Литература 20 века Скачать
презентацию
<<  Проза 20 век  >>
Отражение темы коллективизации в литературе
Отражение темы коллективизации в литературе
«Стоит ли былое вспоминать, Брать его в дорогу, в дальний путь
«Стоит ли былое вспоминать, Брать его в дорогу, в дальний путь
«Деревенская» проза
«Деревенская» проза
«Я горжусь тем, что я вышел из деревни», — говорил Ф. Абрамов
«Я горжусь тем, что я вышел из деревни», — говорил Ф. Абрамов
Деревня представилась Шукшину, Распутину, Белову, Астафьеву, Абрамову
Деревня представилась Шукшину, Распутину, Белову, Астафьеву, Абрамову
Писатели тонко чувствуют глубинную культуру народа
Писатели тонко чувствуют глубинную культуру народа
В произведениях «Кануны» В. Белова, «Мужики и бабы» Б. Можаева нужно
В произведениях «Кануны» В. Белова, «Мужики и бабы» Б. Можаева нужно
Читаем тяжелое размышление Бориса Екимова «На распутье» со страшными
Читаем тяжелое размышление Бориса Екимова «На распутье» со страшными
«Год великого перелома»
«Год великого перелома»
«Возродить в крестьянстве крестьянское
«Возродить в крестьянстве крестьянское
Сплошную коллективизацию Б. Можаев называет «трясучей лихоманкой —
Сплошную коллективизацию Б. Можаев называет «трясучей лихоманкой —
Произведения о коллективизации сильны не только своими картинами, но и
Произведения о коллективизации сильны не только своими картинами, но и
Каждый по-своему осмысливает тот разлад, который начался с
Каждый по-своему осмысливает тот разлад, который начался с
Коллективизация должна была объединить людей, а она, как показали
Коллективизация должна была объединить людей, а она, как показали
Нельзя пройти мимо еще одного эпизода — выгоняют на улицу, ссылают
Нельзя пройти мимо еще одного эпизода — выгоняют на улицу, ссылают
«Не по-людски» начатая и проведенная, коллективизация обернулась для
«Не по-людски» начатая и проведенная, коллективизация обернулась для
Картинки из презентации «Коллективизация» к уроку литературы на тему «Литература 20 века»

Автор: . Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока литературы, скачайте бесплатно презентацию «Коллективизация.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 1115 КБ.

Скачать презентацию

Коллективизация

содержание презентации «Коллективизация.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Отражение темы коллективизации в литературе. Выполнили: 10из статей В. Белова. В очерке Б. Можаева «Мужик» говорится:
Удалова Мария Злыденная Татьяна Руководитель: Максимова Л.А. МОУ «Пора уже понять простую истину — все начинается с земли, только
«Лазурненская СОШ». она может дать несравнимую ни с чем — ни с нефтью, ни с золотом,
2«Стоит ли былое вспоминать, Брать его в дорогу, в дальний ни с алмазами самую скорую прочную отдачу — богатство… Не бывает
путь? Все равно упавших не поднять, Все равно ушедших не крепкой державы, земля которой не кормит свой народ… Мужик
вернуть, И сказала память: «Я могу Все забыть, но нищим станешь должен возродиться, если мы хотим жить в достатке и быть
ты. Я твои богатства стерегу Я тебя храню от слепоты». В трудный независимым государством. Мужик-кормилец. Не беспорточник, а
час на перепутьях лет, На подмогу совести своей Мы зовем былое работящий, преуспевающий — и работник и предприниматель. Хозяин…
насовсем, Мы зовем из прошлого друзей. И друзья, чьи отлетели А для того, чтобы он не только вернулся, но и утвердился, нам
дни, Слышат зов – и покидают ночь. Мы им не поможем, - но они К надо изменить всю систему землепользования, разобраться в том,
нам приходят, чтобы нам помочь» Вадим Шефнер. что же произошло в 1929—1930 годах? Что же надо сделать для
3«Деревенская» проза. Понятие «деревенская» проза появилось в этого? Для начала самую малость: признать сталинскую
начале 60-х годов. Это одно из наиболее плодотворных направлений коллективизацию преступлением против народа».
в нашей отечественной литературе. Оно представлено многими 11Сплошную коллективизацию Б. Можаев называет «трясучей
самобытными произведениями: «Владимирские проселки» и «Капля лихоманкой — кулакоманией», «кромешным адом», «жестокой порой
росы» Владимира Солоухина, «Привычное дело» и «Плотницкие головотяпства», «вселенским геноцидом», который, уничтожив
рассказы» Василия Белова, «Матренин двор» Александра мужика, осиротил деревню и оставил землю беспризорной. С
Солженицына, «Последний поклон» Виктора Астафьева, рассказы перегибов коллективизации и началось размывание нравственного
Василия Шукшина, Евгения Носова, повести Валентина Распутина и чувства хозяина на земле, что постепенно обернулось разрушением
Владимира Тендрякова, романы Федора Абрамова и Бориса Можаева. В духовного начала. Именно об этом писал Ф. Абрамов в открытом
литературу пришли сыновья крестьян, каждый из них мог сказать о письме землякам «Чем живем-кормимся».
себе те самые слова, которые написал в рассказе «Угощаю рябиной» 12Произведения о коллективизации сильны не только своими
поэт Александр Яшин: «Я есть сын крестьянина… Меня касается все, картинами, но и своими мыслями. Писатели любят умных, думающих
что делается на этой земле, на которой я не одну тропку босыми мужиков, к их мнению прислушиваются, дают им возможность
пятками выбил; на полях, которые еще плугом пахал, на пожнях, высказаться на собраниях, в разговоре с близкими, на мужицких
которые исходил с косой и где метал сено в стога». посиделках. Ключевой, проходящей через весь роман «Мужики и
4«Я горжусь тем, что я вышел из деревни», — говорил Ф. бабы» является мысль, высказанная Андреем Ивановичем Бородиным:
Абрамов. Ему вторил В. Распутин: «Я вырос в деревне. Она меня «Не то беда, что колхозы создают, беда, что их делают не
вскормила, и рассказать о ней — моя обязанность». Отвечая на по-людски». В этих словах — весь узел проблем, рассматриваемых
вопрос, почему он пишет в основном о деревенских людях, В. Б. Можаевым.
Шукшин сказал: «Я не мог ни о чем рассказывать, зная деревню… Я 13Каждый по-своему осмысливает тот разлад, который начался с
был здесь смел, я был здесь сколько возможно самостоятелен». С. коллективизации, но ощущение безнадежности, безысходности
Залыгин в «Интервью у самого себя» писал: «Я чувствую корни сквозит в каждом высказывании. Главную опасность мужики видят в
своей нации именно там — в деревне, в пашне, в хлебе самом отчуждении их от земли. Острее всех это почувствовал Андрей
насущном. Видимо, наше поколение — последнее, которое своими Иванович Бородин: «— Не то беда, что колхозы создают; беда, что
глазами видело тот тысячелетний уклад, из которого мы вышли без делают их не по-людски, — усе скопом валят: инвентарь, семена,
малого все и каждый. Если мы не скажем о нем и его решительной скотину на общие дворы сгоняют, всю, вплоть до курей… Все под
переделке в течение короткого срока — кто же скажет?». общую гребенку чешут, все валят в кучу. Нет, так работать может
5Деревня представилась Шукшину, Распутину, Белову, Астафьеву, только поденщик. А мужику, брат, конец приходит… Мужик — лицо
Абрамову воплощением традиций народной жизни — нравственных, самостоятельное. Хозяин! Мужик — значит, опора и надежа, хозяин,
бытовых, эстетических. В их книгах заметна потребность окинуть одним словом, человек сметливый, сильный, независимый в делах…
взглядом все, что связано с этими традициями, и то, что их За ним не надо приглядывать, его заставлять не надо. Он сам все
ломало. «Привычное дело» — так названа одна из повестей В. сделает как следует. Вот какому мужику приходит конец. Придет на
Белова. Этими словами можно определить внутреннюю тему многих его место человек казенный…» Устами героя выражено главное в
произведений о деревне: жизнь как труд, жизнь в труде — авторской концепции: коллективизация — это раскрестьянивание,
привычное дело. Писатели рисуют традиционные ритмы крестьянских уничтожение мужика. Причем главный удар пришелся по «справному»
работ, семейные заботы и тревоги, будни и праздники. мужику, по талантливым земледельцам.
6Писатели тонко чувствуют глубинную культуру народа. Осмысляя 14Коллективизация должна была объединить людей, а она, как
его духовный опыт, В. Белов подчеркивает в книге «Лад»: показали писатели, их разъединила. «Одни безумствуют, сеют
«Работать красиво не только легче, но и приятнее. Талант и труд ненависть, другие мечутся, страдают, прячутся», — с горечью
неразрывны». И еще: «Для души, для памяти нужно было построить отмечает Успенский. Эти наблюдения учителя из романа «Мужики и
дом с резьбою, либо храм на горе, либо сплести такое кружево, от бабы» заставляют нас вспомнить, как в разоренном доме Клюева
которого дух захватит и загорятся глаза у далекой праправнучки. «сняли иконы вместе с божницами, раскололи в щепки и сожгли на
Потому что не хлебом единым жив человек». Эту истину исповедуют глазах всего народа». Как спустя несколько дней с тихановской
лучшие герои Белова и Распутина, Шукшина и Астафьева, Можаева и церкви сняли колокола, церковь переименовали в дурдом и потом
Абрамова. открыли ссыпной пункт (гл. 7). «Село затаилось в ожидании новых
7В произведениях «Кануны» В. Белова, «Мужики и бабы» Б. ударов и бедствий». И они пришли. Б. Можаев рисует крестьянский
Можаева нужно отметить и картины жестокого разорения деревни во двор в минуту разорения и горя — идет череда раскулачивания (гл.
время коллективизации Писатели показали несовершенство, 11, 12). Сами сцены раскулачивания и выселения знакомы нам по
неустроенность повседневной жизни героев, несправедливость, роману «Поднятая целина», и как будто бы в их «драматургии» Б.
чинимую над ними, их полную беззащитность, что не могло не Можаев ничего не меняет. Он, как и Шолохов, идет от жизни. Тем
привести к вымиранию русской деревни. «Тут ни убавить, ни не менее роман «Мужики и бабы» в этой своей части звучит
прибавить. Так это было на земле», — скажет об этом А. трагичнее. Можаев изображает то, что осталось за рамками
Твардовский. «Поднятой целины»: он показывает, с каким размахом готовилось к
8Читаем тяжелое размышление Бориса Екимова «На распутье» со операции районное начальство: заседания штаба по раскулачиванию,
страшными прогнозами: «Нищие колхозы проедают уже завтрашний и инструктаж представителя райкома, директивы и т. п.
послезавтрашний день, обрекая на еще большую нищету тех, кто 15Нельзя пройти мимо еще одного эпизода — выгоняют на улицу,
будет жить на этой земле после них… Деградация крестьянина ссылают семью участника гражданской войны, бывшего красноармейца
страшнее деградации почвы. А она — налицо». Подобные явления Прокопа Алдонина (гл. 12). Мы видим, как проводят последнюю ночь
позволили говорить о «России, которую мы потеряли». Вот и в родном доме пятеро ребятишек, их мать, как пытались помешать
«деревенская» проза, начавшаяся с поэтизации детства и природы, им взять узелок с харчами, как неожиданно умер их отец («Одним
кончилась сознанием великой утраты. Не случаен же мотив классовым врагом стало меньше», — спокойно сказал по этому
«прощания», «последнего поклона», отраженный и в названиях поводу Зенин), и мы поймем, что значит «раскулачивать без
произведений («Прощание с Матерой», «Последний срок» В. мерехлюндий». «И без пощады». С этими словами невольно
Распутина, «Последний поклон» В. Астафьева, «Последняя страда», связывается концовка романа В. Белова «Год великого перелома»:
«Последний старик деревни» Ф. Абрамова), и в главных сюжетных «…В полевой сумке Скачкова хранился толстый граненый карандаш
ситуациях произведений, и предчувствиях героев. Ф. Абрамов фабрики имени Сакко и Ванцетти. Заостренный с обоих концов,
нередко говорил, что Россия прощается с деревней как с матерью. карандаш этот вызывал у хозяина гордость и самоуважение, один
9«Год великого перелома». «Год великого перелома» — под таким конец был синий, другой красный. Разбирая районные списки и
названием вошла в историю пора «сплошной коллективизации»; она следственные дела арестованных недоимщиков, Скачков пользовался
захватила 1929—1930 годы. В литературе это историческое явление двумя концами. Отмеченные синим концом попадали во вторую
отражено широко. Это и понятно: большое, переломное событие категорию, красная птичка садилась напротив первой категории…
всегда находит свое многоаспектное освещение. В 30-е годы вышли Жители деревни Ольховицы Данило Семенович Пачин и Гаврило
такие произведения, как «Поднятая целина» М. Шолохова, «Страна Варфоломеевич Насонов, помеченные красными галочками, согласно
Муравия» А. Твардовского, были написаны повести А. Платонова девятому пункту, подлежали немедленному расстрелу».
«Котлован», «Впрок». В 60—80-е годы были опубликованы такие 16«Не по-людски» начатая и проведенная, коллективизация
книги, как «На Иртыше» С. Залыгина, «Мужики и бабы» Б. Можаева, обернулась для народа нашего тяжелейшей трагедией. Сколько
«Кануны» и «Год великого перелома» В. Белова, «Овраги» С. жизней она унесла, сказать никто не может. Называют разные
Антонова, «Касьян Остудный» И. Акулова, «Перелом» Н. Скромного, цифры, причем счет идет на миллионы. Рассказ В. Тендрякова «Пара
«Кончина», «Пара гнедых», «Хлеб для собаки» В. Тендрякова. Свое гнедых» заканчивается документальной репликой: «Уинстон Черчилль
слово о коллективизации сказали В. Гроссман в романе «Жизнь и в своей книге «Вторая мировая война» вспоминает о десяти пальцах
судьба», В. Быков в повестях «Знак беды», «Облава», А. Сталина, которые тот показал, отвечая ему на вопрос о цене
Твардовский в поэме «По праву памяти», Ф. Абрамов в повести коллективизации. Десять сталинских пальцев могли, видимо,
«Поездка в прошлое». Эти произведения составят основу обзорных означать десять миллионов раскулаченных — брошенных в тюрьмы,
занятий на тему «Год великого перелома» в литературе 60—80-х высланных на голодную смерть крестьян разного достатка, мужчин и
годов». женщин, стариков и детей».
10«Возродить в крестьянстве крестьянское!» —. так названа одна
«Коллективизация в литературе» | Коллективизация.ppt
http://900igr.net/kartinki/literatura/Kollektivizatsija/Kollektivizatsija-v-literature.html
cсылка на страницу

Литература 20 века

другие презентации о литературе 20 века

«Средние века» - Жизнь сосредоточена вокруг замка феодала. Евангелие от Матфея.-Гл.5. Герой средневекового эпоса – воин, защитник своей страны. Городская литература. (Церковная, религиозная, духовная) литература. Куртуазия - особая светская культура, созданная рыцарством к XII веку. Героический эпос. На валу возведены крепкие стены.

«Поэзия 19-20 веков» - «Серебряный век» русской поэзии. Бунин, М. Цветаева… Содержание: Символизм от греч. simbolon — знак, символ. Заключение. Школа №1405 с углубленным изучением предметов Художественно-эстетического цикла «Вдохновение». Символизм. Футуризм. Акмеисты строили изобразительный, пластический, живописный образ в поэзии.

«Литература 18 века» - Расцвет сатиры. Обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам. Героиня - герой любовник - второй любовник. Литература Петровского времени. Амплуа – стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Периоды развития литературы XVIII века. Главная идея - служение государству, гражданский долг.

«Древняя литература» - Эпикур. Модуль №1 «Латинский язык в контексте европейской культуры». Перечислите известных древнегреческих авторов. Гомеровский эпос. 9. Ранняя греческая литература. Каллимах. Трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида. Студент смог показать собственную позицию по отношению к изученной проблеме. Трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида. 11.

«20 век» - Реализм. В. Хлебников. «Акмеисты». З. Гиппиус. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета. А.А.Блок. И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А.А.Ахматова. В.Маяковский. Русский культурный Ренессанс. Символизм ( Д.Мережковский).

«Поэзия серебряного века» - Символизм Акмеизм Футуризм. Повторение. Новое в поэзии рубежа веков. Футуризм. Древнерусская литература. Хронология. Литература 19 века (романтизм, реализм). Символизм. Основные направления. Основоположники символизма: В. Брюсов, А.Блок, А.Белый. Домашнее задание. Акмеизм. Убиваете реализм…. С. Тургенев.

Урок

Литература

177 тем
Картинки
Презентация: Коллективизация | Тема: Литература 20 века | Урок: Литература | Вид: Картинки