Наука Скачать
презентацию
<<  Когнитивная теория Научные загадки  >>
Философско-методологические проблемы социально-гуманитарных наук
Философско-методологические проблемы социально-гуманитарных наук
Специфика объекта и предмета социально-гуманитарных наук
Специфика объекта и предмета социально-гуманитарных наук
Социальное познание
Социальное познание
Ограниченный в своих пределах объект
Ограниченный в своих пределах объект
Объект существует независимо от теории
Объект существует независимо от теории
Проблема
Проблема
Общество
Общество
Предмет изучения
Предмет изучения
Процедура трансформации объекта
Процедура трансформации объекта
Методология социально-гуманитарных наук
Методология социально-гуманитарных наук
Схемы неклассической и постнеклассической научности
Схемы неклассической и постнеклассической научности
Отпечаток
Отпечаток
Субъект социально-гуманитарных наук
Субъект социально-гуманитарных наук
Субъект познания
Субъект познания
Эмпирический субъект
Эмпирический субъект
Идеалы неклассической и постнеклассической научности
Идеалы неклассической и постнеклассической научности
Внимание
Внимание
Ответственность субъекта
Ответственность субъекта
Целостный человек
Целостный человек
Познающий субъект
Познающий субъект
Природа ценностей
Природа ценностей
Теоретический (научный) разум
Теоретический (научный) разум
Нравственное сознание
Нравственное сознание
Вебер
Вебер
Дискуссия
Дискуссия
История науки
История науки
Коммуникативность
Коммуникативность
Влияние на существование и развитие наук об обществе
Влияние на существование и развитие наук об обществе
Разделение на социальные и гуманитарные науки
Разделение на социальные и гуманитарные науки
Точка зрения
Точка зрения
Разделение наук
Разделение наук
Включенность субъекта в объект наук
Включенность субъекта в объект наук
Натуралистическая исследовательская программа
Натуралистическая исследовательская программа
Единая система наук об обществе
Единая система наук об обществе
Разделение наук по предмету
Разделение наук по предмету
В. Виндельбанд
В. Виндельбанд
Науки о природе
Науки о природе
Разделение на основе используемых исследовательских программ
Разделение на основе используемых исследовательских программ
Свобода в расширении сферы гуманитарного знания
Свобода в расширении сферы гуманитарного знания
Тенденция отказа от научного доминирования
Тенденция отказа от научного доминирования
Требование понятности
Требование понятности
Реакция
Реакция
Общество знания
Общество знания
Роль социально-гуманитарных наук
Роль социально-гуманитарных наук
Всезнание и всемогущество
Всезнание и всемогущество
Критика действительности
Критика действительности
Мнимое всезнание
Мнимое всезнание
Развитие знания
Развитие знания
Социально-гуманитарное знание
Социально-гуманитарное знание
Социально-гуманитарные науки
Социально-гуманитарные науки
Экспертные оценки
Экспертные оценки
Спасибо за внимание
Спасибо за внимание
Картинки из презентации «Социально-гуманитарные науки» к уроку философии на тему «Наука»

Автор: Chernikov. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока философии, скачайте бесплатно презентацию «Социально-гуманитарные науки.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 397 КБ.

Скачать презентацию

Социально-гуманитарные науки

содержание презентации «Социально-гуманитарные науки.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Философско-методологические проблемы социально-гуманитарных 27помощью различных социальных институтов и структур, в первую
наук. Черникова Дарья Васильевна, к.филос.н. chdv@tpu.ru. очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют
2Специфика объекта и предмета социально-гуманитарных наук. информацию. Следствия этого процесса самые разнообразные — от
Становление науки и социально-гуманитарных наук, в частности, — прямой передачи информации до воздействия на сознание и
долгий исторический процесс. Под наукой сегодня понимается тот поведение участника коммуникации. Одно из социальных последствий
вид специализированной познавательной деятельности, который в этого процесса — возникновение «второй реальности»,
области познания природы сложился в XVII в., а в познании символической, виртуальной, замещающей саму действительность и
общества и человека—в конце XIX в. Общество отличается от выдающей себя за нее. 27.
природы наличием действующего субъекта – человека. К числу 28Коммуникативность: методологические следствия и императивы.
общенаучных закономерностей относится исходная ориентация Безусловно, такого рода коммуникативность оказывает значительное
социального познания на критерии научности естествознания. влияние на существование и развитие наук об обществе и культуре,
Однако элиминация субъекта плохо согласуется с самой его по сути, отбирая их базовую функцию «фабрики смыслов»,
представленностью в обществе как важной составляющей объекта реализуемую через систему образования. Во-вторых,
познания. 2. коммуникативность исследуется как профессиональное общение
3Специфика объекта и предмета социально-гуманитарных наук. К внутри наук, в том числе социально-гуманитарных. 28.
специфике социально-гуманитарных наук относится то, что 29Разделение на социальные и гуманитарные науки. Существует
социальное познание ориентировано преимущественно на нормы и общий термин — «науки об обществе», или «социальные науки» (в
идеалы неклассической и постнеклассической научности. Под широком смысле). Однако эти понятия неоднородны. С одной
объектом понимается тот фрагмент реальности, объективной или стороны, есть экономика, социология, наука о праве. С другой —
мысленной, на изучение которой направлено научное познание. антропология, науки об искусстве, история, культурология. Первые
Например, таким объектом могут быть деятельность государства или называют социальными в узком смысле слова, в отличие от
ценности общества, коммуникационные процессы. 3. вышеупомянутого широкого. Вторые — гуманитарными науками. После
4Специфика объекта и предмета социально-гуманитарных наук. этой эмпирической классификации необходимо обсуждение критериев
Однако только очень ограниченный в своих пределах объект может разделения на гуманитарные и социальные науки. 29.
стать предметом изучения в социально-гуманитарных науках. 30Разделение на социальные и гуманитарные науки. Есть точка
Сложные полномасштабные объекты «не вмещаются» полностью в рамки зрения, которая вообще не предполагает возможности существования
научной дисциплины. Первой научной процедурой является гуманитарных наук. Аргумент состоит в том, что только в науках,
трансформация объекта в предмет науки, ограничивающий объект подобных наукам о природе, производится конструирование предмета
выбранными целями и способами идеализации. Отношения субъекта к исследования из существующего объекта с помощью научной
объекту можно назвать отношением ученого и изучаемого им процедуры. В гуманитарных науках предмет науки специально не
объекта. 4. сконструирован, совпадает с объектом, и речь может идти только о
5Специфика объекта и предмета социально-гуманитарных наук. гуманистике, но не о специализированной деятельности по
Объект существует независимо от теории как часть объективной производству гуманитарного научного знания. 30.
реальности, данной в практике. Он не представлен в теории в 31Разделение наук на социальные и гуманитарные науки. В этой
чистом виде, а преобразуется наличными теоретическими средствами точке зрения игнорируется наличие собственных научных процедур
соответствующей науки в ее предмет. Подобной процедуры нет во получения гуманитарного научного знания, которые включают в
вненаучных формах познания. Одна из целей научного познания — себя: следование методам соответствующей научной дисциплины;
получить посредством адекватных научных идеализаций предмет постулат субъективной интерпретации; постулат адекватности. Это
познания из его объекта. Такая позиция отвергает отличает гуманитарные науки от социальных, в которых научное
наивно-реалистические представления и открывает еще одну утверждение отнесено к сущности и не является понятным для
проблему теории познания — взаимоотношения объекта и предмета людей, которых оно описывает. Таким образом, гуманитарные науки
науки. 5. получают свои процедуры научной деятельности и способы
6Специфика объекта и предмета социально-гуманитарных наук. конструирования своего предмета познания. 31.
Именно эта проблема является определяющей для разделения на 32Разделение на социальные и гуманитарные науки. Имеется и
естественные, технические науки и науки об обществе. Первые другая точка зрения, согласно которой включенность субъекта в
изучают присущие природе объективные закономерности, вторые объект наук об обществе делает все науки этого цикла
осуществляют проектирование средств деятельности. гуманитарными. Аргументом является то, что предмет социального
Социально-гуманитарные науки анализируют как закономерности познания — мир человека, а не вещь. Все социальные науки изучают
социальной жизни, так и ее ценностные состояния и мотивы деятельность человека, поэтому их можно отнести к гуманитарным
действующих субъектов. Здесь конструируются разные предметы наукам. Социальные науки анализируют процессы, динамику,
познания и различными способами. 6. объективные законы. Любое познание социально. Специфика же
7Специфика объекта и предмета социально-гуманитарных наук. В познания общества такова, что в широком смысле оно является
качестве объекта социального познания может быть рассмотрено гуманитарным. 32.
общество в целом, отдельные сферы общественной жизни, конкретные 33Разделение на социальные и гуманитарные науки. Но
ее проявления, индивиды, социальные изменения и пр. Бесконечное рассмотренная выше натуралистическая исследовательская программа
множество явлений социальной реальности могло породить свидетельствует о том, что в этой группе наук могут применяться
бесконечное многообразие предметов науки, если бы наука не была методы, сходные с теми, которые работают в естествознании.
структурирована дисциплинарно и не была бы ограничена в своих Культурцентристская исследовательская программа более явно
познавательных возможностях имеющимися концептуальными подчеркивает «другую» научность знаний об обществе. 33.
средствами. 7. 34Разделение на социальные и гуманитарные науки. Единая
8Специфика объекта и предмета социально-гуманитарных наук. система наук об обществе, называемая общественными науками,
Один и тот же объект может изучаться разными науками, и каждая социальными науками (в широком смысле слова),
из них конструирует свой предмет изучения. Такой, например, социально-гуманитарными науками, подразделяется на социальные (в
объект, как человек, в качестве предмета социологии, узком, выше представленном смысле слова) науки и науки
политологии, экономической науки, культурологии предстает гуманитарные. 34.
различно. Социология рассматривает его как часть социального 35Разделение на социальные и гуманитарные науки. По вопросу об
целого, политология — как «политическое животное», экономическая их разделении существует несколько точек зрения. Разделение наук
наука — как существо, встроенное в процесс производства и по предмету: социальные науки изучают общие социальные
потребления, культурология — как носителя ценностей и закономерности, структуру общества и его законы, гуманитарные
определенных символических схем поведения. 8. науки — человеческий мир. Разделение наук по методу, социальные
9Специфика объекта и предмета социально-гуманитарных наук. науки — это те, в которых используется метод объяснения,
Как видим, осуществляется сложная процедура трансформации гуманитарными называют науки, где базовым методологическим
объекта исследования в предмет науки. При этом процедура средством является понимание. Разделение наук одновременно по
применения научного знания к объекту познания обладает не предмету и методу. Это предполагает, что специфический объект
меньшей сложностью, чем конструирование предмета познания. Наука диктует специфические методы. Разделение наук в соответствии с
не может решить всех проблем, она не может решить многие исследовательскими программами. 35.
проблемы, в частности, потому, что к их решению не готово 36Разделение на социальные и гуманитарные науки. Представитель
общество. 9. Баденской школы неокантианства В. Виндельбанд (1848—1915)
10Специфика объекта и предмета социально-гуманитарных наук. противопоставил естественным наукам исторические, или иначе:
Методология социально-гуманитарных наук имеет как общенаучное наукам о природе — науки о культуре. Им соответствует различие в
содержание, так и специфику, характерную для нее в различных методах. Первые используют номотетический (обобщающий метод),
областях знания. Методология определяется обычно как вторые — идиографические (описательные, индивидуализирующие
рационально-рефлексивный анализ методов познания и практики. методы). Другой представитель этой школы — Г. Риккерт
Такое определение необходимо, но недостаточно для (1863—1936) считал, что науки делятся на науки о природе
социально-гуманитарных наук. Оно ориентировано на классическую (естествознание) и науки о культуре, об истории, чему
модель научности естествознания с характерными для нее соответствует различие методов: обобщающие, независимые от
субъект-объектными отношениями. 10. ценностей, направленные на выявление закономерностей методы
11Специфика объекта и предмета социально-гуманитарных наук. В первой группы наук, и индивидуализирующие, связанные с
социально-гуманитарном знании преобладают схемы неклассической и ценностями методы второй группы наук. 36.
постнеклассической научности, в которых учитывается включенность 37Разделение на социальные и гуманитарные науки. Те из наук об
субъекта в изучаемый объект — общество, а также включенность в обществе, которые похожи на науки о природе по методам, например
него практики, представленной деятельностью преследующих свои социология, получают название социальных наук, те, которые ближе
интересы групп. Поэтому методология социально-гуманитарных наук к истории, являются науками о культуре, — гуманитарных наук. 37.
является не только учением о методах познания и практики, но и 38Разделение на социальные и гуманитарные науки. Разделение на
дисциплиной, изучающей все способы деятельности субъекта основе используемых исследовательских программ: к социальным
познания и практики. 11. наукам надо отнести те, которые используют натуралистическую
12Специфика объекта и предмета социально-гуманитарных наук. программу с присущей ей моделью объяснения, разделением
Можно говорить о гуманитаризации естественных наук как о субъект-объектных отношений. гуманитарными науками будут
проникновении в них методов гуманитарного знания. Это называться те, которые применяют антинатуралистическую
накладывает отпечаток на конструирование предмета науки. Под культурцентристскую исследовательскую программу с характерным
гуманизацией наук понимают требование их применения в интересах для нее устранением субъект-объектного противостояния
человечества и человечности. Гуманизация может достигаться посредством раскрытия субъектных характеристик объекта и
методами научных экспертиз, когда, например, использованием «понимающей» методологии. 38.
технико-экономически успешный проект не принимается, если 39Разделение на социальные и гуманитарные науки. Существует
затрагивает экологию или здоровье людей. Тем самым в науку и ее известная свобода в расширении сферы гуманитарного знания путем
применение вносится некоторая размерность, связанная с применения антинатуралистических культурцентристских стратегий.
интересами человека, и она неизбежно вносит изменение в Она и рассматривается чаше всего как единственный способ
конструирование предмета познания. 12. увеличения гуманитарной адекватности всего социального знания.
13Субъект социально-гуманитарных наук. Философия часто Более того, гуманитарные науки выступают в известной мере
рассматривала субъекта познания как «мыслящую вещь» (Р. Декарт), моделью знания в целом, поскольку техническое знание обнаружило
взаимодействующую с материальной вещью. Познание осуществляется наличие субъекта в своем объекте, естествознание пересматривает
субъектом. В переводе с латинского этот термин означает «лежащий свои объективистские идеалы. Социальная природа науки
в основании». Без субъекта нет познания. Теория познания оказывается методологически значимой для определения ее
строится как теория отношений субъекта к объекту, обеспечивающих познавательных идеалов. 39.
получение истинного знания. 13. 40Разделение на социальные и гуманитарные науки.
14Субъект социально-гуманитарных наук. Субъект познания должен Прослеживается некоторая тенденция отказа от научного
воспроизвести предмет познания, а значит, косвенно и его объект, доминирования в социальной сфере и тенденция критики науки,
стремясь исключить собственные многообразные характеристики, причем критики во многом справедливой. Подчеркивается значение
свои ценности и идеалы, обеспечить свободное от оценок познание. научно-гуманитарного и вненаучного социального знания. Их
Это и будет означать объективность знания, его отнесенность к непосредственность, понятность для неспециалистов, связь с
предмету, а не к познающему субъекту. Субъект-объектные обыденно-практическим сознанием вызывает естественное доверие к
отношения в познании исторически конкретны. Расширялись пределы такому типу знания. Однако социальные науки несут
научного освоения мира, и то, что не было прежде объектом ответственность перед людьми за состояние социальной жизни, ибо
познания, со временем становилось им. 14. их цель заключается не только в объективном познании, но и в
15Субъект социально-гуманитарных наук. В итоге под субъектом нахождении путей социально необходимых преобразований. 40.
познания сегодня понимается как эмпирический субъект — ученый 41Разделение на социальные и гуманитарные науки. Требование
или научное сообщество, — который направляет свою деятельность понятности, доступности для обсуждения заменяется тут другим —
на объект познания посредством изучения сконструированного им умением раскрыть социальные механизмы, дать возможность их
предмета познания, так и общество в качестве конечного субъекта использовать, осуществить не только регулятивно-консультативную,
познания. Если общество не выработало адекватных предпосылок но и познавательно-преобразующую, даже технологическую функцию.
познания, не подготовило новых методов познания, то познание не Социальные науки гуманитарно адекватны, если выполняют эти
сможет быть осуществлено наукой. 15. задачи. 41.
16Субъект социально-гуманитарных наук. К специфике 42Разделение на социальные и гуманитарные науки. Адекватной
социально-гуманитарного познания относится то, что социальное является реакция, когда от социального теоретика требуют
познание ориентировано преимущественно на нормы и идеалы обозначить, какие реальные жизненные проблемы стоят за его
неклассической и постнеклассической научности. Субъект-объектная построениями и какой вклад в их решение он вносит, а от
схема познания О — S с самого начала осложнена здесь ученого-гуманитария требуют описания поведения человека в
присутствием субъекта. Прежняя схема принимает вид: O/S — S. определенной ситуации, уяснения его мотивов, целей и ценностей.
Позже в ней начинает фигурировать практика O/S/P — S, где О — Гуманитарное знание об экономических процессах — это знание
объект познания, S — субъект познания, Р — практика. 16. мотивов экономического поведения, знание поведения человека в
17Субъект социально-гуманитарных наук. В неклассических экономических процессах. Социальное экономическое знание есть
концепциях принимаются во внимание как наличие субъекта в самом знание законов и механизмов экономической жизни и путей их
объекте познания, так и феномены сознания познающего субъекта, использования, осуществления экономических целей и мотивов. 42.
которые в конечном итоге должны быть максимально устранены в 43«Общество знания». Роль социально-гуманитарных наук в
результате познания. Социальные науки могут познавать процессе социальных трансформаций. Развитие естественных,
объективные закономерности, пробивающие себе дорогу, несмотря на социально-гуманитарных, технических наук и их взаимодействие с
то, что в обществе действуют люди, наделенные волей и сознанием. обществом, а также рост университетов, престижа образования дали
Здесь истина предстает как отражение этих закономерностей. Но старт процессу, который получил название «онаучивание общества».
социально-гуманитарное познание интересуют также мотивы и Оно состояло в том, что донаучные и вненаучные представления
ценности субъекта, групп, включенных в общество, и объективность людей стали пополняться и вытесняться теми, которые пришли
познания в этом случае представляет собой адекватное понимание вместе с наукой и обрели обыденность в своем употреблении.
этих мотивов и ценностей. 17. Онаучивание вело к повышению уровня рациональности в достижении
18Субъект социально-гуманитарных наук. Ответственность целей, в улучшении жизни людей, в увеличении населения и его
субъекта познания состоит в получении достоверного знания. Но в благосостояния. Вместе с тем оно разрушало множество иллюзий и
настоящее время сдвигаются рамки взаимоотношения науки и ставило вопрос о том, что может и чего не может наука. 43.
практики. Сегодня многие достижения науки получены при 44«Общество знания». Роль социально-гуманитарных наук в
постановке практических целей, и функционирование науки в процессе социальных трансформаций. Вопрос об ответственности
обществе влияет на ее познавательные средства. Поэтому часто ученых или науки в целом ставится практически в тех случаях,
субъект познания общества взаимодействует с субъектами его когда возникает опасность, что научные решения не гарантируют
преобразования или сам одновременно становится таковым. Это положительного социального результата. В большей степени это
расширяет область ответственности субъекта познания. 18. относится к таким наукам, как экономика, социология,
19Субъект социально-гуманитарных наук. При расширении роли юриспруденция, чьи концепции могут быть положены в основу
науки в обществе и ее взаимодействии с практикой, учете решений, предлагающих социальные технологии для практического
антропологических, экзистенциальных характеристик, обращении к изменения общественных состояний, и в меньшей степени — к
повседневности субъект познания предстает как целостный человек, гуманитарному знанию, осуществляющему
но конечным субъектом остается общество. Наука не может сделать консультативно-регулятивную роль. В любом случае ответственность
больше, чем ей позволяют выработанные обществом познавательные трактуется как вина за неоптимальный результат. 44.
средства и владеющий ими субъект. 19. 45«Общество знания». Роль социально-гуманитарных наук в
20Субъект социально-гуманитарных наук. Особенностью процессе социальных трансформаций. Источником методологической
социально-гуманитарных наук является то, что здесь субъект установки, ориентированной на всезнание и всемогущество,
представлен дважды — как познающий субъект (индивид, научное является онтологизация идеально чистых, «истинных» объектов
сообщество или общество) и как часть объекта познания, ибо в науки, отождествление научных моделей с реальностью. Попытка
обществе действует наделенный разумом и волей человек. В целом навязать реальному объекту свойства идеально чистого,
же субъект-объектное отношение при всех его исторических оперирование с реальным объектом как с идеальным рождает
модификациях сохраняет свою регулятивную роль в познании. 20. убеждение в том, что все, препятствующее этому процессу, есть
21Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном следствие теоретических ошибок. 45.
познании. Социокультурная и историческая обусловленность 46«Общество знания». Роль социально-гуманитарных наук в
научного познания осуществляется не только через воздействие процессе социальных трансформаций. Итак, важнейшими функциями
социальных институтов, политику капиталовложений и социальных наук является критика действительности и ее
государственной поддержки науки, но и на микроуровне, через проблематизация. Вопрос же о том, что позитивного для развития
систему ценностных ориентаций самих ученых. Система идеалов, общества может дать наука, который всегда представляется
мировоззренческих и этических ценностей с необходимостью влияют основным, не снимается этими утверждениями, а требует более
на характер и результаты научной деятельности исследователя. 21. дифференцированного подхода (применительно к разным областям
22Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном знаний) и серьезных обсуждений. Многие ожидания от наук об
познании. Правомерность такого понимания роли нравственных обществе не оправдываются как раз потому, что остается
ценностей обоснована в своем классическом виде кантовской неизвестным, чего следует ожидать от тех или иных наук. 46.
постановкой проблемы как диалектики, взаимозависимости 47«Общество знания». Роль социально-гуманитарных наук в
теоретического и практического разума. По Канту, теоретический процессе социальных трансформаций. Только разрушая мнимое
(научный) разум направлен на познание «мира сущего», всезнание, наука может осуществить свою функцию производства
практический (нравственное сознание) разум обращен к «миру нового знания. Ф. Хайек сравнивал рынок с наукой, где не просто
должного» — нормам, правилам, ценностям. 22. производится новое знание, а производится незапланированно,
23Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном неожиданно, посредством открытия того, что нельзя было
познании. Именно практическое, нравственное сознание предположить до его осуществления. Это неожиданно произведенное
устанавливает моральные запреты на определенные формы и знание вторгается в общество в его самом драматическом процессе
направления интеллектуальной активности, отвергает использование — процессе развития. 47.
субъектом теоретического разума как «инструмента» в любой сфере 48«Общество знания». Роль социально-гуманитарных наук в
деятельности. Наше время показывает, что это может быть сделано процессе социальных трансформаций. В частности, развитие знания
в узко корыстных и антигуманных целях, например, при разрушении способствует смене индустриального общества на информационное,
экологии природы и человека, в экспериментах на людях, которое еще более усиливает роль знания в обществе, в экономике,
разработке способов их уничтожения и др. 23. приводя к возникновению «новой экономики», основанной на научном
24Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном знании. Нарастание роли знания в обществе стало
познании. Вебер же считал, что выражение «отнесение к ценностям» характеризоваться термином «общество знания». В этом обществе
является «не чем иным, как философским истолкованием того отсутствие необходимого знания является фактором риска.
специфического научного интереса, который господствует при Производство знания, причем знания как научного, так
отборе и формировании объекта эмпирического исследования. Итак, вненаучного, является условием существования общества. 48.
по Веберу, отнесение к ценностям — это методологический прием, 49«Общество знания». Роль социально-гуманитарных наук в
который не влияет напрямую на субъективно-практические оценки, процессе социальных трансформаций. В XIX в.
однако выполняет регулятивные и предпосылочные функции. 24. социально-гуманитарное знание обрело дисциплинарную структуру, с
25Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном которой мы имеем дело по сей день. Получение объективных знаний
познании. Дискуссия о том, может ли быть наука свободной от о социальной реальности стало дисциплинарно организованным путем
ценностей, представлена двумя основными подходами: 1) наука разделения сфер общества и изучающих их дисциплин. Решающую роль
должна быть ценностно нейтральной, освобождение от ценностей в разделении сфер общества и изучающих их дисциплин сыграл
является условием получения объективной истины, это признавалось либеральный принцип, отделивший государство от экономики и
классической наукой, но сегодня все больше осознается как выделивший экономику, политику, культуру и социальную сферы и
упрощенное и неточное; 2) от ценностей невозможно и не следует изучающие их дисциплины. 49.
освобождаться, они являются необходимым условием для становления 50«Общество знания». Роль социально-гуманитарных наук в
научного знания, но необходимо найти рациональные формы, в процессе социальных трансформаций. В целом
которых фиксируется их присутствие и влияние на знание, а также социально-гуманитарные науки могут играть значительную роль в
в целом понимается их роль в каждой из наук. 25. преобразовании общества. Так, немецкое послевоенное «чудо» —
26Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном следствие применения идей немецких экономистов-ордолибералов,
познании. История науки показала, что прямое вмешательство японское послевоенное «чудо» — следствие реализации проекта
социально-политических и идеологических требований в японских социологов. Идеи английского социолога Э. Гидденса и
естественные науки недопустимо и приводит к возникновению немецкого философа Ю. Хабермаса подготовили политику новых
вульгарных форм, псевдонаучных «монстров», как, например, лейбористов в Англии и Г. Шредера в Германии. 50.
«арийская физика» в Германии 1930-х гг. или «лысенковская 51«Общество знания». Роль социально-гуманитарных наук в
биология» и преследование генетики в СССР. В последние процессе социальных трансформаций. В «обществах знания»
десятилетия не только за рубежом, но и в отечественной философии экспертные оценки ученых должны прогнозировать риски и пути их
проделана существенная аналитическая работа по выявлению уменьшения. В этом состоит значение опережающих социальных
ценностных форм и компонентов в структуре научного знания, в его исследований. Для предотвращения техногенных, политических и
предпосылках и основаниях. 26. других рисков социальные инновации должны предшествовать
27Коммуникативность: методологические следствия и императивы. технологическим, политическим и пр. 51.
Проблема коммуникативности исследуется сегодня в различных 52Спасибо за внимание! 52.
направлениях и аспектах. Во-первых, как передача информации с
«Социально-гуманитарные науки» | Социально-гуманитарные науки.ppt
http://900igr.net/kartinki/filosofija/Sotsialno-gumanitarnye-nauki/Sotsialno-gumanitarnye-nauki.html
cсылка на страницу

Наука

другие презентации о науке

«Теория решения изобретательских задач» - Антипсихологизм. Технология изобретательской деятельности. Выявление «сути дела». Центры ТРИЗ. Акт изобретательской деятельности. Выявление решающего противоречия. Последовательность этапов проблематизации. Выявленное противоречие. Указание на наличие неразрешимых вопросов. История ТРИЗ. Road map. Выявление основного звена задачи.

«Эстетика в науке» - Знания, приобретенные на уроках. Научный поиск. Учащиеся. Эстетические минутки. Академик А. И. Китайгородский. Красота. Формирование эстетического отношения к науке. Гончаров. Учитель. Необычность вопроса.

«Философия науки и техники» - Философскo-методологические проблемы техники и технических наук. Необходимость систематического научного образования инженеров. Ориентация на применение науки. Сложный комплекс различных видов деятельности. Общие понятия. Линейная модель рассмотрения техники в качестве простого приложения. Рациональное обобщение в технике.

«Наука и образование» - Нравственные принципы труда ученого. Как переводится слово «образовать». Понятия и термины. Наука – это особая система знаний. Научные факты. Возрастание роли современной науки. Процессы дробления и объединения наук. Опрос на повторение темы «Образование». Плагиат. Черты современной науки. Систематизация научных знаний.

«Наука в современном обществе» - Андрей Дмитриевич Сахаров. Функции науки. Научные факты. Рассел Бертран. Цель. Свидетельство о вручении Нобелевской премии М.А. Шолохову. В современном мире создана научная инфраструктура. Российские академики. Наука в современном обществе. Вывод. Наука в современном мире. Алфёров Жорес Иванович. Стокгольм.

«Научные загадки» - Дыхание: использование энергии на поддержание жизнедеятельности. Подвижность. Что такое жизнь. Как мозг хранит и «читает» воспоминания. Размножение. Можно ли блокировать реакции иммунной системы. Биологический энциклопедический словарь. Получение энергии из окружающей среды. Адаптация к среде обитания.

Урок

Философия

19 тем
Картинки
Презентация: Социально-гуманитарные науки | Тема: Наука | Урок: Философия | Вид: Картинки
900igr.net > Презентации по философии > Наука > Социально-гуманитарные науки.ppt