Уроки литературы Скачать
презентацию
<<  Экскурсии Литературная математика  >>
Слайд-лекция По дисциплине «Современная методика преподавания
Слайд-лекция По дисциплине «Современная методика преподавания
Лекция № 10
Лекция № 10
План:
План:
Проблемы урока: его содержания, структуры, типологии, эффективности,
Проблемы урока: его содержания, структуры, типологии, эффективности,
В методике преподавания литературы поставлены как теоретические
В методике преподавания литературы поставлены как теоретические
Под структурой урока М. И. Махмутов (Махмутов М. И. Современный урок и
Под структурой урока М. И. Махмутов (Махмутов М. И. Современный урок и
И. Т. Огородников выступает против прямолинейного отождествления
И. Т. Огородников выступает против прямолинейного отождествления
Классификация В. В. Голубкова несет в себе не один признак, ибо
Классификация В. В. Голубкова несет в себе не один признак, ибо
В ряде работ приводятся веские доводы в пользу целесообразности
В ряде работ приводятся веские доводы в пользу целесообразности
В методике преподавания литературы проблема урока ставится в целом
В методике преподавания литературы проблема урока ставится в целом
Немаловажное значение имеют особенности психологии старшего школьника,
Немаловажное значение имеют особенности психологии старшего школьника,
Три основных этапа изучения романа можно условно соотнести с 1-2-м,
Три основных этапа изучения романа можно условно соотнести с 1-2-м,
Соответственно строится интерпретация целого ряда эпизодов и описаний
Соответственно строится интерпретация целого ряда эпизодов и описаний
Домашнее задание классу к 3-му уроку дается по рядам: 1. В чем
Домашнее задание классу к 3-му уроку дается по рядам: 1. В чем
В анализе XIII главы романа (Базаров, Аркадий и Ситников у Кукшиной)
В анализе XIII главы романа (Базаров, Аркадий и Ситников у Кукшиной)
В начале урока классу предлагается самостоятельно выбрать сцены, в
В начале урока классу предлагается самостоятельно выбрать сцены, в
Так, урок по теме: «Своеобразие Тургенева-романиста» может быть
Так, урок по теме: «Своеобразие Тургенева-романиста» может быть
1. Назовите важнейшие проблемы урока литературы
1. Назовите важнейшие проблемы урока литературы
Литература Активные формы преподавания литературы
Литература Активные формы преподавания литературы
Картинки из презентации «Уроки литературы» к уроку литературы на тему «Уроки литературы»

Автор: Садвакасов. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока литературы, скачайте бесплатно презентацию «Уроки литературы.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 112 КБ.

Скачать презентацию

Уроки литературы

содержание презентации «Уроки литературы.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Слайд-лекция По дисциплине «Современная методика 10коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся на
преподавания литературы» Для студентов специальностей 050205 уроке, особенности объяснения учителя и ученика на уроке
«Филология: Русская филология», 050205 «Филология: Иностранная литературы, развитие форм урока: урока-диспута, урока-панорамы,
филология». Инновационный евразийский университет. Кафедра урока-концерта, урока-лекции и т. д. 11.09.2011. Кандидат
«Журналистика и русская филология». Разработал: к.филол.н., филологических наук, доцент Ибраева Ж.Б.
доцент Ибраева Ж.Б. 11Немаловажное значение имеют особенности психологии старшего
2Лекция № 10. Урок литературы в современной средней школе. школьника, его интерес к моральным свойствам личности,
11.09.2011. Кандидат филологических наук, доцент Ибраева Ж.Б. стремление дать оценку изображенному автором миру и героям,
3План: Теоретические проблемы урока (типология, желание систематизировать впечатления от прочитанного, понять
классификация, структура урока т.д.) Место урока в системе произведение как единое целое и вместе с тем свойственная ряду
развивающего обучения. Элементы внутренней учащихся чрезмерная логизация в ущерб способности эмоционально
«логико-психологической структуры урока». Проблема типологии воспринять текст. Остановимся на конкретных примерах изучения
уроков. Типология уроков внеклассного чтения. 11.09.2011. романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» в X классе. Различные
Кандидат филологических наук, доцент Ибраева Ж.Б. варианты планирования уроков по роману даны в ряде методических
4Проблемы урока: его содержания, структуры, типологии, исследований. Предложим следующее планирование уроков: 1-й урок.
эффективности, взаимосвязи методов обучения на уроке, роли Вводно-ориентировочная беседа: художественное воплощение эпохи
учителя, совершенствования учебной деятельности школьника — 60-х гг. XIX в. в романе, замысел автора, композиция романа.
разработаны в трудах многих дидактов. В методике преподавания Обсуждение впечатлений учащихся от прочитанного. 2-й урок.
литературы исследованы классификация, содержание, структура Базаров и Аркадий в Марьине. Биография героев. Основной конфликт
урока, его нравственное и эстетическое воздействие на учащихся, романа. Нигилизм Базарова. Художественная манера И. С.
роль в нем проблемной ситуации, место урока в системе Тургенева. 3-й урок. Принципиальные разногласия Базарова и
развивающего обучения, специфика урока литературы, его братьев Кирсановых. Нигилизм Базарова и «нигилизм» Ситникова.
творческий, эмоциональный характер, возможности интеграции 4-й урок. Тема любви в романе. 5-й урок. Базаров и родители. 6-й
предметов, формы урока: урок-лекция, урок-беседа, урок-семинар, урок. Композиция образа Базарова. Основные сюжетные линии
урок-диспут, урок-практикум и т. д. Теоретические проблемы урока романа. Значение заключительных сцен романа. 7-й урок.
как законченного целого, как части общего курса и системы уроков Своеобразие Тургенева-романиста. Работа над обобщениями, о
представлены в исследованиях М. И. Махмутова, М. Н. Скаткина, М. проблематике романа и художественном методе автора. 8-й урок.
А. Данилова, В. И. Стрезикозина, Ю. К. Бабанского, И. Т. Авторская позиция в романе. Полемика вокруг романа. 11.09.2011.
Огородникова, И. Н. Казанцева, М. М. Левиной, Г. Д. Кирилловой и Кандидат филологических наук, доцент Ибраева Ж.Б.
других. Исследуются важнейшие проблемы: современные требования к 12Три основных этапа изучения романа можно условно соотнести с
уроку, взаимосвязь частей урока, выбора методов обучения и 1-2-м, 3-5-м и 6-8-м уроками. На первом этапе следует учесть
организации деятельности учащихся; результативность, читательские впечатления учащихся, повысить значимость
эффективность уроков и проблема оптимизации обучения; типология первоначальных наблюдений над текстом, развить творческое
урока; формирование личности ученика; повышение нравственного воображение, создать интерес к анализу текста. В структуру
потенциала урока; содержание и формы самостоятельной работы первых уроков важно включить активную читательскую деятельность,
учащихся на уроках; развитие навыков и умений учащихся в наблюдения над идейно-композиционной значимостью отдельных
динамике учебного процесса; задачи и целевая установка урока; эпизодов, диалогов и описаний, что способствует введению
организация и отбор материала; взаимосвязь коллективной, читателя-ученика в художественный мир И. С. Тургенева.
групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке; урок и НТР; Содержанию двух первых уроков может соответствовать традиционная
роль учителя на разных этапах урока; формы проведения урока. «четырехчленная» структура урока, однако возможна альтернатива:
Особое внимание уделяется изучению структуры урока: как использование поэтапной структуры. На втором этапе (3-5-й уроки)
традиционной (четырехчленной), так и поэтапной (пошаговой), в основной целью является углубленная работа над текстом,
связи с поисками взаимосвязанных ситуаций урока. В постижение авторского замысла, художественного мировоззрения
психолого-педагогической литературе раскрыто значение проблемных писателя, целостности всех компонентов романа. На этих уроках
ситуаций на уроке, помогающих формированию творческого мышления целесообразно использовать «поэтапную» структуру урока, что
учащихся. 11.09.2011. Кандидат филологических наук, доцент поможет сократить объем однотипной информации, увеличить
Ибраева Ж.Б. самостоятельность учащихся, активизировать их деятельность,
5В методике преподавания литературы поставлены как положительную мотивацию и интерес. И наконец, третий этап (6-8-й
теоретические проблемы урока (типология, классификация, уроки) характеризуется сочетанием работы над выводами с
структура урока, его воспитательная направленность, роль в нем развитием умений и навыков учебной деятельности, формированием
учебной ситуации, место урока в системе развивающего обучения, образных и понятийных обобщений. Одновременно решается задача
взаимодействие методов обучения на уроке), так и задачи воссоздания целостности восприятия произведения искусства слова.
конкретной реализации положений педагогической науки. В первую На заключительных уроках успешно могут быть применены и
очередь следует назвать труды В. В. Голубкова и Н. И. Кудряшева. «четырехчленная» и «поэтапная» структуры уроков. Опрос и
Кроме того, эта проблема нашла отражение в работах Н. А. проверка домашнего задания на первых уроках ориентирует класс на
Станчек, Н. К. Силкина, в учебных трудах под редакцией Н. О. вдумчивое отношение к тексту произведения. Учащиеся сопоставляют
Корста, Т. Ф. Курдюмовой, В. В. Трофимовой, Н. А. Демидовой, О. описание внешности Базарова (II глава) с описанием внешности
Ю. Богдановой, в работах Г. И. Беленького, Л. Н. Лесохиной, Л. Павла Петровича (IV глава), находят приметы времени в романе
С. Айзермана, Т. С. Зепаловой, Н. Я. Мещеряковой, Е. Н. Ильина и (хозяйственные заботы помещика и предреформенный период,
других. М. Н. Скаткин раскрывает требования к уроку с учетом поведение дворовых и слуг), воспроизводят описание местности по
достижений научно-технической революции и творческого характера дороге в Марьино. 11.09.2011. Кандидат филологических наук,
человеческого труда. Ученый называет урок «клеточкой» доцент Ибраева Ж.Б.
педагогического процесса; к средствам решения педагогических 13Соответственно строится интерпретация целого ряда эпизодов и
задач урока отнесены: содержание материала, методы его изучения, описаний. Вопросы и задания для беседы в центральной части урока
технические средства обучения (ТСО) и дидактический материал для могут быть такими: «Почему по дороге в Марьино «сердце Аркадия
самостоятельной работы, организация деятельности учащихся и постепенно сжималось?», «Как характеризуют Базарова стиль его
личность учителя. Следуя стремлению определить место урока в речи и тон его ответных реплик Павлу Петровичу («равнодушно»,
системе развивающего обучения, ученые рассматривают вопросы «небрежно», «с презрительной усмешкой»)?», «Раскройте смысл
построения урока и взаимодействие его частей. Остановимся на фразы «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Учащиеся
содержании некоторых исследований, в которых освещено постепенно совершенствуют свой читательский опыт, а переход от
направление работы коллективов и отдельных ученых. 11.09.2011. первоначальных наблюдений к анализу текста, по сути, начинается
Кандидат филологических наук, доцент Ибраева Ж.Б. или готовится на втором уроке. В последней части урока класс
6Под структурой урока М. И. Махмутов (Махмутов М. И. коллективно обдумывает итоговые вопросы: «Как относятся
Современный урок и пути его реализации. – М., 1978) понимает не обитатели Марьина к Базарову и почему (братья Кирсановы,
его состав, а вариант взаимодействия одних и тех же элементов Фенечка, слуги, Петр, дворовые мальчишки, старик Прокофьич)?»,
урока, задач, этапов познавательной деятельности учащихся, «Как относятся Базаров и Павел Петрович к аристократизму,
причем различает внешнюю и внутреннюю структуру урока. В основе либерализму, прогрессу, принципам?», «Что отрицает Базаров?»,
внешней структуры урока, который может быть и проблемным, и не «Как он относится к народу, науке, поэзии, искусству?» Учитель
проблемным, М. И. Махмутов видит решение трех дидактических помогает учащимся понять основной конфликт романа и авторскую
задач: актуализация прежних знаний, формирование новых понятий и позицию, а также обобщить первоначальные наблюдения о
способов действия, формирование умений и навыков, умственных и художественной манере И. С. Тургенева, об особенностях его
практических действий. Элементами внутренней поэтики. Планируя работу с учащимися на первом этапе изучения
«логико-психологической структуры урока» он называет следующие: романа «Отцы и дети», важно учитывать особенности восприятия ими
1. Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы. 2. эпического произведения. Многочисленные наблюдения показывают,
Выдвижение предположений о вероятном пути решения и выдвижении что даже учащиеся X-XI классов при чтении и разборе эпических
гипотезы. 3. Доказательство гипотезы, проверка правильности произведений не улавливают их специфики: особого значения
решения проблемы. М. И. Махмутов, решая в целом вопрос о авторского мировоззрения, «взаимосцепления» отдельных частей и
проблемном обучении, подчеркивает, что в основе традиционного образов произведения и характера художественного слова в эпосе —
четырехэлементного по структуре урока лежит деятельность его конкретности, изобразительности и соотнесенности с «голосом»
учителя, а в основе развивающего урока — активизация автора. Основным недостатком восприятия эпических произведений
познавательной деятельности учащихся. В таких условиях является отсутствие целостности. Задачей изучения произведения и
возрастает роль учителя, его творческой работы и организации должно стать воссоздание этой целостности. 11.09.2011. Кандидат
урока. М. И. Махмутов справедливо утверждает, что при филологических наук, доцент Ибраева Ж.Б.
систематическом использовании традиционной структуры урока 14Домашнее задание классу к 3-му уроку дается по рядам: 1. В
«невозможна реализация идеи развивающего обучения» (с. 27). чем заключается нигилизм Базарова? 2. Дать анализ XI главы и на
Вместо опроса урок может начинаться с фронтальной основе этого анализа раскрыть авторскую позицию. 3. Какие
самостоятельной работы; далее, если объяснение учителя всегда описания, эпизоды, диалоги из I-XI глав вам наиболее запомнились
является основным путем передачи знаний, — то как осуществляется в художественном отношении? Подготовка задания требует от
развитие учащихся и, наконец, всегда ли закрепление проводить в учащихся знания текста, умения провести анализ, сознательного
конце урока и только ли как повторение — ведь не менее важно отношения к эстетической системе автора. Уровень знании и умений
использовать знания и в новой ситуации? Такая постановка десятиклассников, их интерес к работе аналитического характера,
исследования структуры урока заставляет задуматься над путями степень их эмоциональной восприимчивости выявятся на следующем
совершенствования построения урока. 11.09.2011. Кандидат уроке. На третьем уроке рассматриваются следующие учебные
филологических наук, доцент Ибраева Ж.Б. проблемы: В чем заключается нигилизм Базарова? Как характеризуют
7И. Т. Огородников выступает против прямолинейного Базарова и Павла Петровича их поведение и реплики в споре (X
отождествления этапов усвоения учащимися знаний (восприятие и глава) и во время дуэли? С какой целью введены в роман образы
осмысление материала, образование понятий и навыков, закрепление Ситникова и Кукшиной? В чем вы видите основные особенности
умений и применение их на практике) и этапов отдельного урока. поэтики Тургенева? Важное значение в рассмотрении
И. Т. Огородников справедливо критикует распространенность взаимосвязанных учебных ситуаций имеет анализ XI главы (по
смешанного типа урока (сообщение знаний, закрепление знаний, результатам домашнего задания), анализ XIII главы (Базаров,
задание на дом и повторение пройденного на последующем уроке), Аркадий и Ситников у Кукшиной), выводы о художественном
что ведет к повторяемости вопросов, к потере обучающего значения совершенстве романа, сопоставление поведения и речи Павла
опросов. Ученые-дидакты не отрицают в целом традиционное Петровича и Базарова в сцене дуэли. 11.09.2011. Кандидат
построение урока, а выступают против его постоянного приоритета филологических наук, доцент Ибраева Ж.Б.
и раскрывают суть современного урока в свете идеи развивающего 15В анализе XIII главы романа (Базаров, Аркадий и Ситников у
обучения. Одна из важнейших проблем современной науки — это Кукшиной) внимание класса обращается на авторскую характеристику
проблема типологии уроков. Помимо классификации уроков по Кукшиной, ее портрет, речь, на значение детали в эпизоде,
основным дидактическим целям (изложение новых знаний, например: неразрезанные журналы в комнате Кукшиной, ее манеры
закрепление имеющихся знаний и навыков, повторение, проверка «ронять» вопросы, стремление Ситникова вторить Кукшиной и
знаний) или по основным звеньям учебного процесса, авторы поддакивать Базарову, молчание Аркадия, резкость Базарова.
стремятся классифицировать уроки в зависимости от способа его Обдумывая на 4-м уроке тему любви в романе, выбираем две
проведения и методики его организации: уроки с разнообразными основные учебные задачи: 1. На основе наблюдений над текстом
видами заданий, уроки-лекции, беседы, экскурсии, киноуроки, решить, как раскрывается личность Базарова в любви к Одинцовой.
уроки самостоятельных занятий, практических занятий. В дидактике 2. Сопоставить отношение Базарова к Одинцовой с историей любви
и частных методиках нет единого принципа классификации типов Павла Петровича. Как вы понимаете авторское отношение к героям?
уроков. Назовем некоторые из них: уроки классификации по Пятый урок строится с использованием докладов учащихся по теме
признаку основной дидактической цели (М. А. Данилов, И. Т. «Родители Базарова». В основе подготовки учащихся к уроку лежит
Огородников) — уроки первоначального усвоения нового материала, анализ XX-XXI глав романа. Учитель по ходу урока выдвигает для
закрепления и повторения знаний, самостоятельной работы, обдумывания следующие вопросы и задания, помогающие
обобщающего повторения, смешанный. Иной подход к типологии активизировать знания учащихся и приобрести навыки анализа
уроков связан с анализом процесса обучения, с определением места эпического произведения. Определить значение XX-XXI глав
урока в системе уроков по изучению темы, раздела. В методике (Базаров у родителей) в раскрытии идейного замысла автора. Как
преподавания литературы такая типология урока была разработана связано описание семейных взаимоотношений в семье Базаровых с
В. В. Голубковым — вступительные занятия, чтение, развитием основного конфликта романа? Какое чувство вызывает у
ориентировочная беседа, анализ произведения, итоговые уроки. читателя описание взаимоотношений Базарова с родителями? В
11.09.2011. Кандидат филологических наук, доцент Ибраева Ж.Б. анализе композиции образа Базарова и основных сюжетных линий
8Классификация В. В. Голубкова несет в себе не один признак, романа на 6-м уроке важно выдержать «единство событийной линии с
ибо заключает в себе также способы организации урока. Н. И. линией типажа» (М. А. Рыбникова), без чего невозможно добиться
Кудряшев разработал классификацию уроков литературы, исходя из целостности изучения эпического произведения. 11.09.2011.
специфики самого предмета: уроки изучения художественных Кандидат филологических наук, доцент Ибраева Ж.Б.
произведений, уроки изучения теории и истории литературы, уроки 16В начале урока классу предлагается самостоятельно выбрать
развития речи. Из всего разнообразия уроков первого типа сцены, в которых наиболее ярко раскрывается личность героя:
(изучения художественных произведений) Н. И. Кудряшев суммирует первое появление Базарова, портрет, споры с Павлом Петровичем,
три его основные разновидности: уроки художественного восприятия Базаров у Кукшиной, любовь к Одинцовой, взаимоотношения с
произведения, уроки углубленной работы над текстом произведения, родителями, дуэль, последний разговор Базарова и Аркадия (конец
обобщающие работу над произведением. Задача уроков XVI главы), разговор Базарова с мужиками (начало XXVII главы),
художественного восприятия произведений — «непосредственное смерть Базарова. Рассмотрение основных композиционных циклов:
общение с произведениями искусства, целостное, глубоко Базаров в Марьине (главы I-XI); Базаров и Аркадий в городе
эмоциональные впечатления от них, затрагивающие личностные (главы XII-XV); в имении Одинцовой (главы XVI-XIX); Базаров у
переживания; развитие культуры художественного восприятия, родителей (главы XX-XXI); последний визит в Марьино и дуэль
умение слушать или читать художественное произведение; развитие (главы XXII-XXVI); смерть Базарова (глава XXVII); эпилог (глава
художественной зоркости, воспитание культуры эстетических и XXVIII) — приводит к соотнесению композиции романа с композицией
нравственных чувств, влияющих и на все поведение учащихся». В образа главного героя. Учащиеся самостоятельно анализируют
уроках углубленной работы над текстом Н. И. Кудряшев ставит эпизоды романа, делают выводы о художественном таланте автора.
задачу научить «школьников все более основательно и сознательно Задания и вопросы классу могут быть сформулированы следующим
следить за мыслями писателя, за логикой его образов, понимать образом: Соотнесите смысл заглавия романа с
произведение как художественное единство. Это очень сложные идейно-композиционным значением последнего разговора Базарова и
умения, требующие размышлений, сопоставления, анализа и Аркадия. Воспроизведите диалог Базарова с мужиком и определите
синтеза». Обобщающие уроки важны в силу необходимости «развития позиции собеседников. В чем вы видите художественное
последовательного, логически правильного мышления, умения совершенство описания сцены смерти Базарова? Как помогает
обосновывать свою мысль убедительными доводами и фактами», содержание последней главы завершить впечатления от героев
справедливо отмечает Н. И. Кудряшев. В целом им создана стройная романа? Прочитайте выразительно описание сельского кладбища,
убедительная типология уроков литературы. В работах М. М. определите авторскую позицию в отношении главного героя романа.
Ильиной урок рассматривается в свете «соотношения частей Обобщающие уроки по роману имеют важное значение в
процесса обучения», учебного процесса и психологии обучения. За совершенствовании читательских умений учащихся, развитии
основу классификации М. М. Ильина берет два положения: монологической речи. Выбор структуры урока учитель решит исходя
дидактические цели и место урока в системе уроков. Г. Л. из особенностей работы по всей теме. 11.09.2011. Кандидат
Кириллова особое внимание обращает на связь между преподаванием филологических наук, доцент Ибраева Ж.Б.
и учением, на соотношение конкретного и обобщенного содержания 17Так, урок по теме: «Своеобразие Тургенева-романиста» может
урока, на сочетание практической и теоретической деятельности — быть проведен как урок-семинар и включать такие последовательные
и вычленяет следующие возможности в пост роении урока: «шаги»: Особенности жанра тургеневского романа (сообщение
11.09.2011. Кандидат филологических наук, доцент Ибраева Ж.Б. учителя, беседа с классом). Приметы времени в романах Тургенева
9В ряде работ приводятся веские доводы в пользу (работа по тексту, сообщение учащихся). Своеобразие композиции
целесообразности постановки работы над новым материалом в первой тургеневского романа (сообщения учащихся). Портрет и пейзаж в
половине урока, ибо именно первая треть урока перегружена учетом романе (доклады учащихся). Речь героев, значение диалога (беседа
знаний. М. А. Данилов, суммируя полемику по проблемам урока, с классом). Роль Тургенева в развитии жанра
ратует за обоснование различных его структур, а также за социально-психологического романа (сообщение учителя). Последний
повышение значения перспективного планирования системы уроков (8-й) урок может быть построен традиционно: итоговый опрос,
как одной из важнейших областей творчества учителя. Современная сообщение учителя, закрепление материала и обдумывание тем
дидактика и частные методики ищут пути активизации деятельности домашних сочинений. Целесообразно обосновывать выбор различных
учащихся, повышения уровня преподавания гуманитарных дисциплин. структур урока в зависимости от его содержания и места в системе
В. П. Стрезикозин, говоря о характере методического руководства уроков по изучению художественного произведения. В приведенном
и педагогического контроля в школе, напоминает, что еще К. Д. примере вводно-ориентировочные уроки проводились по традиционной
Ушинский выступал против традиционной системы занятий, схеме (опрос, новая тема, закрепление, задание на дом); уроки
опирающейся на устное изложение знаний, задавание на дом и углубленного изучения текста — как уроки «поэтапного» усвоения
опрос. Не отрицая сложившихся методов и приемов работы на уроке знаний; обобщающие уроки строились на основе применения
(лекция, беседа, личные наблюдения учащихся), которые в различных структур. Выбор оптимального варианта содержания,
современном уроке также приобретают большую значимость, В. П. структуры и методики урока решается каждым учителем в
Стрезикозин подчеркивает значение следующих моментов в зависимости от особенностей класса. Важно, чтобы в центре
организации процесса обучения в школе: поэлементное усвоение внимания постоянно находились творческий характер урока,
новых знаний, усвоение знаний — не самостоятельный изолированный развитие воображения учащихся, повышение интереса к чтению и
этап, поисковый путь усвоения новых знаний, активизация процесса изучению текста, постепенное увеличение доли самостоятельной
совершенствования и закрепления знаний, умение учащихся работы учащихся, воссоздание целостности восприятия произведений
практически использовать усвоенные знания, многообразие видов искусства слова, понимание авторской позиции. 11.09.2011.
деятельности на уроке, его темп, учет индивидуальных Кандидат филологических наук, доцент Ибраева Ж.Б.
возможностей в процессе коллективной учебной работы на уроке. 181. Назовите важнейшие проблемы урока литературы. 2.
Выход на проблему поэтапного развития познавательной Охарактеризуйте одну из классификаций типов уроков. 3. Почему В.
деятельности учащихся, и в целом на проблему развития личности, В. Голубков разделяет уроки на вступительные занятия,
характерен для современной педагогической науки как в нашей ориентировочные занятия, уроки чтения, анализа текста, итоговые
стране, так и в педагогике других стран. Эта продуктивная идея занятия? 4. Что лежит в основе классификации уроков Н. И.
заложена, в частности, в разделе книги «Педагогика» — «Урок и Кудряшева? 5. Может ли урок начинаться не с опроса, а с
его структура», написанном Э. Дрефенштелтом. Немецкий ученый фронтальной самостоятельной работы? 6. Какие условия работы на
пишет, что «структура урока должна включать последовательность уроке являются наиболее благоприятными для общего и
шагов процесса учения и направляющей деятельности преподавания». литературного развития учащихся? 7. Чем обусловлен выбор
На каждом этапе, по мнению автора раздела, внимание структуры и формы урока? 8. Дайте анализ материалов планирования
акцентируется на решении одной доминирующей дидактической уроков по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» и развернутого
задачи. 11.09.2011. Кандидат филологических наук, доцент Ибраева плана четвертого урока. Определите его место в системе уроков.
Ж.Б. Вопросы и задания для самостоятельной работы. 11.09.2011.
10В методике преподавания литературы проблема урока ставится в Кандидат филологических наук, доцент Ибраева Ж.Б.
целом ряде работ, пособий, сборников. Н. И. Кудряшев 19Литература Активные формы преподавания литературы. Лекции и
останавливается на специфических для урока литературы проблемах: семинары на уроках в старших классах / Сост. Р. И. Альбеткова. –
роль его в воспитании ученика, учет своеобразия литературы как М., 1991. Богданова О. Ю., Овчинникова Л. В., Романичевa B. C.
искусства слова. Подчеркивая творческий характер урока Экзамен по литературе: от выпускного — к вступительному. – М.,
литературы, Н. А. Станчек ищет в нем то, что определено логикой 1997. Ильин Е. Н. Рождение урока. – М., 1986. Ионин Г. Н.,
познания литературы, особенностями психологии ученика. Хватов Л. И. Русская литература XX века: Учебное пособие для XI
Методист-словесник прямо говорит, что в современном уроке класса. – СПб., 1994. Качурин М. Г. Организация
недостаточно ориентироваться на традиционные структурные исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. –
элементы (опрос, объяснение нового, закрепление, задание на М., 1988. Квятковский Е. В., Матвеева 3. И. Дидактический
дом), и выдвигает вслед за рядом других исследователей учебную материал по литературе для IX класса вечерних (сменных) школ. –
ситуацию как новую структурную единицу урока. Н. А. Станчек М., 1979. Колокольцев Е. Н. Искусство на уроках литературы. –
считает учебную ситуацию клеточкой урока, в которой воплощается Киев, 1991. Крундышев А. А. Как работать над сочинением. – СПб.,
в единстве цели, содержание, характер современной деятельности 1992. Леонов С. А. Литература классицизма в школьном изучении:
учителя и ученика. На примере анализа двух уроков по пьесе А. С. пособие для учителей общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.
Грибоедова Н. А. Станчек раскрывает значение организации урока в – М., 1997. Литература: Русская классика (избранные страницы).
решении задач развивающего обучения. Интересная типология уроков IX класс. Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений /
внеклассного чтения предложена Н. К. Силкиным: уроки вводного Под ред. Г. И. Беленького. – М., 1997. Озеров Ю. А.
типа, уроки подготовки учащихся к самостоятельному чтению и Экзаменационное сочинение на литературную тему. - М., 1995.
восприятию сложных произведений, уроки анализа, обобщающие. Ряд Поэтика художественного текста на уроках литературы: Сб. ст. /
сборников, методических рекомендаций к работе по учебникам и Отв. ред. О. Ю. Богданова. – М., 1997. Русская литература XX
учебным пособиям несут в системе уроков, в рекомендациях авторов века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.
идею развивающего обучения, дают образцы современного построения – В 2-х ч. / Под ред. В. В. Агеносова. – М., 1996. Русская
урока. Важнейшие проблемы урока литературы нуждаются в литература XIX века. X кл.: Практикум / Под ред. Ю. И. Лыссого.
дальнейших исследованиях. Назовем некоторые из них: место урока - М., 1997. Современный урок русского языка и литературы / Под
в системе развивающего обучения, роль урока литературы в ред. З. С. Смелковой. - Л., 1990. Содержание. 11.09.2011.
развитии логического и образного мышления учащихся, в Кандидат филологических наук, доцент Ибраева Ж.Б.
формировании их творческой самостоятельности, взаимосвязь
«Уроки литературы» | Уроки литературы.ppt
http://900igr.net/kartinki/literatura/Uroki-literatury/Uroki-literatury.html
cсылка на страницу

Уроки литературы

другие презентации об уроках литературы

«Игры по литературе» - Главного героя зовут Герасимом. Кто жил вместе с барыней в доме? Второй - красный тур. Что такое рифма? Грачи. ВНИМАНИЕ! Речь идет об Александре Сергеевиче Пушкине. Литературо- ведческие термины. Как изображалась природа в произведениях русских поэтов? Древнерус- ская литература.

«Внеклассное чтение» - Стихотворение Л. Петрушевская. Путешествие Алисы. Маленькая Баба-Яга. Пуськи бятые. Повесть В. Железников. Презентация учебно-методическогокомплекта ПОСАШКОВОЙ Е.В. Лингвистическая сказка Ю. Мориц. 13. Энциклопедия «Почемучка» 12. Рассказ О. Пройслер. 2. 10. 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Вдумчивое чтение».

«Пособия по литературе» - Путешествие в историю… (Готовятся к выходу). Учебники В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева и С.А. Зинина по литературе для 10, 11 классов. Книжные серии издательства «Русское слово». Форма художественного произведения. Мифы и сказочный эпос. Современная массовая культура. Художественная литература как искусство слова.

«Уроки литературы в 5 классе» - Проектная деятельность на уроках литературы. Проектная деятельность на уроках литературы в 5 классе. Содержание. После получения задания дети делятся на группы и распределяют задания для выполнения работы и защиты проекта. Подготовка издания книги басен И.А.Крылова.

«Урок литературного чтения» - Всего в Федеральном перечне учебников названо 14 УМК по данному предмету. ФГОС: смотри документ. Дает возможность обучающимся работать с различными видами информации. Реализация ФГОС: направленность на предметные, метапредметные, личностные результаты. Формирование УУД. Задание 1. Рассмотри картину современного художника Дональда Золана.

«Научно-исследовательская работа» - Научно- исследовательская работа должна быть. Основные задачи научно- исследовательской работы. Выводы. Оформление работы Защита исследовательской работы Более глубокий анализ работы. Оформление работы. Актуальной Исследовательской Иметь практическую значимость. Основные требования к защите научно-исследовательской работе.

Урок

Литература

177 тем
Картинки
Презентация: Уроки литературы | Тема: Уроки литературы | Урок: Литература | Вид: Картинки