Симметрия
<<  Орнамент Орнаменты  >>
Геометрический Орнамент
Геометрический Орнамент
Изобразительный Орнамент
Изобразительный Орнамент
Изобразительный Орнамент
Изобразительный Орнамент
Картинки из презентации «Орнамент» к уроку геометрии на тему «Симметрия»

Автор: Ксюша. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока геометрии, скачайте бесплатно презентацию «Орнамент.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 142 КБ.

Орнамент

содержание презентации «Орнамент.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Орнамент. 7сечения" или близко к нему. Правило
2Определение. Орнамент (от лат. "золотого сечения" может быть
ornamentium — украшение) — узор, состоящий выражено в ряде чисел: 1, 2, 3, 5, 8, 13,
из ритмически упорядоченных элементов и 21, 34 и т.д. Каждое последующее число в
предназначенный для украшения различных этом ряду равно сумме двух предыдущих
предметов (утвари, оружия, мебели, одежды чисел. Этот ряд называется рядом Фибоначчи
и т.д.), архитектурных сооружений, (по имени итальянского математика, жившего
предметов декоративно-прикладного на рубеже ХII-ХIII вв.). Используя этот
искусства. Орнаменты подразделяются на ряд, можно получить размеры полотен,
следующие виды: технический, воспринимаемых гармонично. Для этого нужно
символический, геометрический, единицу размера полотна умножить на два
растительный, каллиграфический, соседних (или через одно) числа ряда.
фантастический, астральный, пейзажный, Например: 1) единица размера 10 см:
животный, предметный (или вещный)2. Все гармоничными будут прямоугольники 30X50,
орнаменты условно можно разделить на 30x80, 20X50, 210X340 см; 2) расчет
изобразительные и неизобразительные размеров одеяла, собранного из блоков:
(геометрический, символический). К если единичный блок имеет размеры 30X30
геометрическим относятся орнаменты, мотивы см, тогда ширина одеяла может быть 30X5 =
которых состоят из различных 150 см и длина — 30 х 7 = 210 см; 3)
геометрических фигур, линий и их гармоничным будет полотно, собранное из
комбинаций. блоков: 3X5, 5X8, 4X6 и т.д.
3История Возникновения. Происхождение 8Ритм и пластика. Ритмом в
орнамента доподлинно неизвестно. В нём орнаментальной композиции называют
запечатлено эстетическое осмысление закономерность чередования и повторения
деятельности человека, творчески мотивов, фигур и интервалов между ними.
преобразующей, упорядочивающей природу или Ритм — главное организующее начало любой
религиозного содержания. В орнаменте, орнаментальной композиции. Важнейшей
особенно в народном творчестве, где он характеристикой орнамента является
имеет самое широкое распространение, ритмическая повторяемость мотивов и
запечатлелось фольклорно-поэтическое элементов этих мотивов, их наклоны и
отношение к миру. Со временем мотивы повороты, поверхности пятен мотивов и
утрачивали свой первоначальный смысл, интервалы между ними. Ритмическая
сохраняя декоративную и архитектоническую организация — это взаиморасположение
выразительность. Важное значение в мотивов на композиционной плоскости. Ритм
генезисе и дальнейшем развитии орнамента организует своего рода движение в
имели эстетические общественные орнаменте: переходы от малого к большому,
потребности: ритмическая правильность от простого к сложному, от светлого к
обобщённых мотивов была одним из ранних темному или повторение одних и тех же форм
способов художественного освоения мира, через равные или разные интервалы. Ритм
помогающим осмыслить упорядоченность и может быть: 1) метрический (равномерный);
стройность действительности. Возникновение 2) неравномерный . В зависимости от ритма
орнамента уходит своими корнями в глубь узор становится статичным или динамичным.
веков и, впервые, его следы запечатлены в Ритмический строй определяет ритм мотивов
эпоху палеолита. В культуре неолита по вертикальным и горизонтальным рядам,
орнамент достиг уже большого разнообразия число мотивов, пластическую характеристику
форм и стал доминировать. Со временем формы мотивов, особенности расположения
орнамент теряет своё господствующее мотивов в раппорте. Мотив — часть
положение и познавательное значение, орнамента, его главный образующий элемент.
сохраняя, однако, за собой важную Орнаментальные композиции, в которых мотив
упорядочивающую и украшающую роль в повторяется через одинаковые интервалы,
системе пластического творчества. Каждая называются раппортными. Раппорт —
эпоха, стиль, последовательно выявившаяся минимальная и простая по фор ме площадь,
национальная культура вырабатывали свою занимаемая мотивом и промежутком до
систему; поэтому орнамент является соседнего мотива. Закономерное повторение
надёжным признаком принадлежности раппорта по вертикали и горизонтали
произведений к определённому времени, образует раппортную сетку. Раппорты
народу, стране. Особенного развития примыкают друг к другу, не перекрывая один
достигает орнамент там, где преобладают другого и не оставляя промежутков. В
условные формы отображения зависимости от формы поверхности, которую
действительности: на Древнем Востоке, в они украшают, орнаменты бывают:
доколумбовой Америке, в азиатских монораппортные или замкнутые;
культурах древности и средних веков, в линейно-раппортные или ленточные;
европейском средневековье. В народном сетчато-раппортные или сетчатые.
творчестве, с древнейших времён, Монораппортные орнаменты представляют
складываются устойчивые принципы и формы собой конечные фигуры (например, герб,
орнамента, во многом определяющие эмблема и т.п.). В линейно-раппортных
национальные художественные традиции. орнаментах мотив (раппорт) повторяется
Например, в Индии сохранилось древнее вдоль одной прямой. Ленточный орнамент —
искусство ранголи (альпона)- это узор, элементы которого создают
орнаментальный рисунок - молитва. ритмический ряд, вписывающийся в ленту с
4Геометрический Орнамент. К двухсторонним движением. Кайма одеяла
геометрическим относятся орнаменты, мотивы может быть выполнена в виде ленточного
которых состоят из различных орнамента. Сетчато-раппортные орнаменты
геометрических фигур, линий и их имеют две оси переносов — горизонтальную и
комбинаций. В природе геометрических форм вертикальную. Сетчатый орнамент — это
не существует. Геометрическая правильность узор, элементы которого располагаются
— достижение человеческого разума, способ вдоль многих осей переноса и создают
абстрагирования. Любые геометрически движение во всех направлениях. Простейший
правильные формы выглядят механическими, сетчато-раппортный орнамент представляет
мертвыми. Первоосновой почти любой собой сетку из параллелограммов. В сложных
геометрической формы является реально орнаментах всегда можно выявить сетку,
существующая форма, до пределов обобщенная узлы которой составляют определенную
и упрощенная. Один из основных путей систему точек орнамента. Раппорты сложной
создания геометрического орнамента — это формы строятся следующим образом. В одном
постепенное упрощение и схематизация из раппортов прямоугольной сетки
(стилизация) мотивов, которые изначально пририсовывают снаружи ломаные или кривые
имели изобразительный характер. Элементы линии к правой и верхней сторонам, а к
геометрического орнамента: линии — прямые, левой и нижней — такие же линии, но внутри
ломаные, кривые; геометрические фигуры — ячейки. Таким образом, получается сложная
треугольники, квадраты, прямоугольники, структура, площадь которой равна
круги, эллипсы, а также сложные формы, прямоугольнику. Этими фигурами площадь
полученные из комбинаций простых фигур. орнамента заполняется без промежутков. В
5Изобразительный Орнамент. основе композиции сетчатого орнамента
Изобразительным называется орнамент, лежит пять систем (сеток): квадратная,
мотивы которого воспроизводят конкретные прямоугольная, правильная треугольная,
предметы и формы реального мира — растения ромбическая и косая параллелограммная. Для
(растительный орнамент), животных того чтобы определить вид сетки, надо
(зооморфные мотивы), человека соединить повторяющиеся элементы
(антропоморфные мотивы) и т.д. Реальные орнамента. Ритмический ряд предполагает
мотивы природы в орнаменте значительно наличие как минимум трех-четырех
перерабатываются, а не воспроизводятся, орнаментальных элементов, так как слишком
как в живописи или графике. В орнаменте короткий ряд не может выполнить
природные формы требуют той или иной меры организующую роль в композиции. Новизна
упрощения, стилизации, типизации и в композиции орнамента, как отмечал
конечном счете — геометризации. Вероятно, известный специалист в области теории
это объясняется многократным повторением орнамента на ткани В.М.Шугаев, проявляется
мотива орнамента. Природа и окружающий нас не в новых мотивах, а главным образом в
мир лежат в основе орнаментального новых ритмических построениях, новых
искусства. В творческом процессе сочетаниях орнаментальных элементов. Таким
проектирования орнамента приходится образом, ритму в композиции орнамента
отбрасывать несущественные детали и придается особое значение. Ритм наряду с
подробности предметов и оставлять только цветом является основой эмоциональной
общие, наиболее характерные и выразительности орнамента. Пластикой в
отличительные черты. Например, цветок орнаментальном искусстве принято называть
ромашки или подсолнуха может выглядеть в плавные, непрерывные переходы от одних
орнаменте упрощенно. Природная форма силой элементов формы к другим. Если при
воображения перевоплощается с помощью ритмических движениях элементы находятся
условных форм, линий, пятен в нечто на некотором расстоянии друг от друга, то
совершенно новое. Существующая форма при пластическом движении они сливаются.
упрощается до предельно обобщенной, Орнаментальные формы в зависимости от
знакомой геометрической формы. Это дает эмоционального воздействия условно делятся
возможность многократно повторять форму на тяжелые и легкие. К тяжелым формам
орнамента. То, что было утрачено природной относятся квадрат, куб, круг, шар, к
формой при упрощении и обобщении, легким — линия, прямоугольник, эллипс.
возвращается к ней при использовании 9Симметрия. Симметрия — это свойство
художественных орнаментальных средств: фигуры (или орнаментального мотива)
ритмичности поворотов, разномасштабности, накладываться на себя таким образом, что
плоскостности изображения, колористических все точки занимают первоначальное
решений форм в орнаменте. Как происходит положение. Асимметрия — отсутствие или
перевоплощение природных форм в нарушение симметрии. В изобразительном
орнаментальные мотивы? Вначале выполняется искусстве симметрия является одним из
зарисовка с натуры, максимально верно средств построения художественной формы.
передающая сходство и подробности (этап Симметрия обычно присутствует в любой
"фотографирования"). Смысл орнаментальной композиции, это одна из
перевоплощения — переход от зарисовки к форм проявления ритмического начала в
условной форме. Это второй этап — орнаменте. Основные элементы симметрии:
трансформации, стилизации мотива. Таким плоскость симметрии, ось симметрии, ось
образом, стилизация в орнаменте является переносов, плоскость скользящего
искусством перевоплощения. Из одной отражения. Плоскость симметрии —
зарисовки можно извлечь различные воображаемая плоскость, которая делит
орнаментальные решения. фигуру на две зеркально равные части —
6Понятие о композиции орнамента. фигуры с одной плоскостью симметрии, —
Композиция (от лат. composito) — фигура с двумя плоскостями симметрии, — с
составление, расположение, построение; четырьмя плоскостями симметрии. В круге
структура художественного произведения, бесчисленное множество плоскостей
обусловленная его содержанием, характером симметрии. Ось симметрии — прямая линия,
и назначением. Создание композиции из относительно которой повторяются равные
лоскутов ткани — это выбор орнаментальной части симметричной фигуры. Число
и колористической темы, рисунка, сюжета, самосовмещений фигуры при повороте на 360°
определение габаритных и внутренних называется порядком оси фигуры с порядком
размеров произведения, а также осей 1, 2, 3, 4, 6. Поступательный перенос
взаиморасположение его частей. фигуры параллельно самой себе называется
Орнаментальная композиция — это трансляцией. Ось, вдоль которой происходит
составление, построение, структура узора. перенос фигуры, называется осью переносов.
К элементам орнаментальной композиции и Наименьший перенос есть период
одновременно ее выразительным средствам трансляцииили раппорт. Если ось переносов
относятся: точка, пятно, линия, цвет, одна, то это линейно-раппортный орнамент,
фактура. Эти элементы (средства) если две — сетчатый. Плоскость скользящего
композиции в произведении преобразуются в отражения есть совокупность плоскостей
орнаментальные мотивы. Говоря о симметрии и параллельного переноса.
закономерностях орнаментальных композиций, Примерами противоположной симметрии
прежде всего нужно сказать о пропорциях. являются также: положительная рельефная
Пропорции определяют другие закономерности форма (выпуклость) и равная ей
построения орнаментальных композиций отрицательная (углубление); фигура одного
(имеются в виду ритм, пластика, симметрия цвета и равная ей фигура другого цвета
и асимметрия, статика и динамика). (тона); черно-белый орнамент по принципу
7Пропорции. Пропорциям и "позитив — негатив". Симметрия
пропорциональным отношениям в любом подобия будет наблюдаться в случае, если
искусстве принадлежит определяющая роль. одновременно с переносом будут уменьшаться
Без верно выбранных пропорций не может или увеличиваться размер фигуры,
быть художественного произведения. промежутки между фигурами. Орнаментальный
Пропорции — это соразмерность элементов в мотив можно выполнить с использованием
отношении к целому и один к другому, симметрии подобия.
придающая изделию или орнаменту 10Статичные и динамичные композиции. Все
эстетическую выразительность и орнаментальные композиции делятся на два
гармоническую завершенность. Вопросы вида — статичные и динамичные (по аналогии
соразмерности линейных величин, площадей, с объектами природы — неподвижные и
ритмических движений, тональных отношений движущиеся). Образный смысл динамичной
могут быть решены двумя способами: 1) композиции — движение, развитие,
делением на равные части (в этом случае напряженность; статичной — покой,
создается впечатление покоя, равновесия, неподвижность, замкнутость формы. Сочетая
устойчивости — статики); 2) делением на элементы динамичного и статичного
неравные части (впечатление движения, характера, можно создать много орнаментов,
разнообразия — динамики) в соответствии с разнообразных по композиции.
правилом "золотого сечения". 11Типичные свойства статичной и
"Золотое сечение" ("золотая динамичной композиции. Мотив будет
пропорция") — это такая соразмерность статичным, если его можно разделить
частей между собой и по отношению к плоскостью симметрии на равные части так,
целому, при которой целое так относится к чтобы одна его половина была зеркальным
большей части, как большая часть к отражением другой. Аналогично — с двумя
меньшей. Минуя ряд преобразований, плоскостями симметрии (вертикальной и
получаем: В художественной практике горизонтальной). Статичность мотива
прямоугольник с соотношением сторон 21:34 определяется не только его
считается самым эстетичным, самым красивым симметричностью, но и наклоном. Вертикали
по форме. "Золотое сечение" и горизонтали вызывают ощущение
считается идеальным выражением устойчивости, покоя (статики). Наклонные
пропорциональности. Следуя правилу линии динамичны. Все асимметричные мотивы
"золотого сечения", полотно из динамичны, они делятся на неравные части.
лоскутов необходимо поделить на Динамичность этих мотивов в композициях
центральное поле и кайму. Деление подчеркивается наклоном. В орнаментальных
производится по меньшей стороне, так как композициях часто используется сочетание
соотношения между меньшими величинами статических и динамических элементов.
виднее. Гармоничными будут восприниматься: Циркульные дуги в вертикальном и
квадрат как частный случай прямоугольника горизонтальном расположении статичны.
или прямоугольник, стороны которого Окружности всегда статичны. Динамичны
соотносятся по правилу "золотого спирали, параболы и т.п.
Орнамент.ppt
http://900igr.net/kartinka/geometrija/ornament-188695.html
cсылка на страницу

Орнамент

другие презентации на тему «Орнамент»

«Бордюры» - Раньше считалось, что круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы и т.д. В далеком прошлом орнамент нёс в себе магический смысл. Орнаментика геометрической резьбы восходит к древним языческим символам. В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа. Слово "орнамент", с латинского "ornamentum", означает "украшение".

«Орнамент» - Одной из разновидностей орнамента является сетчатый орнамент. Поворот. а) Внутри полосы. «Орнамент - математическое воплощение красоты». Сетчатый. Как получен орнамент? Центрический. Преобразования, используемые для создания орнамента: Осевая симметрия. Параллельный перенос Центральная симметрия Осевая симметрия Поворот.

«Осевая симметрия в геометрии» - Начертите две прямые а и b и отметьте две точки А и В. Отрезок АВ, перпендикулярный прямой с, пересекает ее в точке О. Задачи урока. Проверь себя. Симметрия в поэзии. Задача. Определение. Постройте треугольники, симметричные данным, относительно прямой С. Встречи с осевой симметрией. Две точки, лежащие на одном перпендикуляре к данной прямой.

«В мире симметрии» - С симметрии мы повсюду встречаемся и в живой природе. Обратимся к растениям. Симметрия в технике. Орнаменты, фризы имеют в своей основе периодически повторяющийся узор. Зачем человеку надо знать о симметрии? Симметрия наблюдалась в строении живых организмов уже 500 млн. лет назад. Что такое симметрия?

«Симметрия геометрических фигур» - Разносторонний треугольник. Квадрат имеет четыре оси симметрии. Равносторонний треугольник имеет три оси симметрии. Гипотеза. Герман Вейль. В планиметрии есть фигуры, обладающие осевой симметрией. Ромб имеет две оси симметрии. Неразвернутый угол. Окружность имеет бесконечно много осей симметрии. Цель исследования:

«Разные виды симметрии» - Вращательная симметрия. Симметрия в религиозных символах. Билатеральная симметрия. Теория групп. Симметрия. Требование. Радиальная симметрия. Симметрия в биологии. Двулучевая радиальная симметрия. Осевая симметрия. Теорема Нётер. Скользящая симметрия. Суперсимметрия. Центральная симметрия. Верхушка колокола.

Симметрия

32 презентации о симметрии
Урок

Геометрия

40 тем
Картинки