История древнего мира
<<  Программа «Я в мире народного искусства» Раздел 3. Искусство Древнего мира  >>
Растения, характерные для садов Древнего Египта резеда мирт лилия
Растения, характерные для садов Древнего Египта резеда мирт лилия
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Растения, характерные для садов Ассирии и Вавилона роза сирень тюльпан
Растения, характерные для садов Ассирии и Вавилона роза сирень тюльпан
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Сад Шалимар
Сад Шалимар
Сад Шалимар
Сад Шалимар
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8
Картинки из презентации «Садово-парковое искусство Древнего мира» к уроку истории на тему «История древнего мира»

Автор: кока. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока истории, скачайте бесплатно презентацию «Садово-парковое искусство Древнего мира.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 8108 КБ.

Садово-парковое искусство Древнего мира

содержание презентации «Садово-парковое искусство Древнего мира.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1ТЕМА 8 Садово-парковое искусство 49бы предаваться физическим упражнениям,
Древнего мира Автор: доцент кафедры хотя трудно точно установить, с какого
ландшафтного дизайна ВГУЭС, кандидат времени начинается развитие
архитектуры КОПЬЁВА Алла Васильевна. древнегреческих гимнасиев. Оно шло
2Садово-парковое искусство древнего одновременно с распространением
мира ТЕМА 8. Исторический очерк. История гимнастических упражнений. Легче всего
создания парков, садов и развития можно проследить зарождение и постепенный
ландшафтного искусства насчитывает рост самого знаменитого греческого
тысячелетия и уходит своими корнями в гимнасия — Академии. Кимон обеспечил
древние времена Египта, Вавилона, Ассирии Академию, до тех пор сильно страдавшую от
и Китая. Имеется целый ряд описаний парков недостатка воды, обильным орошением и
и садов в трактатах древних историков, превратил ее из неплодородной местности,
философов, а также в произведениях обсаженной одними деревьями, в прекрасный
писателей. Например, древнегреческий парк. На тучных лугах аллеями росли
философ Платон в своем описании тенистые тополя, ильмы и платаны. Кимон
легендарного государства Атлантиды, якобы заботился также о широких проезжих дорогах
существовавшего 12 тыс. лет назад, и тенистых променадах. Во времена Кимона
указывает, что вокруг грандиозного храма города украшают садами и парками. По его
Посейдона было множество садов. Многим распоряжению озеленена также афинская
обязано садово-парковое искусство агора. Этому стали подражать и другие
археологам, обнаружившим интересные города. Антедонская агора близ Фив была
материалы о садах и парках древних времен. обрамлена двойным портиком, внутри
В последние годы вопросами учета и которого посажены деревья. В эту эпоху
изучения памятников садово-паркового расцвета городов повсюду разбивают
искусства занимаются различные красивые сады. В Спарте посреди города
международные организации. В рамках ООН находилась площадь, представлявшая остров.
существует Комитет по историческим садам Со всех сторон она была окружена рекой
(ИКОМОС), создана Международная федерация Эврипом, через которую было переброшено
ландшафтных архитекторов (ИФЛА). Комитетом только два моста: на одном стояла статуя
по историческим садам составлен перечень Геркулеса, на другом — Ликурга. На площади
исторических памятников садово-паркового были высажены прекрасные платаны. Старый
искусства, куда входят 1666 объектов 34 гимнасий в Коринфе находился около театра,
стран мира. ИКОМОС и ИФЛА организовали ряд располагавшегося близ источника, вокруг
международных симпозиумов по охране которого были воздвигнуты портики со
исторических памятников: в 1971 г. в скамьями для гуляющих в летнюю пору,
Фонтенбло (Франция), в 1973 г. в Гренаде следовательно, здесь также внутри портиков
(Испания), в 1975 г. в Зейсте был сад.
(Нидерланды), в 1977 г. в Кромержиже 50Садово-парковое искусство древнего
(Чехословакия), в 1979 г. в Брюгге мира ТЕМА 8. Гимнасии внутри городов
(Бельгия), в 1983 г. в Мюнхене (ФРГ). В всегда были сравнительно небольших
работе этих симпозиумов принимали участие размеров. Все четыре больших афинских
и советские ученые. В 1977 г. ИФЛА провела гимнасия находились за городом и имели
в Киото совещание по охране не только большие парки. В III столетии три гимнасия
отдельных памятников, но и целых (четвертого еще не существовало)
исторических ландшафтов. На этом совещании описывались как цветущие сады, со
было разработано следующее определение: множеством деревьев и лужаек, они были
«Исторический ландшафт есть след события местом встреч философов с их учениками и
или цепи событий исторического значения. друзьями. Аристофан, принадлежавший к
Историческим ландшафтом может быть также следующему после Кимона поколению, в своем
зрительно воспринимаемое выражение сочинении «Облака» рисует Академию как
определенного периода в развитии густой парк. Гимнасии с самого начала
цивилизации или определенного образа рассматривались как публичные места для
жизни». собраний: там встречались, наблюдая
3Садово-парковое искусство Древнего гимнастические упражнения, или для
Египта. Садово-парковое искусство древнего философских бесед. Все сцены в
мира ТЕМА 8. платоновских «Диалогах» и в сочинениях
4Садово-парковое искусство древнего Ксенофонта разыгрываются на ландшафте
мира ТЕМА 8. Египет считается одной из гимнасий. Во времена Платона гимнасий и
первых стран, где возникло искусство парки были так тесно связаны между собой,
создания садов и парков. Нил отвоевал у что философ требует, чтобы гимнасий
пустыни узкую длинную долину, где из-за строились только в обильно орошенных
наводнений можно было выращивать лишь местах, самой природой для этой цели
сельскохозяйственные культуры и невозможно предназначенных. В Регии такой гимнасий
было создавать сады. На возвышенностях, был устроен в парадизе, а в Элисе вокруг
куда Нил не доносил своих вод во время гимнасия на месте сада раньше существовал
разливов, в Древнем Египте устраивали дикий лес. Следует отметить, что греческое
террасные сады. Орошение, а вместе с ним садовое искусство в своем развитии
питание почвы было искусственное. получило могучий импульс извне. Благодаря
Разветвленная сеть каналов, регулируемая завоевательным походам Александра
плотинами, рычажными колодцами и шлюзами, Македонского вся Азия с ее высокоразвитым
доставляла воду Нила в возвышенные части садовым искусством была сразу включена в
страны. Об этом свидетельствуют данные греческую культуру. Еще прежде некоторые
археологических раскопок, барельефы на греки с восхищением говорили о прекрасных
надгробных памятниках. Хотя лишь рисунки, парках восточных владык. Малоазийские
относящиеся к периоду Нового царства, греки, живя бок о бок с персами и другими
отображают плановость расположения и восточными народами, намного опередили
группировки различных растений на одном метрополию в своей любви к садам и в
участке, т. е. сады в нашем понимании, все умении их разводить. После Персидской
же изображения времен IV и V династий войны интерес к восточным садам должен был
Древнего царства и тем более Среднего возрасти и в самой Греции. Ксенофонт
царства заставляют предполагать, что и описывает встречавшиеся ему во время
тогда уже существовали фруктовые и похода персидские парадизы с вполне
виноградные сады, а также огороды. Эти определенным намерением дать своим
более ранние рисунки изображают скорее землякам образец, которому они должны были
отдельные детали работы в садах, чем общий и могли подражать. Александр Македонский
вид участков,— садовника, поливающего особенно любил охотиться в парках
землю, собирающего урожай, срывающего покоренных им народов. В Индии нашел он
фрукты с деревьев, срезающего виноград, обнесенные стенами рощи и леса, обильно
снимающего овощи или же приносящего в орошенные, наполненные благородной дичью.
жертву богам плоды своей работы. Еще в Со специально устроенных вышек он стрелял
Древнем царстве рядом с древесными садами даже львов. На обратном пути из Индии
разводили виноградники. В самые ранние Александр украсил все войско венками из
времена для виноградных лоз устраивались плюща. Карпалию, которому Александр
сооружения в виде беседок, а именно доверил наблюдение за парками, долго не
устанавливали столбы, на которые клали удавалось привить там плющ, несмотря на то
поперечную балку. Но уже в Среднем царстве что ему очень везло в акклиматизации
вместо неотесанных деревянных столбов других греческих растений: даже такие
начали устанавливать колонны, которые деревья, как липу, а после многих усилий и
впоследствии (в Новом царстве) самшит он туда пересадил.
превратились в богато декорированные 51Садово-парковое искусство древнего
колоннады, обвитые виноградом (перголы). мира ТЕМА 8. К влиянию Востока прибавилось
Иногда эти беседки имели куполообразную еще одно обстоятельство, способствовавшее
форму. В Новом царстве недостаток лесов развитию садового искусства в Греции,— это
возмещался большим количеством священных рост больших греческих городов.
рощ. Каждые сорок две области, на которые Всевозраставшая отчужденность от сельского
был разделен Верхний и Нижний Египет, образа жизни заставляла многих богатых
имели свой храм. Уже с древних времен людей переносить сельскую природу в город
дерево для египтян было священным, и и, следовательно, увеличивать размеры и
каждый храм имел свое священное дерево, количество садов. Правда, и прежде это не
которое главным образом и культивировалось было чуждо грекам, но теперь это движение
в его саду. Судя по источникам, большие приняло совершенно иные размеры. В
храмы обладали очень крупными владениями. Александрии публичные и царские сады
5Садово-парковое искусство древнего занимали четвертую часть городской
мира ТЕМА 8. Известна модель сада эпохи территории. Как внутригородские, так и
Среднего царства (2065—1580 г. до н. э.) у загородные сады были все связаны между
могилы крупного чиновника Мекет-Ре в собой. Антиохия еще больше, чем
некрополе Деир-эль-Бахри. Два ряда колонн, Александрия, славилась своими прекрасными
между которыми в центре сада располагается садами. Город был распланирован следующим
бассейн, окруженный деревьями, дают образом: главная улица представляла собой
представление о нем. До нас дошли непрерывный портик, к одной стороне
сведения, что древняя столица Фивы была которого прилегали дома, а по другой
богата садами. Египетский фараон Рамзес тянулись сады вплоть до самого подножия
III, восхвалявший свои деяния в так горы. Они были украшены беседками и
называемом Харистском папирусе, записал: фонтанами, которые, однако, не строились
«Я засадил всю землю деревьями и кустами». вверх по склону горы, «для того чтобы не
Фараон XVIII династии Тутмос IV привез из испортить впечатления правильности».
своего третьего похода в Палестину Подобно восточным владыкам, правитель
коллекцию редких растений и приказал Сицилии решал все свои дела в саду. Но
сделать барельеф с их изображением. По даже на воде он не хотел терять минуты
существу это было первое изображение этого удовольствия. Построив громадный
ботанического сада. И Тутмос, и фараон корабль, долженствовавший, очевидно,
Аменофис III имели контакты с Персией, и служить символом его величия, он разбил на
планировка персидских садов оказала нем сад. Корабль был построен коринфским
существенное влияние на организацию мастером Архаисом, а Архимед применил
египетских садов. Известное представление самые значительные свои изобретения. На
о садах Древнего Египта, в которых росли верхней палубе соразмерно величию корабля
резеда, мирта, лилия, лотос, дает были устроены гимнасий и дорожки для
изображение, найденное в гробнице одного гулянья. Гимнасий имел цветочные гряды и
из полководцев фараона Аменофиса III в другие растения, огороженные свинцовыми
Фивах. Оно передает весь план сада как бы полосами, на дорожках были устроены
с птичьего полета. Это — квадратный тенистые беседки из плюща и виноградных
участок земли, окруженный высокой стеной, лоз, корни которых находили питание в
жилой дом, расположенный в головной части земле, насыпанной в свинцовые кадки. Надо
сада, затеняется симметрично признать, что здесь на ограниченном
расположенными аллеями различных деревьев, пространстве корабля удалось создать
видны окаймленные зеленью бассейны с настоящий маленький шедевр. Греческий
водоплавающими птицами, всю середину сада садовод нашел применение всем составным
занимает виноградник. Анализируя красивый частям сада. На цветочных грядках,
симметричный план, тщательно продуманное устроенных в свинцовых ящиках, могли,
чередование различных видов деревьев, понятно, расти только цветы и кустарники с
изысканную форму углубленного бассейна, неглубоко сидящими корнями. Плющ и
следует признать, что уже здесь, на пороге виноградные лозы, корни которых уходят
истории садового искусства, наблюдается значительно глубже, были посажены в
высокая степень развития рационально высоких ящиках. Перголы, образуемые этими
распланированного сада. Симметрия, ползучими растениями, создавали
сочетание изящества и утилитарности— недостающую на корабле тень. Два
требования, которые впоследствии считались великолепно убранных садовых павильона и
обязательными в садовом искусстве в ранние один рыбный пруд дополняют картину этого
годы его развития, уже успешно сада и придают ему живописный вид.
применялись. Египетские сады были садами 52Садово-парковое искусство древнего
равнин, причем архитектура зданий играла мира ТЕМА 8. Новое в садах Греции по
второстепенную роль, а видное место в сравнению с Египтом — их террасообразное,
садово-парковом искусстве в силу уступчатое решение, более свободная
природно-климатических условий занимала композиция, декоративность, нагромождение
техника устройства водоемов и каналов. зеленых масс, обилие украшений, витые
6Сады Древнего Египта отличает лестницы. На террасах—посадки больших
регулярный характер высокая степень деревьев, цветы и фонтаны, приводимые в
рационального в планировке утилитарный действие сложными гидравлическими
характер. Садово-парковое искусство машинами. Что же касается собственно
древнего мира ТЕМА 8. планировки парков, то до нас не дошло ни
7Первостепенное значение в силу одного сколько-нибудь полного описания или
природно-климатических условий в садах плана, но можно ясно представить, что в
Древнего Египта имели водоемы и каналы. основу их не могло быть положено
Садово-парковое искусство древнего мира отвлеченное геометрическое построение, и
ТЕМА 8. парк рос и развивался, как живой организм,
8Растения, характерные для садов связанный с окружением и прежде всего с
Древнего Египта резеда мирт лилия лотос. человеком. Сады и парки, по-видимому,
Садово-парковое искусство древнего мира состояли из рощ, живописно расположенных и
ТЕМА 8. Лилия. гармонирующих с соседними горными
9Садово-парковое искусство древнего уступами. Для полноты характеристики
мира ТЕМА 8. Сад Древнего Египта. Схема уместно вспомнить слова Аристотеля,
планировки. сводящего все основные принципы
10Садово-парковое искусство древнего градостроительства к положению: город
мира ТЕМА 8. Фараон Тутанхамон с женой в должен строиться так, чтобы обеспечить
саду. Рельеф на крышке ларца XIV в до н.э. людям безопасность и в то же время делать
11Садово-парковое искусство древнего их счастливыми. С этих позиций создание и
мира ТЕМА 8. Роспись гробницы. Египет. города, и парка должно рассматриваться не
1350 г. до н. э. Британский музей. Лондон. только как комплекс чисто технических
12Садово-парковое искусство древнего вопросов, но и как художественная проблема
мира ТЕМА 8. Роспись гробницы. Египет. в высоком смысле этого слова. После
1350 г. до н. э. Британский музей. Лондон. падения городов-государств и раздела
13Садово-парковое искусство древнего наследия Александра Македонского центр
мира ТЕМА 8. Бассейн в саду. Роспись культурной, экономической и политической
гробницы наместника дельты Нила. 1350 г. жизни переносится на Восток (III — II вв.
до н.э. Британский музей. Лондон. до н. э.). На греческом Востоке
14Садово-парковое искусство древнего развивается строительство многих новых
мира ТЕМА 8. Сбор урожая. Роспись городов, возводимых по заранее намеченным
гробницы. Египет. 1567-1320г. планам. Город членится правильной сетью
15Садово-парковое искусство Ассирии и прямоугольных кварталов. Широко
Вавилона. Садово-парковое искусство развертывается строительство общественных
древнего мира ТЕМА 8. зданий, садов и парков. Последние
16Садово-парковое искусство древнего приобретают особое значение, тем более что
мира ТЕМА 8. В Ассирии и Вавилоне издавна общественная жизнь населения протекает
существовала разветвленная сеть большей частью на открытом воздухе.
ирригационных систем, охраняемых 53Основные ландшафтные объекты Древней
государством, что способствовало Греции священные рощи сады Академии агоры
выращиванию растений. Но археологические гимнасии. Садово-парковое искусство
данные свидетельствуют о том, что древнего мира ТЕМА 8.
искусство разведения садов зарождается в 54Отличительные черты садов Древней
Египте гораздо раньше, чем на Востоке. Еще Греции террасное, уступчатое решение
с древнейших времен здесь дерево считалось свободная композиция декоративность
символом жизни. В изображениях священного нагромождение зеленых масс обилие
дерева можно обнаружить сходство с украшений и витых лестниц композиционное
пальмой. Примерно около 2340 г. до н. э. единство планировочного решения.
шумерский царь Гудеа создает виноградники Садово-парковое искусство древнего мира
и рыбные пруды, рые он окружает ТЕМА 8.
тростниковыми насаждениями, что можно 55Сады эллинистического периода отличают
видеть на более поздних изображениях. регулярные принципы планировки обилие
Однако только Тигратпаласар I, царь зелени в городах. Садово-парковое
Ассирии, около 1100 г. до н. э. впервые искусство древнего мира ТЕМА 8.
упоминает о парке: «Кедры и буки, а также 56Садово-парковое искусство древнего
такие породы деревьев, которые никто из мира ТЕМА 8. Афины. Акрополь.
моих предшественников не разводил, привез 57Садово-парковое искусство древнего
я из завоеванных мною земель и посадил в мира ТЕМА 8. Афины. Акрополь.
парках моей страны. Также посадил я в 58Садово-парковое искусство древнего
ассирийских парках дорогие садовые мира ТЕМА 8. Афины. Акрополь. Пиргос с
насаждения, которых раньше не было в моей храмом Ники Аптерос.
стране»1. Парки были лучшим украшением 59Садово-парковое искусство древнего
страны, вот почему они первыми мира ТЕМА 8. Афины. Акрополь. Пиргос с
подвергались уничтожению со стороны храмом Ники Аптерос.
врагов. Еще раньше во время войн со 60Садово-парковое искусство древнего
странами Азии египтяне вырубали фиговые мира ТЕМА 8. Афины. Акрополь. Капитель
деревья и виноградные лозы. Эта вражеская дорической колонны и антаблемент
месть часто встречается на Востоке. Со Парфенона.
второй половины VIII в. до н. э. 61Садово-парковое искусство древнего
позднейшие ассирийские цари начинают не мира ТЕМА 8. Афины. Акрополь. Парфенон.
только восхвалять парки в письменах, но и 62Садово-парковое искусство древнего
изображать их на барельефах, украшающих мира ТЕМА 8. Афины. Акрополь. Ионический
дворцы. Все чаще встречающиеся пейзажные фриз (зоофор) на западной стороне
фоны свидетельствуют о том, что интересы Парфенона.
изобразительного искусства больше не 63Садово-парковое искусство древнего
концентрируются исключительно на одном мира ТЕМА 8. Афины. Акрополь. Ионический
человеке. Изображая обычные сцены охоты, фриз (зоофор) на восточной стене
войны, пиров и возведения дворцов, Парфенона.
художники стараются дать соответствующий 64Садово-парковое искусство древнего
пейзаж, тщательно нарисовать горы, мира ТЕМА 8. Афины. Акрополь. Капитель и
деревья, растения. Самые ранние рисунки портик Эрехтейона.
такого рода относятся к дворцу, 65Садово-парковое искусство древнего
построенному ассирийским царем Саргоном мира ТЕМА 8. Афины. Акрополь. Эрехтейон.
II. Он заложил над Ниневией, столицей Коры.
Ассирии, город Дар-Шарукин, окружил его 66Садово-парковое искусство древнего
высокой стеной и одновременно разбил парк, мира ТЕМА 8. Афины. Акрополь. Эрехтейон.
в котором были посажены все растения 67Садово-парковое искусство древнего
хеттской флоры, а также всевозможные мира ТЕМА 8. Афины. Акрополь. Пропиллеи.
горные травы. 68Садово-парковое искусство Рима.
17Садово-парковое искусство древнего Садово-парковое искусство древнего мира
мира ТЕМА 8. Наследник Саргона—его сын ТЕМА 8.
Санхериб воздвиг себе дворец в прежней 69Садово-парковое искусство древнего
столице Ассирии — Ниневии. При дворце он мира ТЕМА 8. Макет Рима, выполненный
разбивает обширный парк, в котором архитектором Итало Джисмонди (1933-1937
высаживают различные деревья, в том числе гг.).
фруктовые, а также виноград. Для полива 70Садово-парковое искусство древнего
был проведен канал, по которому в сады мира ТЕМА 8. Городские парки Рима Сады
направлялась проточная вода. На устраивались не только при виллах, но и в
увлажненной почве виноградники, фруктовые самом городе, и особенное внимание их
деревья, пряности, а также кипарисы, устройству впервые уделили Август и
пальмы и др. мощно разрастались. Во время Агриппа (I в. до н. э.). Именно при
археологических раскопок были найдены Августе старый Рим с его узенькими и
следы огромного сада, выращенного вокруг грязными улицами превращается в нарядный
храма, воздвигнутого Санхерибом на скале. город, соперничающий с прославленными
Перед храмом был устроен выложенный эллинистическими центрами, и одним из его
камнями канал, от которого отходили более украшений становятся как раз сады, доступ
узкие каналы. Сохранились следы ям от в которые открыт для всех горожан. При
деревьев. Ямы имеют круглую форму и уходят этом городские парки Рима носили парадный
в глубь скалы на полтора метра. Вавилон и официозный характер, с особенным
был громадным городом, по площади равным вниманием к государственным идеям
многим крупным столицам современного мира. августовского правления. В портике Европы,
Он располагался на берегу Евфрата и, как например, была выставлена карта всех дорог
показали раскопки 1925 г., в 90 км от Римской империи, долженствовавшая внушать
столицы Ирака— Багдада. Дворец владыки посетителям мысль о величии и мощи Рима,
Вавилона стоял на берегу Евфрата, и его сады изобиловали шедеврами греческого
лучшим украшением были «висячие сады». Это искусства, вывезенными римскими
сооружение связано с именем ассирийской полководцами из покоренных городов, и,
царицы Семирамиды (IX в. до н. э.). Уже в украшая парки, они вместе с тем
древние времена возникла полемика о том, свидетельствовали о славе военачальников.
следует ли приписать Семирамиде создание Впервые сад в портике эллинистического
«висячих садов». Древнегреческий историк типа устроил при своем театре, сооруженном
Диодор, опираясь при описании Вавилона на по образцу театра в греческом городе
Клейтарха, утверждает, что «висячие сады» Митилене, Помпей в 55 году до н. э. Его
были сооружены не Семирамидой, а одним примеру последовали позднее Август и его
ассирийским царем для своей наложницы помощник и друг Агриппа. Самыми
родом изПерсии для того, чтобы они ей прославленными портиками, связанными с их
напоминали горы ее родины. Историк Страбон именами, были портики Ливии и Европы. В
приписывает создание «висячих садов» царю портике Ливии (назван так по имени супруги
Навуходоносору, соорудившему их для своей Августа) аллеи осеняла единственная, мощно
мидийской супруги. Но в одном сходятся оба разросшаяся, виноградная лоза, а портик
историка—Диодор и Страбон, утверждая, что Европы со статуей этой мифологической
длина сторон основания террас «висячих героини, похищенной, согласно легенде,
садов» равняется четырем плетрам (48 м) и Юпитером, превратившимся в быка, был
что террасы были четырехугольной формы. На аранжирован в согласии с мифологическим
этом основании подымались (по Диодору) сценарием, как это часто делалось и на
ступенчатые, кверху сужающиеся террасы италийских виллах.
«подобно театру». 71Садово-парковое искусство древнего
18Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8. Главный зеленый район садов
мира ТЕМА 8. Под поддерживающими располагался при Августе на Марсовом поле,
террасами-сводами располагались роскошные подле терм Агриппы. Их окружали парки со
покои, освещавшиеся верхним светом. Из знаменитым стоколонным портиком; эти парки
этих покоев можно было попасть на террасу воспроизводили в какой-то степени
через проходы шириной 10 футов, устроенные восточный парадиз с его излюбленной темой
в мощных подпорных стенах. Главный сад был охоты. Среди деревьев стояли статуи
разбит на верхней террасе, отделенной, по животных, и в их числе прославленный
словам Диодора, от нижележащей, умирающий лев, работы Лисиппа, вывезенный
пространством высотой 50 локтей. Для Агриппой с Лампсака. Сами термы напоминали
удержания влаги плоская крыша состояла из греческий гимнасий, с одним существенным
искусно составленных пластов: на каменных нововведением: обилием текущей и
балках укладывали слой камыша и асфальта, сверкающей на открытом воздухе воды. Здесь
поверх этого клали кирпичи, смешанные с были искусственно прорытый канал Еврип и
гипсом, за ними следовал свинцовый ковер, бассейн с холодной водой, их питал
который и должен был выдержать всю проведенный Агриппой с Сабинских гор
неимоверную тяжесть плодородной почвы, на акведук — тот самый, из которого до сих
которой разбивали сад с высокими пор получает свою прозрачно-голубую
деревьями. Все сооружение Диодор называет холодную воду прославленный фонтан
горой. Описания Страбона в существенных современного Рима — фонтан Треви. Именно
чертах отличаются от описаний Диодора. По Марсово поле, как об этом свидетельствуют
его мнению, плоская поверхность высокого римские поэты, было любимым местом встреч
сада поддерживалась системой арок, и любовных свиданий. Но уже при Нероне
опиравшихся на кубы. Эти пустотелые кубы (60-е гг. н. э.) таким местом встреч
были наполнены землей, достаточной для становятся сады при грандиозных
корней самых высоких деревьев. Благодаря императорских термах — термах Нерона, а
этому почвенный слой крыши мог быть впоследствии Тита и Траяна. Эти термы с их
значительно тоньше, так как он должен был многочисленными помещениями для горячих
питать корни более легких растений. В бань, холодных купаний, массажа,
тексте Страбона почти ничего нет о специальными залами для женщин, с
ступенчатой форме, которой Диодор придает библиотеками, местами для встреч и бесед,
большое значение. В 1949 г. во французском окружаются садами. Эти сады аранжируются
журнале «Ревю Хорти-кол» была опубликована по типу садов при виллах, садовыми
статья М. Рюттена и М. Лакама, подробно мотивами, как на виллах, полны и стенные
освещающая технику устройства и росписи термальных помещений. Вокруг
водоснабжения «висячих садов». По их бассейнов с холодной водой стены
данным, нижняя терраса была размером 45x40 расписываются иллюзорными картинами садов,
м, вторая — 40x30 м; найденные остатки вазами, цветами и птицами, изображениями
показывают, что первый этаж имел высоту 8 нимф и сатиров. Так в термах — этих виллах
м, включая 2 м растительной земли, римского плебса, где горожане проводили
следующий—13 м при том же слое земли, и, большую часть дня, создавалась атмосфера
наконец, два следующих этажа имели всего италийской виллы с ее садом и декорацией
по 1 м земли. Весь ансамбль состоял из 14 сада.
сводчатых залов, размещенных по обе 72Садово-парковое искусство древнего
стороны также сводчатого коридора. мира ТЕМА 8. Храм богини Весты и парк.
19Сады Передней Азии «висячие» сады Рим. .
Семирамиды сад при дворце царя Соломона в 73Садово-парковое искусство древнего
Иудее персидские «парадизы». мира ТЕМА 8. Джованни Антонио Содома.
Садово-парковое искусство древнего мира Фреска виллы Фарнезина. XV в. Фрагмент.
ТЕМА 8. 74Садово-парковое искусство древнего
20Растения, характерные для садов мира ТЕМА 8. Рим. Развалины Форума. В
Ассирии и Вавилона роза сирень тюльпан восточной части Форума – Новая базилика (с
гвоздика лилия нарцисс. Садово-парковое тремя арками, каждая из которых высотой в
искусство древнего мира ТЕМА 8. Роза. 24 м).
Лилия. 75Садово-парковое искусство древнего
21Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8. Римский Форум в 200 г. н.э.
мира ТЕМА 8. Гвоздика. Нарцисс. Сирень. 76Садово-парковое искусство древнего
22Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8. Форум Траяна.
мира ТЕМА 8. Висячие сады Семирамиды. 77Садово-парковое искусство древнего
23Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8. Форум Юлия в наши дни.
мира ТЕМА 8. Висячие сады Семирамиды. 78Садово-парковое искусство древнего
24Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8. Форум. Рим.
мира ТЕМА 8. Руины висячих садов. Дворец 79Садово-парковое искусство древнего
Навуходоносора II. Вавилон. Месопотамия. мира ТЕМА 8. Вилла Адриана Интенсивное
25Садово-парковое искусство древнего строительство императорских дворцов и вилл
мира ТЕМА 8. Царская охота. Каменный началось, когда император стал
барельеф из дворца Саргона II. Ассирия. полновластным монархом и перестал
VIII в. до н. э. считаться первым среди равных, как это
26Садово-парковое искусство древнего было при Августе. Август жил еще в
мира ТЕМА 8. Ворота Иштар. Вавилон. сравнительно скромном доме на Палатине,
Месопотамия. VI в. до н. э. Домициан уже выстроил себе целый дворец с
27Садово-парковое искусство древнего ипподромом и несколькими перистилями. В
мира ТЕМА 8. центре одного из них был бассейн с
28Садово-парковое искусство древнего храмиком посередине, к которому можно было
мира ТЕМА 8. Фрагмент стен, которые попасть по перекидному мосту. Но самый
составляли ворота Иштар. Вавилон. грандиозный дворцовый комплекс был
29Садово-парковое искусство древнего сооружен для Нерона — Золотой Дом. Он
мира ТЕМА 8. Зиккурат в Хефете. занимал почти весь Эсквилин и часть
30Садово-парковое искусство древнего Палатина. Перед дворцом стояла
мира ТЕМА 8. Месопотамия. колоссальная статуя императора в образе
31Садово-парковое искусство древнего бога Солнца. Главный фасад выходил на
мира ТЕМА 8. Ортостат из дворца озеро, засыпанное впоследствии для
Ашшурбанапала. постройки Колизея. Новое божество Солнца
32Садово-парковое искусство древнего (Нерон был приобщен к культу восточного
мира ТЕМА 8. Солярного бога Митры) устроило себе как бы
33Садово-парковое искусство древнего священный участок, какие были в древности
мира ТЕМА 8. Ашшурназарпал. Нимруд. вокруг храмов. В центре его возвышался
34Садово-парковое искусство древнего дворец с залом, увенчанным куполом,
мира ТЕМА 8. Ашшурназарпал. Нимруд. вращавшимся вслед движению солнца по небу,
35Садово-парковое искусство Персии. а обширный сад воспроизводил восточные
Садово-парковое искусство древнего мира парадизы. По описанию Светония, вокруг
ТЕМА 8. озера, которое должно было изображать
36Садово-парковое искусство древнего море, были выстроены виллы с
мира ТЕМА 8. Персия. В VI в. до н. э. виноградниками, лугами и пасущимися
персидский царь Кир II завоевал все стадами. Сельские участки при виллах были
Двуречье (между Тигром и Евфратом), Мидию, у Плиния и Горация, а само соединение
Лидию, Палестину, Малую Азию, Финикию и изысканного парка с огородом и плодовым
Закавказье, в 539 г. до н. э. покорил садом (как позднее в Трианоне)
Вавилон. В этой громадной существовало в Риме и до Нерона, но в его
державе—тогдашней Персии—уже в те времена садах это сочетание получило грандиозное
начали создавать сады, которые в первый по масштабам воплощение. И уникальным
период заселяли зверями для охоты. После примером грандиозной императорской виллы
смерти Кира II Персией стал править была прославленная вилла императора
Артаксеркс II. Его брат Кир-младший создал Адриана. Она была предназначена для
замечательный парк, получивший название зимнего времени — Адриан не любил Рим и
«парадиз». Огромный парк, богатый дичью, предпочитал, по возможности, жить на
располагался около гор и занимал такое старости лет в благословенном климате
пространство, что Кир мог дать в нем смотр Тиволи. Он много путешествовал и провел
13-тысячной армии. Кроме смотров цари вне Рима целых 11 лет, посетив множество
устраивали в парках большие народные провинций. Это было вызвано тем, что
празднества. Порабощенные персами народы именно во II веке н. э. роль провинций в
прекрасно знали, что, восставая против Римской империи стала особенно
персидских угнетателей, они большего значительной и Адриан хотел теснее
оскорбления не могли им нанести и более объединить их вокруг Рима, создав
жестокой для них мести не могли придумать, монолитное государство, могущее
чем беспощадно опустошать сады, противостоять воинственным и непокорным
принадлежавшие их владыкам. Финикийцы варварским племенам. Идея единства
начали свои враждебные действия против эллинистической и римской культуры нашла
персов, приведшие к их отделению от отражение и в архитектурных постройках его
персидского царства, с того, что они виллы, и в самом характере подбора
вырубили все деревья и опустошили памятников искусства, собранных здесь в
сидонский парк, в котором царь отдыхал, небывалых до этого в Риме количествах.
когда он останавливался в Сидоне. Греки 80Садово-парковое искусство древнего
нашли повсюду в Медине и Персии чудесные мира ТЕМА 8. Вилла Адриана, как и дворец
парки; их размеры и красота произвели на Нерона, занимала обширную площадь в 300 га
греков неизгладимое впечатление, и они и была расположена в живописной местности,
охотно верили, что все они были созданы где римляне издавна строили свои виллы. Ее
Семирамидой. Так, они приписывали этой архитектурные ансамбли были созданы по
царице сооружение величественного парка в проектам самого Адриана, увлекавшегося не
долине Багистана или другого парка в только философией, но и архитектурой и
Хауконе, разбитого вокруг каменистого живописью. Постройки его виллы поражают
утеса, на котором возвышался загородный посетителей и сейчас своей смелой
дворец, господствовавший над всей округой. фанта­зией: обширные залы соседствуют
Парки настолько доминировали в сознании их здесь с редкими для Рима купольными
владельцев, что утрачивалось понятие о помещениями восточного типа, с башнями,
самом жилище—дворце и резиденция царя откуда открываются разнообразные виды, с
обозначалась одним словом «парадиз». В библиотеками, театрами, храмиками, с
свое время Сократ поучал своих учеников, уединенной виллой посредине озера, со
что повсюду, где ни появлялся персидский множеством помещений для гостей, стражи и
царь, он заботился о разведении садов, слуг. Много путешествовавший Адриан,
которые они называли «парадизами» и поклонник греческого искусства и Востока,
которые были полны всем лучшим и любивший Антиохию и Александрию, пожелал
прекраснейшим, что могла породить земля. В окружить себя на вилле архитектурными
садах царь проводит большую часть своего постройками, имитировавшими виденное им в
времени, если только время года это Греции и Египте. Об Афинах напоминал
позволяет. «пестрый портик», рядом с ним была
37Садово-парковое искусство древнего проложена аллея, окруженная деревьями, за
мира ТЕМА 8. Ксенофонт упоминает, что Кир которы­ми развертывались специально
устроил парадиз в своей резиденции в аранжированные пейзажи. Были тут Ликей и
Сарды. Посетителей восхищала красота Академия с площадками и экседрами, башня
симметрично посаженных деревьев, ее прямые Тимона, возвышавшаяся в Афинах около
аллеи, украшения сада и всевозможные Академии, даже долина Темпе с ручьем
благоухания, повсюду подымавшиеся Пенеем, напоминавшая прославленную
навстречу гулявшим. Описывая парадизы достопримечательность Фессалии. Специально
других царей, Ксенофонт отмечает для представлений были предназначены
геометрическую их форму, где декоративные греческий и римский театры, для концертов
деревья сочетаются с фруктовыми, — небольшой одеон. Грандиозные Большие и
применение широкой системы ирригации, Малые Термы с бассейнами и залами
описывает парки для охоты, где в клетках располагались недалеко от Канопа,
содержались звери, выпускаемые на свободу построенного на берегах специально
во время охоты. Память об этом сохранилась прорытого капала. Свое название Каноп
в прекрасных барельефах с изображением получил от египетского городка,
раненой львицы и Ашурбанипала, убивающего находившегося вблизи Александрии и
льва (хранится в Британском музее). связанного с ней каналом. Каноп славился
Знаменитые и до настоящего времени святилищем и оракулом бога Сераписа и
персидские ковры дают представление о своими пышными празднествами, для Адриана
парках и садах. Рисунки ковров позволяют же он был особенно памятен тем, что
судить о планировке садов. Наиболее недалеко от него в Ниле утонул любимый им
простое решение заключается в создании юноша Антиной, пожертвовав жизнью во имя
двух перпендикулярных друг другу благополучия императора, исполняя
направлений, на пересечении которых стоит предписание Оракула. После смерти его
дворец. На коврах видно, как располагаются обожествили, а на месте его гибели в
каналы и водоемы (уровень воды всегда выше Египте выстроили целый город, назвав его в
уровня посадок, что обеспечивает честь Антиноя. Громадное число статуй и
орошение). Ограда садов—из кирпича. бюстов юноши было найдено в Новое время в
Царские сады включали легкие сооружения различных городах империи, и многие из них
изящных форм. Персию недаром называют сохранились до наших дней. Статуя Антиноя
родиной царицы цветов— розы. Ее даже стояла и в Канопе на вилле, а на южном
называли «Гюлистан» — «Сад роз». И конце канала возвышался храм Сераписа и
персидские поэты Саади, Гафиз, Омар Хаям Антиноя. В нишах по берегам канала стояли
воспели розу в своих стихах. И даже египетские статуи, а в портиках нашли
персидский национальный эпос известен под знаменитого крокодила из зеленого камня с
названием «Гюль-Наме» — «Книга о розе». широко разинутой пастью, и ныне
Персия — родина не только роз, но и украшающего восстановленный сейчас канал.
сирени, тюльпанов, лилий, нарциссов. 81Садово-парковое искусство древнего
Столица древней Персии называлась мира ТЕМА 8. Вода обильно струилась из
Суза—Лилия. Персидское садовое искусство ниш, она бежала и в многочисленных залах
повлияло на создание садов всего Древнего дворца, из углублений в стенах и фонтанов,
Востока. даря прохладу и внося повсюду журчание
38Садово-парковое искусство древнего струй и движение. Сама же статуя Антиноя,
мира ТЕМА 8. «И в зале собраний маленький главного божества виллы Адриана, стоявшая
садик отражался в алебастровом бассейне, в в, Канопе, хотя и была создана по канонам
котором журчала алмазная струя, и тут классического греческого искусства, но
всюду чувствовалась нежная и чарующая несла на себе необычную для этого
свежесть ... И растения, его составляющие, искусства печать меланхолии.
были только четырех видов; да его Меланхолическое настроение господствовало
составляли только четыре цветка. И вот и в самом Канопе, с его темной водой
первый цветок была роза, склонившаяся на канала, строго черневшими нишами, с их
своем стебельке и совершенно одинокая, не египетскими статуями из мрачного базальта
роза простых розовых кустов, но роза с ликами, исполненными таинственной
необыкновенная ...— огонь радости, пышная значительности. Это настроение овладевает
заря, роза живая, светло-алая, бархатная, и сейчас всеми посетителями этой части
свежая. И второй цветок был тюльпан, виллы. Весь ее стиль можно определить как
сидящий прямо на своем стебельке и своеобразное римское Барокко. Вилла
совершенно одинокий, но это не был тюльпан удивляет и потрясает, в ней собрано
какого-нибудь царского цветника, но огромное количество произведений
старинный тюльпан, выросший на крови искусства: статуй, бюстов, ваз,
дракона, тюльпан того вида, который цвел в канде­лябров, статуэток животных, гемм..
Персии и окраска которого говорила кубку Но, вероятно, в этом проявилось и его
старого вина: «Я пьяню, не касаясь губ!» и стремление представить на своей вилле все
пылающему очагу: «Я горю, но не сгораю!». многообразие искусства, создать мир
И третий цветок был гиацинт, сидящий прямо искусства, поражающий своими контрастами,
на своем стебельке и совершенно одинокий, где красота соседствовала с уродством,
не гиацинт обыкновенных садов, но гиацинт— изящество — с тяжеловесной роскошью.
мать лилий чистейшей белизны, нежный, Свойственное всем владельцам вилл
благоухающий, хрупкий гиацинт, который увлечение искусством, объяснявшееся, как
говорит лебедю, выходящему из воды: «Я уже говорилось, глубокими
белее тебя!». И четвертый цветок—была мировоззренческими причинами, носило у
гвоздика, склонившаяся на своем стебельке Адриана гипертрофированный характер.
и совершенно одинокая, не та вовсе Стремление поразить и удивить посетителей,
гвоздика террас, которую поливают молодые свойственное отчасти всем хозяевам вилл,
девушки, но гвоздика, напоминающая проявляется в Тиволи с необычайной силой.
раскаленный добела шар, частица Трудно судить сейчас об особенностях садов
восходящего солнца, флакон аромата, на вилле Адриана. Во всяком случае залы
заключающий в себе летучую душу перца ... были украшены стенной живописью с
И ничто больше не украшало этот прохладный традиционными садовыми мотивами, окна
зал белого мрамора, за исключением этих многих помещений открывались в сады. Но
четырех цветов вокруг бассейна. И одну важнейшую особенность взаимоотношений
восхищенный взор останавливался на них, не виллы с миром природы может и сейчас
требуя ничего более». Надо отметить, что заметить и оценить всякий кто побывает на
многие сады мира—в Турции, мавританские ней. Как разнообразны и причудливы ее
сады в Испании, сады татарских ханов в постройки и сказочно богато собрание
Крыму—возникли под влиянием древнего памятников искусства, так же многообразны
восточного садового искусства. и прекрасные окрестности, открывающиеся с
39Сад Шалимар. Лохара. Садово-парковое ее многочисленных террас, лестниц и
искусство древнего мира ТЕМА 8. Встреча башенок. О том, что римляне этого времени
персидского принца с китайской принцессой были тонкими ценителями пейзажных
в саду. Исламская школа. 1450 г. Гуашь. перспектив, свидетельствуют письма Плиния,
Музей декоративного искусства. Париж. стихотворения Стация и эпиграммы Марциала.
40Садово-парковое искусство древнего Сам Адриан — любитель грандиозных зрелищ,
мира ТЕМА 8. Влюблённые в саду. Персидская специально поднимался на Этну, чтобы
школа. 1540-1 550 гг. Институт полюбоваться оттуда восходом солнца.
востоковедения. Санкт-Петербург. Мужчина в 82Садово-парковое искусство древнего
саду. Иллюстрация к книге Фирдоуси мира ТЕМА 8. Восходы и закаты необычайно
«Шах-Наме». Персия. 1590 г. красочны и сейчас в Тиволи. Природа
41Садово-парковое искусство Индии. Италии, как заметил еще М.Д. Добужинский,
Садово-парковое искусство древнего мира чрезвычайно театральна. С разных площадок
ТЕМА 8. виллы открываются виды на Кампанию, на
42Садово-парковое искусство древнего розовые и синие Сабинские горы, на
мира ТЕМА 8. Индия. Индийская цивилизация очертания Латинских, на широкую равнину и
породила буддизм, при котором началось далекое блистающее море. И в наши дни
создание садов при монастырях. Поклонение здесь расстилаются луга с цветами, белеют
деревьям было древним обычаем индусов. виллы, стоят старые деревья, увитые.
Найдено много стилизованных изображений виноградом, и столетние маслины
различных растений и деревьев, одной и той причудливой формы. Сама природа как бы
же сцены: за оградой стоит дерево, а поддерживает здесь то разнообразие,
вокруг — люди с жертвенными дарами. Каждое которое приняло на вилле характер Барокко,
дерево было посвящено какому-нибудь Будде. свойственный, в это время и поэзии, и
В священных индийских книгах упоминается искусству. Подводя итоги, нужно сказать,
Лумбинетский сад, который был одним из что римские сады были одним из
садов индусских царей. В священных текстах примечательнейших явлений древней
о таких садах-парках говорится: «Не культуры. Они воздействовали на
слишком далеко и не слишком близко от разнообразные чувства, пробуждая в
города, снабжен достаточным количеством человеке художника изысканной аранжировкой
входов, легко доступен всему растений, сочетанием красок, пейзажными
устремляющемуся туда народу, днем не перспективами, музыкой воды и ветра,
слишком оживлен, ночью полон тишины, поэзией дали. Они способствовали
далекий от шума людской толпы, место обогащению и гуманизации римской культуры,
уединения и одинокого размышления». Одним возникнув и окончательно сформировавшись
из наиболее известных таких парков был тогда, когда неизмеримо вырос интерес к
парк Емабана, подаренный Будде купцом интеллектуальным занятиям и просвещенному
Анатапинта. Китайский путешественник Фа досугу. Но надо помнить, это на них лежит
Хиан так описывает этот парк: «Прозрачная и глубокая печать языческого
вода прудов, роскошная зелень и множество мировоззрения: культ богов природы и
цветов всевозможной окраски». В индийских дионисийская атмосфера, царившая в садах,
повествованиях и легендах не говорится ни придавали им то могучее очарование,
о планировке парков, ни о их цветочном связанное с идеей бессмертия, которое было
оформлении, но цветы упоминаются при безвозвратно утрачено в парках Нового
описании и жертвоприношений, и религиозных времени, и язык античного сада не может
празднеств. быть поэтому понят без глубокого
43Сады Индии Лумбинетский сад парк проникновения в самый мир античной
Емабана. Садово-парковое искусство культуры, раскрывающийся в философии,
древнего мира ТЕМА 8. поэзии и изобразительном искусстве.
44Садово-парковое искусство древнего 83Садово-парковое искусство древнего
мира ТЕМА 8. Сайяд Али. Праздник в саду. мира ТЕМА 8. Статуя императора Адриана из
1550-1555 гг. Британский музей. Лондон. храма Аполлона в Кирене, в Ливии.
45Садово-парковое искусство Китая. 84Садово-парковое искусство древнего
Садово-парковое искусство древнего мира мира ТЕМА 8. Колоссальная статуя из
ТЕМА 8. полированного гранита изображает любимца
46Садово-парковое искусство древнего Адриана Антиноя в образе египетского
мира ТЕМА 8. Китай. Первые сведения о божества, ибо он погиб в этой земле при
садах в этой стране, дошедшие до нас в таинственных обстоятельствах в 130 г. н.
различных письменных источниках, рисунках э. До наших дней дошло около 500
и других изображениях, относятся к XII в. изображений Антиноя, что вдвое превышает
до н. э. Речь идет о китайском владыке число изображений самого Адриана.
Чеу, создавшем один из первых парков 85Садово-парковое искусство древнего
Древнего Китая. Пришедший к власти (после мира ТЕМА 8. Вилла Адриана в Тиволи.
Чеу) Му Уанг разбил роскошные сады с Италия.
различными сооружениями. Император Цзин 86Садово-парковое искусство древнего
Хи-Хоанг за 41 год своего владычества мира ТЕМА 8. Вилла Адриана в Тиволи.
создал грандиозный парк площадью более Италия.
1000 га и построил в нем такое же 87Садово-парковое искусство древнего
количество дворцов, какое количество мира ТЕМА 8. Руины виллы Адриана в Тиволи.
княжеств он завоевал. В китайском эпосе Италия.
«Книга песней» упоминается «Сад знаний», 88Садово-парковое искусство древнего
созданный императором Вэн Вангом в 1150 г. мира ТЕМА 8. Вилла Адриана в Тиволи.
до н. э. на площади 375 га. Там же Италия.
упоминается парк императора Ши Ханг-Ти. 89Садово-парковое искусство древнего
Протяженность границ парка составляла мира ТЕМА 8. Вилла Адриана в Тиволи
120—130 км. В 197 г. до н. э. другой (поместье в Тибуре). Италия.
владыка У Ти создал другой грандиозный 90Садово-парковое искусство древнего
парк на площади 3000 га. Но о планировке мира ТЕМА 8. Вилла Адриана в Тиволи.
древних китайских парков никаких более или Италия.
менее достоверных сведений до нас не 91Садово-парковое искусство древнего
дошло, и судить об этой стороне китайского мира ТЕМА 8. Вилла Адриана в Тиволи.
паркового искусства придется по примерам, Италия.
в историческом аспекте более поздним. 92Садово-парковое искусство древнего
47Садово-парковое искусство Греции. мира ТЕМА 8. Вилла Адриана в Тиволи.
Садово-парковое искусство древнего мира Италия.
ТЕМА 8. 93Садово-парковое искусство древнего
48Садово-парковое искусство древнего мира ТЕМА 8. Вилла Адриана в Тиволи.
мира ТЕМА 8. Греки пришли в восторг, Италия. Бани.
впервые увидев прекрасные парки восточных 94Садово-парковое искусство древнего
владык. Их культура не создала к тому мира ТЕМА 8. Комнаты для гостей в имении
времени ничего подобного, что могло бы Адриана.
сравниться с восточными садами. Именно в 95Садово-парковое искусство древнего
классическую эпоху эллинского народа, мира ТЕМА 8. Помимо того, что Адриан был
когда все другие области искусства бурно искуссным воином, атлетом и охотником,
развивались, об искусстве садоводства обладал крепким телосложением, он был еще
известно очень мало. Трудно ожидать, чтобы и любителем прекрасного и постоянно
раскопки дали возможность воссоздать окружал себя произведениями искусства. Эта
удовлетворительную картину этого наиболее полихромная мозаика II века н.э. с
преходящего вида искусства; молчат также и изображением голубей, пьющих из большой
свидетели — поэты, историки и художники, чаши, украшала виллу императора в Тибуре
сохранившие нам образ восточных и (ныне Тиволи).
египетских садов. Несколько больше света 96Садово-парковое искусство древнего
проливает гомеровская поэзия. В ней мира ТЕМА 8. В центре большой мозаики
отражаются нравы и образ жизни народа, изображены пленные берберы (коренные
имевшего склонность заниматься обработкой жители Северной Африки в эпоху расцвета
садов. По Гомеру можно себе представить Империи), закованные в цепи. Рим никогда
принадлежащее царю Алкиною поместье с не покорил берберов окончательно. Но
прекрасным фруктовым садом, которое одному из них – Септимию Северу – суждено
находилось на расстоянии человеческого было стать римским императром в 193 г.
голоса от города возле рощи Афины Паллады. н.э.
Но Алкиной владел еще одним прекрасным 97Основные принципы ландшафтной
садом в Шериа, который примыкал к его архитектуры Древнего Рима сохранение
дворцу. Во времена Алкиноя сады быпи эллинистических четких регулярных
редкостью. Возможно, что знать принципов планировки отсутствие
гомеровского времени около своих дворцов выраженного композиционного единства.
имела такие сады, снабжавшие стол всем Садово-парковое искусство древнего мира
необходимым. Гомер упоминает о подобном ТЕМА 8.
саде возле дома Одиссея (Пенелопа 98Основные архитектурные элементы
рассказывает, что отец дал ей в приданое ландшафтных объектов Древнего Рима прямые
опытного Долия для того, чтобы он аллеи фонтаны нимфеи портики.
заботился о богатом деревьями саде). Садово-парковое искусство древнего мира
Священные рощи упоминаются у Гомера ТЕМА 8.
гораздо чаще, чем сады. Видимо, священные 99Ландшафтные составляющие частного
рощи были главным местом богопочитания, римского дома атриум перистиль виридарий.
ибо, хотя в эпосе приводится и Садово-парковое искусство древнего мира
богослужение в храме, но оно по своему ТЕМА 8.
значению уступает богослужению в рощах. 100Садово-парковое искусство древнего
Были ли эти места культа всегда обнесены мира ТЕМА 8. Дом Фавна в Помпеях. Дом
оградой, т. е. были ли они парками, еще Венеры в Помпеях.
нельзя сказать с уверенностью, так как 101Садово-парковое искусство древнего
часто они называются только рощами; мира ТЕМА 8. Рим. Мозаичный пол в жилом
достоверно лишь то, что эти алтари были доме.
окружены тенистыми деревьями (в эпосе 102Садово-парковое искусство древнего
тенистый, изобилующий деревьями). Почти мира ТЕМА 8. 3-х ярусный акведук в Южной
всегда упоминается источник. Породы Франции.
деревьев редко перечисляются, и то, в 103Садово-парковое искусство древнего
отличие от садов, это всегда не фруктовые, мира ТЕМА 8. Шести пролетный мост в
а лесные деревья. Испании.
49Садово-парковое искусство древнего 104Садово-парковое искусство древнего
мира ТЕМА 8. Имеется немало описаний, мира ТЕМА 8. Остатки римской дороги в
свидетельствующих, как в гомеровскую эпоху Англии.
искусно и тщательно украшались места, 105Садово-парковое искусство древнего
предназначенные дня богопочитания. Роща мира ТЕМА 8. Адрианов вал в Англии.
Афины Паллады подле поместья Алкиноя 106Садово-парковое искусство древнего
располагается близ дороги, она имеет луг, мира ТЕМА 8. Рельеф колонны Траяна,
окружающий источник, у которого стоит изображающий подъемный кран.
алтарь в тени черных тополей. Описано и 107Садово-парковое искусство древнего
святилище нимф в Итаке. Вокруг была мира ТЕМА 8. Рельеф колонны Траяна.
круглая роща тополей, на вершине стоял 108Садово-парковое искусство древнего
алтарь, на котором странники имели мира ТЕМА 8. Часть рельефа Траянской
обыкновение приносить жертвы всем нимфам, колонны.
ото святилище было созданием рук трех 109Садово-парковое искусство древнего
итакских граждан, которых поэт поименно мира ТЕМА 8. Колизей.
называет, так сильно поразила его самая 110Садово-парковое искусство древнего
святыня. Священные рощи, имевшие во мира ТЕМА 8. Статуя императора Марка
времена Гомера один лишь алтарь, с Аврелия.
течением времени превратились в садовое 111Садово-парковое искусство древнего
окружение храмов. Постепенно в Греции все мира ТЕМА 8. Рим. Фрагменты гигантской
больше и больше выявлялась необходимость в статуи императора Константина.
создании таких мест, где юношество могло
Садово-парковое искусство Древнего мира.ppt
http://900igr.net/kartinka/istorija/sadovo-parkovoe-iskusstvo-drevnego-mira-112484.html
cсылка на страницу

Садово-парковое искусство Древнего мира

другие презентации на тему «Садово-парковое искусство Древнего мира»

«Искусство древнего мира» - Египет. Индия. Гривна. Летящий бог Индра. 5-6 вв.н.э. Большой Сфинкс фараона Хефрена в Гизе. Искусство Древнего мира. Объединение Египта. Ритуальный сосуд типа юй. Искусство Древней Индии. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ КАНОНИЧЕСКИЙ IVтыс.до н. эр.- Vв. н. эр. Пирамиды. Искусство Древнего Китая. Апсара- небесная танцовщица. 6 в.н.э.

«Искусство в Древнем Египте» - Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. Рельефы и фрески. Музыка Древнего Египта. В изображении фараонов существовали особенно строгие каноны. Не менее интересны парные скульптурные портреты, выполненные египетскими мастерами. Что же изображали на рельефах и фресках? Подлинные шедевры создавались в придворной мастерской Эхнатона.

«Изобразительное искусство Древнего Рима» - Настенная живопись Древний Рим Ок. 100 до н. э. Италия, Помпеи. Мать с младенцем ("Матер-матута") Древний Рим 450 до н. э. Италия, Флоренция. Неотъемлемой частью вилл была стенная живопись. Юный красавец Антиной - любимец императора Адриана. Археологический музей. Капитолийская волчица Древний Рим 500 до н. э. Италия, Рим, Музей Капитолия.

«Древний мир 5 класс» - Гермес. Аполлон. Закрепление материала: Викторина. Зевс бог дождя грома молний. Трезубец. Колчан и стрелы. Гефест. Афина. Весы. ХАОС ХРОНОС Хронос породил три стихии – Огонь, Воздух и Воду. Земля – Гея Небо – Уран ТИТАНЫ и ЦИКЛОПЫ. Виноград. Фемида. Аид бог «царства мертвых». Олимпийские боги – дети Зевса.

«Мир искусства» - Памятник основателю Москвы – Юрию Долгорукову. Гжель. Памятник Николаю I. Скульптур Петр Карлович Клодт. К посещению музея люди готовятся. «Март» Исаак Ильич Левитан (1860-1900). «Грачи прилетели.» Алексей Кандратьевич Саврасов (1830-1897). Народные промыслы. Иван Иванович Шишкин (1832-1898). Портрет А.С. Пушкина (1799-1837), работа Василия Андреевича Тропинина.

«Древний мир» - Вавилон. Палестина. Контрольный лист. Финикия. Железный век. Ассирия. Основные этапы урока: Ключевые термины урока: Цель урока: Проверь себя. Древние цивилизации Передней Азии: Двуречье. Термины: ПЕРВОБЫТНАЯ МАГИЯ Анимизм Тотемизм Фетишизм Табу. «История Древнего мира». Бронзовый век. Возникновение государства, строительство городов, письменность.

История древнего мира

15 презентаций об истории древнего мира
Урок

История

150 тем
Картинки
900igr.net > Презентации по истории > История древнего мира > Садово-парковое искусство Древнего мира