Математика в жизни
<<  Искусство и математика Математика – связь времен  >>
Связи
Связи
Афоризм
Афоризм
1. Ритм
1. Ритм
2. Пропорции
2. Пропорции
2. Пропорции
2. Пропорции
2. Пропорции
2. Пропорции
2. Пропорции
2. Пропорции
2. Пропорции
2. Пропорции
Связь музыки и математики
Связь музыки и математики
Длительность
Длительность
Названия
Названия
Дробные числа
Дробные числа
Равенства
Равенства
Язык длительностей
Язык длительностей
Темп в произведении
Темп в произведении
4. Параллели
4. Параллели
Мелодия
Мелодия
Связь музыки и математики
Связь музыки и математики
Связь музыки и математики
Связь музыки и математики
Связь музыки и математики
Связь музыки и математики
Высказывание
Высказывание
Спасибо за внимание
Спасибо за внимание
Картинки из презентации «Связь музыки и математики» к уроку математики на тему «Математика в жизни»

Автор: Taня. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока математики, скачайте бесплатно презентацию «Связь музыки и математики.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 7982 КБ.

Связь музыки и математики

содержание презентации «Связь музыки и математики.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Музыка и математика. Руководитель: 11музыкальных нот заимствовали свои названия
Шарабурова Елена Васильевна, Томская обл., у дробей.
г. Томск МБОУ СОШ «Эврика-развитие. Автор: 12Мы видим, что длительности получаются
Фишер Владимир Вячеславович, Томская обл., так же как дроби: они возникают при
г. Томск, МБОУ СОШ «Эврика-развитие, 8 ? делении целой на равные доли. Поэтому
2Цель. Цель нашей работы – проследить, длительность можно подсчитывать как
какие связи существуют между математикой и дробные числа, например: Равенство здесь
музыкой. Леонид Сабанеев. понимать в том смысле, что длительность
3Музыка и математика. С давних пор до слева равна суммарной длительности справа.
нас дошел афоризм, что математика и музыка С помощью чисел то же равенство можно
– сестры. Что общего между ними? записать таким образом: 1/8 + 2/16 = 1/4.
Композиторы часто признаются, что их метод 13Запишем с помощью чисел равенства:
немногим отличается от математического… О 14А теперь каждую из сумм переведём на
том же пишет выдающийся дирижер Эрнест язык длительностей:
Ансерме: «Между музыкой и математикой 15Если все длительности в музыкальном
существует безусловный паралеллизм. И та и произведении увеличатся или уменьшатся
другая представляют собой действие в вдвое, то темп в произведении становится
воображении, освобождающее нас от медленнее или быстрее. А теперь обратимся
случайностей практической жизни» Мы с вами к оркестру. В оркестре звучат различные
сегодня попробуем найти общие точки инструменты, и каждый из них обладает
соприкосновения математики и прекрасного определенным звучанием, неповторимой
искусства – музыки. Изучая тему, мы поняли окраской звука, т.е. ТЕМБРОМ. Композитор
что таковыми являются: Ритм Пропорции может комбинировать в различных пропорциях
Вариации Параллели Противоположности. соотношения музыкальных инструментов,
41. Ритм. Окружающий нас мир полон исходя из звуковой палитры задуманного
ритмов. Ритм – повторение подобного. произведения.
Оглядимся вокруг: ритмично звучат шаги, 163. Вариации. Вариации - это
ритмично наше дыхание, ритмичен стук колес музыкальное произведение, форма
поездов. Ритм – один из важнейших музыкального произведения, состоящего из
элементов музыки. Давайте обратимся к нескольких частей, каждая из которой
музыке. Например, мелодия песни “А я по звучит с изменениями. Существуют 3 типа
лугу” Попробуем прохлопать этот ритм: В вариаций: - Мелодические - Ритмические -
музыкальном ритме возможно смещение Гармонические Слово или число можно
ударных слогов, так как имеют большее определить и описать многими способами.
значение музыкальные ударения – акценты. Числа тоже можно задавать словами, иногда
5Ритмы можно обнаружить и среди чисел. это даже удобнее. Чем обычная цифровая
Посмотрите на этот рисунок. Первые 100 запись и наоборот.
натуральных чисел расположены в виде 17Давайте посмотрим числа, заданные
изящной правильной фигуры – так следующими описаниями: 1. Наименьшее целое
называемого Пифагорова квадрата. В этой число, название которого односложно (один)
таблице скрыты ритмы. У чисел, стоящих в 2. Наибольшее отрицательное целое число
одной строке совпадают первые цифры, у (-1) 3. Наибольшее целое число, которое
чисел, стоящих в одном столбце, совпадают совпадает с числом букв в своем названии
вторые цифры. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. (11). 4. Два положительных целых числа,
10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. сумма которых равна их произведению (2+2=
20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 2 *2) Как видите, в данном случае цифровые
30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. записи удобнее. Следующие вариации
40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. отличаются большим изяществом: 100 = 99 +
50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 99/99 = 101 – 101/101 Можно записать число
60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 100 при помощи цифр от 1 до 9, используя
70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. каждую цифру один и только один раз.
80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. Например: 100 = 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7
90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. + 8*9 = 123 + 45 – 67 + 8 – 9 100 = (1+ 2
100. + 3 + 4)2 =13+ 23+ 33+ 43.
6Можно обнаружить закономерности, 184. Параллели. Параллели во множестве
скрытые в других таблицах. Эти таблицы встречаются в природе. Траектории каплей
представляют собой Пифагоров квадрат, в дождя параллельны, гребни морских волн и
котором отмечены все числа, кратные 2,3. т.д. В твореньях, созданных человеком тоже
Могут быть таблицы чисел, кратных 4, 5, 6, много параллелей. Прежде всего, это 5
и др. Каким ритмом обладают числа кратные, прямых, образующих нотный стан.
например, 3? Начнем с 0 и, увеличивая Поразмыслим, почему ноты приходится
каждый раз на 1, будем акцентировать все располагать на параллельных прямых? Слово
числа, кратные 3. Вот что у нас получается “параллельный” происходит от греческого
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 и т.д. Мы пришли к “параллелос” - идти рядом. В геометрии,
красивому, правильному, равномерному параллельность является одним из базовых
ритму, звучащему как музыкальный размер понятий.
3/4 . Если ещё раз вглядимся в таблицы, то 19Вспомним аксиому параллельных прямых:
заметим в них правильный равномерный ритм. «Через точку, не лежащую на данной прямой,
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 1. 2. 3. 4. проходит только одна прямая, параллельная
5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. данной». Перейдем теперь к музыке.
17. 18. 19. 20. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Параллели можно обнаружить не только в
17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. нотной записи, но в самом звучании музыки.
27. 28. 29. 30. 21. 22. 23. 24. 25. 26. Сравните, что получится , если одна и та
27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. же мелодия будет исполнена различными
37. 38. 39. 40. 31. 32. 33. 34. 35. 36. голосами, т.е. одновременно, в унисон
37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. будут петь 2 голоса. Голоса поют
47. 48. 49. 50. 41. 42. 43. 44. 45. 46. одинаковую мелодию, только женский голос
47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. будет звучать в верхнем регистре, а
57. 58. 59. 60. 51. 52. 53. 54. 55. 56. мужской - в нижнем, а звучат они
57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. параллельно. Параллельно могут звучать
67. 68. 69. 70. 61. 62. 63. 64. 65. 66. голос и фортепианное сопровождение со
67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. сдвигом на октаву. Параллельно будут
77. 78. 79. 80. 71. 72. 73. 74. 75. 76. звучать голоса туристов при исполнении
77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. песен у костра и в хоре при условии
87. 88. 89. 90. 81. 82. 83. 84. 85. 86. исполнения произведений в унисон. В музыке
87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. есть, также, параллельные тональности.
97. 98. 99. 100. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 20
97. 98. 99. 100. 215. Противоположность. Математические
7А что произойдет, если две такие противоположности: -Отрицательное число –
таблицы положить друг на друга? Если взять положительное число -Плюс - минус
таблицу кратных чисел 4 и наложить её на -Сложение – вычитание -Умножение – деление
таблицу кратного числа 6, получим таблицу, -Четное число – нечетное число -Половина –
в которой числа, обведенные двойной вдвое больше -Делитель – кратное -Больше –
рамкой, располагаются в правильной меньше -Простое число – составное число
последовательности. Двойной рамкой -Параллельно – перпендикулярно -Прямая -
обведены кратные числа 12, так как число кривая.
12 – Н.О.К. чисел 4 и 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 22В музыке тоже существуют
7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. противоположности: медленно-быстро. Эта
18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. пара играет весьма важную роль в музыке.
28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. Известна одна старинная математическая
38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. задача – шутка, основанная на неожиданной
48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. замене быстрого и медленного темпов.
58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. Называется эта задача “Наследство старого
68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. шейха”. Еще одна противоположность в
78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. музыке – высокое и низкое. Некоторые
88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. инструменты устроены так, что из них можно
98. 99. 100. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. извлекать либо только высокие, либо низкие
10. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. звуки. Примеры: скрипки, флейты,
13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 11. 12. контрабасы Противоположностей в музыке –
13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. великое множество: громкий – тихий,
23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 21. 22. быстрый – медленный, длинный – короткий;
23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. вокальная музыка – инструментальная
33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 31. 32. музыка; многоголосие – одноголосие. Другие
33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. противоположности затрагивают уже не
43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 41. 42. форму, а содержание музыки. (Легкая музыка
43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. – тяжелый рок, скорбная музыка - веселая
53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 51. 52. музыка и т.д.).
53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 23Вывод. Я хочу привести высказывание
63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 61. 62. народного артиста России, пианиста,
63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. педагога, доктора искусствоведения Генриха
73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 71. 72. Густавовича Нейгауза: «Раздумывая об
73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. искусстве и науке, об их взаимных связях и
83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 81. 82. противоречиях, я пришел к выводу, что
83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. математика и музыка находятся на крайних
93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 91. 92. полюсах человеческого духа, что этими
93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. двумя антиподами ограничивается и
82. Пропорции. В музыке также мы имеем определяется вся творческая духовная
дело с короткими и длинными деятельность человека и что между ними
длительностями, они составляют основу размещается все, что человечество создало
любого ритма. Шестнадцатая, восьмая, в области науки и искусства». Таким
четвертная, половинная, целая нота… образом, Математика и музыка связаны, в
Названия длительности служат одновременно математике нужна точность вычисления, а в
и названиями чисел. музыке точность исполнения, иначе
9 нарушится гармония и красота, этим они
10Соответствует 1/8 - соответствует похожи. Эдисон Денисов.
1/16. Длительность. 24Спасибо за внимание.
11Нетрудно понять, почему длительности
Связь музыки и математики.ppt
http://900igr.net/kartinka/matematika/svjaz-muzyki-i-matematiki-55023.html
cсылка на страницу

Связь музыки и математики

другие презентации на тему «Связь музыки и математики»

«Подчинительная связь» - Говорить решается. Выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. Ищем неизменяемые слова или формы слов. 3 типа подчинительной связи: Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Зеркало жизни. Выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

«Развитие связи» - Скфо, пфо, сфо, двфо. Услуги – всем Доступ – везде Доступность - всегда. Организация и проведение ОИ-2014. Россвязь. Система государственного планирования развития телекоммуникационной инфраструктуры до 2020 года. Услуги – всем! Совершенствование универсальных услуг связи. Правительство Российской Федерации.

«Развитие средств связи» - Шелфорд Бидвелл (Shelford Bidwell), британский физик, изобрел «сканирующий фототелеграф». В качестве фотоприемников используются лавинные фотодиоды. Космическая связь. Виды линии передачи сигналов. Первый фототелеграф. – Передача и прием информации с помощью радиоволн, распространяющихся в пространстве без проводов.

«Средства связи» - Передавать информацию можно по всему миру, благодаря мощным усилителям ЭМ волн. Появляются карманные, беспроводные навигаторы(GPS- спутниковая система навигации). А можно использовать передачу ЭМ волн и в военном деле. Схема первого радиоприёмника изобретённая Поповым. Используются разнообразные средства передачи радиоволн на большие расстояния.

«Связь слов в предложении» - Оцени себя! А Иваныч не сердится, мурлычет и жмурится. Залезет кот на тёплую лежанку, свернётся клубком и уснёт. Работа в парах. Проверь. Выпишите словосочетания: Х Существительное + прилагательное. Чем является словосочетания в предложении? Жил у нас в доме огромный, толстый кот Иваныч. ТЕСТ ( проверка знаний).

«Средства связи» - Дидактические цели проекта: Методические цели проекта: Открытие опытным путём явления электромагнитной индукции. Позицирование. Прошлое, настоящее и. Содержание. Теория электромагнитного поля Максвелла и опыты Герца. Александр Степанович Попов (1859-1906 г.). Будущее средств связи. Принцип радиотелефонной связи.

Математика в жизни

30 презентаций о математике в жизни
Урок

Математика

71 тема
Картинки