Русские художники
<<  Виктор Михайлович Васнецов Василий Дмитриевич Поленов  >>
Презентация на тему: «Поленов Василий Дмитриевич» (1844-1927)
Презентация на тему: «Поленов Василий Дмитриевич» (1844-1927)
Творчество Василия Дмитриевича Поленова - одно из самых значительных
Творчество Василия Дмитриевича Поленова - одно из самых значительных
В 1888 году художник писал в одном из писем: "Мне кажется, что
В 1888 году художник писал в одном из писем: "Мне кажется, что
Одним из самых сильных детских впечатлений Поленова были поездки в
Одним из самых сильных детских впечатлений Поленова были поездки в
Одним из самых сильных детских впечатлений Поленова были поездки в
Одним из самых сильных детских впечатлений Поленова были поездки в
Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых
Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых
Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых
Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых
Но от учебы у Чистякова до выбора профессии художника путь был еще
Но от учебы у Чистякова до выбора профессии художника путь был еще
Но от учебы у Чистякова до выбора профессии художника путь был еще
Но от учебы у Чистякова до выбора профессии художника путь был еще
Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного
Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного
Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного
Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного
Оба художника стремились создать произведение высокого стиля, придать
Оба художника стремились создать произведение высокого стиля, придать
Пенсионерский период (1872-1876) сыграл в творческом развитии Поленова
Пенсионерский период (1872-1876) сыграл в творческом развитии Поленова
Наиболее сильное впечатление произвела на него "Vепеziа lа Ьеllа"
Наиболее сильное впечатление произвела на него "Vепеziа lа Ьеllа"
С этим запасом художественных впечатлений Поленов прибыл в Рим
С этим запасом художественных впечатлений Поленов прибыл в Рим
В Риме Поленов познакомился с семьей Мамонтовых, где собиралась
В Риме Поленов познакомился с семьей Мамонтовых, где собиралась
Особенно притягательным для Поленова во Франции было творчество
Особенно притягательным для Поленова во Франции было творчество
"Московский дворик" - первая картина Поленова, экспонированная у
"Московский дворик" - первая картина Поленова, экспонированная у
Изображая старый барский особняк и его дряхлую владелицу, Поленов, в
Изображая старый барский особняк и его дряхлую владелицу, Поленов, в
Вскоре после смерти сестры Поленов, узнав, что князь С.С
Вскоре после смерти сестры Поленов, узнав, что князь С.С
Картинки из презентации «Поленов Василий Дмитриевич» к уроку изо на тему «Русские художники»

Автор: . Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока изо, скачайте бесплатно презентацию «Поленов Василий Дмитриевич.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 1954 КБ.

Поленов Василий Дмитриевич

содержание презентации «Поленов Василий Дмитриевич.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Презентация на тему: «Поленов Василий 28мне кажется, что слишком много и мало ищет
Дмитриевич» (1844-1927). Учитель Смирнов в работе, - писала Н.В. Поленова сестре
Евгений Борисович Подготовила ученица 8 художника Е.Д. Поленовой. - Мне было бы
«а» Салтыкова Татьяна. спокойнее на душе, если бы этюдов было
2Творчество Василия Дмитриевича наполовину меньше, но больше по
Поленова - одно из самых значительных содержанию".
явлений в русской живописи второй половины 29В начале 80-х годов художник впервые
XIX века. Замечательный пейзажист, он представил себе свою тему в ее полном
развил в русском искусстве системы охвате. Карандашный эскиз 1883 года
пленэрной живописи, создал произведения, (Третьяковская галерея) и явился ее
полные поэзии и лиризма, красоты и подробной разработкой. В нем уже
правдивости, свежести живописного решения. присутствуют все те персонажи, которые
Его картины "Московский дворик" потом войдут в картину: фарисей и
"Бабушкин сад"; "Христос и саддукей, разъяренная, глумящаяся над
грешница" принесли художнику грешницей толпа, грешница, едущий на осле
признание. Они не просто широко известны и Симон Киринеянин, Христос, его ученики,
популярны, но стали своего рода торговки, зеваки и т.д. Их местоположение
"знаками" отечественного близко к картине. Появление многолюдной
изобразительного искусства. Многогранное толпы народа - наиболее принципиальное
творчество художника не исчерпывалось нововведение эскиза. Именно здесь художник
достижениями в области пейзажного жанра. начинает нащупывать свою тему: учение
Живописец и театральный художник, Христа и народ, - которая ляжет в основу
архитектор и музыкант, он раскрыл свое картины. Эпизод с грешницей трактуется
дарование в каждом из жанров и видов теперь гораздо шире, чем раньше - как
искусства, во многих отношениях выступил наглядный урок новой морали, преподанный
как новатор. Христом народу. Знаменательным в эскизе
3В 1888 году художник писал в одном из 1883 года было и то, что сцена была
писем: "Мне кажется, что искусство вынесена на площадь перед храмом. Здесь
должно давать счастье и радость, иначе оно кипит беспорядочная, шумная жизнь большого
ничего не стоит". Можно считать, что восточного города. Площадь буквально
в этих словах заключен творческий принцип запружена народом - торговки,
мастера, который он пронес через всю оборванцы-мальчишки, снующие под ногами,
жизнь. Поленов родился в Петербурге 20 калеки-нищие, молящиеся, трудовой люд. Но
мая (1 июня) 1844 года в культурной художник чересчур уж щедро включил в эскиз
дворянской семье. Его отец - Дмитрий свои дорожные впечатления от уличной жизни
Васильевич Поленов, сын академика по восточных городов и тем самым как бы
отделению русского языка и словесности, - превратил изображение в обычную путевую
был известным археологом и библиографом. зарисовку. Христос, его ученики и его
Мать художника, Мария Алексеевна, противники теряются среди окружающих их
урожденная Воейкова, писала книги для праздных зевак, экспрессивно
детей, занималась живописью. жестикулирующая толпа тонет в
4Одним из самых сильных детских беспорядочной сутолоке, царящей на
впечатлений Поленова были поездки в площади. Ровное освещение и детальная
Ольшанку Тамбовской губернии в имение прорисовка всех фигур делают их одинаково
бабушки В.Н. Воейковой. Вера Николаевна, заметными, мало чем отличающимися друг от
дочь известного архитектора Н.А. Львова, друга, тем более что и сами образы еще
воспитанная после смерти родителей в доме недостаточно дифференцированы в своей
Г.Р. Державина, хорошо знала русскую внутренней значимости.
историю, народную поэзию, любила 30Дальнейшая кристаллизация замысла
рассказывать внукам русские народные наглядно видна в масляном эскизе 1885 года
сказки, былины. Вера Николаевна поощряла (Третьяковская галерея). В нем изменились
увлечение живописью своих внуков, прежде всего масштабы всех фигур - они
устраивала обычно среди детей конкурсы стали крупнее, соразмернее с архитектурой.
наподобие академических, присуждая за Изменилась и точка зрения на изображаемое:
лучшую работу "медаль". раньше это была точка зрения несколько
5Способности к рисованию были сверху, отчего все фигуры были прижаты к
свойственны большинству детей Поленовых. земле; теперь - художник смотрит на
Наиболее одаренными оказались двое: происходящее чуть-чуть снизу, и фигуры
старший сын Василий и младшая дочь Елена, выглядят более представительными.
ставшие впоследствии настоящими Окончательно выявилось разделение на толпу
художниками. У детей были педагоги по и группу учеников Христа. Образ Христа
живописи из Академии художеств. Встреча с стал собраннее, значительнее, его движения
одним из преподавателей - П.П. Чистяковым - более мягкими, плавными и величавыми.
- стала определяющей для жизненного пути Смещенная ближе к центру и данная почти
Поленова. Чистяков обучал рисунку и посредине каменного уступа, на фоне его (в
основам живописи Поленова и его сестру в эскизе 1883 года Христос довольно случайно
1856-1861 годах, будучи еще студентом ютился возле него), фигура Христа
Академии художеств. Уже в то время он отчетливее выделилась из общей среды
требовал от своих учеников пристального учеников. Была найдена общая
изучения натуры. "Натура, - вспоминал колористическая гамма изображения - все
впоследствии Поленов, - устанавливалась оно было залито золотисто-розоватыми
надолго, и рисунок вырабатывался лучами заходящего солнца. Но
систематично, не условным приемом, а колористическое решение толпы, контраст в
тщательным изучением и, по возможности, цветовом звучании группы Христа и толпы
точной передачей натуры". "Не еще не определились. В композиционном
подумавши, ничего не начинать, а начавши, отношении эскиз был близок к
не торопиться", - советовал педагог окончательному оформлению замысла. Это
Поленову. Очевидно, Чистяков сумел дало возможность Поленову приступить к
передать своему ученику главное - созданию картона.
профессиональный подход к живописи, 31В 1885 году Поленов исполнил угольный
понимание того, что настоящее искусство рисунок на холсте в размер картины (музей
может возникнуть лишь в результате тяжелой им. В.Д. Поленова), "который он
работы. оставил в таком виде и не стал записывать
6Но от учебы у Чистякова до выбора красками, потому что считал законченной
профессии художника путь был еще очень вещью". Сама картина, по сведениям
далекий. Этот выбор и заставил Поленова Е.В. Сахаровой, писалась в течение
отойти от "нормальной" 1886-1887 годов в Москве, в кабинете С.И.
проторенной предшествующими поколениями Мамонтова (в его доме на Садово-Спасской).
его семьи дороги, связанной с Экспонирована картина была на XV
государственной службой, что, в конце Передвижной выставке 1887 года. Александр
концов, могло бы привести к появлению еще III, осматривавший выставку до ее
одного Поленова-сенатора (сенатором был открытия, приобрел полотно Поленова для
дядя художника - М.В. Поленов). Во всяком своей коллекции, опередив в этом
случае, без университетского образования Третьякова, который вел с художником
семья Поленова не мыслила его дальнейшей переговоры о покупке картины.
жизни. И, после долгих колебаний в 1863 Приобретение картины "Христос и
году он, окончив гимназию, поступает грешница" Александром III разрешило
вместе со своим братом Алексеем на все сомнения цензора Никитина относительно
физико-математический факультет возможности оставления картины на
(естественный разряд) Петербургского выставке, возбужденные в последнем слишком
университета. Одновременно по вечерам в "низменно" реальной трактовкой
качестве вольноприходящего ученика он евангельского сюжета и не каноническим
посещает Академию художеств, причем изображением Христа.
занимается не только в рисовальных 32Эти же черты картины вызвали нападки
классах, но с интересом слушает лекции по на нее реакционной прессы. М. Соловьев в
предметам, которые отсутствуют в статье, напечатанной в "Московских
университетском курсе, - анатомии, ведомостях", напустился на Поленова
строительному искусству, начертательной за то, что "псевдоисторический
геометрии, истории изящных искусств. Не элемент" преобладает в его картине
прекращает Поленов и занятий музыкой. Он над
не только был постоянным посетителем "идеалистически-религиозным".
оперного театра и концертов (к этому Другой корреспондент "Московских
времени относится первое знакомство ведомостей" выдвигал перед художником
Поленова с музыкой Вагнера - увлечение требование изображать "земной образ
искусством великого композитора-романтика, Христа не в возможно реальном, по
выступавшего в 1863 году в России с предположениям, но в высшей идеализации
концертами, сохранилось на всю жизнь), но человеческого образа, какая только
и сам пел в студенческом хоре Академии. доступна средствам искусства".
7Перейдя в натурный класс Академии "Так вот, каков, по мнению г.
художеств уже в качестве постоянного Поленова, Спаситель мира, Мессия, Бог!
ученика, Поленов на время оставляет Отчего Он так прост и обыкновенен? Где
университет, целиком погрузившись в печать того божественного призвания,
занятия живописью. В 1867 году он которому Он служит, чем Он отличается от
заканчивает ученический курс в Академии остальной толпы неряшливых оборванцев,
художеств и получает серебряные медали за окружающих Его?" - вопрошал автор
рисунки и этюд. Вслед за этим участвует в статьи "Библейские мотивы в русской
двух конкурсах на золотые медали по школе". Увлечение Поленова передачей
избранному им классу исторической живописи подлинности изображаемого, его жизненной
и с января 1868 года вновь становится достоверностью имело свой смысл. Оно было
студентом университета, но теперь уже обусловлено тем, что художник настойчиво
юридического факультета. Летом 1867 года стремился утвердить реальность личности
Поленов едет во Францию, посещает там Христа и всех событий, с ним связанных, с
Всемирную выставку, где был большой раздел тем, чтобы доказать жизненность его учения
с произведениями народных художественных и его значение для развития человеческого
промыслов различных стран. Впечатления от общества.
этой выставки впоследствии лягут в основу 33Христос Поленова - это прежде всего
диссертации, которую он защитит в учитель, мудрец, гуманист, который несет
университете. В 1869 году Поленов получает людям слова любви, который учит их
малую золотую медаль за картину "Иов человечности. "Ваш Христос, - писал
и его друзья" и право конкурировать Поленову его друг П.А. Спиро, - он мне
на большую золотую медаль, заданную для дает не только сильный ум, доброту дает,
конкурса тему "Воскрешение дочери да еще доступность, простоту, боже мой!
Иаира" он готовит вместе с Репиным. Доброта в умном, энергичном человеке, да
8Оба художника стремились создать еще доступном - да ведь то-то и дает людям
произведение высокого стиля, придать наибольшую отраду! А вся-то картина -
возвышенный характер изображенному. Они с злоба людская (узкая, гадкая,
блеском, почти на равных, справились с нечеловеческая страсть) тонет в доброте,
заданной программой. Хотя картина Поленова разлитой по всей картине, даже в воздухе
не уступала репинскому полотну по ее, а разлилась она у Вас оттого, что
колористическим достоинствам и мастерству Христос Ваш так просто, так обыкновенно
организации композиции, она носила черты добр. И так трактован сюжет, что будь
жанровости и несколько проигрывала в толпа, накинувшаяся на женщину, еще более
глубине и значительности замысла. Однако разъяренная, еще страшнее разнузданная,
многие отмечали большую теплоту чувства, мне бы не было страшно за женщину и за
выраженного Поленовым в образе девочки, людей вообще; я взволнованно-покоен, я
тянущей худенькую руку к Христу. И Поленов даже рад, что это тут случилось, - тут
и Репин получили большие золотые медали и дело будет покончено самым гуманно простым
право на заграничные пенсионерские образом, утешительным: тут есть человек,
поездки. В этом же 1871 году Поленов Христос, - я вижу по позе, по лицу его, по
заканчивает университет - сдает выпускные всему складу всего окружающего его,
экзамены и представляет диссертацию который думает о факте прежде, чем о себе,
"О значении искусства в его и человек с золотым сердцем; его не
применении к ремеслу и мерах, принимаемых подденешь, потому что не за что, - у него
отдельными государствами для поднятия крючков нет, он прост!"
ремесла, внося в него художественный Трагически-грустная нота, звучащая в
элемент". Тема эта, безусловно, не картине вопреки всему ее содержанию, - это
случайна. Она связана как с личным как бы поправка, внесенная жизнью,
знакомством автора с народными реальными представлениями художника о ней,
художественными промыслами, так и с в ту мечту о распространении среди людей
идейным движением эпохи - широкой волной религии любви и всепрощения, которую
тяготения к национальному в искусстве. лелеял в душе Поленов.
"Общество, - пишет Поленов, - чем 34Светлое и радостное приятие жизни,
многостороннее его развитие, тем более свойственное молодому Поленову, только что
сознает оно необходимость эстетического, окончившему Академию художеств, в эпоху
тем насущнее является потребность 80-х годов - эпоху разгула реакции -
искусства (...) История показывает, какое постепенно тускнело. Искусство все больше
сильное влияние имеет искусство на становилось для него не только областью, в
человека, на его нравы, на их смягчение, которой он утверждает свои идеалы,
на нравственное и умственное развитие. раскрывает свое понимание прекрасного,
Обыкновенно куда проникала свобода, там запечатлевает то, что ему близко и дорого
являлось искусство, или куда проникало в жизни, но и сферой деятельности,
искусство, там развивался дух вольности, питающей его потребность в радости и
изгоняя дух подчинения. В отношении красоте, которая не удовлетворяется
влияния на массу оно действует более окружающей действительностью. "Мне
сильно, чем наука". кажется, - писал Поленов в начале 1888
9Пенсионерский период (1872-1876) года, - что искусство должно давать
сыграл в творческом развитии Поленова счастье и радость, иначе оно ничего не
очень важную роль - большую, чем для стоит. В жизни так много горя, так много
находившегося вместе с ним за границей пошлости и грязи, что если искусство тебя
Репина, который к этому времени уже нашел будет сплошь обдавать ужасами да
свою линию в искусстве. Несмотря на злодействами, то уже жить станет слишком
возраст (за границу он уехал двадцати семи тяжело". Обращение Поленова к
лет), он еще не сложился как художник. Уже религии Христа не вызвало коренного
это делало его более "открытым" перелома во взглядах художника. Оно
заграничным влияниям. Он продолжал явилось продолжением поисков путей
интенсивно учиться, посещает достижения тех гуманистических идеалов,
многочисленные галереи, музеи, частные которые всегда были определяющими в
коллекции. Путь Поленова - Германия, мировоззрении Поленова и которым он не
Италия (затем временное возвращение в изменил. В христианстве он прежде всего
Россию), Франция. Что же оказывает увидел гуманистическую проповедь
наибольшее влияние на художника? милосердия и любви к человеку, протест
Разумеется, невозможно перечислить все против насилия над человеческой личностью,
европейские воздействия. Например, призыв к добру, к высокому духовному
впечатления, полученные от посещения совершенству, то есть все то, что он ценил
старинных немецких рыцарских замков, с раньше и что стало особенно дорого ему в
которых Поленов делает множество России 80-х годов, - в эпоху полнейшего
зарисовок, лягут в основу его замысла произвола, грубого попрания человеческих
картины "Право господина" прав, разгула реакции и деспотизма.
(1874), а посещение им русской церкви в 35Пейзажной живописью в эпоху 80-х годов
Париже, в оформлении интерьера которой Поленову удавалось заниматься только
были использованы пейзажи Боголюбова, урывками - полотно "Христос и
найдет позже отклик в работе художника над грешница" в течение долгих лет
циклом картин "Из жизни" поглощало все внимание художника, поэтому
"Христа" (1899-1909). Испытывает большая часть пейзажей 80-х годов была
Поленов и воздействие художественной создана либо в начале этого периода, до
атмосферы тех городов, через которые увлечения работой над картиной, либо в
пролегает маршрут его поездки. конце его, по ее завершении. Развитие
10Наиболее сильное впечатление произвела Поленова-пейзажиста в эпоху 90-х годов
на него "Vепеziа lа Ьеllа" неразрывно связано с его жизнью на берегу
(красавица Венеция), представляющаяся (по Оки, которая стала в эти годы неиссякаемым
его словам) "проезжему путнику чем-то источником его творческого вдохновения.
фантастическим, каким-то волшебным Мечтая поселиться "на природе",
сном". Восхищение Поленова Венецией Поленов приобрел в 1890 году небольшое
усиливалось оттого, что она была родиной имение "Бехово" в бывш.
его любимого художника Паоло Веронезе Алексинском уезде, Тульской губернии. Там
покорившего его еще в период обучения в им был построен по собственному проекту
Академии художеств. С тех пор увлечение дом с мастерскими для друзей-художников.
Веронезе не проходило, становясь год от Усадьба была названа "Борок".
году все более осмысленным и Выбор нового места для жительства
целенаправленным. Поленов с его задатками счастливо совпал с направлением творческих
колориста поражал огромный колористический поисков Поленова 90-х годов и можно
дар венецианского художника, сила его сказать во многом способствовал успешности
живописи. "Какое тонкое чувство этих поисков. Природа приокского района
красок, - восхищался Поленов, - какое благоприятствовала развитию у Поленова
необыкновенное умение сочетания и подбора влечения к эпическому пейзажу. Художник
тонов, какая сила в них, какая свободная и очень быстро нашел свою тему в пейзаже и с
широко развернутая композиция, при всем этого момента стал настоящим поэтом Оки.
этом легкость кисти и работы, как я ни у 36Среди пейзажей Поленова этого периода
кого не знаю!". Преклоняясь перед заметное место занимают изображения
красотой колорита полотен Веронезе, русской деревни ("Зима.
Поленов особенно ценил его объективность, Имоченцы", 1880, Киевский музей
которая увековечила для потомков краски русского искусства; "Деревенский
красавицы Венеции. пейзаж с мостиком", 1880-е гг.,
11С этим запасом художественных частное собрание, Москва; "Северная
впечатлений Поленов прибыл в Рим. В голове деревня" - впервые появилась на
его роилось множество планов и замыслов, в Передвижной выставке в Москве в 1889 г.,
душе жило горячее желание самозабвенно Саратовский художественный музей им. А.Н.
работать. Но Рим очень скоро его Радищева). Вместе с обращением Поленова к
разочаровал, а окружающая художественная сельскому пейзажу тема русской деревни
жизнь оказалась мало способствующей естественно вошла в его творчество, но она
вдохновенному творчеству. "Сам Рим . не приобрела для художника того
. . какой-то мертвый, отсталый, отживший, принципиального значения, не была насыщена
- делился своими наблюдениями Поленов с тем остро критическим социальным
Репиным. - Существует он ... сколько содержанием, какое имела у Перова,
веков, а даже и типичности нету, как в Васильева и других его предшественников,
немецких средневековых городах . . . Нет в которые средствами своего искусства,
нем жизни своеобразной, собственной, а своими образами нищей, затерявшейся в
весь он как будто существует для глуши лесов и бескрайних равнин русской
иностранцев . . . Об художественной жизни деревеньки, мотивами разъезженных, тонущих
в современном смысле и помину нет, в непролазной грязи проселочных дорог
художников много, а толку мало; работают включались в борьбу демократических слоев
все замкнуто, каждая национальность общества с темнотой и отсталостью деревни,
отдельно от другой, студии их хотя и с пережитками крепостничества в эпоху,
отперты, но главным образом опять же для когда крестьянский вопрос был одним из
богатых заморских покупателей, так что и самых наболевших. Русская деревня в
искусства подгоняются к их вкусу . . . изображении Поленова предстает в
Римский художник уже в первой своей опоэтизированном виде. Объясняется это не
картине является рутинным подражателем. столько недостаточной зрелостью
Старые итальянцы меня тоже не увлекают . . демократизма художника, не только
.". особенностями его светлого, чуткого к
12В Риме Поленов познакомился с семьей красоте таланта, но - что самое главное -
Мамонтовых, где собиралась артистическая общими для литературы и искусства 80-90-х
молодежь, и стал часто бывать у них. годов тенденциями к поэтизации деревни с
Талантливый, постоянно увлекающийся хозяин ее простой и естественной, близкой к
дома - С.И. Мамонтов - умел наполнять природе жизнью.
жизнь вечно новыми выдумками, веселыми 37Первые картины Поленова с изображением
забавами и развлечениями, умел возбуждать русской деревни исполнены в том же
в людях их артистические задатки, как бы пейзажно-бытовом жанре, что и картины
ни были они скромны. Домашние спектакли, "Московский дворик",
концерты, карнавалы следовали беспрерывно "Бабушкин сад". Постепенно, по
друг за другом, и во всем этом Поленов мере приближения к 90-м годам, люди
принимал самое деятельное участие. начинают исчезать из пейзажей Поленова, но
Углубленные занятия, о которых мечтал последние некоторое время все еще носят на
художник, отступили сами собой на второй себе следы их повседневной жизни и
план, замыслы изо дня в день оставались деятельности, и только в эпоху 90-900-х
неосуществленными ... "Я попал в годов "чистая", нетронутая
такую круговоротную струю, - жаловался природа окончательно утверждается в
Поленов Репину, - что совершенно пейзажной живописи Поленова. Вместе с
завертелся в суете мирской, а об своем этим, естественно, обрывается и тема
собственном аскетическом подвиге и забыл русской деревни. Серия "деревенских
.. .". В Риме им не было создано ни пейзажей" Поленова открывается
одной картины. большой картиной "Зима.
13Иные впечатления ждали его в Париже. Имоченцы" (62,5x107,5).
Здесь его восхищает разнообразие стилевых 38Картина изображает небольшую деревню у
направлений, в русле которых работают края черного бора. Ее избы, типично
художники - "что кому по душе", северного образца, большие, срубленные из
их умение "осуществить свои силы и толстых бревен, с высокими кровлями, с
способности". Пенсионерство Поленова окнами, почти на высоту человеческого
в Париже совпало со временем первого роста отстоящими от земли, украшенными
выступления импрессионистов, произведения нарядными, резными наличниками, не тонут в
которых вызвали живейшие споры в сугробах, не теряются в окружающей их
художественных кругах. Искусство нового снежной равнине, как это обычно было в
направления глубоко не затронуло Поленова, пейзажах 60-х - начала 70-х годов
но явилось дополнительным импульсом к ("Оттепель" Васильева,
освоению им пленэрной живописи. Овладение например). Тесно сгрудившиеся, они
тайнами живописи на открытом воздухе стало производят внушительное впечатление,
важной задачей для многих художников, кажутся под стать густому, сплошной стеной
учившихся в то время за границей. По стоящему хвойному лесу. Все в этой деревне
совету Боголюбова, вокруг которого дышит домовитостью, довольством, крепким
собралась группа русских художников, укладом жизни. Вьются из труб дымки,
работавших на пленэре, Репин, а затем неторопливо переговариваются на улице
Поленов выехали на север Франции - в женщины с ведрами, возвращается домой в
Нормандию, к морю, в маленький городок санях женщина с поклажей, степенно сидят
Вель. За полтора месяца Поленов написал на снегу две собаки. Все эти жанровые
массу превосходных этюдов. Среди них - детали, так же как в картине
"Белая лошадка, Нормандия", "Московский дворик", не только
"Старые ворота", помогают раскрыть быт людей, но и выявляют
"Вель", несколько содержание созданного художником образа
"Отливов", "Рыбацкая лодка. северной деревни, во многом сохранившей
Этрета. Нормандия" черты патриархальности и старины.
14Особенно притягательным для Поленова 39Многие годы жизни на берегу Оки не
во Франции было творчество испанского разочаровали художника в ее красотах.
мастера М. Фортуни, восхищавшего всех Поленов продолжал нежно любить эту природу
виртуозной техникой художественного и прежде всего за разлитую в ней гармонию.
исполнения. В одном из писем Крамскому он Он запечатлевает Оку в различные времена
говорит: "Но меня лично охватил и года, в различных ее состояниях, давая
поглотил один художник, произведения настоящую летопись ее жизни, полную поэзии
которого составляют, по моему пониманию, и глубокой правды. Таковы произведения:
самую высокую точку развития нашего "Ранний снег" (1891, частное
искусства: он, как мне кажется, есть собрание), "Летом на Оке" (1893,
последнее слово художественности в частное собрание, Москва), "Золотая
живописи в настоящее время. Можно бы осень" (1893, музей им. В.Д.
сказать техники - но это слово слишком Поленова), "Осень на Оке близ
узко для его произведений, в них она Тарусы" (1893, Киевский музей
является в таком богатстве, в такой русского искусства) и др. "Как мне
роскошной красоте, что перестает быть хотелось бы показать Вам нашу Оку, - писал
манерой, а делается творчеством... После Поленов в 1914 году Константину Коровину.
его картин ничего уже не видишь, то есть - Ведь мы с Вами первые открыли ее красоту
ничего в памяти не остается,- они и выбрали место для жительства. Но Вам
заслоняют собою все остальное". тогда почему-то показалось, что в этой
Период пенсионерской командировки помог красоте и гармонии нет-нет, да и
Поленову понять, что не историческая проскользнет гармоника. Вот я живу здесь
живопись является его настоящей стихией. теперь двадцать два года, и ни разу ее не
Взоры Поленова безраздельно обратились к слыхал, а красота и гармония все те
пейзажу. Таков был итог его исканий за же".
границей. "Пользу . . . она 40Картина "Ранний снег" - одна
(пенсионерская командировка.- Т. Ю.) мне из первых удач художника на пути создания
принесла во многих отношениях, главное, в широкого лирико-эпического пейзажа Оки.
том, что все, что до сих пор я делал, не Первый покров пушистого снега лег на
то, все это надо бросить и начать землю, сгладив, смягчив ее очертания,
снова-здорово. Тут я пробовал и сделав еще более ощутимой бескрайнюю ширь
перепробовал все роды живописи: просторов. Благодаря высокой точке зрения,
историческую, жанр, пейзаж, марину, с которой написан пейзаж, взгляд зрителя
портрет головы, образа животных, nature легко скользит по поверхности заснеженных
morte [натюрморт] и т.д., и пришел к холмов и свободно уходит вдаль, к
заключению, что мой талант всего ближе к горизонту, где снежная пелена полей
пейзажному, бытовому жанру, которым я и сливается с затянутым серыми тучами небом.
займусь". Четко вырисовывающийся на этом серо-белом
15Вместе с определением своего места в фоне силуэт оголенного дерева с опавшими
искусстве пришло убеждение в том, что листьями еще сильнее приковывает взгляд
плодотворным может быть творчество только зрителя к далям, как и разворот уходящей
на родине, пришла настоятельная вдаль реки, теряющейся среди снежных
потребность как можно скорее вернуться в просторов. Широкие, плавные, ритмически
Россию, несмотря ни на что. "На днях повторяющиеся линии, на которых строится
открылся Салон, - сообщал Поленов матери пейзаж, сообщают ему большую ясность и
30 апреля (12 мая) 1876 года, - и гармонию, спокойствие и эпический размах.
окончательно убедил меня в нелепости При этом природа, изображенная
торчать тут и учиться . . . " Но художником, еще не погрузилась в зимнее
поселиться в Москве сразу же по оцепенение, еще не замерла в зимнем сне.
возвращении из-за границы Поленову не Река далеко не вся скована льдом - на ней
удалось. Волна энтузиазма, охватившего остались широкие разводья; снег лежит
русское общество в связи с началом борьбы только на земле: кусты еще не скрылись под
сербов за освобождение от турецкого гнета, сугробами, и их порыжелая листва трепещет
увлекла и Поленова и побудила его на ветру; только с отдельных деревьев
отправиться добровольцем в сентябре 1876 полностью облетели листья, и поэтому лес
года на сербско-турецкий фронт. За участие не потерял еще своей пушистости, выделяясь
в боях и проявленную храбрость Поленов был темным, богатым в своих оттенках пятном на
награжден черногорской медалью "За фоне снежного покрова. Это переходное
храбрость" и сербским золотым орденом состояние природы, это смешение летних и
"Таковский крест". Свои военные зимних форм и красок делает пейзаж очень
впечатления художник передал в рисунках, живописным, позволяет острее ощутить
исполненных для журнала "Пчела". красоту позднего цветения природы,
Среди них почти не встречаются зарисовки последних проявлений ее жизни перед
военных действий. В большинстве своем это наступающим зимним сном.
либо видовые рисунки ("Вид г. 41Но самым любимым временем года
Парачина", "Белград с восточной Поленова в эту пору все-таки является
стороны", "Долина Моравы перед золотая осень. Ее красоту он сумел
Делиградом" и др.), либо передать, как никто другой в русском
этнографические (типы Сербии), либо искусстве. Вслед за картиной "Осень
бытовые ("Сербские конники у в Абрамцеве" Поленов создает большое
водопоя", "На бивуаках за полотно, которое так и называет -
Дунаем", "Тыл сербской "Золотая осень" (1893, музей им.
армии" и т.д.). Объяснение этому В.Д. Поленова). Широкая картина природы
следует искать не только в пристрастии открывается глазам зрителя. Спокойно катит
Поленова к пейзажному, бытовому жанру. свои прозрачные голубые воды величавая
Сочувствуя целям освободительной войны, он река. Ее высокий берег переходит в слегка
в то же время не мог без содрогания холмистую равнину, простирающуюся до
смотреть на те жертвы, которые она несла с самого горизонта. Холмы, обрисованные
собой Война вставала перед Поленовым плавными, текучими линиями, постепенно
прежде всего не картинами героических сходят на нет и тонут в голубых далях.
сражений и побед, а тысячами смертей, Только небольшая часть этой равнины
бессмысленность уничтожения человеческих попадает в поле зрения художника - холмы,
жизней. деревья и река оказываются как бы случайно
16. Как художник, он не чувствовал в срезанными рамками кадра картины. Это
себе сил передать в искусстве эту жестокую заставляет зрителя мысленно продолжить
правду жизни. Да и она была неуместна в изображение, представить себе весь вид в
официальных отчетах о войне, какими должны целом, отчего усиливается ощущение
были быть рисунки в "Пчеле", бескрайности запечатленных художником
исполнявшиеся ради заработка. "Вы приокских лугов.
спрашиваете, нашел ли я сюжеты для картин, 42Пейзаж Поленова с его спокойным и
- писал Поленов М.Н. Климентовой. - И да и широким разворотом пространства, обилием
нет. Сюжеты мирные, т. е. бивуаки, света, воздуха, плавными, текучими ритмами
стоянки, передвижения, хотя и интересны, линий рельефа местности, центрической
иногда очень живописны, но мало рисуют уравновешенной композицией производит
войну, сюжеты же человеческого удивительно умиротворяющее впечатление.
изуродования и смерти слишком сильны в Оно гармонически сочетается с состоянием
натуре, чтобы быть передаваемы на полотне, изображенной природы. Стоит прозрачная и
по крайней мере, я чувстую еще в себе ясная осень, слегка позолотившая берега
какой-то недочет, не выходит у меня того, Оки и смиренно блистающая своей
что есть в действительности, там оно так "красою тихой" (Пушкин). Буйное
ужасно и так просто ..." цветение абрамцевской осени прекратилось,
17В конце 1876 года Поленов вернулся в ее горение угасло. Воцарились покой,
Петербург, а уже в марте 1877 года, сосредоточенность, тишина. Поблекли
осуществляя свое давнишнее намерение, краски. Неяркие, нежные, гармоничные и
переселился в Москву. Там он совместно со светлые, они наилучшим образом выражают
своим другом Р.С. Левицким снял квартиру в это настроение. Воздух играющий в картине
Трубниковском переулке (на Арбате) и первостепенную роль способствующий
принялся за создание картин передаче широких просторов, еще больше
"пейзажного, бытового жанра", гасит их. Но это уже не беспокоит
вдохновляемый пришедшейся ему по сердцу Поленова. Звучные, яркие, насыщенные
старой Москвой. К этому времени относится краски "Осени в Абрамцеве" здесь
этюд со Спаса-на-Песках (как его называл были бы неуместны. Тихое, созерцательное
сам Поленов, запечатлевший вид из окон настроение определяет весь строй пейзажа,
своей мастерской). Впоследствии на накладывает свой отпечаток на трактовку
основании этого этюда была написана его образа природы. Со второй половины 90-х
наиболее прославленная картина годов занятия пейзажной живописью все
"Московский дворик". Параллельно больше начинают отходить на второй план,
с этим Поленов начал работать над этюдами вытесняемые новым серьезным замыслом
к картине "Пострижение негодной Поленова - его циклом картин из жизни
царевны", замысел которой возник у Христа.
него еще в Петербурге (в начале 1877 г.). 43Мысль о создании этого цикла,
Замысел этот не был осуществлен, но зато в по-видимому, зародилась у Поленова еще в
связи с ним Поленовым было создано период его работы над картиной
несколько чудесных этюдов кремлевских "Христос и грешница". Новое
соборов и теремов, принадлежащих к числу произведение, посвященное Христу,
лучших творений художника первого года его появилось вскоре после создания полотна
жизни в России по возвращении из-за "Христос и грешница". Это была
границы ("Золотая царицына палата. картина "На Генисаретском
Окно", "Верхнее золотое озере", или, как ее называл Поленов,
крыльцо", "Успенский собор. - "Христос идет по берегу озера"
Южные врата", "Теремной (Третьяковская галерея). Пустынная,
дворец"", Выход из покоев на величавая природа. В отдалении - широко
золотое крыльцо" и ряд других.. Все раскинувшаяся горная страна; цепи
принадлежат Третьяковской галерее). невысоких гор уходят к самому горизонту,
18Наиболее удались Поленову интерьерные рисуясь на фоне неба своими плавными
изображения. Поленов хорошо почувствовал смягченными очертаниями. Гладь спокойного
интимный уют теремной древнерусской голубого озера с почти недвижимыми водами
архитектуры, ее нарядную декоративную и далекими берегами. Солнце уже перестало
праздничность. Никогда еще в его нещадно палить землю, и дальние планы
творчестве не было таких ковровых, пейзажа уже начинают погружаться в
цветисто-радостных красок, как в этих предвечернюю голубую мглу.
этюдах, такой увлеченности декоративным 44Тип Христа в картине тот же, что и в
богатством русского зодчества. Дружба с полотне "Христос и грешница".
Мамонтовым и художниками, Это - человек крепкого телосложения, с
группировавшимися вокруг него и ярко выраженными восточными чертами лица,
пытавшимися возродить традиции кроткий и мудрый. Но здесь он дан не в
древнерусского и прежде всего прикладного процессе общения с людьми, а наедине с
искусства, помогла Поленову так живо, с самим собой, своими думами, в общении с
такой проникновенностью воспринять природой. Погрузившись в себя, как слепой,
своеобразие архитектурных решений и не видя окружающего, мерным, тихим шагом
особенно декорировки дворцовых помещений идет он по тропинке вдоль озера и,
Древней Руси. Мастерство пленэрной кажется, нет конца его пути. Вся его
живописи, проявленное Поленовым в фигура почти не участвует в движении,
кремлевских этюдах, это пейзажное почти неподвижна - Христос как будто сам
восприятие архитектуры позволило художнику не замечает, что он идет, так сильно
несколькими месяцами позже создать охватившее его состояние самоуглубления. И
замечательный пейзажный образ старой в то же время природа с ее тишиной и
Москвы - "Московский дворик". отрешенностью от всех бурь земных так
19"Московский дворик" - первая удивительно корреспондирует внутреннему
картина Поленова, экспонированная у строю образа Христа, что невольно
передвижников, делу которых он давно чувствуешь, как она покоряет себе
сочувствовал. К своему дебюту у человека, как перед рождаемым ею сознанием
передвижников художник относился с красоты и гармонии бытия отступают чисто
чувством большой ответственности и потому человеческие сомнения и думы и остается
страшно терзался, что из-за нехватки одно всеподавляющее чувство слияния с
времени дает на выставку такую природой, растворения в ней. Продолжая
"незначительную" вещь, как работать над циклом картин "Из жизни
"Московский дворик", написанную Христа", Поленов "для пополнения
как бы шутя, по вдохновению, без материала" (по сведениям Е. В.
серьезного и длительного труда. "К Сахаровой) едет осенью 1894 года в Рим.
сожалению, я не имел времени сделать более Там он проводит зиму 1894/95 года и пишет
значительной вещи, а мне хотелось картину "Среди учителей"
выступить на передвижную выставку с (Третьяковская галлерея), задуманную еще в
чем-нибудь порядочным, надеюсь в будущем 1884 году.
заработать потерянное для искусства 45Второе путешествие на Восток было
время", - сетовал Поленов. Однако предпринято в 1899 году. Путь лежал через
Поленов заблуждался в оценке своей Константинополь, Афины, Смирну, Каир,
картины, не подозревая, что она окажется в Порт-Саид, Иерусалим. В Иерусалиме был
числе жемчужин русской школы живописи, снаряжен караван на Тивериаду, Тир, Сидон,
станет этапным произведением в истории Бейрут. Бейрут был конечным пунктом
русского пейзажа. В картине воспроизведен путешествия. На обратном пути Поленов из
типичный уголок старой Москвы - с ее Константинополя проехал в Вену и оттуда в
особнячками, церквами, заросшими зеленой Москву. Все путешествие заняло около трех
травой двориками, с ее почти месяцев. Посетив места, которые
провинциальным стилем жизни. Утро ясного евангельская легенда связывает с именем
солнечного дня в начале лета (по Христа, Поленов собрал большой этюдный
воспоминаниям самого художника). Легко материал для своего евангельского цикла.
скользят по небу облака, все выше Написание картин шло успешно. В 1909 году
поднимается солнце, нагревая своим теплом огромный труд по созданию цикла "Из
землю, зажигая нестерпимым блеском купола жизни Христа" был завершен.
церквей, укорачивая густые тени . . . Произведения были показаны публике сначала
Дворик оживает: торопливо направляется к в Петербурге (февраль - март 1909 г., 58
колодцу женщина с ведром, деловито роются картин), затем в Москве и в Твери (в мае
в земле у сарая куры, затеяли возню в 1909 г., 64 картины). Серия "Из жизни
густой зелени травы ребятишки, вот-вот Христа" состояли из небольших по
тронется в путь запряженная в телегу размеру эскизов, разбитых в соответствии с
лошадь . . . Эта будничная суета не евангельской легендой на циклы: 1. Детство
нарушает безмятежной ясности и тишины, и юность. 2. У Иордана. 3. В Галилее. 4.
разлитых в пейзаже. Вне Галилеи. 5. В Иерусалиме. 6. Последние
20Гуманистическое дарование Поленова дни. Картины посвященные Христу, которые
наконец-то раскрывается в свою полную силу были написаны до того, как Поленов начал
и раскрывается именно на русской почве, работать над циклом в целом ("Христос
обнаруживая при этом именно свой русский и грешница", "На Генисаретском
склад. От "французистости" озере" и "Среди учителей"),
вернувшегося из пенсионерской командировки вошли в него уменьшенными повторениями.
Поленова, так отпугнувшей от него Стасова, 46Как и в прежних своих картинах на
не остается и следа. Репин оказывается евангельские темы, Поленов рассматривает
прав. В России Поленов становится истинно Христа как реально существовавшую
русским художником, а его "Московский историческую личность и потому совершенно
дворик" - любимым произведением не изображает в своем цикле "Из жизни
всякого русского человека. В дальнейшем Христа" приписываемых ему чудес. При
Поленову предстояло, овладев пленэрной этом Поленов стремится запечатлеть не
живописью, добиться при этом столько драматические эпизоды и события
полнозвучности и богатства красок, их его жизни, сколько показать Христа,
эмоциональной насыщенности, что и было природу, которая его окружала, людей,
достигнуто в следующих за "Московским которые вставали на его пути. "Мои
двориком" произведениях, написанных картины служат главным образом
со всем блеском живописного мастерства - изображением природы и обстановки, в
картинах "Бабушкин сад" и которой совершались евангельские
"Заросший пруд". Картина события", - писал Поленов о своем
"Бабушкин сад" была цикле Л. Толстому. Отталкиваясь от своих
экспонирована на VII Передвижной выставке реальных впечатлений от путешествий по
в 1879 году. В рецензии на выставку Стасов Востоку, Поленов рисует картины мирной и
назвал "Бабушкин сад" в числе идеально прекрасной природы, где ласково
лучших вещей, отметив его отличающуюся светит солнце, синеют не знающие бурь
"свежестью тонов" живопись. небеса, высятся величавые, смягченные в
Картина действительно прежде всего своих очертаниях горы, сверкает зеркальная
покоряет именно своей живописью. Ее гладь прозрачных голубых озер. В
пепельно-серые с сиреневатым и голубоватым соответствии с характером пейзажа
отливом, бледно-розовые, песочные, излюбленными тонами художника оказываются:
серебристо-зеленые всевозможных оттенков бирюзово-голубые, розовато-сиреневые,
тона, гармонически сочетаясь друг с золотисто-белые, изумрудно-зеленые. В
другом, образуют единую колористическую созерцании этой прекрасной природы,
гамму. Эта гамма, благородная и кажется, проходит вся жизнь Христа и
изысканная, сразу же настраивает зрителя близких к нему людей, такое значительное
на поэтический лад. Образ, созданный в место в цикле Поленова занимает
картине художником, лишен одноплановости; изображение Христа и его учеников на лоне
в нем естественно и гармонично сочетаются природы, в состоянии внутреннего
разные аспекты восприятия жизни, ее погружения в ее жизнь, растворения и
осмысления. слияния с ней.
21Изображая старый барский особняк и его 47Это состояние оказывается наиболее
дряхлую владелицу, Поленов, в отличие от свойственным героям Поленова и даже
Максимова с его картиной "Все в зачастую вне зависимости от переживаемых
прошлом", ничего не рассказывает ими моментов жизни. Так живет в природе и
зрителю о стиле этой жизни, не исключительно природой Христос не только в
подчеркивает социальную принадлежность картинах "На Генисаретском
людей к определенному сословию. По озере", "Мечты",
заросшей тропинке сада в сопровождении "Удалился в пустынное место",
прелестной юной девушки в розовом "Утром, вставши рано" и др., где
прогуливается горбившаяся, вся в черном, это состояние обусловлено самим сюжетом,
старушка. Это - само олицетворение но и в картинах "Был в пустыне со
старости, как ее спутница - юности и зверями", "Возвратился в Галилею
красоты. Как бы вторя смене поколений, в силе духа" и т. д., сюжет которых
вновь и вновь расцветает природа, заключает в себе более общие вопросы
изображенная художником. Это постоянное миросозерцания Христа, связанные с его
обновление природы тонко передано поисками путей служения истине, добру,
Поленовым. Пышно разросшаяся зелень сада людям. Природа во многих картинах цикла
занимает большую часть пространства "Из жизни Христа" даже начинает
картины, ибо в ней проявляется и вовсе довлеть над людьми, приобретая в
неистребимая созидательная сила жизни. глазах художника единственную жизненную
Характерно, что Поленов главным образом ценность и значимость. Маленькими
показывает в картине именно молодую букашками на лоне грандиозной земли
поросль, свежую и сочную, оставляя за кажутся в таких картинах люди
пределами изображения старые, ("Крестились от него", "Он
изуродованные временем деревья. От этого учил", "По засеянным
природа кажется вечно юной, никогда не полям", "Пошел из страны
стареющей и такой же прекрасной в своем Генисаретской" и др.).
цветении, как очаровательная молодая 48Характерно, что Христос у Поленова
девушка в розовом, идущая по дорожке сада. значительно реже остается с людьми, чем
22Слияние человека с природой, которое наедине с самим собой, наедине с природой.
показывает здесь Поленов, роднит Его общение с людьми ограничивается сферой
изображенных с обитателями московского избранных, близких ему, разделяющих его
дворика. И те и другие живут тихо и взгляды людей и носит характер идеального
естественно, одной жизнью с природой, что общения душ (таковы картины "Симон и
сообщает их существованию смысл и поэзию. Андрей", "Левий - Матфей",
Это ощущение гармонии и красоты жизни "Мария Магдалина",
пробуждает в зрителе то светлое "Самарянка", "Наставление
умиротворенно-радостное настроение, ученикам", "Привели детей",
которым разрешается его элегическое "У Марии и Марфы" и др.; картины
раздумье над сценкой, запечатленной эти абсолютно лишены жанрового начала;
художником. В написанной два года спустя образы людей в них бездеятельны,
картине "Старая мельница" (1880, созерцательно пассивны). Поленов почти не
Серпуховской историко-художественный сталкивает Христа с инакомыслящими, с
музей) решается та же тема. Старая враждебно настроенными к нему людьми,
разрушенная мельница. Заброшенный уголок создавая вокруг него атмосферу идеальных
природы. Буйно разросшаяся зелень. В человеческих отношений.
картине такое изобилие растительности, 49Поэтому таким неожиданным оказывается
что, кажется, нет ни одного клочка земли, в изображении Поленова конец Христа,
который был бы бесплодным. Кругом разлита наименее всего удавшийся художнику.
тишина. Фигурка белоголового Картины цикла "Последние дни" -
мальчика-рыбачка, притихшего у заводи в самые поздние по времени создания -
ожидании клёва, не вносит ничего своего в страдают внешней патетичностью,
жизнь изображенного уголка; она только красивостью и не свободны от серьезного
подчеркивает его уютность и царящую в нем влияния модерна, которое в значительно
тишину и почти теряется в пышной, залитой меньшей степени затронуло остальные
солнцем зелени. Природа, очень человечная эскизы. И не удались они художнику не
в изображении художника, светлая и просто потому, что он не справился с
радостная, всегда значительнее для него, драматическими сценами, а потому, что были
чем сам человек. чужды ему, не отвечали тем поискам
23Высокое мастерство Поленова-колориста внутренней гармонии, тому стремлению
обнаруживает картина "Заросший создать идиллическую картину мира, которые
пруд", которая почти целиком были характерны для серии "Из жизни
построена на градациях одного зеленого Христа". Поэтому-то и в картинах
цвета. Тонко разработанная в оттенках цикла "Последние дни" прежде
зеленая гамма отличается исключительной всего звучала не трагедия идеальной
красотой и богатством нюансировки. личности, преданной, не понятой толпой, а
Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно "умиротворяющее начало природы".
одинаковых тонов, как нет в нем и той 50"Общее настроение очень
несколько нейтральной краски, которая высокое", - отмечал Поленов отношение
сплошь покрывала отдельные куски холста в зрителей к выставке своих картин. Успех
"Московском дворике". Картина выставки подтверждали и все приславшие
"Заросший пруд" завершала собой художнику поздравления по случаю ее
определенный этап творчества Поленова, открытия и завершения им дела всей его
знаменовала наступление творческой жизни. "Дорогой и глубокоуважаемый
зрелости. В круг русских пейзажистов вошел Василий Дмитриевич! Благодарю Вас за Ваше
еще один очень талантливый мастер, внимание и память и за доставленные минуты
оказавший большое влияние на дальнейшее необычного, особенно эстетического
развитие пейзажной живописи. На его наслажденья, которое явилось результатом,
картинах, и прежде всего картинах конца помимо непосредственно художественных
70-х - начала 80-х годов воспиталось достоинств, с которыми я от всей души Вас
младшее поколение поздравляю, но и того глубоко
художников-передвижников. У Поленова они трогательного и важного, серьезного
учились правдивой передаче света и отношения Вашего к своему огромному, всю
воздуха, тонкому видению цвета и красоте Вашу жизнь отданному oeuvre'y
живописи, поэтическому восприятию жизни. [произведению] . . . Желаю Вам и Вашей
"С юных лет я был восхищенным дорогой семье . . . наслаждаться успехом,
почитателем "Бабушкина сада", кот[орый] несомненен и свидетелем которого
"Московского дворика", были и мы, ибо публика (и огромная) жадно
"Болота с лягушками", - смотрела и переживала высокие минуты: я
признавался Поленову Нестеров. - В них Вы давно не видал такого серьезного внимания
с таким молодым, непосредственным и интереса", - писал Л.О. Пастернак
чувством, с такой красочной полнотой Поленову. П.П. Чистяков, учитель Поленова,
показали мне поэзию старого родного быта, пришедший к художнику сердечно
неисчерпаемые тайны нашей природы. Вы как поблагодарить его за выставку картин
бы заново открыли волшебное обаяние "Из жизни Христа", рассказывал
красок". ему: "И много со мной художников
24Окончательно определившись в ходило, и все молчат ... Маковский
искусстве, Поленов привел в исполнение Владимир на что мудрый, и тот присмирел,
свое давнишнее намерение - связать свой говорит: "Тут чистота Христа связана
жизненный путь с передвижниками и в 1878 с красотой природы". Это верно!"
году вместе с И.Е. Репиным вступил в О высоком впечатлении, произведенном на
Товарищество передвижных выставок. него выставкой, говорил Поленову и Серов.
"Вот уже шесть лет, как я желаю "По чувству мне очень понравилось,
поступить, да разные внешние меня даже как будто захватило" -
обстоятельства мешали, - писал Поленов признавался он.
Чистякову. - Теперь, насколько я понимаю, 51Лев Толстой не смог посетить выставку.
этих обстоятельств больше нет, и я Поленов, интересуясь мнением о своем цикле
свободен, а все симпатии мои были на великого учителя жизни, послал ему альбом
стороне этого общества с самого его с репродукциями картин "Из жизни
возникновения . . .". Эти симпатии он Христа". "Очень благодарен Вам,
сохранил на долгие годы, став одним из Василий Дмитриевич, за присылку Вашего
видных деятелей Товарищества. В 1880 альбома, - писал Поленову Толстой. - По
году состоялось знакомство Репина с рассказам я имел очень неопределенное
Толстым; моральная проповедь Толстого и понятие о Вашей выставке, но альбом Ваш
его уничтожающая критика существующих форм произвел на меня сильное впечатление.
жизни буквально потрясли Репина. Поленов Воображаю, как подействовала бы на меня
познакомился с Толстым значительно позже, сама выставка, и очень, очень сожалею, что
в 1887 году, но трудно представить себе, не мог видеть ее. Не говоря уже о красоте
что Репин, друг Поленова, не пересказывал картин и том вполне сочувственном мне
ему во всех деталях свои беседы и встречи отношении Вашем к изображаемому предмету,
с писателем, которые в это время были самый этот огромный труд, положенный Вами
довольно часты. Поэтому небезосновательно на это дело, вызывает глубокое уважение к
будет предположить, что именно влияние на художнику". Поленов мог быть
Поленова взглядов Толстого и пробудило в удовлетворен. Его труд, которому он
художнике интерес к старой теме, теме отдавал на склоне дней своих все силы
Христа. Кроме того, в марте 1881 года души, получил признание современников.
Поленова постигло глубокое горе - умерла Работой над пейзажем и картинами "Из
его любимая сестра Вера Дмитриевна жизни Христа" не исчерпываются
Хрущова, которая перед смертью взяла слово занятия Поленова этих лет. Беззаветно
с брата, что он начнет преданный искусству, он старался служить
"серьезно" работать, то есть ему во всех его видах и проявлениях.
писать большую картину на давно задуманную 52Особый раздел творчества художника
тему "Христос и грешница". В составляет его деятельность в театре.
семье Поленова настоящим большим Увлечение Поленова театром и работа над
искусством признавалась только оформлением спектаклей начались буквально
историческая живопись, и потому занятиям с первых шагов его самостоятельного
художника пейзажем не придавалось творчества. Большую роль в этом увлечении
серьезного значения. играла дружба Поленова с С.И. Мамонтовым,
25Вскоре после смерти сестры Поленов, страстным любителем театра, но и не будь
узнав, что князь С.С. Абамелек-Лазарев и Мамонтова, Поленов в своей деятельности
А.В. Прахов собираются предпринять художника неизбежно должен был прийти к
путешествие в Египет, Сирию и Палестину, работе в области театрально-декорационного
просил разрешения у Прахова присоединиться искусства. Театр для Поленова-просветителя
к ним и получил согласие. Путешествие был еще одной (и очень серьезной)
началось в ноябре 1881 года и окончилось возможностью служить делу воспитания
весной 1882 года. Лето 1882 года Поленов человека в духе добра, истины, красоты.
проводил уже в Абрамцеве. За время "Мы сошлись с ним (Мамонтовым. - Т.
путешествия Поленов посетил Ю.), - писал Поленов, - в стремлении
Константинополь, Александрию, Каир, от сюжетами и обстановкой, взятыми из мира
Каира поднялся на пароходе вверх по Нилу истории и сказки, поднять детей от
до Ассуана, невдалеке от которого обыденной жизни в область героизма и
находится священный остров Филе с храмом красоты . . .". Поленовым была
Изиды, и, вернувшись в Каир, отбыл на оформлена довольно значительная часть
поезде в Порт-Саид; оттуда морем добрался постановок Мамонтовского кружка и
до Бейрута - порт в Сирии - и направился в Мамонтовской частной оперы. Среди них:
Иерусалим; на обратном пути художник декорации к трагедии А.Майкова "Два
побывал в Греции. Своеобразным отчетом мира" (1879, Мамонтовский кружок), к
художника о путешествии, о всех увиденных пьесе С. Мамонтова "Каморра"
и поразивших его достопримечательностях (1881, Мамонтовский кружок), к
явились этюды, исполненные во время драматической поэме В. Жуковского
поездки. Они были показаны на Передвижной "Камоэнс" (1882, Мамонтовский
выставке 1885 года и прямо с выставки кружок), к опере Гуно "Фауст"
приобретены Третьяковым. Художественной (1882, Мамонтовский кружок), к
общественностью восточные этюды Поленова пьесе-сказке С.Мамонтова "Алая
1881-1882 годов были восприняты как новое роза" (1883, Мамонтовский кружок), к
слово в живописи. "Результатом мистерии С. Мамонтова "Иосиф"
путешествия, - писал Остроухов, - была (постановка 1880, 1881, 1887, 1889 гг.,
прежде всего коллекция этюдов, Мамонтовский кружок), к опере Николаи
выставленная на передвижной выставке, и "Виндзорские проказницы" (1885,
впечатление, которое она произвела, было Мамонтовская опера), к комедии С.Мамонтова
очень велико. "На Кавказ" (1891, Мамонтовский
26Этюды большею частью не имели прямого кружок), к опере Глюка "Орфей и
отношения к картине. Это были яркие записи Эвридика" (1897, Мамонтовская опера),
о поразивших художника красках Востока, к опере П.Чайковского "Орлеанская
кусочки лазурного моря, рдеющие в красках дева" (1899, Мамонтовская опера) и
заката вершины южных гор, пятна темных ряд других.
кипарисов на синем глубоком небе и т. п. 53В 1915 году по проекту В.Д. Поленова
Это было нечто, полное искреннего для секции народных театров был построен
увлечения красочною красотою, и в то же дом с декорационными и костюмерными
время разрешавшее красочные задачи мастерскими и театральным залом. По
совершенно новым для русского художника и единодушному решению членов секции он был
необычным для него путем. Поленов в этих назван "Домом имени В.Д.
этюдах открывал русскому художнику тайну Поленова". Деятельность Поленова в
новой красочной силы и пробуждал в нем секции носила самый разносторонний
смелость такого обращения с краской, о характер. Он не ограничивался созданием
котором он раньше и не помышлял". И эскизов декораций для самодеятельных
действительно, яркие, чистые краски спектаклей (типовые декорации для пьес
Востока произвели настоящий переворот в Тургенева, Островского и т. д.,
живописи Поленова, обратив художника к отличающиеся при большой простоте высокой
открытому интенсивному цвету. Правда, в художественностью), разработкой методов
дальнейшем эта гамма оказалась мало упрощенных постановок, серьезное внимание
пригодной для передачи скромных красок уделял Поленов составлению репертуара для
среднерусского летнего и зимнего пейзажа, народных самодеятельных коллективов,
который преобладал в творчестве нередко сам выступал как автор пьес и
Поленова-пейзажиста в эпоху 80-х годов. Но композитор (на сцене поленовского дома с
опыт письма яркими и одновременно нежными, большим успехом шла его пьеса "Анна
контрастными и вместе с тем тонко Бретонская"), принимал живейшее
подобранными красками не пропал даром. Он участие в режиссуре спектаклей. Во всей
очень пригодился при создании картины этой деятельности Поленов, как и прежде,
"Христос и грешница", цикла исходил из потребности человека (как он ее
"Из жизни Христа" и помог понимал) видеть в искусстве "нечто
несколькими годами позже овладеть поднимающее над тяжелой действительностью,
звонкими, открытыми красками золотой хорошее, красивое, идеальное",
русской осени, которая, начиная с 90-х которую, по его мнению, и призван был в
годов, становится любимым временем года первую очередь удовлетворить театр.
Поленова. 54Над проведением в жизнь этих своих
27Наибольший интерес среди пейзажей, идей Поленов трудился в секции вплоть до
привезенных из поездки по странам Востока Октябрьской революции. После революции он
представляют виды Египта и в их числе продолжил свое дело в Борке, организовав
"Нил у Фиванского хребта" там среди крестьян ряд театральных
(1881), "Первый нильский порог" кружков. Секция же и после революции
(недатированный), "Нил, вдали долгое время продолжала носить название
пирамиды" (1881) и др. (Третьяковская "Дома театрального просвещения имени
галерея). В них прежде всего покоряют академика В.Д. Поленова". Есть еще
убедительно переданные дали - сказалось одна область общественной деятельности, в
увлечение Поленова пространственными которую Поленовым был внесен большой и
решениями, обнаружившееся в его творчестве значительный вклад. Это - его
в эпоху 80-х годов. Путешествие на преподавательская работа или, вернее,
Восток дало Поленову богатый запас воспитание им молодого поколения
наблюдений, познакомило его с природой и художников, ибо преподаванием основ
архитектурой Палестины, с жизнью восточных профессионального мастерства не
городов, с обычаями, обликом и одеждой их исчерпывается роль Поленова-педагога.
жителей. Все это, несомненно, помогло в Поленов-воспитатель в самом полном и
дальнейшем Поленову представить высоком смысле этого слова, каким мы
евангельскую легенду о Христе и грешнице видели его и в искусстве, и в
как реальную сцену, разыгравшуюся на театрально-декорационном деле, проявил
площади перед Иерусалимским храмом. И в себя им и в своем общении с молодежью. Об
этом смысле восточное путешествие сыграло этом свойстве Поленова хорошо сказал один
свою роль в создании картины. Но из его любимых учеников Е. Татевосян в
непосредственный подготовительный материал своем обращении к художнику в день его
к картине был собран в недостаточном восьмидесятилетнего юбилея: "Я, один
количестве - по-видимому, яркие из младших учеников Ваших, чувствами любви
впечатления от архитектурных памятников и и преклонения к Вам преисполнен, так как
природы Востока отвлекли художника от его обязан Вам не только наставлениями Вашими
замысла, поэтому родные Поленова склонны по художеству, но еще, более того, обязан
были считать путешествие не слишком Вам нравственным воспитанием, Вашим личным
удачным. Отзвук этих настроений ощущается примером. Сколько счастливых лет я провел
в письме жены Поленова, написанном с Вами, под Вашим руководством. За все
несколько позже, в марте 1884 года, в сердечно благодарю вечно ...".
котором она выражает опасение, как бы с 55Судя по отзывам учеников, Поленов
Поленовым в Риме не произошло того же, что внимательнейшим образом объяснял каждому
и в Палестине - "... не вышло бы из его промахи и недостатки, тут же показывал
этого той же неурядицы, как с восточным сам, как надо писать, призывал всех
путешествием", - пишет она Е.Д. неустанно наблюдать и учиться у натуры.
Поленовой. Особое значение Поленов придавал овладению
28Эта "неурядица" с техникой живописи, умением добиваться
путешествием по Востоку заставила Поленова красоты колористических решений, чистоты и
совершить вторичную поездку, на этот раз в звучности красок, повышения их
Италию, где он надеялся найти подходящую светосильности на основе использования
натуру и написать для картины необходимые закона соотношения тонов. "Василий
этюды. Художник поселился в Риме и провел Дмитриевич знакомил учеников детально с
там зиму 1883/84 и весну 1884 года. В 1882 самого начала с красками и их изменениями:
году художник женился на Н.В. Якунчиковой от соединений, грунта и воздуха",
- двоюродной сестре Е.Г. Мамонтовой. "требовал чистоты палитры и кистей,
Заграничное путешествие 1883/84 года и аккуратное, скупое выкладывание краски на
было совершено вместе с ней. Жена Поленова палитру, смешивание на ней отдельных
с большим сочувствием относилась к замыслу чистых тонов, отнюдь не доводя их до
картины "Христос и грешница" и грязи, хороший, выдержанный холст, сухую,
по мере своих сил пыталась помочь старую доску и т.п.". Действенность
художнику в его работе. Она не только шила системы преподавания Поленова основ
костюмы для картины, но, что самое живописного мастерства доказывается тем,
главное, постоянно поддерживала в Поленове что из его мастерской вышли такие
вдохновенное отношение к взятой теме, замечательные колористы, как К. Коровин,
старалась направить его на путь Левитан. Архипов, Головин и ряд других.
углубленной ее разработки. Это было тем Поленов помог им отшлифовать свой
более необходимо, что сам Поленов зачастую природный дар и при этом сохранить все
чрезмерно увлекался внешним правдоподобием своеобразие своего живописного видения
изображаемого. Это увлечение возникало у мира.
художника, как следствие навеянного 56Открытый новым идеям в живописи,
Ренаном стремления представить Христа Поленов сам учился у своих учеников,
личностью, действительно существовавшей, поддерживал начинания молодых, отстаивал
исторической, а все приписываемые ему их интересы перед старшим поколением
деяния и события его жизни - действительно передвижников. Последние годы жизни
имевшими место в далекие времена раннего Поленов провел в Борке. Он продолжал
христианства. Поиски внешней правдивости постоянно работать, вдохновляясь пейзажами
отвлекали Поленова от тех высоких идей, Оки. Восемнадцатого июля 1927 года
ради которых он и задумал написать свою художник скончался в своей усадьбе и был
картину. "Работает он очень много, но похоронен на кладбище в Бехове.
удачно ли, опять ужасно трудно сказать; 57Спасибо за внимание!
Поленов Василий Дмитриевич.ppt
http://900igr.net/kartinka/izo/polenov-vasilij-dmitrievich-159718.html
cсылка на страницу

Поленов Василий Дмитриевич

другие презентации на тему «Поленов Василий Дмитриевич»

«Поленов Золотая осень» - Замечательный художник. Василий гордится дедом – участником войны с Наполеоном. Мастер пейзажа. Своим искусством художник приносил всем радость. Заботливая мать. Поленов писал чудесные картины, дома строил, театр создал в Москве, там шли его спектакли для детей. Васино детство. Опишите землю, деревья, реку, небо, даль, изображенные В.Д.Поленовым.

«Московский дворик Поленов» - Часовня. В.Д.Поленов – мастер пейзажно-бытового жанра. Какое ощущение создает картина в целом? Что изображено на полотне? Мнение искусствоведа. Позже поселился в Москве. Мельница в Вёле. «Я искренно желал сделать искусство доступным и интересным народу. Что изображено на заднем плане полотна за сараем?

«Филонов» - Русский авангард. Восток и запад. Животные. П.Н. Филонов. Сближение Павла Филонова и Велимира Хлебникова. Пир королей. Белая картина. Павел Николаевич Филонов. Классический путь. Павел Филонов "Коровницы". Крестьянская семья. Голова. Цветы мирового процветания. Филонов П.Н. «Головы». Мужчина и женщина.

«Творчество Репина» - Результат исследования: Вопрос 1. В чём выражается связь картины И.Е.Репина «Бурлаки на Волге» и творчества Н.А.Некрасова? Вопрос 2. Кто первым в своём творчестве использовал образ бурлаков: И.Е.Репин или Н.А.Некрасов? Гипотеза: Вывод: И. Е. Репин и Н. А. Некрасов. Сделать вывод в подтверждение или опровержение гипотезы.

«Шевченко» - Т.Г.Шевченко — центральна постать українського літературного процесу XIX ст. "Голова жінки" – твір досконаліший. Художні твори Шевченка Академія мистецтв невдовзі відзначає срібними медалями. «Малярство – це німа поезія, а поезія – промовисте малярство». У Шевченкові поєднувалися і боролись водночас поет і художник.

«Творчество Васнецова» - Но до последних дней Васнецов не выпускал кисти из рук. В 1893 году Васнецов получил звание действительного академика живописи, годом ранее - профессора Академии. О произошедших переменах возвестило показанное в 1880 году на VIII передвижной выставке полотно "После побоища Игоря Святославича с половцами", созданное по мотивам "Слова о полку Игореве".

Русские художники

82 презентации о русских художниках
Урок

Изо

31 тема
Картинки
900igr.net > Презентации по изо > Русские художники > Поленов Василий Дмитриевич