Античная философия Скачать
презентацию
<<  Древняя философия Особенности античной философии  >>
Античная философия
Античная философия
Возникновение, эволюция и своеобразие античной философии
Возникновение, эволюция и своеобразие античной философии
Общая характеристика античной философии
Общая характеристика античной философии
Отличительные особенности античной философии
Отличительные особенности античной философии
Основные периоды развития античной философии
Основные периоды развития античной философии
IV Эллинизм
IV Эллинизм
Краткая характеристика досократической философии
Краткая характеристика досократической философии
Особенности
Особенности
Милетская школа
Милетская школа
Представители
Представители
Представители
Представители
Представители
Представители
Представители
Представители
Анаксимандр (610-547 до н.э.)
Анаксимандр (610-547 до н.э.)
Фалес (625-547 до н.э.)
Фалес (625-547 до н.э.)
Анаксимен (585-525 до н.э.)
Анаксимен (585-525 до н.э.)
Философия Гераклита Эфесского
Философия Гераклита Эфесского
Философия Гераклита Эфесского
Философия Гераклита Эфесского
Основные положения учения Гераклита
Основные положения учения Гераклита
Философия пифагорейцев
Философия пифагорейцев
Философия пифагорейцев
Философия пифагорейцев
Характерные черты пифагорейской школы
Характерные черты пифагорейской школы
Основные положения философии пифагорейцев
Основные положения философии пифагорейцев
Философия элеатов
Философия элеатов
Философия элеатов
Философия элеатов
Философия элеатов
Философия элеатов
Философия элеатов
Философия элеатов
Основные положения философии элеатов
Основные положения философии элеатов
Атомстический материализм
Атомстический материализм
Атомстический материализм
Атомстический материализм
Основные положения философии атомистов
Основные положения философии атомистов
Философия софистов
Философия софистов
Краткая характеристика классической античной философии
Краткая характеристика классической античной философии
Философия Сократа
Философия Сократа
Философия Сократа
Философия Сократа
Основные положения философии Сократа
Основные положения философии Сократа
П л а т о н
П л а т о н
П л а т о н
П л а т о н
Общая характеристика философии Платона
Общая характеристика философии Платона
Учение Платона о государстве
Учение Платона о государстве
Научная деятельность Аристотеля
Научная деятельность Аристотеля
Научная деятельность Аристотеля
Научная деятельность Аристотеля
Общая характеристика научной деятельности Аристотеля
Общая характеристика научной деятельности Аристотеля
Общая характеристика философии Аристотеля
Общая характеристика философии Аристотеля
Проблемы материи, души человека в философии Аристоеля
Проблемы материи, души человека в философии Аристоеля
Картинки из презентации «Античная философия» к уроку философии на тему «Античная философия»

Автор: Леди Аза. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока философии, скачайте бесплатно презентацию «Античная философия.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 708 КБ.

Скачать презентацию

Античная философия

содержание презентации «Античная философия.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Античная философия. 22первоначальные отличия: форма, порядок и положение. Кроме того,
2Возникновение, эволюция и своеобразие античной философии. 1 они различаются по величине и тяжести. Принцип движения материи
Общая характеристика античной философии 2 Отличительные составляет основу всей атомистической системы. Атомы находятся в
особенности античной философии 3 Основные периоды развития извечном движении, атом — движущаяся материя. Вселенная
античной философии 4 Краткая характеристика досократической бесконечна, бесконечно и число миров в ней. Земля — плоская.
философии 5 Милетская школа 6 Философия Гераклита Эфесского 7 Признание всеобщей причинной необходимости является одним из
Философия пифагорейцев 8 Философия элеатов 9 Атомистический основных принципов всей системы атомистов. Отсюда атомисты
материализм 10 Философия софистов 11 Краткая характеристика одновременно и отрицают случайность, и признают ее: отрицают в
классической античной философии 12 Философия Сократа 13 Общая смысле беспричинности — никакое событие не может возникнуть без
характеристика философии Платона 14 Учение Платона о государстве причины; признают в смысле противоположности целесообразности -
15 Научная деятельность Аристотеля 16 Общая характеристика никакое событие в природе не возникает и не происходит ради
философии Аристотеля 17 Проблемы материи, души, человека в осуществления какой-либо цели. В этом смысле всякое событие
философии Аристотеля. Вернуться к оглавлению. случайно. Исходным началом и основанием в познании являются
3Общая характеристика античной философии. Особенности. ощущения, и всем, что дает для познания ум, он в конечном счете
Античная философия — это философия древних греков и древних обязан чувствам. Жизнь и смерть организмов — это соединение и
римлян, охватывающая период с VII в. до н.э. Античная филосо­фия размножение атомов. Тот же принцип положен в основу психологии:
возникла в греческих полисах (торгово-ремесленных душа состоит из огненных атомов и есть временное соединение.
городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья Бессмертие души отвергается. Атомисты, в частности Демокрит,
и Крыма, собственно Греции — в Афинах, в эллинистичес­ких проявляют большой интерес к вопросам политики, государственного
государствах Азии и Африки, в Римской империи. Античная устройства, вопросам и проблемам физики, математики, техники,
философия внесла исключительный вклад в развитие мировой эстетики, филологии, музыки.
цивилизации. Именно здесь зародилась европейская культура и 23Философия софистов. Основные положения философии софистов.
цивилизация, здесь истоки западной философии, почти всех ее СОФИСТИКА (V - первая половина IV вв. до н.э.) не представляла
последующих школ, идей и представлений. Античная философия собой единого круга мыслителей. «Софисты» не есть название
зародилась не как область специальных философских исследований, определенного философского направления или особой философской
а в неразрывной связи с научными знаниями - математическими, школы. Слово «софист», первоначально означавшее мудрец,
естественно-научными, с зачатками политических понятий, а также искусник, изобретатель, со второй половины V в. до н.э. означает
с мифологией и искусством. Духовное развитие в VII—IV вв. до особый тип философа-профессионала, учителя философии.
н.э. шло от мифологии и религии к науке и философии. Возникают Представители: старшие софисты (V в. до н.э.) — Протагор,
два основных типа философского мировоззрения — материализм Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий; младшие софисты -
(«линия Демокрита») и идеализм («линия Платона»). Возникают два Ликофрон, Алкидамант, Трассимах. Человек и сознание — основная
противоположных основных метода мышления — диалектика и проблема софистики. Софисты произвели смещение оси философского
метафизика. Античная философия была первой исторически известной исследования с природы на человека: именно в этом их
формой диалектической философии. В широком смысле слова термин историческое значение. В центре внимания оказались человек и его
«античность» (лат. antiquus – древний) означает «древность». В психология: искусство убеждать требовало знания логических форм
узком смысле с понятием «античность» связывают историю и сознания. Свою правоту софисты доказывали с помощью софизмов —
культуру Древней Греции (Эллады) и Древнего Рима. логических приемов, уловок, благодаря которым умозаключение, на
4Отличительные особенности античной философии. Особенности первый взгляд правильное, оказывалось в итоге ложным, и
античной философии. Отличительной особенностью античной собеседник запутывался в собственных мыслях. Исходный принцип
философии является единство трех взаимосвязанных между собой софистов: « Человек есть мера всех вещей в том, что они
моментов: объекта исследования, метода и цели. Первый момент существуют, и в том, что они не существуют» (Протагор). Отсюда
определяет содержание античной философии, которое субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия
конкретизируется в идеях космоцентризма. Далее, обращаясь ко и попытки доказать то, что действительность существует только в
второму моменту триединства — методу, следует отметить следующую мыслях человека. Теория познания софистов ориентирована на
характерную особенность античной философии: стремление к отдельного индивида — субъек­та познания (субъективный
рациональному объяснению всеобщего, бытия, реальности. Она не идеализм). Объективное, истинное познание не­достижимо
ограничивается конкретными фактами и опытными данными. Для нее {скептицизм), а всякое знание относительно (релятивизм).
значим не отдельный факт или конкретный опыт, а разумный Релятивизм в теории познания служит обоснованием и нравственного
аргумент, логическое доказательство, знание. Это не только релятивизма: софисты показывали условность правовых норм,
определяет научный характер философии, но и границы между государственных законов и моральных оценок.
философией, религией, мифом и искусством. Последние также имеют 24Краткая характеристика классической античной философии.
дело с реальностью как целым, но если мифология описывает ее Сократический период (середина V — конец IV вв. до н.э.).
исходя из фактических представлений, религия — посредством веры, Философские школы. Особенности. Философия Сократа Сократические
искусство — через идею красоты, воплощенную в художественных школы: Мегарская школа (Евклид из Мегар, Евбулид, Стильпон,
образах, то философское объяснение осуществляется на Диодор Крон) Элидо-эритрейская школа (Фе- лон, Менедем,
рациональном уровне (диалектика мышления). Античная философия в Асклепиад) Киническая школа (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет)
целом есть бескорыстная любовь к истине. Эта особенность Киренская школа (Аристипп, Феодор, Гегезий, Анникерид) Философия
определяет и ее третий момент — цель. Цель античной философии Платона Философия Аристотеля. Цель философии - проблема человека
состоит в чистом созерцании истины, чистом желании достичь ее. как морального существа; проблема, как следует жить (Сократ).
5Основные периоды развития античной философии. Основные Главная задача познания — самопознание: «познай самого себя».
периоды развития античной философии. I Период ранней классики. Любое знание есть добро, а любое зло, порок соверша­ется от
II Период средней классики. III Период высокой классики. незнания - суть этического ра­ционализма Сократа. Предметом
Античная и греко-римская философия имеют более чем тысячелетнюю знания может быть только общее, постигаемое посредством понятий.
историю, начиная с VI в. до н.э. и до 529 г.н.э., когда Общее совпадает с единым благом и по своей природе неизменно.
император Юстиниан закрыл фило­софские школы в Афинах. В этой Абстрактное высшее благо — Бог, разум, жизненная энергия
истории различают ряд периодов. Общая характеристика: (мегарцы). Мудрость - в познании блага посред­ством отрешения от
натуралистический период с его проблемами Фюзиса (Природы) и всего, что делает че­ловека зависимым, отсюда идея свободы вне
Космоса (между VI и V вв. до н.э.). Представители: Фалес, общества и проповедь безусловной естественности, безусловной
Анаксимандр, Анаксимен, Парменид, Зенон, Ксенофан, Пифагор, личной сво­боды (киники). Предметом знания может быть
Демокрит и др. Общая характеристика: гуманистический период с прак­тически достижимое благо. Критерием блага является
его проблемой человека Представители: Сократ и его школа; наслаждение или страда­ние. Цель жизни — в наслаждении
софисты: Протагор, Горгий, Продик, Антифонт, Антисфен и др. насто­ящим. Средством к достижению счастья является свобода
Общая характеристика: период большого синтеза с его главной (киренаики). Построение метафизических систем и синтез основных
проблемой — синтез философского знания. Представители: Платон, философских проблем (Платон, Аристотель).
Аристотель и их школы. 25Философия Сократа. СОКРАТ (469—399 до н.э.) — выдающийся
6IV Эллинизм. V Религиозный период античной мысли. Общая афинский философ, учитель Платона. Сократ — представитель
характеристика: период эллинистических школ с его главными реалистического ре­лигиозно-нравственного мировоззрения. Впервые
проблемами — мораль и свобода человека, проблемы познания и т.п. именно Со­крат сознательно поставил перед собой задачу
Представители: Эпикур, Пиррон, стоики раннего периода: Панэций, обоснования идеализма и выступил против античного
Посидоний, поздние римские стоики, или неостоицизм: Сенека, материалистического ми­ропонимания, естественно-научного знания
Эпиктет, Марк Аврелий и др. Общая характеристика: основные и безбожия. Сократ исторически был зачинателем «тенденции
проблемы — структуры Космоса, судьбы Космоса и человека, Платона» в античной философии.
отношения Бога и человека и т.п. Представители: Плотин, 26Основные положения философии Сократа. Центральная проблема в
Порфирий, Прокл, Филон Александрийский и др. Продолжение. философии — человек и человеческое сознание. Природа и сущность
7Краткая характеристика досократической философии. человека — это его душа (разум). Душа - это «Я сознаю­щее», т.е.
Демократические философские школы Древней Греции возникли в совесть и интеллектуальная и моральная личность. Благодаря этому
VII—V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах. Философские открытию создана моральная и интеллектуальная традиция, которая
школы. Философия натуралистической ориентации Милетская школа питает Европу до настоящего времени. Главная задача познания —
(Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит) Пифагорейская школа самопознание: «познай самого себя», познание самого себя как
(Пифагор, Архит Тарентский) Элейская школа (Ксенофан, Парменид, «человека вообще», т.е. как моральную, общественно значи­мую
Зенон, Мелисс) Атомистика (Левкипп, Демокрит) Иные философы личность. Познание — главная цель и способность человека, ибо в
(Эмпедокл, .Анаксагор) Философия гуманистической ориентации про­цессе познания он приходит к общезначимым истинам, к
Софистика (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт). Софисты познанию добра и красоты, блага и счастья. В этом и есть цель
совершили революцию, сместив философскую рефлексию с философии. Этика Сократа отождествляет добродетель со знанием:
проблематики природы и космоса на проблему человека и его жизни 1) добродетель (мудрость, справедливость, постоянство,
как члена общества. Софисты - это феномен столь же необходимый, умеренность) есть всегда знание, порок — это всегда невежество;
как Сократ и Платон; последние без первых немыслимы. 2) никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это
8Особенности. Натуралистической ориентации присуши: по незнанию. Этот этический рационализм Сократа сводит
космоцентризм поиск первоначала, породившее все сущее. мораль­ное благо к факту сознания. Диалектика Сократа совпадает
Представители различных на туралистических школ обнаруживают с диалогом (диалогос), который состоит из двух моментов:
субстанциональные основы вещей (т.е. то, из чего возникают все «опровержения» («иронии») и «майевтики». «Сократовский» метод —
вещи), например, первоначало всего сущего — вода (Фалес); это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов,
первооснова всего есть воздух (Анаксимен); сущность вещей - в имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с
числах (Пифагор); сущность вещей - в их бытии (Парменид); все самим собой, к признанию собственного невежества. В этом суть
вещи состоят из атомов (Левкипп, Демокрит); основа всего сущего «иронии», суть «майевтики» — посредством наводящих вопросов и
есть вечное изменение, превращение мира (Гераклит) и т.п. логических приемов под­вести собеседника к самостоятельному
декларативно-догматический метод философствования гилозоизм нахождению истины. Задача метода — найти «всеобщее» в
(одушевление неживой природы) Гуманистической ориентации нравственности посредством «индук­ции» (отыскания общего в
присущи: доминантные темы — этика, политика, риторика, частном) и «определения» (установления родов и видов, их
искусство, язык, религия, воспитание, т.е. все то, что ныне соотношений). Основные составные части «сократического» метода:
зовется культурой смещение оси философского поискас космоса на «ирония» и «майевтика» — по форме, «индукция» и «определение» —
человека. по содержанию.
9Милетская школа. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА возникла на рубеже VII-V 27П л а т о н. (427—347 до н.э.) крупнейший философ Древней
ни. до н.э. в Милете – крупнейшем греческом торгово-ремесленном Греции, ученик Сократа, основатель собственной фило­софской
полисе в Малой Азии. Характерные черты. Натуралистический подход школы — Академии, основоположник идеалисти­ческого направления в
в понимании Природы и Космоса. Поиск первоначала — субстанции, философии. Его настоящее имя - Аристокл, Платон - псевдоним.
из которой возник окружающий мир. Первовещество понималось не 28Общая характеристика философии Платона. Философская система
как мертвая и косная материя, а как вещество живое и в частях, Платона — первая завершенная синтетическая кон­цепция, где через
наделенное душой и движением (пантеизм). Решение философских и призму учения о идеях рассматривались все составляющие части
естественно-научных вопросов увязывалось с прак­ тической античной философии: онтология, гносеология, этика, эстетика,
деятельностью. Знания были не только основой для практического философия политики. Главным в философии Платона было учение об
применения, но прежде всего элементами цельного мировоззрения. идеях. Есть материальный мир, в котором живет человек. Но есть и
Мировоз­ зрение это в своей сущности натуралистическое. Развитие другой мир — несотворимый и неуничтожимый, т.е. вечный. Это мир
астрономических, математических, физических и биологических причины, чистых форм и сущностей вещей. Это мир, который
знаний; конструирование первых научных приборов (солнечные часы, обозначается понятием «бытие» есть «мир идей». Отдельная вещь
модель небесной сферы и т.п.). является материальной копией первоначальной идеи (эйдоса).
10Представители. Милетской школы. Материальные вещи изменчивы и со временем прекращают свое
11Анаксимандр (610-547 до н.э.). Основные взгляды: Первоначало суще­ствование; идеи вечны и неизменны. Идеи - причины вещей и
всего суще­го — «апейрон» — вечная, бесконечная субстанция, из причина мира в целом, но они не присутствуют в мире. Они
которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. пребывают в душе человека. Именно душа содержит знания об идеях,
Бог — первопричина, а Боги становятся мирами, универсумами, коих поскольку она до вселения в тело обитала в мире идей. Поэтому
множе­ство, и они-то циклически возникают и гибнут. Мир состоит идеи познаются не через чувства, а посредством «припоминания»
из серий противоположностей, опре­деляющих генезис Космоса. разума. Материальный мир познается, мир идей — «припоминается».
Центр Вселенной — Зем­ля, представляющая собой срез цилиндра, Этим и определяется строение души: высший уровень - разумный, с
который па­рит в воздухе. высоты которого человек созерцает вечный мир идей и стремится к
12Фалес (625-547 до н.э.). Основные взгляды: Первоначало всего благу, и низший - чувственный, с помощью которого он познает мир
сущего — вода — «фазис», жидкий, текучий, а то, что мы пьем, — вещей. Миру идей присуща иерархия. Прежде всего, это идея
лишь одно из его состояний. Вода соотносится с божественным «общего блага» или «высшего блага». Далее, это идеи:
началом. Неживая природа, все вещи имеют душу (гилозоизм). Центр человеческих ценностей (мудрости, спра­ведливости, добра и зла),
Вселенной — Земля, представляющая собой плоский диск, покоящийся отношений (любви, ненависти, власти, государ­ственности и т.п.),
на воде. Вселенная полна богов. свойств вещей и т.д. Теория идей имеет практический аспект —
13Анаксимен (585-525 до н.э.). Основные взгляды: Первоначало обоснование общечеловеческих принципов и норм бытия, ибо с
всего сущего — воздух, ко­торый проходит в сво­ем изменении ряд позиции идеалов «мира идей» человек должен оценивать окружающий
эта­пов: огонь — воздух — ветры-облака — земля — камни. Воздух, его мир. Такая система философии называется метафизической (не
входя­щий в вышеуказанный ряд, не тождественен с первоначалом. путать с метафизическим методом, возникшим в XVI - XVII вв.).
Воздух — источник жизни и психических явлений. Земля — плоский 29Учение Платона о государстве. Учение о государстве.
диск, парящий в воз­духе. Боги отождествля­ются с Природой. Социально-политическое учение Платона в разных вариантах
14Философия Гераклита Эфесского. Вторым после Милета очагом излагается им в трех диалогах: «Государство», «Политик»,
древнегреческой философии в Малой Азии был город Эфес, родина «Законы» и целиком направлено против античной демократии. План
философа Гераклита (ок. 530—470 до н.э.). Гераклит — один из государственного устройства по Платону. Классификация
основоположников диалектики, учение которого является наиболее государственных форм по Платону. Идеальное государство есть
ярким выражением стихийной диалектичности древнегреческой со­общество: земледельцев и ремесленников, производящих все
философии. необходимое для поддержания жизни граждан; воинов, охраняющих
15Основные положения учения Гераклита. В основе всего безопасность; философов-правителей, осуществляющих мудрое и
существующего лежит огонь. Это первоначало, находящееся в вечном справедливое управление государством. Граждане государства
движении и изменении. Переходящее из одного состояния в другое, вместе проводят свободное время. Институт брака упраздняется
благодаря борьбе образующих его противоположностей, служит (все жены и дети общие). Допускается и приветствуется труд
основой всего развития мира. Природа находится в процессе рабов. Допускается небольшая частная собственность и личное
непрерывного изменения, а из всех природных веществ наиболее имущество для всех сословий. «Идеальное государство» (или при­
способен к изменению огонь. Поэтому «этот космос, один и тот же ближающееся к идеалу). Аристократия — справедливая власть
для всего существующего, не создал никакой Бог и никакой меньшинства. Аристократическая республика. Аристократическая
человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, монархия. Нисходящая иерархия государствен­ ных форм. Тимократия
мерами загорающимся и мерами потухающим» (фрагмент Гераклита). — несправедливая власть большинства, власть военных, вождей,
Вторым определяющим элементом мировоззрения Гераклита является армии. Олигархия — несправедливая власть меньшинства. Демократия
утверждение о всеобщей текучести вещей, изменяемости. «Нельзя - справедливая власть большинства. Тирания — несправедливая
войти в одну и ту же реку дважды». «Мы входим и не входим в одну власть одного человека.
и ту же реку, мы те же самые и не те же самые» (фрагмент 30Научная деятельность Аристотеля. АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до
Гераклита). Все происходит по необходимости и из н.э.) - ученый-энциклопедист, философ, ученик Платона,
«противоположного обмена». Необходимость — это всеобщий закон воспитательАлександра Македонского. 335 — 322 гг. до н.э.
«логос», созидающий сущее из «противоположного движения», т.е. основал философскую школу — Ликей (перипатетическую школу).
здесь Гераклит говорит о внутренне противоречивом потоке, тем 31Общая характеристика научной деятельности Аристотеля.
самым подходя к диалектическому пониманию развития. Учение о Научная деятельность Аристотеля охватила все области античного
потоке тесно связано с учением о переходе одной знания. Произведения его носят энциклопедический характер. Его
противоположности в другую, т.е. Гераклит вплотную подходит к сочинения относятся к различным областям знаний — философии,
постановке проблемы единства противоположностей. Обмениваясь естествознанию, логике, истории, политике, этике, литературе.
друг на друга, противоположности становятся друг другу Все науки делятся по следующей классификации: теоретические
тождественными. Противоречие (борьба) является движущей силой науки, где познание ведется только ради него самого. Они
всякого изменения и развития. Теория познания основывается на включают «первую философию» (метафизику), математику и физику.
понимании взаимосвязи чувственного и рационального познания, а «Первичная философия» изучает проблемы бытия, происхождение
задача познания — проникновение в сущность Природы в ее вечном всего сущего, причины различных явлений и т.п.; практические
изменении. Основа общности и истинности человеческого познания — науки, которые дают руководящие идеи для поведения человека,
«логос», т. е. единство, всеобщность и непреложность миро­ вого устройства государства и т.п.; творческие науки, где познание
порядка. совершается с целью достижения пользы или осуществления
16Философия пифагорейцев. ПИФАГОРЕЙЦЫ - последователи Пифагора чего-либо прекрасного. В этом делении Аристотель не упоминает
(2-я половина VI — начало V ни. до п.».), древнегреческого особо логику, хотя он является создателем этой науки (как и
философа и математика, основавшего в греческом городе Кротоне эстетики, и теории государства). Аристотель рассматривает логику
религиозный союз. как оружие всякого научного знания, а не как особую область
17Характерные черты пифагорейской школы. Возникла она как науки (философии). Общее правило научного исследования — на
некое братство или религиозный орден, подчиненный строгим первом месте должна стоять объективная истина самих вещей, самой
правилам общежития и поведения. Учение воспринималось как тайна, природы, и никакие субъективные цели не должны исказить этой
знать которую позволялось лишь адептам и разглашение которой «правды вещей». Обобщая опыт предшествующего развития науки,
строжайше запрещалось. Пифагорейский союз представлял собой Аристотель пытался по­строить единую систему наук.
реакционную партийную организацию аристократии. 32Общая характеристика философии Аристотеля. Общая
18Основные положения философии пифагорейцев. Истинное характеристика философии Аристотеля. Аристотель считал, что
мировоззрение, по Пифагору, покоится на трех основах: морали, философия не есть продукт единоличного индивидуального
религии и знании. Мораль Пифагора — это мораль аристократа. творчества, а итог работы целых поколений мыслителей. Он внес
Задачи науки подчинены интересам религии. Первопричина всего существенные коррективы в ряд положений философии Платона,
сущего — число. Все в природе измеряется, подчиняется числу, в критикуя учение об «эйдосах» («чистых идеях»). Ошибка Платона,
числе - сущность всех вещей; познать мир, его строение, его по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального
закономерность — это значит познать управляющие им числа. мира, поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их
Мистика чисел составляет ядро пифагорейского идеализма. Учение о материальное отражение («вещи»). Аристотель дает свое понимание
противоположностях оформляется в систему метафизически понятых бытия через десять категорий. Бытие — это сущность (субстанция),
противоположностей (предел и беспредельное, нечет и чет, единое обладающая свойствами количе­ства, качества, отношения, места,
и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и времени, положения, состояния, действия, страдания. Критика
движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, хорошее и дурное, учения об идеях Платона приводит Аристотеля к принципиальным
четырехугольное и разностороннее). Основное философское значение положениям, которые легли в основу его миропонимания: Мир один.
имеет противоположность предельного и беспредельного, Это духовно-материальный, реально существующий мир. Вещи,
определяющая все другие противоположности. Пифагорейцы в явления и процессы реального мира могут быть познаны из него
основном стояли на позиции метафизического миропонимания, что самого, т.е. изучать следует саму действительность, а не мир
целиком связано с их пониманием числа. Пифагорейцы преуспели в идей. В центре познания должны быть не умозрительные схемы, а
изучении музыки, геометрии и небесной механики. реальный мир. Тогда наука получает смысл как познание реального
19Философия элеатов. ЭЛЕАТЫ — представители Элейской посредством понятийного мышления, которое изучается логикой.
философской школы, существовавшей в VI—V вв. до н.э. в Логика - орудие постижения сущности вещей, явлений и процессов
древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. мира. Аристотель определил сущность материи и дал
Представители: Ксенофан. Парменид. Зенон. и Мелисс. материалистическую трактовку происхождения мира и человека.
20Основные положения философии элеатов. Все философские Аристотель выделяет шесть типов государства: «плохие» (тирания,
мировоззрения, с точки зрения Парменида, покоятся на одной из крайняя олигархия и охлократия — власть толпы, крайняя
трех основных предпосылок: 1) только бытие есть, небытия нет, 2) демократия) и «хо­рошие» (монархия, аристократия и полития).
не только бытие, но и небытие существует и 3) бытие и небытие Идеал Аристотеля - политая, представляющая собой совокупность
тождественны. Эти предпосылки являются основой трех философских умеренной олигархии и умеренной демократии, государство
школ: первая — исходный пункт Элейской школы, вторая лежит в «среднего класса».
основе учения пифагорейской школы, а в третьей заключается 33Проблемы материи, души человека в философии Аристоеля.
учение Гераклита Эфесского. Элеаты первыми попытались понять Проблемы материи, души, человека в философии Аристотеля.
мир, применяя к многообразию вещей философские понятия Проблема материи. Проблема души. Проблема человека. Вернуться к
предельной общности (бытие, небытие, движение). Единое бытие оглавлению. Материя — субстрат. Без материи нет бытия, но и сама
понимается элеатами как непрерывное, нераздельное, одинаково материя не суще- ствует самостоятельно. До принятия определенной
присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности, формы материя находи- тся в состоянии небытия. Эта первая
исключающее количественную множественность вещей и их движение материя лишена жизни, энергии, цело- стности, всяких свойств,
(апории Зенона о невозможности движения). Множественность и всякой опре- деленности. Материя еще не есть действительность, а
движение не могут быть мыслимы без противоречия, и поэтому они только возмо- жность. Действительностью она ста- новится лишь в
не суть бытие. В познании элеаты разграничивают истину, связи с формой. Материя — это потенция, ограниченная формой;
основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на потенция (субстрат) есть пассивное начало, форма — активное.
чувственных восприятиях. Последние знакомят нас лишь с Всякая вещь есть единство «материи» и «формы». Движение —
видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности. Только обнаружение активности формы в момент ее соединения с материей.
разум может постичь истину о мире, исходя из тождества мышления Виды причин: материальная (субстрат), формальная (образующая
и бытия. В понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится «сущность», вещь), производящая (раскрывающая цель движения).
три момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие одно, Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.
неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие (видимость) Душа - носитель сознания и одно- временно ведает функциями
непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует. организма. Три уровня души: «растительная душа»,отвечает за
Окружающий мир элеаты рассматривали как нечто изменчивое и функции питания и размножения; «чувственная (животная) душа»,
подвижное, представляя его в рамках чувственного познания. отвечает за функции питания, раз- множения, ощущения и желания;
21Атомстический материализм. Основателем атомистики был «разумная душа», охватывает все вышеперечисленные функции и
Левкипп (ок. 500—440 до н.э.), учение которого продолжил ведает еще функциями познания и мышления. Душа смерти.
ученый-энциклопедист и философ-материалист Демокрит (460—370 до Одушевление материи (гилозоизм) — «нелепость и противоречие».
н.э.). Демокрит считался основоположником материалистического Человек рождается политическим существом и стремится к «совме-
направления в философии («линия Демокрита» — противоположность стному сожительству». Человек есть политическое живо- тное
«линии Платона» — идеалистического направления). (выводя политичность человека из его природы, а не наоборот —
22Основные положения философии атомистов. Мир состоит из природу человека из его деятель- ности в обществе, — Аристотель
пространства и наполняющей его материи, или из атомов и пустоты. делает ошибку). Проявление политической сущно- сти человека есть
Атомы не возникают и не уничтожаются. Они вечны и неделимы, образование семьи, государства.
просты и качественно неизменны. Между ними существуют
«Античная философия» | Античная философия.ppt
http://900igr.net/kartinki/filosofija/Antichnaja-filosofija/Antichnaja-filosofija.html
cсылка на страницу

Античная философия

другие презентации об античной философии

«Кант» - 2 уровня формообразования (активности) субъекта, выделяемые в опыте: 1. Категории количества: Единство Множество цельность 2.Категории качества: Реальность Отрицание Ограничение. Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии.

«Античная философия» - Аристократия — справедливая власть меньшинства. Краткая характеристика досократической философии. Отличительные особенности античной философии. Философия Сократа. Материя — субстрат. Философия элеатов. Представители. Основные положения философии Сократа. Научная деятельность Аристотеля. Олигархия — несправедливая власть меньшинства.

«Философские проблемы» - Мифогенная концепция происхождения философии. Мифологическое. Дух. Ценности и нормы. Материальное и духовное начало существуют независимо (Декарт). Понятия, категории. Художественно-образное освоение мира. Достоверное познание мира невозможно. Теоретический уровень - миропонимание. Любовь к мудрости, проблема взаимоотношения человека и мира.

«Страхов» - УЧЕНЫЕ БелГУ О Н.Н. СТРАХОВЕ. орден Анны 2 степени. Пушкинская медаль. Н.Н. Страхова. орден Станислава 2 степени. В 60-е годы сотрудничал в журналах братьев М.М. и Ф.М. Достоевских. С.М. Климова, д-р филос. наук, проф. каф. философии БелГУ. Н.Н. Страхов. Выйдя в 1861 г. в отставку, целиком посвятил себя литературной деятельности.

«Конфуцианство» - Младший должен безропотно подчиняться старшему. Ведущим направлением в конфуцианстве было оправдание господства привилегированных классов и восхваление «небесной воли». Благородный муж винит себя, малый человек винит других. Молчание – великий друг, который никогда не изменит. Благородный муж стойко переносит беды, а низкий человек знает только выгоду.

«Развитие русской философии» - Западники: П.Я. Чаадаев В. Боткин П. Анненков Т. Грановский. Масло. 1917. Славянофилы утверждали. Проявления всеединства. Чаадаев П.Я. (1794 - 1856). Труды: «Философия хозяйства» «Свет Невечерний» «Философия имени» с 1918 г. – священник. Михаил Нестеров. Основная проблематика: Русская философия. Сергей Булгаков (1871 - 1944).

Урок

Философия

19 тем
Картинки
Презентация: Античная философия | Тема: Античная философия | Урок: Философия | Вид: Картинки