Гончаров Скачать
презентацию
<<  Жизнь Гончарова Биография Гончаровв  >>
Гончаров Иван Александрович (6
Гончаров Иван Александрович (6
Гончаров Иван Александрович (6
Гончаров Иван Александрович (6
Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске
Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске
Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске
Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске
Когда Гончарову было семь лет, умер его отец
Когда Гончарову было семь лет, умер его отец
Когда Гончарову было семь лет, умер его отец
Когда Гончарову было семь лет, умер его отец
Образование
Образование
Жизнь после университета
Жизнь после университета
Жизнь после университета
Жизнь после университета
Начало творчества
Начало творчества
Начало творчества
Начало творчества
Кругосветное путешествие и фрегат «Паллада»
Кругосветное путешествие и фрегат «Паллада»
Расцвет творчества
Расцвет творчества
Расцвет творчества
Расцвет творчества
Расцвет творчества
Расцвет творчества
Последние годы жизни Ивана Гончарова
Последние годы жизни Ивана Гончарова
Последние годы жизни Ивана Гончарова
Последние годы жизни Ивана Гончарова
Последние годы жизни Ивана Гончарова
Последние годы жизни Ивана Гончарова
Пути, которые не выбирал Обломов
Пути, которые не выбирал Обломов
Пути, которые не выбирал Обломов
Пути, которые не выбирал Обломов
Кто же он -Илья Ильич Обломов
Кто же он -Илья Ильич Обломов
Кто же он -Илья Ильич Обломов
Кто же он -Илья Ильич Обломов
Теперь попробуем на минутку представить себе, от чего отказался
Теперь попробуем на минутку представить себе, от чего отказался
Теперь попробуем на минутку представить себе, от чего отказался
Теперь попробуем на минутку представить себе, от чего отказался
Представим себе другой вариант
Представим себе другой вариант
Представим себе другой вариант
Представим себе другой вариант
Роман И. А. Гончарова "Обрыв"
Роман И. А. Гончарова "Обрыв"
Роман И. А. Гончарова "Обрыв"
Роман И. А. Гончарова "Обрыв"
Несмотря на то, что каждое произведение отделено от другого
Несмотря на то, что каждое произведение отделено от другого
Несмотря на то, что каждое произведение отделено от другого
Несмотря на то, что каждое произведение отделено от другого
Возьмём для примера первые факты биографий главных героев - их
Возьмём для примера первые факты биографий главных героев - их
Возьмём для примера первые факты биографий главных героев - их
Возьмём для примера первые факты биографий главных героев - их
Отдельного анализа заслуживает "Сон Обломова"
Отдельного анализа заслуживает "Сон Обломова"
Отдельного анализа заслуживает "Сон Обломова"
Отдельного анализа заслуживает "Сон Обломова"
С другой, уже реальной стороны, родные края пугают героев перспективой
С другой, уже реальной стороны, родные края пугают героев перспективой
С другой, уже реальной стороны, родные края пугают героев перспективой
С другой, уже реальной стороны, родные края пугают героев перспективой
Роман «Обыкновенная история» (1847)
Роман «Обыкновенная история» (1847)
Роман «Обыкновенная история» (1847)
Роман «Обыкновенная история» (1847)
При жизни Гончарова в ситуациях общественной и литературной борьбы
При жизни Гончарова в ситуациях общественной и литературной борьбы
При жизни Гончарова в ситуациях общественной и литературной борьбы
При жизни Гончарова в ситуациях общественной и литературной борьбы
Подмеченный контрапункт (замысла и сверхзамысла) улавливается со всей
Подмеченный контрапункт (замысла и сверхзамысла) улавливается со всей
Подмеченный контрапункт (замысла и сверхзамысла) улавливается со всей
Подмеченный контрапункт (замысла и сверхзамысла) улавливается со всей
Однако вопрос, что первозначимо в романе (раскрытие примет «вечно
Однако вопрос, что первозначимо в романе (раскрытие примет «вечно
Однако вопрос, что первозначимо в романе (раскрытие примет «вечно
Однако вопрос, что первозначимо в романе (раскрытие примет «вечно
Картинки из презентации «Творчество Гончарова» к уроку литературы на тему «Гончаров»

Автор: Нина. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока литературы, скачайте бесплатно презентацию «Творчество Гончарова.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 738 КБ.

Скачать презентацию

Творчество Гончарова

содержание презентации «Творчество Гончарова.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Гончаров Иван Александрович (6.06.1812- 15.09.1891). 11года он простудился. Болезнь развивалась стремительно, и в ночь
2Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске. Его на 15 сентября он умер от воспаления легких на восьмидесятом
отец и мать принадлежали к купеческому сословию. В большом году жизни. Иван Александрович был похоронен на Новом Никольском
каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с кладбище Александро-Невской лавры (в 1956 году перезахоронен,
обширным двором, садом, многочисленными постройками проходило прах писателя перенесли на Волково кладбище). В некрологе,
детство будущего писателя. Вспоминая в преклонные годы своё опубликованном на страницах «Вестника Европы», отмечалось:
детство и отчий дом, Гончаров писал в автобиографическом очерке «Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров
«На родине»: «Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей
муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия литературе».
нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня». Многое 12Пути, которые не выбирал Обломов. Роман "Обломов"
из того, что Гончаров узнал и увидел в этой «деревне», явилось был написан И.А.Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек
как бы изначальным импульсом в познании поместного, барского внимание критиков поставленными в романе проблемами. Русская
быта дореформенной России, так ярко и правдиво отразившегося в революционная демократия в лице Н.А.Добролюбова оценила роман
его «Обыкновенной истории», «Обломове» и «Обрыве» (три Гончарова как нечто "более, нежели просто удачное создание
знаменитых романа Гончарова на «О»). сильного таланта". Она увидела в нем "произведение
3Когда Гончарову было семь лет, умер его отец. В последующей русской жизни, знамение времени". Так была определена
судьбе мальчика, в его духовном развитии важную роль сыграл его исключительная злободневность гончаровского романа. И в те же
крёстный отец Николай Николаевич Трегубов. Это был отставной годы весьма авторитетными современниками были высказаны
моряк. Он отличался широтой взглядов и критически относился к суждения, оценивавшие "Обломова" как произведение,
некоторым явлениям современной жизни. «Добрый моряк» — так которому предстоит долгая жизнь. Сегодняшнее напряженное
благодарно называл Гончаров своего воспитателя, фактически внимание и пристальный интерес к нему театра и кинематографа,
заменившего ему родного отца. Писатель вспоминал: «Мать наша читателей и исследователей, включение романа в сферу споров о
благодарная ему за трудную часть взятых на себя забот о нашем недавней истории и проблемах будущего прямое подтверждение
воспитании, взяла на себя все заботы о его житье-бытье, о пророческих предвидений тех лет. В чем же секрет этого романа?
хозяйстве. Его дворня, повара, кучера слились с нашей дворней, Видимо, в том, что Гончаров как гениальный художник сумел
под её управлением — и мы жили одним общим двором. Вся раскрыть типично национальное, близкое всем нам явление.
материальная часть пала на долю матери, отличной, опытной, Явление, которое стало символом, именем нарицательным. Это
строгой хозяйки. Интеллектуальные заботы достались ему.». явление обломовщина.
4Образование. Первоначальное образование Гончаров получил 13Кто же он -Илья Ильич Обломов? Жизнь, похожая на сон, и сон,
дома, под началом Трегубова, затем в частном пансионате. А похожий на смерть, вот судьба главного героя романа и многих
десяти лет от роду был отправлен в Москву для обучения в других персонажей. А за пределами романа читатель видел еще
коммерческом училище. Выбор учебного заведения был сделан по великое множество Обломовых. Трагизм романа Гончарова именно в
настоянию матери. Восемь лет провёл Гончаров в училище. Эти годы обычности происходящих событий. Добрый, неглупый человек,
были для него трудны и малоинтересны. Духовное и нравственное Обломов лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь
развитие Гончарова шло, однако, своим чередом. Он много читал. уходит безвозвратно. Чудесная девушка Ольга Ильинская,
Его истинным наставником явилась отечественная литература. полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спрашивает:
Гончаров вспоминал: «Первым прямым учителем в развитии "Что сгубило тебя? Нет имени этому злу... Есть...
гуманитета, вообще в нравственной сфере был Карамзин, а в деле "Обломовщина", отвечает наш герой. Царство крепостной
поэзии мне и моим сверстникам, 15-16-летним юношам, приходилось России вот истоки обломовской апатии, бездеятельности, страха
питаться Державиным, Дмитриевым, Озеровым, даже Херасковым, перед жизнью. Привычка получать все даром, не прикладывая к
которого в школе выдавали за поэта» Великим откровением для этому труда основа всех поступков и образа действий Обломова. Да
Гончарова и его товарищей явился Пушкин с его «Евгением и не только его одного.
Онегиным», выходившим в свет отдельными главами. Он 14Теперь попробуем на минутку представить себе, от чего
рассказывает: «Боже мой! Какой свет, какая волшебная даль отказался Обломов, и в каком направлении могла бы пойти его
открылись вдруг, и какие правды, и поэзии, и вообще жизни, жизнь. Вообразим себе иной ход сюжета романа. Ведь многие
притом современной, понятной, — хлынули из этого источника, и с современники Обломова, выросшие в таких же условиях,
каким блеском, в каких звуках!» Это почти молитвенное преодолевают их пагубное влияние и поднимаются до служения
благоговение перед именем Пушкина Гончаров сохранил на всю народу, Родине. Представим себе: Ольге Ильинской удается спасти
жизнь. Тем временем заниматься в училище стало совсем невмоготу. Обломова. Любовь их соединяется в браке. Любовь и семейная жизнь
Гончарову удалось убедить в этом мать, и та написала прошение об преображают нашего героя. Он становится вдруг деятельным и
исключении его из списка пансионеров. Гончарову уже минуло энергичным. Понимая, что крепостной труд не принесет ему больших
восемнадцать. Наступила пора задуматься о своём будущем. Ещё в выгод, он освобождает своих крестьян. Обломов выписывает из-за
детстве возникшая страсть к сочинительству, интерес к границы новейшую сельхозтехнику, нанимает сезонных рабочих и
гуманитарным наукам, особенно к художественной словесности, — начинает вести свое хозяйство по-новому, покапиталистически. За
всё это укрепило в нём мысль завершить своё образование на короткий срок Обломову удается разбогатеть. К тому же умная жена
словесном факультете Московского университета. Через год, в помогает ему в предпринимательской деятельности.
августе 1831 года, после успешной сдачи экзаменов он был туда 15Представим себе другой вариант. Обломов
зачислен. Три года, проведённые в Московском университете, "пробуждается" ото сна сам. Видит свое гнусное
явились важной вехой в биографии Гончарова. Это была пора прозябание, бедность своих крестьян и "уходит в
напряжённых раздумий — о жизни, о людях, о себе. Одновременно с революцию". Быть может, он станет видным революционером.
Гончаровым в университете обучались Белинский, Герцен, Огарёв, Его революционная организация поручит ему очень опасное задание,
Станкевич, Лермонтов, Тургенев, Аксаков и многие другие и он его успешно выполнит. Об Обломове напишут в газетах, и имя
талантливые молодые люди, впоследствии оставившие тот или иной его узнает вся Россия. Но это все фантазии... Изменить роман
след в истории русской литературы. Гончарова нельзя. Он написан очевидцем тех событий, он отражал
5Жизнь после университета. Закончив летом 1834 года то время, в котором жил. А это было время накануне отмены
университет, Гончаров почувствовал себя, по собственному крепостного права в России. Время ожидания перемен. В России
признанию, «свободным гражданином», перед которым открыты все готовилась реформа, которая должна была круто изменить ход
пути в жизни. Первым делом решил он навестить свои родные края, событий. А пока тысячи помещиков эксплуатировали крестьян,
где его дожидались мать, сестры, Трегубов. Симбирск, в котором полагая, что крепостное право будет существовать вечно. До
всё было с детства так знакомо, поразил повзрослевшего и настоящего времени роман Гончарова "Обломов" сохранил
возмужавшего Гончарова прежде всего тем, что ничто не свое обаяние как произведение высокого нравственного пафоса,
изменилось. Всё напоминало здесь громадную сонную деревню. беспощадной авторской откровенности, подлинного гуманизма.
Именно таким знавал Гончаров свой родной город в детстве, а 16Роман И. А. Гончарова "Обрыв" И. А. Гончаров в
затем и в юношеские годы. Ещё до окончания университета Гончаров своем запоздалом объяснении - предисловии ко второму изданию
решил не возвращаться на постоянное житьё в Симбирск. Новая романа "Обрыв", напечатанном только в 1938 году,
встреча с ним окончательно укрепила эту решительность. Его сожалеет о том, что "никто (из критиков) не потрудился
влекла к себе перспектива напряжённой духовной жизни в столицах взглянуть попристальней и поглубже, никто не увидел теснейшей
(Москва, Санкт-Петербург), общение там с интересными людьми. Но органической связи между всеми тремя книгами: "Обыкновенной
была ещё одна, тайная мечта, связанная с его давним увлечением историей", "Обломовым" и "Обрывом"!
сочинительством. Он решил обязательно уехать из дремотного, " Действительно, критики-современники Гончарова: Н.А.
скучного Симбирска. И не уехал. Симбирский губернатор настойчиво Добролюбов, А.В. Дружинин, Д.И. Писарев и другие рассматривали
просил Гончарова занять должность его секретаря. После раздумий каждый роман по отдельности, а не как единое целое. Иван
и колебаний, Гончаров принимает это предложение, а дело Александрович сокрушался: "Всё молодое и свежее поколение
оказалось скучным и неблагодарным. Однако, эти живые впечатления жадно отозвалось на зов времени и приложило свои дарования и
от механизма бюрократической системы впоследствии сгодились силы к злобе и работе дня". Однако в защиту критиков можно
Гончарову-писателю. После одиннадцати месяцев пребывания в сказать то, что их концепция, как сказали бы мы сейчас,
Симбирске, он уезжает в Петербург. Гончаров решил собственными концепция "шестидесятников" с пожеланиями быстрых и
руками, без чьей либо помощи строить своё будущее. По приезде в радикальных политических и культурных преобразований не отвечала
столицу он подался в департамент внешней торговли министерства программе "Лучше поздно, чем никогда" "месье де
финансов, где ему предложили должность переводчика иностранной Лень" с его мечтами о стабильности и некоторой
переписки. Служба оказалась не очень обременительной. Она в приземлённости: "Я писал только то, что переживал, что
какой-то мере материально обеспечивала Гончарова и оставляла мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, -
время для самостоятельных литературных занятий и чтения. В словом, писал и свою жизнь и всё, что к ней прирастало".
Петербурге он сблизился с семьёй Майковых. В эту семью Гончаров Охватить более чем тридцатилетний период написания, по
был введён в качестве учителя двух старших сыновей главы семьи Гончарову, одного романа "шестидесятникам" было более
Николая Александровича Майкова — Аполлона и Валериана, которым чем сложно. Попробуем доказать верность первого приведённого
преподавал латинский язык и русскую словесность. Этот дом был высказывания Гончарова, сравнив между собой три великих романа:
интересным культурным очагом Петербурга. Почти ежедневно здесь найдем в них общее.
собирались известные писатели, музыканты, живописцы. Позже 17Несмотря на то, что каждое произведение отделено от другого
Гончаров скажет: Дом Майкова кипел жизнью, людьми, приносившими десятилетним промежутком времени, о них можно говорить как о
сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства. едином целом, так как их темы перекликаются, а по своему
6Начало творчества. Постепенно начинается серьёзное характеру романы, замечает Л. Н. Толстой в своем письме к А. В.
творчество писателя. Оно формировалось под влиянием тех Дружинину, "капитальны", поэтому их успех
настроений, которые побуждали молодого автора всё более "невременен", то есть, не связан с конкретными
иронически относиться к царившему в доме Майковых романтическому историческими событиями. В то же время темы трилогии тесно
культу искусства. 40-е годы — начало расцвета творчества связаны с исторической ситуацией 50-х - 80-х годов. На мой
Гончарова. Это была важная пора в развитии русской литературы, взгляд, здесь нет парадокса, потому что социальные темы тех лет
как и в жизни русского общества в целом. Гончаров знакомится с : отношения между богатыми и бедными, противоречия позиций
Белинским. Общение с великим критиком имело важное значение для власти и народа и т. д. - актуальны в России во все времена.
духовного становления молодого писателя. Гончаров и сам Талант истинного провидца помог Гончарову уловить настроение
засвидетельствовал в одном из писем, какую роль для него сыграл времени . Критик Чуйко обращает внимание на своеобразие
Белинский: Только когда Белинский регулировал весь вчерашний исторического контекста в творчестве художника : "эпос ХIX
хаос вкусов, эстетических и других понятий и проч., тогда и века, в котором писателю удалось свести к одному окончательному
взгляд на этих героев пера (Лермонтова и Гоголя) стал синтезу всю историческую, государственную и общественную жизнь
определённее и строже. Явилась сознательная критика...В своих своего времени". Эти слова были сказаны об
«Заметках о личности Белинского» Гончаров с симпатией и "Обрыве" - мне кажется, что их можно отнести и ко
благодарностью рассказал о своих встречах с критиком и о его всему творчеству Ивана Александровича, ведь - по идее Ю. В.
роли как «публициста, эстетического критика и трибуна, Лебедева : "Если "Обыкновенная история" -
провозвестника новых грядущих начал общественной жизни». Весной фундамент храма, "Обломов" - стены и своды его, то
1847 года на страницах «Современника» публикуется «Обыкновенная "Обрыв" - замок свода и купол с крестом, устремленным
история». В «романе» (1847) конфликт между «реализмом» и к небу".
«романтизмом» предстаёт как существенная коллизия русской жизни. 18Возьмём для примера первые факты биографий главных героев -
Гончаров назвал свой роман «Обыкновенная история», тем самым он их рождение и воспитание. Каждый из них родился в деревне: в
подчеркнул типичность процессов, которые отразились в этом Грачах в "Обыкновенной истории" (кстати, грачи - это
произведении. первые птицы, прилетающие ранней весной - название деревни
7Кругосветное путешествие и фрегат «Паллада». В октябре 1852 первого романа выбрано неслучайно), в Обломовке в
года в жизни Гончарова случилось важное событие: он стал "Обломове" ( это название образовано от фамилии
участником кругосветного путешествия на парусном военном корабле помещика - единственный случай в трилогии), в Малиновке в
— фрегате «Паллада» — в качестве секретаря начальника экспедиции "Обрыве", - везде милые матушки и бабушки голубят и
вице-адмирала Путятина. Она была снаряжена для инспекции русских балуют своих сыночков и внучков (здесь можно вспомнить образ
владений в Северной Америке — Аляски, принадлежавшей в ту пору Арины Власьевны в "Отцах и детях" И.С. Тургенева). Но
России, а также для установления политических и торговых не только это объединяет персонажей. Ещё и их отношение к родной
отношений с Японией. Гончаров представил себе, каким множеством земле. Это - умиление. И "теплый угол" в
впечатлений обогатит себя и своё творчество. С первых же дней "Обыкновенной истории", и "благословенный
путешествия он начинает вести подробный путевой журнал. Он и лёг уголок" в "Обломове", и "эдем" в
в основу будущей книги «Фрегат „Паллада“». Экспедиция "Обрыве" мыслятся как укрытие от неудач, проблем и
продолжалась почти два с половиной года. Англия, мыс Доброй невзгод, как место, где нет нужды сдерживать себя и
Надежды, Ява, Сингапур, Гонконг, Япония, Китай, Ликейские соответствовать темпу общества. Именно в деревне персонажи
острова, Филиппины, обратный путь через Сибирь — главные вехи раскрываются наиболее полно. Это не касается младшего Адуева,
этого путешествия. Путешествие Гончарова можно считать который, как бы являясь "отправной точкой" к следующим
кругосветным лишь условно. Он вернулся в Петербург 13 февраля этапам развития "Героя", живёт и прожигает жизнь в
1855 года, а уже в апрельской книжке «Отечественных записок» городе.
появился первый очерк. Последующие фрагменты публиковались в 19Отдельного анализа заслуживает "Сон Обломова".
«Морском сборнике» и различных журналах на протяжении трёх лет, Во-первых, эта "увертюра" появилась гораздо раньше,
а в 1858 году всё сочинение вышло отдельным изданием. Цикл чем сам роман, первоначальное название которого было
путевых очерков «Фрегат „Паллада“» (1855—1857) — своеобразный "Обломовка". Во-вторых, "Сон Обломова"
«дневник писателя». Книга сразу же стала крупным литературным показателен как художественный и психологический приём. Эта
событием, поразив читателей богатством и разнообразием глава позже была помещена в середину произведения и явилась
фактического материала и своими литературными достоинствами. переходным моментом сюжета. Она как бы противопоставляет один
Книга была воспринята как выход писателя в большой и плохо период жизни другому. Однако это не полноценная антитеза, ведь в
знакомый русскому читателю мир, увиденный пытливым наблюдателем сознании Ильи Ильича всегда присутствовали элементы такой мечты.
и описанный острым, талантливым пером. Для России XIX века такая По ходу романа то сильнее, то слабее прослеживается тема
книга была почти беспрецедентной. Между тем, Гончаров вернулся в Обломовки - определенного образа действительности и мыслей. К
департамент министерства финансов и продолжал исправно исполнять тому же его грёза - это сон-предсказание: недаром смерть
свои чиновничьи обязанности, к которым никак не лежала душа. Обломова настигла именно в тиши и спокойствии. Если
Вскоре, однако, наступила перемена в его жизни. Он получил место рассматривать "Сон..." с психологической точки зрения,
цензора. Должность эта была хлопотливая и трудная, но можно прийти к тому, что он является архетипом. Принимая форму
преимущество её перед прежней службой состояло в том, что она по сна Обломовка принимает форму условности: пространство и время в
крайней мере была непосредственно связана с литературой. Однако, ней не линейные, а циклические. Сам "заповедный" край
в глазах многих писателей эта должность ставила Гончарова в обнесён высокими горами, а люди в нём живут счастливо, не болеют
двусмысленное положение. Представление о цензоре в прогрессивных и чуть ли не умирают. Используя приём архетипа, Гончаров полно
слоях общества было тогда далеко не лестным. Его воспринимали раскрывает подсознательную сущность своего героя.
как представителя ненавистной власти, как гонителя вольной 20С другой, уже реальной стороны, родные края пугают героев
мысли. Образ тупого и жестокого цензора был как-то заклеймён ещё перспективой жить в бездействии. Здесь проявляется различие
И. А. Пушкиным в «Послании к цензору»: «О варвар! Кто из нас, между ними. Молодой Адуев бессознательно отворачивается от дома,
владельцев русской лиры, Не проклинал твоей губительной секиры?» чувствуя инстинктивный порыв в "землю обетованную" - в
Вскоре и сам Гончаров стал тяготиться своей должностью и в столицу, в Петербург. Обломов, напротив, живёт счастливо,
начале 1860 года вышел в отставку. Помимо всего прочего, трудная "так [как жили в сонной Обломовке], а не иначе".
и хлопотливая служба решительно мешала собственным литературным Райский - наиболее противоречивый персонаж - на протяжении всего
занятиям писателя. К этому времени Гончаров уже опубликовал романа не раз меняет свое отношение к Малиновке, её обитателям и
роман «Обломов». порядкам : впервые приехав туда юношей, он ощущает прилив
8Расцвет творчества. Итак, в 1859 году впервые в России творческих сил: "Какие виды кругом - каждое окно в доме -
прозвучало слово «обломовщина». В романе судьба главного героя рама своей особенной картины!" ; после долгой разлуки он
раскрыта не только как явление социальное («обломовщина»), но и "не без смущения" ждет встречи с родными местами,
как философское осмысление русского национального характера, которые, впрочем, скоро видятся ему как одна картина "в
особого нравственного пути, противостоящего суете тесной, определенной раме, в которой приютился человек" , а
всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное через некоторое время "Райский почти не чувствует, что
открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы. Выход живёт", потом скука сменяется интересом, но не к деревне, а
в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей закрепили за к её хранительницам (Бережковой, Вере, Марфеньке). Как видим,
Гончаровым славу одного из самых выдающихся русских писателей. герои трёх романов, как метко выразился И.А.Гончаров,
Но Гончаров не оставляет писательскую деятельность и начинает "составляют одно лицо, наследственно
своё новое произведение — «Обрыв». Однако, писателю надо было не перерождающееся..." А трилогия - "одно огромное
только писать, но и зарабатывать деньги. Покинув пост цензора, здание, одно зеркало, где в миниатюре отразились три эпохи -
он жил «на вольных хлебах». В середине 1862 года его пригласили старой жизни, сна и пробуждения".
на должность редактора недавно учреждённой газеты «Северная 21Роман «Обыкновенная история» (1847). Роман «Обыкновенная
почта», являвшейся органом министерства внутренних дел. Около история» (1847) рассматривается подчас лишь как подступ к более
года прослужил здесь Гончаров. Затем был назначен на новую сложным и многоплановым последующим двум. Тем более, что
должность — члена совета по делам печати — снова началась его несколько схематичное построение романа облегчает подобную
цензорская деятельность. Но в нынешних политических условиях она задачу: несложно увидеть в нем исходный чертеж для будущего
приобрела уже явно консервативный характер. Он причинил много полнокровного создания — «Обломова». Но если же взглянуть на
неприятностей «Современнику» Некрасова и писаревскому «Русскому «Обыкновенную историю» как на завязь, из которой развилась вся
слову», он вёл открытую войну против «нигилизма», писал о романистика, как сгусток творческой энергии, что придал импульс
«жалких и несамостоятельных доктринах материализма, социализма и всему творчеству Гончарова, то именно этот роман потребует
коммунизма» — Гончаров защищал правительственные устои. Так самого пристального рассмотрения. В «Обыкновенной истории» уже
продолжалось до конца 1867 года, когда он по собственному проявились все предпочтения Гончарова в выборе традиций, жанра,
прошению вышел в отставку, на пенсию. Теперь можно было снова сюжета, героя и соответственно всех других элементов романа, при
энергично взяться за «Обрыв». этом предпочтения столь определенные, что хотя они и претерпели
9Расцвет творчества. К тому времени Гончаров исписал уже в дальнейшем изменения, но не в той степени, чтоб изменилось
много бумаги, а конца романа всё ещё не видел. Надвигавшаяся само существо сделанного выбора. Одновременно в первом романе
старость всё более пугала писателя и отвращала его от работы. уже дала о себе знать не только свобода творческого выбора, но и
Гончаров однажды сказал об «Обрыве»: «это дитя моего сердца». его «несвобода», сказалась зависимость от рекомендаций,
Автор трудился над ним долго (двадцать лет) и неутолимо. выдвигаемых временной ситуацией и авторитетами в искусстве.
Временами, особенно к концу работы, он впадал в апатию, и ему 22При жизни Гончарова в ситуациях общественной и литературной
казалось, что не хватит сил завершить это монументальное борьбы обычно выдвигались на первый план злободневные аспекты
произведение. В 1868 году Гончаров писал Тургеневу: «Вы его произведений (за счет всех других). К примеру, в
спрашиваете, пишу ли я: да нет; может быть, попробовал бы, если «Обыкновенной истории» только по прошествии десятилетий была
б не задался давно известной Вам, неудобоисполнимой задачей, акцентирована (на фоне привязанности романа к его эпохе)
которая, как жернов, висит у меня на шее и мешает поворотиться. глубинная тема универсального характера. В романе «изображен
Да и какое писанье теперь в мои лета». В другом месте Гончаров вечно присущий человечеству разлад между идеализмом и
заметил, что, закончив третью часть «Обрыва», «хотел оставить практичностью, однако — в явлениях, подмеченных в русской
вовсе роман, не дописывая». Однако же дописал. Гончаров отдавал жизни», воспроизводится «двойственное течение жизни, столь же
себе отчёт в том, произведение какого масштаба и художественного правдивое, как и бессмертные образы Сервантеса» (отсылка к
значения он создаёт. Ценой огромных усилий, превозмогая упоминанию «Дон Кихота» в цитированном выше письме). В романе
физические и нравственные недуги, он довёл своё «дитя» до конца. Гончарова была увидена такая «обыкновенная история», которая,
«Обрыв» завершил, таким образом, трилогию. Каждый из романов повторяясь во все века, выражалась «в его (Гончарова) время в
Гончарова отразил определённый этап исторического развития своеобразных формах русской общественной жизни». Контекст
России. Для одного из них типичен Александр Адуев, для другого — десятилетия справедливо был расширен до контекста веков.
Обломов, для третьего — Райский. И все эти образы явились 23Подмеченный контрапункт (замысла и сверхзамысла)
составными элементами одной общей целостной картины угасающей улавливается со всей очевидностью, прежде всего, в судьбе
эпохи крепостничества. главного героя. Александр Адуев — юный провинциал 30-х годов,
10Последние годы жизни Ивана Гончарова. усвоивший характер чувств и манеру поведения популярных
11Последние годы жизни Ивана Гончарова. «Обрыв» стал последним персонажей современной ему литературы (преромантической и
крупным художественным произведением Гончарова. Но после конца романтической). Подражательность, вошедшая в само нутро молодого
работы над произведением, жизнь его сложилась очень трудно. человека, определяет неестественность поведения, натужность
Больной, одинокий, Гончаров часто поддавался душевной депрессии. речей, легко поддающихся осмеянию. Одновременно — это
Одно время мечталось ему даже взяться за новый роман, «если «обыкновенный здоровый юноша, лишь находящийся в романтической
старость не помешает», как писал он П. В. Анненкову. Но не стадии своего развития». «Книжная одежда» спадает с Александра
приступил к нему. Он всегда писал медленно, натужно. Не раз по мере взросления вместе с наивностью и экзальтацией молодости.
жаловался, что не может быстро откликаться на события Так создается своего рода перемежающаяся двойная «подсветка» в
современной жизни: они должны основательно отстояться во времени гончаровском тексте: он прочитывается и как психологическое
и в его сознании. Все три романа Гончарова были посвящены повествование о норме жизни в эпоху юности, и как комическая
изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и история заблуждений мечтательного русского провинциала
понимал. Те процессы, которые происходили в последующие годы, по конкретной эпохи. Но поскольку юность всегда склонна к
собственным признаниям писателя, он понимал хуже, и не хватало у предпочтению мечты трезвой реальности и везде легко рядится в
него ни физических, ни нравственных сил погрузиться в их «чужие платья», психологическая цельность гончаровского
изучение. Но Гончаров продолжал жить в атмосфере литературных «человека на все времена» не подрывается всерьез уступкой
интересов, интенсивно переписываясь с одними писателями, лично конкретной «злобе дня».
общаясь с другими, не оставляя и творческой деятельности. Он 24Однако вопрос, что первозначимо в романе (раскрытие примет
пишет несколько очерков: «Литературный вечер», «Слуги старого «вечно присущих человечеству» или обнаружение «своеобразных форм
века», «Поездка по Волге», «По восточной Сибири», «Май месяц в русской общественной жизни», в которые эти приметы облачились),
Петербурге». Некоторые из них были опубликованы посмертно. остается предметом дискуссии до сей поры. Правда, сама
Следует отметить ещё ряд замечательных выступлений Гончарова в тональность дискуссий коренным образом меняется. Утверждается, к
области критики. Такие, например, его этюды, как «Мильон примеру, что в романе «немногое связано с определенным моментом
терзаний», «Заметки о личности Белинского», «Лучше поздно, чем современной Гончарову социальной истории. Но, когда оно входит в
никогда», давно и прочно вошли в историю русской критики в роман, то служит только иллюстрацией основополагающих проблем
качестве классических образцов литературно-эстетической мысли. человеческого существования или еще в большей мере стимулом,
Гончаров оставался в полном одиночестве и 12 (24) сентября 1891 чтобы попытаться войти с ними в соприкосновение».
«Творчество Гончарова» | Творчество Гончарова.ppt
http://900igr.net/kartinki/literatura/Tvorchestvo-Goncharova/Tvorchestvo-Goncharova.html
cсылка на страницу

Гончаров

другие презентации о Гончарове

«Урок Житков Про обезьянку» - Действительно Одеяльцем Отковыривать Раскрасавица Подвизгивал Обопрешься Портсигар Награбастал Разряженная. Может ли дикое животное жить рядом с человеком? Как называется рассказ, который мы читали на уроке? Какие повадки у обезьян? Громче горна грохнул гром, Громче грома гаркнул гном. Гусь Гога и гусь Гага Друг без друга никуда.

«Чарушин биография» - Родился будущий писатель и художник в Вятке в семье губернского архитектора. Благодаря моему детству!». Нужные слова пришли позже". В формировании личности мальчика огромную роль сыграла мать. Зверята: Папка иллюстраций. Иллюстрации Чарушина. Годы учебы. Кот Епифан. Как мальчик Женя научился говорить букву «Р».

«Козьма Прутков» - Мой портрет. Стан и голос. Перед морем житейским. Биография афоризмы стихотворения названия пьес. Погоди, безумный, снова Зелень оживится! Иней серебрится... Юнкер Шмидт из пистолета Хочет застрелиться. Вся семья села за стол. Там была проза и стихи. Юнкер Шмидт. Отличался литературным озорством среди клевретов1 Козьмы Пруткова.

«Заболоцкий» - Презентация по теме «Грани жизни и творчества Николая Заболоцкого». В третий, последний, период в поэзии Н.Заболоцкого натурфилософское, "тютчевское" начало ощутимо вытесняется ярко выраженным социальным, некрасовским началом. Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!

«Мамин-Сибиряк Серая шейка» - Подготовила: учитель начальных классов Иванова Н.Г. МОУ «Кашмашская ООШ». К детской литературе Мамин-Сибиряк относился очень серьезно. Жизнь и творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка. Детские произведения очень разнообразны и предназначены для детей разного возраста. На всякую беду страху не напасёшься. - Какие чувства вызвала у вас Серая Шейка? - А лиса?

«Замятин Мы урок» - Цель урока: осмысление роли личности в государстве. Учится в Лицее и Киевской гимназии. (1889 - 1966 г.Г.). Может ли сильная власть быть гарантом стабильности в государстве? В 1906 - 11 жил на нелегальном положении. Евгений Иванович Замятин (1884 – 1937). Тема: Личность и государство (по роману –утопии Е.Замятина «Мы»).

Урок

Литература

177 тем
Картинки
Презентация: Творчество Гончарова | Тема: Гончаров | Урок: Литература | Вид: Картинки
900igr.net > Презентации по литературе > Гончаров > Творчество Гончарова.ppt