Фольклор
<<  Обрядовый фольклор Народный орнамент  >>
Обрядовый фольклор
Обрядовый фольклор
Обрядовый фольклор
Обрядовый фольклор
Колядки
Колядки
Щедровки
Щедровки
"Овсень" или "Таусень"
"Овсень" или "Таусень"
Толпа девочек и мальчиков с мешком ходила по дворам и кликала: "Овсень
Толпа девочек и мальчиков с мешком ходила по дворам и кликала: "Овсень
Похороны кукушки
Похороны кукушки
У древних славян птица кукушка символизировала богиню Живу —
У древних славян птица кукушка символизировала богиню Живу —
Кострома
Кострома
Иван Купала
Иван Купала
Из собранных цветов также плели венки
Из собранных цветов также плели венки
Хлебный спас
Хлебный спас
Обрядовый фольклор
Обрядовый фольклор
Обрядовый фольклор
Обрядовый фольклор
Обрядовый фольклор
Обрядовый фольклор
Обрядовый фольклор
Обрядовый фольклор
Картинки из презентации «Обрядовый фольклор» к уроку литературы на тему «Фольклор»

Автор: Пользователь. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока литературы, скачайте бесплатно презентацию «Обрядовый фольклор.pptx» со всеми картинками в zip-архиве размером 2169 КБ.

Обрядовый фольклор

содержание презентации «Обрядовый фольклор.pptx»
Сл Текст Сл Текст
1Обрядовый фольклор. 9колоском" и "Рада бы век на Руси
2Обрядовый фольклор. - Это песни, вековать вековушкой, а придет Вознесеньев
танцы, действа, которые исполнялись во день, прокукует кукушкою, соловьем
время обряда. зальется, к лету за пазуху уберется".
3Обряд. Совокупность установленных "Кукушкой" называлось соломенное
обычаем действий, в которых воплощаются чучело (а иногда это была или просто
религиозные представления и обычаи. обряженная ветка, или кукла), которое
Народные обряды делятся на два цикла: на сначала торжественно "крестили",
календарные обряды, связанные с а затем столь же торжественно
хозяйственной деятельностью крестьянства, "хоронили".
и на семейно-бытовые, обусловленные 10У древних славян птица кукушка
рождением человека, вступлением в брак, символизировала богиню Живу — противницу
проводами в армию, смертью и т.д. Мары, олицетворения смерти, болезни и
4Календарно-обрядовый фольклор. - это нечисти. С кукушкой на Орловщине связан и
фольклор обрядов календарного цикла: - другой ритуал. Девушки собирали траву
весенние песни(веснянки, заклички); - "кукушкины слезы", делали
летние песни(троицкие, хороводные); куклу-кукушку и посвящали ей свадебный
осенние песни(жальные). Жанры: - колядки; обряд, а затем хоронили и кумились. Обряд
- щедровки; - масленичные песни. "Похороны кукушки" был сугубо
5Колядки. Наиболее яркие отличительные женским, вернее, девичьим обрядом,
особенности приобрели народные Святочные совершавшийся тайно, чтобы никто из
обряды (Святки — святые, торжественные посторонних не смог узнать места
вечера в честь Рождества Христова). "крещения" и захоронения
Празднование Святок среди крестьян кукушки.
начиналось под день Рождества Христова, 11"Кострома" Главным
это празднование открывалось общественным действующим лицом было чучело из рогож и
обрядом "колядования" (Коляда у соломы — "Кострома". Название
славянских народов, по мнению историка Н. обряда произошло от слова
Карамзина, — бог пиршества и угощения). "костра" — жесткая кора льна,
Так как обычай отмечать Новый год пришел с конопли, сорной травы. В конце праздника
времен язычества, а Новый год считался "Кострому" сжигали. Сказывалась
праздником Солнца, то в обряд входили древняя вера наших предков в очистительную
действа, связанные с чествованием силу огня. В Брянском уезде весенний
новорожденного солнца: благословение домов праздник "Кострома" был посвящен
зерном, разжигание костров, приготовление ткачеству. Считалось, что была некогда
пирогов и каш. могучая богиня — покровительница прях. В
6Щедровки. На Святки парни "водили ее честь собирались тайно женщины, чтобы
козу" (в древности коза являлась выткать священную ткань. И сделать все
символом плодородия и природы). Ведущий — нужно было за один день — и лен
"михоноша" (мехоноша) вел парня обработать, и нити спрясть, и полотно
в вывернутой шерстью наружу шубе, с соткать.
бородой из пеньки, который изображал козу. 12Иван Купала. Древние язычники-славяне
Другой — "Журав" — палкой с до прихода православия поклонялись
крюком бил присутствующих, а те откупались многочисленным богам, одним из которых был
дарами. Обряд сбора даров назывался бог плодородия Купало. Его описывали как
"щедровать". прекрасного молодого мужчину в венке из
"Щедровками" считались дары и желтых цветов. Символ праздника — цветок
песни, исполняемые в честь хозяев дома. В иван-да-марья . Легенда рассказывает о
Дмитровском уезде "козой" была том, что с горя в него превратились
девушка, которую водили по домам, и она повенчавшиеся брат и сестра, не знавшие о
отвечала на все вопросы, получая за это своем родстве. Девушки на лугу собирали
угощенье: "Эй, станьте в ряду, я козу купальские травы, которые считались
веду". лекарственными и обладали различными
7"Овсень" или чудесными свойствами: отводили от дома
"Таусень" Один из четырёх молнию, способствовали присушке и отсушке.
важнейших Святодней Кологода, приуроченный Девушки собирали также двенадцать трав, в
к Осеннему Равноденствию (обычно число которых обязательно входили
празднуется, когда Солнце «на гусиный шаг» папоротник и чертополох, и клали их под
переходит за точку Равноденствия). В подушку, приговаривая: «Суженый, ряженый,
древние времена он же был праздником приходи в мой сад погулять!» В полночь
Нового Года (новолетье), в результате выходили и не глядя рвали цветы, клали их
чего, позже, при переносе празднования под подушку, а утром пересчитывали: если
нового года произошла путаница с набралось двенадцать видов, то замуж идти
пониманием времени его проведения. в этом году.
8Толпа девочек и мальчиков с мешком 13Из собранных цветов также плели венки.
ходила по дворам и кликала: "Овсень! Прежде чем рвать, надо попросить матушку
Овсень! Овсень ходил по всем: по сырую землю, чтоб она благословила нарвать
стареньким, по маленьким". Обряд с себя трав для всякого надобья: надо
"Овсень" был связан с ничком упасть на матушку сырую землю и
мифологическим персонажем древних славян молвить такие речи: Той земля ecи сырая,
Овсень (Аусень, Баусень, Таусень, Овсень, Земля матерая. Матерь нам сей родная, Всех
Усень). Название произошло от слова сей нас породила И угодьем наделила; Ради
"юсинь" — первый месяц года, нас, своих детей, Зелий ecu народила И
начало нового временного цикла. Персонаж злак всякой напоила Пользой беса отгоняти
Рождественского праздника. Аусень шел И в болезнях отгоняти. Повели с себя
первым и готовил тропу, наводил мосты для урвати Разных надобьев, угодьев Ради
Рождества и Крещенья, идущих следом. Во пользы на живот! Рвать травы надо одному и
время обрядовой трапезы жрец или так, чтоб и близко никого не было.
старейшина «прячется» за яствами, 14Хлебный спас. С 29 августа начинался
сложенными горкою на общем столе, и сбор лесных орехов. Считалось, что они
спрашивает всех собравшихся: «Зрите ли мя, поспевают именно к этому дню. Собирать
детушки?» Если ответ будет: «Не зрим, обычно шли женщины. Кстати, по урожаю
батюшка!» — то это означает богатый орехов судили о том, хороша ли на
урожай, а если: «Зрим!» — то худой, после следующий год будет рожь. России третий
чего жрец благословляет народ словами: Спас считался прежде всего Хлебным: к
«Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год этому дню приурочивали дожинки (уборку
не узрели!» — и подаёт знак к началу последних нив) и обряды, связанные с ними.
праздничного «пира горой». Последний сноп в поле звался именинным,
9"Похороны кукушки" его с почестями вносили в деревню. У
Кукушечка-рябушечка, Пташка плакучая: К крестьян были в ходу поговорки:
нам весна пришла, Весна-красна! — пели "Третий Спас хлеба припас",
крестьянские девушки на Орловщине в дни "Хорошо, коли Спас на полотне -
Вознесения (40-й день после Пасхи, хлебушко на гумне", "Хорош
отмечаемый в честь "вознесения" Третий Спас - хорош будет и квас". На
Христа на небо. К Вознесению в ряде мест сам Спас или в ближайшие к нему дни в
приурочивались некоторые приметы, сельской местности сеяли озимую рожь.
связанные с кукушкой. Как правило, в этот 15
период начинало колоситься жито и 16
замолкала кукушка. В народе говорилось: 17
"Кукушка подавилась житным
Обрядовый фольклор.pptx
http://900igr.net/kartinka/literatura/obrjadovyj-folklor-73086.html
cсылка на страницу

Обрядовый фольклор

другие презентации на тему «Обрядовый фольклор»

«Уроки фольклора» - Структура урока. Вопрос – обращение, требующее ответа. Словарь. Народная культура - одно из средств нравственного, познавательного, эстетического развития детей. И.М.Яковлева». Творческое название проекта: «Из чего же, из чего же сделаны наши детишки…». В народе говорится: нет дерева без корней, дома – без фундамента.

«Жанры фольклора» - Сорок сорок для своих сорочат, Сорок сорочек не ссорясь строчат. Обрядовая песня. Дождик, дождик, Перестань. Сразу поссорились сорок сорок. Фольклор – энциклопедия жизни русского народа. Прибаутки – произведение шуточного характера, малый жанр русского фольклора. Прибаутки. Свадебная песня. Пестушки – жанр детского фольклора, стишки , сопровождающие действия родителей.

«Русский фольклор» - Тематика главным образом любовно бытовая. Обжёгшись на молоке дуют на воду. В поговорках больше национального общенародного значения и смысла, чем в пословицах. Пословица – самый любопытный жанр фольклора. Сегодня мы расскажем вам о нескольких жанрах русского фольклора. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

«Детский фольклор» - Зачем дети рассказывают страшилки? Как детский фольклор организует сферу дружбы? Что такое детский фольклор? Методические цели проекта. Какие сферы детского бытия обслуживает детский фольклор? В чем отличие детского фольклора от взрослого? Жанровое своеобразие детского фольклора? Но самое главное, что в ходе проекта раскрывается творческий потенциал ребенка.

«Произведения фольклора» - Продолжительность проекта. Изучение фольклора. Поколение. Исследователи частушек. Проблемный вопрос. Знатоки сказок. Считалки. Виды фольклора. Представление результатов исследований. Любители песен. Знатоки детского фольклора.

«Устное народное творчество» - Что такое «фольклор»? Гриб – старожил леса, «старичок». Бежит. Рождение устного народного творчества затерялось где-то в глубине веков. Катится. Ю. Г. Круглов. Загадки развивают наблюдательность, активизируют мыслительную деятельность, тренируют сообразительность. Загадка-описание. Стоит в лесу старичок, Надел красный колпачок.

Фольклор

18 презентаций о фольклоре
Урок

Литература

183 темы
Картинки