Пейзаж
<<  Пейзаж в литературе, музыке и живописи Роль пейзажа в русской литературе  >>
Значение пейзажа в романе «Тихий дон»
Значение пейзажа в романе «Тихий дон»
В романе «Тихий Дон» пейзажные зарисовки приобретают особое
В романе «Тихий Дон» пейзажные зарисовки приобретают особое
Жизнь людей и жизнь природы тесно связаны между собой
Жизнь людей и жизнь природы тесно связаны между собой
Григорий видел то, что не дано видеть людям, лишенным духовного
Григорий видел то, что не дано видеть людям, лишенным духовного
Писатель часто передает чувства героев через их восприятие окружающей
Писатель часто передает чувства героев через их восприятие окружающей
Когда после тяжелой болезни Аксинья впервые вышла на крыльцо, она
Когда после тяжелой болезни Аксинья впервые вышла на крыльцо, она
Картины природы в романе «Тихий Дон» точные, в мельчайших подробностях
Картины природы в романе «Тихий Дон» точные, в мельчайших подробностях
Писатель подмечает моменты, когда восприятие природы героями
Писатель подмечает моменты, когда восприятие природы героями
Все Обдонье жило потаенной, придавленной жизнью
Все Обдонье жило потаенной, придавленной жизнью
О том, что пейзажные зарисовки в романе служат выражением чувств
О том, что пейзажные зарисовки в романе служат выражением чувств
Картинки из презентации «Значение пейзажа в романе «Тихий дон»» к уроку изо на тему «Пейзаж»

Автор: . Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока изо, скачайте бесплатно презентацию «Значение пейзажа в романе «Тихий дон».pptx» со всеми картинками в zip-архиве размером 1259 КБ.

Значение пейзажа в романе «Тихий дон»

содержание презентации «Значение пейзажа в романе «Тихий дон».pptx»
Сл Текст Сл Текст
1Значение пейзажа в романе «Тихий дон». 9занесло снегом. Падины и яры сравняло. Нет
2В романе «Тихий Дон» пейзажные ни дорог, ни тропок. Кругом, наперекрест,
зарисовки приобретают особое прили- занная ветрами, голая белая
идейно-эстетическое значение. Тонко и равнина. Будто мертва степь. Изредка
проникновенно изображает Шолохов родную пролетит в вышине ворон, древний, как эта
природу. Все пейзажи в романе соотнесены с степь, как курган над летником в снежной
человеком, с течением жизни. Своей шапке с бобровой княжеской опушкой
красотой они оттеняют душевный мир героев, чернобыла. Пролетит ворон, со свистом
охваченных высокими стремлениями и разрубая крыльями воздух, роняя горловой
светлыми чувствами, а также несовершенство стонущий клекот. Ветром далеко пронесет
человеческого бытия и людскую жестокость. его крик, и долго и грустно будет звучать
3Жизнь людей и жизнь природы тесно он над степью, как ночью в тишине нечаянно
связаны между собой. «Люди, как реки» – тронутая басовая струна. Но под снегом все
утверждал Лев Николаевич Толстой. И же живет степь. Там, где, как замерзшие
Шолохов продолжает его традиции, уподобляя волны, бугрится серебряная от снега
и судьбу человеческую, и судьбу народную пахота, где мертвой зыбью лежит
течению реки по извилистому руслу: заборонованная с осени земля, – там,
«Выметываясь из русла, разбивается жизнь вцепившись в почву жадными, живучими
на множе- ство рукавов. Трудно корнями, лежит поваленное морозом озимое
предопределить, по какому она устремит жито. Шелковисто-зеленое, все в слезинках
свой вероломный и лукавый ход. Там, где застывшей росы, оно зябко жмется к
нынче мельчает жизнь, как речка на хрупкому чернозему, кормится его
перекате, мельчает настолько, что видно живительной черной кровью и ждет весны,
поганенькую россыпь, – завтра идет она солнца, чтоб встать, ломая стаявший
полноводная, богатая...» Человек подхвачен паутинно-тонкий алмазный наст, чтобы буйно
бурным потоком жизни, но он не песчинка в зеленеть в мае. И оно встанет, выждав
водах разлившегося Дона. Свое русло он время! Будет бить в нем перепела, будет
должен найти сам. Но как определить, по звенеть над ним апрельский жаворонок. И
какому руслу ведет жизнь к правде? Этот так же будет светить ему солнце, и тот же
вопрос не перестает тревожить душу будет баюкать его ветер. До поры, пока
Григория Мелехова. вызревший, полнозерный колос, мятый
4Григорий видел то, что не дано видеть ливнями и лютыми ветрами, не поникнет
людям, лишенным духовного богатства. усатой головой, не ляжет под косой хозяина
Острое восприятие мира героем автор романа и покорно уронит на току литые,
передает через буйное восприятие природы, тяжеловесные зерна.
ее полногласное звучание, ликование и 10Все Обдонье жило потаенной,
цветение. Здесь и свет холодного пламени придавленной жизнью. Жухлые подходили дни.
месяца, и его черные переливы на ряби События стояли на грани». Однозначно
Дона, и вечерние вишнево-красные зори, и определить общее настроение этого отрывка
дивно сияющий, снежный блеск оперения нелегко, так как оно несколько раз
лебедей. В минуты затишья Григорий меняется. Пейзаж начинается с описания
«жадными глазами озирал повитую солнечной «мертвой» зимней степи: здесь нет движения
дымкой степь, синеющие на дальнем гребне (многие предложения лишены глаголов), нет
сторожевые курганы», «закрывал глаза и звуков, даже полет и «стонущий клекот»
слышал близкое и далекое пение ворона не оживляют картину, а делают ее
жаворонков», «шелест ветра в молодой еще более зловещей. Но когда взгляд
траве», «следил за легким покачиванием писателя-художника более внимательно
багряно-черного тюльпана, чуть колеблемого всматривается в эту картину и проникает в
ветром, блистающего яркой девичьей потаенную жизнь степи, возникают краски,
красотой». появляется движение, едва ощутимое
5Писатель часто передает чувства героев движение природы к весне. И, наконец,
через их восприятие окружающей природы. финальные строки с их почти стихотворным
Ярким примером этого может служить сцена в ритмом, создаваемые синтаксическим
весеннем лесу. Уставшая Аксинья решила параллелизмом и анафорическими повторами
отдохнуть: «Ненасытно вдыхала («Будут бить в нем перепела, будет звенеть
многообразные запахи леса сидевшая над ним апрельский жаворонок... будет
неподвижно Аксинья, ее глаза терялись в светить ему солнце... будет баюкать его
этом чудеснейшем сплетении цветов и ветер...»), с выразительным рядом
трав...» Томительный аромат ландыша аллитераций звучат как торжественный гимн
пробуждал в Аксинье мысли о прошедшей весне.
молодости, и «словно в чистой воде лесного 11Включая в повествование пейзажные
родника увидела вдруг Аксинья свое зарисовки, автор как бы широко распахивает
отражение – так много сказал ее душу читателя для восприятия мира природы
наболевшему сердцу этот цветок, неожиданно после нагнетания художественных средств,
привлекший своим грустным и сладостным привлекающих все внимание к напряженным
запахом». событиям. Достаточно вспомнить эпизод
6Когда после тяжелой болезни Аксинья работы Натальи и Ильиничны в степи.
впервые вышла на крыльцо, она долго Последняя измена Григория надломила
стояла, опьяненная свежестью весеннего Наталью, и на фоне надвигающейся грозы она
воздуха. «Иным, чудно обновленным и проклинает его. Эта сцена предшествует
обольстительным, предстал перед нею мир. смерти героини. Вначале природа вполне
Блестящими глазами она взволнованно безразлична к тому, что должно случиться –
смотрела вокруг, по-детски перебирая ничто не предвещает бури, лишь на
складки платья. Повитая туманом даль, мгновение набегает тучка. Но с настроением
затопленные талой водой яблони в саду, Натальи в природе происходят заметные
мокрая огорожа и дорога за ней с глубоко изменения: «Все, что так долго копилось у
промытыми прошлогодними колеями — все Натальи на сердце, вдруг прорвалось в
казалось ей невиданно красивым, все цвело судорожном припадке рыдания. Она со стоном
густыми и нежными красками, будто осиянное сорвала с головы платок, упала лицом на
солнцем». сухую, неласковую землю и, прижимаясь к
7Картины природы в романе «Тихий Дон» ней грудью, рыдала без слез». Когда
точные, в мельчайших подробностях Наталья, обращаясь на восток, просила
передающие особенности природы Верхнего Бога, чтобы он наказал Григория там, на
Дона, выразительные благодаря яркой фронте, «черная клубящаяся туча ползла с
метафоричности и колоритному языку, имеют востока. Глухо грохотал гром...».
самостоятельную художественную ценность. Ильинична с ужасом смотрела на Наталью:
Но они всегда связаны или с сюжетным «На фоне вставшей в полнеба черной
движением романа, или с внутренним грозовой тучи она казалась ей незнакомой и
состоянием героя. При изображении природы страшной». В один момент движения природы
автор использовал принцип эпического и чувства Натальи совпадают, и проклятие
параллелизма. Пограничное состояние Натальи, усиленное метафоричностью
природы, замершей в ожидании грандиозных грозовой тучи, звучит необычайно
перемен, – параллель состоянию казачьих выразительно. В этом эпизоде параллелизм
хуторов, затаивших дыхание накануне перестает быть одним из приемов
Верхнедонского восстания. Пейзажи придают изображения пейзажа и превращается в
событиям романа эпический размах и вместе важную особенность композиции и
с тем наполнены лиризмом. Иногда характерную черту авторского стиля.
лирическое начало выходит на первый план и 12О том, что пейзажные зарисовки в
тогда со страниц романа начинает звучать романе служат выражением чувств героев,
голос самого автора: «Степь родимая! свидетельствует пейзаж, прерывающий
<...> Низко кланяюсь и по-сыновьи авторский рассказ о возвращении Григория
целую твою пресную землю, донской, домой на побывку. Возвращению Григория в
казачьей, не ржавеющей кровью политая родной дом предшествует красочная картина
степь!». охоты, в которой писатель с большим
8Писатель подмечает моменты, когда мастерством передал охотничий азарт,
восприятие природы героями становится изобразил панораму степных далей.
особенно острым. Примером этого могут Безразличная на первый взгляд к Григорию
служить трагические эпизоды романа, в природа новым светом освещает его
частности зверское убийство казаками трагедию. Судьба сбитого гуся напоминает
красного командира Лихачева. Идя на человеческую судьбу и в особенности самого
смерть, он словно впервые видит красоту стрелка: «...один гусь, отделившись от уже
весеннего леса, останавливает взгляд на построившейся гусиной станицы, резко пошел
березке: «На ней уже набухали мартовским на снижение... Гусь летел в сторону от
сладостным соком бурые почки; сулил их встревоженно вскричавшей стаи, медленно
тонкий, чуть внятный аромат весенний снижаясь, слабея в полете, и вдруг с
рассвет, жизнь повторяющуюся под солнечным большой высоты камнем ринулся вниз, только
кругом... Лихачев совал пухлые почки в белый подбой крыла ослепительно сверкнул
рот, жевал их, затуманенными глазами на солнце». Образом сбитой птицы автор
глядел на отходившие от мороза, подчеркивает трагичность судьбы Григория.
посветлевшие деревья и улыбался уголком 13Природа в романе Шолохова вмещает все
небритых губ». И человек с такой битвы и успокаивает любое трагическое
естественной привязанностью к жизни должен потрясение. Пейзаж в «Тихом Доне» выражает
уйти из нее. оптимизм, готовность природы бесконечное
9Пейзажи в романе – не застывшие количество раз рождать неотвратимое
картины, они полны динамики. Автор будущее. Чтобы ни делали люди, природа
фиксирует изменения, происходящие в вечна и неизменна. И это прекрасно
природе, переходы от дня к ночи, от зимы к понимают герои Шолохова, умеющие слушать
весне. Показательным примером этого может шум леса, замечать красоту простых луговых
служить описание потаенной жизни степи, цветов, любоваться созвездиями. В самые
ожидающей прихода весны: «Казакует по трудные моменты жизни они припадают к
родимой степи восточный ветер. Лога земле и ищут у нее забвения.
Значение пейзажа в романе «Тихий дон».pptx
http://900igr.net/kartinka/izo/znachenie-pejzazha-v-romane-tikhij-don-171166.html
cсылка на страницу

Значение пейзажа в романе «Тихий дон»

другие презентации на тему «Значение пейзажа в романе «Тихий дон»»

«Пейзаж в искусстве» - Графический пейзаж. Исторический пейзаж изображает, как выглядели города, парки, селения в прошлом. Жанр пейзажа встречается в таких видах изобразительного искусства как графика, живопись, художественная фотография. Найди лишнюю картину. Художественная фотография. Живописный пейзаж. Презентация по изобразительному искусству.

«Уроки пейзажа» - Физкультминутка “Экскурсия по музею” Подведение итогов. Статьи. Выбор правильного ответа. Какие чувства передает пейзаж. Подведение итогов. Определи вид пейзажа. Задание на дом. Место урока в учебном плане: Итоговый урок по теме “Пейзаж в живописи”. Словарь. Постановка цели и задачи урока совместно с учащимися.

«Зимний пейзаж» - Камина огонь, полусна миражи. На зимнем просторе ликует народ. В кружевном зимнем лесу снег божественно блестит. Упал, поскользнувшись, и катится снова. «Пир во время чумы». Цели урока: «Зима в Абрамцево» /1886/ В.А.Серов. Сочинение. Краткий литературоведческий словарь. И души замерзшие полны покоя.

«Ростов-нa-Дону» - Здесь трудящиеся Пролетарского района соорудили мемориал. Таким был Ростов-на-Дону до войны. ростовчане поставили памятники, возвели мемориальные комплексы и зажгли Вечный огонь . Памятник открыт 8 мая 1972 года. В честь летчиков, сражавшихся под Ростовом в годы войны". Авторами памятника являются архитекторы Я.Занис, Р.Мурадян, скульпторы Е.Лопко, Б.Лопко.

«Пейзаж в музыке» - Пейзаж в музыке. Клеман Жанекен (1480-1560) «Пение птиц», «Охота», «Соловей». Живопись. «Цветок настолько прекрасен, что не может не найти своего воплощения в искусстве». Алексей Саврасов. Исаак Левитан. Игорь Стравинский. Французский композитор. Вечерний звон. «Протокольная правда никому не нужна. О счастье ином…

«Дон Аминадо» - Воспоминания, New York, 1954. Кем был. Русским поэтом-сатириком , мемуаристом, адвокатом. Из мыслей дона аминадо. Книги. Биография Дона Аминадо. В 1910 году переехал в Москву. Газеты в которых сотрудничал. Дон Аминадо. Сотрудничал в газетах "Раннее утро", "Новь" и в журнале "Сатирикон".

Пейзаж

11 презентаций о пейзаже
Урок

Изо

31 тема
Картинки
900igr.net > Презентации по изо > Пейзаж > Значение пейзажа в романе «Тихий дон»