Рассказы Чехова
<<  Своеобразие рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» Психологизм рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»  >>
Геннадий Николаевич (Лисин) Айги (1934 – 2006)
Геннадий Николаевич (Лисин) Айги (1934 – 2006)
Жизнь есть тишина
Жизнь есть тишина
Детство поэта
Детство поэта
Начало творческого пути
Начало творческого пути
Начало творческого пути
Начало творческого пути
«В свое время я отказался от диалога с читателем, я отказался от
«В свое время я отказался от диалога с читателем, я отказался от
«В свое время я отказался от диалога с читателем, я отказался от
«В свое время я отказался от диалога с читателем, я отказался от
Картина Чюрлениса: Истина
Картина Чюрлениса: Истина
Работа с терминами
Работа с терминами
Работа с терминами
Работа с терминами
Работа с терминами
Работа с терминами
Стихотворение «Снег»
Стихотворение «Снег»
Айги чуваш
Айги чуваш
Высказывания о творчестве Айги
Высказывания о творчестве Айги
Книги Айги на русском, французском, итальянском, немецком, турецком
Книги Айги на русском, французском, итальянском, немецком, турецком
Картинки из презентации «Своеобразие лирики Геннадия Айги» к уроку литературы на тему «Рассказы Чехова»

Автор: Пользователь. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока литературы, скачайте бесплатно презентацию «Своеобразие лирики Геннадия Айги.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 901 КБ.

Своеобразие лирики Геннадия Айги

содержание презентации «Своеобразие лирики Геннадия Айги.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Своеобразие лирики Геннадия Айги. 13квадрат. Любой человек, наверное, может
Проект урока чувашской литературы в 11 нарисовать такое. Но вот загадка: черный
классе. квадрат на белом фоне - картина русского
2Геннадий Николаевич (Лисин) Айги (1934 художника Казимира Малевича, созданная еще
– 2006). в начале века, до сих пор притягивает к
3Жизнь есть тишина. Поэзия есть себе и исследователей, и любителей
молчание Геннадий Айги. живописи. Как нечто сакральное, как некий
4Детство поэта. Геннадий Николаевич миф, как символ русского авангарда.
Айги родился 21 августа 1934 г. в деревне Арзамасский ужас.
Шаймурзино, Батыревского района. До 1969 14Работа с терминами. Верлибр – (франц.
г. носил фамилию Лисин, которую его отец, vers libre — "свободный стих") —
сельский учитель, переводчик А.С.Пушкина свободное стихосложение, опирающаяся на
на чувашский язык, получил в советское интонационную соизмеримость строк, а не на
время в процессе «русификации». Дед Айги традиционную рифму и строгий порядок
по материнской линии был последним в расположения ударных и безударных слогов.
деревне жрецом. Один из предков поэта Такой способ изложения имеет параллели в
произносил чувашское слово «хайхи» («вон изобразительном искусстве в приемах
тот»), опуская начальный звук, – так акцентирования, артикуляции, аритмии и др.
возникло семейное прозвище «Айги», ставшее П. Пикассо «Любительница Абсента» «в этом
впоследствии для поэта «программным полотне особенно бросается в глаза
художественным именем». гипертрофированная кисть правой руки,
5Начало творческого пути. Начав писать которой погруженная в свои мысли женщина
стихи по-чувашский, Айги опубликовал свои словно пытается обхватить и защитить
первые произведения в 1949 году. На этом себя».
периоде его творчества сказалось влияние 15Стихотворение «Снег». Прослушайте
классиков чувашской литературы Михаила стихотворение http://vk.com/club13053225
Сеспеля и Педэра Хузангая. В 1949-1953 гг. Назовите образы-символы, встречающиеся в
Айги учится в Батыревском педагогическом стихотворении Найдите два противоположных
училище, а в 1953-м поступает в Московский по семантике (значению) понимания образа
Литературный институт им. Горького. В 1958 снега. Дайте характеристики этого снега из
г. выходит в свет первая книга стихов Айги стихотворения.
на чувашском языке. В том же 1958 г. Айги 16Семантическая многомерность образа.
исключают из Литинститута "за Снег в покое. Падающий снег. Близкий;
написание враждебной книги стихов, Цветы на подоконнике странны; Кружится, с
подрывающей основы метода самого нашего детства; Белые хлопья; Будет
социалистического реализма". В кружиться, пока на земле тебя вспоминают;
1961-1971гг. Айги работает в Москве в Кружатся белые искры, и остановить я их не
Государственном музее В.Маяковского могу; Снег: Пассивное начало – снег был
старшим библиографом. Им составлено полное всегда и будет, это непрерывность
описание иконографии Маяковского. С 1972 устойчивость Бытия (зима – время года,
г. живет литературным трудом. когда природа «засыпает», «умирает»)
6Стихи Айги. В 1961 г. в русской Активное начало – непрерывное движение
периодике в переводах Беллы Ахмадулиной, жизни, ее чистота (бесконечное движение,
Давида Самойлова и др. появляются повторяемость развития природы).
некоторые написанные по-чувашски стихи 17Евангельские мотивы в лирике Айги.
Айги. С 1960 г. поэт, следуя совету Б.Л. Мотив любви, всепрощения. Взвращение к
Пастернака, полностью переходит на русский Богу, единство с Богом. Сиюминутность
язык. Айги активно занимается переводами человеческих страданий. Отъезд Забудутся
на чувашский язык. В 1968 г. он публикует ссоры, отъезды, письма. Мы умрем, и
антологию "Франци поэч?сем" останется тоска людей по еле чувствуемому
("Поэты Франции"), вобравшую следу какой-то волны, ушедшей из их снов,
стихи 77 авторов XV-XX вв. За этот труд в из их слуха, из их усталости. По следу
1972 г. Айги был удостоен премии того, что когда-то называлось нами. И
Французской Академии. За этим последовали зачем обижаться на жизнь, на людей, на
"Поэты Венгрии" (1974) и тебя, на себя, когда уйдем от людей мы
"Поэты Польши" (1987). Айги вместе, одной волной, когда не снега и не
также перевел на чувашский язык рельсы, а музыка будет мерить пространство
"Облако в штанах" Маяковского и между нашими могилами. - Подберите строки
"Василия Теркина" Твардовского, из стихотворения, отражающие Евангельские
стихи Тютчева, Хлебникова, Мандельштама, мотивы.
Пастернака и многих других. Долгое время 18Образ Родины. О ДА: РОДИНА была как
(начиная с 1962 г.) русские стихи Геннадия лужайка страна мир — как лужайка там были
Айги печатались только за рубежом: сначала березы-цветы и сердце-дитя а как те
в периодике, а с 1967 года - и книжными березы-цветы ветром этого мира сдувались и
изданиями в Чехословакии, Германии, розы-снега окружали как ангелов-нищенок
Швейцарии, Франции, Англии, Польше, вздох сельских безмолвных!.. — и с их
Венгрии, Югославии, Нидерландах, Швеции, Свето-Жалостью вместе светили (здесь —
Дании, Финляндии, Болгарии и Турции, место молчанию такому же долгому как
Японии. Первая его большая книга на бесконечная жизнь) мы назывались — Сияния
русском языке- "Стихи 1954-1971" этого многие каждый скрепляя свеченье
- была издана Вольфганом Казаком в Мюнхене живое вторично в страданьи (та же и здесь
в 1975 году. В 1982 г. в издательстве тишина) и слушали-были: что чистота скажет
"Синтаксис" (Париж) было издано Словом единым? не прерываясь лучилось:
собрание стихотворений Г.Айги мир-чистота 1957 Критика. РОДИНА - ЛИМБ 1.
"Отмеченная зима". С 1962 г. Где тьмы безвинных жертв (давно уж
стихи Айги стали публиковаться в переводах призраков), где сам ты - жертва (лишь
на иностранные языки. Только в 1991 г. в пока-живущий), - там: родина (лишь это -
российском издательстве родина): любовь и к-жертвам-состраданье и
"Современник" вышла книга сам-ты-жертва-среди-них. Лишь это: родина.
избранных стихотворений Г.Н.Айги И лишь к такой - привязанность. И ту,
"Здесь", а годом позже такую - не покинуть. 2. Ты можешь
"Советский писатель" выпустил отказаться от пространства. От теней-при-
его сборник "Теперь всегда зраков. И - от живых. И обнаруживаешь ты
снега". последнюю, где вновь найдёшь ты всё, тобою
7Награды. В 1987 году стал лауреатом отменённое, - та родина - язык. Быть
премии Андрея Белого В 1990 г. Г.Айги похороненным - в той родине, с надеждой: в
удостоен Государственной премии Чувашии ней - пребыть: в сиянии остающемся (хотя и
имени К.В.Иванова в 1994 г. он становится Лимб-Язык, и худ- ший в ней ты знал, вводя
Народным поэтом Чувашии в 1997 г. - их сумерки - в Сиянье). И нет - другой.
почетным доктором Чувашского университета. Быть схоронённым - в ней. С надеждой. Даже
Среди международных наград - премия имени - без надежды. 1977 Комментарий Айги.
Ф.Петрарки (Германия, 1993), "Золотой 19Роль поэзии Г. Айги в мировой
венец" Стружских поэтических вечеров литературе. Г. Айги. А.Пушкин. Мы умрем, и
(Македония, 1993), премия имени Норберта останется тоска людей по еле чувствуемому
Казера (1996, Италия), звание Командора следу какой-то волны, ушедшей из их снов,
Ордена Искусств и Литературы (Франция, из их слуха, из их усталости. По следу
1998), литературная премия Б.Пастернака того, что когда-то называлось нами. Что в
(Москва, 2000 г.) и др. В 2006 году был имени тебе моем? Оно умрет, как шум
номинирован на получение Нобелевской печальной Волны, плеснувшей в берег
премии по литературе. дальный, Как звук ночной в лесу глухом.
8Исследование творчества Г. Айги. В Оно на памятном листке Оставит мертвый
1993 г. в Париже в серии "Поэты след, подобный… О.А. Седакова: «У Пушкина
сегодня" издательства речь идет об иноязычном имени. Тема
"Сегерс" вышла монография иноязычия неотделима от Айги. Его (Айги)
"Айги" французского русские слова – след волны, рожденной
литературоведа, поэта и переводчика Леона другим языком. Ближайшая догадка – родным
Робеля. В 2004 году вышла книга Г.А. чувашским, а дальше: бессловесным языком
Ермаковой «Художественн0-философский мир ландшафта, музыкальным языком интервалов и
Айги: истоки, типологические параллели» В ритмических доль. Стихи почти без слов. И
мае 1997 г. в Чебоксарах состоялась чем дальше – тем больше без грамматики.
международная научная конференция Русский язык – временное пристанище этих
"Творчество Геннадия Айги в контексте стихов (кто скажет по-русски:
чувашской, российской и общеевропейской «чувствуемый»?): этому следу волны будет
культур" - своеобразный съезд ничуть не хуже и в немецком, и во
исследователей-"айгистов" всего французском, и в итальянском – и далее
мира. В сентябре 2009 года, в Чебоксарах, везде. И везде теперь останется тоска
прошла научно-практическая конференция, людей по этому следу какой-то волны.»
посвященная 75-летию со дня рождения Стэнфордские лекции.
Народного поэта Чувашии Геннадия Айги. 20Айги чуваш. Еще в «Разговоре на
9«В свое время я отказался от диалога с расстоянии» (1985) Айги писал: «…я родился
читателем, я отказался от чувашского и и вырос в чувашской деревне, окружен- ной
русского языков, пытался сотворить бескрайними лесами, окна нашей избушки
собственный язык. Это “иероглифы Бога”. выходили прямо в поле, – из поля и леса
Мои стихи – это язык в языке. Как можно состоял для меня – "весь мой
найти к ним ключ? Через интуицию, мир". Знакомясь по мировой литературе
мгновение, вздох. Мое искусство – синтез с "мирами-океанами", с
искусств: поэзия + музыка + живопись» Г. "мирами-городами« других народов, я
Айги. старался, чтобы мой мир,
10Картина Чюрлениса: Истина. "Лес-Поле", не уступал бы по
Стихотворение-название Бабочка, литературной значимости другим
Перелетающая через сжатое поле… Г. Айги общеизвестным "мирам", даже – по
Как вы понимаете это стихотворение? проект мере возможности – приобрел бы некоторую
урока\толкование картины Истина.doc. "общезначимость" (для этого
11Символы. Бабочка Свет, бог Поле. Душа требо- валась вся работа интеллекта и
Истина Жизнь, дорога к истине. воображения, долго и мучительно
12Работа с терминами. Микалоюс воспитанных другими куль- турами).
Константинас Чюрленис Спокойствие Картина <….> Я хотел "малое"
передает спокойное, неподвижное величие возвысить до Большего, сделать его
разлегшегося поверх уснувших вод острова, общезначмым. В конце концов, так всегда
который так похож на притаившееся происходило в разных литературах, в разных
хвостатое существо. Два глаза - рыбацкие культурах. Понятие "провинция"
костры у воды? - взирают куда-то в не относится к полям и стогам, – провинций
пространство, завораживают, притягивают для земли – нет». Недаром Премия Андрея
взгляд... Это игра природы, знакомая всем: Белого была присуждена Айги в 1987 году с
очертания холмов, деревьев, камней так формулировкой: «За мужественное
часто напоминают нам о живых существах; одиночество поэтического труда,
это простодушная детская сказка про преодолевшего национальную ограниченность
дракона, или морского змея, или про чувашского, русского, французского языков
"чудо-юдо рыбу Кит"; и это и открывшего в просветах высокого
одновременно удивительно точное настроение творчества единое поле человеческой
чуть таинственного покоя, который культуры».
охватывает человека у воды, когда в летний 21Высказывания о творчестве Айги. «Айги
вечерний час уходит с безоблачного неба тем и хорош, что движется в стороне и в
дневное светило. Символизм – одно из своих поэтических снах принципиально
крупнейших направлений в искусстве (в неподражаем» Куприянов Вячеслав Евгений
литературе, музыке, живописи), возникшее Евтушенко: «ни в одном современном поэте
во Франции в 1870-80-х гг. . Символисты так причудливо не выразился выход от
использовали символики, недосказанность, почвенности к европеизму» «Айги – тот род
намеки, таинственность, загадочность. Всё поэта, который не стремится создать
«природное» представало лишь «видимостью», отдельный текст (стихотворение)»,… но
не имеющей самостоятельного «семантическое пространство с более или
художественного значения. В своих менее очерченными границами» А.Хузангай
произведениях символисты старались Портрет Айги работы Татьяна Габриэлян.
отобразить жизнь каждой души — полную 22Книги Айги на русском, французском,
переживаний, неясных, смутных настроений, итальянском, немецком, турецком языках,
тонких чувств, мимолётных впечатлений. изданные в 1984-1997гг.
13Работа с терминами. Авангардизм – 23Интернет-ресурсы.
(франц. avant-gar-disme, от авангард), http://seredina-mira.narod.ru
условное наименование художественного http://vk.com/club13053225
движения 20 в., для которого характерны http://www.lib.cap.ru/aigi_book.asp
разрыв с предшествующей традицией http://www.lib.cap.ru/aigi_photo.asp
реалистического художественного образа, http://www.vavilon.ru/texts/aigi6.html
поиски новых средств выражения и http://pasternak.niv.ru/pasternak/stihi.ht
формальной структуры произведений. Казимир http://www.belyprize.ru
Малевич. Черный квадрат Казалось бы, что http://reading-hall.ru/publication.php?id=
может быть проще: на белом фоне черный 502 http://www.stihi.ru/2004/04/22-318.
Своеобразие лирики Геннадия Айги.ppt
http://900igr.net/kartinka/literatura/svoeobrazie-liriki-gennadija-ajgi-123109.html
cсылка на страницу

Своеобразие лирики Геннадия Айги

другие презентации на тему «Своеобразие лирики Геннадия Айги»

«Своеобразие природы Урала» - Средний Урал. Печоро-Илычский заповедник. На запад к Русской равнине горы снижаются постепенно. Северный Урал. С хребтов Полярного Урала берет начало река Печора. Среднее Зауралье богато озерами. Скала «Каменная Палатка». Лемминг. Хромовые руды. Урала. Тундровое царство морозного выветривания. Медь.

«Крыжовник Чехова» - А.П.Чехов. И другая: «Крыжовник был кисел: „Как глупо”, — сказал чиновник и умер». Не доедал, не досыпал, одевался как нищий. Делайте добро! (Иван Иваныч). Цитаты из произведения "Крыжовник. О чем рассказ «Крыжовник»? В своей усадьбе герой очень хотел рассадить крыжовник. Отставка. Деньги, как водка, делают человека чудаком.

«Рассказ Хамелеон» - Возможно предположить, что Чехов смеется над Очумеловым. Задачи. Определить, как соотнесены юмор и сатира в рассказе «Хамелеон» А.П.Чехова. Экспозиция рассказа.(завязка, начало). Особенность сатирического рассказа: действие уже произошло. Пояснение автора к тексту пьесы. Экспозиция подобна драматургической ремарке, действие как таковое отсутствует .

«Человек в футляре Чехов» - Рассказ «Человек в футляре». Дом и бакалейная лавка отца А.П.Чехова. Анализ эпизода «Похороны Беликова». Смысл заглавия. Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде? Знаменитый флигель Мелихово. 2. Эх, господа, как вы можете тут жить! Футляр. В 1892-1893гг. 2.Иван Иванович Чимша-Гималайский.

«Композиция «Ионыча»» - Эволюция в душе Ионыча. Тематические повторы. Мотивы эпизода. Назовите композиционные приёмы. Приёмы композиционного анализа. Композиционные формы прозаической речи. Типы композиции. Роль композиционных единиц. Сопоставить начало и конец каждой главы. Найдите сюжетные элементы. Лингвистическая теория композиции.

««Степь» Чехова» - Средства звукописи в повести. Оформление пейзажей. А.П. Чехов. Природа в повести очеловечена. Языковые приёмы. Приёмы звукописи и цветописи. Восприятие природы. Природа у Чехова. Исследование языка повести. Деревья. Пейзаж в повести Чехова. «Голос» степи. История создания «Степи». Антон Павлович Чехов.

Рассказы Чехова

39 презентаций о рассказах Чехова
Урок

Литература

183 темы
Картинки
900igr.net > Презентации по литературе > Рассказы Чехова > Своеобразие лирики Геннадия Айги