Литература
<<  Литературная композиция Литературная карта России  >>
Картинок нет
Картинки из презентации «Композиция литературного произведения» к уроку литературы на тему «Литература»

Автор: . Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока литературы, скачайте бесплатно презентацию «Композиция литературного произведения.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 64 КБ.

Композиция литературного произведения

содержание презентации «Композиция литературного произведения.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Композиция литературного произведения. 12по Волге реке вместе с ними пойдет по
1. Понятие о композиции литературного новому пути»).
произведения. 2. Композиционные приемы. 3. 13Антитеза – противоречие, резко
Элементы композиции и их роль в раскрытии выраженное противопоставление понятий или
идейно-художественного содержания явлений. У Н.А. Некрасова в поэме «Кому на
произведения. Руси жить хорошо» есть такие строки: Ты и
2Таким образом, композиция включает в убогая, ты и обильная, Ты и могучая, ты и
себя и расстановку персонажей в бессильная, Матушка-Русь.
произведении, и порядок сообщения о ходе 14На антитезе построен и отрывок из
событий, и смену приемов повествования, и поэмы Д.Надькина «Чачома эле» под
соотнесенность деталей изображаемого, и названием «Изнямо или кулома» («Победа или
портретные и пейзажные зарисовки, и смерть»): Пурнавить унжат-шанжавт,
сообщение о месте и времени происходящих Тошкить: «Тюреманть стувтык!..» Эсь прянь
событий, и членение произведения на части ванстомань ежом Мартост: «Курокке
и т.п. Иными словами, композиция есть не чийть!..» Каштанчим: «Иля капша. Эряви
что иное, как структура художественного муемс тувтал. Истя а лади -Езмолк!- Кадомс
произведения. А.И. Ревякин дает такое тюремань кинть…». Соберутся жучки-паучки:
определение композиции: «Композиция (от Шепчут: «Забудь борьбу!..» Инстинкт
лат. compositio – сложение, состав, самосохранения Наряду с ними: «Беги
compono – cлагать, составлять) – быстрей!..» Самолюбие: «Не спеши.Надо
построение художественного произведения, найти причину. Так не годится -Вдруг!
определенная система средств раскрытия, –Оставить дорогу борьбы…».
организации образов, их связей и 15Пейзаж – описание природы в
отношений, характеризующих жизненный литературном произведении, выполняющее
процесс, показанный в произведении. различные функции. «Леесь а неяви, сон
3Многие литературоведы, говоря о копачазь ловсонь кондямо тумансо. Маряви
композиции произведения, выделяют две ее лисьмапрясто чудиця чудикерьксэнть
основные формы: событийную (сюжетную) и шольнемазо. Сон, прок цеков, слави мазый
несобытийную (несюжетную). Событийная кизэнь валскенть. Калдастонть кайсети
форма композиции характерна в большей скалтнэнь стакасто лексемаст ды порьксэнь
степени для эпических и драматических поремаст. Леенть чирева луганть ланга
произведений, несобытийная – для росась ашти ведь байгекс. Ломань еще
лирических. косояк арась... Коштось тусто, ванькс ды
4В современном литературоведении экше. Лексят эйсэнзэ, кодаяк а пешкедят.
существует традиция выделения таких Ломантне, нармунтне, мик тикшетнеяк, весе
композиционных приемов, как повтор, природась, удыть сэрей шождыне менеленть
усиление и монтаж. О композиционном приеме ало. Мик тештнэяк палсть аволь пек валдо
повтора ведут речь преимущественно в том толсо, сыньгак чатьмонить, эзть меша
случае, когда перекликаются первая и удыцятненень» (Реки не видно, она укутана
конечная стихотворные строки, придавая густым туманом. Слышно журчание ручейка,
произведению композиционную стройность, вытекающего из родника. Он, словно
создавая кольцевую композицию. соловей, славит красоту летнего утра. Из
Классическим примером использования загородки доносятся вздохи коров,
кольцевой композиции могут служить стихи пережевывающих жвачку. На лугу вдоль реки
А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…», лежит утренняя роса. Людей еще нигде не
С. Есенина «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…» видно... Воздух густой, чистый и
другие. Основными требованиями, прохладный. Дышишь им - не надышишься.
предъявляемыми к композиции Люди, птицы, трава, вся природа спит под
высокохудожественного произведения, легким небосводом. Даже звезды горят не
являются жизненная и художественная ярко, не мешают спящим»(Эркай Н. Л.
мотивированность и строгая подчиненность Алешка).
всех элементов произведения теме и идее. 16Портрет – описание внешнего вида,
5Прием усиления. Прием усиления наружности персонажей. С. Платонов
применяется в тех случаях, когда для «Кить-янт» («Пути-дороги»): «Вера оршазель
создания художественного эффекта простого кизэнь шожда платиинесэ, кона стазель
повтора недостаточно. Например, по сэрензэ коряс ды седеяк мазылгавтсь виде
принципу усиления построено описание килеень кондямо елганя рунгонзо. Васень
внутреннего убранства дома Собакевича в варштамсто сонзэ чамазо неяви аволь уш
«Мертвых душах» Н.В. Гоголя. Здесь всякая овсе пек мазыйтнеде. Истят чамаст весе од
новая деталь усиливает предыдущую: «все тейтерькатнень, кинень а умок топодсть
было прочно, неуклюже в высочайшей степени кемгавксово иеть ды кие се тундостонть
и имело какое-то странное сходство с васенцекс цветязевсь куракш ало ландыш
хозяином дома; в углу гостиной стояло цецинекс. Но бути седе кувать ванат Верань
пузатое ореховое бюро не пренелепых чамас, сон аламонь-аламонь лиякстоми,
четырех ногах, совершенный медведь. Стол, тееви ловтанякс ды валдомгады, прок зорява
кресла, стулья – все было самого тяжелого чилисема енксось, зярдо вирь экшстэ или
и беспокойного свойства, – словом, каждый пакся чирень томбальде появи чинть
предмет, каждый стул, казалось, говорил: сыреждиця кирьксэзэ, ды седеяк пек
«и я тоже Собакевич!» или «и я тоже очень манейгады, налксезеви весе валдосонзо,
похож на Собакевича!»». зярдо мизолдомадонть панжовить пеензэ. Но
6Прием монтажа. Прием монтажа сехте помнявицят сонзэ серой сельмензэ,
характеризуется тем, что два образа, конат лангозот ваномсто васня неявить
расположенные в произведении рядом, сталень кондямокс, мейле аламонь-аламонь
рождают некий новый смысл. К примеру, в яла сэньшкадыть, тустомгадыть ды мик
рассказе А. Чехова «Ионыч» описание чополгадыть, теевить потмакстомокс.
«художественного салона» соседствует с Вановтонзо коряс овсе а чарькодеви ежозо
упоминанием о запахе жареного лука и ды мелезэ - паро теть арси или берянь. Но
звяканье ножей. Эти детали создают ту варштавксозо зярдояк а стувтови» («Вера
атмосферу пошлости, которую автор старался была одета в легкое летнее платье, сшитое
донести до сознания читателя. В некоторых по ее росту и подчеркивающее ее стройный
произведениях (М. Булгаков «Мастер и стан. На первый взгляд, ее лицо нельзя
Маргарита», Ч. Айтматов «Плаха» и др.) отнести к очень красивым. Такие лица у
монтаж становится композиционным принципом большинства молодых девушек, которым
организации всего произведения. недавно исполнилось восемнадцать лет, и
7Элементы композиции. Наряду с понятием они впервые расцвели, точно лесные
композиционного приема в литературоведении ландыши. Но если всматриваться в лицо
речь ведут об элементах композиции. Вслед Веры, оно понемногу меняется, бледнеет и
за В.В. Кожиновым и другими учеными, мы светлеет, словно утренняя заря, когда
выделяем следующие элементы композиции: из-за леса или со стороны поля появляются
предварение, умолчание, хронологические первые солнечные лучи, и становится еще
перестановки, художественное обрамление, прекраснее при улыбке. Более всего
антитеза, пейзаж, портрет, интерьер, запоминаются ее серые глаза, которые при
диалог, монолог, лирические отступления, первом взгляде кажутся стальными, затем
вводные эпизоды. понемногу темнеют и становятся бездонными.
8Предварение – уведомление заранее о По ее взгляду невозможно понять ее
чем-то – это художественный прием, когда настроение и мысли - добра тебе желает или
писатель эпизодами предваряет изображение нет. Но взгляд ее нельзя забыть»).
грядущих событий. Спор громче, громче; 17Интерьер – изображение замкнутого
вдруг Евгений Хватает длинный нож, и вмиг пространства, среды обитания человека,
Повержен Ленский; страшно тени Сгустились; которую он организует по своему подобию,
нестерпимый крик Раздался... Хижина другими словами, – это описание
шатнулась... И Таня в ужасе проснулась... обстановки, в которой живут и действуют
9Художественное обрамление – создание герои. Например, в «Повести о том, как
картин и сцен, близких по своему существу поссорился Иван Иванович с Иваном
изображаемым явлениям и характерам. «Куст Никифоровичем» Н.В. Гоголя: «Прекрасный
«татарина» состоял из трех отростков. Один человек Иван Иванович! Он очень любит
был оторван, и, как отрубленная рука, дыни. Это его любимое кушанье. Как только
торчал остаток ветки. На других двух было отобедает и выйдет в одной рубашке под
на каждом по цветку. Цветки эти когда-то навес, сейчас приказывает Гапке принести
были красные, теперь же были черные. Один две дыни. И уже сам разрежет, соберет
стебель был сломан, и половина его, с семена в особую бумажку и начнет кушать.
грязным цветком на конце, висела книзу; Потом велит Гапке принести чернильницу и
другой, хотя и вымазанный черноземной сам, собственною рукою, сделает надпись
грязью, все еще торчал кверху. Видно было, над бумажкою с семенами: «Сия дыня съедена
что весь кустик был переехан колесом и уже такого-то числа». Если при этом был
после поднялся и потому стоял боком, но какой-нибудь гость, то «участвовал
все-таки стоял. Точно вырвали у него кусок такой-то». Покойный судья миргородский
тела, вывернули внутренности, оторвали всегда любовался, глядя на дом Ивана
руку, выкололи глаз. Но он все стоит и не Ивановича. Да, домишко очень недурен. Мне
сдается человеку, уничтожившему всех его нравится, что к нему со всех сторон
братий кругом его. «Экая энергия! - пристроены сени и сенички, так что если
подумал я. - Все победил человек, миллионы взглянуть на него издали, то видны одни
трав уничтожил, а этот все не сдается». И только крыши, посаженные одна на другую,
мне вспомнилась одна давнишняя кавказская что весьма походит на тарелку, наполненную
история, часть которой я видел, часть блинами, а еще лучше на губки, нарастающие
слышал от очевидцев, а часть вообразил на дереве. Впрочем, крыши все крыты
себе. История эта, так, как она сложилась очеретом; ива, дуб и две яблони
в моем воспоминании и воображении, вот облокотились на них своими раскидистыми
какая...»(Л. Н. Толстой «Хаджи-Мурат»). ветвями. Промеж дерев мелькают и выбегают
Примером художественного обрамления из даже на улицу небольшие окошки с резными
мордовской литературы может служить выбеленными ставнями».
отрывок из пролога романа в стихах А.Д. 18Коломасов В.М. Лавгинов. Приведем
Куторкина «Яблоня у большой дороги»: пример из мордовской литературы, описание
10«Яблоня у большой дороги». Кавто енов комнаты, в которой проживает персонаж В.
прянзо кайси Умарина покш кинть крайсэ. Коломасова Лавгинов после развода с женой:
Паксянть куншкас, теке стувтовсь, Те сулей «А уш тон варштавлитька, кодамо сонзэ ней
максыця чувтось, Таркакс пиже луга нар кудось. Арсян, натой тонь скалонь кардось
мусь. Лайшизь вармат, морызь нармунть. седе ванькс. Коштось сонзэ кудосонть истя
Цярахмант пек чавсть эйсэнзэ. Ялатеке сон кольсь, мик ойметь а таргави. Кияксось –
вийсэнзэ Кирдсь телень ламо якшамот, Эйс раужо мода. Ков иля варшта – мазынь кис
оршневемат, лякшамот, Начко шкасто кельме поводевсть шанжавонь кодавкст. А уш
ливезь. Но цидярдсь чувтось – эзь сиве, карвотне! Увныть – мезеяк а марят, прок
Стака давол марто спорязь, Ламо Вий мекш веле совась кудонтень. Стенасонть,
раштась тень коряс. Умаринась кассь уш косо ней сонзэ ацазь таркинезэ, лазкстнэ
покшсто, Зярдо сонзэ вейке боксто Керь пешксеть кендялдо, потолоконть эзга
ваткакшность петкель петне, Тарадткак пиксить таракант»[1] (Посмотрела бы ты,
синтресть чирькетне, Правтсть лопат кодазь какой у него теперь дом. Думаю, твой
локшотне, Но эзизь муе макшотне Те коровий двор чище. Воздух в доме настолько
чувтонть. Сон кеме, цела. Богатырень испортился, что невозможно вдохнуть. Пол –
шумбра тела Нулань пачк истя неявкшны. В черная земля. Куда ни посмотри, везде для
обе стороны головой кивает Яблоня у красоты висит паутина. А уж мух! Жужжат –
большой дороги. В середине поля, словно ничего не слышно, словно в дом пчелиный
забытое, Это тень дающее дерево, Местом рой залетел. В стене, около которой теперь
избрала зеленый луг. Ее оплакивали ветры, его постелька, щели полны клопов, по
над ней пели птицы. Ее бил град. Вместе с потолку ползают тараканы). Такого рода
тем она своею силой Сопротивлялась зимним интерьер помогает читателю лучше понять
холодам, Оледенению, инею, В дождливое ленивый характер изображенного героя.
время – холодному поту. Но выдержало 19Вейке ялганть, Пашкань вакссонть,
дерево – не сломалось, Споря с сильным Менсь кургсто келезэ ды колезь ботинкань
ураганом, Еще больше оно окрепло. Яблоня лазкстонть лиссь пильге сур пезэ. Ки
уже выросла, Когда с одной ее стороны Кору нарьгамс нужантень максозь, кинь ломанькс
содрали пестом, И ветви ломали дугами, а путыть, сень од шкась варяв башмаксо
Срывали листья плетеным кнутом, Но не покшсто касомс юты. У одного друга, рядом
засохло дерево, Оно здоров, цело. Иногда с Пашей, Вывалился наружу язык и из
так богатырское сильное тело Проглядывает рваного башмака вышли на улицу пальцы. Кто
сквозь лохмотья, отдан бедности на растерзание, кого не
11Примером умолчания может служить считают за человека, у того вся молодость
строфа из стихотворения С.А. Есенина до зрелости в рваных башмаках пройдет[1].
«Песнь о собаке»: По сугробам она бежала, Лирические отступления – эмоциональные
Поспевая за ним бежать... И так долго, размышления автора об изображаемых
долго дрожала Воды незамерзшей гладь. событиях. Много лирических отступлений в
Умолчание – художественный прием, когда «Дон-Жуане» Д.Г. Байрона; «Евгении
писатель в произведении умышленно не Онегине» А.С. Пушкина, «Мертвых душах»
говорит о чем-нибудь. Н.В. Гоголя; в «Яблоне у большой дороги»
12Хронологические перестановки – такой А.Д. Куторкина:
элемент композиции, когда писатель в своем 20Диалоги и монологи – это значимые
произведении рассказывает о событиях, высказывания, как бы подчеркивающие,
нарушая хронологическую демонстрирующие свою «авторскую»
последовательность. Классическим примером принадлежность. Диалог неизменно связан с
такого рода композиции является роман М.Ю. взаимным, двусторонним общением, при
Лермонтова «Герой нашего времени». В котором говорящий считается с
романе А. Доронина «Баягань сулейть» непосредственной реакцией слушающего, при
(«Тени колоколов»), повествующем о жизни этом активность и пассивность переходят от
патриарха Никона, есть несколько таких одних участников коммуникации к другим.
эпизодов: «... Владыкантень лецтявсь, Для диалога характерно чередование кратких
мейстэ весемесь ушодовсь ды кода сон высказываний двух или более лиц. Монолог –
понгсь тезэнь, васоло енксонь усиятнес. Те непрерываемая речь одного лица. Монологи
ульнесь 1625 иень тундостонть, зярдо бывают «уединенными», в случае, когда
сонзэ, велень попонть, ве чистэ кирьга говорящий не имеет прямого контакта с
ормадо кулость кавто церканзо. Те кем-либо, и «обращенными», призванными
ризкстэнть Олда низэ эзь цидярдо, тусь активно воздействовать на слушателей.
монахинякс. Ды сонгак арсесь-тейсь прянзо 21Вводные эпизоды литературоведы иногда
наравтомо. Кочкизе Соловкань монастыренть, называют вставными рассказами. Таковыми
кона сеть иетнестэяк Русень келес пек являются сказка об Амуре и Психее в романе
содавиксэль. Ансяк кода тей пачкодемс? Апулея «Метаморфозы» («Золотой осел»),
Сыргась Нижней Новгородов. Кемсь, тосто история капитана Копейкина в «Мертвых
муи Архангельскоенть марто сюлмавозь душах» Н.В. Гоголя.
ломанть ды Рав лейганть сырги мартост од 22В заключение следует отметить, что
ки лангов». («Владыка вспомнил, с чего все любое художественное произведение имеет
началось и как он попал сюда, в эти свою композицию, особую структуру. В
отдаленные места. Это случилось весной зависимости от тех целей и задач, которые
1625 года, когда у него, сельского попа, в перед собой поставил, писатель выбирает те
один день от болезни горла умерли двое его или иные элементы композиции. Одновременно
сынишек. От такого горя его жена Олда не все элементы композиции, перечисленные
выдержала, ушла в монахини. Он тоже, выше, не могут присутствовать даже в
поразмыслив, решил постричься в монахи. больших по объему эпических произведениях.
Выбрал Соловецкий монастырь, который уже в Редко встречаются в художественной
те времена был очень известным на Руси. литературе такие компоненты, как
Только как туда добраться? Отправился в предварение, художественное обрамление,
Нижний Новгород. Надеялся, что там найдет вводные эпизоды.
людей, которые связаны с Архангельском, и
Композиция литературного произведения.ppt
http://900igr.net/kartinka/literatura/kompozitsija-literaturnogo-proizvedenija-206371.html
cсылка на страницу

Композиция литературного произведения

другие презентации на тему «Композиция литературного произведения»

«Литературная математика» - 2. Кто написал известный рассказ «Федина задача»? а) А.Чехов; б) Н.Носов; в) В.Скотт. Теперь ты знаешь, что еще кроме литературы связано с математикой. 3. Кому принадлежат слова «мы любим все - и жар холодных чисел…»? а) А.Дюма; б) М.Твен; в) А.Блок. 6. Известная комедия про нерадивого ученика Митрофанушку. а) «Протекция»; б) «Недоросль»; в) «Опытность».

«Календарь литературных дат» - Войнич. Эдвард Лир. Шитая картина, 1820-е гг... http://bse.sci-lib.com/article119464.html. 1979 год «Ста?лкер» — фантастический триллер, СССР, 1979. Анастасия Москвичёва. 80 лет – «Пакет» (1932) Л. Пантелеева. Х. К. Андерсена (1968) «Большое путешествие Марселино», «Марселино Хлеб-и-Вино». Маршак С. Почта.

«Литературный романтизм» - Но я убью тебя, прежде чем настанет вечер... Худо тебе, рыба? Романтизм. Герои и поступки. Видит Бог, мне самому не легче». Представители романтизма. Представители пассивного стиля: Андерсен, Гофман, Жуковский. Существует два вида романтизма: революционный и пассивный. Человек и окружающий мир. Духовная свобода.

«Литературные направления» - Кто является основателем русского романтизма? В.А. Жуковский. Тест по теме: «Литературные направления». М.В. Ломоносов. Кто является основателем русского сентиментализма? Кто является основателем русского классицизма? Н.М. Карамзин.

«Композиция» - Искусство композиции- основа дизайна и архитектуры. Буква состоит из структурных элементов-штрихов: 1.Выполнение задания возможно в программе Word или Paint. Заменяя в работах линии строками, прежде всего стремитесь к гармонии. Текст и изображение как элементы композиции 8.Многообразие форм графического дизайна.

«Литературный язык» - Какие функциональные стили традиционно выделялись в русском языке? Главное назначение литературного языка. Функциональные стили литературного языка. Стиль деловых бумаг, государственных докладов (в рамках официально-делового стиля). Формы и сферы существования языка. Устная – первичная и единственная форма существования языка, не имеющего письменности.

Литература

18 презентаций о литературе
Урок

Литература

183 темы
Картинки
900igr.net > Презентации по литературе > Литература > Композиция литературного произведения