Народные инструменты
<<  Учебное пособие Ударные народные инструменты Русские народные инструменты – какие они  >>
Русская народная музыка и русские народные инструменты
Русская народная музыка и русские народные инструменты
Русская народная музыка и русские народные инструменты
Русская народная музыка и русские народные инструменты
Русская народная музыка
Русская народная музыка
Зарождение музыкального искусства на Руси
Зарождение музыкального искусства на Руси
Зарождение музыкального искусства на Руси
Зарождение музыкального искусства на Руси
Зарождение музыкального искусства на Руси
Зарождение музыкального искусства на Руси
Зарождение музыкального искусства на Руси
Зарождение музыкального искусства на Руси
Зарождение музыкального искусства на Руси
Зарождение музыкального искусства на Руси
Обрядовый фольклор
Обрядовый фольклор
Русские народные жанры
Русские народные жанры
Русские народные жанры
Русские народные жанры
Поздние жанры русского народного творчества - гулянья
Поздние жанры русского народного творчества - гулянья
Поздние жанры русского народного творчества - гулянья
Поздние жанры русского народного творчества - гулянья
Русские народные инструменты
Русские народные инструменты
Струнные инструменты
Струнные инструменты
Струнные инструменты
Струнные инструменты
Струнные инструменты
Струнные инструменты
Струнные инструменты
Струнные инструменты
Струнные инструменты
Струнные инструменты
Струнные инструменты
Струнные инструменты
Струнные инструменты
Струнные инструменты
Струнные инструменты
Струнные инструменты
Струнные инструменты
Струнные инструменты
Духовые инструменты
Духовые инструменты
Духовые инструменты
Духовые инструменты
Духовые инструменты
Духовые инструменты
Духовые инструменты
Духовые инструменты
Духовые инструменты
Духовые инструменты
Ударные инструменты
Ударные инструменты
Ударные инструменты
Ударные инструменты
Гармонь
Гармонь
Гармонь
Гармонь
Баян
Баян
Оркестр русских народных инструментов
Оркестр русских народных инструментов
Картинки из презентации «Русская народная музыка и русские народные инструменты» к уроку музыки на тему «Народные инструменты»

Автор: Мария Пашкова. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока музыки, скачайте бесплатно презентацию «Русская народная музыка и русские народные инструменты.pptx» со всеми картинками в zip-архиве размером 3145 КБ.

Русская народная музыка и русские народные инструменты

содержание презентации «Русская народная музыка и русские народные инструменты.pptx»
Сл Текст Сл Текст
1Русская народная музыка и русские 18России. В оркестре балалайка выполняет как
народные инструменты. Пашкова Мария мелодическую, так и аккомпанирующею
Викторовна преподаватель функцию. Используются следующие
музыкально-теоретических дисциплин разновидности балалаек: прима, секунда,
Муниципальное бюджетное образовательное альт, бас, контрабас.
учреждение дополнительного образования 19Духовые инструменты. РОЖОК изготовляют
детей «Детская школа искусств» п. Степное из березы, клена или можжевельника. По
Саратовской области. утверждению некоторых рожечников, лучшими
2Русская народная музыка. звуковыми качествами обладают можжевеловые
3Зарождение музыкального искусства на рожки. В прошлом их выделывали тем же
Руси. Народное музыкальное искусство способом, что и пастушеские рога, то есть
зародилось задолго до возникновения из двух половин, скрепленных берестой; в
профессиональной музыки православного настоящее время их вытачивают на токарном
храма. В общественной жизни древней Руси станке. Звукоряд рожка диатонический, в
фольклор играл гораздо большую роль, пределах квинты и сексты. Звук рожка
нежели в последующие времена. В отличие от довольно сильный, но мягкий. На рожке
средневековой Европы, Древняя Русь не исполняют песни, танцы и сопровождают
имела светского профессионального хоровое пение. На основе типового
искусства. В ее музыкальной культуре инструмента были созданы ансамблевые
развивались народное творчество устной разновидности рожков: малые дискантовые
традиции, включающее различные, в том рожки, получившие образное название
числе и «полупрофессиональные» жанры "визгунки", и крупные, звучащие
(искусство сказителей, гусляров и др.). октавой ниже - басовые. Ансамблевые рожки
4Зарождение музыкального искусства на имеют.
Руси. Ко времени православной гимнографии 20Духовые инструменты. ЖАЛЕЙКА -
русский фольклор уже имел многовековую небольшая трубочка из ивы или бузины,
историю, сложившуюся систему жанров и длиной 100 - 150 мм, в верхний конец
средств музыкальной выразительности. которой вставлен пищик с одинарным язычком
Народная музыка, народное творчество из камыша или гусиного пера, а на нижний
прочно вошло в быт людей, отражая самые надет раструб из коровьего рога или из
разнообразные грани социальной, семейной и бересты. Язычок иногда надрезают на самой
личной жизни. Исследователи полагают, что трубочке. В стволе имеется от 3 до 7
догосударственный период (то есть до того игровых отверстий, дающих диатонический
как сложилась Древняя Русь) восточные звукоряд; диапазон зависит от количества
славяне уже имели достаточно развитый отверстий. Существуют и парные жалейки.
календарный и семейно бытовой фольклор, Они имеют 2 самостоятельные трубки с
героический эпос и инструментальную пищиками, но общий раструб. Число игровых
музыку. отверстий у парных жалеек различно,
5Зарождение музыкального искусства на наиболее часто встречаются 2 и 5, 3 и 5, 3
Руси. С принятием христианства языческие и 6 и в виде исключения - 5 и 5. На парных
(ведические) знания стали искоренятся. жалейках, как и на свирели, можно
Смысл магических действ, породивших тот исполнять и одноголосные, и двухголосные
или иной вид народной деятельности, мелодии. Одинарные жалейки распространены
постепенно забывался. Однако чисто внешние главным образом в северных областях
формы древних праздников оказались России, а парные - в южных. (Появлению
необычайно устойчивы, и некоторый парных жалеек на юге, возможно,
обрядовый фольклор продолжал жить как бы способствовала свирель.) В Тверской
вне связи с породившим его древним язы области жалейку называют брёлкой (может
чеством Задорные, весёлые народные гуляния быть, от местного наименования ивы -
с элементами театрального действа и с бредина, из которой она изготовляется).
непременным участием музыки, истоки Жалейка - преимущественно пастушеский
которых следует искать в древних инструмент. На ней играют соло, дуэтом
ведических обрядах, принципиально (две жалейки), а иногда совместно с
отличались от храмовых праздников. гуслями или гармоникой, исполняя главным
6Зарождение музыкального искусства на образом народные песни, инструментальные
Руси. Ко времени православной гимнографии наигрыши и танцы. В 1900 г. В.В. Андреев
русский фольклор уже имел многовековую ввел в состав своего оркестра жалейку
историю, сложившуюся систему жанров и усовершенствованного образца, названную им
средств музыкальной выразительности. брёлкой. Своим внешним видом эта жалейка
Народная музыка, народное творчество похожа на народную, она имеет двойной
прочно вошло в быт людей, отражая самые язычок гобойного типа. Кроме обычных
разнообразные грани социальной, семейной и игровых отверстий, у нее есть
личной жизни. Исследователи полагают, что дополнительные, с клапанами, которые
догосударственный период (то есть до того позволяют получить хроматический звукоряд.
как сложилась Древняя Русь) восточные Брёлка иногда применяется и в современных.
славяне уже имели достаточно развитый 21Духовые инструменты. СВИРЕЛЬ - парная
календарный и семейно бытовой фольклор, продольная свистковая флейта с двумя не
героический эпос и инструментальную скрепленными между собой стволами из ивы,
музыку. клена, черемухи. Головки стволов имеют
7Обрядовый фольклор. Самую обширную клювовидную форму; в нижних частях стволов
область народного музыкального творчества вырезано или выжжено по 3 игровых
Древней Руси составляет обрядовый отверстия, из которых два - на лицевой
фольклор, свидетельствующий о высокой стороне и одно - на тыльной. Во время игры
художественной одаренности русского "клювы" берут в рот, а стволы
народа. Он родился в недрах ведической держат несколько наклонно вниз, раздвигая
картины мира, обожествления природных под острым углом друг к другу; пальцы
стихий. Наиболее древними считаются обеих рук накладывают на отверстия
календарно-обрядовые песни. Их содержание соответствующих стволов. По звукоряду
связано с представлениями о круговороте свирель представляет собой как бы
природы, с земледельческим календарем. Эти разделенную на две части сопель: ее стволы
песни отражают различные этапы жизни настроены между собой в кварту и в целом
земледельцев. Они входили в зимние, дают диатонический звукоряд, равный
весенние, летние обряды, которые звукоряду сопели. В отличие от последней,
соответствуют поворотным моментам в смене на свирели возможно двухголосное
времен года. Совершая этот природный обряд исполнение. Звучит она нежно, негромко и
(песни, танцы), люди верили, что их даже при передувании менее резко, чем
услышат могучие боги, силы Любви, Рода, сопель. Инструмент наиболее распространен
Солнца, Воды, Матери-Земли и родятся в Смоленской, Орловской и Могилевской
здоровые дети, родится хороший урожай, областях. В начале ХХ в. мастерские села
будет приплод скота, будет развиваться Малашкино (Смоленская губерния), а затем и
жизнь в любви и гармонии. другие кустари стали выделывать
8Русские народные жанры. Один из самых высококачественные свирели, украшенные
древних русских жанров — хороводные песни. орнаментом. Название "свирель"
На Руси водили хороводы на протяжении за парной флейтой закрепил Н.И. Привалов,
почти всего года — на Коловорот (Новый потому что так назывался этот инструмент
год), Масленица (проводы зимы и встреча на Смоленщине - основном районе его
весны), Зелена неделя (хороводы девушек бытования. На свирели играют
вокруг берёз), Ярило (священные костры), преимущественно соло (в прошлом на
Овсень (праздники урожая). Смоленщине - в ансамбле с крыловидными
Распространенными были хороводы-игры и гуслями) и исполняют народные песни. Слово
хороводы-шествия. Первоначально хороводные "свирель" более древнее, чем
песни входили в земледельческие обряды, но "сопель", поскольку оно
с течением столетий они стали встречается в общеславянском языке и,
самостоятельными, хотя образы труда следовательно, существовало еще в эпоху,
сохранились во многих из них: А мы просо предшествовавшую разделению этого языка на
сеяли, сеяли! Ой, Дид Ладо, сеяли, сеяли! восточную, западную и южную ветви. Однако
Сохранившиеся до наших дней плясовые песни относилось ли такое название к инструменту
сопровождали мужские и женские танцы. определенного вида, в частности к парной
Мужские — олицетворяли силу, мужество, флейте или вообще к духовым инструментам -
отвагу, женские — нежность, любовь, флейтовым и язычковым, - сказать трудно: в
статность. древней Руси "свирцом" называли
9Поздние жанры русского народного исполнителя на любом духовом инструменте,
творчества - гулянья. Расцвет гуляний кроме рога и трубы - трубачея. Первое
приходится на XVII-XIX века, хотя упоминание свирели в русской литературе
отдельные виды и жанры народного относится к XII в. Какова древнерусская
искусства, составлявшие непременную свирель, была ли она парной или одинарной
принадлежность ярмарочной и городской флейтой, сказать трудно, сведений об этом
праздничной площади, создавались и активно не сохранилось. В первые годы нашего
бытовали задолго до обозначенных столетий столетия В.В. Андреев ввел в свой оркестр
и продолжают, часто в трансформированном свирели, снабженные клапанной механикой.
виде, существовать по сей день. Таков Инструменты такой конструкции изредка
кукольный театр, медвежья потеха, отчасти встречаются и в современных оркестрах
прибаутки торговцев, многие цирковые народных инструментов.
номера. Другие жанры были порождены 22Ударные инструменты. БУБЕН -
ярмарочной площадью и ушли из жизни вместе музыкальный ударный инструмент в виде
с прекращением гуляний. Это комические неширокой круглой деревянной обечайки, с
монологи балаганных зазывал, раек, натянутой на одной стороне кожаной
представления балаганных театров, диалоги мембраной. Иногда внутри обечайки
клоунов-петрушек. подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в
10Поздние жанры русского народного прорези стенок вставляются бряцающие
творчества - гулянья. Обычно во время металлические пластинки. Бубен известен
гуляний и ярмарок в традиционных местах восточным славянам с древнейших времён.
возводились целые увеселительные городки с Особенно широко они применялись в ратном
балаганами, каруселями, качелями, деле и у скоморохов. В прежние времена
палатками, в которых продавалось — от бубном называли ударные инструменты, на
лубочных картин до певчих птиц и которых натянута кожа. Возможно, когда в
сладостей. Зимой добавлялись ледяные горы, русских летописях встречается название
доступ на которые был совершенно свободен, "бубен", под этим следует
а спуск на санках с высоты 10-12 м. разуметь инструмент, который позже стал
доставлял ни с чем несравнимое называться "барабаном". В более
удовольствие. поздние века бубном широко пользовались
11Русские народные инструменты. скоморохи и медвежьи повадыри. Скомороший
12Русские народные инструменты. бубен похож на современный инструмент..
13Русские народные инструменты. Бубнисты в то время играли в ансамбле с
14Струнные инструменты. ГУСЛИ – самый балалаечниками или гармонистами, а иногда
старинный струнный инструмент из всех, просто аккомпанировали пению лихих песен.
дошедших до нас. Они бывают шлемовидными и Кроме того, бубен использовался как
крыловидными. Последние изготавливались в сольный инструмент. Вот как описывали игру
форме треугольника, минимальное количество на этом инструменте: "Народные
струн у них – 5, а максимальное – 14. виртуозы при игре на бубне выделывают
Техника игры на крыловидных (звончатых) разные фокусы, подбрасывая его и схватывая
гуслях такова, что человек задевает правой на лету, бьют бубном то по своим коленкам,
рукой все струны сразу. А левой в это то ударяя по голове, подбородку, даже по
время нейтрализует ненужные звуки. Что же носу, барабанят по бубну кистью рук,
касается шлемовидных (также их называют локтём, пальцами, делают тремоло и вой,
псалтыревидными), то человек играет на них проводя по коже большим пальцем правой
двумя руками сразу. Эти народные руки и прочее". Бубен был
инструменты освоить достаточно сложно, но распространён на Украине и в Белоруссии,
они того стоят.- Читайте подробнее на применяясь чаще в танцевальной музыке.
FB.ru: Инструмент этот изредка встречается в
http://fb.ru/article/138234/narodnyie-inst руках народных музыкантов и в наши дни, но
umentyi-russkie-narodnyie-instrumentyi-rus основное своё применение он нашёл в
kie-narodnyie-muzyikalnyie-instrumentyi. оркестрах русских народных инструментов.
15Струнные инструменты. ДОМРА - струнный 23Ударные инструменты.
инструмент, получивший распространение в 24Гармонь. Это язычковый инструмент,
16 - 17 вв. преимущественно среди относящийся к семейству
скоморохов. Современная домра была клавишно-пневматических. Гармонь не
реконструирована в 1896 году В.В. следует путать с аккордеоном и баяном.
Андреевым на основе вятской балалайки с Данный инструмент состоит из двух
полусферическим корпусом, которую Андреев полукорпусов, на которых расположены
считал прямой наследницей древнерусской панели с клавишами и кнопками. Левая
домры. Корпус делают из гнутых клепок, сторона необходима для аккомпанемента:
дека плоская, с круглым резонаторным если зажать одну клавишу, будет слышен бас
отверстием в середине. На грифе врезаны либо целый аккорд, а правая предназначена
металлические лады, дающие хроматический для игры. В середине расположено меховое
звукоряд. Струны стальные, крепятся к отделение для накачивания кислорода к
пуговке в нижней части корпуса и к звуковым планкам гармони. Чем этот
механическим колкам вверху. На верхней инструмент отличается от аккордеона или
деке под струнами находится подставка. баяна: - на стандартной гармони музыкант
Звук извлекается с помощью медиатора. обычно извлекает исключительно
16Струнные инструменты. Настройка струн диатонические звуки, в некоторых случаях
квартовая. В 1896 - 1900 гг. на основе прибавляются также хроматические; -
этой домры, Андреев в содружестве с Ф.С. меньшее количество октав; - компактность.-
Пасербским и С.И. Налимовым создал целое Читайте подробнее на FB.ru:
семейство домр (квартового строя) - от http://fb.ru/article/138234/narodnyie-inst
пикколо до контрабаса. При объединении их umentyi-russkie-narodnyie-instrumentyi-rus
с семейством балалаек окончательно kie-narodnyie-muzyikalnyie-instrumentyi.
сформировался оркестр русских народных 25Гармонь. Эти народные инструменты,
инструментов. Домры - преимущественно распространенные в России, подразделяются
ансамблевые или оркестровые инструменты. В на два типа по способу получения звука. К
оркестре они - основная мелодическая первой категории относятся гармони, у
группа, тогда как балалайки (кроме которых во время движения мехов все
балалаек прим) являются аккомпанирующими клавиши при нажатии издают звуки
инструментами. Домрам часто поручается одинаковой высоты. Такие инструменты
соло, а для домр малых (как и для балалаек довольно популярны. А ко второй категории
прим) пишут сольные концертные относятся гармони, у которых высота
произведения. Используются следующие звучания зависит от того, в какую сторону
разновидности домр: пикколо, малая, двигаются меха. Первый вид включает в себя
альтовая, басовая. инструменты «хромка» (наиболее популярная
17Струнные инструменты. БАЛАЛАЙКА - сегодня), «русская венка», а также
сравнительно молодой музыкальный «ливенка». А «тальянка», «тульская»,
инструмент. Первое упоминание о ней в «черепанка» и «вятская» относятся ко
письменных памятниках относится к 1715 второй категории. Можно классифицировать
году (Голиков И.И. Дополнения к деяниям гармони по виду правой клавиатуры, а
Петра Великого, т. 10. М., 1792, с. 242). конкретнее, по количеству клавиш. На
Возможно, она возникла как некое сегодняшний день широкую известность
ответвление древнерусской домры и вскоре, получила «хромка», у которой два ряда
получив необычайно широкое кнопок, однако существуют инструменты и с
распространение, вытеснила ряд других тремя, а у некоторых вообще бывает всего
инструментов, в том числе и домру. O один ряд. Теперь вы понимаете, что
популярности балалайки в деревенском и гармоней много и все они разные.
городском музыкальном быту красноречиво Инструменты с одним рядом кнопок:
говорят многочисленные лубки и различные "тульская", "вятская",
народные картинки. Применение балалайки в "ливенская",
музыкальной жизни народа было весьма "тальянка". Последнее название
разнообразным: на ней исполняли песни и образовано от «итальянка», справа
танцы, сопровождали сольное и хоровое расположено 12/15 клавиш, а слева – 3.
пение, ее вводили в состав различных Инструменты с двумя рядами кнопок:
инструментальных ансамблей. "хромка", "русская
18Струнные инструменты. В 80-х гг. XIX венка". Гармонь автоматическая.-.
в. В.В. Андреевым совместно с 26Баян. БАЯН - один из наиболее
инструментальными мастерами В.В. Ивановым, совершенных из существующих в настоящее
а затем Ф.С. Пасербским и С.И. Налимовым время хроматических гармоник. Баян
балалайка народного образца была отличается большой полнотой и силой звука,
усовершенствована. Впоследствии на ее на нем возможно исполнение сложных
основе создано семейство оркестровых музыкальных произведений. Баян впервые был
инструментов хроматического строя - сконструирован в начале настоящего
пикколо, сопрано (позже упразднены), столетия П.Е. Стерлиговым и другими
прима, секунда, альт, бас и контрабас. русскими инструментальными мастерами.
Первое выступление "кружка Известный гармонист-исполнитель Я.Ф.
балалаечников" состоялось в Орланский-Титаренко, также принимавший
Петербурге в 1888 г., после чего участие в создании инструмента, предложил
усовершенствованная балалайка и назвать его именем легендарного
балалаечные оркестры, а с 1896 г. древнерусского поэта, певца и музыканта
балалаечно-домровые (получившие Бояна (Баяна).
наименование великорусских) с необычайной 27Оркестр русских народных инструментов.
быстротой стали распространяться по всей
Русская народная музыка и русские народные инструменты.pptx
http://900igr.net/kartinka/muzyka/russkaja-narodnaja-muzyka-i-russkie-narodnye-instrumenty-100867.html
cсылка на страницу

Русская народная музыка и русские народные инструменты

другие презентации на тему «Русская народная музыка и русские народные инструменты»

«Музыка 20 века» - Ожидание. Стравинский написал музыку к балету «Петрушка». Мадонна. Прелюдия до диез минор, ор. 3, №2. Рок опера. Ян Сибелиус. Развитие Джаза. Первая картина. «Русская». Балет «Ромео и Джульетта». Грустный вальс. Регтайм «Кленовый лист» (Maple Leaf Rag). Экспрессионизм в музыке Арнольд Шенберг. Танец рыцарей.

«Проект по музыке» - Свободное время. Дидактические цели проекта: Основополагающий вопрос: Какая музыка существует вокруг нас? Учебные темы, охватываемые проектом: Дидактические материалы учителя. Почему люди слушают музыку? Информационные технологии: Текстовый редактор Microsoft Word. Какие направления в музыке вы знаете?

«Уроки музыки» - Поэтому следует учитывать новые цели и задачи, определяющие направления современного художественно – эстетического образования: Администрация школы помогла мне всем необходимым оборудованием. Пройдя обучение на курсах, я определила параметры необходимого технического оснащения кабинета. Сегодня учитель должен владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться со школьником на одном языке.

«Химия и музыка» - Теория Бутлерова и композиция. Нет ничего общего в науке химия и в мире музыки. Все молекулы состоят из атомов, так и любая мелодия состоит из нот. Строение вещества и гармония в музыке. Например: нота (частота, звук) «ля», которая является эталоном колебаний. Информационные ресурсы. Кислород входит в состав почти всех окружающих нас веществ.

«Русская народная музыка» - Музыка А. Александрова, стихи неизвестного автора. Не одна во поле дороженька… А. Борисов. Колыбельные Трудовые Солдатские Песни-плачи Обрядовые Свадебные. Трудовая Солдатская Историческая Лирическая. Мелодичность Инструментальность звучания Подголосочность. Скрипка Свирель Домра Кларнет Балалайка Кастаньеты.

«Лад в музыке» - Повсюду лужи, На землю с крыш потоки льют. Удачного путешествие в страну музыки!!! Я скажу вам, не тая - Жить без солнышка нельзя! Я иду и пою Обо всем хорошем. Жил-был весёлый король Мажор. Ольга Чусовитина. НАРИСУЮ СОЛНЦЕ За окошком дождик льёт, По минутам день ползёт. Мажорная мелодия обычно действительно звучит светлее, яснее, тверже минорной.

Народные инструменты

7 презентаций о народных инструментах
Урок

Музыка

27 тем
Картинки
900igr.net > Презентации по музыке > Народные инструменты > Русская народная музыка и русские народные инструменты