Виды искусства
<<  Виды техник декоративно-прикладного творчества (искусства) Актуальный плакат  >>
Каковы ваши личные впечатления от картины В. И. Сурикова «Утро
Каковы ваши личные впечатления от картины В. И. Сурикова «Утро
Автопортрет
Автопортрет
3. Расскажите
3. Расскажите
Рассмотрите фрагмент картины
Рассмотрите фрагмент картины
Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца
Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца
Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы
Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы
Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы
Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы
Дорога в картинах Сурикова важнейший элемент выбора, чудесной
Дорога в картинах Сурикова важнейший элемент выбора, чудесной
Им противостоит уже иная Россия, одетая в одинаковые европейские
Им противостоит уже иная Россия, одетая в одинаковые европейские
Образ наблюдателей в картине «Утро стрелецкой казни» (фрагмент)
Образ наблюдателей в картине «Утро стрелецкой казни» (фрагмент)
Очень важна архитектурная конструкция полотна
Очень важна архитектурная конструкция полотна
Рассмотрите данный фрагмент картины
Рассмотрите данный фрагмент картины
По законам того времени на казни должен обязательно присутствовать
По законам того времени на казни должен обязательно присутствовать
Картинки из презентации «Как анализировать произведение живописи» к уроку МХК на тему «Виды искусства»

Автор: Admin. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока МХК, скачайте бесплатно презентацию «Как анализировать произведение живописи.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 2243 КБ.

Как анализировать произведение живописи

содержание презентации «Как анализировать произведение живописи.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Как анализировать произведение 11персонажей.
живописи. Автор Скворцова Т. Н., учитель 12Рассмотрите фрагмент картины. Что вы
МХК МБОУ УСОШ № 2 им. Сергея Ступакова г. можете сказать о характере ПетраI? Каково
Удомли Тверской области. отношение художника к царю? Что может
2Цели. Образовательные: познакомить говорить царю персонаж картины? Кто он
учащихся с принципом анализа произведений такой?
живописи; продолжать знакомить с 13Солдаты волокут к виселице ещё одного
выдающимися произведениями отечественных и обессилевшего стрельца. На землю брошены
зарубежных художников. Работа над картиной уже ненужные кафтан и колпак,
В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни». 14Столь же эмоционально показаны и
Развивающие: учить «читать» художественное другие стрельцы. Чернобородый стрелец в
произведение, анализировать его, свободно накинутом на плечи красном кафтане мрачно,
высказывать свое мнение, дать основы исподлобья озирается вокруг. И он не
понимания общественного назначения покорился приговору Петра. Сознание седого
искусства как средства отражения, познания стрельца помутилось от ужаса грядущей
мира. формировать нравственно-эстетическую казни, он не видит припавших к нему детей.
отзывчивость на произведения искусства. Солдат выхватывает свечу из его разжатой
Воспитательные: воспитывать активную бессильной руки. Склонившаяся голова
гражданскую позицию; учить с уважением стоящего на телеге стрельца предвещает его
относиться к мнению и высказываниям других будущую участь.
людей; учить приемам активного слушания. 15Дорога в картинах Сурикова важнейший
3План. Каковы ваши личные впечатления элемент выбора, чудесной возможности
от произведения живописи? История создания увидеть потаенные пути, по которым идет
живописного произведения. Сведения об история. В картине «Утро стрелецкой казни»
авторе произведения. Какое место оно есть два пути. Один уходит влево, на нем
занимает в его творчестве? Принадлежность стоит стрелецкая телега, другой, вдоль
к культурно-исторической эпохе, крепостной стены, ведет вправо к
художественному стилю или направлению. виселицам, на нем стоит царский экипаж.
Смысл названия. Особенности сюжета и Обе дороги обтекают с двух сторон храм
композиции картины. Основные средства Василия Блаженного (следы колес на
создания художественного образа: колорит, переднем плане), негласного судии
рисунок, светотень, фактура, манера происходящего. Разветвленность движения в
письма. 7. Принадлежность к жанру: картине не только обособляет картинный
историческому, бытовому, батальному, центр, создает иллюзию последнего островка
портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру. допетровской России, который и образуют
4Каковы ваши личные впечатления от собой стрельцы, но и указывает на
картины В. И. Сурикова «Утро стрелецкой местоположение народа (Лобное место) в
казни»? этой непростой исторической ситуации.
5Выберите эпитеты для описания личных Визуально стрельцы расположились у
впечатлений, настроения (внутреннее, основания храма. Это их блаженный мир, их
душевное состояние). О хорошем, радостном Голгофа. С дорогой связан образ движения -
настроении. Беззаботное, благодушное, и не только на дороге, по дороге (телега).
благостное, бодрое, боевое, бравое, 16Им противостоит уже иная Россия,
буколическое (устар.), великолепное, одетая в одинаковые европейские мундиры.
величавое, веселое, весеннее, Стрельцы не понимают этой новой России,
возбужденное, воодушевленное, она пугает их, лишает воли и сил. И только
восторженное, высокое, добродушное, царь, одетый, как и они, «по-русски»,
доброе, жизнерадостное, игривое, вызывает недоумение и горечь, словно
изумительное, легкое, лучезарное (устар.), предатель, изменивший дороге отцов. Царь
мажорное, мирное, оптимистическое, вроде свой и в то же время чужой,
отличное, отменное (разг.), повышенное, иноплеменный, «арапский». Он единственный
поднятое (устар.), покойное, праздничное, в картине всадник, персонаж, имеющий
превосходное, прекрасное, приподнятое, возможность перемещаться в любую ее
приподнято-боевое, радостное, радужное, сторону, способный изменить сложившуюся
ровное, светлое, смешливое, спокойное, ситуацию, но выбор уже сделал.
счастливое, тихое, торжественное, 17Образ наблюдателей в картине «Утро
торжественно-приподнятое, умиленное, стрелецкой казни» (фрагмент). С правой
умиротворенное, устойчивое, хорошее, стороны картины, из «партии царя»
чистое, чудесное, чудное, шаловливое, выделяются два человека – боярин с
ясное. окладистой бородой и западный «специалист»
6О плохом, грустном, озлобленном . Оба они с задумчивостью наблюдают за
настроении. Безотрадное, безрадостное, происходящим. На первый взгляд кажется,
бранчивое (устар.), бранчливое (разг.), что они совершенно чужие друг другу, почти
ворчливое, враждебное, вялое, гадкое антагонисты, но вскоре боярин сбреет
(разг.), гнетущее, грустное, дурное, бороду, а наемник получит русский титул,
желчное, жуткое (разг.), злобное, злое, станет этаким Карлом Ивановичем, и оба они
кислое (разг.), меланхолическое, мерзкое рука об руку создадут новую русскую
(разг.), мерзостное (простореч.), историю. Рассматривая картину сложно
мизантропическое, мрачное, невеселое, однозначно определить на какой из сторон
нехорошее, озабоченное, озлобленное, противостояния находилось сердце
омерзительное (разг.), осеннее, художника. Дорога стрельцов уходит влево,
отвратительное (разг.), отчаянное, в безвозвратное прошлое, а новая Россия
пакостное (разг.), паршивое (разг.), через виселицы уводит нас вправо, в
пасмурное, пессимистическое, плохое, будущее, которое свершится и без нашего
поганое (разг.), подавленное, похоронное, желания, как рассвет нового, но пока еще
превратное (устар.), раздражительное, сумеречного дня. Единственно, что нам
скверное, слезливое, смутное, собачье остается – это урок истории.
(разг.), сумеречное, сумрачное, тоскливое, 18Очень важна архитектурная конструкция
траурное, тревожное, тягостное, тяжелое, полотна. Стоящая одиноко башня Кремля
тяжкое, угнетенное, угрюмое, удрученное, соответствует одинокой фигуре царя;
ужасное (разг.), унылое, хмурое, холодное. вторая, ближняя башня, объединяет в одно
О мечтательном настроении. Лирическое, целое толпу наблюдателей, бояр и
мечтательное, поэтическое, романтическое, иностранцев; ровный строй солдат в
сентиментальное, тихое, томное, точности повторяет линию кремлевской
элегическое, элегичное. гробовое, стены. Художник умышленно сдвинул все
лазаретное, лучезарно-птичье, мармеладное, сооружения к Лобному месту, применив
прогулочное, чемоданное (шутл.). композиционный прием сближения планов и
7Какова история создания живописного создав эффект огромной народной толпы.
произведения? Картина «Утро стрелецкой Собор продолжает и венчает собой это
казни» была первым большим полотном людское скопище, но центральный шатер
Сурикова на тему русской истории. Однажды храма Покрова словно не вместился в
художника поразил образ - зажженная днем пространство: он «срезан» верхним краем
свеча - как символ трагедии и картины и символизирует образ Руси,
обреченности. Мастер масштабных обезглавленной Петром I.
исторических полотен много лет вынашивал 19Какой приём лежит в основе Композиции
его в себе, пока не воплотил его в теме картины? Верхняя зона противопоставляется
расправы над стрельцами в картине «Утро нижней – земле, несущей на себе следы
стрелецкой казни». Тусклый в сизом воздухе человеческой драмы. Художник изображает
хмурого утра огонек свечи в еще живой руке пустынное утреннее небо, в которое
ассоциировался с казнью. Он создавал врастают красивым силуэтом кремлевские
картину в Москве, куда переехал на башни и купала храма Василия Блаженного .
постоянное жительство после окончания Архитектурные вертикали и небесная тишина
Академии художеств. Но еще в Петербурге создают впечатление умиротворения и
решил писать «Стрельцов», а задумал их и гармонии, нарушаемые лишь вороньей стаей
того ранее — в Сибири. Художник обратился (отголосок земных проблем), но если мы
к событиям эпохи Петра I, когда Стрелецкий переведем взгляд вниз, то увидим изрытую
бунт, возглавляемый царевной Софьей, был человеческой деятельностью землю, с
подавлен, а стрельцы казнены. Суриков не отблесками (остатками) небесной чистоты
показал самой казни, так как он не отраженной в грязных лужах. Исколесованная
стремился шокировать зрителя, а хотел сырая земля идентична сидящим на ней
рассказать о трагической народной судьбе в униженным и безутешным матерям,
момент исторического перелома. Художник оплакивающих близких. Но художник вводит в
сосредоточил внимание на душевном эту человеческую безысходность образ
состоянии приговорённых и том, что девочки в красном платке, как символ
переживает каждый из них в последние изначальной чистоты и надежды. Земля все
минуты своей жизни. стерпит, все перенесет, сотрет раны и
8Автопортрет. 1879. О том, что кровь и вновь оживет молодой зеленью.
непосредственно подтолкнуло его к созданию 20Рассмотрите данный фрагмент картины?
картины «Утро стрелецкой казни», Суриков Опишите, что видите. Чуть тлеет фитилёк
говорил известному художественному критику свечи, выпавшей из рук. В отчаянии кричит
Сергею Глаголю: «...однажды иду я по молодая стрелецкая жена, сын прижался к
Красной площади, кругом ни души. матери и спрятал лицо в складках ее
Остановился недалеко от Лобного места, одежды. Тяжело опустилась на землю
засмотрелся на очертания Василия старуха. Рядом с ней кричит охваченная
Блаженного, и вдруг в воображении страхом маленькая девочка в красном
вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так платочке.
ясно, что даже сердце забилось. 216. Основные средства создания
Почувствовал, что если напишу то, что мне художественного образа: колорит, рисунок,
представилось, то выйдет потрясающая светотень, фактура, манера письма.
картина. Поспешил домой и до глубокой ночи Глубокий трагизм момента подчёркивает и
все делал наброски то общей композиции, то тёмный колорит картины. Художник выбрал
отдельных групп». «Когда я их (т. е. время изображения казни — утро после
«Стрельцов».) задумал, у меня все лица дождливой осенней ночи, когда только
сразу так и возникли. И цветовая раскраска начало светать и над площадью не успел
вместе с композицией. Я ведь живу от полностью рассеяться холодный утренний
самого холста: из него все возникает». В туман. В этой обстановке среди тёмной
1878 году Василий Иванович начал работать толпы выделяются белые рубахи осуждённых и
над картиной «Утро стрелецкой казни». мерцающие огоньки их свечей. Значение
Картина была завершена в 1881 году. обусловленных цветов при передаче
93. Расскажите. Что вы знаете об авторе воздушной перспективы. Впечатление глубины
произведения. Какое место оно занимает в перспективных планов достигается
его творчестве? Автопортрет. 1910. Василий сопоставлением интенсивных собственных
Иванович Суриков (24 января 1848, цветов вблизи и малонасыщенных цветов,
Красноярск — 19 марта 1916, Москва) — обусловленных воздушной средой, на
великий русский живописец, мастер даль­них планах. Воздух при рассеянном
масштабных исторических полотен. «Утро свете небосвода придает предметам общую
стрелецкой казни» была первой работой, светло-голубую окраску.
выставленной Суриковым на суд зрителей. 22По законам того времени на казни
Она была представлена 1 марта 1881 года на должен обязательно присутствовать
очередной выставке Товарищества священник, но на картине (как и в
передвижных художественных выставок. настоящем событии) его не было. Для
«Могучая картина!» — так писал И. Е. картины символично число 7: на картине
Репин. Третьяков сразу же приобрёл эту присутствует 7 свечей, 7 видимых с места
картину для своей коллекции, а позже и два события глав храма Василия Блаженного, 7
следующих исторических полотна «Меншиков в стрельцов (одного увели, осталась лишь
Березове» и «Боярыня Морозова». Восемь свечка, как изображение его души). В чём
тысяч рублей, полученные за картину от П. заключается символика числа 7?
М. Третьякова, позволили и в будущем, не 237. Принадлежность к жанру:
заботясь о хлебе насущном, создавать историческому, бытовому, батальному,
«свое». Первые три картины В. И. Сурикова портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру.
своеобразно связаны между собой сюжетами, Историческая тема на несколько десятилетий
как звеньями одной цепи. По хронологии стала доминирующей в творчестве Сурикова.
изображаемых в них событий первой должна Картины «Утро стрелецкой казни», «Меншиков
была бы стать «Боярыня Морозова» (середина в Березове», «Боярыня Морозова», «Переход
XVII века) и лишь затем «Утро стрелецкой Суворова через Альпы», «Степан Разин»
казни» — исторический петровский поворот; известны в России каждому. Уже из названий
картина «Меншиков в Березове» является ее ясно, что художника привлекали переломные
завершающим звеном, ведь опалой и ссылкой моменты отечественной истории, он
Меншикова, по сути, заканчивалась эпоха стремился создать сильные характеры,
Петра. Как известно, все три великие показать образ народа, черты национального
замысла возникли у Сурикова почти русского характера. Вывод Суриков внес в
одновременно, а их общий исток лежал в его живописное прочтение истории глубокий
теперь уже далекой красноярской юности. психологизм, ощущение исторических
104. К какой культурно-исторической «переломов» как народной трагедии. Человек
эпохе, художественному стилю или и среда в картинах Сурикова тесно связаны,
направлению принадлежит картина? «Утро едины — Красная площадь в Москве и
стрелецкой казни» — картина русского непокоренные стрельцы, которых здесь
художника В. И. Сурикова, посвящённая ожидает казнь.
казни стрельцов после неудачного бунта 24Домашнее задание. 1. Перечислите
1698 года. Картина «Утро стрелецкой казни» символы, использованные автором в картине?
была первым большим полотном Сурикова на 2. Попытайтесь объяснить значение
тему русской истории. Посвящена событиям символов? 3. Перечислите образы ,
эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, созданные художником в картине. 4.
возглавляемый царевной Софьей, был Назовите приметы исторического жанра? 5.
подавлен, а стрельцы казнены. Картина Какие другие жанры изобразительного
принадлежит реалистическому направлению в искусства используются в исторических
искусстве. картинах? 6. В какую эпоху в русской
115. Смысл названия. Особенности сюжета светской живописи появляется исторический
и композиции картины. На картине два жанр? Относятся ли к историческому жанру
главных героя — молодой Пётр, сидящий на мифологические и библейские сюжеты?
коне возле кремлёвских стен, и рыжий 25Источники. Литература. 1. Г. И.
стрелец, гневно смотрящий на царя. Этот Данилова, Мировая художественная культура.
неистовый человек представляет собой 11 кл.: учеб. для общеобразоват.
эмоциональный центр композиции. Его руки Учреждений М. : Дрофа, 2008. 2. В. С.
связаны, ноги забиты в колодки, но он не Кеменов, Историческая живопись Сурикова,
смирился со своей участью. В руках он 1870-1880-е гг., М., 1963; 3. В. И.
сжимает свечу с взметнувшимся языком Суриков. (Альбом, вступительная статья Д.
пламени. Пётр глядит на стрельцов не менее Сарабьянова), М., 1963; 4. Википедия. 5.
гневным и непримиримым взглядом. Он полон «Популярная художественная энциклопедия.»
сознания своей правоты. Между фигурами Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство
стрельца и Петра можно провести "Советская энциклопедия", 1986.)
диагональную линию, которая зрительно 6. Шедевры русской живописи. "Кирилл
демонстрирует противостояние этих и Мефодий", 1997.
Как анализировать произведение живописи.ppt
http://900igr.net/kartinka/mkhk/kak-analizirovat-proizvedenie-zhivopisi-72415.html
cсылка на страницу

Как анализировать произведение живописи

другие презентации на тему «Как анализировать произведение живописи»

«Русская живопись 19 века» - «Сватовство майора». Русская живопись первой половины XIX века». «Гумно»1821г. Васи?лий Андре?евич Тропи?нин (1776 - 1857 г.г.) - русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов. В музей всегда возвращаются… Официальным направлением в живописи первой половины XIX в. был классицизм.

«Живопись и музыка» - В. М. Васнецов «Снегурочка» 1899 г. Государственная Третьяковская Галерея Москва. Гуляние на широкую Масленицу. Физкультурная пауза Похлопаем в ладоши, похлопаем немножко, Похлопаем в ладоши. С нами рядышком живёт. Леонардо да Винчи. Ребята, вы прекрасно поработали на уроке! Очень хорошо! Александр Николаевич Островский.

«Живопись 20 века» - Малевич был последовательным пропагандистом собственной теории. Кубизм. Черный квадрат. В 1910 году стал одним из организаторов художественного объединения «Бубновый валет». Футуризм. Игорь Стравинский. Аристарх Васильевич Лентулов. Новаторство во всех областях искусства – таков главный лозунг авангарда.

«Искусство живопись» - Для выставочных проектов художников И.И. Кабакова, Д. А. Пригова, Ф. Инфанте и др. характерно соединение световых, звуковых и музыкальных эффектов, использование диапозитивов, кинокадров и различных реквизитов. А. М. Шилов. Сергей Андрияка. Русская живопись на протяжении 1990-2004 гг. отражает все стороны России в период развалов, перехода к новой эпохе перестройки, в то же время сохраняя признанные художественные традиции и стили.

«Живопись 19 века» - На картине нет сюжета. Критик Ф. Бюрти. Что такое импрессионизм? Эдгар Дега. «Картины импрессионистов похожи на маленькие кусочки зеркала жизни». Был ли импрессионизм в России? Художник стремился передать на картине мгновенье жизни. Живопись 2-ой половины 19 века». Но импрессионизм остался явлением только французской культуры.

«Книга в живописи» - В основе с. – субъективные ассоциации художника. Книга книг. С книгой - через века. В.Кущ - один из самых известных современных художников Америки. Арль, август 1888. Бебельплац. Возник, как составляющая авангардизма, в 1-ой четверти XX века. Скульптор Миха Ульман.(Израиль) Площадь Бебельплац. Памятник Томасу Манну.

Виды искусства

12 презентаций о видах искусства
Урок

МХК

58 тем
Картинки
900igr.net > Презентации по МХК > Виды искусства > Как анализировать произведение живописи