Всемирная история
<<  Ступени Школа второй ступени  >>
I. Традиционные и техногенные цивилизации
I. Традиционные и техногенные цивилизации
I. Традиционные и техногенные цивилизации
I. Традиционные и техногенные цивилизации
I. Традиционные и техногенные цивилизации
I. Традиционные и техногенные цивилизации
I. Традиционные и техногенные цивилизации
I. Традиционные и техногенные цивилизации
I. Традиционные и техногенные цивилизации
I. Традиционные и техногенные цивилизации
Античная культура, культура полисов – как преддверие техногенной
Античная культура, культура полисов – как преддверие техногенной
Второй важной вехой стало европейское средневековье
Второй важной вехой стало европейское средневековье
Принцип "у-вэй"
Принцип "у-вэй"
В техногенной цивилизации
В техногенной цивилизации
1.Проблема выживания в условиях гонки вооружений
1.Проблема выживания в условиях гонки вооружений
Изучая объекты, преобразуемые в деятельности,
Изучая объекты, преобразуемые в деятельности,
Научная аппаратура
Научная аппаратура
Две основные установки науки
Две основные установки науки
Ценность новизны
Ценность новизны
Ценность новизны
Ценность новизны
Картинки из презентации «Особенности научного познания и его роль в современной цивилизации» к уроку истории на тему «Всемирная история»

Автор: Olga. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока истории, скачайте бесплатно презентацию «Особенности научного познания и его роль в современной цивилизации.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 418 КБ.

Особенности научного познания и его роль в современной цивилизации

содержание презентации «Особенности научного познания и его роль в современной цивилизации.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Особенности научного познания и его 22рационально осмысливать бытие. И
роль в современной цивилизации. Александр манипулируемые и сами манипуляторы
Сунгуров Курс «Логика и методология становятся заложниками массовой культуры,
науки», Лекция 2. превращаясь в персонажи гигантского
2Структура лекции. I. Традиционные и кукольного театра, спектакли которого
техногенные цивилизации II. Глобальные разыгрывают с человеком им же порожденные
кризисы и проблема ценности фантомы. (Generation П В.Пелевина).
научно-технического прогресса III. 23Ускоренное развитие техногенной
Специфика научного познания цивилизации. Делает весьма сложной
----------------- Степин В.С. В кн. проблему социализации и формирования
Философия науки и техники, Глава 1. личности. Постоянно меняющийся мир
3I. Традиционные и техногенные обрывает многие корни, традиции, заставляя
цивилизации. человека одновременно жить в разных
4Традиционные цивилизации. Традиционные традициях, в разных культурах,
общества характеризуются замедленными приспосабливаться к разным, постоянно
темпами социальных изменений. В них также обновляющимся обстоятельствам. Связи
возникают инновации как в сфере человека делаются спорадическими, они, с
производства, так и в сфере регуляции одной стороны, стягивают всех индивидов в
социальных отношений, но прогресс идет единое человечество, а с другой,
очень медленно по сравнению со сроками изолируют, атомизируют людей. Современная
жизни индивидов и даже поколений В техника позволяет общаться с людьми
культуре этих обществ приоритет отдается различных континентов. Можно по телефону
традициям, образцам и нормам, побеседовать с коллегами из США, затем,
аккумулирующим опыт предков, включив телевизор, узнать, что делается
канонизированным стилям мышления. далеко на юге Африки, но при этом не знать
Инновационная деятельность отнюдь не соседей по лестничной клетке, живя подолгу
воспринимается здесь как высшая ценность, рядом с ними.
напротив, она имеет ограничения и 24Угроза существования человеческой
допустима лишь в рамках веками телесности. Обвал информации, стрессовые
апробированных традиций. Древняя Индия и нагрузки, канцерогены, засорение
Китай, Древний Египет, государства окружающей среды, накопление вредных
мусульманского Востока эпохи средневековья мутаций - все это проблемы сегодняшней
и т.д. - все это традиционные общества. действительности, ее повседневные реалии.
5Техногенные (западные) цивилизации. Цивилизация значительно продлила срок
Темп социальных изменений возрастает с человеческой жизни, развила медицину,
огромной скоростью. Экстенсивное развитие позволяющую лечить многие болезни, но
истории здесь заменяется интенсивным; вместе с тем она устранила действие
Пространственное существование - естественного отбора, который на заре
временным. Резервы роста черпаются уже не становления человечества вычеркивал
за счет расширения культурных зон, А за носителей генетических ошибок из цепи
счет перестройки самих оснований прежних сменяющихся поколений. С ростом мутагенных
способов жизнедеятельности и формирования факторов в современных условиях
принципиально новых возможностей. биологического воспроизводства человека
Возникает новая система ценностей. возникает опасность резкого ухудшения
Ценностью считается сама инновация, генофонда человечества.
оригинальность, вообще новое. 25Выход - не в отказе от
6В техногенной цивилизации автономность научно-технического развития. а в придании
личности становится важной ценностью. ему гуманистического измерения, что, в
Возникает особый тип автономии личности: свою очередь, ставит проблему нового типа
человек может менять свои корпоративные научной рациональности, включающей в себя
связи, он жестко к ним не привязан, может в явном виде гуманистические ориентиры и
и способен очень гибко строить свои ценности. В этой связи возникает целая
отношения с людьми, погружается в разные серия вопросов. Как возможно включение в
социальные общности, а часто и в разные научное познание внешних для него
культурные традиции. (см. понятия «Права ценностных ориентаций? Каковы механизмы
человека», «Либерализм» и т.д.). этого включения? Не приведет ли к
7Античная культура, культура полисов – деформациям истины и жесткому
как преддверие техногенной цивилизации. идеологическому контролю за наукой
Подарила человечеству два великих требование соизмерять ее с социальными
изобретения - демократию и теоретическую ценностями? Имеются ли внутренние, в самой
науку, первым образцом которой была науке вызревающие, предпосылки для ее
Евклидова геометрия. Эти два открытия - в перехода в новое состояние?
сфере регуляции социальных связей и в 26III. Специфика научного познания.
способе познания мира – стали важными Наука ставит своей конечной целью
предпосылками для будущего, принципиально предвидеть процесс преобразования
нового типа цивилизационного прогресса. предметов практической деятельности
8Второй важной вехой стало европейское (объект в исходном состоянии) в
средневековье. С его особым пониманием соответствующие продукты (объект в
человека, созданного по образу и подобию конечном состоянии). Это преобразование
Бога, с культом человекобога и культом всегда определено сущностными связями,
любви человека к человекобогу, к Христу, с законами изменения и развития объектов, и
культом человеческого разума, способного сама деятельность может быть успешной
понять и постигнуть тайну божественного только тогда, когда она согласуется с
творения, расшифровать те письмена, этими законами. Поэтому основная задача
которые Бог заложил в мир, когда он его науки - выявить законы, в соответствии с
создавал. Последнее обстоятельство которыми изменяются и развиваются объекты.
необходимо отметить особо: целью познания 27Для процессов преобразования природы.
как раз и считалась расшифровка промысла эту функцию выполняют естественные и
Божьего, плана божественного творения, технические науки. Процессы изменения
реализованного в мире, - страшно социальных объектов исследуются
еретическая мысль с точки зрения общественными науками. Поскольку в
традиционных религий. деятельности могут преобразовываться самые
9В эпоху Ренессанса. Происходит различные объекты - предметы природы,
восстановление многих достижений античной человек (и состояния его сознания),
традиции, но при этом ассимилируется и подсистемы общества, знаковые объекты,
идея богоподобности человеческого разума. функционирующие в качестве феноменов
С этого момента закладывается культурная культуры и т.д., - постольку все они могут
матрица техногенной цивилизации, которая стать предметами научного исследования.
начинает свое собственное развитие в XVII 28Ориентация науки на изучение объектов.
в. Три стадии техногенной цивилизации: которые могут быть включены в деятельность
прединдустриальная индустриальная, (либо актуально, либо потенциально как
постиндустриальная. возможные объекты ее будущего
10В техногенной цивилизации преобразования), и их исследование как
научно-технический прогресс. Постоянно подчиняющихся объективным законам
меняет типы общения, формы коммуникации функционирования и развития составляет
людей, типы личности и образ жизни первую главную особенность научного
Изменение этого мира приводит к активным познания. Наука ориентирована на
трансформациям социальных связей людей. предметное и объективное исследование
Возникает отчетливо выраженная действительности. Но сказать, что
направленность прогресса с ориентацией на личностные моменты и ценностные ориентации
будущее. В большинстве традиционных ученого не играют роли в научном
культур доминировали иные понимания: время творчестве и не влияют на его результаты –
чаще всего воспринималось как циклическое, тоже не верно.
когда мир периодически возвращается к 29Наука в человеческой деятельности
исходному состоянию. выделяет. только ее предметную структуру и
11Принципу преобразующего деяния. все рассматривает сквозь призму этой
сформулированному в европейской культуре в структуры. Как царь Мидас из известной
эпоху Ренессанса и Просвещения, можно древней легенды - к чему бы он ни
противопоставить в качестве прикасался, все обращалось в золото, - так
альтернативного образца принцип и наука, к чему бы она ни прикоснулась,
древнекитайской культуры все для нее предмет, который живет,
"у-вэй", требующей функционирует и развивается по объективным
невмешательства в протекание природного законам.
процесса и адаптации индивида к 30А как тогда быть с субъектом
сложившейся социальной среде. Этот принцип деятельности. с его целями, ценностями,
исключал стремление к ее целенаправленному состояниями его сознания? Все это
преобразованию, требовал самоконтроля и принадлежит к компонентам субъектной
самодисциплины индивида, включающегося в структуры деятельности, но ведь наука
ту или иную корпоративную структуру. способна исследовать и эти компоненты,
Китайская притча, высмеивающая человека, потому что для нее нет запретов на
который проявлял нетерпение и недовольство исследование каких-либо реально
тем, как медленно растут злаки, и начал существующих феноменов. Ответ на эти
тянуть растения, чтобы ускорить их рост. вопросы довольно простой: да, наука может
12Принцип "у-вэй" Был и особым исследовать любые феномены жизни человека
способом включения индивида в сложившийся и его сознания, она может исследовать и
традиционный порядок общественных связей, деятельность, и человеческую психику, и
ориентируя человека на такое вписывание в культуру, но только под одним углом зрения
социальную среду, при котором свобода и - как особые предметы, которые подчиняются
самореализация личности достигается в объективным законам. Субъектную структуру
основном в сфере самоизменения, но не деятельности наука тоже изучает, но как
изменения сложившихся социальных структур. особый объект. А там, где наука не может
13Деятельностно-активный идеал отношения сконструировать предмет и представить его
человека к природе. Распространяется в "естественную жизнь",
техногенных цивилизациях и на сферу определяемую его сущностными связями, там
социальных отношений, которые также и кончаются ее притязания.
начинают рассматриваться в качестве особых 31Наука может изучать все в человеческом
социальных объектов, которые может мире, но в особом ракурсе, и с особой
целенаправленно преобразовывать человек. С точки зрения Этот особый ракурс
этим связан культ борьбы, революций как предметности выражает одновременно и
локомотивов истории. безграничность и ограниченность науки,
14Культура техногенного мира. Понимает поскольку человек как самодеятельное,
природу, как упорядоченное, закономерно сознательное существо обладает свободой
устроенное поле, в котором разумное воли, и он не только объект, он еще и
существо, познавшее законы природы субъект деятельности. И в этом его
способно осуществить свою власть над субъектном бытии не все состояния могут
внешними процессами и объектами, поставить быть исчерпаны научным знанием, даже если
их под свой контроль. Надо только предположить, что такое всеобъемлющее
изобрести технологию, чтобы искусственно научное знание о человеке, его
изменить природный процесс и поставить его жизнедеятельности может быть получено.
на службу человеку, И укрощенная природа 32Изучая объекты, преобразуемые в
будет удовлетворять человеческие деятельности, Наука не ограничивается
потребности во все расширяющихся познанием только тех предметных связей,
масштабах. которые могут быть освоены в рамках
15Для традиционных культур. Природа наличных, исторически сложившихся на
понимается здесь как живой организм, в данном этапе развития общества типов
который органично встроен человек, но не деятельности. Цель науки заключается в
как обезличенное предметное поле, том, чтобы предвидеть возможные будущие
управляемое объективными законами. Само изменения объектов, в том числе и те,
понятие закона природы, отличного от которые соответствовали бы будущим типам и
законов, которые регулируют социальную формам практического изменения мира.
жизнь, было чуждо традиционным культурам. 33Эта нацеленность науки на изучение. не
16Реакция китайских мудрецов на описания только объектов, преобразуемых в
европейской науки. "Мудрецы нашли сегодняшней практике, но и тех, которые
саму идею науки абсурдной, поскольку, хотя могут стать предметом массового
повелителю Поднебесной и дано практического освоения в будущем, является
устанавливать законы и трактовать их второй отличительной чертой научного
исполнения под угрозой наказания, познания. Эта черта позволяет разграничить
исполнять законы и подчиняться им дано научное и обыденное, стихийно-эмпирическое
лишь тем, кто способен эти законы познание и вывести ряд конкретных
"понять", а "дерево, вода и определений, характеризующих природу
камни", о которых толкуют науки.
мистификаторы-европейцы, очевидно этим 34Выработка наукой специального языка.
свойством "понятливости" не пригодного для описания ею объектов,
обладают: им нельзя предписывать законы и необычных с точки зрения здравого смысла,
от них нельзя требовать их является необходимым условием научного
исполнения". С. Поуэл "Роль исследования. Язык науки постоянно
теоретической науки в европейской развивается по мере ее проникновения во
цивилизации" все новые области объективного мира.
17В техногенной цивилизации. Человек Причем он оказывает обратное воздействие
должен из раба природных и общественных на повседневный, естественный язык.
обстоятельств превратиться в их господина, Например, термины
и сам процесс этого превращения понимался "электричество",
как овладение силами природы и силами "холодильник" когда-то были
социального развития. Характеристика специфическими научными понятиями, а затем
цивилизационных достижений в терминах силы вошли в повседневный язык.
("производительные силы", 35Научная аппаратура. научное
"сила знания" и т.п.) выражала исследование нуждается в особой системе
установку на обретение человеком все новых специальных орудий, которые,
возможностей, позволяющих расширять непосредственно воздействуя на изучаемый
горизонт его преобразующей деятельности. объект, позволяют выявить возможные его
18Особый статус научной рациональности. состояния в условиях, контролируемых
в системе ценностей техногенной субъектом. Орудия, применяемые в
цивилизации, особая значимость производстве и в быту, как правило,
научно-технического взгляда на мир, ибо непригодны для этой цели Отсюда
познание мира является условием для его необходимость специальной научной
преобразования. Оно создает уверенность в аппаратуры (измерительных инструментов,
том, что человек способен, раскрыв законы приборных установок), которые позволяют
природы и социальной жизни, регулировать науке экспериментально изучать новые типы
природные и социальные процессы в объектов.
соответствии со своими целями. Поэтому в 36Системность научных знаний. В случае
новоевропейской культуре и в последующем науки нужны специфические способы
развитии техногенных обществ категория обоснования истинности знания. Ими
научности обретает своеобразный являются экспериментальный контроль за
символический смысл. Она воспринимается получаемым знанием и выводимость одних
как необходимое условие процветания и знаний из других, истинность которых уже
прогресса. доказана. В свою очередь, процедуры
19II. Глобальные кризисы и проблема выводимости обеспечивают перенос
ценности научно-технического прогресса. истинности с одних фрагментов знания на
Три глобальные проблемы, порожденные другие, благодаря чему они становятся
техногенной цивилизацией и поставившие под связанными между собой, организованными в
угрозу само существование человечества систему.
1.Проблема выживания в условиях 37Научные методы. Особенность метода
непрерывного совершенствования оружия познавательной деятельности Вне метода
массового уничтожения 2. Нарастание ученый часто вообще не выделит изучаемого
экологического кризиса в глобальных объекта из многочисленных связей и
масштабах. 3. Проблема сохранения отношений предметов природы. Чтобы
человеческой личности человека как зафиксировать объект, ученый должен знать
биосоциальной структуры в условиях методы такой фиксации. Поэтому в науке
растущих и всесторонних процессов изучение объектов, выявление их свойств и
отчуждения - современный антропологический связей всегда сопровождается осознанием
кризис. метода, посредством которого исследуется
201.Проблема выживания в условиях гонки объект. Наряду со знаниями об объектах
вооружений. Опасность III мировой войны наука формирует знания о методах.
вроде позади Однако есть реальная 38Специфические характеристики субъекта
опасность распространения ядерного оружия научной деятельности. Занятия наукой
Применение которого может вызвать цепной требуют особой подготовки познающего
процесс А борьба с международным ядерным субъекта, в ходе которой он осваивает
терроризмом Может отбросить нас во времена исторически сложившиеся средства научного
средневековья Задача – создание новой исследования, обучается приемам и методам
структуры международных отношений. оперирования с этими средствами. Занятия
212. Глобальный экологический кризис. наукой предполагают наряду с овладением
Два аспекта человеческого существования средствами и методами также и усвоение
как части природы и как деятельного определенной системы ценностных ориентаций
существа, преобразующего природу, приходят и целевых установок, специфичных для
в конфликтное столкновение. Старая научного познания. Эти ориентации должны
парадигма, будто природа - бесконечный стимулировать научный поиск, нацеленный на
резервуар ресурсов для человеческой изучение все новых и новых объектов
деятельности, оказалась неверной. Она независимо от сегодняшнего практического
представляет собой не просто окружающую эффекта от получаемых знаний.
среду, которую можно рассматривать как 39Две основные установки науки.
поле для преобразующей деятельности Обеспечивают стремление к такому поиску:
человека, а выступает единым целостным самоценность истины и ценность новизны.
организмом, в который включено 40Самоценность истины. Любой ученый
человечество в качестве специфической принимает в качестве одной из основных
подсистемы. Деятельность человека вносит установок научной деятельности поиск
постоянные изменения в динамику биосферы и истины, воспринимая истину как высшую
на современном этапе развития техногенной ценность науки. Эта установка воплощается
цивилизации масштабы человеческой в целом ряде идеалов и нормативов научного
экспансии в природу таковы, что они познания, выражающих его специфику: в
начинают разрушать биосферу как целостную определенных идеалах организации знания
экосистему. Грозящая экологическая (например, требовании логической
катастрофа требует выработки принципиально непротиворечивости теории и ее опытной
новых стратегий научно-технического и подтверждаемости), в поиске объяснения
социального развития человечества, явлений исходя из законов и принципов,
стратегий деятельности, обеспечивающей отражающих сущностные связи исследуемых
коэволюцию человека и природы. объектов, и т.д.
223. Современный антропологический 41Ценность новизны. Не менее важную роль
кризис. Чем больше человек преобразует в научном исследовании играет установка на
мир, тем в большей мере он порождает постоянный рост знания и особую ценность
непредвиденные социальные факторы, которые новизны в науке. Эта установка выражена в
начинают формировать структуры, радикально системе идеалов и нормативных принципов
меняющие человеческую жизнь и, очевидно, научного творчества Например: запрете на
ухудшающие ее Современная индустриальная плагиат, допустимости критического
культура действительно создает широкие пересмотра оснований научного поиска как
возможности для манипуляций сознанием, при условия освоения все новых типов объектов
которых человек теряет способность и т.д. Эйнштейн и Лоренц, дело Галлиса.
Особенности научного познания и его роль в современной цивилизации.ppt
http://900igr.net/kartinka/istorija/osobennosti-nauchnogo-poznanija-i-ego-rol-v-sovremennoj-tsivilizatsii-67333.html
cсылка на страницу

Особенности научного познания и его роль в современной цивилизации

другие презентации на тему «Особенности научного познания и его роль в современной цивилизации»

«Познание мира» - Восприятие искусства носит индивидуальный характер. Причины перехода людей на альтернативные формы познания- «Кризис науки». Теория как форма научного знания. У мира множество путей. Соотношение научного и альтернативных методов познания. Когда гипотеза становится законом? Обыденное сознание отличается непостоянностью, изменчивостью под воздействием обстоятельств.

«Цивилизация и общество» - Цивилизации монолитные, отгороженные от других цивилизаций, основанные на культуре одного народа. Города. Назовите приморские цивилизации Назовите горные цивилизации. Чем первичная цивилизация отличается от вторичной? Религия. Назовите речные цивилизации. Цивилизация-это… Задание на урок. Признаки. Почему возникла цивилизация?

«Культура и цивилизация» - Онтологическое различие цивилизации, культуры и духовности. Что такое цивилизация? В традиции осуществляется единство исторической связи культуры и цивилизации. Опыт успехов и неудач рациональных цивилизаций. Американский или американо-советско-немецкий период (от 1921 года). Транзитология цивилизации.

«Методы научного познания» - Методы эмпирического уровня познания. Общенаучные методы научного познания. Таков метод кольцевания птиц, применяемый в зоологии. Частные методы. Последнее требует особого внимания. Интегрированные, «суммарные» методы. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания.

«Предмет познания» - Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального. Главная задача – описание предметов и явлений. Относительная истина. Заблуждение – знание, которое не соответствует своему предмету. Абсолютная истина. Ощущение. Большинство. Наука – основная форма познания. Обобщение. Целостный образ внешнего мира, формирующийся на основе ощущений.

«Цивилизация Японии» - Своё и чужое в цивилизации Японии Восток и Запад в истории Японии. Основные события истории Японии в средние века. Тема: Цивилизация Японии.

Всемирная история

22 презентации о всемирной истории
Урок

История

150 тем
Картинки
900igr.net > Презентации по истории > Всемирная история > Особенности научного познания и его роль в современной цивилизации