Культура речи
<<  Правильно ли мы говорим Правильно ли мы говорим и пишем по-русски  >>
Почему мы так говорим
Почему мы так говорим
Почему мы так говорим
Почему мы так говорим
Почему мы так говорим
Почему мы так говорим
Почему мы так говорим
Почему мы так говорим
Почему мы так говорим
Почему мы так говорим
Почему мы так говорим
Почему мы так говорим
Почему мы так говорим
Почему мы так говорим
Ш
Ш
Ш
Ш
Почему мы так говорим
Почему мы так говорим
Почему мы так говорим
Почему мы так говорим
Почему мы так говорим
Почему мы так говорим
Почему мы так говорим
Почему мы так говорим
Картинки из презентации «Почему мы так говорим» к уроку русского языка на тему «Культура речи»

Автор: Admin. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока русского языка, скачайте бесплатно презентацию «Почему мы так говорим.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 1582 КБ.

Почему мы так говорим

содержание презентации «Почему мы так говорим.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Почему мы так говорим? Учитель: Лунёва 19Свое предназначение Маяковский видел, в
И.Н. первую очередь, в воздействии на
2Филькина грамота. Филькина грамота – читателей. Именно поэтому М. Цветаева
так называют ничего не значащую бумажку. назвала его «первым в мире поэтом масс», а
Грамотой в старину называли документ: А.Платонов «мастером всеобщей большой
купчая грамота, духовная грамота. А жизни». Будучи «горланом и главарем»
«филька» - это глупый, недалёкий человек. поэзии 20-х годов, В. Маяковский оставался
Значит, филькина грамота – это глупый, очень милым, легко ранимым человеком. Душа
плохо написанный документ или текст. его откликалась на любую боль, причиненную
3Семь пятниц на неделе. Семь пятниц на всему живому. 3. Выступление учащегося.
неделе – так говорят о непостоянном Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем
человеке, который часто меняет своё уличного происшествия, нередкого в
мнение. В старину пятница была базарным голодающей Москве 1918 года: обессиленная
днём. В пятницу, получая товар, купцы лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9
давали слово привезти деньги за него через июня 1918 года в московском издании газеты
неделю, в следующую пятницу. О тех, кто «Новая жизнь» №8 было напечатано
нарушал это обещание, говорили, что у них стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее
семь пятниц на неделе. Это означало, что отношение к лошадям» 4. Чтение
верить им нельзя. стихотворения «Хорошее отношение к
4Гол как сокол. Гол как сокол – значит лошадям» наизусть учителем и учащимся
очень бедный, нищий. К птице сокол – это совместно. На доске словарь: Гриб –
выражение не имеет отношения. Сокол – это мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.
древнее стенобитное орудие, вроде тарана. Круп – часть туловища лошади от спины до
Это была гладкая, т.е. «голая» хвоста. Кузнецкий мост – одна из
металлическая болванка, подвешенная на центральных улиц в Москве. Плеща – форма
цепях. Кстати, фамилия Соколов у одних деепричастия, образованная от глагола
могла произойти от птицы, у других – от «плескаться». Клешить – от слова «клеш»:
орудия. широкие книзу брюки, употреблено в
5На кудыкину гору. На кудыкину гору- значении «гулять». Плоше – форма
так мы отвечаем тем, кто назойливо сравнительной степени, образованная поэтом
интересуется, куда мы идём. Это выражение от прилагательного «плохой». 5. Анализ
родилось в охотничьей среде. У охотников стихотворения. – Что происходит в
был запрещён вопрос о том, куда они стихотворении? – Как композиционно
направляются. Существовало поверье, что построено стихотворение? – Прочитайте
нельзя показывать место охоты, если хочешь строки, в которых заключается главный
добиться успеха. Отсюда и пословица: «Не смысл стихотворения Лошадь, не надо.
кудыкай, счастья не будет». Лошадь, слушайте – чего вы думаете, что вы
6Как с гуся вода. Как с гуся вода – эта их плоше? Деточка, все мы немножко лошади,
поговорка является частью древнего каждый из нас по-своему лошадь. – Почему?
заклинания, которое произносили знахарки (Слова поддержки и сочувствия могут помочь
или родители, купая детей: «С гуся вода, а подняться и выдержать трудности.)
с нашего ребёнка худоба». Люди верили, что Обратимся к началу стихотворения: Били
от этих слов болезнь сойдёт так же, как с копыта. Пели будто: – Гриб. Грабь Гроб.
гуся вода. Известно, что перья гусей Груб. – Что необычного? (Форма.) Для чего
покрыты жирной смазкой, поэтому вода не лесенка? (Выделить каждое слово.) Для чего
смачивает их, а скатывается каплями. выделить? Какие ассоциации вызывают у вас
7Казанская сирота. Казанская сирота – звучание этих строк? (Слышится звуковая
так называют человека, который имитация гула конной рыси.) Какие звуки
прикидывается бедным, несчастным, чтобы создают это? (Прием звукоподражания или
разжалобить кого-либо и получить для себя звукопись.) Еще для чего? (Лексика.)
выгоды. Это выражение появилось после Лексическое значение слов создает образ.
завоевания Иваном Грозным Казани. Какой? (Образ улицы.) Что же еще создает
Татарские мурзы (князья), пользуясь образ улицы? Разделимся по парам и
незлопамятностью русских, прикидывались изобразим в тетради алгоритм этого образа.
бедными и настойчиво требовали наград. (На это задание дается 3 минуты.) С
8«эти странные словечки иностранные». каждого ряда идут по одному спикеру,
Франция. 1. Постановщик спектакля или изображают образ улицы на маркерной доске.
кинофильма 2. Колпак для лампы или Учитель на магнитной доске представляет
светильника 3.Человек, выступающий на свой алгоритм этого образа. (Вырезанные из
сцене 4. Отвар мяса, рыбы, грибов, овощей бумаги фигурки Кузнецкого моста, штанов,
5. Тот, кто в течение дня следит за пришедших Кузнецкий клешить, лошади.)
порядком к классе, поливает цветы 6. Сравниваем. / Кузнецкий мост Какая это
Тетрадь, в которую выставляют оценки 7. улица? (Центральная.) образ улицы — зеваки
Водитель автомобиля 8. Дорога с твёрдым Что они делают на Кузнецком?
покрытием 9. Первое блюдо. (Бездельничают.) \ лошадь А где же образ
9«Эти странные словечки иностранные». лирического героя? (Его здесь нет.) Как
Англия. 1.Попадание мяча в ворота автор дает понять отношение к тем, кто
соперника 2.Бег по пересечённой местности смеялся над лошадью? Какое это отношение?
3. Бывает футбольный, волейбольный… 4. (Учащиеся приводят примеры из
Кулачный бой в специальных перчатках 5. стихотворения.) 6. Словесное рисование.
Ограждённая канатами площадка для игры в (Представим ситуацию. Опишите ее.) Что мы
бокс 6. Игра, в которой слова заметили? (Два несоответствия: улицы и
перекрещиваются 7. Городской электрический лошади.) Лошадь одна (без человека, без
автобус 8. Тот, кто идёт первым в коляски) – парадокс, необычно. Зато
состязании 9. Плотно облегающие брюки, соответствие пойдет: Лошадь одна = лишь
чаще синие. один я Заметим общность судьбы лошади и
10«Эти странные словечки иностранные». лирического героя. Об этом мы могли
Германия. 1. Хлеб, намазанный маслом 2. прочитать и у Н. Асеева в его поэме,
Очень способный ребёнок 3. Мешок для посмотрим еще раз на последние 8 строк. Та
переноса тяжестей на спине 4. Ловкий же самая частица выделения – лишь. Как вы
приём, трюк 5. Младший матрос 6. понимаете слова: улица опрокинулась…? (В
Инструмент для сверления отверстий в глазах лошади изображение вверх ногами.)
дереве, металле 7. Снежная волна, Какие слова подчеркивают размеры лошади?
стремительно сходящая вниз со склонов гор (Грохнулась, каплища…) И снова
8. Резиновая трубка для проводки газа, подчеркивается сходство лирического героя
жидкости. и лошади через отрывок из поэмы Н. Асеева
11 (он большой, длиннолапый). Какие слова
12 выражают сочувствие лирического героя к
13 лошади? Как вы их понимаете? (Боль и
14 страдания за животное вылились из души
15 автора и выразились в его словах.) Слова
16 поэта, обращенные к лошади, взяты в
17 кавычки. Как вы считаете, произнесены они
18Ш. вслух или являются внутренним монологом? (
19Ш. Й. =. ель урока: создать условия Это внутренний монолог.) Какие эпитеты
для формирования читательской и автор использует при описании лошади,
литературоведческой компетенций, через когда та услышала слова поддержки и
усвоение содержания стихотворения «Хорошее сочувствия? (Рыжий ребенок, пришла
отношение к лошадям», развитие умений веселая.) Почему? (Она обрела силы,
производить анализ прочитанного желание жить и работать.) Найдите в
стихотворения, что будет способствовать толковом словаре лексическое значение
воспитанию сознательного отношения к слова «стойло». Стойло – отгороженное в
литературе как духовной ценности. конюшне место для одной лошади и иной
Оформление: плакат с изображением молодого скотины. (В конюшне много стойл.) Значит,
Маяковского, отрывок из поэмы «Маяковский лошадь стала как все другие, она уже не
начинается» Н. Асеева, два эпиграфа, одна, она с другими лошадьми, она похожа
словарь непонятных слов. Ход урока 1. на других, т.е. образ стойла – это
Работа с плакатом (Иллюстрация к поэме Н. включение себя в коллективную общую
Асеева «Маяковский начинается».) Рисунок систему. Вот в чем автор видит,
художника М. Синяковой Читается отрывок из оказывается, внутреннюю гармонию, в
поэмы Н. Асеева «Маяковский начинается»: И стремлении быть со всеми. Возможность
вот он выходит: большой, длиннолапый, жизни автор показывает в осознании
обрызганный ледниковым дождем, под необходимости гармонического слияния с
широкополой, обвиснувшей шляпой, под обществом. Поэт понимает, что все живые
вылощенным нищетой плащом. Вокруг никого. существа: и люди и животные – звенья одной
Лишь тюрьма за плечами. Фонарь к фонарю. цепи, что всем бывает больно и страшно:
За душой – ни гроша… Лишь пахнет Москва Деточка! Все мы немножко лошади. Каждый из
горячо калачами, да падает лошадь, боками нас по-своему лошадь. Разве о лошади это
дыша. – Как вы думаете, о каком периоде стихотворение? Стихотворение – попытка
творчества идет речь в поэме, судя по ее философского осмысления человеческой
названию? – Обратите внимание на последние жизни. Это маленькая победа добра над
4 строки. О чем и о ком там говорится? – злом, жизни над смертью вселяет оптимизм в
Наверное, вы уже поняли, какое душу поэта: …и стоило жить, И работать
стихотворение мы будем анализировать на стоило. Может быть, этот вывод неожидан
уроке? Учащиеся сами формулируют тему для читателя, но для Маяковского он
урока и записывают ее в тетрадь. – И, характерен, потому что дает представление
конечно, уже догадались, для чего мы это о смысле его жизни и о цели его
будем делать? (Через содержание творчества. Если человек занят трудом, и
стихотворения понять, о чем попытался нам труд его нужен людям, он не должен
сказать В.В. Маяковский еще в ранний обращать ни на кого внимания, все, кто
период своего творчества, для чего он это самозабвенно трудятся, немножко лошади. Вы
делал, для чего ему это было нужно.) 2. поняли, о чем разговаривает через свои
Сообщение учителя. Юный Маяковский пришел стихи поэт с людьми? Какой диалог с ними
страдающим и одиноким. А ему с первого же ведет? (Возвращаемся к эпиграфам, читаем
появления в печати и на эстраде навязали их еще раз.) Поэзия Маяковского всегда
амплуа литературного хулигана. Необычайное отличалась оптимизмом. И даже в трудное
содержание и ошеломляющая поэтическая время первых лет революции поэт верил в
новизна отпугивали всех. Почему? (Поэт торжество новой жизни, в будущее человека,
искал новые пути, старые словесные а необычная форма призвана была помочь
образные и ритмические средства не автору в выражении гуманистического
годились для нового человека.) Правильно. отношения к миру. Маяковский понимал, что
Но главное, ребята, заключалось в том, что главное - не только изменить общество,
Маяковский заставил пересмотреть привычное необходимо изменить каждого человека. Так
отношение к поэзии. Он говорил (обращение насладитесь же звучанием поэтических строк
к эпиграфу №1): Поэзия может быть В. Маяковского, почувствуйте это
прекрасной лишь тогда, когда она служит отношение. Домашнее задание: выучить
народу, помогает делать прекрасной жизнь. наизусть стихотворение «Хорошее отношение
В.В. Маяковский (и к эпиграфу №2): Его к лошадям».
(Маяковского) поэзия стремилась 20
превратиться в диалог с миллионами, в 21
громкий на весь мир – разговор с ними. 22
В.В. Кожинов Какой же был разговор? О чем? 23
Почему мы так говорим.ppt
http://900igr.net/kartinka/russkij-jazyk/pochemu-my-tak-govorim-183411.html
cсылка на страницу

Почему мы так говорим

другие презентации на тему «Почему мы так говорим»

«Секреты хорошей речи» - Степень употребительности варианта. Придумай ошибку. Задайте риторические вопросы на заданную тему. Слово с точки зрения смысла. Правильность речи есть понятие изменчивое. Как человека можно распознать по его обществу. Современная языковая ситуация в России. Речь на уровне грамматики правильная. Секреты хорошей речи.

«Нормы русского литературного языка» - Как склоняются имена и фамилии. Как научиться выступать публично. Грамматика. Дисциплина «Русский язык и культура речи». Речевые ошибки в выступлениях политиков. Ошибки. Искусство комплимента. Орфоэпия. Как вести себя на собеседовании при приёме на работу. Ударение. Составлять деловые документы. Негативные явления.

«Экология языка» - Словообразование. «Экология» «личность» «культура». А.И.Куприн. Язык. Извне. Экология языка. Ненормативная (жаргоны). «Язык мой – друг мой». В.Ю.Драгунский. И.С.Тургенев. Экология окружающей среды. Социальная проблема. В.Г.Белинский. Д.С.Лихачев. Арго. В.И.Даль. К.Г.Паустовский. Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей!

«Молодежный сленг» - Слова , связанные с наркотиками, алкоголем. Словарный запас подростков. Почему подростки используют сленг? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Что влияет на появление сленговых слов в современном языке? Уголовная лексика. Язык есть кусочек жизни людей… (Л. В. Щерба).

«Проблемы культуры речи» - Русские пословицы и поговорки. Викторина. Конференция. Елена Потехина. Великое русское слово. Давайте говорить на русском языке. Анкета. Русская речь. Эзоп. Русский язык. Гимн о русском языке. Мужество. Толстой. Заповеди речевого поведения. Словом можно убить. Тургенев.

«Нормы русского языка» - СЛИНЯЛА куда-то. Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. Мастер-класс. В окно увидела Татьяна поутру побелевший двор, куртины, кровли и забор. Куда ПОПЕРСЯ? Л.Гинзбург. Обломись, баклан! Я встретил вас и все былое в отжившем сердце ожило. Л. Толстой «Война и мир». А. Пушкин «Евгений Онегин».

Культура речи

26 презентаций о культуре речи
Урок

Русский язык

100 тем
Картинки