История русского языка
<<  Тема урока: «Средства выразительности языка» Русский литературный язык: история и современность  >>
Картинок нет
Картинки из презентации «Средства выразительности в языке» к уроку русского языка на тему «История русского языка»

Автор: 555. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока русского языка, скачайте бесплатно презентацию «Средства выразительности в языке.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 62 КБ.

Средства выразительности в языке

содержание презентации «Средства выразительности в языке.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Средства выразительности в языке. 15(греч. oxymoron- остроумно- глупое)-
Стилистические фигуры и тропы. Автор: сочетание контрастных по значению слов,
Соколова Евгения Ивановна. создающих новое понятие или представление.
2…Слова особенно сильны, когда они Сжатая парадоксально звучащая антитеза.
имеют два смысла, когда они живые глаза Свободные рабы, сухое вино, «грешная
для тайны и через слюду обыденного смысла молитва», «безобразная мечта», «отрава
просвечивает второй смысл… Велимир поцелуя»…
Хлебников. 16Стилистические фигуры. Инверсия (лат.
3Одним из способов «оживления» слова inversio- перестановка)- изменение
является использование разного рода тропов обычного порядка слов с целью выделить
(от греч. tropos - оборот) и какое-то слово, придать фразе особую
стилистических фигур, которые помогают выразительность. Под кровом черных сосн и
добиваться особого эффекта вязов наклоненных, Которые окрест
выразительности. В отличие от развесившись стоят, здесь праотцы села, в
стилистических фигур, тропы строятся на гробах уединенных Навеки затворясь, сном
преобразовании единиц языка, на переносном непробудным спят. В. А. Жуковский.
смысле слов. 17Стилистические фигуры. Хиазм (греч.
4Т р о п ы. Сравнение – образное chiasmos- имеющий облик буквы «х»)-
выражение, построенное на сопоставлении совмещение в двух соседних предложениях
двух предметов по какому-либо общему для или словосочетаниях инверсии с обычным
них признаку (сравнительные конструкции со порядком слов. Под кровом черных сосн и
словами КАК, БУДТО, СЛОВНО) «…бывают вязов наклоненных…
гостиницы, где за два рубля в сутки 18Стилистические фигуры. Анаколуф (греч.
проезжающие получают комнату с тараканами, anakoluthos- непоследовательный)-
выглядывающими, как чернослив, из всех синтаксическая несогласованность,
углов» Н. В. Гоголь «Мертвые души». нарушение нормы расстановки слов с целью
5Т р о п ы. Метафора (греч. metaphora- передать взволнованность речи героя.
перенесение)- скрытое сравнение. При ее Усердно помолившись богу, Лицею прокричав
построении слова КАК, БУДТО, СЛОВНО ура, Прощайте, братцы: мне в дорогу, А вам
опущены (но подразумеваются), а свойства в постель уже пора. А. С. Пушкин.
одного предмета переносятся на другой. 19Стилистические фигуры. Бессоюзие
Яик, Яик, ты меня звал Стоном придавленной (убавление)- намеренный пропуск союзов для
черни! Пучились в сердце жабьи глаза придания речи сжатости, компактности. Есть
Грустящей в закат деревни. С. А. Есенин. в русской природе усталая нежность,
6Т р о п ы. Разновидности метафор: Безмолвная боль затаенной печали,
Овеществление- перенос черт Безвыходность горя, безгласность,
неодушевленного предмета на человека. безбрежность, Холодная мысль, уходящие
Глядишь и не знаешь: ест он или нет. дали. К. Д. Бальмонт.
Глядишь и не знаешь: дышит или не дышит 20Стилистические фигуры. Многосоюзие-
он. Два аршина безлицего розоватого теста: связь слов посредством одного и того же
Хоть бы метка была в уголочке вышита. В. союза. Как будто душа о желанном просила,
В. Маяковский. И сделали ей незаслуженно больно. И сердце
7Т р о п ы. Разновидности метафор: простило, но сердце застыло, И плачет, и
Олицетворение- человеческие черты плачет, и плачет невольно. К. Д. Бальмонт.
приписываются неодушевленным предметам или 21Стилистические фигуры. Анафора (греч.
явлениям. Невыразимая печаль Открыла два anaphora- вынесение вверх)- повторение
огромных глаза, Цветочная проснулась ваза слова или словосочетания в начале
И выплеснула свой хрусталь. О. Э. стихотворных строк. Теперь со многим я
Мандельштам. мирюсь Без принужденья, без утраты. Иною
8Т р о п ы. Эпитет (греч. еpitheton кажется мне Русь, Иными- кладбища и хаты.
приложение)- образное определение С. А. Есенин.
какого-либо лица, предмета, явления. (В 22Стилистические фигуры. Эпифора (греч.
поэтическом тексте любое определение epiphora- добавка)- повторение слова или
становится эпитетом в силу особой словосочетания в конце стихотворных строк.
эмоциональной выразительности Теперь года прошли. Я в возрасте ином. И
стихотворного произведения). И прячется в чувствую и мыслю по-иному. С. А. Есенин.
саду малиновая слива Под тенью сладостной 23Стилистические фигуры. Эллипсис (греч.
зеленого листка. А. А. Фет Различают elleipsis- выпадение, опущение)- пропуск
эпитеты цветовые, оценочные, подразумеваемого слова, который создает
метафорические, постоянные. эффект лирической взволнованности. Ни у
9Т р о п ы. Ирония (греч. eironeia- кого – этих звуков изгибы… И никогда –
притворство, насмешка)- слово в контексте этот говор валов… О. Э. Мандельштам.
приобретает противоположное значение 24Стилистические фигуры. Апосиопеза
(например, похвала воспринимается как (греч. apooiwpnois- сокрытие, утаивание)-
укоризна, указание на порядочность умолчание в середине или конце фразы,
свидетельствует о бессовестности). создающее ощущение особой значительности
Украшают тебя добродетели. До которых речи. Никто ее любви небесной недостоин.
другим далеко… И беру небеса во свидетели- Не правда ль: ты одна… ты плачешь… я
Уважаю тебя глубоко… Н. А. Некрасов. спокоен; ………………………………………………………………. Но
10Т р о п ы. Метонимия (греч. metonymia- если……………………………………………………… А. С. Пушкин.
переименование)- замена одного слова 25Стилистические фигуры. Гипербола
другим, имеющим с ним причинную связь. (греч. hyperbole- преувеличение)-
Чайник закипел, зал зааплодировал, вся преувеличение свойств изображаемого
Москва вышла на парад… предмета или явления (может быть
11Т р о п ы. Перифраз- замена прямого количественным, но может относиться и к
названия предмета или явления описательным характеру героя). «Манилов выронил тут же
оборотом. И лишь светящаяся груша О тень чубук с трубкою на пол и как разинул рот,
сломала копья драки, На ветке лож с так и остался с разинутым ртом в
цветами плюша Повисли тягостные фраки. В. продолжение нескольких минут». Н. В.
В. Маяковский. Гоголь «Мертвые души».
12Т р о п ы. Синекдоха (греч. 26Стилистические фигуры. Гротеск (франц.
synekdoche- соотнесение)-перенос с целого grotesque- причудливый)- намеренная
на часть или общего на частное, и деформация, искажение реальных пропорций
наоборот. И слышно было до рассвета, Как изображаемого предмета, причудливое
ликовал француз. М. Ю. Лермонтов. сочетание правдоподобия и фантастики.
13Стилистические фигуры. Параллелизм «Баклан, Иван Матвеевич, бригадир. Был
(греч. parallelos- идущий рядом)- сходное роста трех аршин и трех вершков и кичился
расположение элементов текста, которые тем, что происходит по прямой линии от
соотнесены по смыслу и создают единый Ивана Великого (известная в Москве
поэтический образ. Пела, пела пташечка и колокольня). Переломлен пополам во время
затихла; Знало сердце радости и забыло. бури, свирепствовавшей в 1761 году». М. Е.
Что, певунья-пташечка, замолчала? Как ты, Салтыков-Щедрин «История одного города».
сердце, сведалось с черным горем? А. А. 27Стилистические фигуры. Литота (греч.
Дельвиг. litotes- простота)- явное преуменьшение
14Стилистические фигуры. Антитеза (греч. величины, силы, значения изображаемого
anti+thesis- противоположение)- резкое «обратная гипербола»). «Ваш шпиц,
противопоставление образов, понятий, прелестный шпиц, Не более наперстка». А.
положений. Как страшно жизни сей оковы Нам С. Грибоедов «Горе от ума».
о одиночестве влачить. Делить веселье- все 28Нам не дано предугадать, Как слово
готовы: Никто не хочет грусть делить. М. наше отзовется,- И нам сочувствие дается,
Ю. Лермонтов. Как нам дается благодать. Ф. И. Тютчев
15Стилистические фигуры. Оксюморон Благодарю за внимание.
Средства выразительности в языке.ppt
http://900igr.net/kartinka/russkij-jazyk/sredstva-vyrazitelnosti-v-jazyke-246972.html
cсылка на страницу

Средства выразительности в языке

другие презентации на тему «Средства выразительности в языке»

«История языка» - Используя данные рисунки, расскажите о группе славянских языков. Родство славянских языков несомненно. Закрепление пройденного материала. Тренировочные упражнения. Приведите примеры, доказывающие родство славянских языков. К общеславянским словам относятся: 1). Русский язык в семье славянских языков.

«История русского языка» - Как поставить ударение? Почему люди так любят копаться в истории языка? Никто не говорит «кметь», когда нужно назвать воина. В мире давно отзвучавших слов. Можно ли узнать заимствованное слово? Ученые изучают слова, которые уже давно отзвучали. Представьте себе, что вы историк, занятый чтением старинных рукописей.

«Учебники по русскому языку» - Базовый курс – 2». И снова в путь! Новый учебник дополнен поурочным словарем на английском и немецком языках. Русский букварь для мигрантов (комплект из 3 книг + CD-ROM) / Под ред. Базовый курс». Особое внимание уделено языковым явлениям, которые не вошли в «Базовый курс». Выпуск 1. Учебник представляет переиздание «Базового курса», выпущенного в 2003 – 2007 годах.

«Французский язык» - К языку надо подходить разумно и добиваться от него ясности и правильности. Нормализация языка - главный теоретический вопрос. Великая французская революция 1789 г. Французский язык имеет свою норму, которая отличается от нормы латинского языка. XVI век – век образования французской нации. Пуризм. Проблема происхождения языка и его истории.

«Тест по русскому языку 2 класс» - Вода Водолаз Водитель. 1. В каком слове количество букв и звуков не совпадает? 6. Найди слово с разделительным ь. Если в предложении о чем-либо спокойно сообщается, то в конце предложения ставится… 9. В слове столько слогов, сколько… 8.В какое слово нужно вставит ь сочетание жи? 2. В каком слове ударение падет на второй слог?

«Средства выразительности» - Ты румян, как маков цвет, – Я, как смерть, и тощ, и бледен (А. Пушкин). Риторическое обращение. Я не хочу попадать под прицел презрительных глаз (В. Харченко). Гипербола. Пропуск между словами и предложениями соединительных союзов. Тропы (лексические средства). Реки, озера, океаны слез!.. (Ф. Достоевский).

История русского языка

12 презентаций об истории русского языка
Урок

Русский язык

100 тем
Картинки