Роспись
<<  Роспись по дереву Путешествие в Гжель  >>
С Чубарова
С Чубарова
Птица-лебедь на шесте
Птица-лебедь на шесте
Шкаф-поставец
Шкаф-поставец
Солярный знак на воротах, дворах, шкафчиках, стенах, ставнях
Солярный знак на воротах, дворах, шкафчиках, стенах, ставнях
Солярный знак на воротах, дворах, шкафчиках, стенах, ставнях
Солярный знак на воротах, дворах, шкафчиках, стенах, ставнях
Особенности двух систем художественного языка хорошо видны на примере
Особенности двух систем художественного языка хорошо видны на примере
В.К. Рябков
В.К. Рябков
В.К. Рябков
В.К. Рябков
Теплые, наполненные жизненными силами поверхности стен крестьянского
Теплые, наполненные жизненными силами поверхности стен крестьянского
Царские кудри
Царские кудри
Чаще всего расположенные в центре панно, они создавали смысловой центр
Чаще всего расположенные в центре панно, они создавали смысловой центр
О.Разбойникова
О.Разбойникова
Картинки из презентации «Семантика уральской народной росписи по дереву» к уроку изо на тему «Роспись»

Автор: user. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока изо, скачайте бесплатно презентацию «Семантика уральской народной росписи по дереву.pptx» со всеми картинками в zip-архиве размером 3402 КБ.

Семантика уральской народной росписи по дереву

содержание презентации «Семантика уральской народной росписи по дереву.pptx»
Сл Текст Сл Текст
1Семантика уральской народной росписи 19противопоставление имело и поэтический
по дереву. Методист Колесникова М.Л. смысл, оно приобретало роль метафоры, к
2С Чубарова. Эскиз уральской росписи. которой прибегали для раскрытия очень
3В отличие от других видов древнего мифологического представления об
художественного творчества произведения окружающем мире. Символ цветущего сада —
народного декоративного искусства — это в дерево с цветами и плодами, выросшее и
большинстве своем утилитарные бытовые набравшее силу на теплой земле, — окружено
предметы (хотя роль его не ограничивается синим морем. Таким образом, синий цвет
только практическим применением). выступал в росписи символом воды. Вода
Используемые в качестве художественного присутствует во всех сферах окружающего
изделия в быту, в праздничном или человека .мира — она вытекает из небесной
каком-либо ином обряде, они обретают сферы, обильно охватывает земную и
важное значение, сопровождая человека от протекает дождями в нижнюю, подземную.
колыбели до последних дней его жизни. Орнамент "царских кудрей"
Понимание роли изображений в народном пьется, как ручеек, колышется, как морская
искусстве отличается от такового в волна. Основу росписи среднего яруса
искусстве станковых форм. Изображение не составлял растительный орнамент. Главными
получает главенствующего значения, а его мотивами являлись дерево, куст, букет,
является в большинстве случаев лишь одним иногда цветы, поставленные в вазу.
из компонентов при создании образа вещи, 20Чаще всего расположенные в центре
что отвечает духовным потребностям народа. панно, они создавали смысловой центр
Излучение6 содержания народного искусства композиции. При изображении этих мотивов
приобретает в настоящее время соблюдались принципы симметричности и
первостепенное значение не только для ярусности (три-пять ярусов). Уральский
теории, но и для практической работы, крестьянин объяснял по-своему смысл
связанной с его дальнейшим развитием. растительного орнамента. Он для него был
4Птица-лебедь на шесте. Скульптура XIX достаточно ясен и понятен. Например,
в. Пермский р-н. с. Ляды. деление на ярусы крестьянин объяснял как
5Народное искусство-явление духовной деление на поколения: прародителей,
культуры и как таковое участвует в важных родителей, детей. Растительный орнамент
моментах жизни, утверждая отношение к домовой росписи часто дополняют птицы,
нему, выработанное народным общественным звери и фигурки людей. И, в зависимости от
сознанием. Красота скромных и простых присутствия этих элементов, содержание
предметов будничного обихода связана с композиции получало свой особый оттенок.
пониманием народом самой жизни как П. и Е. Мальцевы.Дерево в вазоне.
проявления прекрасного, с осознанием 1904-1910 гг. Роспись двери в чулан.
важности каждого предмета, необходимого в 21Поэтический язык растительного
быту, с верой в то, что хорошая вещь орнамента, метафорические изображения
приносит в дом благополучие. Мастера, птиц, много говорящие посвященному, не
изготовлявшие предметы быта, изучали могли отразить сущности изменяющегося
явления природы, её естественные формы. мира. В замкнутое пространство сельской
Они воспринимали целостность и жизни входили новые явления. Растительные
гармоничность этих форм как эстетические композиции стенописей пополнялись новыми
критерии. Лёгкость движения утицы, мотивами, включаемыми народными мастерами
плывущей по воде, наводила на мысль о в еще целостную систему, полную
конструировании ладьи, а пластика иносказаний. Фигурки людей стали
ладьи-птицы становилась эталоном красоты. свидетельством изменения художественного
6Наблюдения за природой способствовали мышления крестьянства. Но сама суть
возникновению образов-метафор, общих для миропонимания продолжала оставаться
многих народов. Образы птиц и небесных цельной, и новое, входившее в традиционную
светил связывались при этом с символикой структуру, не изменяло ее. Появление
жизни. Потребность в познании мира и сюжетов говорит о повышенном интересе
отражении человеческого опыта в крестьянства к окружающей жизни.
произведениях народного искусства Изображались свадьбы, свидания, прогулки,
требовала, чтобы зритель был готов и сватовство и даже военные действия.
способен за контуром коня и птицы, увидеть Непременными элементами композиций
нечто большее, чем животное и птицу — свадебного цикла были цветущее дерево и
человеческий мир. Многозначность конь. Костюмы персонажей походили на
символов-образов в народном городские: женщины в длинных юбках, с
декоративно-прикладном искусстве непокрытой головой, мужчины в сапогах,
представляет определенную трудность. Она пиджаках и картузах. Тяготение к свадебным
заключается не только в многозначности, но сюжетам подтверждает большое значение для
и в сложившемся стереотипе взгляда на крестьянства этого события и говорит о
наследие прошлого. Условный язык народного стойком сохранении в его сознании их
искусства сложен для нас характером положительного содержания, обещающего
образного мышления мастеров прошлого и благополучие в семье.
нашим восприятием, воспитанным на 22На рубеже XIX–XX вв. интерес к
современных формах профессионального изображению сюжетных сцен настолько
искусства. Нам необходимо осознать, что усилился, что в росписях им отводится
символ — это образ, взятый в аспекте своей очень большая роль. Часто это батальные
знаковости, что он есть знак, наделенный сцены с событиями русско-японской войны.
всей органичностью и неисчерпаемой Вместе с тем, новые персонажи как бы
многозначностью образа. являются преемниками старых
7Во всяком символе как бы складывается мифологических, что придает им
нечто неизвестное, загадочное, доброжелательную и охранительную функции.
таинственное, что еще нужно разгадать. И Например, в одном из домов у входа был
поэтому необходимо понять, что символ: — нарисован повернувшийся к двери мужик с
это живое отражение действительности; — топором в руках (объяснялось это так, что
подвергается той или иной мыслительной он не пускает злого человека в дом). Так
обработке; — становится орудием раскрывалось содержание в композициях с
"переделывания" самой иллюстративно-повествовательным строем.
действительности. Символ вовсе не обязан Самый верхний ярус, потолок в доме — это
быть художественным образом, но он его "небо". Мотивы, украшавшие
наделяется художественной ценностью. Он потолок, связывались с солнцем, светилом,
является очень важным и подвижным, дарующим жизнь всему земному, от которого
рождающим многочисленные или даже зависела судьба крестьянина. Поэтому не
бесчисленные разнообразные закономерные случайно изображение круга, а позднее —
структуры. Среди предметов, постоянно вейка в домовой росписи. Круги-венки
используемых в будничной обстановке, были помещались на частях потолка,
такие, которые особенно почитались, соответствующих функциональным зонам. В
благодаря их роли в быту (детские одном помещении их могло быть несколько.
колыбели, хлебницы, солонки, Как и символы светила, круговые рисунки
шкафчики-поставцы и др.). имели значение оберега.
8Шкаф-поставец. XIX в. Соликамский р-н, 23В многочисленных искусствоведческих
д. Ескина. исследованиях раскрыта специфика
9При росписи этого типа изделий, при изобразительного языка, роль и значение
домовой росписи, которая была широко мотивов, поэтическая структура
распространена на Урале, использовались произведений народного декоративного
различные изобразительные средства и искусства, показана историческая
разнообразный художественный язык, который многослойность этого языка, устойчивость
В.М. Вишневская разделяет на сохранения древнейших мотивов, не
"символико-поэтический" и потерявших своей смысловой
"иллюстративно-повествовательный" содержательности и по сей день, эволюция в
. Символико-поэтическая система ведет свое понимании этих мотивов. Особым в этом
начало от знаков-символов, связанных с плане является осмысление образа птицы. С
поклонением силам природы. В ее основе глубокой древности человечество связывало
лежат древнейшие мотивы солнечных дисков, изображение птиц с мыслью о небе, считало
воды, древа жизни и др. Одним из широко птицу посредницей между землей и небом,
распространенных мотивов уральской между облаками, дарующими дождь, и земной
народной росписи является круг. В старых поверхностью. Это способствовало
крестьянских жилищах лучистыми розетками с осмыслению птицы как символа жизни.
угловыми сегментами украшали ворота, Древнейшие мифы раскрывают значение птицы
калитки, двери, ставни. как символа солнца. Произведения народного
10Солярный знак на воротах, дворах, декоративного искусства, создававшиеся в
шкафчиках, стенах, ставнях. Неизвестный прошлом столетии, убеждают в жизненности
мастер. Солнце и гирлянда. Роспись дверцы этих древнейших истолкований.
шкафа. Конец XIX — начало XX в. 24Анализ характерных для уральской
11Такая композиция на протяжении всех росписи композиций говорит о том, что
этапов развития этого искусства имела изображения птицы прочитывались по-разному
магическое содержание, связанное с культом в зависимости от места, где они были
солнца. В процессе развития народного помещены, от роли той вещи, которую они
декоративного искусства магическое украшали, и от сочетания с другими
значение этих мотивов ослабевало и мотивами. Птицы могут парить над
возрастала их эстетическая роль. Они многоярусным букетом, поставленным в вазу,
становились образно-поэтическими сидеть на вершине цветущего дерева,
средствами народного творчества, в котором располагаются по сторонам ствола у корня.
древнейшие знаки-символы, сохранившие свою Симметричная композиция, состоящая из
важность, находили место рядом с новыми дерева с парным изображением птиц,
мотивами, метафорами, выступая вместе с содержит пожелание благополучия. И если в
ними в самых разнообразных контекстах. росписях прялок доброжелательный мотив
Сложению в народном искусстве обращен к женщине, к хозяйке, то в домовой
иллюстративно-повествовательной системы росписи — ко всей крестьянской семье.
способствовало распространение в русском 25Золотые птицы на белых закрученных
искусстве приемов ветках верхнего яруса древа, в соседстве с
наглядно-изобразительного рассказа, окруженным сиянием цветком — изображение
характерных для житийных клейм древней солнца с его золотыми вестниками. Такая же
живописи. И при этом нужно заметить, что композиция, написанная на входной двери,
народное искусство не стало просто выполняла благожелательную функцию.
иллюстрировать жизнь, а появившиеся в нем Трактовка образа некоторых птиц (например,
сюжетные сцены сохранили традиционную для петуха), ассоциировавшаяся с образом
него символико-поэтическую основу. Сцены солнца, определила их место в картине
труда и семейного благополучия, мира, отображенное и в домовой росписи.
изображавшиеся на предметах быта, Они, как правило, размещены в верхней
создавались с надеждой на исполнение части среднего яруса или в верхней его
желаний и объединялись в одну композицию части. Содержание мотива птицы па дереве
со знаками-символами, что создавало очень широко. Наряду с символом солнца,
большой объем смысловой информации. оно может быть и своеобразным символом
12Особенности двух систем смерти: "В темном боре на дубу сидит
художественного языка хорошо видны на птица, всяк ее боится, никто от нее не
примере домовой уральской росписи. Любой уйдет: ни царь, ни царица, ни красная
крестьянский дом имел планировку, которая девица, ни рыба в море, ни заяц в
включала рабочую зону с печкой и, по норе" (Загадки. В.В. Митрофанова
диагонали от нее, зону обрядовую, 1968).
праздничную — красный, или передний, угол. 26В уральских росписях выделяют
Прялка. Роспись лопасти. Рубеж XIX-XX вв. несколько иконографических типов птиц,
Очеркский р-н, д. Верхняя Талица. созданных с разными оттенками содержания
13Кроме того, помещение расчленялось на композиции. Чаще всего встречаются петушки
ярусы. Нижний ярус отсекался уровнем, и курочки, написанные в быстрой маховой
очерченным лавками; средний располагался манере в два-три приема, с четко
между лавками и палатным брусом. К очерченным силуэтом, или павлины и павы в
верхнему относилось все остальное более торжественной позе, которых рисуют
пространство до потолка. Основой около дерева, тогда как сов и филинов
содержания росписи ярусов крестьянской пишут на его ветвях. Петухов и курочек
избы в процессе ее формирования служили иногда усаживают на отдельной веточке. Эта
связи обжитого пространства с окружающим условная опора подчеркивает некоторую
миром: для нижнего яруса связь с независимость их от древа жизни.
матушкой-землей, нижней сферой мироздания; Обобщенный образ птицы — символ счастливой
для верхнего — с небом, солнцем, жизни — воплотился в динамических петушке
верховными культами; средний ярус — мир и курочке сибирского Зауралья, лирической
человека — ориентирован на связь с жар-птице Прикамья, пышных, торжественных
реальными мифологизированными обитателями павлине и паве Среднего Урала. В
земли. стенописях Прикамья, помимо жар-птицы,
14В.К. Рябков. Цветущий сад с птицами. часто встречались совы и филины в
1897. Роспись горницы. В.К. Рябков. классической композиции с деревом, где они
Цветущий мир. 1897. Роспись горницы. сидят на верхушке в паре с той или другой
15Функциональность различных членений птицей, в зависимости от района бытования.
поддерживала магические и поэтические Изображения совы или филина, написанные на
воззрения. Закрепленные в народном ставнях, дверях, над ними по обеим
сознании, они стали нормализующим фактором сторонам, выполняли охранительную функцию.
складывающейся традиции декоративной 27Совершенно другой оттенок приобретает
росписи. Весь нижний ярус избы, опоясанный эта пара на цветущем дереве в Подпорожье,
лавками, открытые взгляду нижние венцы у ног кровати хозяев. Здесь они тоже
сруба, основание печи, низ дощатых охраняют покой, но то, что их две и
перегородок разделывали "под написаны они в сочетании с парой голубей у
мрамор", позднее — "под изголовья, придает им дополнительный смысл
кирпич" и "царскими — пожелание блага супругам. Мотиву птицы
кудрями". Мифологическая и было свойственно и общефольклорное его
поэтическая связь нижнего яруса дома с понимание как символа невесты. На прялках
землей основу. Образ "домового", и других предметах, связанных со свадебным
"хозяина" являлся отголоском обрядом, птица уподоблялась невесте. Она
реального обряда, когда умерших членов приобретала женственный облик, в ней
семьи погребали в доме у очага. Дом подчеркивалось изящество, нарядность. В
осознавался жилищем не только живых, но и лапку вкладывался цветок. В росписи
предков, связывая тем самым поколения. уральских прялок часто встречается
16В картине мира, которую воплощает в композиция с двумя птицами — символом
себе дом, элементы среднего яруса счастливой супружеской пары. Такую
интерьера — стены, двери, окна, простенки композицию раскрывает свадебная песня: Мне
между ними — это нечто промежуточное между привиделся сон: Будто у нас на широком
миром небесным и миром подземным, т.е. дворе Выросла травонька шелковая, Расцвели
верхним и нижним ярусами. Огромная роль в цветки аленькие. Ходил павлин с паиушею.
росписи крестьянского дома отводилась Тот-то павлин — Я — господин, Ишо пава —
окнам и дверям. Помимо общения с внешним жена моя Свет Надежда-то Митриевна, Алы
миром, они выполняли функцию охранителей. цветики —дети мои.
На них и около них всегда присутствовали 28Для более сознательного использования
магические мотивы, охранительные знаки и художественных ценностей прошлого
изображения птиц и зверей, имеющие, по необходимо знать механизмы и способы
преданиям старины, защитную силу. Стены обобщения действительности через
среднего яруса чаще всего окрашивали декоративный символ, знак, образ,
красным, красно-оранжевым или используемые в народном искусстве, и в
золотисто-оранжевыми тонами. Особое частности в народных росписях Урала и
отношение человека к красному цвету, как Приуралья. Знание специфики преображений
цвету жизни, шло издревле. Ему отдавали окружающего мира в народном декоративном
предпочтение при украшении утвари и искусстве позволит грамотно подойти к
одежды. В доме он, как цвет огня, был прочтению народных росписей. Недопустимо
символом очага и жизни. забывать какую бы то ни было символику,
17Теплые, наполненные жизненными силами отвергать семантику народного искусства и
поверхности стен крестьянского жилища считать достаточным изучение лишь
часто опоясывались широкими полосами эстетических категорий народного
синего и голубого цветов или обрамлялись искусства, не заглядывая в его
удивительно красивым орнаментом исторические истоки. Специфика содержания
"царских кудрей" Вислый шкаф. народного декоративного искусства
Роспись дверки. Рубеж XIX–XXвв. проявляется в его способности к обобщениям
Красновишерский р-н, д. Ратегово. самого широкого плана и отражению сложных
18"Царские кудри". Роспись представлений, подчиненных единой
нижнего яруса стен горницы. Нач. XX в. концепции утверждения значимости жизни и
19Использование этого художественного важности всего того, что помогает в ней
приема, противопоставление красного и человеку, — концепции жизнелюбия.
синего повышало впечатление яркости цвета. 29О.Разбойникова. Эскиз уральской
Так достигалась большая звучность всей росписи.
росписи. Вместе с тем такое
Семантика уральской народной росписи по дереву.pptx
http://900igr.net/kartinka/izo/semantika-uralskoj-narodnoj-rospisi-po-derevu-130255.html
cсылка на страницу

Семантика уральской народной росписи по дереву

другие презентации на тему «Семантика уральской народной росписи по дереву»

«Резьба по дереву» - И многого другого. Плосковыемчатая. Сквозная (прорезная). Скульптурная. Резьбу по дереву полюбишь - себе терпение добудешь. Геометрическая. Домовая. Разделочных досок. Виды геометрической резьбы. Накладная. Разновидности резьбы. Двухгранно-выемочная Трёхгранно-выемочная Четырёхгранно-выемочная Скобчатая.

«Городецкая роспись» - Кисть мастер держит перпендикулярно расписываемой поверхности. Завершающий этап росписи – оживка – линейная разделка пятна. Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Эскиз росписи кухонной разделочной доски» Вид занятия: декоративное рисование.

«Уральский экономический район» - Промышленность. Производство калийных удобрений: Верхнекамское месторождение калийных солей (Пермский край). Впк. Заводы цветной металлургии: Используется коксующийся каменный уголь Кузнецкого и Карагандинского (Казахстан) угольных бассейнов. г. Ижевск (республика Удмуртия) – Автомобильный завод «ИЖавто».

«Роспись по стеклу» - 4. Затем синтетической кистью или кистью из натурального волоса наносится роспись. Витражные краски. Иногда срок высыхания может быть и больше.  Детские "витражные краски". Процесс росписи по стеклу. Обжигаемые витражные краски: Обжигаемые витражные краски требуют запекания в печи. Акриловые краски.

«Гжельская роспись» - Не случайно в самом слове "Гжель" слышатся отзвуки глагола "жечь". 3. Подготовленный материал покажем своим одноклассникам. Наше предположение. Гжель. 2. Разделимся на группы и будем искать ответы на вопросы. Представленные здесь работы - авторские и являются 100% эксклюзивом. На рубеже XIX-XX веков гжельский промысел пришел в упадок.

«Каменск-Уральский» - Каменский чугунолитейный завод. Начало. Железнодорожный мост. Скала Филин. Скала Три Пещеры. Каменск-Уральский входит в перечень исторических городов России. Гора Богатырек. Каменск-Уральский – один из старейших промышленных городов Урала. 15 октября 1701. Слияние рек Каменки и Исети. Памятники природы.

Роспись

25 презентаций о росписи
Урок

Изо

31 тема
Картинки
900igr.net > Презентации по изо > Роспись > Семантика уральской народной росписи по дереву