1842-1818). Основатель соотносительной сетки человек подступает к
Марбургской школы Анализ научного знания миру, пытается познать его и переделать, и
Научное знание - абсолютно самостоятельная в какой-то мере извлечь наружу смысл
и постоянно развивающаяся система, в объекта.
рамках которой развертывается все 68Мир повседневности (жизненный мир) –
разнообразие отношений между познанием и источник всех теорий и понятий науки
действительностью, субъектом и объектом Переход от рассмотрения конкретных
вне знания нет ничего, поэтому сравнить предметов к анализу их чистой сущности –
знание не с чем. «феноменологическая редукция», т.е.
26Действительность - лишь форма, в переориентировка внимания ученого с
которой мыслится знание, поэтому любое предмета на то, каким образом указанные
изменение знания ведет к изменению предметы даны нашему сознанию.
действительности, но не наоборот. Этапы 69Критика естественнонаучного знания:
развития знания определяют различение «Слишком заблудился европейский разум,
между объективно существующим и знанием о увлекся исследованием внешнего мира… Из
нем. Полнота знания гарантирует полноту самой науки исчезло главное – смысл того,
существования предмета. Предмет познания что она исследует. Дух сведен к
всегда остается незавершенным, стремясь к математике, физике. Точные науки
абсолютной полноте и сущностному игнорируют качество вещей и их смыслы.
становлению. Становление предмета Потеря связи науки – человек, разрыв с
совпадает с процессом познания. субъективностью».
27Пауль Наторп (1854-1924). Философия – 70Объективные принципы знания коренятся
метод достижения позитивного знания. в сознании человека Кризис науки и
Разрабатывал концепцию панметодизма, культуры вытекает из забвения человека
доказывая, что мышление имеет основания и Объективной же науки о духе быть вообще не
источник в себе самом. Познание - это может, так как дух самодостаточен и
последовательная реконструкция актов, в независим Поэтому нельзя применять меры
которых субъект осознает сам себя в научного знания для познания духа Призыв:
отличие от положенного им предметного вернуться разуму к самому себе, начинать с
мира. П. Наторп разработал социальную Я Идеи Гуссерля послужили одним из
педагогику, целью которой стало включение источников экзистенциализма и герменвтики.
человека в контексты мировой культуры, 71Структурализм и постструктурализм.
эволюционирующей к идеальному обществу, в Поиск логических структур, существующих за
котором личность выступает как самоцель. многообразием явлений культуры. Идеи
28Баденская школа. Основное внимание структурализма пришли из специальных
уделяла психологическому истолкованию областей знания (лингвистики,
философии И. Канта, утверждая приоритет литературоведения, этнографии). Свою
практического разума и обосновывая основную задачу структурализм видит в
трансцендентальную значащую природу поисках устойчивых логических связей
ценностей. Поэтому в центре исследований объектов. Структурализм добился
Баденской школы была аксиологическая, значительных успехов в выявлении глубинных
культурологическая, антропологическая структур культуры (К.Леви-Стросс, Ж.Лакан,
проблематика. М.Фуко).
29Генрих Риккерт (1863-1936). 72Этапы в развитии структурализма. 20 –
Философские проблемы суть проблемы 50-е годы – формирование методов
аксиологические. Цель философии - структурализма 50 – 60-е годы – оформление
нахождение единого принципа, смысл и общей доктрины структурализма 70 -80-е
сущность которого раскрывается в системе годы – радикальная трансформация принципов
ценностей. Главное - не только установить, структурализма, становление
каков мир в действительности, но и каковы постструктурализма.
ценности, которые придают ему смысл, т. к. 73Предпосылки возникновения
философия - наука о целостном человеке и постмодернизма. И.Кант «Критика чистого
его отношении к миру. разума»: разум не всесилен, имеет свою
30Мир не может быть предметом познания в область; когда сталкивается с антиномиями,
силу своей иррациональности Процесс, он бессилен К.Маркс и Ф.Энгельс: главное в
делающий возможным его относительное историческом процессе не идеи и теории, а
познание, определяется трансцендентальным производительные силы и производственные
долженствованием - необходимостью, отношения Ф.Ницше: в основе всего лежат
заставляющей человека утверждать или иррациональные отношения и воля З. Фрейд:
отрицать что-либо по отношению к предмету, разум – это прихожая человека, верхняя
вынося его оценочное суждение. Утверждает часть айсберга А. Эйнштейн все
примат этически ориентированного относительно, нет никаких абсолютных истин
практического разума по отношению к Социальные потрясения – молодежное
познавательно ориентированному, движение во Франции в 1968 г.
теоретическому. Представители: Ж. Лиотар, Ж.Бодрийар,
31В процессе познания предмет при помощи Ж.Деррида, Ж.Делез, Р.Рокки.
системы категорий, обретает форму правил и 74Основные положения постмодернизма. Мир
норм, требующих признания. Поэтому истина нелогичен, его нельзя свести к каким-либо
определяется Г. Риккертом как логическим схемам, т.е. он не
согласованность понятий между собой, систематизирован Все теории – совокупность
содержание которых детерминируется тезисов, на которые ученые дают
значимостью, обусловленной теоретической интерпретации Со временем тезисы теряют
ценностью Ценность проявляется в мире как свою оригинальность, становятся
объективный смысл. При этом смысл анонимными, безличными Реален тот мир,
выступает своеобразным посредником между который мы сами себе создаем Нас окружают
бытием и ценностями. объективно существующие вещи, который
32Познание действительности каждый воспринимает субъективно, поэтому
(рационализация иррационального) могло мир состоит не из объективной реальности,
осуществляться двумя путями: разнородная а из симулякров Такие понятия как ложь,
непрерывность действительности могла быть истина – не более, чем слова, они
оформлена либо в однородную непрерывность, относительны Вся культура состоит из
либо в разнородную прерывность. С первым текстов. Задача философов в интерпретации,
были связаны науки о природе, со вторым - дискурсе этих текстов.
науки о духе (или о культуре). Г. Риккерт 75Деконструкция – способ чтения текстов,
полагал, что науки о природе когда новые тексты создаются на основе уже
генерализируют понятия, а науки о культуре существующих текстов Научные тексты –
их индивидуализируют. рассказы, похожие на реальность. Наука как
33Вильгельм Виндельбанд (1848-1915). Для литература, миф, религия. Об истине здесь
наук о природе свойственен номотетический не идет и речи Всякое познание
метод, ориентированный на прояснение и относительно На создание научных теорий,
установление законов. Для наук о культуре на процесс познания влияет идеология,
характерен идиографический метод, менталитет.
связанный с прояснением неповторимых 76Герменевтика. Философское учение о
явлений действительности. Г. Риккерт и В. понимании и постижении смысла
Виндельбанд отмечали, что цель философии - (Шлейермахер). Понимание – это способ
создание новой методологии, науки об существования познающего, действующего
общеобязательных ценностях, человека, универсальный способ освоения
обусловливающих нормы и правила в человеком мира.
эстетических, научных, этических, 77Главная идея: существовать – значит
религиозных сферах. быть понятым. Предметом исследования
34Оценка, в которой проявляется является текст. Толкование языка текстов,
ценность, являет собой реакцию личности на его понимание и должно стать ведущим
содержание познания, обусловленное направлением философии. философия с
диалектическим взаимодействием позиций познания (гносеологии) должна
потребностей человека и его представлений перейти на позиции понимания
о мире. Отнесенность к ценности - (герменевтики).
фактически отнесенность к 78Гадамер. Философия с позиций познания
трансцендентальному. Вот почему для (гносеологии) должна перейти на позиции
баденской школы проблемы понимания (герменевтики).
трансцендентальной методологии имели 79Прагматизм. Американская философия
особый смысл. "действия", которая сводит суть
35Трансцендентальный метод нацелен, понятий, идей, теорий к практическим
согласно В. Виндельбанду, на выявление операциям подчинения. Основатели
значимости различных ценностей в различные прагматизма – американские философы Ч.Пирс
периоды истории в многообразных сферах и У.Джемс, Дж. Дьюи. Выработка конкретных
человеческой жизнедеятельности. Метод средств, которые помогут людям решать их
рассматривает отнесенность к ценностям как конкретные жизненные задачи на практике.
необходимую черту историко-культурного 80Прагматизм. Истина определяется как
познания. Поэтому определяющим значением полезность или как разработанность идеи.
обладает не знание само по себе, а Успех абсолютизируется и превращается не
понимание и создание новой понимающей только в единственный критерий истинности,
науки. В основе последней должно лежать но и в само содержание понятия истины.
стремление понять смысл совершаемого 81Персонализм. Персонализм – направление
человеком в различных историко-культурных теистики в современной философии, которое
контекстах, в различных сферах признает личность первичной творческой
жизнедеятельности. реальностью и высшей духовной ценностью.
36Экзистенциализм. Философия Представители: Н.А.Бердяев, Л.Шестов,
существования – иррационалистическое Б.Боун. П.Рикер и др.
направление в современной философии. 82В основе мировоззрения – плюрализм –
Основатель – М.Хайдеггер, рассматривал признание множественности мнений, воли,
человека не извне, не как объект личностей. Личность рассматривается как
наблюдения и изучения, а из середины его основное проявление бытия. Источники
феноменального мира. Что отличает личности все же коренятся в едином начале
философию экзистенциализма? Поворот к – боге.
человеку (изучение конкретного единичного 83Николай Бердяев (1874-1948). Лишь
человека) Трактовки воли (выплывает из личность может нам объяснить, что есть
понимания сути человеческого бытия) человек, а не наоборот. Особенно же есть
Иррационализм (иррациональные способы абсолютная, то есть божественная духовная
постижения действительности). единица, а потому она в исходном своем
37“ Философия экзистенциализма качестве возникает как абсолютная свобода,
действительно поставила человека лицом к то есть свобода прочь от всего, в том
самым важным вопросам жизни, сделав числе и от Бога, потому что и в отношении
внутренний мир человека единственным к Богу личность имеет возможность
исходным пунктом для понимания всех определиться сама.
аспектов жизни. Поэтому и не удивительно, 84Неотомизм - современный этап в
что идеи данной философии вдохновляли развитии томизма - учение Фомы Аквинского;
многих людей в годы Второй Мировой войны”. получил официальное признание Ватикана.
Х.Ортега-и-Гасет. 85Западная философия 19-20 вв.
38Экзистенциализм. Отказ от ориентации калейдоскопически разнообразна, это
на теоретически развитое знание связано с поиском новых форм и парадигм
Концентрация интереса на познание философствования. Ее можно
состояния человека, выражающегося в его охарактеризовать как «философию человека,
переживаниях: Чувство постоянного бытия и смысла».
беспокойства, заброшенности, одиночества
ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 веков.ppt
http://900igr.net/kartinka/filosofija/zapadnaja-filosofija-19-20-vekov-155862.html
cсылка на страницу

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 веков

другие презентации на тему «ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 веков»

«Философия человека» - Возможно и вне богословия (Дунс Скотт, Уильям Оккам). Атеистический. Мир непознаваем. Скачок. Качественные изменения: переход от старого качества к новому. Модель как источник информации. Атомистическая. Концепции. Т.Мор, Т.Кампанелла. Товарное. Закон взаимодействия противоположностей. Анализ и синтез 91.

«Философия Нового времени» - Проблема бытия в философии Нового времени. Ключевые понятия Механицизм как черта онтологии. Главный представитель Ф.Бэкон. главным источником достоверного научного знания опыт. Раскройте суть теории «об идолах» Ф. Бэкона. Буржуазные революции 17-18 вв. На каком основании XVII в. называют «веком гениев»?

«История русской философии» - В. В. Розанов (1856-1919). История русской философии. В защиту права П. Б. Струве. П. Б. Струве (1870-1944). Деятели религиозно-философского ренессанса (литераторы). Д. С. Мережковский (1865-1941). В. И. Иванов (1866-1949). МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.

«Философия средних веков» - Университет – сообщество учителей и школяров. Pierre Abailard/Ab?lard, лат. Вершина средневековой философии. Музыка Арифметика Геометрия Астрономия. Формы обучения. Даже апостолы и отцы церкви могли заблуждаться. Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья. Учение Абеляра. Пьер (Пётр) Абеляр или Абелар (фр.

«Античная философия» - Воздух, входя­щий в вышеуказанный ряд, не тождественен с первоначалом. Фалес (625-547 до н.э.). Продолжение. Воздух — источник жизни и психических явлений. Есть материальный мир, в котором живет человек. Главным в философии Платона было учение об идеях. Общая характеристика античной философии. Характерные черты.

«Философия истории» - Человек - свободная и разумная сущность - вершина сотворенной божественным духом природы. Рефлективная история. Становление философии истории. Циклическое движение истории по спирали. В центре внимания динамизм политических сил. Труд Геродота - история Греко-персидских войн. Философия истории. Прогностическая - предсказывает дальнейшее развитие истории.

История философии

17 презентаций об истории философии
Урок

Философия

20 тем
Картинки
900igr.net > Презентации по философии > История философии > ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 веков