Изобразительное искусство
<<  Нетрадиционные техники изобразительного искусства Своя игра  >>
Реализм в русском изобразительном искусстве 30 -50 -х годов XIX века
Реализм в русском изобразительном искусстве 30 -50 -х годов XIX века
Павел Андреевич Федотов
Павел Андреевич Федотов
Автопортрет
Автопортрет
Портрет отца художника
Портрет отца художника
Прогулка
Прогулка
Разборчивая невеста
Разборчивая невеста
Портрет графини Растопчиной
Портрет графини Растопчиной
«Свежий кавалер или Утро чиновника, получившего первый крестик» (1846)
«Свежий кавалер или Утро чиновника, получившего первый крестик» (1846)
Какие чувства вызывает у зрителей кавалер, демонстрирующий орден
Какие чувства вызывает у зрителей кавалер, демонстрирующий орден
«Сватовство майора, или Поправка обстоятельств женитьбой» (1848)
«Сватовство майора, или Поправка обстоятельств женитьбой» (1848)
Перед нами парадная гостиная купеческого дома
Перед нами парадная гостиная купеческого дома
«Не в пору гость, или Завтрак аристократа» (1849)
«Не в пору гость, или Завтрак аристократа» (1849)
«Портрет Н.П. Жданович за клавесином» (около 1850 г.)
«Портрет Н.П. Жданович за клавесином» (около 1850 г.)
Вдовушка
Вдовушка
«Игроки» (1852)
«Игроки» (1852)
«Анкор, ещё анкор
«Анкор, ещё анкор
Картинки из презентации «Реализм в русском изобразительном искусстве 30-50-х годов XIX века» к уроку изо на тему «Изобразительное искусство»

Автор: USER. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока изо, скачайте бесплатно презентацию «Реализм в русском изобразительном искусстве 30-50-х годов XIX века.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 2066 КБ.

Реализм в русском изобразительном искусстве 30-50-х годов XIX века

содержание презентации «Реализм в русском изобразительном искусстве 30-50-х годов XIX века.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Реализм в русском изобразительном 17(около 1850 г.). Эту картину называют
искусстве 30 -50 -х годов XIX века. П.А. жемчужиной русского портретного искусства.
Федотов. (1815 – 1852). В сущности, Художник изображает Наденьку Жданович,
Федотов был заодно с теми людьми, которых молоденькую девушку из знакомого
изображал. Он любил их… Казнил он этих семейства, сидящую за клавесином из
любимцев деликатно… А. Бенуа. красного дерева.
2Павел Андреевич Федотов. Выдающийся 18«Вдовушка». О чём эта картина? Какими
русский живописец и рисовальщик, интонациями она проникнута?
основоположник критического реализма в 19Отрешённость, покорность судьбе
искусстве. Павел Андреевич Федотов родился ощущается в фигурке вдовушки в чёрном
в Москве в 1815 году, его отец был траурном одеянии, в её склонённой головке,
отставным офицером. Семья Федотовых жила в лицо которой напоминает нам лик Богоматери
большой нужде, существуя на грошовую с иконы. Случайно ли это? Вдовушка ждёт
пенсию отца. Можно сказать, что нужда ребёнка. Что ожидает его в этом злом и
преследовала художника по пятам от жестоком мире, где трудно выжить
рождения до самой смерти. Тема бедности и беззащитному человеку? Кредиторы описали
нищеты, занимающая такое место в его имущество, и скоро она должна будет
творчестве, является темой покинуть свой маленький, уютный мирок,
автобиографической. унося с собой свои воспоминания на дорогие
3«Автопортрет». Как сын военного её сердцу вещи: портрет мужа (автопортрет
Федотов обучался в Московском кадетском Федотова в гусарском мундире), образ
корпусе, где впервые обнаружились у него Спаса, икону – кусочек своей прошлой
выдающиеся рисовальные способности. Он был жизни. Небольшая деталь – горящая свеча.
известен уже в корпусе как портретист и Зажжённая днём, она порождает чувство
карикатурист. Ни одной из этих ранних тревоги, словно отсчитывая остающееся
работ до нас не дошло. время. Беззащитность, хрупкость, духовная
4Основные этапы жизни: 22 июня 6 (4 чистота, красота – всё слилось воедино, и
июля) 1815 г. в Москве – родился в семье сердце невольно сжимается от боли и
отставного офицера 1826 в поступил учиться сострадания.
в Первый московский кадетский корпус, 20Художественный язык здесь максимально
который окончил с отличием 1833 г. лаконичен и выразителен, силуэт предельно
–окончил учиться и был направлен в обобщен. Лишенное всякой идеализации лицо
Петербург для службы в Финляндском полку вдовы проникнуто глубоким страданием. Из
1835-45 гг. - посещал рисовальные классы всех аксессуаров оставлены лишь сюжетно
Академии художеств 1837 г. – находясь в важные: стул с чиновничьей треуголкой и
долговременном отпуске , рисует 1844 г. – казенная печать на двери, превратившиеся
выходит в отставку 14 (26) ноября 1852г. – из повествовательных деталей в некие
заболел душевным расстройством и умер в символы, вызывающие определенный круг
Петербурге в возрасте 37 лет. мыслей и эмоций. Несмотря на
5Портрет отца художника. незаконченность картины, очевидны
6«Прогулка». Федотов в форме офицера, особенности ее тонального построения.
его отец и сводная сестра. Здесь глуховатая, сумеречная, без
7«Разборчивая невеста». каких-либо интенсивных пятен красочная
8«Портрет графини Растопчиной». гамма соответствует печальному состоянию
9«Свежий кавалер или Утро чиновника, человека.
получившего первый крестик» (1846). 21«Игроки» (1852). «Игроки».
Опишите картину. Художник изобразил 22Чем объяснить этот интерес? Как ведут
чиновника, который, не успев проснуться, себя игроки? Кто до Федотова обращался к
нацепил свой орден и стоит в позе римского теме игры в своём творчестве? В литературе
цезаря, гордо указывая на грудь, задрав – Пушкин, Лермонтов, Достоевский.
высокомерно голову. Красуясь, горделиво Карточная игра составляла существенный
демонстрирует орден кухарке, показывая ей штрих русского бытия, в карты играли все,
свою значимость. несмотря на запреты и ограничения. Уже
10Какие чувства вызывает у зрителей поздняя ночь, они устали от долгой игры:
кавалер, демонстрирующий орден кухарке.? выигравшие встали и разминают затёкшие
Можно ли поверить его величественной позе, тела, а проигравший (в нём мы можно узнать
устрашиться его грозного взгляда? Он автопортрет Федотова!) в безумном
смешон! Его фигура напоминает римскую оцепенении сидит за столом…
статую, задрапированную в рваный халат, 23Что особенно привлекает наше внимание?
как в тогу, с папильотками на голове Что мы ощущаем, глядя на картину? Пустые
вместо лаврового венка, на лице – рамы на стене и тени, отбрасываемые
чванливая гримаса. Нет, это маска для фигурами. Пустоту, усталость,
домашнего употребления. Вряд ли кавалер напряжённость… Это впечатление усиливает и
позволит себе принять столь грозный вид в мрачный колорит, и лица, которые мы не
казённом месте. Порукой тому – стоптанные видим. Игроки безлики, как пустые рамы на
подошвы его сапог, которые, смеясь, стене. Федотов говорил о картёжниках: «Они
показывает ему служанка… убивают время, пока оно не добьёт их, в
11Посмотрите, что творится вокруг? Как свою очередь».
относится художник к своему герою? Можно 24«Анкор, ещё анкор!». (1851 – 1852).
ли сказать, что это образ какого-то Какие чувства вызывает эта картина и
конкретного чиновника? Мы видим, вероятно, почему?
следы от вчерашней пирушки: на полу 25Ощущение тесноты, духоты, мрака,
валяются объедки, в комнате беспорядок. подавленности. Эти ощущения рождает прежде
Смеётся вместе с нами. Но смех совсем не всего тёмный цвет картины, сотканный из
злой. Можно сказать, что он создаёт горячих красно-коричневых красок, обилие
карикатурный сатирический образ. И очень теней, низкий «давящий» потолок,
реалистический, правдивый – обратите стеснённость пространства. В полумраке
внимание на многочисленные детали, на то, комнаты, освещённой тусклой горящей
как точно всё выписано в картине. Он очень свечой, мы замечаем офицера, заброшенного
похож на многих чиновников, несомненно, судьбой в глухую провинцию. Томясь
это обобщённый образ чиновничества своего отчаянной скукой, лёжа на кушетке, он
времени. заставляет своего пуделя перепрыгивать
12«Сватовство майора, или Поправка через палку под монотонные команды:
обстоятельств женитьбой» (1848). Что вы «Анкор» ( в переводе с французского –
видите на картине? «ещё»). Что ещё мы видим в комнате? Плохо
13Перед нами парадная гостиная прописанные предметы: гитару, стол
купеческого дома. В доме переполох. В посередине. Посмотрим, что на нём: еда,
центре – невеста в красивом белом платье, свеча, зеркало – ничем не связанные друг с
жеманясь, пытается убежать в другую другом вещи образуют странный натюрморт.
комнату, она даже уронила кружевной 26Что можно сказать о главном герое
платок. Мать сердится на дочь, Отец картины? «То ли это распутник, изгнанный
волнуется, от волнения не может застегнуть из гвардии за безнравственное поведение и
пуговицы на сюртуке. В дверях комнаты мы не достойный никакого сочувствия, то ли
видим сваху, которая словно. спрашивает, туповатый армеец, лишенный духовных
не пора ли войти жениху, ведь дело сделано притязаний и вполне удовлетворяющийся
– майор явился свататься. Вот он, виновник полуштофом водки и игрой с пуделем, то ли
переполоха: толстый, бравый, крутит свой юная и чистая душа, заточенная в
ус. Он стоит на фоне дверного проёма, мучительное одиночество. Да и
смотрится как герой парадного портрета. И обстоятельства его, в сущности,
ещё в гостиной есть слуги, они суетятся, преходящие, относительные, они не из тех,
накрывая на стол, перешёптываются – такое что так омрачают и драматизируют нашу
событие в доме! Даже кошка «намывает жизнь, — нищета, болезни, потеря близких,
гостей», умываясь лапкой. Художник разорение. О них вполне можно было бы
любуется каждой мелочью в картине, поведать и в мирно-жанровом тоне... и в
мастерски выписывая все детали: стулья на юмористическом, и в трогательном, и в
гнутых ножках; круглый стол, покрытый каком угодно ином. В конце концов, офицер
свисающей скатертью; поднос с бокалами и жив, о двух руках и ногах, по всей
шампанским, в спешке поставленный на стул, видимости, здоров и ничто ему не угрожает.
картинки, развешанные по стенам, богатую Он небогат — это очевидно, но он еще
люстру, прозрачный тюль, тяжелые шёлковые выслужится, у него все впереди.
ткани. 27О чём эта картина? Зачем его изобразил
14Какова тематика картины? Кто из художник? Александр Бенуа полвека спустя
художников к ней обращался? Как вы после создания «Анкора» впервые высказал
думаете, осуждает ли П.А. Федотов своих то главное, что составляло новизну
героев? Согласны ли вы со словами А.Н. картины. «В окошко глядит все тот же
Бенуа, данными в эпиграфе к уроку? Тема тоскливый пейзаж, та же пустая улица, те
брака по расчету. К этой теме обращался же избы, тот же снег и то же мертвое небо
Хогарт в серии картин «Брак a la mode». и вокруг все так же тихо, скучно и
Конечно, картина «Сватовство майора» – темно... Но почему-то и сладко (в этом
сатира , сатирическое обличение нравов особенная пикантность картины), как бывает
того времени, которые позволяют браку быть сладко в мутных сновидениях горячки, когда
средством для наживы. Но художник мудро непрестанно все тонет, вянет и умирает, и
воспринимает жизнь, видя в ней тёмные и лишь что-то вздорное, ненужное и мелкое,
светлые стороны. Он бичует эти тёмные как этот пудель, суетится, толкается,
стороны действительности, но в то же время шумит, мучительно мешая забыть о
насмешка его соединяется с откровенным жизни...». О страшной бездуховности,
сочувствием и грустью. тоске, о бессмысленности существования, о
15«Не в пору гость, или Завтрак трагической безысходности жизни… Но в
аристократа» (1849). Каков сюжет картины? центре комнаты, прямо над разрозненно
Представленная в картине ситуация сама по лежащими предметами есть маленькое окно,
себе не уродлива, не безобразна. Сюжет, своим холодным сине-белым колоритом оно
как всегда у Федотова, читается достаточно резко контрастирует с горячими тёмными
ясно: обедневший аристократ сидит в тонами комнаты. За ним другой мир: зима,
роскошном показном интерьере. Заслышав свежий морозный воздух, г олубой снег, дом
шаги гостя, он прячет кусок хлеба, который с горящими глазами окон…
составляет весь его завтрак. Перед нами 28Картина писалась крайне тяжело, она
одна из любимых федотовских тем — ложь, стала последним законченным произведением
надувательство, скрывающиеся за видимым Павла Федотова. Достигнув опыта и
благополучием. подлинного мастерства, научившись работать
16Федотов отказывается от карикатурного последовательно и целеустремленно,
решения, как более простого. Призрачному художник находился в полном смятении и
миру иллюзий, в котором живет аристократ, растерянности. Подготовительные рисунки
противопоставлена красота мира становились ненужными, задуманное ломалось
предметного. В результате человеческие и искажалось, Художник уже не мог внятно
слабости, звучащие в контрасте с любовно объяснить, что и зачем он делает.
переданным предметным окружением, видны, Последние годы жизни и творчества Федотова
быть может, сильнее, чем если бы художник отмечены чертами трагизма, как и его
избрал гротесково-карикатурное решение. последняя картина. У художника началось
Предметный мир играет у Федотова роль тяжелое психическое расстройство. Свое
положительного начала в картине. земное существование он закончил в
Великолепно написанный интерьер с лечебнице для душевнобольных.
устоявшейся красотой предметов, его 29Не в судьбе офицера дело, не в
населяющих, противопоставлен миру обмана, бедности и не в провинции, а в гибели
в который ввергнут герой. В этом человеческой души, обреченной на ничто,
сопоставлении и содержится нравоучительный загубленной попусту. Глушь, о которой идет
смысл. Федотов придал ему оттенок речь в картине, — не географическая, она
комичности, недаром он вспомнил в связи с простирается от Петербурга до Ельца и от
картиной мудрое народное изречение: «на Москвы до Иркутска, и нелепейший плеоназм,
брюхе шелк, а в брюхе щелк». Назидание не составляющий название картины („encore“
заглушает прекрасно воссозданную «картину по-французски и означает „еще“), — сам по
в картине» — «кабинет аристократа». себе словесная находка, удивительно
Умиротворенность окружающего предметного выражающая идиотизм всеобъемлющей
мира напоминает спокойную жизнерадостную российской провинциальности. Хорош или
атмосферу жанровых картин малых плох, умен или глуп человек, лежащий на
голландцев. Здесь еще раз проявляется лавке и погоняющий пуделя, — до того нам
важное отличие Федотова от следующих нет дела. В любом случае это гибнущий
поколений жанристов, рассматривающих человек — любой из нас, такой же, как мы.
красоту искусства старых мастеров, их 30Задание: Вырази свои впечатления и
любование миром как «десерт, без которого мысли о картинах П.А. Федотова (можно
можно обойтись». стихами собственного сочинения).
17«Портрет Н.П. Жданович за клавесином»
Реализм в русском изобразительном искусстве 30-50-х годов XIX века.ppt
http://900igr.net/kartinka/izo/realizm-v-russkom-izobrazitelnom-iskusstve-30-50-kh-godov-xix-veka-233119.html
cсылка на страницу

Реализм в русском изобразительном искусстве 30-50-х годов XIX века

другие презентации на тему «Реализм в русском изобразительном искусстве 30-50-х годов XIX века»

«Реализм в изобразительном искусстве» - 2 ноября 1870 года официально признан устав «Товарищества передвижных художественных выставок». «Грачи прилетели». Вывод: Печальные и величавые просторы, нелёгкая судьба многострадального, умного, гордого народа давала пищу таланту русского художника-передвижника. Эпиграф к уроку: Воспитание личности через передвижнический реализм, где воссоединяются «правда» и «красота».

«Изобразительное искусство Древнего Рима» - Вилла Мистерий. Живописное искусство. Помпеи. Из святилища Дианы Немийской. Капитолийская волчица Древний Рим 500 до н. э. Италия, Рим, Музей Капитолия. Мозаикой греки называли картины, посвященные музам. Сочинить рассказ на тему: «Римский император в скульптурном портрете и в жизни». Антиной Древний Рим 117 – 134 н.э.

«Изобразительное искусство 19 века» - Жан Милле. Огюст Ренуар. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XIX века. Объективное отражение действительности. Эжен Делакруа (1798-1863). Импрессионизм. Реализм -. Поиск ускользающей красоты. Мир одинокой, души, порывы к счастью, поиски идеала. Автопортрет. Романтизм.

«Искусство XIX XX века» - Представители реализма: Г.Курбе, У.Тёрнер, Ф.Гойи. М. Волошин "Четверть века": Элиота, Дж. Представители символизма в литературе: ЗАРУБЕЖНАЯ КУЛЬТУРА НА РУБЕЖЕ XIX – XX в.в. Характерные признаки. Символизм модернизм натурализм импрессионизм романтизм реализм. Гюисманса, в Бельгии - К. Лемонье, в Германии - А.Хольца и Г. Гауптмана, в Англии -Дж.

«Жанры изобразительного искусства» - Жанры в изобразительном искусстве. И.Левитан В.Васнецов И.Шишкин. Психологический портрет. Произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого. « Екатерина II в виде Минервы». Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». Пейзаж. Цель: В каком жанре работал И.И. Левитан? Кто такой живописец?

«Реализм в искусстве» - Античность -мифологический. Реализм. Реализм в России. Вторая половина 19 века (1850-1870 гг.) - Обличительная направленность. Возрождение – подражание природе. Направления реализма. В. И. Суриков. Реализм – 19 – 20 в. Художники - передвижники. Первобытность – наивный реализм. В. Поленов. Китч. И. Н Крамской.

Изобразительное искусство

11 презентаций об изобразительном искусстве
Урок

Изо

31 тема
Картинки
900igr.net > Презентации по изо > Изобразительное искусство > Реализм в русском изобразительном искусстве 30-50-х годов XIX века