Стили речи
<<  Функциональные желудочно-кишечные расстройства у детей Письменные памятники древневосточной медицины  >>
Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся
Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся
Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся
Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся
Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся
Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся
Проведите самодиагностику Больше всего меня затруднило: - составлять
Проведите самодиагностику Больше всего меня затруднило: - составлять
В состав слова «сочинение» входит корень "-чин-", имеющий значение
В состав слова «сочинение» входит корень "-чин-", имеющий значение
Повтор оригинального текста по памяти движение к идейно-эстетическому
Повтор оригинального текста по памяти движение к идейно-эстетическому
Тема – это круг событий и лиц, составляющих основу текста; то, о чем
Тема – это круг событий и лиц, составляющих основу текста; то, о чем
Школьное сочинение – это…
Школьное сочинение – это…
Работа над основной частью В основной части сочинения нужно:
Работа над основной частью В основной части сочинения нужно:
Текстовый комментарий
Текстовый комментарий
Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся
Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся
Картинки из презентации «Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся» к уроку литературы на тему «Стили речи»

Автор: ADMIN. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока литературы, скачайте бесплатно презентацию «Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся.pptx» со всеми картинками в zip-архиве размером 827 КБ.

Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся

содержание презентации «Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся.pptx»
Сл Текст Сл Текст
1Сочинение как основной жанр письменных 32героя автор! Яркие высказывания знаменитых
работ учащихся. ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ! Автор: людей, пословицы. Только золотая
М.Г. БЕЛОВА, СПб АППО. посредственность пользуется завидною
2Все типы сочинений: рассуждение, эссе, привилегией – никого не раздражать и не
дневник, очерк и др. НОВОЕ! Основа иметь …противников. В.Г. Белинский. Хорошо
сочинения. Сочинение-рассуждение как быть ученым, поэтом, воином, законодателем
диалог с автором. Рассуждение о и проч., но худо не быть при этом
миропонимании 3-х авторов. Важны навыки человеком. В.Г. Белинский Если нет
сопоставления. Сочинение-рассуждение или вечности, то ничего нет. Н.А. Бердяев
эссе на этическую тему. Анализ фрагмента Только влюбленный имеет право на звание
для отражения авторского миропонимания. человека. А. Блок. Прием «Магнит», или
Форма сочинение-рассуждение. зацепляющий крючок». Он нужен для того,
Сочинение-рассуждение об авторском чтобы привлечь внимание.
миропонимании с выходом на диалог с 33Недавно мне случилось наблюдать за
текстом и автором. Конкурсное сочинение в очень «крутым» парнем, а потом выяснилось,
2015 году. Виды итоговой и конкурсной что внутри его крутости и уверенности –
проверки. Сочинение на ЕГЭ по русскому такая глубина тоски и нежелания хоть
языку. Задания 8 и 15 ЕГЭ по литературе. что-то позитивно принять, что я многое
Задания 9 и 16 ЕГЭ по литературе. Задание понял. Вот он современный нигилист. Да, он
17 (С5). Итоговое сочинение. усвоил новый имидж уверенного и
3 нахрапистого бизнесмена. А внутри-то
4Проведите самодиагностику Больше всего онегинская русская хандра, безнадежная
меня затруднило: - составлять связный печоринская скука, отрицающий саму жизнь
ответ - подбирать аргументацию с опорой на базаровский нигилизм. Многие могут
текст произведения - создавать возразить: «Чушь! Какой нигилизм? Новым
вступительное предложение текста - в конце русским некогда хандрить, они торопятся
текста делать вывод Я сомневаюсь и сорвать куш. Они дело делают». Что ж.
путаюсь: - при осмыслении художественных Обратимся к литературному примеру.
образов - при анализе лирических Посмотрим, как у нового русского нигилиста
стихотворений - при определении главной Евгения Базарова, героя романа Тургенева
мысли небольшого стихотворения. «прорастает» традиционное отношение к
Диагностическая работа. жизни, как сама жизнь побеждает его
5Из средств художественной нигилизм. «Сломанный компас», или
выразительности я затрудняюсь в ассоциация (выбирается какая-либо
определении: - эпитетов - метафор - ассоциация, даже далекая от проблематики
сравнений - олицетворений - добавьте сами текста, а потом выявляется их глубинная
…. При создании ответа на сопоставление я связь). «Маска» (мы как бы надеваем на
затрудняюсь по причинам: - не знаю себя маску оппонента или неискушенного
параметров сопоставления - не помню читателя, способного лишь к поверхностному
словесных клише для оформления ответа - не восприятию текста). Обычно после «магнита
понимаю цели ответа на сопоставления - не следует предложение (или два), которые
умею выделять общее в произведениях - не помогают перейти собственно к предмету
умею подбирать цитаты На основании осмысления. В нашем случае это последнее
самодиагностики составьте свое «дерево предложение, выделенное в таблице
целей», называя те задачи, которые прежде курсивом.
всего нужно осуществить для своего 34Работа над основной частью В основной
успешного учения: части сочинения нужно: Сформулировать и
6Составляем систему координат: Раздел прокомментировать проблему, заявленную в
1.Художественная литература как искусство теме. 2. Сформулировать позицию автора. 3.
слова Раздел 2.УНТ Раздел 3.Художественный Сформулировать свою точку зрения и
образ. Художественное время и аргументировать ее. 4. Аргументировать
пространство. Раздел свой ответ, опираясь на знания, жизненный
4.Историко-литературный процесс. и читательский опыт. Аргументов в основной
Литературные направления и течения. Раздел части может быть 2 или 3. После
5. Литературные роды и жанры доводов-аргументов их надо комментировать.
Раздел6.Авторская позиция, тема, идея, 35Как обозначить и прокомментировать
проблематика, конфликт, сюжет, фабула, проблему? Слово проблема (или вопрос)
пафос, композиция. Раздел 7.Антитеза, должно обязательно прозвучать в тексте.
вечные темы и вечные образы, портрет, 36Обычно каждый довод выделяется в
пейзаж… Раздел 8.Лирические отступления, отдельный абзац. «Из доводов сильные и
лирический герой, автор-повествователь, важные должно положить наперед; те,
образ автора… Раздел 9.Подтекст. Деталь. которые других послабее, в середине, а
Символ. Раздел 10.Трагическое и самые сильные – в конце утверждения, ибо
комическое. Раздел 11.Язык художественного слушатель и читатель больше началу и концу
произведения. Раздел 12. Стихотворные внимают и больше оные помнят». М.
размеры. Ломоносов.
7СКВОЗНЫЕ РУБРИКИ: Теоретический 37Типы проблем: Философские (о смысле
минимум в каждой главе Проверьте себя жизни, свободе и ответственности, добре и
(Проблемное изложение, с.38) зле, отношении к Богу и человеку, человек
Художественное время и пространство: в отношении к истории и культуре,
Сколько времени длится действие в романе одиночества). Социальные (политические) (о
«Преступление и наказание? В какое время социальной справедливости и
года происходит действие в романе? Какой несправедливости, о правах человека, о
мерой (сутками, годом) можно измерить смысле прогресса, о развитии науки и
время в романе М.Булгакова? Тексты. общества); Нравственные (о душевной сфере
Перевод информации в табличный вид. жизни человека, о взаимоотношениях людей;
Словари к теме: классицизм, эталон, о гуманизме и эгоизме, доброте и
образец, канон, принцип рационализма, жестокости, чести и бесчестии; дружбе и
оппозиция разума и чувства; торжество предательстве; о конфликте поколений и
разума, строгая жанровая иерархия, т.д.) Надо помнить, что эти проблемы часто
противостояние индивидуального и поднимаются до уровня философского
общественного, правило трех единств. осмысления. Экологические (взаимодействие
Учебные тесты: В чем более всего человека и окружающей среды; взаимосвязь
раскрывается внутренний мир Чацкого: В человека и природы; экология культуры;
монологах героя в диалогах в фамусовском экология языка). Эстетические (восприятие
доме в характеристиках Лизы и Софьи в человеком категории прекрасного;
любви в характеристиках Молчалина и восприятие искусства; эстетический вкус;
Хлестовой. Варианты сочинений с анализом, чтение, роль книги в жизни человека;
с. 279. проблемы, связанные с массовой культурой).
8Работа с текстом. Приложение. 38Кроме того, проблемы могут
9В состав слова «сочинение» входит формироваться как частные. Волнующие
корень "-чин-", имеющий значение конкретного человека или автора. Например,
"порядок, иерархия". Сочинение - среди философских и нравственных проблем
это упорядочение мыслей, приведение их в возможно назвать проблемы: сущности
надлежащий порядок, продиктованный человека, справедливости, свободы,
выбранной темой и материалом анализа. В взаимопонимания, идеала, безопасности,
практику обучения сочинение вошло очень счастья, поисков себя, своего места в
давно. Сочинение в разных типах учебных мире. А также другие проблемы: труда,
заведений в 19-20 вв. здоровья, собственности, власти, добра,
10Повтор оригинального текста по памяти красоты, одиночества. Проблема – это не
движение к идейно-эстетическому анализу просто частный случай, о котором сказано в
произведения сочинение-изложение сочинение тексте. Проблема формулируется либо как
как упражнение в самостоятельном изложении вопрос, либо сочетанием слова проблема с
мысли система творческих работ в рамках существительным в родительном падеже.
умк сочинение как диалог с искусством и 39ПРИМЕРЫ: Одну из проблем житийной
самим собой сочинение в формате егэ. повести можно сформулировать так: Какой
ЭВОЛЮЦИЯ СОЧИНЕНИЯ в РОССИИ. путь выбрать, следуя по жизненной дороге?
11Восстановим в памяти, приведем в Проблема выбора жизненного пути. Автора
систему основные правила работы с текстом житийной повести волнует проблема: «Каков
при условии, что требуется создать наш национальный идеал? Он существует
собственный текст, то есть произведем сегодня?» Актуальная проблема
процесс переопосредования художественного традиционного идеала и его присутствия или
текста, напишем сочинения сочинение малого неприсутствия в современной жизни.
большого объема (не менее 200 слов). 40Слова, которые помогут
12Сочинение-рассуждение можно охарактеризовать проблему: общественно
представить в виде формулы: Рассуждение: значимая, насущная, актуальная,
тезис + довод 1 + довод 2 …= вывод Тезис – злободневная, вечная, метафизическая,
это основная мысль, которую надо объяснить важная, сложная, острая, нерешенная,
или доказать. Доводы – это доказательства, профанная, надуманная и т.д., потому что
аргументы. (излагается причина).
13Тема – это круг событий и лиц, 41Правильно распредели проблемы по
составляющих основу текста; то, о чем типам: 1. А. 2. Б. 3. В. 4. Г. 5. Д.
говорится в тексте, то, что в нем Эстетические. Восприятие человеком
изображается. Через раскрытия темы категории прекрасного; восприятие
выражается идея текста. После первого искусства; эстетический вкус; чтение, роль
прочтения (анализа) текста на черновике книги в жизни человека; проблемы,
формулируются а) тема ………б) проблема ………). связанные с массовой культурой.
14Текст. Работа с микротемами. Чичиков Нравственные. о смысле жизни, свободе и
глядел очень внимательно на молоденькую ответственности, добре и зле, отношении к
незнакомку. Он пытался несколько раз с нею Богу и человеку, человек в отношении к
заговорить, но как-то не пришлось так. А истории и культуре, одиночества.
между тем дамы уехали, хорошенькая головка Социальные (политические). О душевной
с тоненькими чертами лица и тоненьким сфере жизни человека, о взаимоотношениях
станом скрылась, как что-то похожее на людей; о гуманизме и эгоизме, доброте и
виденье, и опять осталась дорога, бричка, жестокости, чести и бесчестии; дружбе и
тройка знакомых читателю лошадей, Селифан, предательстве; о конфликте поколений и
Чичиков, гладь и чистота окрестных полей. т.Д.). Экологические. О социальной
Везде, где бы ни было в жизни, среди ли справедливости и несправедливости, о
черствых, шероховато-бедных и правах человека, о смысле прогресса, о
неопрятно-плеснеющих неизменных рядов её, развитии науки и общества. Философские.
или среди однообразно-хладных и Взаимодействие человека и окружающей
скучно-опрятных сословий высших, везде среды; взаимосвязь человека и природы;
хоть раз встретится на пути человеку экология культуры; экология языка.
явленье, не похожее на все то, что 42Самое сложное – комментарий Здесь не
случалось ему видеть дотоле, которое хоть пройдут ни пересказ, ни сплошное
раз пробудит в нем чувство, не похожее на цитирование. Надо охарактеризовать
те, которые суждено ему чувствовать всю проблему. Начиная комментировать проблему,
жизнь. Везде, поперек каким бы ни было можно указать: а) к какой категории она
печалям, из которых плетется жизнь наша, относится (см. выше) б) насколько данная
весело промчится блистающая радость, как проблема актуальна в) насколько
иногда блестящий экипаж с золотой упряжью, традиционна и какие точки зрения есть по
картинными конями и сверкающим блеском этому поводу; г) если нова, то почему она
стекол вокруг неожиданно пронесется мимо возникла; д) комментировать, анализируя
какой-нибудь заглохнувшей бедной произведение.
деревушки, не видавшей ничего, кроме 43Типовые конструкции для рассуждения
сельской телеги, и долго мужики стоят, над проблемой текста: Автор размышляет над
зевая, с открытыми ртами, не надевая проблемой… Автор затрагивает проблему… В
шапок, хотя давно уже унесся и пропал из центре внимания автора находится проблема…
виду дивный экипаж. Так и блондинка тоже В тексте (фамилия автора) поднимается
вдруг совершенно неожиданным образом проблема Предложенный для анализа текст
показалась в нашей повести и так же посвящен проблеме… Текст (фамилия автора)
скрылась. заставил меня задуматься над сложной
15Какую роль играет прием антитезы в проблемой… (фамилия автора) предлагает
приведенном фрагменте поэмы Н.В. Гоголя читателям задуматься над проблемой… Как
«Мертвые души». Почему характер Чичикова (зачем, почему) именно эта проблема
назван «осмотрительно-охлажденным»? В чем привлекла внимание автора. И еще, проблема
состоят принципиальные различия взглядов может заставить читателя: глубоко
на жизнь автора и его героя? Сопоставьте задуматься, серьезно размышлять, обратить
рассматриваемый фрагмент поэмы Н.В. Гоголя внимание (на что?), лучше понять какое- то
«Мертвые души» с приведенной ниже сценой явление, событие и т.п.; серьезнее
из комедии Д.И. Фонвизина. Предложите относиться к … (чему?0; по иному
стратегию работы с этим текстом, которая посмотреть (на что?); переосмыслить свое
могла бы обеспечить оптимальный ответ на отношение (к чему? кому? ) и др. сам
первые три вопроса. сюжет, композиция, система персонажей,
16Каждая тема развивается в ряде поступки героев, вся система повествования
микротем. Микротемы – это смысловые и описания (пейзажи, портреты,
фрагменты текста. Каждая микротема характеристики), речь, средства речевой,
по-новому раскрывает тему и основную мысль стилистической выразительности – все
текста. Микротемы могут развиваться служит выявлению проблемы в художественном
подробно и сжато, могут занимать часть тексте.
абзаца, весь абзац или несколько абзацев. 44Текстовый комментарий. Используем
Во время второго чтения текста лексику для комментария. Автор раскрывает
производится деление на микротемы, проблему на примере (детективного,
аналитическое рассмотрение микротем; после фантастического или иного) сюжета, на
этого возможна корректировка уже примере взаимоотношений (таких-то)
записанных ранее темы и проблемы). персонажей. Не случайно писатель
17После первого чтения запишите на изображает (кого, что)… Поступок персонажа
черновике тему и проблему осмысляемого (героя) свидетельствует о том, что… Слова
фрагмента текста. ТЕМА: встреча в пути (мысли, реплика, монолог) героя
ПРОБЛЕМА: «свертывания» (омертвения) души показывают, что… Автор осуждает (одобряет)
Теперь сверьте Вашу работу из ШАГА 2 с поступок героя… Симпатии автора на стороне
нашей. Мы разделили текст на микротемы и (такого-то) персонажа. Это становится
поработали внутри этих микротем (микротемы понятным … Сама система персонажей
обозначены жирным шрифтом). убеждает в том, что… В размышлении автора
18Главная мысль (идея, тезис) раскрывает звучит мысль о том, что… Автор убежден в
цель текста, его смысл. При выявлении том, что… Автор полемизирует (с кем)…
главной мысли следует обратиться к трем Авторская ирония «тихо» свидетельствует об
сильным позициям текста (заголовок, конец осуждении … Сами названия глав могут
вступления, заключение) и попробовать свидетельствовать о пути святого… очень
найти предложение, выражающее основную выразителен речевой портрет персонажа…
мысль. В тексте очень важно найти ключевые Отмечает, описывает, подчеркивает,
главы, слова. Они могут быть а) останавливается на…, приводит пример того,
объективными, сжато передающими движение как…,отмечает важность, считает, цитирует,
информации в тексте; б) субъективными, подтверждает свои мысли цитатами,
помогающими понять позицию автора, его опирается на мнение, анализирует,
отношение к проблеме, идею текста, его рассматривает, печалится, иронизирует,
эмоциональный настрой. сопоставляет, противопоставляет,
191) Чичиков глядел очень внимательно на симпатизирует, приводит пример, ссылает на
молоденькую незнакомку. Он пытался …, доказывает, убеждает, приходит к
несколько раз с нею заговорить, но как-то выводу, позиция автора такова…, отношение
не пришлось так. Тема: встреча на дороге с автора к проблеме неоднозначно, логика
красавицей, которая поразила воображение. авторского повествования (рассуждения)
Оторопь, боязнь персонажа: см. пометы в убеждает. Типовые конструкции (клише) для
тексте жирным шрифтом. 2) А между тем дамы формулирования проблемы.
уехали, хорошенькая головка с тоненькими 45В публицистическом тексте чаще всего
чертами лица и тоненьким станом скрылась, авторская позиция будет обозначена прямо.
как что-то похожее на виденье, и опять Лучше не цитировать целиком предложение, в
осталась дорога, бричка, тройка знакомых котором отражена авторская точка зрения, а
читателю лошадей, Селифан, Чичиков, гладь процитировать его частично или передать
и чистота окрестных полей. Везде, где бы своими словами.
ни было в жизни, среди ли черствых, 46В художественном тексте позиция автора
шероховато-бедных и неопрятно-плеснеющих может быть не заявлена прямо. Здесь нужно
неизменных рядов её, или среди внимательно проанализировать
однообразно-хладных и скучно-опрятных изобразительно-выразительные средства, а
сословий высших, везде хоть раз встретится также обратить внимание на некоторые
на пути человеку явленье, не похожее на особенности текста. Если автор просто
все то, что случалось ему видеть дотоле, рассказывает о каком-либо событии, не
которое хоть раз пробудит в нем чувство, вмешиваясь в повествование, и его позиция
не похожее на те, которые суждено ему не обозначена прямо, можно использовать
чувствовать всю жизнь. Везде, поперек следующую формулу: Писатель прямо не
каким бы ни было печалям, из которых высказывает своего отношения к
плетется жизнь наша, весело промчится происходящему, но мы , читатели, прекрасно
блистающая радость, как иногда блестящий понимаем, что … Если писатели используют
экипаж с золотой упряжью, картинными «маску», говорят от имени
конями и сверкающим блеском стекол вокруг героя-рассказчика, заставляют говорить
неожиданно пронесется мимо какой-нибудь глупости, совершать неблаговидные
заглохнувшей бедной деревушки, не видавшей поступки. Чаще всего в речи героев
ничего, кроме сельской телеги, и долго спрятаны «уши» сочинителя. Смотрим, каковы
мужики стоят, зевая, с открытыми ртами, не эти действия, каковы их последствия,
надевая шапок, хотя давно уже унесся и какова речь рассказчика, пафос
пропал из виду дивный экипаж. Развитие повествования, каков характер описания.
мотива чуда, которое может явиться на Комментарий в этом случае можно основывать
дороге жизни: образы в авторском на том, что представляет собой персонаж,
рассуждении, антиномичные окружающему от имени которого ведется повествование.
пейзажу: явленье, чувство, блистающая Если герой поступает абсурдно, нелогично,
радость, дивный экипаж; Роль развернутого безнравственно, то, возможно, автор и
сравнения «как иногда …», усиливающего добивался того, чтобы мы это поняли. Не
мотив чуда. Т.е. «поперек печалям» надо ставить знак равенства между автором
является чудо на той же дороге среди и персонажем-рассказчиком. И тем более –
«черствых…» (полей). Выделим сложные писателем!
эпитеты (см. курсив в тексте), по которым 47Отношение автора к героям, событиям
часто можно узнать прозу Гоголя. Текст. может быть: позитивным негативным
Работа с микротемами. ироничным осуждающим двояким неоднозначным
20Повествова-ние о жизни и становлении скептическим сочувствующим уважительным
святого. Полезно составить план, он восторженным и др. преклоняющимся перед
отражает структурно-смысловую организацию величием подвига и др. понимающим
текста. ПРОБЛЕМА ЧЕРНОВИКА. Планы могут значимость образа Сергия для России.
быть трех видов: вопросный, тезисный, 48Как выразить свое мнение Личностная
назывной. Как происходил путь становления позиция может быть выражена с помощью
мальчика Варфоломея в преподобного? Как оценочных слов и специальных речевых
постепенно совершилось чудесное клише: Выражение уверенности или
преображение человека? Повествование о предположения: по моему убеждению; на мой
жизни, становлении, молитвенном подвиге взгляд; считаю, что…; автор убедительно
святого – главная особенность житийной доказывает, что…; очевидно, что…;
повести. Назывной план. Вопросный план. безусловно, нет сомнений, что…;вероятно,
Тезисный план. вполне может быть, что… и т.п. Выражение
21Школьное сочинение – это… эмоциональной оценки: к своему удивлению,
22Тезис, название, эпиграф Название, к сожалению; к счастью; радует то, что…;
вступительная часть, заключение Диалог, нельзя оставаться равнодушным; поражает
структура, речевые особенности Стиль, то, что …интересно, что…; текст производит
заключение, риторические вопросы. глубокое впечатление и т .п. Выражение а)
6)Выберите три сильные позиции текста, согласия или б) несогласия с мнением
помогающие раскрыть его главную мысль: автора: а) разделяю точку зрения автора;
23Средства связи частей текста. не могу не согласиться; автор предлагает
Во-первых, во-вторых, в первую очередь, интересное решение проблемы; правота
далее, затем. Средства связи частей автора неоспорима и др. б) к сожалению
текста. Примеры. Цель использования. вынужден возразить, отметить, что…; не
Создать «мостики» между частями текста и могу согласиться; сомнительно, что…;
тем самым облегчить его восприятие. по-моему, автор упускает из виду, что…; на
Создать «мостики» между частями текста и мой взгляд, проблема заключается в другом;
тем самым облегчить его восприятие. эту проблему надо, по моему мнению, решать
Связочные предложения. Рассмотрим иначе;
следующую проблему. Перейдем к следующему 49Работа над заключением Заключение
вопросу. Остановимся на этом подробнее. должно составлять примерно одну шестую
Стоит поразмышлять на тему… Слова, вашего текста. Типичные цели заключения: -
указывающие на причину. Из-за, благодаря, суммировать, обобщить сказанное - подвести
по причине, в связи с… Объяснить причину итоги размышления, сделать вывод; - дать
появления чего-либо. Обобщающие или оценку сказанному; - дать ответ на вопрос,
резюмирующие слова. Следовательно, стало поставленный во вступлении; повысить
быть, таким образом, поэтому. убедительность текста, используя
Слова-сигналы очередности, логической дополнительные сильные аргументы; -
последовательности, так называемые сделать прогноз каких-то событий или
«путеводные» слова. Подвести итог явлений; - четко сформулировать мнение
рассуждениям, сигнализировать о завершении автора по данной проблеме; вновь привлечь
всего рассказа или какого-либо его этапа. внимание к проблеме, о которой идет речь,
24Средства связи частей текста. Слова, подчеркнуть ее актуальность…
используемые для сопоставления частей 50Приемы написания заключения. Прием.
информации. Так же, точно так, как; таким Пример. Риторический вопрос. Почему же
же образом. Подчеркнуть сходство Тургенев привел героя к такому концу? И
чего-либо, кого-либо. Слова, используемые означает ли он бесперспективность крайнего
для противопоставления частей информации. отрицания- нигилизма? Восклицание. Призыв
Подчеркнуть различие чего-либо, кого-либо. к действию, совет, пожелание. Подведение
На мой взгляд, как мы знаем, по моему итогов. «Ход в будущее» (что будет, если…;
убеждению, к стыду моему, с сожалению. что может произойти…; как будет хорошо… и
Апелляция к читателям. Поясняющие слова. т.п.). Жизнь всегда меняется,
То есть, иными словами, иначе говоря, «преобразования необходимы», но что будет,
точнее говоря. Конкретизировать, более если оно будет крайне революционным,
подробно изъяснить вышеизложенное. Слова, сметающим все на своем пути. В том числе
выражающие отношение автора к сказанному любимых старичков родителей… Сколько же
(уверенность, сомнения, оценка, чувства). мудрости, сколько света в финале романа!
С одной стороны, с другой стороны, Как удивителен и многозначен последний
напротив, наоборот, зато, один – другой, пейзаж – картина сельского кладбища!
герой персонаж (такой–то) - его оппонент…; Высказывание своего мнения, предположения.
благородные порывы одного – аморальные, Будем помнить, что не нигилистическим
предосудительные другого и т.д. Слова, отрицанием и разрушением традиционных
дающие оценку степени достоверности ценностей, а созиданием торжествует и
информации. Наверно, безусловно, конечно, движется жизнь. Таким образом, в романе
вероятно, без сомнения. Помогают понять Тургенева… Рассуждая о проблеме, прихожу к
позицию автора, степень его уверенности. выводам… Тургенев увидел появление нового
Проявить в тексте личность автора и типа сознания у человека. Он придумал
вызвать определенную реакцию читателей, Базарова, желая «высечь» нигилистов-детей.
создать общее поле речевого взаимодействия Я думаю, у него это получилось не вполне.
между пишущим и читающим. Проявить в Сам писатель симпатизирует своему герою и
тексте личность автора и вызвать заставляет задуматься о крайностях
определенную реакцию читателей, создать нигилистического сознания.
общее поле речевого взаимодействия между 51Яркие высказывания известных людей,
пишущим и читающим. Давайте вместе пословицы и т.п. …у жизни есть один смысл
подумаем, представьте себе, поставьте себя – сама жизнь. Эрих Фромм История
на это место; предположим, представим, человечества начинается с акта
что… непослушания, что в то же время есть
257)Найдите слова, используемые для начало его освобождения и
сопоставления частей информации: На мой интеллектуального развития. Эрих Фромм Чем
взгляд, как мы знаем, по моему убеждению, глубже мы заглядываем в природу, тем
к стыду моему, с сожалению; Так же, точно больше мы понимаем, что она исполнена
так, как; таким же образом; Давайте вместе жизни… что вся жизнь – это великая тайна.
подумаем, представьте себе, поставьте себя Альберт Швейцер Настоящие писатели –
на это место; Предположим, представим, совесть человечества. Людвиг Фейербах
что… Наверно, безусловно, конечно, Государство существует не для того, чтобы
вероятно, без сомнения. превращать земную жизнь в рай, а для того,
268)Найдите слова, используемые для чтобы помешать ей окончательно
противопоставления частей информации: превратиться в ад. Н.А. Бердяев.
Во-первых, во-вторых, в первую очередь, Сравнение, образ. Давно возникло это
далее, затем. Следовательно, стало быть, противостояние «отцов» и «детей». Но что
таким образом, поэтому С одной стороны, с будет, если «блудный сын» не вернется к
другой стороны, напротив, наоборот, зато, Отцу. Базаров у Тургенева, мне кажется,
один – другой, герой персонаж (такой–то) - вернулся. Дорога – сквозной образ поэмы
его оппонент…; Давайте вместе подумаем, Гоголя. Автор испытывает своего героя …
представьте себе, поставьте себя на это 529)Каковы дополнительные задачи
место. пишущего вступление к эссе?
27«Станционный смотритель»: различие. 1)Заинтересовать потенциального читателя
«Капитанская дочка»: различие. Ситуация 2)Дать общие сведения по теме 3)Высказать
обмана, притворства. Игра Минского, хитрые свою точку зрения 4)Удивить, обескуражить,
уловки с целью обмануть смотрителя и спровоцировать читателя.
вызвать чувство Дуни («При смотрителе 5311)Как в сочинении можно
охал, не говорил почти ни слова…»). сформулировать позицию автора?
Искренняя радость в ситуации Структурировать сочинение Сформулировать,
выздоровления, трепет Петра при узнавании в чем автор видит решение проблемы
даже голоса возлюбленной. Диалоги героев. Привести цитаты Ответить на вопрос,
Выражают радость, восторг и тревогу за поставленный в тексте.
здоровье Петра. От лица 5412)Что важно для заключительной части
автора-рассказчика, услышавшего историю. сочинения-рассуждения? суммировать,
Уход за больным. Серьезное испытание: обобщить сказанное дать ответ на вопрос,
ранение Петра на дуэли при защите чести поставленный во вступлении сделать
возлюбленной. Поведение героев. В собственный прогноз каких-то событий или
повествовании передан разговор Минского с явлений подвести итоги размышления,
лекарем по-немецки; шутки с Дуней (обман и сделать вывод.
игра). Способы повествования. От лица 55СОЧИНЕНИЕ-ХАРАКТЕРИСТИКА ОДНОГО
повествователя, героя, от первого лица ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ Художественные
передана история любви и тяжких испытаний. средства для создания образа героя:
Выбор позиций для сопоставления- сходство. «говорящие» фамилия, имя, отчество,
28Печаль лирического героя от картины указывающие на определенные черты
поздней осени, выражающая его душевное характера персонажа или отражающие
состояние: «Тяжело, хоть плачь!». Картины авторское отношение к герою; портрет; речь
природы, описания, передающие состояние героя; обстановка, в которой живет герой;
лирических героев. Радость, восторг особенности поведения, поступки, через
лирического героя, созерцающего красоту которые проявляются те или иные черты
«славной осени». Восклицательные характера персонажа; жизненные интересы и
предложения, передающие тоску: «Лучше б стремления; характеристика героя другими
снег да вьюга!» Образы, усиливающие тоску, персонажами; авторская характеристика
например с помощью сравнения: героя; самохарактеристика героя; письма,
«Перекати-поле / прыгает, как мяч» написанные героем; сны, которые снятся
Передается тяжкое душевное состояние герою; отношение к природе; художественные
лирического героя. Средства речевой детали, рисующие психологическое состояние
выразительности, стиль, передающие или черты характера персонажа. в
душевное состояние лирического героя. драматическом произведении ремарки.
Восклицательные конструкции, выражающие 56Умение правильно прочитать вопрос;
довольство: «Славная осень!», «Нет Умение сформулировать тезис; Понимание
безобразья в природе!» Удивительно того, что такое тезис; Умение отличить
позитивный характер сравнений: лед лежит тезис (утверждение) от доказательства
«словно как тающий сахар» – можно (рассуждения); Рассуждение в доказательной
подчеркнуть необычный характер сравнения. части: Умение апеллировать к авторитетному
Возникает образ «родимой Руси». Лирическое (референтному) мнению. Типичные
стихотворение, в котором пейзаж отражает затруднения учащихся.
сложное, дисгармоничное состояние 57Как отвечать на поставленный вопрос?
лирического героя. Функция, Как научиться понимать позицию автора? Как
направленность, назначение. Своеобразная научить анализировать текст для
экспозиция, первая часть произведения, подтверждения понимания позиции автора?
служащая для противопоставления природной Что такое хорошая речь? Что такое речевые
цельности, гармоничности – с одной ошибки? Каковы методы предупреждения
стороны, и социальной дисгармонии – с речевых ошибок? Главные направления по
другой. А.А.Фет «Ласточки пропали…». коррекции:
Позиции сопоставления. Н.А.Некрасов 58Ответ. судьба благоволит простодушному
«Железная дорога». Гриневу, а не расчетливому Швабрину.
29Работа над вступлением Вступление Почему? Так написал автор. Автор убежден:
должно быть небольшим, но интересным. Люди человеку, поступающему по чести,
чаще всего обращают внимание на то, что благоволит судьба (проиграл деньги –
написано в начале и в конце текста. отдай, согрей озябшего, дал слово – держи,
Типичные цели вступления: дать общие не позволь очернить имени возлюбленной)
сведения об обсуждаемой теме - ввести в Добро подобно бумерангу. Неповторимый
тему текста, сформулировать тезис назвать колорит Н.В. Гоголь изобразил. Как?
проблему, которой будет посвящен ваш текст Колорит - это …. Коробочка: картины с
- обосновать актуальность проблемы - какими-то птицами и портрет Кутузова;
заинтересовать потенциального читателя - «Пересчитать нельзя всех оттенков нашего
подготовить к восприятию текста - обращения» и «но нет слова, которое бы так
высказать свою точку зрения на проблему. кипело и животрепетало…» В соединении
30Он нужен для того, чтобы привлечь несоединимого. Мнение литературоведа:
внимание. Логично, если «магнитом» станет лирика А.А.Ахматовой «насквозь сюжетна».
первое предложение. Существуют разные Можно ли согласиться? Сюжет – это….
приемы написания «магнитов». «Магнит», или Наблюдения позволяют сделать вывод: Да,
Зацепляющий крючок». можно согласиться, каждое стихотворение –
31Как сформулировать позицию автора Если история Нельзя согласиться: ведь сюжет –
проблема текста – это некоторый вопрос, то это повествование. Есть ли повествование в
позиция автора = это ответ на вопрос, стихотворении «Заплаканная осень, как
поставленный в тексте, то, в чем автор вдова… Можно согласиться лишь частично: в
видит решение проблемы. Проблема и позиция ранней лирике читатель найдет сюжет, но,
автора соотносятся как вопросно-ответное уже в стихотворении 1921 года «Заплаканная
единство. Позиция автора может быть осень, как вдова… Известное. Неизвестное.
выражена: а) четко, прямо (в названии Требует комментария.
текста, в отдельных предложениях, в 59Практикумы в применении критериального
авторских отступлениях, в пафосе; подхода (изучение предложенных критериев,
описаниях); б) не прямо, а через проверка сочинений учащихся с применением
изобразительно-выразительные средства и предложенных критериев, разработка
приемы. Прием иронии, использовании критериев) Создание модельных сочинений в
сарказма; через особенности композиции; соответствии с предложенными критериями
речь, поступки героев и др. Редактирование текста. Виды работ для
32Примеры Тема: Как я понимаю нигилизм оптимизации результатов:
Базарова? Вопрос (риторический или просто 60СОЧИНЕНИЕ КАК СОБИРАНИЕ СЕБЯ В ТЕКСТЕ
интересный вопрос по теме). Часто ли мы КУЛЬТУРЫ и ТЕКСТЕ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
задумываемся о самой природе нигилизма? 61
Чичиков – душа живая или мертвая? 62Любой переопосредованный текст –
Интересные наблюдения. Нам кажется, что диалог с писателем, вхождение в культуру,
нигилизм остался в рамках своего века, один из способов понимания себя! Плывите –
когда он был изучен и прокомментирован не бойтесь. Это ТВОРЧЕСТВО! «…если я не
гениальным Ницше. Словосочетание «мертвые напишу и никто другой не напишет Жития, то
души» уже давно стало привычным речевым боюсь быть осужденным, согласно притче о
клише. А ведь это оксюморон. Восклицание. негодном рабе, закопавшем талант и
Как хочется иногда представиться неким обленившемся» (Из жития, созданного
современным денди, отрицающим все и вся! В Епифанием).
какую ситуацию-испытание ставит своего
Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся.pptx
http://900igr.net/kartinka/literatura/sochinenie-kak-osnovnoj-zhanr-pismennykh-rabot-uchaschikhsja-160872.html
cсылка на страницу

Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся

другие презентации на тему «Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся»

«Жанры фольклора» - Колядки. Загадки Потешки Прибаутки Заклички Пестушки Скороговорки Перевертень Сказки Песни. Песня. Некоторые жанры фольклора: Оглавление: Выделяют несколько разновидностей жанра: Заклички – жанр детского фольклора, наивное поэтическое обращение к силам природы. Обрядовая песня. Фольклор русского народа.

«Жанр натюрморт» - Неприбранный стол. Дополнительный мотив. Древний Рим. Живопись. Виллем-Клас Хеда А. ван Бейерен Завтрак с крабом Натюрморт с омаром. Учебный рисунок. Н.Куприянов. «Натюрморт с лампой». Предметный мир древности. Светлотный и цветовой контрасты. Расположение предметов в натюрморте. Голландия-место зарождения жанра Натюрморт.

«Устная и письменная речь» - Мы с братьями и сестрой любим смотреть телевизор. Узнавать о том, что происходит в мире, смотреть фильмы. Как мы используем свою речь дома? Вся наша семья любит слушать радиопередачи. Устная и письменная речь очень важна в повседневной жизни.?. Мы не можем обходиться дома без устной и письменной речи.

«Исторический жанр» - Музей современного искусства. Гамбург. Лондон. А.фон Менцель. «Концерт Фридриха II в Сан-Суси». 1852. Ф. Буше. «Юпитер и Каллисто». 1744. Б.Э.Мурильо. «Отдых на пути в Египет». Исторический жанр (англ. А.С. Пушкина. Галерея Уффици. Э.Делакруа. «Свобода, ведущая народ».(Свобода на баррикадах»). 1830.

«Жанры ИЗО» - 8. К какому жанру искусства относится картина? 2. Как называют художника изображающего природу? 9. В каком жанре выполнена картина: А) Пейзаж; Б) Бытовой; В) Батальный. Урок ИЗО. 3 - 4 класс. Художника, изображающего животных называют: А) баталист Б) анималист В) портретист. А) батальный Б) пейзаж В) бытовой.

«Жанры живописи» - Камиль Писсарро «Оперный проезд в Париже». Восходящее солнце». Иван Айвазовский «Ледяные горы». Клод Моне «Пруд с лилиями». Клод Моне «Утес Уелк в Пурвилле». Огюст Ренуар «Жанна Самари». Сандро Боттичелли «Весна». Винсент Ван Гог «Ирисы». Винсент Ван Гог «Звездная ночь». Натюрморт. Джон Констебл «Вид на собор в Солсбери».

Стили речи

33 презентации о стилях речи
Урок

Литература

183 темы
Картинки
900igr.net > Презентации по литературе > Стили речи > Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся