Толстой
<<  Л.Н. Толстой Лев Толстой  >>
2 -3 уроки
2 -3 уроки
Истинную цену свету знает Андрей Болконский
Истинную цену свету знает Андрей Болконский
Луч света проникает в гостиную вместе с этим молодым поколением
Луч света проникает в гостиную вместе с этим молодым поколением
«Жизнь сердца» Ростовых
«Жизнь сердца» Ростовых
Она не удостаивает быть умной
Она не удостаивает быть умной
«Жизнь ума» Болконских
«Жизнь ума» Болконских
Кутузов и Наполеон у Толстого олицетворяют два коренных человеческих
Кутузов и Наполеон у Толстого олицетворяют два коренных человеческих
Кутузов и Наполеон у Толстого олицетворяют два коренных человеческих
Кутузов и Наполеон у Толстого олицетворяют два коренных человеческих
Шенграбенское сражение – символ мужества русских
Шенграбенское сражение – символ мужества русских
«Успехом дня мы обязаны более всего… геройской стойкости капитана
«Успехом дня мы обязаны более всего… геройской стойкости капитана
«Всё отдам за минуту славы
«Всё отдам за минуту славы
«Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба"
«Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба"
Картинки из презентации «Лев Толстой» к уроку литературы на тему «Толстой»

Автор: 1. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока литературы, скачайте бесплатно презентацию «Лев Толстой.pptx» со всеми картинками в zip-архиве размером 646 КБ.

Лев Толстой

содержание презентации «Лев Толстой.pptx»
Сл Текст Сл Текст
1Лев Толстой. «Война и мир» 1 том. 32опасных участках Шенграбенского боя.
21 урок. Важнейшие особенности Встреча с Тушиным до боя и на его батарее,
Толстого-художника и мыслителя. «Война и а затем после боя и в штабе Багратиона
мир». Смысл заглавия. Жанр. Композиция. заставила его увидеть настоящий героизм и
Проблематика. Толстой создал своё воинский подвиг в истинном свете.
моральное учение на основе учения 33«Надо быть ближе к солнцу». Князь
христианского, но освобождённое от Андрей считал, что подвиг мог совершить
элементов официальной церковности. только человек, занимающий высокое
Сущность своего учения он изложил в официальное положение или имеющий
сочинении «В чём моя вера?», в котором героическую внешность. Но маленький,
объявил о своём разрыве с официальной неказистый и косноязычный Тушин опроверг
церковью. Созданное им оригинальное своим мужеством это ошибочное
вероучение имеет три главных направления: представление. Это новое знание оскорбляет
опрощение, нравственное его самолюбие. Почему? Тушин, только что
самоусовершенствование и непротивление злу совершивший подвиг, не может защитить себя
насилием (призыв к борьбе со злом любыми перед начальством. Он был бы строго
средствами, кроме одного – насилия). наказан, если бы не вмешательство Князя
Отсюда утверждение двойного гуманизма: Андрея. Выйдя из штаба и распрощавшись с
гуманизма не только целей, но и средств их Тушиным, князь Андрей не мог подавить в
достижения. себе презрение к нему. Он болезненно
3Смысл заглавия романа «Война и мир». переживает любое прикосновение к прозе
Основой нравственной позиции Толстого стал жизни. Его влечёт только выдающееся,
идеал «простоты, добра и правды», исключительное (Кутузов, Наполеон).
высказанный им в 3 томе романа «Война и Недаром он говорит: «Надо быть ближе к
мир» при оценке Наполеона: «Нет величия солнцу». В этот период жизни Болконский
там, где нет простоты, добра и правды». переживает свой первый душевный кризис,
Ценность человека или события Толстой когда понимает ошибочность своих
измерял степенью его близости к народной представлений о подвиге и людях, его
правде. Отсюда и главная мысль романа – « совершающих.
мысль народная»: «В «Войне и мире» я люблю 34Истинное и ложное. Один из главных
мысль народную». Этим объясняется и смысл пороков современной цивилизации, по мысли
слов «война» и «мир» в заглавии романа. Толстого, в широком распространении ложных
Мир – это не только перерыв между боями, понятий. В связи с этим проблема истинного
это и крестьянский мир, община, которая и ложного становится одной из ведущих в
стала идеалом Толстого, так как в ней не произведении. Как же отличить истинное от
было социального принуждения, её отличало ложного? Для этого у Толстого есть два
равенство, опирающееся на нравственные критерия: истинное исходит из глубины души
основы. Значит, второй смысл слова «мир» - человека и выражается просто, без позы и
равенство, единство людей, а «война» - это «игры на публику». Ложное, наоборот,
принуждение, неравенство, наличие власти, порождено низменной стороной человеческой
разобщённость, заставляющая людей воевать натуры и всегда ориентировано на внешний
за свои корыстные интересы. эффект. Что же подразумевает Толстой под
4Все герои Толстого принадлежат либо к понятием «ложный героизм»?Пока человек
партии «мира», либо к партии «войны». хочет совершить подвиг прежде всего для
Полюс «мира» в романе – это кутузовское и того, чтобы его заметили, и мечтает о
каратаевское начало, к которому тянутся подвиге непременно красивом, это, по
все Ростовы, Болконские, Тушин, Тимохин, Толстому, ещё не настоящий героизм.
Василий Денисов, партизаны, простые Истинный героизм возникает тогда, когда
солдаты и весь народ. Высшим выражением человек думает не о себе, а общем деле и
«войны» является наполеоновское и не заботится о том, как он выглядит со
курагинское начало. К «войне» относятся стороны.
Друбецкие, Берг, всё окружение Александра 35Тема истинного и ложного героизма.
I и Наполеона, штабные офицеры и светское Истинным героем в сражении показан капитан
дворянство. Тушин. В его облике автор стремится
5Два героя ( князь Андрей и Пьер) увидеть неуставное, человеческое, поэтому
жёстко не прикреплены ни к одному из во внешности его нет ничего героического:
полюсов. Они сквозь разочарования, «В его фигурке было что-то особенное,
духовные кризисы пробиваются от «войны» (в совершенно невоенное, несколько
начале романа, где увлечены Наполеоном), к комическое, но чрезвычайно
народной «простоте, добру и правде», то привлекательное». Перед боем он говорит,
есть к «миру». что боится смерти, в бою же «Тушин не
6«Война и мир» как роман-эпопея. испытывал ни малейшего чувства страха, и
Роман-эпопея – это особый жанр, сочетающий мысль, что его могут убить или больно
в себе черты и романа и эпопеи. Романное ранить, не приходила ему в голову». Он
начало проявляется в постановке проблемы самостоятельно принимает решения: «Никто
личности, её идейно-нравственных исканий, не приказывал Тушину, куда и чем стрелять…
в изображении сложного жизненного пути решил, что хорошо бы зажечь деревню». В
главных героев. При этом судьбы героев результате именно он со своей батареей
показаны на широком фоне русской жизни. 2. остановил движение французов в центре
Эпическое начало проявляется в изображении сражения.
важнейшего события в национальной истории 36Мужество, героизм, самоотверженность
– Отечественной войны 1812 года. Поэтому Тушина и его батареи показаны как
особую значимость приобретает проблема естественное поведение на войне истинных
изображения народа. Отсюда же – большое героев. После боя, в сцене подведения
количество массовых сцен и действующих лиц итогов в штабе, он опять «маленький»,
(свыше 550). 3. Соединение этих двух начал боящийся начальства человек, избежавший
достигается тем, что идейно-нравственные наказания благодаря вмешательству
искания отдельных героев даны в тесной Болконского, оценившего его подвиг:
связи с национально-историческими «Успехом дня мы обязаны более всего
событиями. Автор показывает, что найти действию этой батареи и геройской
смысл жизни возможно лишь в единении с стойкости капитана Тушина с его ротой».
народом. 37«Успехом дня мы обязаны более всего…
7Эпопея Признаки жанра. 1. В основе геройской стойкости капитана Тушина и его
лежит важнейшее историческое событие, от роты».
которого зависит судьба целого народа 38Истинным героем является и Тимохин,
(Отечественная война 1812 года). 2. который в сцене смотра войск при Браунау
Большое число действующих лиц различных выглядел весьма неприглядно: «Лицо
сословий и классов. 3. Главный герой капитана выражало беспокойство школьника,
исторического романа - эпопеи – народ. которому велят сказать не выученный им
8Композиция. 1. Чередование военных урок. На красном (очевидно, от
сцен с мирными: 1том. Война 1805-1807 невоздержания) лице выступали пятна, и рот
годов за границей и мирная жизнь героев в не находил положения». Во время же боя он
России. 2 том. Отсутствие военных «с одною шпажкой набежал на неприятеля».
действий. Война представлена как борьба «Это была рота Тимохина, которая одна в
добра со злом за нравственные начала в лесу удерживалась в порядке…и неожиданно
человеке. 3 том. Война 1812 года. 4 том. атаковала французов». Награды не достаются
Итоги нравственных исканий героев и ни Тушину, ни Тимохину, награды получают
партизанская война. Эпилог. Судьбы героев Жерковы и Долоховы. Жерков храбр перед
после войны 1812 года. начальством, в бою труслив. Он отправлен
92. Сопоставление героев по их на батарею Тушина, чтобы передать приказ
внутренним качествам, взглядам, поведению. об отступлении: « Жерков, бойко, не
Например, в 1 томе 1 части – отнимая руки от фуражки, тронул лошадь и
противопоставление салону Шерер семей поскакал. Но едва он отъехал от
Ростовых и Болконских. 3. Наличие Багратиона, как силы изменили ему. На него
авторских философских отступлений, нашёл непреодолимый страх, и он не мог
посвящённых проблеме роли личности и ехать туда, где было опасно».
народных масс в истории. 4. Наличие 39К лжегероям относится и Долохов, для
пейзажных зарисовок, разнообразных по которого война – способ вернуть звание
своей функциональной роли. 5. Обилие после того, как он был разжалован в
массовых сцен. рядовые. В сцене смотра войск он
10Композиция 1 тома. 1 том – события обращается к Кутузову: «Прошу дать мне
1805 года, когда Россия воевала с Австрией случай загладить мою вину и доказать мою
на её территории. 1 часть играет роль преданность государю императору и России».
экспозиции. В ней заявлены многие темы В сражении он проявляет храбрость,
романа: в чём состоит красота человеческой преследуя те же эгоистические, карьерные
жизни, какую жизнь можно считать цели: «Мною взят в плен офицер… Я
настоящей, осуждение высшей петербургской остановил роту. Прошу запомнить, ваше
и московской знати, тема отношения к превосходительство. Рана штыком, я остался
войне. Ключевые эпизоды: 1.Вечер в салоне во фронте».
А.П. Шерер. Петербург. (главы 1-6). 2. 40Истинный героизм проявляют на войне
Борьба за наследство графа Безухова. прежде всего простые люди – солдаты,
Москва. (12-13, 18-21 главы). 3. Семья капитан Тушин, капитан Тимохин и другие.
Ростовых. Именины (7-11, 14-17 главы). 4. «Простота, добро и правда» - главные
Болконские. Жизнь в Лысых Горах (22-25 критерии отличия истинного от ложного в
главы). «Войне и мире».
111 том 2 -3 часть Изображение войны 41Тест. Часть 1 Прочитайте приведенный
1805-1807 годов «Эпоха наших неудач и ниже фрагмент текста и выполните задания
нашего срама». 2 часть. Ключевые эпизоды: B1 – B7; C1 – С3. Солдаты, большей частью
1.Сцена смотра войск в Браунау (1-3 красивые молодцы (как и всегда в
главы). 2. Изображение войны «в крови, в батарейной роте, на две головы выше своего
страданиях, в смерти». Сюжетная линия офицера и вдвое шире его), все, как дети в
Николая Ростова (4, 8, 15,19 главы). 3. затруднительном положении, смотрели на
Шенграбенское сражение : Лжегероизм своего командира, и то выражение, которое
(Жерков, Долохов) и истинный героизм было на его лице, неизменно отражалось на
Тимохина и Тушина (15-17, 20-21 главы). их лицах. Вследствие этого страшного гула,
Поведение князя Андрея, мечты о «Тулоне» шума, потребности внимания и деятельности
(3, 12, 15-17, 20-21). Тушин не испытывал ни малейшего
12Аустерлицкое сражение: 1. Кутузов и неприятного чувства страха, и мысль, что
император Александр (15-16 главы). 2. его могут убить или больно ранить, не
Николай Ростов в бою (13,17,18). 3. Подвиг приходила ему в голову. Напротив, ему
князя Андрея и его разочарование в становилось всё веселее и веселее.
Наполеоне (11-12, 16, 19). 3 часть 42Ему казалось, что уже очень давно,
Ключевые эпизоды. едва ли не вчера, была та минута, когда он
13Проблематика романа. 1. Тема увидел неприятеля и сделал первый выстрел,
героической борьбы русского народа. 2. и что клочок поля, на котором он стоял,
Проблема роли личности и народных масс в был ему давно знакомым, родственным
истории. 3.Тема войны и мира, антивоенная местом. Несмотря на то, что он всё помнил,
тема. 4. Проблема взаимоотношений народа и всё соображал, всё делал, что мог делать
дворянского класса. 5. Проблема истинного самый лучший офицер в его положении, он
и ложного героизма. 6. Проблема обличения находился в состоянии, похожем на
бездуховности высшего светского общества, лихорадочный бред или на состояние пьяного
его антипатриотизма. 7. Проблема поиска человека.
смысла жизни. 8. Проблема настоящей жизни. 43Из-за оглушающих со всех сторон звуков
Отсюда и частные нравственные проблемы: своих орудий, из-за свиста и ударов
долга и чести, дружбы, любви и другие. снарядов неприятелей, из-за вида
14Особенности психологизма в романе. вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся
Психологизм – подробное и глубокое около орудий прислуги, из-за вида крови
воспроизведение внутреннего мира человека. людей и лошадей, из-за вида дымков
При помощи психологизма Толстой раскрывает неприятеля на той стороне (после которых
нравственные искания своих героев, процесс всякий раз прилетало ядро и било в землю,
постижения ими смысла жизни. Для этого он в человека, в орудие или в лошадь), –
использует разные приёмы. 1. из-за вида этих предметов у него в голове
Психологический анализ. Автор анализирует установился свой фантастический мир,
и объясняет причины того или иного который составлял его наслаждение в эту
психологического состояния героев. минуту. Неприятельские пушки в его
(чувства и переживания Андрея Болконского воображении были не пушки, а трубки, из
на Аустерлицком поле после ранения, которых редкими клубами выпускал дым
восприятие Наташей оперы, впечатление невидимый курильщик.
Пьера Безухова от расстрела пленных). 2. 44– Вишь, пыхнул опять, – проговорил
Внутренний монолог. Автор передаёт поток Тушин шепотом про себя, в то время как с
мыслей и переживаний персонажа. (Пьер горы выскакивал клуб дыма и влево полосой
после дуэли с Долоховым, молитва Наташи, относился ветром, – теперь мячик жди –
мысли Николая Ростова после атаки на отсылать назад. – Что прикажете, ваше
французов). 3. «Диалектика души» (термин благородие? – спросил фейерверкер, близко
Чернышевского). Толстой одним из первых стоявший около него и слышавший, что он
стал изображать внутренний мир человека в бормотал что-то. – Ничего, гранату... –
движении, динамике, раскрывая непрямые и отвечал он. «Ну-ка, наша Матвевна», –
часто нелогичные связи между мыслями, говорил он про себя. Матвевной
представлениями, воспоминаниями. ( представлялась в его воображении большая
Психологическое состояние Пьера в Торжке крайняя, старинного литья пушка. Муравьями
перед встречей с Баздеевым, мысли Наташи представлялись ему французы около своих
после встречи с Анатолем в опере). 4. орудий. Красавец и пьяница первый нумер
Психологические детали (чаще – портрет, второго орудия в его мире был дядя; Тушин
через который раскрывается внутреннее чаще других смотрел на него и радовался на
состояние души человека). 5. Сны (А. каждое его движение.
Болконский перед смертью), пограничные 45Звук то замиравшей, то опять
состояния сознания (бред Николая Ростова усиливавшейся ружейной перестрелки под
после ранения). горою представлялся ему чьим-то дыханием.
15Домашнее задание 1 том, 1 часть. 3 Он прислушивался к затиханью и разгоранью
апреля. 2 урок. Семинар. Работа в группах. этих звуков. «Ишь, задышала опять,
(Том 1, часть1) Знакомство с героями. задышала», – говорил он про себя. Сам он
Критическое изображение высшего света в представлялся себе огромного роста, мощным
романе. Мысль семейная в романе. Какую мужчиной, который обеими руками швыряет
жизнь Толстой считает настоящей? 1 группа. французам ядра.
Критическое изображение высшего света в 46– Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! –
романе. Салон А.П.Шерер. 2 группа. говорил он, отходя от орудия, как над его
Критическое изображение высшего света в головой раздался чуждый, незнакомый голос:
романе. Семейство Курагиных. 3 группа. – Капитан Тушин! Капитан! Тушин испуганно
Семейство Ростовых. Именины у Ростовых. 4 оглянулся. Это был тот штаб-офицер,
группа. Андрей Болконский. Семейство который выгнал его из Грунта. Он
Болконских. Имение Лысые Горы. запыхавшимся голосом кричал ему: – Что вы,
162 -3 уроки. Какую жизнь Толстой с ума сошли? Вам два раза приказано
считает настоящей? отступать, а вы... «Ну, за что они
17Критическое изображение высшего меня?...» – думал про себя Тушин, со
светского общества. Толстой не принимает и страхом глядя на начальника. – Я… ничего…
сурово осуждает людей, цель которых – – проговорил он, приставляя два пальца к
карьера, богатство, корыстное козырьку. – Я…
политиканство, власть, жестокость и 47Но полковник не договорил всего, что
способность к убийству. Этих людей он хотел. Близко пролетевшее ядро заставило
относит к миру войны. Для их разоблачения его, нырнув, согнуться на лошади. Он
он вырабатывает свой метод – «срывание замолк и только что хотел сказать еще
всех и всяческих масок». Так, внешне мы что-то, как еще ядро остановило его. Он
видим в салоне изящество, ум, такт, поворотил лошадь и поскакал прочь. –
высокие политические интересы. А внутренне Отступать! Все отступать! – прокричал он
это фальшивые люди, их разговоры и издалека. Солдаты засмеялись. (Л.Н.
поведение лицемерны. Например, князь Толстой «Война и мир»).
Василий, рассуждая на высокие политические 48При выполнении заданий В1 – В2
темы, думает лишь об устройстве сына. запишите ваш ответ в бланк ответов №1
Скрывая корыстные намерения, он говорит, « справа от номера соответствующего задания,
как заведённыё часы», «как актёр говорит начиная с первой клеточки. Ответ
слова старой пьесы». У всех гостей «улыбка необходимо дать в виде слова или сочетания
сливалась с неулыбкой». Постоянно звучащая слов. Каждую букву пишите в отдельной
французская речь подчёркивает оторванность клеточке разборчиво. Слова пишите без
знати от народа, его интересов, культуры, пробелов, знаков препинания и кавычек.
языка. Хозяйку салона Толстой сравнивает с 49B3 Какое название Н.Г. Чернышевский
хозяйкой прядильной мастерской, дал художественному открытию Толстого,
подчёркивая автоматизм всего отобразившего «текучесть» внутренней жизни
происходящего, отсутствие искренности, человека, ее изменчивость? Ответ:
простых человеческих чувств. ______________________________ . B4
18«Приличьем стянутые маски»… Люди Выпишите из 3 абзаца фрагмента слово,
«войны» могут быть опасны, если нужно которым автор обозначает необычное
защитить свои корыстные интересы. Это состояние героя, его внутреннее видение и
проявляется в эпизодах борьбы за чувствование происходящего. Ответ:
наследство старого графа Безухова. В ______________________________ . B5
борьбе за завещание (за мозаиковый Назовите средство художественной
портфель) раскрывается истинное лицо князя изобразительности, с помощью которого
Василия, что выражено через портретную автор характеризует поведение солдат
характеристику: «Щёки его начали батареи во время боя (см. 1 абзац
нервически подёргиваться, придавая его фрагмента). Ответ:
лицу неприятное выражение, какое никогда ______________________________ .
не показывалось на лице, когда он бывал в 50B6 Какой прием использует автор,
гостиных». Пьер видит «озлобленное, сопоставляя различные проявления Тушина:
потерявшее всё приличие лицо княжны». его внутреннее отождествление себя с
Маски сорваны, суть обнажена. «мощным мужчиной» и страх перед
19«Людям войны» Толстой начальством? Ответ:
противопоставляет «жизнь сердца» Ростовых ______________________________ . B7 Как
и «жизнь ума» Болконских. В салоне Шерер называется выразительная подробность в
лишь два живых человека – Пьер и князь произведении, несущая важную смысловую и
Андрей. Появление Пьера пугает хозяйку идейную нагрузку (например, старинная
салона, в нём было нечто «не свойственное пушка, прозванная Тушиным «Матвевной»)?
месту». Что именно? «Этот страх мог Ответ: ______________________________ .
относиться только к тому умному и вместе с 51Для выполнения заданий С2 – С3
тем естественному взгляду, отличавшему его используйте бланк ответов № 2. Запишите
от всех в этой гостиной». Толстой сначала номер задания, а затем дайте
подчёркивает и его особую улыбку: «У него, связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10
напротив, когда приходила улыбка, то предложений. C2 Сформулируйте главную тему
вдруг, мгновенно, исчезало серьёзное лицо фрагмента и кратко прокомментируйте
и являлось другое, детское, доброе». высказывание одного из исследователей:
20Истинную цену свету знает Андрей «Тот, богатырский Тушин, каким он
Болконский. «Гостиные, сплетни, балы, воображает себя, является более настоящим,
тщеславие, ничтожество - вот тот чем “реальный”, видимый Тушин».
заколдованный круг», из которого он хочет Демонстрационный вариант ЕГЭ 2008 г.
вырваться. Поэтому идёт на войну: «Я иду ЛИТЕРАТУРА, 11 класс. © Федеральная служба
потому, что эта жизнь, которую я веду по надзору в сфере образования и науки
здесь, эта жизнь – не по мне!» Оба они, Российской Федерации (2008 - 7 ) C3 В
Пьер и князь Андрей, увлечены Наполеоном, каких произведениях русской классики
считают его великим человеком. ставятся проблемы, близкие проблематике
21«Луч света проникает в гостиную вместе приведенного эпизода, и как они
с этим молодым поколением». «Жизнь сердца» перекликаются с толстовской «мыслью
Ростовых. народной»?
22«Жизнь сердца» Ростовых. Искренность 52С-2. В эпизоде звучит тема истинного,
Ростовых противопоставлена искусственной непоказного героизма. Такой героизм
жизни света. Два приёма (у Шерер и на проявляют капитан Тушин и солдаты его
именинах двух Наталий) различны во всём. В батареи, сумевшие остановить движение
салоне - обряд приветствия никому не французов в центре сражения. «Реальный,
нужной тётушки, у Ростовых – видимый» Тушин - человек маленького роста,
«благодарность всем без исключения». неприметный, боящийся начальства («Ну, за
Естественность, отсутствие фальши, чистота что они меня?...» – думал про себя Тушин,
внутреннего мира, близость к народу со страхом глядя на начальника). – Я…
проявляется в ряде сцен. Какой мы видим в ничего… – проговорил он, приставляя два
этих сценах Наташу Ростову? пальца к козырьку. – Я… ). В бою «он
23Она живёт чувствами, и это пока представлялся себе огромного роста, мощным
прекрасно. Наташе 12 лет. Она мужчиной, который обеими руками швыряет
олицетворение естественности, счастья, французам ядра». Приём контраста
влюблённости, искренности и своеволия. подчёркивает, что «тот, богатырский Тушин,
Портретные детали подчёркивают это: каким он воображает себя, является более
эпитеты передают её внутреннее ощущение настоящим, чем “реальный”, видимый Тушин».
счастья («зарумянившаяся», «оживлённая», С такой оценкой героя нельзя не
«у неё звонкий смех»). Её отличает согласиться, потому что, не ощущай себя
сердечная отзывчивость (плачет вместе с Тушин богатырём, не победить ему
Соней). И при этом она делает «бог знает французов.
что», то, что прощается в детстве, но 53Ответы. В1 Шенграбенское В2 Болконский
может принести беду по мере взросления В3 диалектика души В4 наслаждение В5
(целуется с Борисом, громко спрашивает, сравнение В6 контраст <или>
какое будет пирожное). Непосредственность антитеза.
переживаний, Ликующая радость жизни не 541 том 2 -3 часть (11-19 главы).
оставляют места для размышлений. Позже Изображение войны 1805-1807 годов («Эпоха
Пьер о ней скажет; «Она не удостаивает наших неудач и нашего срама»). 1. Кутузов
быть умной». и император Александр (15-16 главы). 2.
24«Она не удостаивает быть умной». Николай Ростов в бою (13,17,18). 3. Подвиг
25«Жизнь ума» Болконских. Есть ещё один князя Андрея и его разочарование в
способ уйти от пустой, лицемерной жизни Наполеоне (11-12, 16, 19). Аустерлицкое
света. Это размеренная, осмысленная жизнь сражение.
ума и души. Так живут в Лысых Горах 55Аустерлицкое сражение. Это сражение
Болконские. Это «особая порода» людей. трёх императоров, цели его непонятны
Всех их отличает невысокий рост, простым солдатам. Толстой считал, что
определённые и сухие черты, главное – сражение, не имеющее высокого
сходство глаз, которые светятся умом и нравственного стимула, будет проиграно. И
добротой, «непривычным блеском», у княжны личная воля отдельных людей, в том числе и
Марьи – «лучистые». Их связывает глубокая Кутузова, не может изменить ход событий.
работа мысли, высокий интеллект, Кутузов отрицательно относится к сражению:
склонность к умственной деятельности, он считает, что нужно или отступать, или
глубина душевного мира, гордость, подождать подкрепление из России. Он
аристократизм. предсказывает результат сражения: «Я
26Домашнее задание 1 том 2 часть. 1 думаю, что сражение будет проиграно». На
группа. Анализ эпизода (1-3 главы). Как военном совете он не предлагает свой план
смотр войск при Браунау характеризует сражения, он просто спит, зная, что
Кутузова-полководца и человека? Как бессилен что-либо изменить.
раскрывается отношение народа к войне? 2 Русско-австрийскую армию Толстой называет
группа. Изображение войны «в крови, в «толпой»: «толпы бежали назад», «войска
страданиях, в смерти». Сюжетная линия бежали густой толпой». Кругом «туман»,
Николая Ростова (4, 8, 15,19 главы). 3 туманны и распоряжения командиров.
группа. Как изменился на войне А. 56«Что делают! Что делают? – бормотал
Болконский? Чем отличается от других про себя Кутузов. – Что же это?». За
штабных офицеров? Как относятся к нему бездарность императоров расплачиваются
Кутузов и офицеры? (3, 9, 12 главы). Как солдаты и офицеры действующей армии. Вот
проявляется в нём наполеоновское начало? 4 Ростов узнаёт, что из «всей массы огромных
группа. С какой целью Кутузов предпринял красавцев людей (кавалергардов) после
Шенграбенское сражение? Как решается тема стычки осталось только осьмнадцать
истинного и ложного героизма? Сравните человек». Потом он увидел, что «на поле,
поведение солдат, штабных офицеров, князя как копны на хорошей пашне, лежало человек
Андрея, Тушина, Тимохина, Долохова во 10-15 убитых, раненых на каждой деятине
время сражения. Проследите поведение места». Гибнут сотни бойцов на узкой
капитана Тушина перед боем, в бою и после плотине. Весь этот ад возник по вине
него. Каким увидел его князь Андрей? Что человека «с прекрасным счастливым лицом и
понял он? 5 группа. О чём мечтал А. ласковым голосом». После поражения
Болконский накануне Шенграбенского Александр 1 выглядит уже иначе: «Государь
сражения? Какие его представления был бледен, щёки его впали и глаза
оказались ошибочными? (3,12, 15-17, 20-21 ввалились», «заплакав», он «закрыл глаза
главы). рукой».
27Кутузов и Наполеон у Толстого 57Внутренне схож с русским императором и
олицетворяют два коренных человеческих Наполеон. У обоих на лицах перед сражением
типа, две концепции жизни, о конфликте – счастье. Их роднит ребяческое
которых и написан роман. легкомыслие по отношению к армии, народу.
28Шенграбенское сражение Кутузов – В письме Наполеон обращается к Александру
полководец и человек. Русское со словами: «Государь, брат мой». Они
правительство вступило в войну из боязни братья по духу и по цели, они строят своё
распространения революционных идей и счастье на несчастье других. Так
желания воспрепятствовать захватнической обнаруживается главнейшая мысль 1 тома –
деятельности Наполеона. В сцене смотра мысль о ничтожности тех, кто живёт собой,
войск при Браунау мы видим, что русская своим счастьем, построенном на несчастье
армия не готова к войне и цели её других.
непонятны простым солдатам. Цель Кутузова 58«Всё отдам за минуту славы!» (Андрей
– сберечь своих солдат, убедить Болконский).
австрийских генералов в том, что русская 59В это же время Наполеон, глядя на
армия не готова идти на соединение с солнце, выплывающее из тумана, видел, как
армией генерала Мака. Кутузов, который, оно осветит поле его торжества. И он тоже
как сказано в предыдущей главе, не думал о том, что его торжество будет
“намеревался показать австрийскому следствием страданий и гибели людей.
генералу то печальное положение, в котором Стремясь к славе, князь Андрей
приходили войска из России. С этою целью действительно совершает подвиг, со
он и хотел выехать навстречу полку, так знаменем в руках он поднимает солдат в
что, чем хуже было бы положение полка, тем атаку: «Вот оно! – думал князь Андрей,
приятнее было бы это главнокомандующему”. охватив древко знамени и с наслаждением
И действительно, Кутузов, “поглядывая на слыша свист пуль, очевидно, направленных
обувь, несколько раз грустно покачивал против него... Он побежал вперёд с
головой и указывал на неё австрийскому несомненной уверенностью, что весь
генералу с таким выражением, что как бы не батальон побежит за ним. Действительно, он
упрекал в этом никого, но не мог не пробежал один только несколько шагов…Весь
видеть, как это плохо”. батальон с криком»ура!» побежал вперёд и
29Единство главнокомандующего и армии. обогнал его». «Вот та счастливая минута,
Каким видим Кутузова? У него тяжёлая тот Тулон, которого так долго ждал он».
походка, слабый голос, пухлое, «Хочу славы, хочу быть известным людям,
изуродованное раной лицо . Он отрицательно хочу быть любимым ими.. Одного этого я
относится к войне на чужой территории и хочу, для одного этого я живу».
стремится удержать армию от сражений. 60Второй душевный кризис Андрея
Толстой неоднократно подчёркивает близость Болконского. Раненый, Болконский видит
главнокомандующего и людей “из рядов” — перед собой Наполеона и понимает, что не
Тимохина (“Ещё измаильский товарищ”), может быть велик человек, который повинен
“офицеров, которых он знал по турецкой в смерти тысяч людей. Понимает, что
войне”, а иногда и солдат, которым прежнее его стремление к славе ничтожно:
Кутузов, проходя по рядам, говорил “по «И так мелочен казался ему сам герой его,
нескольку ласковых слов”. И разговор с этим мелким тщеславием и радостью
солдат после смотра (“Как же сказывали, победы». Так приходит разочарование в
Кутузов кривой, об одном глазу? — А то Наполеоне, понимание ничтожности подвига,
нет! Вовсе кривой. — Не... брат, глазастее совершённого во имя личной славы.
тебя. Сапоги и подвёртки — всё 61Наполеон представился ему ничтожным
оглядел...”), и песня, радовавшая человечком «с безучастным …и счастливым от
Кутузова, — всё подтверждает единство несчастья других взглядом».
главнокомандующего и армии — ещё более 62На войну 1805 года Андрей Болконский
важное в 1812 году. идет, потому что устал от светского
30Антивоенная тема в романе Николай пустословия, ибо ищет истинного дела. Но
Ростов «И зачем я пошёл сюда!». не только поэтому. Именно там, на полях
Отрицательное отношение Толстого к войне сражений, сможет он уподобиться своему
выражено через пейзажные зарисовки, через кумиру - Наполеону, найти "свой
сцену мирного общения русских и Тулон". Наполеон одновременно и враг
французских солдат перед боем, через князю Андрею, и предмет поклонения.
восприятие войны Николаем Ростовым, пока 63Для Толстого же война - кровь и грязь,
ещё невоенным человеком (для него это боль и вынужденное убийство себе подобных,
первый бой). Что чувствовал Ростов в "противное человеческому разуму и
первом сражении? Что он видел? Он видел всей человеческой природе событие". К
небо, солнце: «Как хорошо показалось небо, этой правде ведет он своего героя (и
как глубоко, спокойно и глубоко!» И это читателей) через все хитросплетения
небо выше и важнее происходящего сейчас на военной кампании 1805 года, через поле
земле: бессмысленных убийств, жертв, Аустерлица. В стремлении князя Андрея
неизвестно во имя чего приносимых. В самореализоваться "по образу и
начале боя он думает о наслаждении атаки подобию" кумира, повторить его путь
(«Ох, как рубану его!»), когда же его Толстому ненавистно все: и сам кумир, и
хотят убить, он приходит в ужас: «Не может желание сбыться в чужой судьбе. И тогда к
быть, чтобы они хотели убить меня». Вот князю Андрею приходит ошеломляющее
он, раненый, сидит на лафете и понимает, прозрение.
что не создан для убийств: «И зачем я 64«Все пустое, все обман, кроме этого
пошёл сюда!». бесконечного неба" И перед глазами
31Шенграбенское сражение – символ князя Андрея раскроется чистое высокое
мужества русских. Шенграбенское сражение, небо - символ истины. И отрывистые, резкие
предпринятое по инициативе Кутузова, дало фразы, порожденные сумятицей сражения,
русской армии возможность выйти на сменяются величавым, медленным и глубоким
соединение со своими частями, шедшими из повествованием: "Как тихо, спокойно и
России. Для обеспечения этого Кутузов торжественно, совсем не так, как я бежал,
отправил на Венско - цнаймскую дорогу - подумал князь Андрей, - не так, как мы
отряд Багратиона, героические действия бежали, кричали и дрались... совсем не так
которого спасут армию. Цели этого сражения ползут облака по этому высокому
понятны солдатам, по-этому, не бесконечному небу. Как же я не видал
задумываясь, они готовятся к бою: прежде этого высокого неба? И как я
«Четырёхтысячный отряд Багратиона, весело счастлив, что узнал его наконец. Да! Все
раскладывая костры, сушился, обогревался, пустое, все обман, кроме этого
и никто из людей отряда не знал и не думал бесконечного неба". Что же
о том, что предстояло ему». включает князь Андрей в это «всё»? (Суета,
32«Еду для того, чтобы спасти армию» ложь, борьба тщеславий, бессмысленность
Андрей Болконский в Шенграбенском войны, увлечение Наполеоном). Взамен
сражении. «Я иду на войну, потому что эта былого кумира он обретает высокие и вечные
жизнь, которую я веду здесь,– не по мне», ценности, которых не знал прежде: счастье
- говорит Болконский Пьеру. Наряду с просто жить, возможность дышать, видеть
желанием вырваться из «заколдованного небо, быть.
круга» он мечтает о своём Тулоне, о 65Духовные искания Пьера Безухова
подвиге, который прославит его: «Вот, он, (пересказ-анализ глав: 1 часть 4-6 главы;
тот Тулон, который выведет его из ряда 2 часть 1-4, 10 главы; 3 часть 7 глава).
неизвестных офицеров и откроет ему первый 1. Каким видим Пьера в сценах ссоры и
путь к славе!» Он адъютант Кутузова, и разрыва с женой, в сцене дуэли с
чувство ответственности за судьбу армии Долоховым? 2. Что привело Пьера в общество
(«мы не лакеи, которым нет дела до масонов? Какую деятельность ведёт он в
господского дела») отличает его от штабных нём? Каковы причины разочарования? (2 том)
офицеров, ищущих лёгкой карьеры и наград. Какую жизнь Толстой называет мирной и
В самые трудные моменты он стремится быть настоящей и почему рушится «мир» к концу 2
полезным. Из Брюнна едет «спасать армию». тома?
Со спокойным мужеством находится на самых
Лев Толстой.pptx
http://900igr.net/kartinka/literatura/lev-tolstoj-114682.html
cсылка на страницу

Лев Толстой

другие презентации на тему «Лев Толстой»

«Севастопольские рассказы» - Роман о подвиге главного героя, которому было всего 18 лет. В «Войне и мире» более глубокую разработку получил кодекс чести офицера. 2. Подвиг человека на войне в романе Б. Васильева «В списках не значился». На переднем плане оказываются офицеры. Образ русского офицера. Молодой, безусый лейтенант Плужников, полный желаний, заканчивает училище.

«Годы жизни Толстого» - Крамской. Дневниковые записи. Толстой в Ясной Поляне. 1908. Дагерротипный портрет. 1851. Запоминай и записывай все полезные сведения и мысли… Писатель, общественный деятель, педагог (1860 – 1870). Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать. 27 октября 1910 года. Спустился, разбудил своего домашнего врача, уложил вещи.

«Татьяна Толстая» - Домашнее задание. Дайте оценку симеонову. «Мне интересны люди «с отшиба»…». Вера Васильевна в судьбе Симеонова. Татьяна Никитична Толстая. Переехала в Москву в начале 1980-х и начала работать в издательстве «Наука» корректором. Видимо, от реальности никуда не деться. Тамара в жизни Симеонова. Романсы в жизни Симеонова.

«Биография Алексея Толстого» - Алексей Константинович Толстой. Литературным творчеством Толстой занимался с раннего возраста, поощряемый своим дядей. Рос в богатой дворянской семье. Алексей Михайлович. Родился 24 августа (5 сентября н.с.) в Петербурге в знатной дворянской семье. Совместно со своим братом и гр. братья Жемчужниковы.

«Толстой Алексей Константинович» - 24 августа 1817- 28 сентября 1875. Любовь Алексея оказалась «вечным чувством…». Немного есть романсов с действительной жизненной предысторией и с таким счастливым продолжением. Почему Чайковского привлек тогда именно Алексей Толстой? Отец — граф Константин Петрович Толстой (1779—1875). Прекрасно пела, обладала решительным, сильным и стойким характером.

Толстой

30 презентаций о Толстом
Урок

Литература

183 темы
Картинки