Восточная Сибирь
<<  Приёмные семьи Кяхтинского района Республики Бурятия Культура и быт народов Бурятии  >>
Синий цвет — национальный цвет у бурят, олицетворяет исторические
Синий цвет — национальный цвет у бурят, олицетворяет исторические
Старый герб Бурятии
Старый герб Бурятии
Бурятское соёмбо состоит из трёх элементов: луны, солнца и огня снизу
Бурятское соёмбо состоит из трёх элементов: луны, солнца и огня снизу
Герб Республики Бурятия представляет собой геральдический щит
Герб Республики Бурятия представляет собой геральдический щит
флаг города Улан-Удэ Гербовый щит стал одноцветным - золотым;
флаг города Улан-Удэ Гербовый щит стал одноцветным - золотым;
Герб города Улан-Удэ Прямоугольное полотнище с отношением высоты к
Герб города Улан-Удэ Прямоугольное полотнище с отношением высоты к
Герб Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Толкование цветов
Герб Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Толкование цветов
флаг Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Цвета флага
флаг Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Цвета флага
Флаг -полос: левой - синего, средней - желтого и правой - белого
Флаг -полос: левой - синего, средней - желтого и правой - белого
Герб Агинского Бурятского округа Забайкальского края (далее также -
Герб Агинского Бурятского округа Забайкальского края (далее также -
Флаг -полос: левой - синего, средней - желтого и правой - белого
Флаг -полос: левой - синего, средней - желтого и правой - белого
Герб Агинского Бурятского округа Забайкальского края (далее также -
Герб Агинского Бурятского округа Забайкальского края (далее также -
В разных ведомствах характер поселений и формы жилищ имели свои
В разных ведомствах характер поселений и формы жилищ имели свои
В разных ведомствах характер поселений и формы жилищ имели свои
В разных ведомствах характер поселений и формы жилищ имели свои
Знакомство с народами Бурятии
Знакомство с народами Бурятии
Знакомство с народами Бурятии
Знакомство с народами Бурятии
Знакомство с народами Бурятии
Знакомство с народами Бурятии
Знакомство с народами Бурятии
Знакомство с народами Бурятии
Знакомство с народами Бурятии
Знакомство с народами Бурятии
Знакомство с народами Бурятии
Знакомство с народами Бурятии
Знакомство с народами Бурятии
Знакомство с народами Бурятии
Знакомство с народами Бурятии
Знакомство с народами Бурятии
Знакомство с народами Бурятии
Знакомство с народами Бурятии
Знакомство с народами Бурятии
Знакомство с народами Бурятии
Знакомство с народами Бурятии
Знакомство с народами Бурятии
Знакомство с народами Бурятии
Знакомство с народами Бурятии
Знакомство с народами Бурятии
Знакомство с народами Бурятии
В своей культуре буряты активно используют традиционные орнаменты -
В своей культуре буряты активно используют традиционные орнаменты -
Сибирский наряд шамана Сохранялись культы духов, промысловые и родовые
Сибирский наряд шамана Сохранялись культы духов, промысловые и родовые
Алтайский наряд шамана
Алтайский наряд шамана
Орнитологическая символика-Три главных типа — птица, олень и медведь
Орнитологическая символика-Три главных типа — птица, олень и медведь
Шаманские маски
Шаманские маски
Шаманский бубен
Шаманский бубен
Ритуальные наряды и магические бубны во всем мире
Ритуальные наряды и магические бубны во всем мире
Украшения из бисера по бурятским орнаментам
Украшения из бисера по бурятским орнаментам
Украшения из бисера по бурятским орнаментам
Украшения из бисера по бурятским орнаментам
Чингизхан - скульптура По вероисповеданию Намдакова Даши он - буддист
Чингизхан - скульптура По вероисповеданию Намдакова Даши он - буддист
Флаг Эвенкийского муниципального района представляет собой
Флаг Эвенкийского муниципального района представляет собой
Герб Эвенкийского муниципального района представляет собой
Герб Эвенкийского муниципального района представляет собой
Костюм эвенкийского шамана Бубен - это символ Вселенной, место сбора
Костюм эвенкийского шамана Бубен - это символ Вселенной, место сбора
Быт, хозяйство, культ Основное занятие "пеших", или "сидячих", эвенков
Быт, хозяйство, культ Основное занятие "пеших", или "сидячих", эвенков
Жилище Охотники-эвенки, ведущие подвижный образ жизни, жили в легких
Жилище Охотники-эвенки, ведущие подвижный образ жизни, жили в легких
Жилище Охотники-эвенки, ведущие подвижный образ жизни, жили в легких
Жилище Охотники-эвенки, ведущие подвижный образ жизни, жили в легких
Памятная стела стоит в точке, где расположен географический центр
Памятная стела стоит в точке, где расположен географический центр
Бразцы орнаментов
Бразцы орнаментов
Бразцы орнаментов
Бразцы орнаментов
Бразцы орнаментов
Бразцы орнаментов
Бразцы орнаментов
Бразцы орнаментов
Костюмы эвенков - Это парка, кухлянка, камлея из оленьей шкуры - одним
Костюмы эвенков - Это парка, кухлянка, камлея из оленьей шкуры - одним
Костюмы эвенков - Это парка, кухлянка, камлея из оленьей шкуры - одним
Костюмы эвенков - Это парка, кухлянка, камлея из оленьей шкуры - одним
Костюмы эвенков - Это парка, кухлянка, камлея из оленьей шкуры - одним
Костюмы эвенков - Это парка, кухлянка, камлея из оленьей шкуры - одним
Бразцы орнамен-тов
Бразцы орнамен-тов
Бразцы орнамен-тов
Бразцы орнамен-тов
Бразцы орнамен-тов
Бразцы орнамен-тов
Бразцы орнамен-тов
Бразцы орнамен-тов
Со времён Никона старообрядцы не только веру сохранили, но и русскую
Со времён Никона старообрядцы не только веру сохранили, но и русскую
Семейские старообрядцы Забайкалья
Семейские старообрядцы Забайкалья
Посетив музей, созданный при храме в селе Тарбагатай батюшкой Сергеем
Посетив музей, созданный при храме в селе Тарбагатай батюшкой Сергеем
Семейские хлебосольный, гостеприимный народ любят яркие веселые тона
Семейские хлебосольный, гостеприимный народ любят яркие веселые тона
Старообрядческая церковь
Старообрядческая церковь
Картинки из презентации «Знакомство с народами Бурятии» к уроку географии на тему «Восточная Сибирь»

Автор: пдд. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока географии, скачайте бесплатно презентацию «Знакомство с народами Бурятии.pptx» со всеми картинками в zip-архиве размером 5244 КБ.

Знакомство с народами Бурятии

содержание презентации «Знакомство с народами Бурятии.pptx»
Сл Текст Сл Текст
1Знакомство с народами Бурятии. 33готовить мучные изделия (лепешки и т. п.)
2Синий цвет — национальный цвет у заменявшие хлеб. Все необходимое для жизни
бурят, олицетворяет исторические корни и в тайге делали сами. Из оленьих шкур
культурные связи народов Бурятии, а также изготавливали тонкую замшу
нерушимость и верность. Белый цвет — "ровдугу". Кузнечное дело было
символ высоких нравственных начал, известно каждому эвенку, но существовали и
счастья, спокойствия, благополучия, мира, кузнецы - профессионалы. Охота
единства и целостности. Сочетание синего и производилась преимущественно в одиночку.
белого говорит о том, что Бурятия — часть Группой в два-три человека охотились на
Российской Федерации. Жёлтый (золотой) крупного зверя, когда надо было гнать его
цвет подчёркивает духовное начало на стрелка, а также на переходах через
(верующие буряты в Забайкалье исповедуют речки мелких парнокопытных, когда те
тибетский буддизм школы гелуг, переходили на новые места. Основная охота
символический цвет которой — жёлтый, была на мясного зверя, пушного били
золотой), жёлтый говорит и о милосердии, попутно. На охоте тунгусы пользовались
гармонии человека и природы, духовном луками, рогатиной и устанавливали
совершенствовании. самострелы и петли. За зверем гонялись или
3Старый герб Бурятии. били его на водопойных тропах из засады на
4Бурятское соёмбо состоит из трёх деревьях и в лодках. Для выслеживания
элементов: луны, солнца и огня снизу зверя маскировались, накидывая на себя
вверх. Огонь означает тепло, жизнь, свет, шкуру с головы оленя, а иногда целую.
возрождение, благополучие, очаг. Он — Бродячие охотники добывали рыбу с помощью
символ чистоты и хранитель дома. Первый лука и остроги. Зимой старики кололи рыбу
язычок пламени олицетворяет прошлое, через лунки, а летом рыбаки занимались
средний — современное, третий — будущие лучением с лодки. На небольших речках
поколения. Вместе языки пламени говорят о устраивали запоры и устанавливали в них
непрерывности и преемственности истории. С корыта и «морды». В рыбалке участвовало
солнцем связаны представления об источнике много мужчин.
жизни, жизненной силы, света, богатства, 34Быт, хозяйство, культ Основное занятие
изобилия. Луна у монгольских и тюркских "пеших", или
народов почиталась как главное светило, "сидячих", эвенков — охота на
эти народы усматривали в ней таинство, так оленя, лося, косулю, кабаргу, медведя и
как Луна была хозяйкой ночи. др. Позднее распространилась товарная
5Герб Республики Бурятия представляет пушная охота. Охотились с осени по весну,
собой геральдический щит традиционной по два-три человека. По тайге ходили на
формы, на котором размещен трехцветный лыжах-голицах (кингнэ, киглэ) или подбитых
круг (сине-бело-жёлтый цвета национального камусом (суксилла). Оленеводы охотились
флага). В верхней части круга — золотое верхом на оленях. "Конные"
соёмбо — традиционный символ вечной жизни эвенки разводили лошадей, верблюдов, овец.
(солнце, луна, очаг). В центре круга — На Охотском побережье и Байкале промышляли
одинаковой ширины сине-белые полосы — также тюленя. По воде передвигались на
волны Байкала, а также светло-зелёного и плотах (тэму), лодках с двухлопастным
темно-зелёного фона горные вершины, веслом – долблёных, иногда с дощатыми
характерные для местного ландшафта. Нижнюю бортами (онгочо, утуннгу) или берестяных
часть круга обрамляет голубая лента (дяв); орочены для переправ пользовались
«хадак» — символ гостеприимства народа лодкой из лосиной кожи на каркасе,
Бурятии. Центральная часть хадака служит сделанном на месте (мурекэ). Была развита
основанием герба. Лента равномерно один домашняя обработка шкур, бересты (среди
раз с каждой стороны нижней части круга женщин); до прихода русских было известно
обвивает герб. Концы ее ниспадают по обе кузнечество, в том числе на заказ. В
стороны герба над его основанием. Забайкалье и Приамурье частично переходили
6флаг города Улан-Удэ Гербовый щит стал к оседлому земледелию и разведению
одноцветным - золотым; добавлена корона, в крупного рогатого скота.
которую вплетены "соёмбо" и 35Жилище Охотники-эвенки, ведущие
бурятский национальный орнамент; под щитом подвижный образ жизни, жили в легких
добавлена лента синего цвета, переносных жилищах - чумах (дю).
символизирующая награждение города орденом Стационарный зимний тип жилища,
Трудового Красного знамени. . характерный для полуоседлых
7Герб города Улан-Удэ Прямоугольное эвенков-охотников и рыболовов, - голомо
полотнище с отношением высоты к длине 2:3, пирамидальной или усеченно-пирамидальной
состоящее из двух вертикальных полос - формы. Летним постоянным жилищем охотникам
синего (у древка шириной в 2/9 длины и рыболовам служило корьевое
полотнища) и желтого цветов; вверху синей четырехугольное жилище из жердей или
полосы - желтый круг, сопровождённый внизу бревен с двускатной крышей. Южные эвенки,
положенным в пояс жёлтым полумесяцем, скотоводы-кочевники Забайкалья жили в
вверху - жёлтым пламенем о трёх языках; в переносных юртах бурятского и монгольского
центре жёлтой полосы - фигуры из герба типа. Были распространены летние и зимние
города Улан-Удэ -перекрещённые наискось шалаши, покрытые корой. Как правило, в
зелёный опрокинутый рог изобилия с большинстве случаев, использовалась
исходящими из него зелёными листьями и лиственничная кора. В качестве покрытия
красными плодами, отворённый от древка, и конического шалаша могла использоваться
поверх него - чёрный Меркуриев жезл. береста и сено. Зимние шалаши строились из
8Герб Усть-Ордынского Бурятского досок в форме многогранной пирамиды,
автономного округа Толкование цветов покрытой землей, войлоком, нюками, сшитыми
Геральдические цвета герба означают: белый из оленьих шкур или ровдуги. Как правило,
— пространство небес, совершенная пустота остов шалашей при перекочевках,
из которой рождается вселенная, белизна перевозился эвенками с одного места на
молока, импульс к развитию, священный, другое. Эвенкийский шалаш строился из 25
божественный цвет используемый для обрядов шестов. В готовом виде он имел в диаметре
очищения и исцеления. зелёный — цвет 2м, в высоту 2-3м. Остов переносного
бессмертия и самой природы, символ шалаша покрывался сверху специальными
воскресения и обновления, символизирует покрышками. Покрышки, сшитые из кусочков
уникальную флору и фауну, лесные богатства бересты, назывались тисками, сшитые же из
округа. золотой — богатство края, оленьих шкур, ровдуги или рыбьих кож -
солнечный свет, цвет счастья и нюками. В прошлом внутри шалашей
благополучия. устраивали очаг.
9флаг Усть-Ордынского Бурятского 36Одежда эвенков Верхняя одежда эвенков
автономного округа Цвета флага означают отличалась большим многообразием.Основным
(официальное толкование): синее полотнище материалом для эвенкийской одежды служит
с трехлепестковым "арбагаром" . шкура северного оленя - серо-коричновего
Синий цвет символизирует "Вечное цвета, белого с темным, реже - белого
синее небо" бурято-монгольской и цвета. Применяли также кожу лося. Для
общетюркской шаманской космогонии и отделки использовали также белую шкуру
мифологии). Гэсэр - эпический культурный оленя и белый камус. Проследим
герой бурятской, монгольской, тувинской и исторические особенности одежды у
тибето-бирманской мифологии. эвенков.Интересно отметить, что одежда
10Флаг -полос: левой - синего, средней - коренного населения соответствует
желтого и правой - белого цветов. В климато-географическим особенностям
верхнем левом углу полотнища расположен местности (подтверждение тому
символ - соёмбо, верхняя точка которого в «фраки"). Одежда - одинаковая для
середине синей полосы на расстоянии 1/20 мужчин и женщин - была распашная и
ширины флага от верхнего края полотнища. именовалась в литературе обычно
Отношение ширины флага округа к его длине "фраком". У забайкальских
2:3. Соёмбо - это символическое эвенков (ороченов), кроме описанной выше
изображение горящего пламени, как парки, была еще женская верхняя одежда,
источника жизни народа, желтого цвета, шитая из ровдуги, бумажных и шелковых
размером: высота 1/3 ширины флага округа, тканей, в виде кафтана с прямым разрезом
диаметр круга 1/6 ширины флага округаФлаг спереди, со сходящимися полами, со
округа находится в цветовом единстве с спинкой, кроенной в талию; боковые
гербом Агинского Бурятского округа, полотнища ее в поясной части имели надрезы
символизируя собой исторические, и были собраны в мелкие сборки. Воротник
культурные, социально-экономические, отложной. Украшение одежды состояло из
национальные, природные особенности аппликации матерчатыми полосками и
Агинского Бурятского округа: синий - пуговицами. Одежда украшалась полосками
вечное чистое небо; желтый - богатство, козьего и собачьего меха, бахромой,
жизнь; белый - чистоту, мудрость. вышивкой конским волосом, металлическими
11Герб Агинского Бурятского округа бляшками, бисером. Коневоды Забайкалья
Забайкальского края (далее также - герб носили халат с широким запахом налево.
округа) представляет собой Распространились элементы русской одежды.
четырехугольный, с закругленными нижними Обувь Обувью служили олочи из кожи,сукна
углами, заостренный в оконечности лазурный или ровдуги летом и оленьего меха
(синий, голубой) геральдический щит. В зимой.Самой же распространённой обувью
центре щита круг, в верхней части которого являлись и являются унты (от эвенкийского
находится изображение " унта" обувь, или иное название
"Гал-гуламта", символизирующее "торбасы"), меховая обувь у
огонь, очаг, источник жизни, света и народов Севера и Сибири.
благополучия народа. По горизонтальному 37Памятная стела стоит в точке, где
диаметру круга под золотыми лучами расположен географический центр России.
восходящего солнца расположены символы 38Бразцы орнаментов.
священных для местных народов гор: 39Эвенкийский орнамент строго
Алханай, Хаан Уула, Согто Уула, Баатарай геометричен, ясен по структуре и по форме,
обоо. Ниже гор параллельно к сложен и по своей композиции. Он состоит
горизонтальному диаметру круга расположены из простейших полос, дуг или арочек,
одна зеленая полоса, две лазурные (синие, кругов, чередующихся квадратов,
голубые) волнистые полосы и одна белая прямоугольников, зигзага, крестообразных
волнистая полоса, олицетворяющие степи фигур. Разнообразие применяемых при
(луга, пастбища и пашни), реки, озера и орнаментации материалов, различная
минеральные источники (аршаны). В нижней расцветка кожи, меха, бисера, тканей
части круга расположен зооморфный тщательно обогащают этот простой, на
национальный орнамент желтого цвета первый взгляд, орнамент и придают
"Хамар угалза", символизирующий украшаемым предметам весьма нарядную
благоденствие, процветание и внешность. "В своем искусстве
олицетворяющий традиционную приверженность эвенкийские мастерицы издавна широко
коренного народа к животноводству. Вправо применяли цветные сукна, ровдугу /тонко
и влево от орнамента по кругу расположены выделанную оленью кожу в виде замши/, мех
золотые колосья пшеницы, перевитые по оленя, лося, белки, соболя, олений волос,
четыре раза с каждой стороны белой лентой свои собственные красители и цветные
- национальным "хадаком" - нитки, выделанные из оленьих сухожилий.
символом гостеприимства, чистоты помыслов Короткий легкий кафтан, плотно облегающий
и дружбы между народами. При исполнении фигуру, нагрудник, пояс, унты,
герба округа применены два геральдических наголенники, шапки, рукавицы обильно
цвета (финифти): лазурь (голубой) и зелень украшаются бисером, вышиваются оленьим
(зеленый) и два цвета металла: золото волосом и цветными нитками, инкрустируются
(желтый) и серебро (белый). Лазурь - кусочками меха, полосками кожи и материи
символ красоты и величия. Зелень - символ различной окраски, покрываются плетениями
надежды, радости и изобилия. Золото - из ремешков, аппликацией из кусочков
символ богатства и справедливости. цветной ткани и оловянными бляшками. Из
12Флаг -полос: левой - синего, средней - кусочков меха мастерицы составляют узоры
желтого и правой - белого цветов. В на нагрудниках, спинках кафтанов, торбасах
верхнем левом углу полотнища расположен и ковриках. Общим способом для украшения
символ - соёмбо, верхняя точка которого в всяких меховых вещей является
середине синей полосы на расстоянии 1/20 комбинирование полос белого и темного
ширины флага от верхнего края полотнища. меха. Особенно интересны
Отношение ширины флага округа к его длине "кумаланы" /коврики/,
2:3. Соёмбо - это символическое специфические тунгусские произведения
изображение горящего пламени, как искусства. "Кумаланы" имеют как
источника жизни народа, желтого цвета, хозяйственное назначение /ими покрывают
размером: высота 1/3 ширины флага округа, вьюки при транспортировке на оленях,
диаметр круга 1/6 ширины флага округа. укрывают вещи, их подстилают в чумах/, так
Флаг округа находится в цветовом единстве и ритуальное /шаманские коврики,
с гербом Агинского Бурятского округа, необходимые в семейных обрядах
символизируя собой исторические, эвенков/."Кумаланы" шьют из двух
культурные, социально-экономические, или четырех шкур лобовины оленя или лося.
национальные, природные особенности 40Костюмы эвенков - Это парка, кухлянка,
Агинского Бурятского округа: камлея из оленьей шкуры - одним словом,
13Герб Агинского Бурятского округа костюм, хорошо приспособленный к кочевой
Забайкальского края (далее также - герб жизни охотников и оленеводов. Эвенки -
округа) представляет собой искусные мастера народных промыслов,
четырехугольный, с закругленными нижними причудливо сочетают мех, бересту, дерево
углами, заостренный в оконечности лазурный и, как ни странно - бисер. Практически вся
(синий, голубой) геральдический щит. В утварь, одежда эвенков украшается бисером.
центре щита круг, в верхней части которого Бисер используется в ритуальных обрядов
находится изображение шаманов и даже является частью упряжи
"Гал-гуламта", символизирующее оленей, превосходное украшение на голову
огонь, очаг, источник жизни, света и для оленей. Мужская и женская одежда
благополучия народа. По горизонтальному различалась лишь по форме нагрудника:
диаметру круга под золотыми лучами нижний конец мужского нагрудника был в
восходящего солнца расположены символы виде острого мыса, у женского -прямой.
священных для местных народов гор: 41Бразцы орнамен-тов.
Алханай, Хаан Уула, Согто Уула, Баатарай 42Знакомство со староверами
обоо. Ниже гор параллельно к (семейскими).
горизонтальному диаметру круга расположены 43В Забайкалье староверы были поселены
одна зеленая полоса, две лазурные (синие, целыми семьями, в отличие от одиночных
голубые) волнистые полосы и одна белая ссыльных, получили название «семейские»,
волнистая полоса, олицетворяющие степи словом этноним произошел от слова «семья».
(луга, пастбища и пашни), реки, озера и Как отколовшуюся непокорную часть народа
минеральные источники (аршаны). В нижней староверов объявили вне закона, лишили
части круга расположен зооморфный всех прав и преследовали за веру. Между
национальный орнамент желтого цвета тем жизнь преследуемых церковными и
"Хамар угалза", символизирующий государственными властями шла своим
благоденствие, процветание и чередом. Староверы, где бы они ни
олицетворяющий традиционную приверженность поселились, возводили новые дома,
коренного народа к животноводству. Вправо поднимали целину, раскорчевывая леса,
и влево от орнамента по кругу расположены осушая болота, осваивали пустыни, таежные
золотые колосья пшеницы, перевитые по дебри и даже районы вечной мерзлоты. О
четыре раза с каждой стороны белой лентой староверах Забайкалья, со временем
- национальным "хадаком" - получивших здесь название «семейские»,
символом гостеприимства, чистоты помыслов написаны десятки статей и книг. Но о том,
и дружбы между народами. При исполнении когда, в каком количестве и откуда они
герба округа применены два геральдических были сосланы в Забайкалье, – известно было
цвета (финифти): лазурь (голубой) и зелень немного. Сами они к настоящему времени
(зеленый) и два цвета металла: золото сохранили в памяти воспоминание, что их
(желтый) и серебро (белый). Лазурь - предки были переселены из Польши при
символ красоты и величия. Зелень - символ царице Екатерине II. А из каких мест
надежды, радости и изобилия. Золото - выведены – почти никто не помнит. Прежде в
символ богатства и справедливости. синий - сельских общинах велись летописи о
вечное чистое небо; желтый - богатство, значительных событиях в жизни
жизнь; белый - чистоту, мудрость. старообрядцев Забайкалья, но эти записи
14В разных ведомствах характер поселений почти все куда-то исчезли. К
и формы жилищ имели свои особенности. народно-бытовым особенностям культуры
Агинские буряты продолжали жить в староверов Сибири отнесем их
войлочных юртах, приспособленных для приверженность к особого рода одежде, чем
кочевания наиболее распространенными они выделялись на общем фоне русского
видами жилища были деревянные и войлочные сибирского старожильческого населения;
юрты. Деревянные юрты некогда широко 44Со времён Никона старообрядцы не
распространенные, приобрели у них только веру сохранили, но и русскую
подсобное значение. Юрта у бурят, культуру. За нежелание принять церковные
войлочная или деревянная служила не только реформы старообрядцев в XVIII веке
жилым, но и хозяйственным помещением, где насильно переселили в Сибирь. Первых
ранней весной содержали родившихся телят. вывезенных из Ветки в 1766 году
Ягнят, козлят. По традиции юрта делилась старообрядцев поселили недалеко от
на мужскую (левую) и женскую (правую) Верхнеудинска в селах Тарбагатай, Куйтун,
половины. В мужской половине находились Б-Куналей, Десятниково, Бурнашево. Они
сбруя, орудия труда и вооружение, а в селились целыми семьями, поэтому их стали
женской домашняя утварь и продукты называть впоследствии «семейскими».
питания. Северная часть - хоймор- 45Семейские старообрядцы Забайкалья. В
считалась почетной и предназначалась для Забайкалье наиболее крупными
приема гостей. В центре юрты находился старообрядческими селами были: Бичура,
очаг, а вверху оставалось отверстие для Большой Канулей, Куйтун, Тарбагатай,
выхода дыма. Очаг признавался священным, с Хонхолой, Никольское.
ним были связаны различного рода обряды и 46Одежда К народно-бытовым особенностям
запреты. культуры староверов Сибири отнесем их
15Ведущей отраслью хозяйственной приверженность к особого рода одежде, чем
деятельности бурят в прошлом было они выделялись на общем фоне русского
скотоводство. В Забайкалье оно не сибирского старожильческого населения;
отличалось от типичного монгольского описание одежды семейской женщины: «Кичка
кочевого хозяйства, чисто пастбищного с по очелью украшалась пояской – полоской
зимними стоянками. Разводили пять видов ткани с поднизью из бисера и селезневыми
скота (табан хушута мал): крупный рогатый перышками (они назывались кучери).
скот, лошадей, овец, коз и верблюдов. В Кокошник, составлявший праздничный убор,
Прибайкалье скотоводство носило надевался поверх кички, соответствуя ей по
полукочевой характер, существовала система форме; шили его с небольшим закругленным
запаса кормов на зиму, перекочевок с очельем. Позатыльник повязывали сзади на
зимников на летники. Вспомогательное кичку под кокошник, шили его из бархата,
значение имели охота и рыболовство. У шелка, украшали позументами или вышивали
отдельных групп бурят, в частности на золотой нитью. Кокошник сплошь покрывали
берегах Байкала, рыболовство играло узором из серебряной или золотой нити или
существенную роль в хозяйстве, а у вышивали, оставляя просветы фона; делали
нижнеудинских, окинских, закаменских и их особые мастерицы… Поверх кокошника
баргузинских бурят, обитавших в повязывался шелковый платок – атлас – или
горно-таежных районах, развита была охота. тонкая кашемировская шаль, причем так,
В 18-начале 20 века в хозяйственной жизни чтобы было видно расшитое дно кокошника».
бурят произошли существенные изменения. Г.С.Маслова, крупный специалист по
Под влиянием русских крестьян буряты восточнославянской одежде, считает, что у
постепенно стали переходить к земледелию и семейских сохранились древнейшие русские
оседлости. В конце 19 начале 20 века у головные уборы. Способ повязывания платков
предбайкальских бурят преобладало был разный: в селах Улан-Удэнского,
земледельческо-скотоводческое хозяйство, у Мухор-Шибирского, Бичурского районов
забайкальских – тонкая большая шаль (или атлас)
скотоводческо-земледельческое; чисто повязывалась по кичке в виде чалмы.
скотоводческое хозяйство сохранялось в Нередко дополнительно для тепла надевали
агинских степях. У бурят были платок по подбородку, завязывая концы на
распространены различные ремесла, они затылке. В Читинской области (Урлук,
выплавляли железо, добывали слюду и соль. Кочон, Красный Чикой, Новосалия и др.)
Особенно развитым было кузнечное ремесло, повязывали небольшой сложенный платок по
передаваемое по наследству.Для бурят очелью кокошника. Любопытно, что головные
Забайкалья было характерно сочетание уборы русских имеют какую-то древнюю связь
скотоводства с земледелием и лесными с птицами: это сохранено в их названиях
промыслами. Приоритетным занятием являлось (кокошник – от общеславянского кокошь –
кочевое скотоводство. курица-наседка; сорока). Нет сомнения, что
16 головной убор имел апотропейное значение,
17В своей культуре буряты активно служил оберегом. В Улан-Удэ в
используют традиционные орнаменты - узоры, краеведческом музее хранится головной
основанные на повторении и чередовании убор, сделанный для семейской женщины
различных элементов. Издавна бурятский целиком из шкурки селезня с перьями.
орнамент играет роль оберега, талисмана и Дополнениями к костюму семейских являлись
благопожелания, им украшают многие вещи, украшения: запонки в качестве застежек,
мебель, одежду. Любой такой узор, как янтарные бусы, бисерные украшения,
сложный, так и лаконичный, содержит украшения из перьев дикого селезня (пушки,
определённый смысл, например, пожелания кучери, «косички»), обычай украшать
здоровья, долгих лет жизни, живыми, а иногда искусственными
многочисленного потомства, счастья и способствовало сохранению старинных
богатства. Вещи с такими узорами приносят национальных форм костюма. Верхняя мужская
в дом мир и удачу. и женская одежда во второй половине XIX –
18Сибирский наряд шамана Сохранялись начале XX в. насчитывала до 30
культы духов, промысловые и родовые наименований. Это были зипуны, шамели,
культы, шаманизм. Существовали элементы куртки, шубы, дохи, халаты, яги, шабуры,
Медвежьего праздника – обряды, связанные с озямы, армяки, капоты, поддевки, курмушки,
разделкой туши убитого медведя, поеданием борчатки и прочее. Женская праздничная
его мяса, захоронением костей. одежда с рукавами, халаты в том числе,
Христианизация ‘венков проводилась с XVII носились внакидку, только в церкви их
в. В Забайкалье и Приамурье было сильно надевали на рукава. В будни носили
влияние буддизма. домотканые зипуны или шамели, курмушки
19Алтайский наряд шамана. часто плисовые, борчатки, бекеши. Зимнюю
20Орнитологическая символика-Три главных меховую одежду изготавливали из овчины
типа — птица, олень и медведь. (шубы, полушубки, тулупы). Дохи,
21Шаманские маски. надеваемые поверх обычной зимней одежды
22Шаманский бубен. куда-либо в дорогу или в лес, шились из
23Ритуальные наряды и магические бубны собачьего, козьего, гураньего меха.
во всем мире. Зипуны, халаты и шубы, имеющие
24Украшения из бисера по бурятским халатообразный покрой, который, как
орнаментам. известно, был характерен для русской
25Украшения из бисера по бурятским одежды XVII века, сохранялись не только по
орнаментам. традиции, но царское правительство
26Чингизхан - скульптура По специальными указами предписывало
вероисповеданию Намдакова Даши он - старообрядцам сохранять верхнюю одежду
буддист. Отец художника вырезал из дерева старого покроя. Указ Петра I от 1722 г.
буддийские символы, фигурки лам и божеств. предписывал: «А раскольникам и бородачам,
Буддизм нашел глубокое отражение в какого они звания не были, носить же
творчестве Даши. На вопрос о том, какую указанное раскольничье платье, чтобы оные
роль играет буддизм в его работах, он по тому во всех местах явны были, и ни под
ответил, что ему как буддисту даже странно каким предлогом нигде прикрыться и от
слышать такой вопрос. На стене дацана в положенных за них денег минуть никак не
Санкт-Петербурге находится мраморная могли… и в котором указе повелено носить
доска-барельеф в память первого настоятеля им, раскольникам, старое платье, а именно:
храма, выполненная художником. зипун со стоячим клеевым козырем, ферези и
Традиционные образы его работ видны сразу однорядку с лежачим ожерельем…»
— это кочевники, воины и всадники, Последующие правители подтверждали указ
сакральные фигуры, волшебные женщины, Петра Великого. Это видно из постановлений
родовые покровители бурят: тотемные правительства 1746 г. и известного
животные и мифологические существа. Манифеста от 14 декабря 1762 г., в котором
27Знакомство с народами эвенкии. императрица Екатерина II обещала,
28Эвенки — коренной народ Российской приглашая беглых старообрядцев вернуться
Федерации. Живут также в Монголии и на из-за рубежа в Россию, что «как в бритье
северо-востоке Китая. Самоназвание — бород, так и в ношении указанного платья
эвенки, ставшее официальным этнонимом в никакого принуждения им чинено не будет…»
1931, старое название — тунгусы. Отдельные Эти постановления, несомненно,
группы эвенков были известны как орочены, способствовали сохранению у старообрядцев
бирары, манегры, солоны. Язык — старорусской одежды XVI –XVII вв. яркость
эвенкийский, принадлежит к и многоцветье семейской праздничной
тунгусо-маньчжурской группе алтайской одежды, что никак не укладывается в
языковой семьи. Выделяется три группы представления некоторых обывателей о
диалектов: северная, южная и восточная. строгости религиозных установлений,
Каждый диалект подразделяется на говоры. принятых в старообрядческом обществе.
Повсеместно распространен русский язык, 47. Две цивилизации бок о бок начали
многие эвенки, живущие в Якутии и Бурятии, жить в крае: скотоводческая и
говорят также на якутском и бурятском земледельческая. Началось их взаимное
языках. В антропологическом отношении влияние, культурный обмен, усилилась
представляют достаточно пеструю картину, торговля. Все это положительно сказалось
обнаруживая комплекс признаков, на развитии производительных сил в
характерных для байкальского, катангского Забайкалье. старообрядцы, обладая большим
и центрально-азиатского типов. сельскохозяйственным опытом, крепкой
29Флаг Эвенкийского муниципального общинной сплоченностью и поразительным
района представляет собой прямоугольное трудолюбием, уже через короткое время
полотнище, состоящее из трёх равновеликих заслужили достойное признание лучших
полос: верхняя - голубого, средняя - земледельцев края. О старообрядцах бытует
белого и нижняя - синего цветов. Эти цвета мнение, как о великих тружениках и
символизируют полярные день и ночь. В дремучих постниках, строго соблюдающих все
центр флага помещено стилизованное старообрядческие установления, проводящих
изображение национального эвенкийского время в постоянном труде, молитве и посте.
коврика - кумалана, олицетворяющего собой 48Посетив музей, созданный при храме в
солнце. селе Тарбагатай батюшкой Сергеем вы
30Герб Эвенкийского муниципального увидите старинные вещи, иконы, домашнюю
района представляет собой схематическое утварь, прикоснетесь к далекому прошлому
изображение ритуального шаманского бубна, семейских.
в центре которого помещена мифическая 49Семейские хлебосольный, гостеприимный
птица - белая гагара. Внутренний фон герба народ любят яркие веселые тона. Раскраска
разделён по горизонтальной стороне оси карниза, ставней, наличников радует глаз
овала на две части: верхнюю - жёлтого и веселым разноцветьем. Это говорит о
нижнюю - синего цвета. В верхней части жизнелюбии народа, его веселом нраве и
находится красный полукруг с белыми достатке.
зубцами, символизирующий солнце. Бубен - 50«Культ чистоты» Всем староверам был
это символ Вселенной, место сбора присущ культ чистоты. Это проявлялось в
духов-помощников, которые оберегают религиозной жизни и в быту, в отношении к
эвенкийский народ. По горизонтальной оси пище и к посуде. Для всех старообрядцев
бубна с востока на запад - от восхода общими были запреты в питании. Им, в силу
солнца и до заката - протекает река, религиозных воззрений, запрещалось
которая, как верят эвенки, соединяет мир принимать в пищу всякое животное с
живых людей и их предков, прошлое и нераздвоенным копытом (конь); парных птиц
настоящее. Автор эскизов герба и флага (голубь, скворец, воробей, лебедь),
эвенкийский художник Сергей Салаткин. давленину, то есть пойманную силками,
Эвенки сложились на основе смешения тенетами и плахами птицу, диких животных
аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими (заяц, белка, барсук и др.). Запрещалось
племенами, пришедшими из Прибайкалья и оставлять воду неприкрытой. Если посудинка
Забайкалья. Есть основания в качестве с водой не имела крышки, то ее обязательно
непосредственных предков эвенков «закрывали» двумя лучинками, положив их
рассматривать забайкальский народ увань, а крестом. У старообрядцев запрещалось иметь
также три различных общение с мирскими (инаковерующими) в
хозяйственно-культурных группы: оленеводы, «ядении, питии и любви». Для них имели
скотоводы и рыболовы. особую посуду, которую хранили отдельно.
31Гимн Эвенкии (слова В.И. Власова, Но если человек другой веры и другой
музыка А.Ф. Кустова) Раскинулась вольно, национальности переходил или
светла, величава, На самой средине перекрещивался в старообрядчество, то
российской земли, Надежда и слава Великой всякие запреты общения с ним снимались. Он
Державы, Земля дивных песен, сказаний, становился полноправным членом
былин. Мы славим тебя и полет твой старообрядческого общества. Примерами
орлиный. В века устремлен для свершений этому утверждению служат многочисленные
больших. Ты край наш олений, наш край факты перехода бурят в старообрядчество.
соболиный, Земля отчих стойбищ, костров «Культ чистоты» Всем староверам был присущ
родовых. С тобой породнились навеки, культ чистоты. Это проявлялось в
Россия, Несметны богатства твоих кладовых. религиозной жизни и в быту, в отношении к
Мужай, Эвенкия, дерзай, Эвенкия, Земля пище и к посуде. Для всех старообрядцев
чистых рек и озер голубых. Начало твое от общими были запреты в питании. Им, в силу
кочевий таежных, От троп эвенкийских в религиозных воззрений, запрещалось
бескрайних лесах. Завидной судьбою, принимать в пищу всякое животное с
достойной и сложной, Живи, Эвенкия, и нераздвоенным копытом (конь); парных птиц
славься в веках! (голубь, скворец, воробей, лебедь),
32Костюм эвенкийского шамана Бубен - это давленину, то есть пойманную силками,
символ Вселенной, место сбора тенетами и плахами птицу, диких животных
духов-помощников, которые оберегают (заяц, белка, барсук и др.). Запрещалось
эвенкийский народ. По горизонтальной оси оставлять воду неприкрытой. Если посудинка
бубна с востока на запад - от восхода с водой не имела крышки, то ее обязательно
солнца и до заката - протекает река, «закрывали» двумя лучинками, положив их
которая, как верят эвенки, соединяет мир крестом. У старообрядцев запрещалось иметь
живых людей и их предков, прошлое и общение с мирскими (инаковерующими) в
настоящее. Сама же гагара, пролетающая на «ядении, питии и любви». Для них имели
закат от восхода, есть не что иное, как особую посуду, которую хранили отдельно.
творец Земли, покровитель эвенкийского Но если человек другой веры и другой
народа. национальности переходил или
33Традиционные занятия Основой хозяйства перекрещивался в старообрядчество, то
эвенков было сочетание трех видов всякие запреты общения с ним снимались. Он
деятельности, а именно: охоты, становился полноправным членом
оленеводства, рыболовства, которые тесно старообрядческого общества. Примерами
связаны и взаимно дополняли друг друга. этому утверждению служат многочисленные
Весной эвенки подходили к рекам и до осени факты перехода бурят в старообрядчество.
промышляли рыболовством, осенью уходили в 51Старообрядческая церковь. Старообрядцы
глубь тайги, и в течение всей зимы – это та часть русского населения, которая
занимались охотничьим промыслом. Охота отказалась от нововведений, продолжая
имела двойное значение: а) давала пищу, придерживаться старой веры, обрядов,
материал для одежды и жилища б) приносила бытового уклада.
продукт, обладающий высокой стоимостью при 52Фольклор семейских Фольклор
обмене Вплоть до 19 в. некоторые группы старообрядцев Забайкалья является
эвенков охотились при помощи лука и стрел. составной частью русской фольклорной
В 19 в. кремневое ружье стало важнейшим традиции. Однако культура семейских
охотничьим оружием. Из охотничьего вызывает особый интерес, так как в ней
инвентаря следует отметить такие предметы, сохранились и дошли до наших дней элементы
как пальма - палка с широколезвенным культуры допетровской Руси. Ярче всего эти
ножом, поняга - деревянная доска на лямках элементы проявляются в таких жанрах
для переноски тяжестей за плечами, фольклора семейских, как обрядовая поэзия
нарта-волокуша. Охотились в специальной (календарная и семейно-бытовая),
промысловой одежде, передвигались на лыжах протяжная, или проголосная, песня и
(обычно без палок). Обязательно духовные стихи. Особенно широко в среде
присутствовала собака. Оленеводство в семейских до начала XX в. были
хозяйственном комплексе эвенков играло распространены духовные стихи, являющиеся
подсобную роль. Олени, в основном, ярким проявлением народного православия.
использовались как транспортное средство. Очень любят семейские петь. В протяжных
На них эвенки совершали перекочевку внутри песнях особенно ярко раскрываются
тайги к месту зимнего промысла и обратно, самобытные черты семейской песни –
к месту летней стоянки. Важенок доили. многоголосное исполнение и использование
Оленей очень берегли и старались не внутриголосовых распевов. Протяжная
забивать на мясо. Рыболовство было в многоголосная песня – основное достояние
основном летним промыслом, хотя эвенки фольклорной культуры семейских, их
знали также и зимний подледный лов. Ловили гордость, то, что они сохранили и пронесли
при помощи "морд", сетей, били сквозь века. И сегодня звучат старинные
острогой, сохранялся архаический способ песни в семейских селах, и сегодня много
охоты на рыбу с помощью лука и стрел. среди семейских музыкально одаренных
Лодки изготавливали из дерева, гребли людей. Они поддерживают песенные традиции
обычно одним веслом с широкой лопастью. родных мест, сохраняют старинный
Охота и рыболовство определяли рацион репертуар, исполнительское мастерство
питания. Мясо и рыбу ели в свежем, вареном своих предков. Песни села Урлук Тарбагатай
или жареном виде и заготавливали впрок «Судьбинушка» Фольклор семейских Фольклор
(вялили, сушили), летом пили оленье старообрядцев Забайкалья является
молоко. От русских, эвенки научились составной частью русской фольклорной
готовить мучные изделия (лепешки и т. п.) традиции. Однако культура семейских
заменявшие хлеб. Все необходимое для жизни вызывает особый интерес, так как в ней
в тайге делали сами. Из оленьих шкур сохранились и дошли до наших дней элементы
изготавливали тонкую замшу культуры допетровской Руси. Ярче всего эти
"ровдугу". Кузнечное дело было элементы проявляются в таких жанрах
известно каждому эвенку, но существовали и фольклора семейских, как обрядовая поэзия
кузнецы - профессионалы. Охота (календарная и семейно-бытовая),
производилась преимущественно в одиночку. протяжная, или проголосная, песня и
Группой в два-три человека охотились на духовные стихи. Особенно широко в среде
крупного зверя, когда надо было гнать его семейских до начала XX в. были
на стрелка, а также на переходах через распространены духовные стихи, являющиеся
речки мелких парнокопытных, когда те ярким проявлением народного православия.
переходили на новые места. Основная охота Очень любят семейские петь. В протяжных
была на мясного зверя, пушного били песнях особенно ярко раскрываются
попутно. На охоте тунгусы пользовались самобытные черты семейской песни –
луками, рогатиной и устанавливали многоголосное исполнение и использование
самострелы и петли. За зверем гонялись или внутриголосовых распевов. Протяжная
били его на водопойных тропах из засады на многоголосная песня – основное достояние
деревьях и в лодках. Для выслеживания фольклорной культуры семейских, их
зверя маскировались, накидывая на себя гордость, то, что они сохранили и пронесли
шкуру с головы оленя, а иногда целую. сквозь века. И сегодня звучат старинные
Бродячие охотники добывали рыбу с помощью песни в семейских селах, и сегодня много
лука и остроги. Зимой старики кололи рыбу среди семейских музыкально одаренных
через лунки, а летом рыбаки занимались людей. Они поддерживают песенные традиции
лучением с лодки. На небольших речках родных мест, сохраняют старинный
устраивали запоры и устанавливали в них репертуар, исполнительское мастерство
корыта и «морды». В рыбалке участвовало своих предков. Песни села Урлук Тарбагатай
много мужчин. Традиционные занятия Основой «Судьбинушка».
хозяйства эвенков было сочетание трех 53Памятники письменности и книжности у
видов деятельности, а именно: охоты, семейских Переселяясь за Байкал,
оленеводства, рыболовства, которые тесно старообрядцы, как самое святое, везли с
связаны и взаимно дополняли друг друга. собой иконы и древние фолианты. Рукописи и
Весной эвенки подходили к рекам и до осени книги, изданные еще до раскола, имелись в
промышляли рыболовством, осенью уходили в каждой семье, бережно хранились и
глубь тайги, и в течение всей зимы передавались из поколения в поколение.
занимались охотничьим промыслом. Охота Семейные книжные собрания по мере
имела двойное значение: а) давала пищу, возможности пополнялись. На территории
материал для одежды и жилища б) приносила Бурятии обнаружены подлинные шедевры:
продукт, обладающий высокой стоимостью при первопечатные издания Ивана Федорова,
обмене Вплоть до 19 в. некоторые группы Петра Мстиславца и книги типографии
эвенков охотились при помощи лука и стрел. Мамоничей, которые относятся к концу XVI
В 19 в. кремневое ружье стало важнейшим века. Местной книжно-рукописной традиции
охотничьим оружием. Из охотничьего около двухсот лет. Известны рукописные
инвентаря следует отметить такие предметы, Евангелия, Апостолы, другие богослужебные
как пальма - палка с широколезвенным книги. Распространены также крюковые
ножом, поняга - деревянная доска на лямках певческие рукописи, сборники духовных
для переноски тяжестей за плечами, стихов, многочисленные рукописные
нарта-волокуша. Охотились в специальной вопросно-ответные сочинения, полемические
промысловой одежде, передвигались на лыжах сборники. В Забайкалье выявлено много
(обычно без палок). Обязательно книжных старообрядческих собраний,
присутствовала собака. Оленеводство в владельцами которых были священники,
хозяйственном комплексе эвенков играло уставщики, рядовые верующие. Они давали
подсобную роль. Олени, в основном, читать книги односельчанам и жителям
использовались как транспортное средство. других деревень. Это было обычным
На них эвенки совершали перекочевку внутри явлением: «Скорее солнце остановится, чем
тайги к месту зимнего промысла и обратно, книга будет лежать на одном месте».
к месту летней стоянки. Важенок доили. Староверы Сибири сохранили и многие
Оленей очень берегли и старались не памятники народной культуры и
забивать на мясо. Рыболовство было в древнерусской письменности. Археографы,
основном летним промыслом, хотя эвенки фольклористы, этнографы собрали у них
знали также и зимний подледный лов. Ловили замечательные материалы: древние книги и
при помощи "морд", сетей, били рукописи, предметы быта и обихода, образцы
острогой, сохранялся архаический способ старинной одежды, найдены уникальные
охоты на рыбу с помощью лука и стрел. иконы. Эти предметы старообрядческой
Лодки изготавливали из дерева, гребли культуры существенно пополнили
обычно одним веслом с широкой лопастью. книгохранилища и музеи страны, обогатив
Охота и рыболовство определяли рацион науку и культуру. Словом, преданность
питания. Мясо и рыбу ели в свежем, вареном староверов старине, их консерватизм
или жареном виде и заготавливали впрок (религиозный и бытовой) сыграли ныне
(вялили, сушили), летом пили оленье положительную роль.
молоко. От русских, эвенки научились
Знакомство с народами Бурятии.pptx
http://900igr.net/kartinka/geografija/znakomstvo-s-narodami-burjatii-110485.html
cсылка на страницу

Знакомство с народами Бурятии

другие презентации на тему «Знакомство с народами Бурятии»

«Символы Бурятия» - Огонь означает тепло, жизнь, свет. Государственный флаг РБ. Поклон тебе от сердца, край родимый, Любимая Бурятия моя. Вместе языки пламени говорят о непрерывности и преемственности истории. Соёмбо. Воспитание патриотических чувств у учащихся, расширить знания о государственной символике РБ. Цветущая от края и до края, Будь счастлива, родная сторона.

«Республика Хакасия» - Г.Я. Ремишевской». Структура платных услуг населению республики. Структура ВРП Республики Хакасия в 2010 году. В структуре произведенной сельскохозяйственной продукции растениеводство занимает 28,5%, животноводство – 71,5%. Химическое производство Строительство завода по производству поликристаллического кремния.

«Восточно-Сибирский экономический район» - Система расселения. Народы, населяющие берега Байкала, каждый по-своему именовали озеро. В Восточной Сибири находится старейшее Бодайбинское месторождение. Поверхностные воды. Байкал – одно из древнейших озер планеты. Река Лена. Географическое положение. В 10 км от Байкала, высоко в горах, зарождается река Лена.

«Восточно-сибирский экономический район» - Города Восточной Сибири с населением более 500 000 человек: Горностай. Красноярская ГЭС. Составить характеристику ТПК Восточной Сибири: ЭГП (экономико-географическое положение). Россомаха. Норильский комбинат. Сельское хозяйство. Специализация. Соболь. Выдра. Республики в составе Восточно-Сибирского района:

«Север Восточной Сибири» - Красноярская ГЭС. Саяно-Шушенская ГЭС. Трассы по замершим рекам являются современным транспортным путём. Озеро Виви. Заповедник «Столбы» Красноярский край. Значение рек. Факторы формирования района. Якутия. Моря сибирского севера. Проживает 1,5 млн. человек. Тайга. Вопрос: Какова плотность населения?

«Восточная Сибирь урок» - Входная диагностика: множественный выбор. Входная диагностика: альтернативный выбор. Восточно-Сибирский район (ВСЭР): природа и население. Структура урока. Первичное усвоение новой информации: круги Эйлера. Входная диагностика: исключение лишнего признака. Ангара. Изучение новой информации. Входная диагностика: восстановление последовательности.

Восточная Сибирь

15 презентаций о Восточной Сибири
Урок

География

196 тем
Картинки
900igr.net > Презентации по географии > Восточная Сибирь > Знакомство с народами Бурятии