Россия 19 век
<<  Общественная жизнь в первой половине XIX века Социализм  >>
К.С. Петров-Водкин «Селедка» (1918)
К.С. Петров-Водкин «Селедка» (1918)
Общественно-литературное движение на рубеже XIX - XX веков
Общественно-литературное движение на рубеже XIX - XX веков
Карло Карра «Лошадь и всадник» (1913)
Карло Карра «Лошадь и всадник» (1913)
Петроградская Мадонна
Петроградская Мадонна
П. Филонов «Формула Петроградского пролетариата»
П. Филонов «Формула Петроградского пролетариата»
В. Татлин «Башня III Интернационала»
В. Татлин «Башня III Интернационала»
Картинки из презентации «Общественно-литературное движение на рубеже XIX - XX веков» к уроку истории на тему «Россия 19 век»

Автор: Алина. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока истории, скачайте бесплатно презентацию «Общественно-литературное движение на рубеже XIX - XX веков.pptx» со всеми картинками в zip-архиве размером 714 КБ.

Общественно-литературное движение на рубеже XIX - XX веков

содержание презентации «Общественно-литературное движение на рубеже XIX - XX веков.pptx»
Сл Текст Сл Текст
1Общественно-литературное движение на 11метод логического анализа, телесная
рубеже XIX - XX веков. Эпоха правления природа человека).
Николая II (1894-1918) эпоха смуты 12В центре внимания оказались работы Ф.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ: 1896 г. – коронация, Ницше (1844-1900) «Антихристианин» (1888),
гуляния на Ходынском поле в Москве, «Так говорил Заратустра» (1883). Философия
столпотворение, гибель людей ? недобрый Ницше о «сверхчеловеке» открывала путь к
знак 1904-1905 гг. – русско-японская война духовному раскрепощению личности. Он –
1905 г. – «кровавое воскресенье», расстрел творец истории, бунтарь, хозяин земли,
мирной демонстрации (пошатнулась вера в революционер, бросающий вызов Богу,
царя) 1914 г. – Первая Мировая война 1917 личность творческая (новые течения в
г. – революция 1917-1922 гг. – гражданская искусстве). Образец подлинной культуры
война. Ницше видит в досократовской Греции. По
2Митрополит Вениамин вспоминал о том его мнению, она связана "с признанием
влиянии, которое оказало на народ равноправия двух начал: дионисийского
"кровавое воскресенье" 9 января (титанизм, свободная игра жизненных сил) и
1905 года. "Первая революция 1905 аполлоновского (размеренность,
года началась для меня известным оформленность). Однако европейская
выступлением рабочих в Петербурге 9 культура, считает Ницше, пошла в своем
января. Под предводительством о. Гапона развитии по пути подавления дионисийского
тысячи рабочих, с крестами и хоругвями начала "разумом",
двинулись из-за Невской заставы к царскому "истиной", "Богом" –
дворцу с просьбой, как тогда говорили. Я иными словами, гипертрофированным
был в то время студентом академии. Народ аполлонизмом. Вполне согласуясь с
шел с искренней верой в царя, защитника интенциями христианства как религии,
правды и обижаемых. Но царь не принял его, наука, считает Ницше, стремится превратить
вместо этого был расстрел. Я не знаю мир в сплошную и обозримую
закулисной истории событий и потому не упорядоченность. Обыденная жизнь строго
вхожу в оценку их. Только одно несомненно, регламентируется, в ней остается все
что тут была подстрелена (но еще не меньше места для героизма и самостоянья,
расстреляна) вера в царя. Я, человек все более торжествует посредственность.
монархических настроений, не только не 13Спиритуалистическая философия,
радовался этой победе правительства, но христианская религия и аскетическая мораль
почувствовал в сердце своем рану: отец отрывают, по Ницше, человека от истоков
народа не мог не принять детей своих, что самого существования – от
бы ни случилось потом…" "жизни", заставляя его
3Настроение эпохи С одной стороны, люди "зарывать голову в песок небесных
были уверены в незыблемости устоев «Святой дел". Однако время этих учений,
Руси»: "Гордость в словах Ростовцева констатирует Ницше, прошло; нужны новые
звучала вообще весьма нередко. Гордость идеи". Ницше не вынашивал планов
чем? Тем, конечно, что мы, Ростовцевы, убийства Бога. Он нашел его мертвым в душе
русские, подлинные русские. что мы живем своей эпохи. <…> Для Ницше же "
той совсем особой, простой, с виду смерть Бога, сколь бы смущающей она не
скромной жизнью, которая и есть настоящая была,- это повод для жизнеутверждения. Она
русская жизнь и лучше которой нет и не несет освобождение, новое сознание свободы
может быть, ибо ведь скромна-то она только и ответственности, шанс на творческий
с виду, а на деле обильна, как нигде, есть поступок". Человеку нужно преодолеть
законное порождение исконного духа России, себя. Философ – сторонник дионисийской
а Россия богаче, сильней, праведней и ипостаси человека. Музыка как раз и
славней всех стран в мире. Да и одному ли выражает страсть, порывы, эмоции. Ницше
Ростовцеву присуща была эта гордость? ратовал за освобождение личности –
Впоследствии я увидал, что очень и очень рождение героев непокорных и одиноких.
многим, а теперь вижу и другое: то, что 14Философия Ницше позволяет выделить
была она тогда даже некоторым знамением духовно избранное меньшинство среди
времени, чувствовалось в ту пору особенно посредственной массы ? – борьба с
и не только в одном нашем городе. Куда она позитивизмом; – борьба с мещанской
девалась позже, когда Россия гибла? Как не философией, стандартизованным поведением.
отстояли мы всего того, что так гордо Но на русской почве европейская мысль все
называли мы русским, в силе и правде чего же соединялась с русской традицией,
мы, казалось, были так уверены? Как бы то корнями. Ведь изолированное «Я» опасно
ни было, знаю точно, что я рос во времена превращением в эгоистическое своеволие.
величайшей русской силы и огромного Интерес к Достоевскому, так как писатель
сознанья ее« (И. Бунин «Жизнь Арсеньева, соединил личное и сверхличное свойство с
1933). их открытостью миру, общей жизни людей.
4"Что касается социальных «Дух Достоевского вместил душу Ницше
воззрений, то они также основывались в (Иван) и душу Алеши и пророческий дух
сущности на религии. Именно смиренное старца Зосимы. Это и есть сверхличное в
воспитание, которое давала нам личном» (С. Булгаков).
христианская Церковь, учило нас о власти, 15Философия Шопенгауэра (1797-1849):
что она от Бога, и ее нужно не только «Мир как воля и представление (1819), 1881
признавать, подчиняться ей, но и любить, и г. перевел А. Фет. По Шопегауэру основной
почитать. Царь – лицо особенно фактор бытия – воля к жизни. Воля лежит в
благословенное Богом, помазанник Божий. основе интеллекта. Мир – это совокупность
Над ним совершается при коронации воль, которые борются друг с другом.
миропомазание на служение государству. Он Побеждает сильнейший. Воля мучается и
– владыка над всей страною, как ее хозяин, страдает (мне даны только мои мысли, мои
полномочный распорядитель. К нему и его желания, ощущения) ? ищет отдохновения ?
семье мы воспитывались не только в страхе музыка спасает, она освобождает от дум.
и повиновении, но и в глубокой любви и Человек, слушая музыку, отвлекается,
благоговейном почитании, как лиц стремится слиться с миром. ? музыка
священных, неприкосновенных, действительно освобождает от эгоизма, через музыку
"высочайших", происходит очищение воли. Но под влиянием
"самодержавных", идей Ш. возникает образ человека-нарцисса
"великих"; все это не подлежало («Зеркало» Н. Минского, «Нарцисс» Вяч.
никакому сомнению у наших родителей и у Иванова»).
народа. Так было в моем детстве" 165) религиозно-философские учения В
(Вениамин (Федченков), митр., духовный борьбу с позитивизмом и другими теориями
писатель (1880-1961) /На рубеже двух эпох. выступили русские религиозные философы,
М., 1994, С. 95. которые объединились в сб. «Вехи» (1909
5С другой стороны, освобождение от г.): С. Булгаков (1871-1944), Н. Бердяев
устоев, традиций, поиски путей к свободе и (1874-1948), С. Франк (1877-1950), П.
правде. Причины катастрофы: 1) В Струве (1870-1944) и др. Рассуждали об
петровских преобразовательных реформах, итогах революции 1905-1907 гг., о судьбах
которые разделили людей на образованное русской интеллигенции. Революция – это
меньшинство и чуждую европеизации народную путь разрушения, но и духовное детище
массу. Европейское влияние активно русской интеллигенции. Интеллигенция
проникало в русскую почву. «Русский атеистична; она оторвана от корней,
скиталец», «заграничный русский», «русские разрушает народную душу. В условиях
бездомные скитальцы земли русской». Европа расцерковления сознания, распада
как царство Ваала (дьявола). В европейских человеческих связей, утраты традиций
религиях Достоевский усматривает нечто человек ищет новые возможности познания
чуждое истинному христианству. По мира и себя самого.
Достоевскому, католичество и англиканство, 17«Планетарное сознание». Идея об
будучи государственными религиями, служат «исчезновении материи» раскрепостила
тому же Ваалу, под маской благочестия или сознание, дала возможность мыслить
открыто. В «Дневнике писателя» за 1880 г., объемно. Термин «планетарное сознание».
Достоевский назовет Европу «совершенно 18К.С. Петров-Водкин «Селедка» (1918).
языческой», и все ее гражданские 19
учреждения «уже давно не христианскими». 20Н. Заболоцкий. Сидит извозчик, как на
62) Быстрый рост промышленности троне, Из ваты сделана броня, И борода,
(двигатели внутреннего сгорания ? как на иконе, Лежит, монетами звеня. А
автомобильная промышленность, бедный конь руками машет, То вытянется,
самолетостроение, дизельные теплоходы и как налим, То снова восемь ног сверкают В
тепловозы; производство синтетических его блестящем животе.
материалов: каучука, шелка; развтие 21Карло Карра «Лошадь и всадник» (1913).
железных дорог; электричество; трамваи; 22«Петроградская Мадонна».
специализация рабочего труда; введение 23П. Филонов «Формула Петроградского
конвейера; сокращение ручного руда ), рост пролетариата».
городов активизировали социальное 24В. Татлин «Башня III Интернационала».
движение, так как материальные блага 25Русская литература рубежа веков
распределялись неравномерно ? одни отразила различные представления о задачах
обогащались, другие оказывались за чертой искусства, о месте человека в мире и
бедности ? забастовки. В начале 20 века продемонстрировала их сложное
Европа была охвачена народными взаимодействие. Эти взгляды нашли
выступлениями. отражение в модернистских течениях и в
7Идеи освободительного движения стали реализме. Роман исчезает из репертуара
своего рода новой религией формировавшейся писателей конца века. Доминируют жанры
русской интеллигенции. Н.А. Бердяев тонко очерка, рассказа, повести. Утратив
подметил параллель между нею и эпическую масштабность и цельность видения
раскольниками XVII в. "Так и русская мира, реалисты усилили роль экспрессивных
революционная интеллигенция XIX в. будет форм. Это достигалось заострением сюжетных
раскольничьей и будет думать, что властью ситуаций, крупным планом описывались
владеет злая сила. И в русском народе и в предельно драматические , пограничные
русской интеллигенции будет искание состояния, образный ряд выстраивался на
царства, основанного на правде" контрастах, увеличивалось количество
(Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского лексических и образных повторов.
коммунизма. М., 1990, С. 11). Включались и публицистические элементы,
83) Митрополит Вениамин не отрицает и авторские комментарии. Стилевая
ответственности Церкви за все, что нестабильность реализма была следствием
случилось с Россией: "Должен переходности и известной компромиссности
сознаться, что влияние Церкви на народные направления: верен традициям и
массы все слабело и слабело, авторитет взаимодействовал с новыми формами в
духовенства падал. Причин много. Одна из искусстве.
них в нас самих: мы перестали быть 26В 1890-е гг. в Москве возникает
"соленою солью" и поэтому не писательский кружок "Среда",
могли осолить и других" (Вениамин объединяющий писателей демократического
(Федченков), митр. На рубеже двух эпох. направления. Его учредителем был писатель
М., 1994, С. 122). Вспоминая свои Николай Дмитриевич Телешов (1867 – 1957),
студенческие годы в Петербургской Духовной на квартире которого и проходили встречи
Академии, он по прошествии лет удивляется: писателей. Постоянными их участниками были
почему им, будущим богословам, и в голову Горький, Бунин, Вересаев, Чириков,
не приходило съездить в Кронштадт к о. Гарин-Михайловский, Леонид Андреев, и
Иоанну. "Внешность религиозная у нас многие другие. На "средах"
продолжала быть еще блестящей, но дух бывали Чехов и Короленко, заходили
ослабел. И ?духовные? сделались мирскими. художники и артисты: Ф.И. Шаляпин, О.Л.
<...> Общестуденческая жизнь шла Книппер, М.Ф. Андреева, А.М. Васнецов и
мимо религиозных интересов. Совершенно не другие.
нужно думать, что духовные школы были 27Товарищество «Знание» (1898-1913).
питомниками отступников, безбожников, Писатели-демократы в 1900-е гг.
ренегатов. Таких были тоже единицы. группируются вокруг издательства
<...> Но гораздо опаснее был товарищества "Знание".
внутренний враг: религиозное равнодушие Издательство было основано в 1898 г.
<...> деятелями грамотности, его
94) Открытия теории относительности и директором-распорядителем был Константин
квантовой физики (А. Эйнштейна) поколебали Петрович Пятницкий (1864 – 1938) – тот,
представления о силе человеческого разума, которому Горький посвятил свою пьесу
о состоянии материи. Открытия Эйнштейна "На дне". Сам Горький вошел в
убедили, что любая система отсчета не товарищество В 1900 г., и стал его идейным
абсолютна, не все природные явления вдохновителем на целое десятилетие.
предсказуемы. Неделимый атом вдруг "Знание" осуществляло дешевые
распался. Материалистическая картина мира "народные" издания, которые
оказалась несостоятельной. Все расходились массовыми тиражами (до 65 000
относительно и подвижно – интерес к экземпляров). Всего за период с 1898 по
иррациональным теориям, мистицизму. В 1913 г. было выпущено 40 наименований
центр научной и художественной картины книг.
мира поставлен человек. 28Установка на массового читателя,
10Философские идеи рубежа веков. практическая польза от книги Положительный
марксизм как полемика с народнической герой: боец, рабочий, мститель,
идеологией. Плеханов считал, что прямолинейный. Литература должна
крестьянство не может быть основой для приукрашивать жизнь Основные темы:
построения социализма, так как оно бедно и социальные болезни общества, национальная
в нем нет единства, община разрушается. и духовная рознь, деградация русского
Основная сила – промышленный пролетариат, духовенства, разложение армии, призывы к
деятельность которого и приведет к борьбе . Язык иносказаний, аллегорий,
революционным событиям. символов (пожар, орел, меч, река и др.).
11Философские идеи рубежа веков. Эстетическая программа «Знания» (по М.
Позитивизм (опытное знание, культ материи, Горькому).
Общественно-литературное движение на рубеже XIX - XX веков.pptx
http://900igr.net/kartinka/istorija/obschestvenno-literaturnoe-dvizhenie-na-rubezhe-xix-xx-vekov-240727.html
cсылка на страницу

Общественно-литературное движение на рубеже XIX - XX веков

другие презентации на тему «Общественно-литературное движение на рубеже XIX - XX веков»

«Русская культура в XIX веке» - М.И Глинка (1799-1862). Просвещение. А.Н.Воронихин. На площади перед Казанским собором установлены статуи Кутузова и Барклая- де-Толли. К. П. Брюллов, автопортрет. Общепризнанный родоначальник русской классической музыки. Братья Черепановы. А.Н.Воронихин (1759-1814) О.Монферрана (1786-1858) О.И.Бове (1784-1834).

«Русская культура XIX века» - Задание№1. Урок-игра «Кто хочет стать отличником». Русский врач , морской офицер, полвека, проработавший над своим словарем: Ефрон; Афанасьев; Даль; Ожегов. Московские остряки называли в XIX веке девушек: «кисейные барышни»; «солонки»; «плоскуши»; «кисейные штаны». Русский путешественник, первым начавший изучать горные массивы Центральной Азии.

«США XIX век» - Работорговля. В 1860 году президентом США от партии республиканцев стал Авраам Линкольн. Когда была принята Конституция США? Путь на Запад. Фермерский север. Авраам Линкольн - аболицианист. Индеец по имени Джеронимо. Некоторые применяли труд батраков, некоторые стали использовать технику. Восстание джона брауна.

«Музыка XIX XX» - А роль балета, наоборот вырастает. Несколько позднее выступил Стравинский. Таков Скрябин. Широко развиваются симфонические, камерные жанры в творчестве Глазунова и Танеева. Музыка начала хх века. Мало-помалу начинается строительство органов в России. На рубеже XIX-XX века возрождается интерес к старинной музыке.

«Россия в XIX в» - Румыния. 12 апреля 1877г. Сша. Переходит. Добиться международного престижа. Содержание внешней политики. Айгунский и Пекинский договоры о границах с Китаем. Аляска. 1876г-Восстание в Болгарии, 30 тыс. человек вырезали турки. Отношения с Японией. А. М. Горчаков. Сербия. Россия. Александр II. Алеутские острова.

«Россия во 2 четверти XIX века» - На башкир была возло-жена военная повин-ность(вооружение и 4 лошади). XIX век. 4.Народы Поволжья. История России. Народы России во 2-й четверти XIX века. В 1846 г. в нем возникло Кирилло-Мефодиев-ское Общество во главе с Н.Костомаровым. Квитанция за оплату ношения еврейской одежды. План урока. В 1836 г.в Бессарабии было законодатель-но оформлено кре-постное право.

Россия 19 век

27 презентаций о России 19 века
Урок

История

150 тем
Картинки
900igr.net > Презентации по истории > Россия 19 век > Общественно-литературное движение на рубеже XIX - XX веков