Без темы
<<  Краевая детская психиатрическая больница Культурная модернизация  >>
К у л ь т у р а
К у л ь т у р а
Культурное разнообразие
Культурное разнообразие
Культурное разнообразие (языки)
Культурное разнообразие (языки)
Культурное разнообразие (психология)
Культурное разнообразие (психология)
Причины культурного многообразия
Причины культурного многообразия
Причины культурного многообразия
Причины культурного многообразия
Причины культурного многообразия
Причины культурного многообразия
Причины культурного многообразия
Причины культурного многообразия
Причины культурного многообразия
Причины культурного многообразия
Картинки из презентации «Культура с психологической точки зрения» к уроку психологии на тему «Без темы»

Автор: Булат. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока психологии, скачайте бесплатно презентацию «Культура с психологической точки зрения.pptx» со всеми картинками в zip-архиве размером 560 КБ.

Культура с психологической точки зрения

содержание презентации «Культура с психологической точки зрения.pptx»
Сл Текст Сл Текст
1Тема 3. Культура с психологической 14Культура как регулятивная система.
точки зрения. Психосоциокультурная Выше (на слайде 7) было предложено
проблема. Понятие культуры. Основные типы понимание культуры как операцион- ной
теорий культуры Культура и взаимодействие оболочки, обеспечивающей организацию
в системе «субъект – объект». Структура взаимодействий в системе «субъ- ект –
культуры Культура как регулятивная объект». Но эта «оболочка» не всегда была
система. Эволюционные корни культуры. такой, как сейчас. В начале своего
Культурное единство человечества и развития она была, прежде всего,
межкультурные различия. Причины регулятивной системой. Такая система есть
культурного разнообразия. Казанский у любого вида животных (и в их
университет. сообществах), т.к. он мо- жет обеспечить
2Психосоциокультурная проблема. Уже в свое существование только, если отдельные
начале XX в. в психологии в психологии особи будут: а) при- мерно одинаково
начался спор, во-первых, о со- отношении реагировать на однотипные стимулы (при
материального и идеального; во-вторых, о условии эффектив- ности реакции); б)
соотношении биологичес- кого и социального способны к необходимому уровню
в возникновении и функционировании психики сотрудничества. Для того, чтобы решать эти
и сознания. Первый из этих споров будет задачи, нужна общая система правил,
обсуждаться позже. Что касается второго, соблюдаемых всеми. В животном мире такую
то суть его состоит в следующем: если роль выполняет система инстинктов. С
поведение и со- держание внутреннего мира появлением сознания у человека эта система
человека обусловлено не только перестала справляться со сво- ими
биологическими факторами, но и функциями, т.к. сознание позволяет
социокультурными, то каковы механизмы подавлять инстинкты. Механизмы ре- гуляции
этого обуславлива- ния? Очевидно, что взаимодействия, основанные на инстинктах
ссылки на гены, обеспечивающие стали нарушаться, и воз- никла угроза
существование врожден- ных форм поведения хаоса. Необходимо было формирование новой
и инстинктивных реакций в данном случае не регулятивной сис- темы. Это и есть
помогают. В генах действительно не может культура в самом начале ее развития. Так,
(?) содержаться информации культурного когда-то давно культура начала развиваться
происхождения. Тогда как передается как система правил, кото- рых должны
культурный опыт, и почему иногда он ока- придерживаться члены сообщества для
зывается чрезвычайно устойчивым (одни и те выживания и взаимного понимания.
же обычаи, представления и стере- отипы Следовательно, у древнего человека (как и
иногда существуют внутри какой-то общности у его предков – прима- тов) не было
тысячи лет), а иногда изме- няется очень материальной и духовной культуры в
быстро, в течение нескольких десятилетий? современном их понимании, но у него
Существует теория «мемов» (от слова формировалась культура как система
«memory» – память). Этим словом обо- регуляции деятельности и пове- дения,
значают единицы культурного опыта, которые включающая в себя принципы нравственности.
якобы составляют основу коллек- тивной Казанский университет.
памяти любой общности людей и 15Природа и культура. Противопоставление
бессознательно передаются в ней из по- культуры и природы характерно для теорий,
коления в поколение. Теория мемов активно разрабо- танных философами (например, для
развивается, но данное понятие по- ка трансцендента- листских и
нужно рассматривать только как удобный экзистенциалистских). Такое противопос-
научный конструкт. Как бы то ни было тавление связано со сложной структурой
влияние культуры на психику и сознание современной культуры, что создает иллю-
человека, а также обратное влияние того и зию ее полной независимо- сти от природной
другого на культуру огромно и нуждается в сущности человека. На самом деле культура
глубоком изучении. Казанский университет. не есть что-то оторванное от природы. Она
3Можно ли дать определение сущности развивает- ся эволюционно, начиная с
культуры? Когда произносят слово древнейших времен. Это касается даже таких
«культура» имеют в виду искусство и куль- турных феноменов, как нравственность
полити- ку, экономику и бытовую жизнь, и религия. Об этом начали писать еще в XIX
общение и труд, любовь и дружбу, мир и в. Ч. Дарвин, Э.Дюркгейм и П.Кропоткин. Об
войну, мораль и язык, веру и науку, а этом пишут и современные ученые (Р.Докинз,
также многое другое. Если так, то, как в Э.Уилсон и др.), утверждающие, что
нескольких строчках сказать, что это культура начинает за- рождаться еще в
такое? Ученые утверждают, что существует животном мире («культура приматов»). Если
более 100 определений сущности культуры. современный человек своими действиями
Уже это говорит о том, что среди них нет начинает наносить все боль- ший вред
такого, которое ох- ватывало бы все окружающей природе, то виновата в этом не
аспекты культуры, и с которой были бы культура, а бескультурье. Дело в том, что
согласны все специалисты. Любое из материально-технологическая сторона
определений носит частичный характер. Но культуры развивается более динамично,
можно ли вообще дать общее определение? нежели ее духовно-ценностная сторона. В
Возможно, – нет. Дело в том, что культура результате этого и возникают различные
не есть реально существующее явление. Это, диспропорции в развитии человечества.
как и мемы, – научный конструкт, общая «Противоположностью природе… является
идея, указывающая на наличие единой основы культура, как то, что не-посредственно
во множестве разнородных объектов, создано человеком…» (Г.Риккерт). «Человек
явлений, связей между ними и т.д. Этот не имеет при- роды, он имеет историю» ю»
конструкт используется в философии, (Х.Ортега-и-Гассет). Казанский
истории, антропологии, социологии, университет.
психологии и в других науках. В каждой из 16Сознание и культура. Эволюционное
них он рассма- тривается под своим углом развитие сознания позволило человеку не
зрения. Отсюда – множество разных теорий ограничиваться ге- нетически заданными
культуры и определений ее сущности. ответами на внешние стимулы, а выбирать
Казанский университет. ответ из мно- жества возможных. В
4Культура и культуры. Термин «культура» результате, во-первых, резко расширилась
используется как обозначение вариативность поведения (и адаптивность),
фундаментального общего признака, атрибута во-вторых, резко уменьшилась его
человечества, который присущ разным предсказуемость. Его поведение стало
группам и людям в разной степени. При трудно предсказуемым и для сородичей.
таком его применении считается возможным Следствием дол- жны были стать неизбежные
говорить о более и менее культурно трудности в организации сотрудничества
развитых общностях и людях. Термин внутри сообщества: оно может быть
«культура» используется как обозначение эффективным лишь, если имеется некоторая
любой общности, облада-ющей культурными мера единообразия реакций, а инстинкты
отличиями от других групп людей. Например, этого обеспечить уже не могли. Так
«культура маори», «русская культура» и возникла культура как новая регулятивная
т.д. В этом случае каждая культура система, обеспечивающая необходимую меру
понимается как нечто уникальное, ничем не единообразия поведения и оценок древних
лучшее и не худшее других. Оба варианта людей в типич- ных ситуациях. Поэтому
трактовки термина широко распространены. культуру и сознание нельзя от- рывать друг
Первая возникла раньше, а вторая появилась от друга; они развивались одновременно. Но
в середине XIX в., когда английский культура не сводится к сознанию. Она
антрополог Э.Тэйлор впервые заявил, что содержит в себе значительную долю
каждая культура уникальна и развивается в бессознательного, на что обратили внимание
своем направлении. Поэтому нельзя считать З. Фрейд и особенно К,Г.Юнг, который
западноевропейскую культуру более развитой первым использовал понятие «культурное
по сравнению, например, с культурами бессознательное». Оно образуется
африканских наро-дов: она более развита регуляторами, часть из которых (А)
лишь в технологическом отношении. является продолжением биологических
Кросс-культурная психологии, как и инстинктов (табу, некоторые уста- новки и
современная антропология, в большей нравственные запреты), а другая (Б)
степени придерживается второго подхода. возникает в ходе со- циокультурного
Казанский университет. развития, становится привычной и перестает
5Теории культуры. осо- знаваться (установки, правила
Историко-генетические. Описательные. коммуникации и др.). Казанский
Символистские. Трансценден-талистские. университет.
Казанский университет. 17Культура и нравственность.
6Теории культуры (продолжение). Нравственность как система норм и правил,
Структурно- функциональные. регулирующих взаимо- действия, является
Аксиологические. Психологические. древнейшей составной частью культуры,
Казанский университет. которая ста- ла утверждаться многие сотни
7К у л ь т у р а. Культура как тысяч лет назад и не имеет ничего общего с
операционная оболочка. Культура как. религией, возникшей значительно позже.
Взаимодействие. Субъект. Объект. Культуру Русский биолог и философ П.А.Кропоткин еще
можно пред- ставить в качестве неко- его в конце XIX в. на основе своих полевых
посредника между человеком и окружаю- щим исследова- ний в Забайкалье пришел к
миром, а также между самими людьми, выводу, что в нравственности нужно выде-
обеспечивающего сравнительно единые цели лять три составные части: 1) инстинкт,
(ценности), средства и правила т.е. наследованную привычку общительности;
взаимодействия. Можно также провести 2) понятие разума – справедливость и, 3)
аналогию с широко используемым ныне чувство, которое можно назвать
понятиями «операционная оболочка» и самоотвержением. «…нравственное чувство
«интерфейс». Действительно, культура очень чело-века зависит от его природы в той же
похожа на общую для определенной группы степени, как и его фи-зический организм;…и
людей операционную оболочку (систему), то и другое являются наследством от…
кото-рая способствует достижению процесса эволюции…» (П.А.Кропоткин).
некоторого достаточного для сохранения Человек и общество. Казанский университет.
группы уровня унификации образов 18Культурное единство человечества.
реальности, целей жизнедеятельности и Кажется, что, если культура имеет
поведения в часто повторяющихся ситуациях. естественное происхождение и яв- ляется
Поскольку эта «оболочка» охватывает регулятивной системой, возникшей в ходе
боль-шое количество людей, составляющих эволюции на основе системы инстинктов, она
конкретную культуру, постольку между ними должна быть одинаковой во всех группах лю-
возникает взаимопонимание и чувство дей, т.к. у них одинаковы инстинкты и
близости. В различных теориях культуры потребности. Но на самом деле существует
можно также встретить попытки описать много разных культур (причины этого будут
культу- ру с помощью понятий «рамка» и обсуждаться далее), порой очень не-
«контекст». Казанский университет. похожих друг на друга. Значит ли это, что
8К у л ь т у р а. Такая «операционная у человечества отсутствует культурное
оболочка» необходима, в первую очередь, единство? Нет, не означает. Челове- чество
пото- тому что человек живет во времени, и едино в культурном отношении. В основе
его жизнь устремлена в будущее. Но оно всех существующих культур ле- жат единые
являет- ся неопределенным. Жить в условиях формы восприя- тия и эмоции, потребности и
полнойн неопределенности невоз- можно. Она ценности, одни и те же базовые нормы
должна преодолеваться. Поэ- тому человек нравственности и многое другое. Казанский
планирует и прогнозирует, старается что-то университет.
предусмотреть. Но как это сделать, если 19Культурное разнообразие. Культурное
будущее зависит и от действий других? многообразие в мире очень велико. Группы
Нужно, чтобы существовали единые для всех лю- дей отличаются по полу, возрасту,
людей правила и технологии действия, расовому типу, религи- озной и этнической
распространяющиеся на будущее. Это и есть принадлежности, языку, особенностям
ядро культуры. Следова- тельно, важнейшая общественного экономического и по-
ее функция – снижение общего уровня политического устройства, обра- зу жизни,
неопреде- ленности и создание бытовым традициям и обычаям, ритуалам об-
универсального инструмента (механизма) ее общения и т.д. На схеме приведены лишь
преодоления. Различные элементы культуры некото- рые виды культурных групп.
(язык, верования, нормы, обы- чаи, Культурное разнообра- зие существует даже
гадания, предсказания, логика) направлены вну- три больших культурных групп
на решение этой задачи. Теоретически (субкультуры). Культурное разнообра- зие
возможно (и практически необходимо) создает проблемы, но на самом деле
наличие разных таких оболочек. Поэтому является благом, т.к. культурная
существует не одна-единственная культура. гомогенность (однородность), ско- рее
Но каждая куль- тура позволяет группам всего, привела бы к остановке развития.
людей по-разному преодолевать Казанский университет.
неопределенность. Казанский университет. 20Культурное разнообразие (языки). По
9Структура культуры. Объект. разным классификациям в мире существует от
Взаимодействие. Субъект. Структура. 3 до 7 тысяч языков. Одно- значно
Технология. Образ. Функция. Ценность. определить это невозможно, т.к. между
Смысл. Культурная деятельность (КД). многими из них нет четких гра- ниц: иногда
Духовная культура (ДК). Материальная разные языки более похожи, чем диалекты
культура (МК). Культуру давно принято одного языка. Чаще всего языки объединяют
разделять на материальную и духовную, но и в «семьи», внутри которых выделяют группы
та, и другая могут существовать, только и подгруппы. Языковых семей много. Самые
если их связывает человеческая крупные из них – индоевропей- ская и
деятельность. Материальная культура ханьская, но, если в первую входит очень
(предметная «оболочка») образуется много разных языков (англий- ский,
совокупностью вещей, созданых многими русский, французский, фарси, таджикский,
поколениями людей и чаще всего являющихся хинди, урду, осетинский и др.), то вторая
ре- зультатом преобразования естественных представлена китайским и его диалектами.
объектов. Духовная культура (менталь- ная Кроме них есть семито-хамитская (арабы),
«оболочка») представляет собой алтайская (татары, турки, чуваши и др.),
совокупность общих образов и смыслов финно-угорская (венгры, марийцы, удмурты),
(значений), наполняющих внутренний кавказская (грузины, абха- зы, чеченцы).
психический мир людей (субъектов). тайская (Тайланд), дравидийская (Южная
Культурная деятельность – это технологии Индия), бенуэ-конго, шари-нильская,
взаимодействия субъекта с различны- ми кордофанская (в Африке) и многие другие
объектами, но за каждой из них «стоят» языковые семьи. Есть также языки, которые
определенные ценности, в том числе не похожи ни на какой другой язык. Их
нравственные. В этом плане культура называют «изолированными». Крупнейшим из
является, прежде всего, регулятивной си- них (по числу говорящих) является япон-
стемой. Казанский университет. ский. В Европе изолированным является язык
10Материальная культура (МК). басков («эускалдунак»). Есть та- кие языки
Естественные и искусственные, материальные и в России: языки нивхов, селькупов,
и иде- альные объекты, используемые и ительменов и др. Во многих регионах мира
создавае- мые человеком: например, дом, существует сильная языковая чересполосица,
карандаш, государство, язык, научная а го- сударственные границы крайне редко
теория и т.д. Любой объект обладает совпадают с языковыми и этническими
определенным строением, т.е. состоит из границами даже в Европе. Казанский
различных элементов, которые благодаря университет.
связям между собой образуют целостность. 21Культурное разнообразие (психология).
Любой объект «служит» реализации какой- то Психологические особенности
функции, т.е. прямо или кос- венно предста-вителей разных культур можно
обслуживает удовлетворе- ние какой-либо свести в несколько групп, в том числе:
потребности субъ- екта. Объект. Структура. Этос – совокупность устойчивых и
Функция. Казанский университет. одобряемых в данной группе форм поведения,
11Духовная культура (ДК). Индивиды, а тесно связанных с типичными чертами
также образуемые ими малые и большие характера. Образ мира – совокупность
группы, ведущие себя как единое целое. Лю- устойчивых для дан-ной группы
бой субъект может выступать как объект для представлений о том, как устроена
других субъектов. Субъект воспринимает природная и социальная действительность.
объекты в виде образов, а также способен Менталитет – совокупность характерных для
конструировать образы не существующих и группы и слабо рефлексируемых в ней
невозможных объ- ектов. Многие образы социаль-ных установок и ценностей. Эти и
складываются в целостный «образ мира». другие психологические парамет-ры могут
Любой образ, а следовательно и объект, мо- быть разными даже у близких в других
жет иметь для субъекта множест- венные и отношениях культурных групп и похожими у
разнообразные значе- ния, различающиеся, совершенно, казалось бы, далеких. Пример
как по сте- пени, так и по у содержанию. из книги Л.Н.Гумилева В трамвае хулиганит
Субъект. Образ. Смысл. Казанский пьяный пассажир. Трое мужчин: русский,
университет. латыш и татарин, - реагируют по-разному.
12Культурная деятельность (КД). Русский пыта-ется его успокоить, ла-тыш
Фундаментальное понятие всех наук, ищет глазами мили-цию, татарин старается
которому не- возможно дать определение. отойти в сторонку. Можно не согласиться с
Все, что сущест- вует, может существовать тем, что именно так будут вести себя
только во взаимо- действии. Совокупности представители названных этнокультур- ных
последовательных операций, с помощью групп. Но нельзя не согласить-ся с тем,
которых создаются объекты и образы. В что у каждой та-кой группы есть свои
первом случае они носят предметный (в том пси-хологические особеннос-ти. Казанский
числе, социальный) характер, во втором – университет.
психический. Все технологии могут 22Причины культурного многообразия.
использоваться в разных целях. Поэтому Главной причиной культурного разнообразия
культура устанавливает, кем, когда, как и яв- ляется разнообразие условий жизни
для чего их можно применять. В основе этих людей (тундра и пустыня, равнины и горы,
правил – ценности. Взаимодействие. джунгли и степи и т.д.), различие климата,
Технология. Ценность. Казанский растительного и животного мира. Люди,
университет. приспосабливаясь к разным условиям, по-
13Культура «видимая» и «невидимая». Мк. разному одевались, питались, начинали
Кд. Дк. Структуры. Технологии. Образы. вести раз- ный образ жизни. Другая причина
Функции. Ценности. Смыслы. Объективное состоит том, что с древнейших времен
субъективное. Здесь в слегка измененном и группы людей расселялись все дальше и
повернутом на 90° виде представлена та же дальше. Между ними терялись контакты и
схема, что и на слайде 9. Она позволяет культур- ная эволюция начинала идти не
выделить два «пласта» культуры. Первый – одинаково. Мелкие отличия накапливались,
«поверхностный», доступный прямому превращались в большие, возникали
наблюдению, второй – «глубинный», скрытый противоположные формы культуры в группах,
от непосредственного восприятия. Благодаря имеющих общее происхождение. Третья
первому существует все, что можно назвать причина заключается в намеренном созда-
продуктами культуры, но второй определяет нии некоторых различий. Это наблюдалось у
ее суть. Очевид- но, что интересы близко живущих групп людей, которым было
психологии смещаются в правую часть этой нужно отли- чать своих от чужих. С этой
схемы, а левая часть больше интересует целью они постепенно вносили изменения в
антропологию и социологию. Казанский свой язык, предметы обихода, в ритуалы
университет. общения и т.д. Казанский университет.
Культура с психологической точки зрения.pptx
http://900igr.net/kartinka/psikhologija/kultura-s-psikhologicheskoj-tochki-zrenija-90732.html
cсылка на страницу

Культура с психологической точки зрения

другие презентации на тему «Культура с психологической точки зрения»

«Глаза зрение» - Результаты обследования. Близорукость. Строение глаза. Заболевание органов зрения. Адаптация Аккомодация Бинокулярность Инерционность Цветоощущение Разрешающая способность глаза. Глаз. Наиболее распространённые заболевания у учащихся гимназии. Изомеризация молекулы ретиналя в механизме зрения. Близорукость Дальнозоркость Астигматизм Глаукома Катаракта Косоглазие Дальтонизм Куриная слепота.

«Производная функции в точке» - 1) Найти угловой коэффициент касательной к графику функции f(x)=Cosх в точке х= ?/4. Подведение итогов урока. Какой угол образует касательная к графику функции с положительным направлением оси ох? 1) Найти угловой коэффициент касательной к графику функции f(x)=Sinх в точке х= ?/4. 2) Найдите. Вариант № 1 ответы.

«Гигиена зрения» - Здоровье глаз непосредственно связано со здоровьем в целом. Глаза располагаются в глазницах черепа. Исправить недостатки зрения можно при помощи собирающей или рассеивающей линзы (очков). Широко распахнутые прекрасные глаза превращают дурнушку в красавицу, а красавицу - в богиню. Если у вас близорукость, не стесняйтесь носить очки или контактные линзы.

«Дефекты зрения» - Пучок лучей сходится за сетчаткой. Исследование качества зрения. ПРОВОДИТЬ УПРАЖн ЕНИЯ ДЛЯ РАЗМИНКИ ГЛАЗ. Наблюдение изменения диаметра зрачка и аккомодации. Не сидеть длительное время за компьютером. изучение имеющейся литературы по вопросу «Глаз и зрение. Упражнения: Строение глаза. Не читать в плохо освещённых местах, лёжа, в транспорте.

«Нарушение зрения» - Целевые группы проекта: Помогите мне увидеть мир! Механизм реализации проекта «Помогите мне увидеть мир!». Увеличение школьной нагрузки. Цель проекта: «Помогите мне увидеть мир!». Социальная адаптация детей с нарушениями зрения. Дневной сон. Задачи: Коррекционное занятие ритмика. Занятие с логопедом.

«Расстояние от точки до прямой» - Найдите расстояние от точки A до прямой BE. В единичном кубе A…D1 найдите расстояние от точки A до прямой CD1. В единичном кубе A…D1 найдите расстояние от точки A до прямой CC1. В единичном кубе A…D1 найдите расстояние от точки A до прямой BD1. В правильном единичном тетраэдре ABCD найдите расстояние от вершины A до прямой BC.

Без темы

220 презентаций
Урок

Психология

42 темы
Картинки
900igr.net > Презентации по психологии > Без темы > Культура с психологической точки зрения