Этика
<<  Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» в 2014-2015 учебном году Предмет профессиональной этики  >>
Картинок нет
Картинки из презентации «Лекция № 1 Этика и её предмет» к уроку религии и этики на тему «Этика»

Автор: toshiba. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока религии и этики, скачайте бесплатно презентацию «Лекция № 1 Этика и её предмет.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 41 КБ.

Лекция № 1 Этика и её предмет

содержание презентации «Лекция № 1 Этика и её предмет.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Лекция № 1 Этика и её предмет. Термин 13оказывался уже посредине пути между
«этика» происходит от древнегреческого прошлым и будущим. Прогресс стал основной
слова «этос». Первоначально под этосом его страстью.
понималось привычное место совместного 14Нацеленность человека на высшее благо
проживания, дом, человеческое жилище, обнаруживается в доброй воле. Понятие
звериное логово, гнездо. В последующем оно доброй воли в качестве специфического
стало по преимуществу обозначать признака морали обосновал Кант. Он видел в
устойчивую природу какого-нибудь явления, доброй воле единственное безусловное
обычай, нрав, характер. Отталкиваясь от благо. Под доброй волей Кант понимал
слова «этос» в значении характера, чистую волю, чистую от соображений выгоды,
Аристотель образовал прилагательное удовольствия, житейского благоразумия,
«этический», чтобы обозначить особый класс вообще каких-либо эмпирических мотивов.
человеческих качеств, названных им Отсутствие в подобной воле себялюбивых
этическими добродетелями. Этические мотивов становится самостоятельным
добродетели являются свойствами характера, мотивом. Только добрая воля имеет
темперамента человека, их также называют самоценное значение; она потому и
душевными качествами. Для обозначения называется доброй, что никогда не может
совокупности этических добродетелей как стать злой, обернуться против себя. Все
особой предметной области знания и для прочие блага, телесные, внешние, душевные,
выделения самого этого знания как особой умственные, сами по себе не являются
науки Аристотель ввёл термин «этика». абсолютной ценностью.
2Для точного перевода аристотелевского 15Добрая воля, поскольку она воля, не
понятия этического с греческого языка на может оставаться фактом самосознания
латинский Цицерон сконструировал термин личности и удостоверяться только в ходе
«моральный». Он образовал его от слова самоанализа. Мораль как волевое отношение
«mos», латинского аналога греческого есть сфера поступков,
«этос», означавшего характер, темперамент, практически-деятельных позиций человека. А
моду, покрой одежды, обычай. Цицерон поступки объективируют внутренние мотивы и
говорил о моральной философии, понимая под помыслы индивида, ставят его в
ней ту же область знания, которую определённое отношение к другим людям.
Аристотель называл этикой. В IV веке н. э. Ключевой вопрос для понимания морали
в латинском языке появляется термин состоит в следующем: как моральное
«мораль», являющийся прямым аналогом совершенство человека связано с характером
термина «этика». его отношения к другим людям? Мораль
3Оба этих слова, одно греческого, характеризует человека с точки зрения его
другое латинского происхождения, входят в способности жить в человеческом общежитии.
новоевропейские языки. Наряду с ними в 16В платоновском диалоге «Федон»
ряде языков возникают новоевропейские рассказывается миф. Души людей после
слова, обозначающие ту же самую смерти получают воплощения в соответствии
реальность, которая обобщается в терминах с теми качествами, которые они
«этика» и « мораль». В русском языке это обнаруживали при жизни. Те, кто был
«нравственность», в немецком – склонен к чревоугодию, беспутству и
«sittlichkeit». Они повторяют историю пьянству, становятся ослами или чем-то
возникновения терминов «этика» и «мораль»: подобным. Те, кто предпочитал
от слова «нрав» (Sitte) образуется несправедливость, властолюбие и
прилагательное «нравственный» (sittlich) и хищничество, воплощаются в волков,
от него уже – «нравственность» ястребов или коршунов. Люди же моральные,
(Sittlichkeit). В первоначальном значении добродетельные и рассудительные окажутся
слова «этика», «мораль», «нравственность» среди пчёл, ос или муравьёв. Или, быть
были синонимами. Со временем ситуация может, они вновь станут людьми… Но важно
меняется. В процессе развития культуры заметить, что, согласно тому же мифу
происходит выявление своеобразия этики как Платона, добродетельности недостаточно для
области знания, науки, а под моралью или того, чтобы душа после смерти человека
нравственностью пониматся изучаемый ею попала в род богов. Для этого надо ещё
предмет. стать философом! И тем самым Платон
4Существую также различные попытки обозначает разницу между моралью как
разведения понятий морали и качеством души, практической мудростью и
нравственности. Согласно наиболее познанием как мудростью созерцания.
распространённой из них, восходящей к 17Отношения людей всегда очень
Гегелю, под моралью понимается конкретны. Они строятся каждый раз по
субъективный аспект соответствующих определённому поводу, для определённых
поступков, а под нравственностью – сами целей. Что же остаётся в отношениях между
поступки в их объективно развёрнутой людьми, если вычесть из них всё
полноте: мораль – то, какими поступки конкретное, все те вещи, по поводу которых
видятся индивиду, а нравственность – то, эти отношения строятся? Останется то, что
какими на самом деле являются поступки делает возможными эти отношения, их
человека в реальном опыте жизни семьи, общественная форма, сама изначальная
народа, государства. Можно выделить также потребность людей в совместной жизни как
культурно-языковую традицию, которая единственно возможном условии их
понимает под нравственностью высокие существования; это и есть сфера проявления
основополагающие принципы, а под моралью – морали. Мораль есть такая нацеленность
приземлённые, исторически изменчивые нормы людей друг на друга, которая мыслится
поведения. Но в целом попытки закрепить за существующей до каких-либо конкретных
словами «мораль» и «нравственность» отношений и делает возможными сами эти
различный содержательный смысл остались на отношения. Опыт сотрудничества
уровне оговоренных академических детерминирует мораль, вражда разрушает её;
философских опытов. В обычной лексике эти но без морали не могли бы состояться ни
два, а то и три (включая «этику») слова опыт сотрудничества, ни опыт вражды.
продолжают употребляться как синонимы. Мораль и есть та самая человечность, без
5«Что такое мораль (нравственность)?» - которой отношения людей никогда бы не
так звучит основной вопрос этики; на приобрели человеческого и общественного
протяжении всей истории этой науки, характера.
охватывающей около двух с половиной тысяч 18Мораль также обнаруживает две
лет, он оставался центральным фокусом её особенности. Во-первых, она мыслима только
исследовательских интересов. При этом при допущении свободы воли. При этом
мораль всегда ощущалась не как то, что разумная человеческая воля находит мораль
есть, а как то, что должно быть. И в себе, не может её ниоткуда вывести, ни
адекватное отношение этики к морали не из природы, ни из общества. Во-вторых,
ограничивалось её отражением и мораль имеет всеобщую форму,
объяснением: этика обязана предлагать свою распространяется на всех людей. И эти две
собственную модель нравственности. Также характеристики неразрывно связаны между
мораль предстаёт в двух собой. Акты свободной воли необходимо
взаимосоотнесённых, но всё же различных мыслить всеобщими, так как ничто не может
областях: 1) как характеристика личности, их ограничивать; в противном случае они не
совокупность её душевных качеств, 2) как были бы свободными.
характеристика отношений между людьми, 19Единство свободы воли и всеобщности,
совокупность моральных норм. объективности составляет характерную
6Начиная с греческой античности, в особенность морали. Мораль ни в коем
отношении личности мораль понималась как случае нельзя отождествлять с произволом.
мера господства человека над самим собой. У неё есть своя логика, не менее строгая и
Вопрос о господстве человека над самим обязательная, чем логика природных
собой есть прежде всего вопрос о процессов. Она существует в форме закона,
господстве его над собственными страстями. не допускает исключений. Но это – такой
Мораль, что видно уже и из самой закон, который устанавливается самой
этимологии слова, связана с характером, личностью, её свободной волей, и свободно
темпераментом человека. Если в человеке принимается сообществом людей. В морали
выделять тело, душу и дух, то она является человек подчинён, говоря точными словами
качественной характеристикой его души. Канта, «только своему собственному и тем
Впервые взгляд на мораль как качественную не менее всеобщему законодательству».
определённость человеческой души обосновал Мораль воплощает единство индивидуального,
Аристотель. При этом под душой он понимал личностного и всеобщего, объективного. Она
такое активное, деятельно-волевое начало в представляет собой автономию воли, её
человеке, которое содержит разумную и законодательство.
неразумную части и представляет собой их 20Как возможно, чтобы человек сам
взаимодействие, взаимопроникновение. задавал себе закон поведения и чтобы этот
7Разум воплощает способность человека к закон был одновременно всеобщим,
верным, объективным, взвешенным суждениям объективным? Это логическое противоречие
о мире. Иррациональные процессы протекают снимается в Золотом правиле этики, которое
отчасти независимо от разума, но отчасти и гласит: «(Не) поступай по отношению к
зависят от него. Они зависят от разума в другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы
эмоциональных, аффективных появлениях – во другие поступали по отношению к тебе».
всём том, что сопряжено с удовольствиями и Золотое правило – фундаментальное правило
страданиями. Человеческие аффекты нравственности, чаще всего отождествляемое
(страсти, желания) могут осуществляться с с самой нравственностью. Оно возникает в
учётом указаний разума или вопреки им. В середине первого тысячелетия до нашей эры,
первом случае мы имеем дело с в так называемое «осевое время» (К.
добродетельным, совершенным строем души, Ясперс), и наиболее ярко воплощает
во втором, как правило, - с порочной происшедший в то время гуманистический
слепотой и ограниченностью. Мораль переворот, под знаком которого
противоречит чувственной разнузданности. человечество живёт до настоящего дня.
Во все времена и у всех народов она Золотое правило появляется одновременно и
ассоциировалась со сдержанностью аффектов независимо друг от друга в различных
и себялюбивых страстей. Среди моральных культурах: древнекитайской (Конфуций),
качеств одно из первых мест непременно древнеиндийской (Будда), древнегреческой
занимали умеренность и мужество как (Семь мудрецов), – но в поразительно
свидетельства того, что человек умеет схожих формулировках. Своё название
противостоять чревоугодию и страху, этим «Золотое» оно получило в XVIII веке в
наиболее сильным инстинктивным позывам западноевропейской духовной традиции.
своей животной природы. 21Первоначально, и так было в русской
8«Скорее верно направленное движение культурной традиции, золотое правило
чувств, а не разум служит началом нравственности имело по преимуществу
добродетели», - говорит Аристотель в негативную форму. Например, чего в другом
«Большой этике». Если чувства направлены не любишь, того и сам не делай. В
верно, то разум, как правило, следует за последующем негативная форма дополнилась
ними. Если же источником добродетели позитивной; в наиболее полном, развёрнутом
является разум, то чувства чаще всего виде она предстала в Нагорной проповеди
противятся ему. Оптимальной является Иисуса. Евангелие от Матфея: «И так во
ситуация, когда «верно направленный разум всём, как вы хотите, чтобы с вами
бывает согласен с движениями чувств». поступали люди, так поступайте и вы с
Также понимание морального совершенства ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.,
личности как взаимоотношения разумного и 7:12). Евангелие от Луки: «И как хотите,
неразумного начал показывает, что мораль чтобы с вами поступали люди, так и вы
является сугубо человеческим качеством. поступайте с ними» (Лк., 6:31).
Она не свойственна животным, ибо они 22Для понимания Золотого правила
лишены разума, и не свойственна богам, так нравственности существенно важно отметить,
как они мыслятся совершенными существами, что его содержание дано в двух различных
лишёнными неразумного начала. модальностях (способах существования). В
9Разумное поведение является морально той части, в какой оно относится к другим
совершенным тогда, когда оно направлено на и утверждает всеобщность в качестве
совершенную цель, - цель, которая признака нравственности, оно имеет
считается безусловной, признаётся в идеальный характер: «чего в другом не
качестве высшего блага. Разумность любишь»; «как вы хотели бы, чтобы с вами
поведения совпадает с его поступали». В той части, в какой оно
целесообразностью. Это значит, что человек относится к самому субъекту, оно выступает
предвидит возможный ход и исход событий и в качестве действенного предписания: «того
заранее, идеально, в виде цели формулирует сам не делай»; «поступайте и вы». Таким
тот результат, который ему предстоит образом, отмеченная противоречивость
достичь. Целесредственная связь событий морали, состоящая в том, что она
переворачивает причинно-следственную порождается самой личностью и имеет
связь. Здесь следствие становится всеобщий характер, снимается, если
причиной, запускающей механизм предположить, что моральный закон имеет
деятельности. разную модальность для самой личности,
10Последняя цель есть абсолютная точка продуктом разумной воли которой он
отсчёта человеческой деятельности. В этом является, и для других людей.
смысле она представляет собой постулат, 23Суммируя всё сказанное, мораль можно
необходимый для того, чтобы вообще можно кратко определить как: 1) господство ума
было мыслить человеческую деятельность как над страстями; 2) стремление к высшему
целесообразную. Про последнюю цель ничего благу; 3) добрую волю, бескорыстие
нельзя сказать кроме того, что она мотивов; 4) способность жить в
последняя. Она желанна сама по себе, она человеческом общежитии и общественную,
есть самоцель. Всё прочее предпринимается человеческую форму отношений между людьми;
ради неё, сама же она никогда не может 5) автономию воли; 6) взаимность
быть средством по отношению к другому. Она отношений, выраженную в Золотом правиле
не может быть предметом похвалы, ибо нравственности.
похвала выражает наличие более высокого 24Мораль содержит парадоксы не только в
критерия, она вызывает безусловное своём существе, но и в сфере
уважение. Последняя цель есть в то же функционирования её в обществе. Например,
время высшая цель, только в её перспективе парадокс моральной оценки связан с
приобретают смысл и поддаются оценке все вопросом о том, кто имеет право вершить
прочие цели. Цель вместе с тем выступает моральный суд, кто может выносить
для человека как благо, поскольку она есть моральные оценки? Логично было бы
то, в чём он испытывает недостаток и к предположить. Что такую функцию могут
чему стремится. Последнюю цель можно взять на себя люди, выделяющиеся из общей
назвать высшим благом. И это высшее благо массы по моральным качествам. Однако одним
безусловно, абсолютно; оно придаёт из несомненных нравственных качеств
осмысленность человеческой деятельности в человека является скромность, осознание
целом, выражает её общую позитивную своего несовершенства. Получается: те, кто
направленность. мог бы вершить моральный суд, не будут
11Жизнедеятельность всех живых существ, этого делать; тем, кто хотел бы вершить
включая и наиболее сходных с человеком моральный суд, нельзя этого доверять.
высших приматов, заранее 25Разрешением данного противоречия может
запрограммирована. Она содержит свою норму считаться нравственное требование: «Не
в себе. Человек является исключением. В судите других». Оно означает, что
его поведении нет предзаданности, моральная оценка существует прежде всего и
изначально заложенной программы. Он сам главным образом как самооценка. Деяние, за
формулирует нормы, по которым живёт. которое человек отвечает перед другими
Индивидуальные вариации поведения, порой людьми по закону, именуется преступлением;
большие, наблюдаются у животных. Однако то же деяние, за которое человек отвечает
они – всего лишь колебания вокруг преимущественно перед собой, своей
определённого, постоянно совестью, именуется злом, или грехом. Зло
воспроизводящегося типа поведения. Человек и есть нарушение морального, нравственного
может и даже вынужден выбирать тип закона, к которому человек приобщён
поведения. Разные люди и один и тот же внутренне. «Не судите других» и понятие
человек в разное время могут совершать греха, зла внутреннего, означает единство
разные, взаимоисключающие поступки. У субъекта и объекта моральной оценки как
животных есть врождённый запрет условия её нормального функционирования в
братоубийства, эмоциональные механизмы, в обществе.
силу которых проявления жизни являются 26Второй парадокс функционирования
источником приятных ощущений, а проявления морали, парадокс нравственного поведения,
смерти порождают отвращение. Человек обычно возводят к классической
«свободен» настолько, что культивирует формулировке в «Метаморфозах» Овидия:
братоубийство и способен радоваться «Благое вижу, хвалю, но к дурному
страданиям (феномены садизма, мазохизма). влекусь». Без бытийного (замкнутого на
Человек – существо незавершённое и в своей поступки) прочтения морали не было бы
незавершённости предоставленное самому критерия для определения различной меры
себе. добродетели различных индивидов.
12Эту особенность человека более тонко Получилось бы. Что одинаково и высоко
можно выразить так: человек не тождествен, добродетельны, так как человеку не просто
не равен самому себе. Он находится в свойственно думать о себе лучше, чем он
процессе непрерывного становления, есть на самом деле, а ему свойственно
стремится подняться над самим собой. Он, думать о себе хорошо. Субъективной точкой
как правило, недоволен своим положением, отсчёта собственных действий, как и
каким бы высоким и благоприятным оно ни собственной личности в целом, для человека
было. Человек не тождествен самому себе до всегда является добро. Даже люди, которых
такой степени, что саму эту принято считать отъявленными злодеями,
нетождественность воспринимает как стремятся выдать творимое ими зло за
недостаток. Он движим желанием стать добро. При этом они могут быть очень
другим и в то же время стремится искренними. Моральное самообольщение – не
освободиться от этого желания. всегда обман и лицемерие, чаще всего оно
13В философии и других формах культуры является самообманом.
на ранних этапах господствовали 27В итоге первая из рассмотренных
пространственные образы Вселенной. деформаций морали (парадокс моральной
Мироздание представлялось в виде оценки) возникает из ложного допущения,
законченного сооружения, где нижним ярусом будто одни индивиды сполна обладают
является бренный мир, а верхним – некое моралью, а другие начисто лишены её, одни
идеальное, равное самому себе вечное являются добрыми, другие – злыми. Вторая
состояние, которое помещалось чаще всего в деформация (парадокс морального поведения)
занебесье. Сам человек оказывался где-то также связана с разведением добра и зла,
посредине. Он не внизу и не наверху. Он на но уже по другому основанию, а именно с
лестнице, которая ведёт снизу вверх. Он в ложным предположением, будто намерения
пути, в нём соединяются небо и земля. При могут быть исключительно добрыми, а
описании человеческого бытия в философии поступки – исключительно злыми. На самом
неоплатонизма использовался образ деле мораль является неотчуждаемой
человека, который находится по пояс в первоосновой сознательной и деятельной
воде. Лишь в Новое время возобладали жизни, её реальным смыслом. Потому всякая
временные образы Вселенной, сама она стала моральная поза, когда кто-либо выступает
рассматриваться в развитии, а человек от имени морали, изображая себя её
предстал в качестве основного источника и истолкователем и стражем, является именно
субъекта развития. В этом случае он позой, а следовательно – ложью.
Лекция № 1 Этика и её предмет.ppt
http://900igr.net/kartinka/religii-i-etika/lektsija-1-etika-i-ejo-predmet-202484.html
cсылка на страницу

Лекция № 1 Этика и её предмет

другие презентации на тему «Лекция № 1 Этика и её предмет»

«Уроки по светской этике» - У ребенка формируется активная жизненная позиция, и происходит самовыражение.. 1. Приобщение подрастающего поколения к гуманистическим ценностям. В отличие от религиозной этики, где высшей ценностью является бог. Важный педагогический принцип. В чём же воспитательный потенциал уроков светской этики?

«Человек и этика» - Этика - происходит от греческого "еthos", слово "мораль" - от латинского "mos". Этика-наука о нравственности. Нельзя собираться в дорогу, не спросив совета и не попрощавшись со старшими. Нельзя садиться обедать, не пригласив близких. 10 нельзя. Нельзя вступать пререкания со взрослыми людьми.

«Основы этики» - Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) “Никомахова этика”, “Большая этика”. Van Rensselaer Potter Президент Американской ассоциации раковых заболеваний. Этика. «Нюрнбергский кодекс» (1947). Ненормативная. Рост экологического движения. Четыре основные добродетели: мудрость, мужество (смелость), благоразумие (самообладание),

«Этика» - Каким я должен быть. ОЖИДАНИЯЭкспектации. Самоконтроль. Этика конечной цели (телеологическая). Как индивид, как личность субъективно. Извечный конфликт. Социальная ответственность. Этика участия. Контроль. Трeтий смысл понятия этики (используемый в деловой этике): Ожидания от профессии. Общество Клиенты Пациенты.

«Этика общения» - Классификация делового общения. Особенности этики руководителя. Деловое общение. Этапы поведения человека при столкновении с внешними изменениями инновациями. Конфликт в деловом общении. Национальные особенности. Понятие этики. Основные характеристики делового общения. Общие этапы: Необходимым желательным нейтральными нежелательными повышенная ответственность участников за результат.

«Этика деловых отношений» - Деловой этикет. – М: Джон Уайтли энд Санз, 1994. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М: Высшая школа, 1990. Кабанов А.Я. Этика деловых отношений: учебник / Кабанов А.Я., Захаров Д.К.; Под ред. Андреев В.И. Деловая игра. – Казань: Издательство Казанского университета,1993. Азбука делового этикета.

Этика

15 презентаций об этике
Урок

Религия и этика

23 темы
Картинки
900igr.net > Презентации по религии и этике > Этика > Лекция № 1 Этика и её предмет