Литература
<<  Подходы в ознакомлении детей с художественной литературой Художественная литература – искусство слова  >>
Картинок нет
Картинки из презентации «Художественная литература как искусство слова» к уроку литературы на тему «Литература»

Автор: 1. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока литературы, скачайте бесплатно презентацию «Художественная литература как искусство слова.pptx» со всеми картинками в zip-архиве размером 115 КБ.

Художественная литература как искусство слова

содержание презентации «Художественная литература как искусство слова.pptx»
Сл Текст Сл Текст
1Художественная литература как 21их, чтобы выразить свое представление о
искусство слова. Художественная литература жизни, свое понимание ее тенденций и
наряду с музыкой, живописью и т. п. закономерностей.
является одним из видов искусства. Слово 22Итак, «художественный образ — это
«искусство» многозначно, в данном случае конкретная и в то же время обобщенная
им названа собственно художественная картина человеческой жизни, созданная при
деятельность и то, что является ее помощи вымысла и имеющая эстетическое
результатом (произведение). . значение» (Л. И. Тимофеев).
2В разных видах искусства действует 23Под образом нередко понимается элемент
один и тот же закон: бессодержательный или часть художественного целого, как
материал организуется художником в правило, такой фрагмент, который словно
жизнеподобную форму, выражающую обладает самостоятельной жизнью и
определенное идейно-эстетическое содержанием (например, характер в
содержание. При этом каждый вид искусства литературе, символические образы, как
использует «свой» материал: музыка — звук, «парус» у М. Ю. Лермонтова).
живопись — краски, архитектура — камень, 24Художественный образ становится
дерево, металл и т. д. художественным не потому, что списан с
3Специфика художественной литературы натуры и похож на реальный предмет или
заключается в том, что это — вид явление, а потому, что с помощью авторской
искусства, использующий в качестве фантазии преобразует действительность.
единственного материала слова и Художественный образ не только и не
конструкции человеческого языка. Таким столько копирует действительность, сколько
образом, литература — это искусство слова. стремится передать самое важное и
4Вряд ли можно преувеличить влияние существенное. .
литературы на формирование личности. 25Так, один из героев романа
Искусство слова давно уже стало частью той Достоевского «Подросток» говорил о том,
социальной и культурной среды, в которой что фотографии очень редко могут дать
развивается каждый человек. Литература правильное представление о человеке,
сохраняет и передает из поколения в потому что далеко не всегда человеческое
поколение общечеловеческие духовные лицо выражает главные черты характера.
ценности, обращаясь напрямую к сознанию Поэтому, например, Наполеон,
человека, так как материальным носителем сфотографированный в определенный момент,
образности в литературе является слово. мог бы показаться глупым. Художник же
5Взаимосвязь слова, точнее, речи и должен отыскать в лице главное,
мышления изучается давно и не вызывает характерное. В романе Л. Н. Толстого «Анна
сомнений: слово — результат мысли и ее Каренина» дилетант Вронский и художник
инструмент. С помощью слов мы не только Михайлов рисовали портрет Анны. Кажется,
выражаем то, что думаем: сам мыслительный что Вронский лучше знает Анну, больше и
процесс имеет вербальную (словесную) глубже понимает ее. Но портрет Михайлова
основу и невозможен вне речи. И если слово отличался не только сходством, но и той
формирует мысль, значит, искусство слова особенной красотой, которую смог
способно повлиять на образ мысли. обнаружить только Михайлов и которую не
6В истории литературы можно найти заметил Вронский. «Надо было знать и
множество примеров, подтверждающих это. любить ее, как я любил, чтобы найти это
Нередко искусство слова напрямую самое милое ее душевное выражение», —
использовалось как мощное идеологическое думал Вронский, хотя он по этому портрету
оружие, литературные произведения только узнал «это самое милое ее душевное
становились инструментом агитации и выражение».
пропаганды (например, произведения 26На разных этапах развития человечества
советской литературы). художественный образ принимает различные
7Безусловно, это крайние проявления, но формы. Это происходит по двум причинам:
даже в том случае, когда литература изменяется сам предмет изображения —
напрямую не претендует на роль агитатора и человек, изменяются и формы его отражения
наставника, она доносит до человека искусством.
представления об определенных нормах, 27Есть свои особенности в отражении мира
правилах, наконец, предлагает ему (а значит и в создании художественных
определенный способ видения мира, образов) художниками-реалистами,
формирует его отношение к той информации, сентименталистами, романтиками,
которую человек получает ежедневно. модернистами и т. д. По мере развития
8Фольклор. Жанры фольклора. Фольклор искусства меняется соотношение
(от английского folk — народ, lore — действительности и вымысла, реальности и
мудрость) — устное народное творчество. идеала, общего и индивидуального,
Фольклор возник до появления письменности. рационального и эмоционального и т. д.
Самая важная его черта — то, что фольклор 28В образах литературы классицизма,
является искусством устного слова. Именно например, на первый план выдвигается
это отличает его от литературы и других борьба чувства и долга, причем
видов искусства. Еще одна важная положительные герои неизменно делают выбор
отличительная черта фольклора — в пользу последнего, жертвуя личным
коллективность творчества. Он возник как счастьем во имя государственных интересов.
массовое творчество и выражал А художники-романтики, напротив, возвышают
представления первобытной общины и рода, а героя-бунтаря, одиночку, отвергшего
не отдельной личности. общество или отвергнутого им. Реалисты
9В фольклоре, как и в литературе, стремились к рациональному познанию мира,
существует три рода произведений: выявлению причинно-следственных связей
эпические, лирические и драматические. При между предметами и явлениями. А модернисты
этом эпические жанры имеют стихотворную и объявили о том, что познать мир и человека
прозаическую форму (в литературе эпический можно лишь с помощью иррациональных
род представлен только прозаическими средств (интуиция, озарение, вдохновение и
произведениями: рассказ, повесть, роман и т. д.). В центре реалистических
т. д.). Литературные жанры и фольклорные про­изведений стоит человек и его
жанры отличаются по составу. взаимоотношения с окружающим миром,
10В русском фольклоре к эпическим жанрам романтиков же, а потом и модернистов,
относятся былины, исторические песни, интересует в первую очередь внутренний мир
сказки, предания, легенды, сказы, их героев.
пословицы, поговорки. Лирические 29Хотя создателями художественных
фольклорные жанры — это обрядовые, образов являются художники (поэты,
колыбельные, семейные и любовные песни, писатели, живопис­цы, скульпторы,
причитания, частушки. К драматическим архитекторы и т. д.), в каком-то смысле их
жанрам относятся народные драмы. Многие сотворцами оказываются и те, кто эти
фольклорные жанры вошли в литературу: образы воспринимает, то есть читатели,
песня, сказка, легенда (например, сказки зрители, слушатели и т. д. Так, идеальный
Пушкина, песни Кольцова, легенды читатель не только пассивно воспринимает
Горького). художественный образ, но и наполняет его
11Жанры фольклора имеют каждый свое своими собственны­ми мыслями, ощущениями и
содержание: былины изображают ратные эмоциями. Разные люди и разные эпохи
подвиги богатырей, исторические песни — раскрывают различные его стороны. В этом
события и героев прошлого, семейные песни смысле художественный образ неисчерпаем,
описывают бытовую сторону жизни. Для как и сама жизнь.
каждого жанра характерны свои герои: в 30Художественные средства создания
былинах действуют богатыри Илья Муромец, образов. Речевая характеристика героя: -
Добрыня Никитич, Алеша Попович, в сказках диалог – разговор двух, иногда более лиц;
— Иван-царевич, Иван-дурак, Василиса - монолог – речь одного человека; -
Прекрасная, Баба Яга, в семейных песнях — внутренний монолог – высказывания одного
жена, муж, свекровь. человека, принимающие форму внутренней
12От литературы фольклор отличается и речи.
особой системой выразительных средств. 31Авторская характеристика – оценочное
Например, для композиции (построения) отношение автора к рассказываемому.
фольклорных произведений характерно Подтекст – невысказанное напрямую, но
наличие таких элементов, как запев, зачин, угадываемое отношение автора к
присказка, замедление действия изображаемому, неявный, потаенный смысл.
(ретардация), троичность событий; для Портрет – изображение внешности героя как
стиля — постоянные эпитеты, тавтологии средство его характеристики. Деталь –
(повторения), параллелизмы, гиперболы выразительная подробность в произведении,
(преувеличения) и т. д. несущая значительную смысловую и
13Фольклор разных народов имеет много эмоциональную нагрузку. Символ – образ,
общего в жанрах, художественных средствах, выражающий смысл какого-либо явления в
сюжетах, типах героев и т. д. Это предметной форме. Интерьер – внутренняя
объясняется тем, что фольклор как вид обстановка помещения, среда обитания
народного искусства отражает общие людей.
закономерности общественного развития 32Содержание и форма. Содержание и форма
народов. Общие особенности в фольклоре — внутренняя и внешняя стороны
разных народов могут возникать благодаря художественного произведения, которые
близости культуры и быта или длительным выделяются в процессе литературного
экономическим, политическим и культурным анализа и представляют собой единое целое.
связям. Большую роль также играют сходство Содержание и форма присущи любому явлению
исторического разви­тия, географическая природы и общества, поскольку в каждом
близость, передвижения народов и т. д. явлении можно выделить внешние, формальные
14Жанровая система фольклора. Эпические и внутренние содержательные элементы (суть
жанры: — былина — народная эпическая песня явления). .
о богатырях. Она рассказывается нараспев и 33Но в искусстве вообще и в литературе в
строится по определенному плану (запев, частности проблема содержания и формы
зачин, основная часть, концовка); решается очень непросто. Дело в том, что
15историческая песня — эпическое содержание и форма конкретного
произведение, которое повествует о произведения искусства настолько слитны,
каком-нибудь историческом событии; — что их невозможно разделить, не нарушив
сказка — прозаический устный рассказ при этом целостности самого произведения.
фантастического, авантюрного или бытового Любое изменение формы ведет к изменению
харак­тера с установкой на вымысел. Один содержания, а изменение содержания требует
из основных жанров фольклора. Выделяют три коренной переработки формы. В науке,
типа сказок: волшебные, бытовые и сказки о например, дело обстоит иначе: форма
животных; — предание — устный эпический научного со­чинения или технического
рассказ о реальных или вполне возможных проекта может быть изменена без всякого
событиях прошлого; — легенда — устный ущерба для его содержания.
эпический рассказ, в котором сочетается 34Содержание и форма в литературном
реальное и фантастическое; произведении имеют сложное,
16сказ — повествование от лица многоступенчатое строение. Например,
рассказчика; — пословица — краткое организация речи произведения (метр, ритм,
законченное изречение, имеющее интонация, рифма) выступает как форма по
поучительный смысл. Например: «Сытое брюхо отношению к художественному смыслу,
к учению глухо»; — поговорка — яркое значению этой речи. В то же время смысл
народное выражение, дающее оценку событию, речи является формой сюжета произведения,
поступку, человеку. На­пример: «Свалился а сюжет — формой, воплощающей характеры и
как снег на голову». обстоятельства, которые в свою очередь
17Лирические жанры: обрядовые песни — предстают как форма для проявления
песни, сопровождающие народный обряд. художественной идеи всего произведения.
Народные обряды можно разбить на две Таким образом, каждая последующая ступень
основные группы: обряды праздничные, выступает по отношению к предыдущей как ее
связанные с религиозными празднествами, и содержание.
обряды семейные, приуроченные к крупным 35Иногда к форме относят художественную
событиям семейной жизни: к свадьбе, речь и композицию, а к содержанию — тему,
похоронам; — колыбельные песни — идею, сюжет, характеры и обстоятельства.
песни-заговоры, которые должны успокаивать Но такое деление не является
и оберегать ребенка; общепризнанным и бесспор­ным. Это связано
18семейные песни — песни, которые с тем, что, расчленяя произведение на
отражают сложные семейные взаимоотношения. форму и содержание, мы тем самым разрушаем
Главные герои этих песен — муж, жена, его как единое целое. Такое расчленение,
свекровь, свекор и т. д; — любовные песни разделение внешней и внутренней стороны
— песни, в которых отражаются литературного произведения необходимо для
взаимоотношения влюбленных; — причитания — научного анализа. Но при этом следует
лироэпические песни, изображающие горе, помнить, что конечной стадией анализа
вызванное смертью близкого человека, должна быть характеристика произведения
разлукой с родными при выходе замуж, как органического единства формы и
расставанием с сыном, мужем или братом, содержания.
взятым в солдаты. Причитания бывают 36Таким образом, на начальной стадии
похоронные, свадебные, рекрутские; литературного анализа мы разъединяем форму
19частушки — народные короткие песенки, и содержание для того, чтобы глубже понять
отличающиеся быстрым, учащенным темпом смысл произведения, и, в конце концов,
исполнения. Частушки в основном состоят из вновь приходим к единству, нераздельности
четырех коротких стихов, рифмующихся его внутренних и внешних сторон.
попарно. В основе частушек обычно лежит 37Нельзя считать, что форма
поэтический параллелизм: первая часть художественного произведения является
содержит в себе тот или иной образ, как некой оболочкой, внешним покровом, который
правило, из мира внешних явлений можно снять, поскольку как раз в форме и
(природа), во второй рас­крывается проявляется содержание. Читая
соответствующее образу душевное состояние. произведение, мы воспринимаем не что иное,
20Драматические жанры: народная драма — как его форму — речь и композицию. Эта
фольклорное произведение, включающее в форма и несет в себе содержание. Таким
себя сценические элементы. Как правило, в образом, форма — это, по сути, реализация
народных драмах добро и зло резко содержания, его внешнее проявление.
противопоставлены друг другу, и добро, Содержание переходит в форму, а форма — в
справедливость неизменно торжествуют. содержание.
Народный театр делился на два вида: театр 38Можно сказать, что содержанием
живого актера и театр кукол. «Илиады» является Троянская война, и это,
21Художественный образ. любое явление, с одной стороны, правильно, но с другой —
творчески воссозданное автором в совершенно не передает специфику этого
художественном произведении. Он произведения Гомера, потому что великим и
представляет собой результат осмысления неповторимым его делает та поэтическая
художником какого-либо явления, процесса. форма, в которой выражено содержание.
При этом художественный образ не только Содержание вообще не может существовать
отражает, но, прежде всего, обобщает вне той формы, в которой оно создано и
действительность, раскрывает в единичном, существует. Это очень точно выразил Л. Н.
преходящем вечное. Специфика Толстой, говоря о своем романе «Анна
художественного об­раза определяется не Каренина»: «Если же я бы хотел сказать
только тем, что он осмысливает словами все то, что имел в виду выразить
действительность, но и тем, что он создает романом, то я должен бы был написать роман
новый, вымышленный мир. Художник стремится тот самый, который я написал, сначала».
отобрать такие явления и так изобразить
Художественная литература как искусство слова.pptx
http://900igr.net/kartinka/literatura/khudozhestvennaja-literatura-kak-iskusstvo-slova-80007.html
cсылка на страницу

Художественная литература как искусство слова

другие презентации на тему «Художественная литература как искусство слова»

«Художественная гимнастика» - Зинаида Вербова с воспитаницами своей Студии. 1923 год. лента Лента длиной 7 м изготавливается из атласа или подобного материала. Художественная гимнастика – гармоничное сочетание искусства и спорта. А.Вагановой Николай Ивановский. Россия – родина художественной гимнастики. Оценка производится по трем критериям - за сложность, артистичность и технику выполнения.

«Художественная культура 19 века» - К.19 века. Памятник А.Н.Островскому. XIX век. М.П.Мусоргский. 1.Музыка. 2.Театр. М.Н.Ермолова в роли Жанны д’Арк. П.И.Чайковский. 2-я пол.19 в.-время расц-вета русской музыки. Цирковой козел. Дымковская игрушка. 1.Музыка. 2.Театр. 3.Художественные промыслы. Братина. Богородская игрушка. 3.Художественные промыслы.

«Реализм художественный стиль» - Сентиментализм. Александр Андреевич Иванов. Последний день Помпеи. Лето. Исаакиевский собор (1819 -1857 г.г.). Особенности художественной культуры. Портрет Булакова. Карл Павлович Брюллов. Осип Иванович Бове. опера «Русалка» романс «Я Вас любил» и др. Турчанка. Бахчисарайский фонтан. Живопись. Карл Иванович Росси.

«Художественный стиль речи» - Основные черты художественного стиля. Художественные произведения. Урок развития речи. Художественный. Стили речи: Научный. Стили речи. Язык деловых бумаг, документов. Разговорный. Функциональные стили русского языка. Книжные. Разговорный; официально-деловой; научный; публицистический; художественный.

«Художественный образ» - Художественный образ. Средства создания. Создаются образы-характеры, образы-события, образы-обстоятельства, образы-конфликты, образы-детали, выражающие определенные эстетические идеи и чувства. Художественный образ -. Форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала.

«Художественная культура ислама» - Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф Низами Гянджеви. Жалости душа достойна, у которой друга нет. Литература Арабского Востока. Называют "седьмым чудом Индостана". В Медине ислам приобрел характер самостоятельной религии. Художественная культура ислама. Чтоб клады счастья обрести, прибегни ко всесилью слов.

Литература

18 презентаций о литературе
Урок

Литература

183 темы
Картинки
900igr.net > Презентации по литературе > Литература > Художественная литература как искусство слова