Православная культура
<<  Мотивация посещения храмов Русской Православной Церкви Величественные храмы россии  >>
Первое знакомство с православным храмом
Первое знакомство с православным храмом
Если вы идете в храм только для того, чтобы ознакомиться с ним или
Если вы идете в храм только для того, чтобы ознакомиться с ним или
Вы собрались посетить православный храм, значит нужно подумать и
Вы собрались посетить православный храм, значит нужно подумать и
Вы собрались посетить православный храм, значит нужно подумать и
Вы собрались посетить православный храм, значит нужно подумать и
Мужчины должны быть без головного убора, а женщины с покрытой головой
Мужчины должны быть без головного убора, а женщины с покрытой головой
Мужчины должны быть без головного убора, а женщины с покрытой головой
Мужчины должны быть без головного убора, а женщины с покрытой головой
В храме должно соблюдать тишину
В храме должно соблюдать тишину
У этих молодых людей случилось горе, поэтому они ведут себя не совсем
У этих молодых людей случилось горе, поэтому они ведут себя не совсем
Мы как-то по умолчанию начали употреблять слово храм
Мы как-то по умолчанию начали употреблять слово храм
Прежде чем войти в храм, давайте рассмотрим его снаружи
Прежде чем войти в храм, давайте рассмотрим его снаружи
Храм может иметь любую форму
Храм может иметь любую форму
С древнейших времен, согласно «Постановлениям Апостольским»,
С древнейших времен, согласно «Постановлениям Апостольским»,
Но вместе с тем в форме храма выражаются и иные символы, иные
Но вместе с тем в форме храма выражаются и иные символы, иные
Венчает храм купол (в византийской традиции), в русской — это обычно
Венчает храм купол (в византийской традиции), в русской — это обычно
Это оригинальное, русское, решение купола заключает в себе особый
Это оригинальное, русское, решение купола заключает в себе особый
Это оригинальное, русское, решение купола заключает в себе особый
Это оригинальное, русское, решение купола заключает в себе особый
На куполе — обязательный крест, символ нашего Спасения
На куполе — обязательный крест, символ нашего Спасения
Колокольня находится рядом с храмом или пристроена к нему
Колокольня находится рядом с храмом или пристроена к нему
Колокольня
Колокольня
Храм всегда обращен алтарем на восток, так как восточная сторона с
Храм всегда обращен алтарем на восток, так как восточная сторона с
Храм всегда обращен алтарем на восток, так как восточная сторона с
Храм всегда обращен алтарем на восток, так как восточная сторона с
Храм всегда обращен алтарем на восток, так как восточная сторона с
Храм всегда обращен алтарем на восток, так как восточная сторона с
Храм всегда обращен алтарем на восток, так как восточная сторона с
Храм всегда обращен алтарем на восток, так как восточная сторона с
Подойдем поближе
Подойдем поближе
Сегодня большие паперти напоминают о том времени, когда у храмов
Сегодня большие паперти напоминают о том времени, когда у храмов
В средние века на Руси паперти строили большими также потому, что
В средние века на Руси паперти строили большими также потому, что
Над входом в храм находится икона Иисуса Христа, которая говорит о том
Над входом в храм находится икона Иисуса Христа, которая говорит о том
Крестное знамение — наше свидетельство о распятии Христовом; оно во
Крестное знамение — наше свидетельство о распятии Христовом; оно во
Крестное знамение — наше свидетельство о распятии Христовом; оно во
Крестное знамение — наше свидетельство о распятии Христовом; оно во
Три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний)
Три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний)
Теперь тремя сложенными пальцами со словами «Во имя Отца…» мы
Теперь тремя сложенными пальцами со словами «Во имя Отца…» мы
Теперь тремя сложенными пальцами со словами «Во имя Отца…» мы
Теперь тремя сложенными пальцами со словами «Во имя Отца…» мы
Теперь тремя сложенными пальцами со словами «Во имя Отца…» мы
Теперь тремя сложенными пальцами со словами «Во имя Отца…» мы
Теперь тремя сложенными пальцами со словами «Во имя Отца…» мы
Теперь тремя сложенными пальцами со словами «Во имя Отца…» мы
Налагать на себя крестное знамение следует так, чтобы чувствовать
Налагать на себя крестное знамение следует так, чтобы чувствовать
Налагать на себя крестное знамение следует так, чтобы чувствовать
Налагать на себя крестное знамение следует так, чтобы чувствовать
Как и всеми нашими действиями, крестным знамением Православие
Как и всеми нашими действиями, крестным знамением Православие
По старинным русским традициям перед входом в храм полагалось три
По старинным русским традициям перед входом в храм полагалось три
В храм человек входит через притвор
В храм человек входит через притвор
В греческом языке есть даже слово, обозначающее эту, первую, часть
В греческом языке есть даже слово, обозначающее эту, первую, часть
В древнерусских храмах притворов поначалу тоже не было, они были не
В древнерусских храмах притворов поначалу тоже не было, они были не
Если в древности притвор отделялся от храма глухой стеной, сегодня
Если в древности притвор отделялся от храма глухой стеной, сегодня
Хотя, делая покупку, мы совершаем ее в специально предназначенном для
Хотя, делая покупку, мы совершаем ее в специально предназначенном для
Если церковная лавка находится вне здания храма или в притворе,
Если церковная лавка находится вне здания храма или в притворе,
Что это за записки
Что это за записки
Вот в какой последовательности, по рангу, положено писать людей:
Вот в какой последовательности, по рангу, положено писать людей:
Вот в какой последовательности, по рангу, положено писать людей:
Вот в какой последовательности, по рангу, положено писать людей:
Отдельно отметим: на всех церковных службах мы молимся только за
Отдельно отметим: на всех церковных службах мы молимся только за
Входя внутрь храма мы попадаем в область, в которой живет и действует
Входя внутрь храма мы попадаем в область, в которой живет и действует
Если церковная лавка находится в притворе, архитектурно не отделенном
Если церковная лавка находится в притворе, архитектурно не отделенном
На середине любого храма лежит икона, которую называют Праздничной
На середине любого храма лежит икона, которую называют Праздничной
Подойдя к иконе, и снова трижды перекрестившись, ее целуют
Подойдя к иконе, и снова трижды перекрестившись, ее целуют
Теперь, как бы «поздоровавшись», можно совершать свои прошения к Богу
Теперь, как бы «поздоровавшись», можно совершать свои прошения к Богу
Свечи символизируют горение нашего сердца к Богу, горение нашей души,
Свечи символизируют горение нашего сердца к Богу, горение нашей души,
Ставить свечи - это древний хороший обычай, однако нужно помнить, что
Ставить свечи - это древний хороший обычай, однако нужно помнить, что
Самый правильный вариант – зажечь свечу и постоять с ней в руке у
Самый правильный вариант – зажечь свечу и постоять с ней в руке у
В храме не молятся вслух, если, конечно, в молитве не участвуют все
В храме не молятся вслух, если, конечно, в молитве не участвуют все
Теперь можно оглядеться
Теперь можно оглядеться
Миряне из благоговения на солею не ступают
Миряне из благоговения на солею не ступают
Миряне из благоговения на солею не ступают
Миряне из благоговения на солею не ступают
Миряне из благоговения на солею не ступают
Миряне из благоговения на солею не ступают
Центральная часть солеи называется амвон (в переводе с греческого –
Центральная часть солеи называется амвон (в переводе с греческого –
В древности амвон находился не у алтаря, а на середине храма
В древности амвон находился не у алтаря, а на середине храма
С амвона читается во время Божественной литургии Святое Евангелие,
С амвона читается во время Божественной литургии Святое Евангелие,
Пространство храма от алтаря отделяет иконостас
Пространство храма от алтаря отделяет иконостас
Настоящий русский традиционный иконостас поражает мощью и духовным
Настоящий русский традиционный иконостас поражает мощью и духовным
Иконостас может иметь и больше и меньше 5-ти рядов
Иконостас может иметь и больше и меньше 5-ти рядов
Это Царские врата
Это Царские врата
Мы видим иконостас с отверстыми Царскими вратами
Мы видим иконостас с отверстыми Царскими вратами
Слово алтарь, скорее всего, происходит от греческого altus – высокий
Слово алтарь, скорее всего, происходит от греческого altus – высокий
Справа от иконостаса у стены стоит Распятие
Справа от иконостаса у стены стоит Распятие
Возле Голгофы обычно стоит столик – канун, где ставятся свечи за
Возле Голгофы обычно стоит столик – канун, где ставятся свечи за
…А затем ставим свечи на канун
…А затем ставим свечи на канун
Иногда канун ставится отдельно от Голгофы в другой части храма или в
Иногда канун ставится отдельно от Голгофы в другой части храма или в
На стенах храма — иконы, лампады, фрески… Храм изображает собою космос
На стенах храма — иконы, лампады, фрески… Храм изображает собою космос
Отсюда множество святых, которые глядят на нас со стен храмов, икон и
Отсюда множество святых, которые глядят на нас со стен храмов, икон и
Иконы - это не придуманная «темными» древними людьми картина,
Иконы - это не придуманная «темными» древними людьми картина,
Обращаясь к лику Господа, Божией Матери или святого, человек
Обращаясь к лику Господа, Божией Матери или святого, человек
В храмах существует множество икон, и православные христиане любят,
В храмах существует множество икон, и православные христиане любят,
Эта мама объясняет маленькому ребенку, что делает
Эта мама объясняет маленькому ребенку, что делает
И еще
И еще
Иконы могут располагаться на стене в любом порядке
Иконы могут располагаться на стене в любом порядке
Перед иконами горят лампады
Перед иконами горят лампады
С древности лампада, кроме того, что она являлась светильником,
С древности лампада, кроме того, что она являлась светильником,
С древности лампада, кроме того, что она являлась светильником,
С древности лампада, кроме того, что она являлась светильником,
Эта икона прославилась множеством чудес, о чем говорят изобильные
Эта икона прославилась множеством чудес, о чем говорят изобильные
Кроме икон в храмах часто хранятся различные святыни
Кроме икон в храмах часто хранятся различные святыни
Это - ковчег, в котором находятся частицы множества древних и новых
Это - ковчег, в котором находятся частицы множества древних и новых
Если есть очередь к святыне (плащанице, иконе, мощам и проч
Если есть очередь к святыне (плащанице, иконе, мощам и проч
Существует благочестивый обычай, поцеловав святыню, на секунду
Существует благочестивый обычай, поцеловав святыню, на секунду
Посмотрим вверх
Посмотрим вверх
Христос благословляет верующих священническим благословением
Христос благословляет верующих священническим благословением
А эта замечательная люстра со множеством лампад называется паникадило
А эта замечательная люстра со множеством лампад называется паникадило
Множеством огней паникадило символически означает Небесную Церковь как
Множеством огней паникадило символически означает Небесную Церковь как
Самые древние паникадила называют хоросами
Самые древние паникадила называют хоросами
Церковные паникадила могут быть одно- и многоярусными
Церковные паникадила могут быть одно- и многоярусными
Это снимок греческого храма
Это снимок греческого храма
У выхода из храма на балконе устроены хоры
У выхода из храма на балконе устроены хоры
Поворачиваемся лицом к алтарю, трижды осеняем себя крестным знамением,
Поворачиваемся лицом к алтарю, трижды осеняем себя крестным знамением,
В следующий раз мы посетим православное богослужение и разберем, как
В следующий раз мы посетим православное богослужение и разберем, как
Картинки из презентации «Первое знакомство с православным храмом» к уроку религии и этики на тему «Православная культура»

Автор: Дмитрий. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока религии и этики, скачайте бесплатно презентацию «Первое знакомство с православным храмом.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 5733 КБ.

Первое знакомство с православным храмом

содержание презентации «Первое знакомство с православным храмом.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Первое знакомство с православным 38они, находясь у Престола Божия, за нас
храмом. Устройство храма и правила молятся. Поэтому писать в записках имена
поведения в нем. святых не надо.
2Если вы идете в храм только для того, 39Вот в какой последовательности, по
чтобы ознакомиться с ним или сотворить рангу, положено писать людей: Патриархов;
личную молитву и поставить свечу, то митрополитов; архиепископов; епископов;
следует выбирать время, когда в храме не протопресвитеров; архимандритов;
совершается богослужение. протоиереев – игуменов; иеромонахов;
3Вы собрались посетить православный иереев; архидиаконов; протодиаконов;
храм, значит нужно подумать и иеродиаконов; диаконов; иподиаконов;
соответствующем внешнем виде. Главное в монахов; чтецов; младенцев; отроков;
одежде - чтобы она не смущала никого и не взрослых мирян. Вечером прочитанные за
привлекала к себе пристального внимания. день записки сжигаются.
Это дом молитвы и ничто не должно от нее 40Отдельно отметим: на всех церковных
отвлекать. службах мы молимся только за крещеных
4Мужчины должны быть без головного православных христиан. Отлученных от
убора, а женщины с покрытой головой. Лучше Церкви, еретиков, раскольников,
быть в платке, допустимы и шляпки, некрещеных, самоубийц мы в храме не
шапочки, но ни в коем случае не поминаем. За таких людей молимся лишь
экстравагантные. Недопустимы шорты, очень дома. В отдельных случаях церковное
нежелательна спортивная одежда у мужчин священноначалие или священник принимают
(вы же не придете в такой на официальный особое решение.
прием и или на работу в офис — почему же 41Входя внутрь храма мы попадаем в
допускать это в доме Божием?). Женщинам область, в которой живет и действует Живой
надо надеть юбку или платье, причем по Бог. Здесь нужно опять трижды осенить себя
возможности ниже колен и без вызывающих крестным знамением со словами: «Боже,
разрезов, благодаря этому вы будете себя милостив буди мне грешному».
чувствовать свободнее и избежите нареканий 42В течение целой недели мы, может быть,
со стороны, лучше впишетесь в среду. не жили достойно себя. И вот когда в
Женщины должны свести к минимуму воскресный день мы входим в храм, кладем
декоративную косметику, а губную помаду крест на себя, мы должны остановиться и,
вообще не использовать - иначе вам просто как мытарь, сказать: Господи, будь
нельзя будет приложиться к иконам, на милостив мне, грешному! Я пришел в место,
которых помада оставляет следы, где Твоя сила меня может обновить, где
катастрофически разрушающие красочный Твоя любовь меня может обнять, где Ты
слой. В начале все эти правила внешнего можешь меня научить Своим словом, очистить
вида и одежды вызывают внутренний протест, Своим действием, изменить, обновить до
однако позже придет ощущение органичности конца… вот с чем мы должны входить в храм
такой одежды и ее красоты. — все, не только те, которые крещением в
5Покрытая голова в храме для женщины – него входят, но и те, кто вступает в него
очень древний благочестивый обычай. каждое воскресенье или даже каждую службу.
Женщины покрывали голову при молитве еще в Антоний, митрополит Сурожский. Войду в дом
дохристианское время. Эта же традиция Твой…
соблюдается в Новом Завете: «И всякая 43Если церковная лавка находится в
жена, молящаяся или пророчествующая с притворе, архитектурно не отделенном от
открытою головою, постыжает свою голову…» храма, то приобретение свечей и написание
(1 Кор.11,5). Зачем покрывали голову в записок стоит отложить и сразу пройти в
древние времена? Это было знаком того, что центр храма, к Иконе праздника.
женщина принадлежит мужу. Без головных 44На середине любого храма лежит икона,
уборов ходили распутные женщины. Чтобы не которую называют Праздничной иконой, или
давать повода подозревать христиан в Иконой праздника. По этой иконе очень
распутстве, апостол Павел и дает такое легко определить, какое событие сегодня
предписание. Соблюдая этот обычай, мы вспоминает и чествует Православная
отдаем дань традициям, которым Церковь.
тысячелетия, однако абсолютизировать этот 45Подойдя к иконе, и снова трижды
обычай не стоит. Все же никакого перекрестившись, ее целуют.
мистического значения он не имеет, это 46Строгого правила нет. Некоторые
просто обычай. Так, если вы хотите зайти в осеняют себя крестом трижды подряд, а
храм и у вас не оказалось косынки, не затем прикладываются к иконе. Другие
стоит класть на голову раскрытый носовой верующие могут подойти к иконе и сотворить
платок. Кстати сказать, покрывать голову «метания» — перекреститься, коснуться
должны именно замужние женщины. Раньше правой рукой пола, и, проделав так дважды,
этот обычай соблюдался. На Руси девочки до поцеловать икону, а затем еще раз
подросткового возраста ходили в храм повторить «метание». Для многих людей,
простоволосыми, то есть с непокрытой особенно вновь пришедших, эти действия
головой. Девушки могли надеть косынку или непривычны и потому неестественны. При
вплести в косу ленты, но покрытие головы и отсутствии живого чувства внешние знаки
для них было необязательным. Обычай даже почтения образу пред иконой могут быть
маленьким девочкам надевать в храм шляпку отложены на более поздний срок.
или платок появился уже в последние, 47Теперь, как бы «поздоровавшись», можно
церковно безграмотные, десятилетия. Однако совершать свои прошения к Богу и святым. А
не стоит и упорствовать, если кто-то из именно, ставить свечи о здравии и о
прихожан с ревностию будут указывать вам упокоении близких нам людей.
на непокрытую голову. Лучше миролюбиво 48Свечи символизируют горение нашего
попросить дать вам платочек. сердца к Богу, горение нашей души, вопреки
6В храме должно соблюдать тишину. густой и агрессивной тьме, силящейся
Недопустимы громкие разговоры. Мобильные сломить христианина. Именно поэтому
телефоны в храме следует переключить на первое, что вручается новокрещенному
вибросигнал. Если все же необходимо человеку (после нательного креста), есть
поговорить по телефону, то следует выйти горящая свеча. Интересно, что само
из храма. Таинство Крещения связано со… светом. Это
7У этих молодых людей случилось горе, Таинство называется по-славянски
поэтому они ведут себя не совсем Просвещением.
традиционно. Во внебогослужебное время 49Ставить свечи - это древний хороший
такое возможно, во время же богослужения, обычай, однако нужно помнить, что он
когда храм полон молящихся, лучше не должен соединяться с нашей молитвой. Свеча
обнаруживать свои чувства и вести себя не сама по себе «молится» за человека, а
благообразно. является знаком и выражением нашей
8Мы как-то по умолчанию начали собственной молитвы.
употреблять слово храм. Но что это за 50Самый правильный вариант – зажечь
слово? И что значат слова церковь, собор? свечу и постоять с ней в руке у иконы –
9В древнерусских текстах храмы и церкви помолиться. Уже потом можно поставить ее
назывались домом - дом Господень, дом на подсвечник.
Божий, дом Пречистыя, молитвенный дом. 51В храме не молятся вслух, если,
Только в XIII веке дом Господень начинают конечно, в молитве не участвуют все
именовать храмом (хоромами). До этого верующие.
хоромами называли только языческие храмы. 52Теперь можно оглядеться. За иконой
Слово хоромы обозначает нарядное, высокое праздника, возле которой стоят
здание, чем-либо выделяющееся среди других подсвечники, видна небольшая ступенька на
домов. В это же время большие храмы площадку – это солея. Солея. Икона
начинают именоваться соборами. (От того, праздника.
что собирали большое количество прихожан.) 53Миряне из благоговения на солею не
Позже всего на Русь приходит слово ступают. Также не стоит без нужды
церковь. А возникло оно так. У греков было проходить между аналоем с иконой праздника
слово кириакос (Господень). Свои храмы они и солеей. Солея символизирует огненную
называли кириакос домос (Господень дом, реку, отделяющую мир от Небес (храмовое
Господне строение). Из Греции на латинский пространство от алтаря). Заходить на нее
Запад приходит это слово и можно только священно-церковнослужителям,
трансформируется в готфском языке в кирко или особо благословленным на то людям.
(сегодня в нем. языке — кirche). Из Икона праздника. С о л е я.
готфского языка это слово приходит на Русь 54Центральная часть солеи называется
и постепенно становится словом церковь. амвон (в переводе с греческого –
10Прежде чем войти в храм, давайте «возвышенное место»). А м в о н.
рассмотрим его снаружи. 55В древности амвон находился не у
11Храм может иметь любую форму. Наиболее алтаря, а на середине храма. И к нему вела
распространена форма храма в виде корабля. каменная дорожка-помост. По этой дорожке
12С древнейших времен, согласно священнослужители спокойно передвигались
«Постановлениям Апостольским», по храму, даже когда он был переполнен. На
православный храм повелевалось созидать амвоне читалось Священное Писание,
«наподобие корабля, продолговато совершались другие священные обряды.
устроенным, на восток обращенным, от обеих Сегодня с амвоном, похожим на древний, мы
стран к востоку притворы имеющим». И встречаемся в богослужениях, совершаемых
действительно, форма храмов в виде корабля епископом (архиепископом, митрополитом,
получила наибольшее распространение, так патриархом), когда владыка молится на
что многие наши храмы создают весьма середине храма и лишь в некоторые моменты
впечатляющий зрительный образ корабля с входит в алтарь.
высокой мачтой – колокольней и 56С амвона читается во время
наполненными ветром парусами – куполами, Божественной литургии Святое Евангелие,
устремившегося на восток, к восходу произносятся ектении, отсюда священник
солнца. проповедует…
13Но вместе с тем в форме храма 57Пространство храма от алтаря отделяет
выражаются и иные символы, иные иконостас. Здесь мы видим традиционный
богословские истины. Он может быть русский иконостас из 5 рядов. И к о н о с
построен в виде круга (символ вечности), т а с. А м в о н. С о л е я. Солея.
креста (символ спасения), куба (символ 58Иконостас, в переводе с греческого,
вселенной), прямоугольника (символ ковчега означает «подставка для икон». В древности
спасения) или иной фигуры. иконостасов не было, алтарь от
14Венчает храм купол (в византийской пространства храма отделялся декоративными
традиции), в русской — это обычно луковка колоннами. Иногда там устраивали решетку
или маковка. Здесь пять куполов (по пояс или чуть выше), чтобы
символизируют Христа и четырех воспрепятствовать толпе, особенно, когда
Евангелистов. храм переполнен, попадать в алтарь, к
15Это оригинальное, русское, решение престолу. Впоследствии, между этих колонн
купола заключает в себе особый и на решетке стали закреплять особо чтимые
богословский смысл. Если в Византии купол иконы. Таким образом, иконы, обращенные
символизировал небесную сферу, то на Руси ликами к молящимся, показывали, что в
возвышающийся над храмом купол является нашей молитве участвуют сами небожители. В
доминантой, подчиняющей себе весь монастырях, где шла особая духовная битва
экстерьер и выступающей в качестве за спасение душ людей, иконостасы стали
видимого знака, указывающего на расти и количество икон стало умножаться.
Божественное достоинство Христа, «Которого Но и в этом случае в Греции иконостасы не
Бог посадил превыше всего, покорив все под получили такого развития, как на Руси. У
ноги Его, и поставил Главою Церкви, нас же, приняв греческую храмовую
которая есть Тело Его» (Еф.1,22). Храм культуру, развили и усилили ее. На Руси
Святой Софии в Константинополе. Храм иконостасы, особенно в Средние века,
Святой Софии в Киеве. становятся глухими стенами, сокрывшими
16На куполе — обязательный крест, символ алтарь от взора простых верующих. На Руси
нашего Спасения. появляются иконостасы в 5 (обычно) и более
17Колокольня находится рядом с храмом рядов икон вверх. Первым высоким русским
или пристроена к нему. иконостасом обычно считают иконостас
18Колокольня. Храм. Притвор. Алтарь. Успенского собора во Владимире, созданный
Паперть. Смотрим строение храма. в 1408–1411 годах.
19Храм всегда обращен алтарем на восток, 59Настоящий русский традиционный
так как восточная сторона с древности иконостас поражает мощью и духовным
считалась местом обитания Бога. В. З. содержанием. Он поистине вопиет о том, что
Алтарная аспида. Вход. На востоке был рай мы в своих путях духовной жизни не
(Быт.2,8); Господь Иисус Христос как одиноки. У нас сонм помощников. Тех, кто
Солнце Правды (Мал.4,2) приходит с востока прошел этим путем, достиг спасения и
и Сам именуется Востоком (Зах.6,12; теперь молится вместе с нами. Помогает и
Пс.67,34) или Востоком свыше (Лк.1,78). нам достичь спасения.
20Подойдем поближе. Площадка перед 60Иконостас может иметь и больше и
храмом, на которой стоят люди, называется меньше 5-ти рядов. Обязательными являются
папертью. Слово паперть происходит от лишь иконы Спасителя и Божией Матери, а
старославянского слова пьрть – дверь, а остальные иконы устанавливаются по
приставка па означает не. Таким образом, возможности.
буквальный перевод слова паперть – еще не 61Это Царские врата. Они называются так
дверь, т.е. преддверие. потому, что во время богослужения из них
21Сегодня большие паперти напоминают о для Причащения верующих выносят Чашу с
том времени, когда у храмов сидело Телом и Кровью Царя царей – Господа.
множество нищих и калек, просивших 62Мы видим иконостас с отверстыми
подаяние. Царскими вратами. За ним скрывается алтарь
22В средние века на Руси паперти строили - самое святое пространство храма.
большими также потому, что существовала Посторонним сюда вход не разрешен, но даже
практика наказывать грешников епитимьей священнослужитель, войдя в алтарь, должен
молиться на паперти. сделать три земных поклона у престола. А л
23Над входом в храм находится икона т а р ь. Престол.
Иисуса Христа, которая говорит о том, что 63Слово алтарь, скорее всего, происходит
место это — свято. Поклонившись перед ней, от греческого altus – высокий.
не спеша трижды осеняем себя крестным Первоначально этим словом обозначались
знамением. Мужчины и мальчики снимают при камни, или площадки, устроенные для
этом головной убор. принесения жертв языческим богам (отсюда
24Крестное знамение — наше свидетельство выражение «принести жертву на алтарь
о распятии Христовом; оно во всех Отечества»). У древних христиан (I–II вв.)
обстоятельствах жизни употреблялось еще алтарь – это особый стол, за которым в
первыми христианами. Православные чьем-либо доме происходила агапа («вечеря
крестятся правой рукой справа налево, в любви»). Позднее в Православии алтарем
отличие от католиков и протестантов стали называть престол храма, на котором
(англикан Высокой церкви). совершается Таинство Евхаристии. У
25Три первых пальца правой руки католиков же и протестантов понимание
(большой, указательный и средний) алтаря не претерпело изменений.
складывают вместе, в знак нашей веры в 64Справа от иконостаса у стены стоит
Единую и Нераздельную Пресвятую Троицу. Распятие. Традиционно его называют
Безымянный палец и мизинец пригибают к Голгофа. И к о н о с т а с. Г о л г о ф а.
ладони, что знаменует два естества Господа 65Возле Голгофы обычно стоит столик –
Иисуса Христа (что он есть истинный Бог и канун, где ставятся свечи за упокой
ис­тинный Человек). близких. Молимся об усопших…
26Теперь тремя сложенными пальцами со 66…А затем ставим свечи на канун.
словами «Во имя Отца…» мы прикасаемся ко 67Иногда канун ставится отдельно от
лбу, в знак освящения ума… …затем, со Голгофы в другой части храма или в
словами «…и Сына…» — к низу груди (и даже притворе.
чуть ниже груди, к области пупка, чтобы 68На стенах храма — иконы, лампады,
начертанный на теле крест получился фрески… Храм изображает собою космос,
пропорциональным, а не «перевернутым») в вселенную - наш мир. Но не мир, живущий
знак освящения сердца… …затем, со словами грехом, а мир, послушный Богу, вовлеченный
«…и Святаго Духа!» — к правому и левому в молитву и благочестие.
плечу, в знак освящения дел рук наших и 69Отсюда множество святых, которые
всех телесных сил. Наконец, опустив руку и глядят на нас со стен храмов, икон и
поклонившись, говорим: «Аминь». фресок. Они – те, кто в высшей степени
27Налагать на себя крестное знамение исполнил заповедь о святости. «Освящайте
следует так, чтобы чувствовать себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог
прикосновение собственной руки (а не ваш, свят» (Лев.20,7).
«крестить воздух»), а поклон полагать лишь 70Иконы - это не придуманная «темными»
после того, как прикоснулись к правому и древними людьми картина, иллюстрация, как
левому плечу (не «ломая крест» до того, говорят протестанты. Икона – выражение
как он начертан). Опустив руку, совершаем самого высокого богословия. Сам Господь
поясной поклон, потому, что только что подтверждает это, совершая через иконы
изобразили на себе Голгофский Крест, и множество чудес.
поклоняемся ему. 71Обращаясь к лику Господа, Божией
28Как и всеми нашими действиями, Матери или святого, человек обращается к
крестным знамением Православие побуждает первообразу, то есть к тому, кто изображен
нас исповедовать свою веру. Этот священный на иконе.
знак исполнен великой силы, и употреблять 72В храмах существует множество икон, и
его следует четко, внимательно, без православные христиане любят,
малейшей небрежности. остановившись, молиться перед иконой.
29По старинным русским традициям перед 73Эта мама объясняет маленькому ребенку,
входом в храм полагалось три земных что делает. Пусть ребенок пока не
поклона, то есть человек вставал на колени понимает, зачем ставится свеча, зачем мы
и касался головой земли. Сегодня эта обращаемся к святым, но на подсознательном
традиция сохранилась лишь в некоторых уровне все это закладывается. Ребенок, с
монастырях. младенчества выросший при храме, при
30В храм человек входит через притвор. церковных обрядах, всегда будет
Притвор — это небольшое пространство между чувствовать связь с этими древними и
дверью и самым храмом. Теперь это место милыми выражениями любви к Богу.
стало проходным; но в древности притвор 74И еще. От наших свечей подсвечники
играл громадную роль. оказываются залиты воском, и, чтобы их
31В греческом языке есть даже слово, очистить, нужно приложить немало сил. Не
обозначающее эту, первую, часть храма, – осуждайте старушек-служительниц, сделавших
нартекс (с греч. – шкатулка, ларец). В вам замечание по какому-либо поводу.
Древней Церкви в притворе молились Покройте их слова, даже если они не совсем
оглашенные. Оглашенные — это люди, которые корректны, любовью. И по всем духовным и
услышали проповедь, до которых дошла эта богословским вопросам обращайтесь не к
весть о Христе, дошел голос (откуда и старушкам в храме, а к священнику.
слово “оглашенные”) и которые зажглись 75Иконы могут располагаться на стене в
интересом или верой. Ранее притвор любом порядке. На самом почетном месте
архитектурно был закрыт в сторону церкви и иконы Господа и Божией Матери.
открыт в сторону улицы, то есть он открыт 76Перед иконами горят лампады.
всему миру. Все, кто только услышат о 77С древности лампада, кроме того, что
Христе, у кого вдруг появится живой она являлась светильником, символизировала
интерес, могут туда прийти; но там они и Ангела Божьего. Поэтому на лампадах
должны были бы оставаться. Теперь мы этого иногда изображаются Ангелы. Когда
не делаем, но в древности это соблюдалось Тайнозритель Иоанн Богослов был вознесен
строго. В храм вступали не через дверь, а на Небеса, он видел Небесное богослужение.
через крещение, и пока человек не был Прямо перед Троном Бога Вседержителя Иоанн
крещен, он оставался в притворе. Но для Богослов видел семь светильников огненных,
того, чтобы люди могли молиться, часть «которые суть семь духов Божиих»
службы совершалась при открытых дверях, (Откр.4,5). В алтаре православного храма в
так что стоявшие в притворе могли слышать соответствии с этим обычно также имеется
ту часть богослужения, которая была особый светильник из семи ветвей
поучением. В притворе стояли и те, кто (семисвечник), укрепленных на одной
после крещения нарушил какую-либо основную высокой подставке, который ставится перед
христианскую заповедь - кающиеся. Горним местом. Семисвечник.
Впоследствии нужда в притворах отпала, так 78Эта икона прославилась множеством
как крестили людей во младенчестве. чудес, о чем говорят изобильные приношения
32В древнерусских храмах притворов к иконе в знак благодарности (цепочки,
поначалу тоже не было, они были не нужны. крестики, медальоны и проч.). Перед чтимой
Потом появляется традиция устраивать при иконой может гореть множество лампад. Это
храме трапезы. В дни поминания усопших это своего рода знак сугубой чести.
были поминальные трапезы для бедных, Владимирская икона Божией Матери в соборе
нищих. Эти-то трапезы устраивались как раз Владимирской иконы Божией Матери в
в притворах. Некоторые притворы русских Санкт-Петербурге.
средневековых храмов имели площадь в 79Кроме икон в храмах часто хранятся
несколько сот квадратных метров. различные святыни.
33Если в древности притвор отделялся от 80Это - ковчег, в котором находятся
храма глухой стеной, сегодня притвор – частицы множества древних и новых святых.
часть храма. В притворах теперь часто Благоговейно помолившись, можно
устраиваются свечные или книжные лавки. приложиться (поцеловать) к ковчегу.
34Хотя, делая покупку, мы совершаем ее в 81Если есть очередь к святыне
специально предназначенном для того месте (плащанице, иконе, мощам и проч.),
– притворе, а не в самом храме, следует молиться следует, пока стоишь в очереди.
сохранять благоговение и тишину. Когда подойдет очередь прикладываться,
35Если церковная лавка находится вне нужно перекреститься (один раз),
здания храма или в притворе, отделенном от благоговейно облобызать святыню и отойти,
самого храма стеной, то имеет смысл сразу никого не задерживая.
приобрести свечи и написать записки. 82Существует благочестивый обычай,
36Что это за записки? Зачем их пишут и поцеловав святыню, на секунду приложиться
подают в храме? Подавать записки с именами к ней лбом: в просвещение разума.
наших родных, друзей, всех тех, за кого мы 83Посмотрим вверх. В барабане
хотим, чтобы помолились на Литургии, центрального купола положено изображать
молебне, панихиде, – очень древняя Лик Христа Вседержителя. С высоты небесной
традиция. Во время службы мы действительно Он ласково и одновременно державно
молимся за живых и усопших. Молимся в наблюдает за нами.
разные моменты службы, и в соответствии с 84Христос благословляет верующих
тем, как мы хотим помянуть человека, мы и священническим благословением. Окружают
подаем записку. Его Ангелы, которые не дерзают поднять
37На обедню, на Литургию, на взгляд на Господа.
проскомидию… Так обычно обозначается самое 85А эта замечательная люстра со
распространенное поминание, на которое мы множеством лампад называется паникадило.
подаем записки. Это значит, что записка Это наше название – искаженное греческое
поминается во время совершения поликанделион, что переводится как
проскомидии, в начале Литургии. При этом многосвечие.
из просфоры священник вынимает частицу. 86Множеством огней паникадило
Затем эта частица кладется на дискос, а символически означает Небесную Церковь как
после Литургии опускается в Святую Чашу с созвездие — собрание людей, освящённых
Кровью Христовой. Это поминание считается благодатью Святого Духа, горящих огнём
самым главным и важным. На ектению… Так любви к Богу.
называется поминание, когда записку 87Самые древние паникадила называют
прочитывают на проскомидии (и вынимают хоросами. Они выглядят как металлическое
частицы за тех, кто там записан), а затем или деревянное колесо, подвешенное на
эту же записку поминает диакон вслух (а цепях к куполу храма. По окружности колеса
если записок много – и священники в ставятся лампады или свечи.
алтаре) на Литургии, во время великой 88Церковные паникадила могут быть одно-
ектении, или на заупокойной ектении. На и многоярусными. Многоярусные паникадила –
молебен… Эта записка идет не на Литургию, яркое олицетворение иерархичности Горнего
а на молебен «О здравии». Священник читает мира, указание на стройный и постоянный
эти записки во время ектении, когда порядок на Небесах. Если круг паникадила
молится о различных нуждах. На панихиду… сопоставить с небесной твердью, то
Подаются записки только за усопших. На несколько вертикальных рядов кругов будут
сорокоуст… Эта записка подшивается в обозначать несколько уровней небесных сфер
специальную папку и поминается 40 дней или несколько чинов ангельских существ, их
подряд на Литургии. На пост, на полгода, населяющих. Если же сопоставить его с
на год… Поминание записки в течение этого собранием церковных людей, то ярусы будут
периода. Вечное поминание… Поминание символизировать ступени человеческого
человека в течение того времени, пока совершенствования.
стоит этот храм. Когда большевики разоряли 89Это снимок греческого храма. Греки
старинные монастыри, храмы, они находили любят многоярусные паникадила. По
поминальные списки еще домонгольских толкованию византийских богословов, кроме
времен. То есть человека в этом храме вышеперечисленного, свечи, которые
поминали многие столетия ежедневно. располагаются на паникадиле правильными
38Имена положено писать в родительном кругами, обозначают колесницу, восхитившую
падеже, то есть, задавая себе вопрос: Илию, а сами круги изображают как бы
молимся о здравии или упокоении кого? колеса этой колесницы...
Петра, Тамары, Лидии… Неправильно писать: 90У выхода из храма на балконе устроены
Тамара, Елена. Записки следует писать хоры.
разборчивым почерком, не мельчить буквы. 91Поворачиваемся лицом к алтарю, трижды
Имена писать не сокращенно, но полностью: осеняем себя крестным знамением, совершаем
не Катя, но Екатерина, не Маша, но Мария, поклон и выходим из храма.
и т.п. Не следует использовать ласковые 92Поворачиваемся лицом к алтарю, трижды
замены имен собственных: не Дуня, но осеняем себя крестным знамением, совершаем
Евдокия, не Леля, но Елена, и проч., а поклон и выходим из храма.
также простонародные варианты христианских 93В следующий раз мы посетим
имен, например Егор вместо Георгия, Степан православное богослужение и разберем, как
вместо Стефана и т.д. Прежде чем вписывать вести себя и что означают те или иные
нетрадиционные имена близких и друзей, действия.
разберемся, какое у них христианское имя. 94Фотоальбомы священника Константина
Так, часто в записках встречаются имена Пархоменко.
Рустам, Руслан. Если этот человек крещен, http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.ph
ему нарекли христианское имя. Также нет в #category46. Выполнила Рябчук С.М. для
святцах таких имен, как Ленина, Октябрина, сайта Светочъ. Основы православной веры в
Ким и др. Мы не молимся об упокоении презентациях http://svetoch-opk.ru.
людей, прославленных в лике святых. Это
Первое знакомство с православным храмом.ppt
http://900igr.net/kartinka/religii-i-etika/pervoe-znakomstvo-s-pravoslavnym-khramom-152731.html
cсылка на страницу

Первое знакомство с православным храмом

другие презентации на тему «Первое знакомство с православным храмом»

«Православный храм» - Храм Богоявления в с. Мильково. Азбука храма: Творческое задание: Подготовили: зоболева вера евгеньевна мельникова анастасия юрьевна. Найди православный храм. ПАРАТУНКА храм в честь иконы божьей матери Живоносный Источник. Православие на камчатке существует уже 300 лет. Святых апостолов Петра и Павла.

«Храмы Византии» - Крестово-купольный храм. Храм Артемиды (Дианы) в Эфесе. ЭКСЕДРА (греч. exedra), в античной архитектуре полукруглая ниша с расположенными вдоль стены сиденьями для собраний и бесед. Одной из достопримечательностей сооружения были 36 колонн, украшенных у основания рельефами почти в человеческий рост. Апсиды появились в древнеримских базиликах.

«Геометрия храма» - Существуют разные виды куполов. В выступ от пересечения дуг D G и CQ впишем полуокружность с центром в точке О, и радиусом 0,Р. Мерный "вавилон" в Древней Руси. Через точки Q и Е,S и P, R и F,L и T проводим прямые. Храмы кажутся удивительно легкими и устремлёнными в высь. Геометрия горящей свечи.

«Церкви храмы и соборы» - Покровителем русских князей был предводитель небесного воинства Архангел Михаил. Церковь Вознесения в Коломенском. Считается главным храмом России. Главной является фигура царя Давида : «Всякое дыхание да хвалит Господа». Дополнительная информация для педагогов и родителей. По другим данным – 65320 кг.

«Храм Христа Спасителя» - Роспись главного купола Храма Христа Спасителя. Фото 1931 г. Христос на престоле. Внутри Храма Христа Спасителя. Что означает славянское слово поругание ? Храм христа спасителя. Картина 1883 г. Вид на Храм Христа Спасителя с набережной Москвы-реки. Фрагмент росписи колонн Храма Христа Спасителя. Литография ХIХ в.

«Устройство храма» - Главная святыня храма - ПРЕСТОЛ особо освященный четырехугольный стол. Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол. Новый иконостас в ските на ВАЛААМЕ. Самая главная часть храма алтарь. Алтарь в храме христа спасителя. В первые века христианства в притворе стояли кающиеся и оглашенные.

Православная культура

13 презентаций о православной культуре
Урок

Религия и этика

23 темы
Картинки
900igr.net > Презентации по религии и этике > Православная культура > Первое знакомство с православным храмом