Г
<<  Михайловское (1824 – 1826) Доклад Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара «Ключевые развилки пенсионной реформы»  >>
Александр Степанович Грин (1880-1932)
Александр Степанович Грин (1880-1932)
Ранние годы (отец и мать писателя)
Ранние годы (отец и мать писателя)
Ранние годы (отец и мать писателя)
Ранние годы (отец и мать писателя)
Скитания и революционная деятельность (1896—1906)
Скитания и революционная деятельность (1896—1906)
Скитания и революционная деятельность (1896—1906)
Скитания и революционная деятельность (1896—1906)
Начало творчества (1906—1917)
Начало творчества (1906—1917)
Под запретом
Под запретом
Мемориальная доска на набережной Грина, д. 21, г. Киров
Мемориальная доска на набережной Грина, д. 21, г. Киров
Александр Грин на почтовой марке Украины, 2005
Александр Грин на почтовой марке Украины, 2005
Картинки из презентации «Александр Степанович Грин (1880-1932)» к уроку литературы на тему «Г»

Автор: . Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока литературы, скачайте бесплатно презентацию «Александр Степанович Грин (1880-1932).ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 282 КБ.

Александр Степанович Грин (1880-1932)

содержание презентации «Александр Степанович Грин (1880-1932).ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Александр Степанович Грин (1880-1932). 9произведений определить трудно. Иногда
2Ранние годы (отец и мать писателя). книги Грина относят к фантастике (или
Александр Гриневский родился 11(23) фэнтези), но сам он против этого
августа 1880 года в городе Слободской протестовал. Юрий Олеша вспоминал, что
Вятской губернии. Отец — Стефан Гриневский как-то выразил Грину своё восхищение
(польск. Stefan Hryniewski,1843—1914), замечательной фантастической идеей
польский шляхтич из Дисненского уезда летающего человека («Блистающий мир»), но
Виленской губернии Северо-Западного края Грин даже обиделся: «Это символический
Российской империи, за участие в Январском роман, а не фантастический! Это вовсе не
восстании 1863 года был в 20-летнем человек летает, это парение духа!».
возрасте сослан бессрочно в Колывань Значительная часть произведений Грина не
Томской губернии. Позже ему было разрешено содержит никаких фантастических приёмов
переехать в Вятскую губернию, куда он (например, «Алые паруса»).Однако при всём
прибыл в 1868 году[5]. В России его своеобразии творчества Грина основные его
называли «Степан Евсеевич». В 1873 году ценностные ориентиры находятся в русле
женился на 16-летней русской медсестре традиций русской классики. Из сказанного
Анне Степановне Лепковой (1857—1895). выше об идейных мотивах прозы Грина можно
Первые 7 лет детей у них не было, сформулировать краткие выводы: Грин —
Александр стал первенцем, позднее у него моралист, талантливый защитник
появились брат Борис и две сестры, традиционных для русской литературы
Антонина и Екатерина. Александр научился гуманистических нравственных идеалов. «В
читать в 6 лет, первой его книгой стали большинстве своём произведения А. Грина —
«Путешествия Гулливера». С детства Грин это поэтически и психологически утончённые
любил книги о мореплавателях и сказки, новеллы и этюды, в которых
путешествиях. Мечтал уйти в море матросом рассказывается о радости сбывающихся
и, движимый этой мечтой, делал попытки фантазий, о праве человека на большее, чем
убежать из дома. Воспитание мальчика было простое „проживание“ на земле, и о том,
непоследовательным — его то баловали, то что земля и море полны чудес — чудес
строго наказывали, то бросали без любви, мысли и природы, — отрадных встреч,
присмотра.В 1889 году девятилетнего подвигов и легенд… В романтике гриновского
Александра отдали в подготовительный класс типа „покоя нет, уюта нет“, она происходит
местного реального училища. Его соученики от нестерпимой жажды увидеть мир
впервые дали Александру прозвище «Грин». В совершеннее, возвышеннее, и потому душа
отчёте училища отмечалось, что поведение художника столь болезненно реагирует на
Александра Гриневского было хуже всех всё мрачное, скорбное, приниженное,
остальных, и в случае неисправления он обижающее гуманность».Поэт Леонид
может быть исключён из училища. Всё же Мартынов, почитавший творчество Александра
Александр смог закончить подготовительный Грина, в конце 1960-х годов обращал
класс и поступить в первый, но во втором внимание современников на то, что «Грин
классе написал оскорбительное был не только прекрасным романтиком, но
стихотворение об учителях и был исключён одним из блестящих критических реалистов».
из училища. По ходатайству отца Александр Из-за переиздания одних и тех же
в 1892 году был принят в другое училище, произведений, Грина знают «далеко не
имевшее в Вятке дурную репутацию.В 15 лет целиком, представляя его всё ещё как-то
остался без матери, умершей от односторонне, зачастую
туберкулёза. Спустя 4 месяца (май 1895 сусально-романтически».
года) отец женился на вдове Лидии 10Религиозные взгляды. Александр Грин
Авенировне Борецкой. Отношения Александра был крещён по православному обряду, хотя
с мачехой были напряжёнными, и он его отец был в тот момент ещё католиком
поселился отдельно от новой семьи отца. (он принял православие, когда Александру
Впоследствии атмосферу провинциальной исполнилось 11 лет)[94]. Некоторые эпизоды
Вятки Грин охарактеризовал как «болото его ранней жизни, описанные в
предрассудков, лжи, ханжества и фальши». «Автобиографической повести», трактуются
Мальчик жил в одиночестве, увлечённо читая как показатель того, что в молодости Грин
книги и сочиняя стихи. Подрабатывал был далёк от религии[95].Позднее
переплётом книг, перепиской документов. С религиозные взгляды Грина стали меняться.
подачи отца увлёкся охотой, но из-за В романе «Блистающий мир» (1921)
импульсивного характера редко возвращался содержится обширная и яркая сцена, которую
с добычей. впоследствии по требованию советской
3Скитания и революционная деятельность цензуры вырезали: Руна заходит в
(1896—1906). В 1896 году по окончании деревенскую церковь, становится на колени
четырёхклассного Вятского городского перед нарисованной «святой девушкой из
училища 16-летний Александр уехал в Назарета», рядом с которой «задумчивые
Одессу, решив стать моряком. Отец дал ему глаза маленького Христа смотрели на
25 рублей денег и адрес своего одесского далёкую судьбу мира». Руна просит Бога
друга. Некоторое время «шестнадцатилетний укрепить её веру, и в ответ видит, как на
безусый тщедушный узкоплечий отрок в картине появляется Друд и присоединяется к
соломенной шляпе» (так иронически описал Христу и Мадонне[96]. Эта сцена и
тогдашнего себя Грин в «Автобиографии») многочисленные обращения Друда в романе
бродяжничал в безуспешных поисках работы и показывают, что Грин рассматривал свои
отчаянно голодал. В конце концов, он идеалы как близкие христианским, как один
обратился к другу отца, который накормил из путей в Блистающий мир, «где тихо и
его и устроил матросом на пароход ослепительно»[96].Нина Николаевна
«Платон», курсировавший по маршруту вспоминала, что в Крыму они часто посещали
Одесса—Батум—Одесса. Впрочем, один раз церковь, любимым праздником Грина была
Грину удалось побывать за границей, в Пасха. В письме Вере незадолго до смерти
Александрии.Моряка из Грина не вышло, он (1930) Грин пояснил: «Мы с Ниной верим,
испытывал отвращение к прозаическому ничего не пытаясь понять, так как понять
матросскому труду, вскоре разругался с нельзя. Нам даны только знаки участия
капитаном и оставил корабль. В 1897 году Высшей Воли в жизни». Грин отказался дать
он отправился назад в Вятку, провёл там интервью журналу «Безбожник», сказав «Я
год и снова уехал на поиски счастья, на верю в Бога»[97]. Перед смертью Грин
этот раз в Баку. Там перепробовал много позвал местного священника, исповедовался
профессий — был рыбаком, чернорабочим, и причастился[66].
работал в железнодорожных мастерских. 11Дореволюционная критика. Отношение
Летом вернулся к отцу, затем снова ушёл в литературных критиков к творчеству Грина
странствия. Был лесорубом, золотоискателем было неоднородным и менялось с течением
на Урале, шахтёром на железном руднике, времени. Дореволюционная критика в целом
театральным переписчиком. «В течение пренебрежительно относилась к
нескольких лет он пытался войти в жизнь, произведениям Грина, несмотря на то, что
как в штормовое море, и каждый раз его, ранние реалистические рассказы Грина были
избитого о камни, выбрасывало на берег — в хорошо приняты читателями. В частности
ненавистную, обывательскую Вятку, унылый, критик-меньшевикН. В. Вольский осуждал
чопорный, глухой город»[15].В марте 1902 Грина за чрезмерный показ насилия.
года Грин прервал череду странствий и стал Последовавший за реалистическим новый
(то ли под давлением отца, то ли устав от романтический этап творчества писателя,
голодных мытарств) солдатом в213-м проявившийся в выборе экзотических имён и
Оровайском резервном пехотном батальоне, сюжетов, также критикам не понравился,
расквартированном в Пензе. Нравы воинской Грина не принимали всерьёз и обвиняли в
службы существенно усилили революционные эпигонстве, подражании Эдгару По, Э. Т. А.
настроения Грина. Спустя шесть месяцев, из Гофману,Джеку Лондону, Хаггарду. На защиту
которых три с половиной провёл в карцере, писателя встали Л. Н. Войтоловский и А. Г.
он дезертировал, был пойман в Камышине, Горнфельд, считавшие, что уподобление
снова бежал. В армии Грин познакомился с Грина популярным западным
эсеровскими пропагандистами, которые писателям-романтикам по сути ничего не
оценили молодого бунтаря и помогли ему объясняет в творческом методе Александра
скрыться в Симбирске.С этого момента Грин, Грина.Так, критик Горнфельд писал в 1910
получив партийную кличку «Долговязый», году: «Чужие люди ему свои, далёкие страны
искренне отдаёт все силы борьбе с ему близки, потому что это люди, потому
ненавистным ему общественным строем, хотя что все страны — наша земля… Поэтому
участвовать в исполнении террористических Брет-Гарт или Киплинг, или По, которые и в
актов он отказался[17], ограничившись самом деле дали многое рассказам Грина, —
пропагандой среди рабочих и солдат разных только оболочка… Грин по преимуществу поэт
городов. Впоследствии он не любил напряжённой жизни. Он хочет говорить
рассказывать о своей эсеровской только о важном, о главном, о роковом: и
деятельности. Сами эсеры ценили его яркие, не в быту, а в душе человеческой»[100]. Л.
увлечённые выступления. Приведём отрывок Н. Войтоловский поддержал Горнфельда,
из воспоминаний члена ЦК партии Н. Я. говоря о рассказе «Остров Рено»: «Может
Быховского: быть, этот воздух не совсем тропический,
4Начало творчества (1906—1917). но это новый особый воздух, которым дышит
1906—1908 годы стали переломными в жизни вся современность — тревожная, душная,
Грина. Прежде всего, он стал писателем. В напряжённая и бессильная… Романтика
1906 году был опубликован первый рассказ романтике рознь. И декадентов называют
Грина «Заслуга рядового Пантелеева», романтиками… У Грина романтизм другого
подписанный А. С. Г. Рассказ описывал сорта. Он сродни романтизму Горького… Он
бесчинства армии среди крестьян. Гонорар дышит верой в жизнь, жаждой здоровых и
Грин получил, но весь тираж был сильных ощущений». Родство романтических
конфискован в типографии и уничтожен, произведений Горького и Грина отмечали и
случайно сохранились лишь несколько другие критики, например, В. Е. Ковский.
экземпляров; аналогичная судьба постигла и Ещё раз к аллюзиям Эдгара По у Грина
следующий рассказ «Слон и Моська». Только Аркадий Горнфельд вернулся в 1917 году в
начиная с 5 декабря 1906 года рассказы рецензии на рассказ «Искатель
Грина начали доходить до читателей; первым приключений». «По первому впечатлению
стал рассказ «В Италию», подписанный «А. рассказ г. Александра Грина легко принять
А. М-в» (то естьМальгинов)[24].Псевдоним за рассказ Эдгара По… Не трудно раскрыть и
А. С. Грин впервые появился под рассказом показать всё, что есть внешнего,
«Случай» (1907 год). В 1908 году у Грина условного, механического в этом
вышел первый сборник рассказов подражании… русское подражание бесконечно
«Шапка-невидимка» с подзаголовком слабее английского подлинника. Оно в самом
«Рассказы о революционерах». Другим деле слабее… Об этом… не стоило бы
событием стал окончательный разрыв с говорить, если бы Грин был бессильный
эсерами. Существующий строй Грин ненавидел подражатель, если бы он писал только
по-прежнему, но он начал формировать свой никчёмные пародии на Эдгара По, если бы
позитивный идеал, и этот идеал был совсем только ненужной обидой было бы
не похож на эсеровский. Третьим важным сопоставление его произведений с
событием стала женитьба — его мнимая творчеством его замечательного прообраза…
«тюремная невеста» 24-летняя Вера Абрамова Грин — незаурядная фигура в нашей
стала женой Грина. Нок и Гелли из рассказа беллетристике, то, что он мало оценён,
«Сто вёрст по реке» — это Грин и коренится в известной степени в его
Вера[24].По утверждению В. Б. Шкловского, недостатках, но гораздо более значительную
родной тёткой А. С. Грина была роль играют его достоинства… Грин всё-таки
петербургская поэтесса, переводчица и не подражатель Эдгара По, не усвоитель
драматург Изабелла Гриневская. Это трафарета, даже не стилизатор; он
утверждение повторяет Л. И. Борисов, автор самостоятелен более, чем многие пишущие
художественной биографии «Волшебник из заурядные рассказы… У Грина же в основе
Гель-Гью». А. Н. Варламов подвергает нет шаблона;… Грин был бы Грином, если бы
сомнению версию Шкловского, называя его не было Эдгара По»[103].Постепенно в
мистификатором и возможным автором критике 1910-х годов формируется мнение о
очередной легенды о Грине. Предполагаемые писателе как о «мастере сюжета»,
тётя и племянник печатались в одних и тех стилизаторе и романтике. Поэтому в
же иллюстрированных журналах, но так или последующие десятилетия лейтмотивом
иначе, вхождение Александра Грина в исследования Грина стало изучение
литературу было вполне самостоятельным[8]. психологизма писателя и принципов его
В 1910 году вышел второй его сборник сюжетосложения.
«Рассказы». Большинство включённых туда 12Критика 1920—1930-х годов. В 1920-е
рассказов написаны в реалистической годы после написания Грином самых
манере, но в двух — «Остров Рено» и значительных своих произведений интерес к
«Колония Ланфиер» — уже угадывается его прозе достиг своей вершины. Эдуард
будущий Грин-сказочник. Действие этих Багрицкий писал, что «мало кто из русских
рассказов происходит в условной стране, по писателей так прекрасно овладел словом во
стилистике они близки к более позднему его всей его полноценности»[105]. Максим
творчеству. Сам Грин считал, что начиная Горький так отзывался о Грине: «полезный
именно с этих рассказов его можно считать сказочник, нужный фантазёр»[69].
писателем. В первые годы он печатал по 25 Маяковский, наоборот, скептически
рассказов ежегодно[25]. относился к творчеству Грина: «Прилавок
5Под запретом. Последние годы большого магазина „Бакинский рабочий“.
(1929—1932). В 1927 году частный издатель Всего умещается 47 книг… Из умещённых — 22
Л. В. Вольфсон начал издавать 15-томное иностранных… Русский, так и то
собрание сочинений Грина, но вышли только Грин»[106].В 1930—1940-е годы внимание к
8 томов, после чего Вольфсона арестовало творчеству А. Грина осложнилось общей
ГПУ. НЭПу приходил конец. Попытки Грина идеологизированностью
настоять на выполнении контракта с литературоведения[104] Тем не менее, в
издательством приводили только к огромным 1930-е годы вышли статьи о Грине Мариэтты
судебным издержкам и разорению. У Грина Шагинян, Корнелия Зелинского, Константина
снова стали повторяться запои[55]. Однако Паустовского, Цезаря Вольпе, Михаила
в конце концов семье Грина всё же удалось Левидова, Михаила Слонимского, Ивана
выиграть процесс, отсудив семь тысяч Сергиевского, Александра Роскина. По
рублей, которые, впрочем, сильно мнению Шагинян, «несчастье и беда Грина в
обесценила инфляция[56].Квартиру в том, что он развил и воплотил свою тему не
Феодосии пришлось продать. В 1930 году на материале живой действительности, —
Гриневские переехали в город Старый Крым, тогда перед нами была бы подлинная
где жизнь была дешевле. С 1930 года романтика социализма, — а на материале
советская цензура, с мотивировкой «вы не условного мира сказки, целиком включённого
сливаетесь с эпохой»[57], запретила в „ассоциативную систему“
переиздания Грина и ввела ограничение на капиталистических отношений»[107].Иным был
новые книги: по одной в год[58]. И Грин, и подход Корнелия Зелинского. Как и
Нина отчаянно голодали и часто болели. Горнфельд, он сопоставляет творческий
Грин пытался охотиться на окрестных птиц с метод Грина и Эдгара По. По мнению
луком и стрелами, но безуспешно[59].Роман Зелинского, А. Грин не просто мечтатель, а
«Недотрога», начатый Грином в это время, «воинственный мечтатель». Рассуждая о
так и не был закончен, хотя некоторые стиле писателя, он приходит к следующему
критики считают его лучшим в его выводу: «В вечной охоте за мелодией
творчестве. Грин мысленно продумал до поэтической фантазии Грин научился
конца весь сюжет и сказал Нине: «Некоторые сплетать такие словесные сети, так вольно,
сцены так хороши, что, вспоминая их, я сам упруго и тонко оперировать со словом, что
улыбаюсь»[60]. В конце апреля 1931 года, его мастерство не может не привлечь нашего
будучи уже серьёзно больным, Грин в рабочего интереса». «Грин в своих
последний раз ходил (через горы) фантастических новеллах создает такую игру
вКоктебель, в гости к Волошину. Этот художественных форм, где содержание
маршрут до сих пор известен и популярен передаётся также и движением словесных
среди туристов как «тропа Грина»[61].Летом частей, свойствами затруднённого стиля».
Грин съездил в Москву, но ни одно «На рассказах Грина можно проследить
издательство не проявило интереса к его любопытное и постепенное превращение его
новому роману. По возвращении Грин устало стиля, в связи с эволюцией от реалиста к
сказал Нине: «Амба нам. Печатать больше не фантасту, от Куприна к… Эдгару По»[108].Не
будут». На просьбу о пенсии от Союза избежал традиционного сравнения Грина с
писателей ответа не было. Как выяснили классиками приключенческого жанра на
историки, на заседании правления Лидия Западе литературовед Иван Сергиевский:
Сейфуллина заявила: «Грин — наш «Романы и рассказы Грина перекликаются с
идеологический враг. Союз не должен произведениями классика
помогать таким писателям! Ни одной копейки авантюрно-фантастической новеллы Эдгара По
принципиально!». Ещё одну просьбу о помощи и лучшими произведениями Джозефа Конрада.
Грин направил Горькому; неизвестно, дошла Однако у Грина нет силы мысли, нет и
ли она по назначению, но ответа тоже не реалистических черт этих писателей. Он
было. В воспоминаниях Нины Николаевны этот много ближе к авантюрно-фантастической
период охарактеризован одной фразой: новелле художников современного декаданса
«Тогда он стал умирать»[62]. В мае 1932 типа, скажем, Мак-Орлана». В конце концов,
года после новых ходатайств неожиданно И. В. Сергиевский всё же приходит к выводу
пришёл перевод на 250 руб. от Союза о преодолении Александром Грином
писателей, посланный почему-то на имя «авантюрного канона литературы буржуазного
«вдовы писателя Грина Надежды Грин», хотя декаданса»[109].Но не все довоенные
Грин был ещё жив[63] [64]. Существует критики могли уложить Грина в привычную
легенда, что причиной было последнее схему социалистического творчества.
озорство Грина — он послал в Москву Идеологизированный подход к писателю в
телеграмму «Грин умер вышлите двести довоенной публицистике со всей силой
похороны»[65].Умер Грин 8 июля 1932 года в обнаружился в статье Веры Смирновой
Старом Крыму от рака желудка. За два дня «Корабль без флага». По её мнению,
до смерти попросил пригласить священника и писатели, подобные Грину, заслуживают
исповедался[66]. Похоронен там же на того, чтобы их антисоветская сущность была
городском кладбище, Нина выбрала место, предъявлена со всей очевидностью, и что «у
откуда видно море. На могиле Грина корабля, на котором Грин со своей командой
скульптором Татьяной Гагариной установлен отверженных отплыл от берегов своего
памятник «Бегущая по волнам».Узнав о отечества, нет никакого флага, он держит
смерти Грина, несколько ведущих советских путь „в никуда“»[110].
писателей призвали издать сборник его 13Послевоенная критика. Свободное
произведений; к ним присоединилась даже обсуждение творчества Грина было прервано
Сейфуллина. Сборник «Фантастические в конце сороковых годов в пору
новеллы» вышел в 1934 году[67]. идеологической борьбы с представителями
6Возвращение Грина советским читателям. так называемого космополитизма. Выполняя
Нина Николаевна Грин, вдова писателя, установки новой программы ВКП(б) по
продолжала жить в Старом Крыму, в саманном ужесточению идеологического курса страны и
домике, работала медсестрой. Когда за утверждение нового «советского
гитлеровская армия захватила Крым, Нина патриотизма», советский писатель В. М.
осталась с тяжело больной матерью на Важдаев в статье «Проповедник
оккупированной нацистами территории, космополитизма» в журнале «Новый мир»
работала корректором местной газеты. Затем (1950) обратился к творчеству Александра
она была угнана на трудовые работы в Грина. Вся статья Важдаева — это открытый
Германию, в 1945 году добровольно и недвусмысленный призыв к борьбе с
вернулась из американской зоны оккупации в космополитизмом, который воплощал собой,
СССР[68].После суда Нина получила десять по утверждению Важдаева, А. С. Грин: «В
лет лагерей за «коллаборационизм и измену этой связи нелишне приглядеться к
Родине», с конфискацией имущества. своеобразному культу Александра Грина,
Отбывала заключение в сталинских лагерях третьестепенного писателя, автора
на Печоре. Большую поддержку, в том числе „фантастических“ романов и новелл,
вещами и продуктами, оказывала ей первая писателя, которого в течение многих лет
жена Грина, Вера Павловна. Нина отбыла упорно воспевала эстетическая критика».В.
почти весь свой срок и вышла на свободу в Важдаев далее утверждал, что
1955 году по амнистии (реабилитирована в многочисленные поклонники А. Грина —
1997 году). Вера Павловна умерла раньше, в Константин Паустовский, Сергей Бобров,
1951-м[68].Между тем книги «советского Борис Аннибал, Мих. Слонимский, Л. Борисов
романтика» Грина продолжали издаваться в и др. — преувеличивали сверх всякой меры
СССР вплоть до 1944 года. В блокадном творчество Грина в крупное явление
Ленинграде транслировались радиопередачи с литературы. Более того, сталинский
чтением «Алых парусов» (1943), в Большом публицист усматривал в создании
театре прошла премьера балета «Алые «Гринландии» некую политическую подоплёку.
паруса»[69]. В 1946 году вышла повесть Л. Апофеоз Важдаева выразился в следующем
И. Борисова «Волшебник из Гель-Гью» об утверждении: «А. Грин никогда не был
Александре Грине, заслужившая похвалы К. безобидным „мечтателем“. Он был
Г. Паустовского и Б. С. Гриневского, а в воинствующим реакционером и космополитом».
дальнейшем — осуждение со стороны Н. Н. «Мастерство художника неразрывно связано с
Грин. Однако в годы борьбы с его мировоззрением, определяется им;
космополитизмом в советской печати ярлык новаторство возможно лишь там, где
«космополита», чуждого пролетарской наличествует смелая революционная мысль,
литературе, «воинствующего реакционера и глубокая идейность и преданность художника
духовного эмигранта», как и многим другим своей родине и народу». А творчество А.
деятелям культуры (А. А. Ахматова, М. М. Грина, по мысли Важдаева, не
Зощенко, Д. Д. Шостакович) был приклеен и соответствовало требованиям революционного
к Грину. Теме гриновского «космополитизма» новаторства, поскольку Грин не любил своей
была посвящена статья В. Важдаева родины, зато живописал и поэтизировал
«Проповедник космополитизма», 1950 год. чуждый буржуазный мир[111]. Риторика
Его книги изъяли из библиотек[70].После Важдаева была слово в слово повторена в
смерти Сталина (1953) запрет на некоторых статье А. Тарасенкова «О национальных
писателей был снят. Начиная с 1956 года, традициях и буржуазном космополитизме» в
усилиями К. Паустовского, Ю. Олеши, И. журнале «Знамя», вышедшей одновременно со
Новикова и других, Грин был возвращён в статьёй Важдаева[112].После смерти Сталина
литературу; его произведения издавались книги Грина вновь оказались востребованы
миллионными тиражами. Получив стараниями читателями. Идеологический подход к Грину
друзей Грина гонорар за «Избранное» постепенно стал уступать место
(1956), Нина Николаевна приехала в Старый литературоведческому. В 1955 году в книге
Крым, с трудом отыскала заброшенную могилу «Золотая роза» Константин Паустовский
мужа и выяснила, что дом, где умер Грин, следующим образом оценил значение повести
перешёл к председателю местного исполкома «Алые паруса»: «Если бы Грин умер, оставив
и использовался как сарай и курятник[71]. нам только одну свою поэму в прозе „Алые
В 1960 году, после нескольких лет борьбы паруса“, то и этого было бы довольно,
за возвращение дома, Нина Николаевна чтобы поставить его в ряды замечательных
открыла на общественных началах Музей писателей, тревожащих человеческое сердце
Грина в Старом Крыму. Там провела Нина призывом к совершенству»[113].Писатель и
Николаевна последние десять лет своей литературовед Виктор Шкловский, размышляя
жизни, с пенсией 21 рубль (авторские права о Грине-романтике, писал что Грин
больше не действовали)[72]. В июле 1970 «руководил людьми, уводя их от стремления
года был открыт также Музей Грина в к обыденному мещанскому благополучию. Он
Феодосии, а год спустя дом Грина в Старом учил их быть смелыми, правдивыми, верящими
Крыму тоже получил статус музея. Его в себя, верящими в Человека»[114].
открытие крымским обкомом КПСС увязывалось 14Поздняя советская критика. Писатель и
с конфликтом с Ниной Николаевной: «Мы за критик Владимир Амлинский обратил внимание
Грина, но против его вдовы. Музей будет на своеобразное одиночество Грина в
только тогда, когда она умрёт»[72].Умерла литературном мире Советского Союза. «В
Нина Николаевна 27 сентября 1970 года в сегодняшнем литературном процессе он
киевской больнице, похоронить себя заметен, менее, чем кто-нибудь из Мастеров
завещала рядом с мужем. Местное партийное его масштаба, в сегодняшней критике (…)
начальство, раздражённое утратой имя его упоминается вскользь». Анализируя
курятника, наложило запрет, и Нину творчество Грина в сопоставлении с
похоронили в другом конце кладбища. 23 творчеством в чём-то сходных с Грином М.
октября т. Булгакова, А. Платонова, К. Паустовского,
7Художественные и идейные особенности Амлинский делает следующий вывод: «Неудача
прозы Грина. Грин открыто дидактичен, то Грина заключается в необычайной
есть его произведения основаны на ясной сгущённости романтизма, которая дала
системе ценностей и предлагают читателю обратный эффект, особенно в ранних
принять и разделить с автором эти рассказах».Вадим Ковский считает, что
идеалы[73].Общепризнано, что Грин — «проза Грина нередко провоцирует
романтик, «рыцарь мечты»[74]. Мечту Грин „поверхностный энтузиазм“ (…) Однако чаще
понимает как стремление духовно богатого всего Грин попросту обводит нас вокруг
человека к высшим, истинно человеческим пальца, скрывая под маской
ценностям, противопоставляя их бездушию, авантюрно-приключенческого жанра и
жадности и животным удовольствиям. Трудный безошибочностью эмоционального удара
выбор между этими двумя путями и высокую художественную мысль, сложную
последствия сделанного выбора — одна из концепцию личности, разветвлённую систему
важных тем у Грина. Его цель — показать, связей с окружающей действительностью».
как органичны для человека добро и мечта, «Грину свойственно в высшей степени
любовь и сострадание, и как разрушительны поэтическое, отличающееся всепроникающим
зло, жестокость, отчуждение[75]. лиризмом видение мира. „Познавательная
КритикИрина Васюченко отмечает редкостную часть“, материальная спецификация описания
прозрачность и чистоту нравственной такому видению противопоказаны», — пишет
атмосферы, свойственной прозе Грина. он в книге «Романтический мир Александра
«Автор больше чем верит в могущество Грина».
добрых начал жизни — он его знает»[76]. 15Постсоветская критика. Критик В. А.
Существуя одновременно в реальном мире и в Ревич (1929—1997) в посмертно изданном
мире мечты, Грин ощущал себя «переводчиком очерке «Нереальная реальность» заявил, что
между этими двумя мирами»[77]. В «Алых обвинявшие Грина в «бегстве от
парусах» автор, устами Грея, призывает действительности» были во многом правы —
«творить чудо» для другого человека; демонстративное игнорирование окружающих
«Новая душа будет у него и новая у тебя». имперских или советских реалий было
В «Блистающем мире» аналогичный призыв: намеренным вызовом порокам этой
«Введите в свою жизнь тот мир, блёстки действительности. Потому что Грин никогда
которого уже даны вам щедрой, тайной не был отстранённым от жизни беллетристом,
рукой».Среди инструментальных средств «его мир - мир воинствующего добра, добра
Грина — прекрасный вкус, чуждый и гармонии. В отличие от многих шумных и
натурализму, способность простыми самонадеянных современников Грин читается
средствами возвысить рассказ до уровня сегодня ничуть не хуже, чем в момент
глубокой притчи, яркий захватывающий первой публикации. Значит, в его условных
сюжет. Критики отмечают, что Грин сюжетах заключено нечто
невероятно «кинематографичен»[78]. Перенос вечное»[118].Критик и писательница Ирина
действия в вымышленную страну — также Васюченко в монографии «Жизнь и творчество
продуманный приём: «Грину важен по Александра Грина» пишет, что Грин имел не
большому счёту человек и только человек только многочисленных предшественников, но
вне его связи с историей, национальностью, также и наследников. В их числе она
богатством или бедностью, религией и указывает Владимира Набокова. По её
политическими убеждениями. Грин как бы мнению, гриновская манера письма близка
абстрагирует, очищает своих героев от этих стилистике романа В. В. Набокова
наслоений и стерилизует свой мир, потому «Приглашение на казнь». Васюченко
что так человек ему лучше утверждает также, что Грину удалось
виден»[79].Писатель сосредоточен на борьбе предвосхитить творческие искания Михаила
в человеческой душе и с удивительным Булгакова в романе «Мастер и Маргарита».
мастерством изображает тончайшие На сходство рассказа Грина «Фанданго» и
психологические нюансы. «Объём знаний некоторых эпизодов романа Булгакова
Грина в этой области, точность изображения обращала внимание также литературовед
сложнейших психических процессов, подчас Мариетта Чудакова[119].Современная
превосходящих уровень представлений и писательница Наталья Метелёва опубликовала
возможности его времени, вызывают сегодня собственный анализ творчества Грина.
удивление специалистов»[80].«Грин говорил, Основой гриновского мироощущения является,
что, бывает, часы проводит над фразой, по её мнению, детское отношение к миру
добиваясь наивысшей полноты ее выражения, (инфантильность). Писателя отличает
блеска»[31]. Он был близок к символистам, «наивность <…> вечного подростка при
которые пытались расширить возможности полной неприспособленности к бытию в мире,
прозы, дать ей больше измерений — отсюда которую он сохранил до конца жизни».
частое употребление метафор, «Когда говорят о „романтическом
парадоксальные сочетания слов и т. д.[81] максимализме“ А. С. Грина, всегда
Образец гриновского стиля на примере из почему-то забывают, что максимализм во
«Алых парусов»[82]: взрослом состоянии — признак инфантильного
8Грин-стихотворец. Александр Грин Из развития личности». Метелёва упрекает
стихотворения «Спор» Аэростат летел над Грина в недоброжелательном отношении к
полем смерти. Два мудреца в корзине спор техническому прогрессу, называет писателя
вели. Один сказал: «Взовьёмся к синей «буревестником хиппи», а в его книгах
тверди! Прочь от земли! Земля безумна; мир видит «вечные мечты иждивенца об
её кровавый Неукротим, извечен и тяжёл. уравниловке» («„делайте добро“: вы
Пусть тешится кровавою забавой, Сломав заметили, за чей счёт это добро
ограду, подъярёмный вол! Там, в облаках, делается?»)[120].Гриновед Наталья Орищук
не будет нам тревоги, Прекрасен мрамор их указывает, что к Грину более применим
воздушных форм. Прекрасен блеск, и сами термин неоромантизм, нежели привычный
мы, как боги, Вдохнем благой нирваны романтизм. Она подробно останавливается на
хлороформ. Открыть ли клапан?» «Нет! — процессе «советизации» творчества Грина в
второй ответил. — Я слышу гул сраженья под 1960-е годы — посмертного вписывания
собой… Движенья войск ужель ты не изначально аполитичного творчества
приметил? Они ползут как муравьиный рой; писателя в контекст искусства
Квадраты их, трапеции и ромбы Здесь, с социалистического реализма. По её мнению,
высоты, изысканно смешны… О, царь земли! произведения Грина стали объектом весьма
Как ты достоин бомбы, Железной фурии интенсивной идеологической обработки.
войны! Ужель века неимоверных болей, Возникший в результате советский стереотип
Страданий, мудрости к тому лишь привели, восприятия Грина стал уникальным
Чтоб ты, влекомый чуждой волей, Лежал, культурным феноменом — «знак Грина».
раздавленный, в пыли?! Нет, — спустимся. «Продуктами советского идеологического
Картина гнусной свалки, Вблизь мифотворчества», по мнению Орищук,
наблюдённая, покажет вновь и вновь, Что являются четыре мифа: 1. Преданность Грина
человечеству потребны палки, А не любовь». Октябрьской революции и государственному
9Место Александра Грина в литературе. политическому режиму; 2. Переход Грина в
Александр Грин занимает в русской и лоно социалистического реализма; 3.
мировой литературе совершенно особое Истолкование ранней прозы Грина как
место. У него не было ни предшественников, политической декларации писателя; 4. Грин
ни прямых продолжателей. Критики пытались как автор произведений для детей. В
сравнивать его с близкими по стилю Эдгаром результате в 1960-е годы сформировался
По, Эрнстом Гофманом, Робертом феномен массового советского культа
Стивенсоном, Брет Гартом и другими — но Грина[69].
каждый раз выяснялось, что сходство это 16Мемориальная доска на набережной
поверхностно и ограничено. «Он вроде бы и Грина, д. 21, г. Киров.
классик советской литературы, а вместе с 17Александр Грин на почтовой марке
тем не совсем: он в одиночестве, вне Украины, 2005.
обоймы, вне ряда, вне литературной 18Спасибо за внимание!!!
преемственности».Даже жанр его
Александр Степанович Грин (1880-1932).ppt
http://900igr.net/kartinka/literatura/aleksandr-stepanovich-grin-1880-1932-104024.html
cсылка на страницу

Александр Степанович Грин (1880-1932)

другие презентации на тему «Александр Степанович Грин (1880-1932)»

«Грин Голос и глаз» - Вступление. Почему А.Грин назвал рассказ «Голос и глаз», а не «Глаз и голос»? Написать сочинение-миниатюру «Читая рассказ А.Грина «Голос и глаз»,…». Проблемный вопрос. Голос глаз. Ж.Лабрюйер. Почему в название темы использованы слова «форма» и «содержание»? Эпиграф. О форме и содержании в рассказе Александра Грина «Голос и глаз».

«Грин Зелёная лампа» - Что символизирует зелёная лампа? Чем стала зелёная лампа для Джона Ива? Содержание. Творчество А.Грина. Зелёный свет мечты и надежды(по рассказу А.Грина «Зелёная лампа»). Идея рассказа. Тема рассказа А.Грина «Зелёная лампа». Учился плохо ,но любил читать. Чем была зелёная лампа для Стильтона? Детство А.Грина.

«Алые паруса урок» - …пройдет много лет, и в Каперне расцветет одна сказка. Грэй. и благородные, пре-красные люди: Лонгрен, Ассоль, Грэй. Уроки повести А.Грина " Алые паруса". Почему А.Гриневский стал А.Грином? Художественный фильм. сказочные города: Зурбаган, Гель–Гью,Лисс, Каперна. СССР, 1961г. Сказочная страна Гринландия.

«Александр Грин» - Писатель скончался 8 июля 1932 года в Старом Крыму. Каюта гриновских странствий. «Корабельная библиотека». Произведения Александра Грина бессмертны. Дом-музей А. Грина в Феодосии. Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Экспозиция музея, посвященная жизни и творчеству Грина, оформлена необычно.

«Грин Алые паруса» - Почему паруса алые, а корабль белый? Эгль. «…сверкнет алый парус. Ребята, надо верить в чудеса! С.Г.Бродский. АССОЛЬ (исп. al sol) – «к солнцу». Герб любви, 6А класс. Феерический – сказочно красивый. А. Грин «Алые паруса». Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Писатель-романтик А.С. Грин.

«Гаршин» - Отсутствие действия, сложных коллизий — характерно для Гаршина. Широкий охват социальных явлений не удавался Гаршину. Не большой внешний мир мог изображать Гаршин, а узкое «своё». Раненый открывает глаза, видит — кусты, высокое небо» («Четыре дня»). Выхода писатель не знал. Необходимо отметить глубокую реалистичность гаршинской манеры.

Г

57 презентаций о Г
Урок

Литература

183 темы
Картинки
900igr.net > Презентации по литературе > Г > Александр Степанович Грин (1880-1932)