Игрушка
<<  Русская матрешка Проект «русская матрешка»  >>
Введение
Введение
Появление матрешки на Руси
Появление матрешки на Руси
История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить,
История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить,
Сергиевская игрушка
Сергиевская игрушка
Семеновская и мериновская матрешки
Семеновская и мериновская матрешки
В течении почти двадцати лет именно мериновцы лидировали среди
В течении почти двадцати лет именно мериновцы лидировали среди
В течении почти двадцати лет именно мериновцы лидировали среди
В течении почти двадцати лет именно мериновцы лидировали среди
Полховская игрушка
Полховская игрушка
Заключение
Заключение
Картинки из презентации «Русская матрешка» к уроку изо на тему «Игрушка»

Автор: learn. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока изо, скачайте бесплатно презентацию «Русская матрешка.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 423 КБ.

Русская матрешка

содержание презентации «Русская матрешка.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Русская матрешка. Кириченко Юра 6экономической и культурной ситуации в
гр.305. стране. Созданная в 1913 году артель
2Введение. Каждый народ создавал свои матрешечников после социалистической
игрушки, передавая в них свое революции сохранилась и была переименована
мироощущение. Игрушки народов разных стран в артель имени Рабоче – Крестьянской
и континентов различны и своеобразны, но Красной Армии (РККА). Позднее она стала
есть в них и общие черты. У многих народов фабрикой игрушек и культтоваров,
встречаются однотипные игрушки, с выпускавшая в том числе и матрешки.
однотипным сходством их конструкций, форм Точение и роспись матрешек в Загорске
и декора. Это сходство объясняется стали приобретать исключительно фабричный
общностью культурных народных традиций, характер. Только опытный и привычный глаз
единой природой эстетического чувства. мог заметить небольшие различия, присущие
Игрушки рождались в труде, и везде индивидуальному почерку расписчицы. С 1940
народные мастера учились у одного учителя годов разработкой образов для фабричного
– природы, работали с одинаковыми производства матрешек стали заниматься
природными материалами. Родство делает их художники Загорских (ныне Сергиево –
общепонятными для всех, и это одна из тех Посадских ) художественно –
нитей, которые с детства связывают производственных мастерских. Но и в
человека с наследием мировой культуры. Мир росписи этих образцов вплоть до конца
игрушки удивительно многообразный. Здесь 1980-х годов чувствовалась упрощенность,
живут рядом сказка и реальность, связанная с необходимостью их дальнейшего
современность и традиция. С помощью тиражирования.
игрушки ребенок открывает для себя мир и 7Семеновская и мериновская матрешки. На
постигает накопленный жизненный опыт протяжении нескольких десятилетий в нашей
взрослых. Мы встречаемся с игрушками в стране и за рубежом наибольшей
музеях и на выставках, ценим их как известностью пользовались семеновские и
художественные произведения, созданные мериновские матрешки, которые для
талантливыми народными мастерами, большинства вообще стали ассоциироваться с
художниками, скульпторами, дизайнерами. понятием “русская матрешка”. Эти матрешки
Созданные мастерами рукотворные изделия заметно потеснили загорскую, что имело
дороги нам сегодня как носители свои причины. С давних времен жители
неприходящих духовных ценностей, как лесного Заволжья занимались художественной
хранители опыта прошлого в настоящем. обработкой дерева. В конце XX столетия
Покоряет в них гармония природы, труда и сложились и игрушечные промыслы.
красоты, ремесла и искусства, рожденное Наибольшую известность приобрели игрушки
живительным источником народного из Городца и Федосеева. А село Мериново
творчества, исторической памятью народа. близ города Семенова было известно своими
Матрешка – неваляшка. токарными изделиями. Точили в нем
3Появление матрешки на Руси. деревянную посуду, солонки, погремушки,
Многообразна современная игрушка. В ней шары и яблоки. В 1922 году мериновский
множество новых образов и сюжетов, мастер А.Ф. Майоров купил на Нижегородской
художственно-стилевых поисков, авторских ярмарке сергиевскую игрушку. Игрушка
почерков. И каждая игрушка, прежде чем понравилась всему семейству. Арсений
стать эталоном, образцом для подражания, Федорович выточил сам похожую форму и
проходит долгий путь. Вспомним знакомую вместе с дочерьми расписал ее по-своему.
всем матрешку. О ней, как и о народных Вскоре не только семья Майоровых, но и
героях слагают легенды. Рассказывают, что многие из односельчан перешли на
в конце XIX века в семью Мамонтовых – матрешечный промысел. Это ремесло и по сей
известных русских промышленников и день остается основным для мериновских
меценатов – то ли из Парижа, то ли с мастеров.
острова Хонсю кто-то привез японскую 8В течении почти двадцати лет именно
точеную фигурку буддистского святого мериновцы лидировали среди матрешечников
Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с Горьковской (Нижегородской ) области, хотя
“сюрпризом” - она разымалась на две части. в 1931 году в близлежащем городе Семенове
Внутри нее спрятана другая, поменьше, была организована специализированная
которая так же состояла из двух половинок… артель по производству сувениров, включая
Всего таких куколок насчитывалось пять. матрешки. В 1953 году семеновкие изделия
Предполагалось, что именно эта фигурка и впервые попали за рубеж. Именно с этого
натолкнула русских на создание своего времени семеновская матрешка начала
варианта разъемной игрушки, воплощенного в соперничать с загорской, выгодно отличаясь
образе крестьянской девочки, вскоре от нее раскованной росписью и сочным
окрещенной в народе распространенным колоритом. Несмотря на незатейливое
именем Матрешка (Матрена). В наше время решение образа, изготовление матрешек в
еще ссылаются на легенду о японском Меринове и Семенове по декоративному
происхождении матрешки, но документального оформлению было более ярким и
подтверждения она не имеет. своеобразным, чем в Загорске. Эти матрешки
4История развития игрушечного промысла расписываются стилизованными цветами
в России позволяет предположить, что контрастных тонов. В композиционном
созданию русской матрешки способствовала отношении роспись иногда напоминает пышный
традиция точения и росписи на Пасху букет. Все это позволило матрешке с
деревянных яиц. В одном из альбомов, берегов Волги естественно и без болезненно
посвященных творчеству русского художника влиться в круг характерных для тех мест
С.В. Малютина можно увидеть необычайную изделий. Мериновская матрешка.
иллюстрацию, оставшуюся без комментариев, 9Полховская игрушка. Почти одновременно
- эскиз росписи выточенной из дерева с мериновской в Поволжье появилась еще
куклы. Именно этот известный художник, одна матрешка – в большом селе Полховский
впоследствии академик живописи и стал в Майдан, или Полхов Майдан, как его назвали
свое время создателем первой русской в простонаречии. Своей формой полховская
матрешки. А токарная форма игрушки была матрешка заметно отличается от своих
предложена В.П. Звездочкиным, уроженцем сергиевских и семеновских сестер. Кроме
Вороновской волости Подольского уезда того, удивляет ее необыкновенное
Московской губернии, издавна знаменитой многообразие от многоместных, подчеркнуто
своими искусными токарями. Местом же вытянутых по вертикали фигурок с
рождения новой оригинальной игрушки, маленькой, жестко очерченной головкой до
быстро завоевавшей славу национального примитивных одноместных фигурок –
сувенира, стала мастерская – магазин столбиков и толстеньких, похожих на
“Детское воспитание” А.И. Мамонтова в грибки, куколок. Роспись полховских
Москве, где с 1898 года работал токарь матрешек строится на сочетании малиново –
В.П. Звездочкин. Поэтому приблизительно с красного, зеленого и черного цветов по
этого времени можно отсчитывать возраст предварительно нанесенному тушью контуру.
матрешки, в дальнейшей судьбе которой были “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и
свои взлеты и падения, слава и забытье, любимая в Полховском Майдане роспись,
странствия и метаморфозы. Уже около века более близкая и “пестрение” – украшение
этой известнейшей в России игрушке, но и при помощи отдельных мазков, “тычков” и
по сей день неизвестно, что было сначала – точек. Мастера Полховского Майдана, как и
эскиз профессионального художника или мериновские и семеновские соседи,
удачное воплощение творческих поисков расписывают матрешку анилиновыми красками
народного мастера, вовремя замеченное по предварительно загрунтованной
заинтересованным лицом. Любопытно, что поверхности. Красители разводятся
опубликованный в альбоме эскиз и матрёшка спиртовым раствором. Роспись же
со штампом мастерской-магазина “ Детское сергиевских матрешек производится без
воспитание ” из коллекции предварительного рисунка гуашью и лишь
Художественно-педагогического музея изредка акварелью и темперой, а
игрушки в Сергиевом Посаде похожи как две интенсивность цвета достигается при помощи
родные сестры, но близнецами их назвать лакировки.
нельзя. Этот факт позволяет предположить, 10Вятская игрушка. Пожалуй, наиболее
что С.В. Малютиным было сделано несколько сложной технологией изготовления
вариантов росписи будущей игрушки. отличается другой тип матрешки – родом из
5Сергиевская игрушка. “Свадьба” Вятки. Помимо традиционной росписи, в ее
(экспортный вариант). Несмотря на оформлении используется оригинальный
московское происхождение, настоящей художественно – технологический прием,
родиной матрёшки всё же стал подмосковный вообще характерный для изделий этого
Сергиев Посад – крупнейший в России центр региона – инкрустация соломкой. Вятка
кустарного производства игрушек, издавна славилась изделиями из бересты и
своеобразная “игрушечная столица”. лыка – коробами, корзинами, туесами - в
Промысел возник предположительно в XVII которых помимо искусной техники плетения,
столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII использовался и тисненый орнамент, поэтому
– XIX веков. Нет точных данных о времени инкрустация соломкой стала применяться еще
создания в этом городке первой игрушки, но в конце прошлого века как новый способ
известно, что еще в XV веке при художественного оформления изделий. Но
Троице-Сергиевом монастыре существовали вятской матрешке повезло меньше, чем ее
специальные мастерские, в которой монахи подмосковным и поволжским родственницам,
занимались объемной и рельефной резьбой по из-за известнейшей дымковской глиняной
дереву. Тематика сергиевской ручной скульптуры, сохранению и развитию которой
деревянной игрушки была достаточно здесь всегда уделялось наибольшее
разнообразной, что объяснялось, прежде внимание. Массовому же изготовлению
всего, выгодным географическим положением вятской матрешки, по всей вероятности,
промысла. Близость Москвы и помешала также сложность самого процесса
непосредственное соседство инкрустации, требующего больших затрат
Троице-Сергиевой Лавры, привлекающей времени и высокого уровня мастерства.
огромное количество богомольцев, оказали Всеобщая мода на матрешку не только
большое влияние на выбор сюжетов. Игрушка обогатила ассортимент русских промыслов,
отразила многие стороны русской жизни, но и вывела эту игрушку за пределы
события того времени, особенности быта национальных границ. В 1960 годы появились
различных слоев населения. Одновременно с башкирские и марийские матрешки,
искусством резьбы по дереву в Сергиевском расписанные в национальных традициях.
посаде совершенствовалось и мастерство 11Заключение. Итак, для самой популярной
лепки, росписи, оформления игрушек, русской игрушки это десятилетие –
изготовления двигательных и звуковых юбилейное. Кто-то из иностранцев назвал
механизмов. Прочное место в сюжетах матрешку “загадкой и символом России”, что
сергиевских кустарей занимали бытовые дало повод для серьезных философских
темы. Постепенно формировались основные рассуждений на эту тему. Коллекция же
темы кукол, ставшие своеобразным матрешки в собрании Художественного –
сергиевским каноном. педагогического музея игрушки в Сергиевом
6“Загорский ” стиль росписи матрешки. В Посаде убеждает нас в обратном – в идее
течение десяти с небольшим лет матрешечный своей эта деревянная фигурка была задумана
промысел в Сергиевом Посаде развивался как как игрушка, которая способствует освлению
один из видов оригинального авторского ребенком таких понятий, как форма, цвет,
художественного творчества. В 1913 году количество, размер. История развития
большинство мастеров – матрешечников русского народного промысла
объединились в артель. Окончательно же свидетельствует о его огромных
“загорский” стиль росписи матрешки (как возможностях, позволяющих создавать все
его стали называть после переименования новые и новые оригинальные произведения,
Сергиева Посада в г. Загорск в 1930 году) интерес к которым не утрачивается и по сей
сложился в 1920-е годы, когда на смену день.
подчеркнуто живописной “земской” манере с 12Список литературы. Первушина О.М.
ее обилием тщательно выписанных мелких Столбова В.Г. Природа и творчество.
деталей и позолоты пришел стиль более Русская матрешка. М.: Мозаика 1995.
экономный и близкий к первоначальной идее Русская игрушка. : Советская Россия 1987.
С.В. Малютина. При упоминании о Народные художественные промыслы. общ.
“загорской” матрешке перед глазами встает ред. М.А. Некрасовой и др. Верзилин Н.М.
изображение круглолицей девушки в платке и Путешествие с домашними растениями. С-П.:
прикрытом передником сарафане, расписанных Детская литература . 6. Мифы в искусстве.
сочно и ярко несложными цветами, Рене де Моран М.: Современник 1996. 7.
листочками и точками. В росписи обычно Народное искусство: художественные
используются три – четыре цвета – красный промыслы СССР. М.: Планета 1987. 8.
или оранжевый, желтый, зеленый и синий – с Прекрасное своими руками: народные
добавлением черного для обводки тонкими художественные ремесла.: сост. С. Таразян
линиями лица и контуров одежды. Стиль 4-е издание 1989. 9. Коняев Н. Игрушки
росписи матрешки и других игрушек в те русских императоров. : Подъем 1994 №4. 10.
годы изменился под влиянием нескольких Люди и куклы. : Декоративное искусство
факторов, в частности, в результате СССР. 1987.
возникновения новой социально –
Русская матрешка.ppt
http://900igr.net/kartinka/izo/russkaja-matreshka-70485.html
cсылка на страницу

Русская матрешка

другие презентации на тему «Русская матрешка»

«Русская матрешка» - Русская матрешка. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Точная история происхождения матрешки неизвестна. По результатам исследования, безоговорочную победу в соревновании символов одержала матрешка. Презентация для урока изо. Матрёшки из Сергиева Пасада. Сначала подбирают подходящий вид древесины.

«Русская народная кукла» - Русская народная кукла. Матрёшка. План действий. Кукла из бересты. Бабушкина кукла. Кукла- столбушка. Соломенная кукла. Что мы хотим узнать. Почему младенца или куклу называют лялькой. Ребёночка туго пеленали. Кумоха с сёстрами. Игровые куклы. Языческие времена. Куклы-зернушки. Кукла-бессонница. Куклы-мартинички.

«Роспись дымковской игрушки» - Изготовление дымковской игрушки сегодня. Есть на Вятке слобода. Особенности росписи. Рассказ. История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Дымковский индюк хорош. Есть солярные солнечные знаки. Ели спят у большака в инее седом. На берегу реки Вятки стоит село – Дымковская слобода. Укрась коня.

«Народная тряпичная кукла» - Неразлучники. Народная игрушка. Кукла Пасха. Как сделать куклу закрутку. Игровые куклы. Немного истории. Игрушка- ангелочек. Рябинка. Виды кукол. Отдарок на подарок. Расчет себестоимости изделия. Кусочки яркого лоскута. Туловище. Обереговые куклы. Тряпичная кукла. История возникновения кукол. Народный обычай.

«Дымковская игрушка детям» - Абашевские мастера. Какими орнаментами украшают игрушки. Окраска яркими масляными красками. Филимоновская игрушка. Мастера Каргополя. Абашевская игрушка. Промысел игрушки. Образ Полкана. Продолговатая форма. Каргопольская игрушка. Твои игрушки. Орнаменты. Каргопольские игрушки. Цвета и орнаменты. Дымково.

«Рассказ о дымковской игрушке» - Мезрина Анна Афанасьевна. Село Дымково. То в петушка. Исследовать историю и традицию возникновения дымковской игрушки. Свистульки. Выходят из-под кисточки узоры. Где родилась дымковская игрушка. Барыня. Зародилась игрушка. Дымковская игрушка. Кони глиняные мчатся. Свистулька превращалась. Игрушки. Из печи выходят фигурки закаленные, крепкие звонкие.

Игрушка

30 презентаций об игрушке
Урок

Изо

31 тема
Картинки
900igr.net > Презентации по изо > Игрушка > Русская матрешка