Человек и общество
<<  Мыслители прошлого об обществе и человеке Человек и многоликое человечество  >>
Древнейшие источники философской мудрости: Мифы, древнеиндийские веды,
Древнейшие источники философской мудрости: Мифы, древнеиндийские веды,
Своеобразие философии как способа осмысления мира открывается в
Своеобразие философии как способа осмысления мира открывается в
Философия Древнего Востока
Философия Древнего Востока
Когда ученики спрашивали своих учителей-философов, каким именно
Когда ученики спрашивали своих учителей-философов, каким именно
Обратимся к личности Будды
Обратимся к личности Будды
Платон
Платон
Аристотель
Аристотель
Картинки из презентации «Мыслители прошлого об обществе и человеке» к уроку обществознания на тему «Человек и общество»

Автор: Денис. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока обществознания, скачайте бесплатно презентацию «Мыслители прошлого об обществе и человеке.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 4137 КБ.

Мыслители прошлого об обществе и человеке

содержание презентации «Мыслители прошлого об обществе и человеке.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Мыслители прошлого об обществе и 8не безмятежное существование, а в первую
человеке. очередь страдания формируют подлинно
2Древнейшие источники философской человеческие качества. 2. Причина
мудрости: Мифы, древнеиндийские веды, страданий — в наших необузданных страстях
даосизм, конфуцианство, философия и желаниях. Когда эти страсти и желания по
античности – Платон, Аристотель. Философия какой-либо причине не могут быть
возникла не на пустом месте. У неё были удовлетворены, человек испытывает
предшественники - мифология и религия, страдания, в основе которых лежит
которые появились раньше. Уже первобытные несоответствие желаемого и реального. И
люди пытались понять окружающий мир и эта неудовлетворённость толкает его порой
себя. Миф (сказание) - это исторически на безнравственные поступки, а то и на
первая форма духового приобщения человека преступление. 3. Уменьшить страдания можно
к природе. Через эту ступень прошли все лишь путём сознательного ограничения
народы, и мифотворчество каждого из них желаний. Разумеется, речь идёт не о любых
имеет сходные черты. Одна черта означает желаниях, а только о тех, осуществление
целостность, нерасчленённость восприятия которых может нанести вред другим людям
общинными людьми мира и себя в нём. Их или самому этому человеку. Однако
мышление ещё не делит мир на элементы, не отказаться от каких-либо своих желаний
выделяет человека из природы. Оно похоже нелегко. 4. Чтобы ограничить желания,
на мышление маленького ребёнка, который нужно научиться властвовать над собой. То
ещё не способен делить вещи на живые и есть путём самосозерцания и изучения
неживые. Кроме того, ребёнка удовлетворяет собственной души добиться такого состояния
любое объяснение со стороны взрослого, но духа, когда сам процесс ограничения
при одном условии: в объяснении должна желаний приносит высшее удовольствие.
быть логика, пусть наивная и примитивная, Власть над другими чрезвычайно заманчива,
но убедительная для него. Подобно этому но и опасна. Она притягивает, завораживает
древние люди объясняли события, объединяя и деформирует личность. Однако власть над
их фантастическими логическими связями, собой, учит Будда, выше власти над
которые они выдумывали за недостатком другими, хоть и даётся гораздо труднее.
знаний о реальных причинах. Мифотворчество Тот, кто поставил цель добиться власти над
— это как бы своеобразная собой, должен знать, что это требует
"тренировка" логического значительных усилий, требует воли духа над
мышления, необходимого для грядущего более телом; на это уходят годы. Но делившийся
серьёзного познания. успеха переходит в новое качественное
3Своеобразие философии как способа состояние: перед ним открываются истины,
осмысления мира открывается в сравнении ее недоступные другим людям; он начинает
с мифологическим постижением ощущать себя слитым с Космосом, а каждая
действительности. Мифология – вещь — живая или неживая — открывается
мировоззрение первобытнообщинного, внутреннему взору совершенно неожиданными,
родового общества. Мифология состоит из удивительными сторонами.
стихийно складывающихся легенд, сказаний о 9Платон. В истории мировой культуры
жизни, о происхождении, о возникновении Платон – великое явление. Он жил в
ремесел, которые передаются через древнегреческом обществе, но как деятель –
поколения. Суть мифологии заключается в философ, учёный, писатель – принадлежит
перенесении общинно-родовых отношений на всему человечеству. Платон один из
весь окружающий мир. Основные черты учителей философии. Учителем его делает не
мифологического мировоззрения сводятся к только то, что в начале IV в. до н. э. он
следующему: Представление о родственной учредил в окрестностях Афин школу,
связи сил и явлений и человеческих названную потом Академией и
коллективов. Антропоморфизм, т.е. перенос просуществовавшую несколько веков.
свойств человека на весь окружающий мир. Платоном был создан и разработан один из
Персонификация, олицетворение природных двух основных типов философского
сил и способов человеческой деятельности. мировоззрения. Платон – создатель
Мифологическое мышление по своей природе философского идеализма. Материализм был
художественное, оно оперирует образами, но развит и осознан как философское воззрение
не понятиями. Главное отличие религии от старшим современником Платона Демокритом.
мифологии заключается в соблюдении культа. Идеализм же, как учение и мировоззрение,
4На базе мифологического сознания принципиально противоположное
возникает религия — вторая, более высокая материализму, был осознан и развит впервые
ступень освоения мира. Отличие Платоном. С этого времени вся последующая
религиозного сознания в том, что оно история философии оказывается историей
подходит к миру уже дифференцированно, борьбы материализма и идеализма, ‹‹линий
делит его на посюсторонний — видимый, Платона и Демокрита››.
осязаемый и потусторонний - невидимый и 10Учение Платона. Учение Платона –
неощущаемый. Кроме того, религиозное идеализм, согласно его утверждениям,
сознание вводит между природой и людьми реально существует, не чувственный
третий элемент — божества, которые влияют предмет, а лишь его умопостигаемая,
на природу и человека, и перед которыми бестелесная, не воспринимаемая чувствами
возникает чувство зависимости и страха. сущность. В то же время это учение –
Таким образом, картина мира представлялась объективный идеализм, т. к., по Платону,
более сложной, нежели в мифах. Долгие века ‹‹идея›› существует сама по себе,
религиозное сознание было языческим (вера существует как общее для всех предметов. У
во многих богов, олицетворяющих различные Платона слово ‹‹идея›› применяется для
природные стихии). И лишь с появлением обозначения сущности предмета, равно как и
иудаизма, а затем и христианства, для обозначения ‹‹формы››, ‹‹фигуры››,
совершился переход к монотеизму (вера в ‹‹облика››, ‹‹вида››. У него ‹‹идея›› (или
единого Бога). На первых порах, особенно ‹‹вид››) есть форма, постигаемая не
на Востоке, философское знание ещё не чувствами, а умом - ‹‹…неизменные сущности
вычленялось из религиозного, было слито с можно постигнуть только лишь с помощью
ним. И лишь затем постепенно произошло размышления – они безвидны и незримы.››.
отделение философии от религии, причём не Одно из важных положений платоновской
без взаимной критики и борьбы. Однако онтологии состоит в разделении
история их взаимоотношений знает и попытки действительности на два мира: мир идей и
объединения философского знания и мир чувственных вещей. ‹‹Идеи пребывают в
религиозной веры. природе как бы в виде образцов, прочие же
5Философия Древнего Востока. Расцвет вещи сходны с ними››. Материальный мир,
культуры Древней Индии в первом который нас окружает, и который мы познаём
тысячелетии до н.э., географически посредством чувств, является лишь
изолированной от остального мира горами и ‹‹тенью›› и произведён от мира идей, т. е.
океаном, до сих пор вызывает удивление материальный мир вторичен. Все явления и
учёных и пока не находит внятного предметы материального мира преходящи,
объяснения. Открытие металлургии, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому
производства тканей, лекарственных не могут быть подлинно сущими), идеи же
препаратов, развитие математики, философии являются неизменными, неподвижными и
и прочий — далеко не полный перечень вечными. Каждая из них ‹‹единообразная и
достижений того времени. Они зафиксированы существующая сама по себе, всегда
в древних рукописях, получивших название неизменна и одинакова и никогда, ни при
"Веды" (знания). Собственно каких условиях не подвержена ни малейшему
философская их часть — это изменению››. За эти свойства Платон
"Упанишады" (букв. — признаёт их ‹‹подлинным, действительным
"сидящий у ног Учителя"). бытием и возводит их в ранг единственного
Индийские мудрецы делились знаниями со предмета подлинного истинного познания››.
своими учениками, которые тщательно Для объяснения многообразия чувственного
записывали все сведения, сидя у ног мира Платон вводит понятие материи.
учителя, на земле. Древнеиндийское Материя, по Платону, это ‹‹восприемница и
общество было кастовым по своему строению. как бы кормилица всякого рождения››.
Касты — это социальные слои людей, Платон считает, что материя может принять
отличающиеся друг от друга (и это было любую форму потому, что она совершенно
официально узаконено) происхождением, бесформенна, неопределена, т. к.
родом занятий, степенью богатства и назначение её ‹‹состоит в том, чтобы во
власти. Высшая каста называлась всём своём объёме хорошо воспринимать
"брамины", а самая низшая — отпечатки всех вечно сущих вещей››,
"чандалы". Общение между высшими соответственно ‹‹быть по природе своей
и низшими кастами было запрещено и сурово чуждой каким бы то ни было формам››. По
каралось. Если даже тень чандала случайно Платону ‹‹идеи›› - истинно сущее бытие, а
падала на вельможу, то первого могли материя – небытие, и не будь ‹‹идей›› не
казнить. Читать Упанишады разрешалось могла бы существовать и материя.
только трём высшим кастам; низшим же за 11Аристотель. Греческая философия
такой проступок грозила смерть. Дело в вырастает на почве замкнутой в себе
том, что многие философские идеи Упанишад, национальной культуры, она есть чистый
как увидим ниже, могли вызвать опасные для продукт греческого духа. Она начинается с
властей вопросы о причинах социального обособления потребности к познанию,
неравенства, грозящие бунтами и вращается исключительно около свободного
восстаниями. от побочных целей стремления к знанию и
6Когда ученики спрашивали своих оканчивается в лице Аристотеля частью
учителей-философов, каким именно образом всеобщей теории науки (логикой), частью
Брахман реагирует на земные поступки начертанием развившейся отсюда системы
людей, то есть интересовались самой наук. Энергия этого чисто теоретического
природой механизма космических связей, интереса угасает в последующее время и
которые мы бы теперь назвали отчасти сохраняется только в скромных
информационно-энергетическими, то в ответ работах по отдельным положительным наукам.
слышали предостере­жение: человек не Родился Аристотель в июле-сентябре 384г.
должен вторгаться в эту сферу, ибо в до нашей эры. Его родина – греческий
противном случае он может как бы взять на город-полис Стагир во Фракии близ Афонской
себя функции Космоса, что есть безусловное горы. Аристотель происходил из старинной
зло. Иными словами, этого не следует фамилии врачей. Отец его Никомах был
делать, так, как это слишком опасно для лейб-медиком македонского царя АминтыII и
любопытного. Достаточно, говорили мудрецы, даже был близок к нему, поэтому будущий
знать, что закон кармы действует, и что философ в детстве играл с Филиппом,
воздаяния за поступки невозможно избежать, будущим царем Македонии. О юности философа
что бы человек для этого не предпринимал. и о его воспитании мы имеем мало сведений.
При всей непривычности такой модели для После смерти родителей воспитанием
современного человека, особенно мальчика руководил его опекун, Проксен из
воспитанного в духе грубого атеизма, в ней Атарнея. Уже на восемнадцатом году своей
есть рациональное зерно, и не только чисто жизни (367г. до н.э.) Аристотель поступил
нравственное. По крайней мере, эту модель в Академию философа Платона и находился в
вполне можно принять в качестве ней, насколько мы знаем, вплоть до самой
работоспособной гипотезы, опираясь на смерти своего учителя, то есть до 37 лет.
современные идеи единого Вскоре он занял в Академии выдающееся
информационно-энергетического поля положение, и из ученика сам сделался
Космоса. Древнеиндийская философия учителем. В своих блестящих сочинениях,
неразрывно связана с религией, что вообще, уже и тогда прославивших его, он явился
как уже отмечалось, характерно для ранних литературным выразителем духа этой школы:
философских взглядов. он публично выступил с лекциями «о
7Обратимся к личности Будды. Настоящее красноречии» против Исократа, к риторике
имя этого человека — Гаутама Шакьямуни которого, направленной против философии,
(623-544г. до н.э.). Это не платоновская школа не могла дружески
мифологическое, а реальное историческое относиться (несмотря на то, что Платон в
лицо. "Будда" — более поздний Федре оказал ему все же предпочтение).
псевдоним, означающий 12Однако главным земным источником
"просветлённый". Гаутама родился происхождения религии почти все
в семье царя одного из индийских племён. французские мыслители считали невежество
Отец настолько любил своего сына, что народа, предрассудки и суеверия, незнание
решил воспитать его в условиях, когда бы природы, космоса, страх перед ними. Именно
сын не только ни в чём не испытывал нужды, эти условия были главными, и они породили
но даже не знал, что кто-либо на Земле веру в богов, сначала языческих, а затем
нуждается и страдает. Мальчик полагал, что христианского. Теоретическая деятельность
все люди живут так же, как и он — французских мыслителей-безбожников,
безмятежно и счастливо. Но однажды слуги которые уже не удовлетворялись лишь
не углядели, и юноша оказался на улицах отрицанием реальности Бога и
города. Он увидел нищих, калек, похоронную обязательности религиозного культа, но
процессию и т.п. Потрясённый Гаутама также требовали принятия на
подходил к людям и задавал вопросы, по государственном и общественных уровнях
которым можно было подумать, что он решений, которые бы секуляризировали
сумасшедший. Психологический шок был государственную власть, то есть отделили
настолько силён, что юноша не вернулся во церковь от государства, ликвидировали
дворец, а стал бродягой, испытавшим все привилегии церкви и ее клира, сыграла
несчастья, которые только могут выпасть на колоссальную роль в изменении соотношения
долю бездомного и нищего. В конце концов сил и влияния между религией и философией.
судьба занесла его в монастырь, С этого момента религия начала постепенно
находящийся в горах, где на его счастье сдавать свои доминирующие позиции
была великолепная библиотека из старинных практически во всех сферах духовной жизни,
рукописей, и нашлись знающие учителя, а философия не только получила статус
помогшие ему овладеть мудростью древних самостоятельной и независимой от религии
авторов. Соединение удивительной, науки, но начала постепенно усиливать свои
редчайшей судьбы Гаутамы, изучения древних позиции в общественной жизни. Нам нет
текстов и усиленные размышления над смысла прослеживать характер
смыслом жизни породило систему взаимоотношений между религией и
религиозно-философских взглядов, философией в последующие столетия.
получившую позже название Тенденция, обозначившаяся ранее,
"буддизм". продолжает сохраняться и в наше время.
8Если говорить очень сжато, то основные Светские человеческие науки привлекают все
идеи Будды можно выразить следующим большее число людей, но позиции религии и
образом. 1. Жить — значит страдать. церкви также остаются достаточно прочными
Конечно, жизнь человека не сводится только и даже сейчас трудно сказать, на чьей
к страданию, но именно оно, по мнению стороне перевес. Современные теологи,
Будды, делает человека Человеком. отмечая некоторый упадок интереса к
Страдание не делает человека лучше; оно религии в отдельных регионах христианского
делает его глубже. Иными словами, кто не мира, тем не менее уверены в могуществе
страдал, тот не поймёт страданий другого религии и ее влиянии на умы, а скорее души
человека, вообще — живого существа; тот не людей. Нельзя сказать, что для этого у них
проникнется состраданием, идущим от отсутствуют серьезные основания.
сердца; его душа будет холодна и 13Презентация подготовлена специально
расчётлива, эгоистична и равнодушна к боли для PowerPoint.Net.Ru.
другой души. Именно так: не удовольствия,
Мыслители прошлого об обществе и человеке.ppt
http://900igr.net/kartinka/obschestvoznanie/mysliteli-proshlogo-ob-obschestve-i-cheloveke-153038.html
cсылка на страницу

Мыслители прошлого об обществе и человеке

другие презентации на тему «Мыслители прошлого об обществе и человеке»

«Природа общество человек» - Учение. Конфликтная. Язык и речь, мышление. Приобретение новых знаний и умения. Деятельность. Действуют люди, одаренные сознание и имеющие цели. В середине XX века наука становится непосредственно производительной силой общества. Возникли во второй половине XX века. Написание картины. Конструктивные.

«Человек общество государство» - Являющиеся гражданами данного государства. Древние римляне. Все общество можно разделить на четыре главные сферы. Общество образуют люди. Духовная. Источник общества. Народ. Общество. Социальная. Зачем человек входит в какое-либо сообщество или организацию? Перечислите ценности и святыни нашего общества.

«Общество 11 класс» - Новые подходы. Ступени системы преподавания обществознания 10-11 классы. Структура - введением отдельного курса «Я – гражданин России». Целевые установки. Этический акцент - рассмотрение правил и норм. Знание и использование механизмов защиты прав и свобод. Участие в реализации социальных проектов. Результат - понимание правильного и неправильного, приобретение опыта нравственных поступков.

«Прошлое» - Продолжи отвечать на вопросы. Науки -помощницы. Выбери правильный ответ на вопрос. Как люди узнают о далеком прошлом? Загляните в раскоп .. Посещая музеи , выставки? Кто такие археологи? Тогда на помощь приходят археологи, нумизматики, этнографы…. Путешествуя в прошлое на машине времени? Сколько интересного и полезного мы узнаем, перебирая старинные вещи!

«Человек в обществе» - Экономика 400. Какую социальную норму иллюстрирует пример? Человек и общество 200. Ребенок 300. Человек и общество 300. Экономика 300. Как называется парламент нашего государства? Политика и право 200. Скачок в развитии производства на основе достижений науки. Директор мебельного комбината заключил договор о поставке древесины с фирмой «Лестрой».

«Структура общества» - Друг. Социальная структура традиционного общества. Социальная структура российского общества. Сын. В социальной структуре современного общества выделяют низшие, средние и высшие страты. Здравоохранение, средства связи. Социальный статус – социальное положение человека в обществе. Ученик. Социальная структура индустриального общества.

Человек и общество

10 презентаций о человеке и обществе
Урок

Обществознание

85 тем
Картинки
900igr.net > Презентации по обществознанию > Человек и общество > Мыслители прошлого об обществе и человеке