Балет Скачать
презентацию
<<  Русский балет Романтический балет  >>
История русского балета
История русского балета
Вид сценического искусства
Вид сценического искусства
Классический танец
Классический танец
Пантомима
Пантомима
Пантомима
Пантомима
Зарождение балета
Зарождение балета
Зарождение балета
Зарождение балета
Развитие балета
Развитие балета
Развитие балета
Развитие балета
Мари Анн Камарго
Мари Анн Камарго
Мари Анн Камарго
Мари Анн Камарго
Балетный костюм
Балетный костюм
Пуанты
Пуанты
Пуанты
Пуанты
Правила балета
Правила балета
Балет в эпоху Возрождения, барокко и классицизма
Балет в эпоху Возрождения, барокко и классицизма
Балет в эпоху Просвещения
Балет в эпоху Просвещения
Франция
Франция
Балет во второй половине 19 в.
Балет во второй половине 19 в.
Мировой балет 20 века
Мировой балет 20 века
Мировой балет 20 века
Мировой балет 20 века
Русский балет
Русский балет
Развитие балета в России
Развитие балета в России
Важнейшее событие для русского балета
Важнейшее событие для русского балета
Утверждение русского балета
Утверждение русского балета
Самая знаменитая балерина ушедшего столетия Анна Павлова
Самая знаменитая балерина ушедшего столетия Анна Павлова
Самая знаменитая балерина ушедшего столетия Анна Павлова
Самая знаменитая балерина ушедшего столетия Анна Павлова
Родители и детские годы Анны Павловой
Родители и детские годы Анны Павловой
Первое знакомство с балетом
Первое знакомство с балетом
Учеба Павловой в Императорской балетной школе
Учеба Павловой в Императорской балетной школе
Мариинский театр
Мариинский театр
Мариинский театр
Мариинский театр
Лебединая верность
Лебединая верность
Лебединая верность
Лебединая верность
Секрет ее мастерства
Секрет ее мастерства
Секрет ее мастерства
Секрет ее мастерства
Первые зарубежные гастроли Анны Павловой
Первые зарубежные гастроли Анны Павловой
Балет «Умирающий лебедь»
Балет «Умирающий лебедь»
Балет «Умирающий лебедь»
Балет «Умирающий лебедь»
Умирающий лебедь
Умирающий лебедь
Умирающий лебедь
Умирающий лебедь
Умирающий лебедь
Умирающий лебедь
Анисфельд Борис Израилевич
Анисфельд Борис Израилевич
Анисфельд Борис Израилевич
Анисфельд Борис Израилевич
Жизель
Жизель
Жизель
Жизель
Акт первый
Акт первый
Акт первый
Акт первый
Продолжение первого акта
Продолжение первого акта
Акт второй
Акт второй
Акт второй
Акт второй
Продолжение второго акта
Продолжение второго акта
Продолжение второго акта
Продолжение второго акта
«Русские сезоны» Сергея Дягилева
«Русские сезоны» Сергея Дягилева
«Русские сезоны» Сергея Дягилева
«Русские сезоны» Сергея Дягилева
Фуэте вокруг света
Фуэте вокруг света
Фуэте вокруг света
Фуэте вокруг света
Труппа Павловой
Труппа Павловой
Последние дни жизни Анны Павловой
Последние дни жизни Анны Павловой
Ошибка Дандре
Ошибка Дандре
Память о великой русской балерине
Память о великой русской балерине
Литература
Литература
Ссылки
Ссылки
Картинки из презентации «История русского балета» к уроку МХК на тему «Балет»

Автор: . Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока МХК, скачайте бесплатно презентацию «История русского балета.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 1144 КБ.

Скачать презентацию

История русского балета

содержание презентации «История русского балета.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1История русского балета. Карталинский район МОУ Полтавская 23классическая техника балета. Устав школы был по-монастырски
СОШ Учитель русского языка Варенникова Л.Н. суров. Подъем в восемь, обливания холодной водой, молитва,
2История русского балета. Балет (фр.ballet,от лат. Ballo - завтрак, а затем восемь часов изнурительных занятий у балетного
танцую) – вид сценического искусства, основными средствами станка, прерываемых лишь вторым завтраком (кофе с сухариками),
выразительности которого являются неразрывно связанные между обедом, не утолявшим голода, да ежедневной часовой прогулкой на
собой музыка и танец. Танец — это выражение мысли и чувства свежем воздухе. В половине десятого вечера ученицы были обязаны
средствами условных движений — жестов и поз. Он исполняется под находиться в своих постелях. В 1898 г., будучи ученицей, Павлова
музыку, из которой черпает своё содержание. Чаще всего в основе выступила в балете «Две звезды», поставленном Петипа. Уже тогда
балета лежит какой-то сюжет, драматургический замысел, либретто, знатоки отметили какую-то особенную, только ей присущую грацию,
но бывают и бессюжетные балеты. удивительную способность поймать в партии поэтическую суть и
3Основными видами танца в балете являются: Классический танец придать ей свою окраску.
- система выразительных средств хореографического искусства, 24Мариинский театр. По окончании школы в 1899 г. Павлова сразу
основанная на тщательной разработке различных групп движений и была зачислена в труппу Мариинского театра. Ее талант быстро
позиций ног, рук, корпуса и головы. Характерный танец - это получил признание, она стала солисткой, а в 1906 была переведена
танец , где народные танцы сочетаются с элементами классического в высший разряд – примы-балерины. . Танцевала партии в
танца. Но при этом сохраняют свой национальный характер. классических балетах «Щелкунчик», «Конек-Горбунок», «Раймонда»,
4Пантомима. Пантомима (от греч. ??????????) — вид «Баядерка», «Жизель». В 1906 г. стала ведущей танцовщицей
сценического представления, призванный передавать сюжет, или труппы. Большое влияние на ее исполнительскую манеру оказала
историю (изначально — в основном комического характера) с совместная работа с балетмейстерами А. Горским и особенно М.
помощью мимики и жестов, без использования слов. Она играет Фокиным. Анна Павлова исполняла главные роли в балетах М. Фокина
немаловажную роль в балете, с помощью неё актёры передают «Шопениана», «Павильон Армиды», «Египетские ночи» и др. В 1907
чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. г. на благотворительном вечере в Мариинском театре А. Павлова
Эдгар Дега. Генеральная репетиция балета. впервые исполнила поставленную для нее М. Фокиным
5Зарождение балета. Ж.Ж.Новер. Балет зародился в Италии в хореографическую миниатюру «Лебедь» (позже «Умирающий лебедь»),
эпоху Возрождения (XVI в.) вначале как объединённая единым ставшую впоследствии одним из символов русского балета ХХ века.
действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в Отдавая дань новаторству Фокина, Павлова по-прежнему хранила
музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии во преданность русской балетной классике.В 1910 г. перешла на так
Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное называемое положение «гастролерши».На сцене Мариинского театра
зрелище. Музыкальную основу первых балетов («Комедийный балет Анна Павлова последний раз выступила в партии Никии в 1913 году,
королевы», 1581) составляли народные и придворные танцы, 25Лебединая верность. В 1909 году Сергей Дягилев, талантливый
входившие в старинную сюиту. Во второй половине XVII века юрист, человек богатый и живо интересующийся искусством, решил
появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, открыть оперный сезон в Париже. С Дягилевым Анну познакомил
опера-балет, в которых значительное место отводится балетной Дандре. Для участия в «дягилевских сезонах» Анне необходимы были
музыке и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным дорогие туалеты. Для Дандре это обстоятельство означало огромные
видом сценического искусства балет становится только во второй расходы. Он сделал все, что от него требовалось, но в итоге
половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым угодил в тюрьму. Не очень проворный в таких делах, Дандре не
французским балетмейстером Ж. Ж. Новером.Основываясь на эстетике сумел откупиться, ибо не располагал такой крупной суммой,
французских просветителей, он создал спектакли, в которых которая требовалась для того, чтобы внести залог для
содержание раскрывается в драматически выразительных освобождения из тюрьмы. Изнурительный судебный процесс длился
пластических образах, утвердил активную роль музыки как больше года.Современники поговаривали, что пылкий роман подошел
«программы, определяющей движения и действия танцовщика». к концу вместе с деньгами покровителя. Не опровергая ничего,
6Дальнейшее развитие балета. Дальнейшее развитие и расцвет Павлова уехала за границу с дягилевской труппой. В Париже она и
балета приходится на эпоху романтизма.Ещё в 30-е годы XVIII в. ее партнер Вацлав Нижинский сразу добились поразительного
французская балерина Камарго укоротила юбку (пачку) и отказалась успеха. Дягилев ставил все на этих артистов. Он вел переговоры
от каблуков, что позволило ей ввести в свой танец заноски (удары не только о гастролях в Европе, но и в Америке, и в Австралии,
одной ноги о другую в воздухе. Во время удара ноги скрещиваются когда произошло неожиданное: Павлова «предала» Дягилева,
в 5-й позиции).К концу XVIII в. балетный костюм становится подписав выгодный, но очень жесткий, фактически кабальный,
значительно более лёгким и свободным, что в немалой степени контракт с известным в то время театральным агентством «Брафф» в
способствует бурному развитию техники танца. Пытаясь сделать Лондоне. Подписав этот контракт, Анна получила аванс. И тотчас
свой танец более воздушным, исполнительницы старались встать на же внесла эти деньги как залог, требовавшийся для вызволения
коньчики пальцев, что привело к изобретению пуант. В дальнейшем Дандре из тюрьмы.
пальцевая техника женского танца активно развивается. Первой 26Секрет ее мастерства. Первые гастроли в Европе принесли Анне
применившей танец на пуантах как выразительное средство была Павловой небывалый успех. В 1907 году она дебютировала в
Мария Тальони. Драматизация балета требовала развития балетной Стокгольме. После одного из представлений до самого отеля за
музыки. Бетховен в своём балете «Творения Прометея» (1801) экипажем Павловой молча шла толпа зрителей. Люди не
предпринял первую попытку симфонизации балета. Романтическое аплодировали, не переговаривались, не желая нарушать отдыха
направление утверждается в балетах Адана «Жизель» (1841) и артистки. Никто не ушел и тогда, когда балерина скрылась в
«Корсар» (1856). Балеты Делиба «Коппелия» (1870) и отеле. Павлова недоумевала, как ей поступить, пока горничная не
«Сильвия»(1876) считаются первыми симфонизированными балетами. подсказала, что нужно выйти на балкон – поблагодарить. Анну
Вместе с тем обозначился и упрощённый подход к балетной музыке встретили бурей рукоплесканий. Она только кланялась. А потом
(в балетах Ч.Пуньи, Л.Минкуса, Р. Дриго и др.), как музыке бросилась в комнату, вытащила корзину, подаренную в тот вечер, и
мелодичной, чёткой по ритму, служащей лишь сопровождением для стала бросать в толпу цветы: розы, лилии, фиалки,
танца. сирень.Наверное, секрет отличия Павловой от других танцовщиц,
7Мари Анн Камарго. Настоящая фамилия Кюпис де Камарго, фр. блиставших на сцене до и после нее, крылся в неповторимой
Marie-Anne de Camargo, 1710 — 1770 — французская танцовщица. индивидуальности ее характера. Современники говорили, что, глядя
Известна как реформатор балетного танца. Первой из женщин стала на Павлову, они видели не танцы, а воплощение своей мечты о
исполнять кабриоли и антраша, которые считались принадлежностью танцах. Она казалась воздушной и неземной, летая по сцене. В ее
техники исключительно мужского танца. Укоротила юбки, чтобы речи сквозило нечто детское, чистое, не вяжущееся с реальной
иметь возможность свободнее двигаться До 1751 пользовалась жизнью. Она щебетала, как птичка, вспыхивала, как дитя, легко
огромным успехом в Парижском оперном театре. Выступала и как плакала и смеялась, мгновенно переходя от одного к другому.
певица. Грация Камарго приводила в восторг многих знаменитых Такой она была всегда и в 15, и в 45. И полюбила она так же
людей того времени, в том числе и Вольтера. Мари Анн Камарго. просто и естественно, как жила и танцевала – один раз и
8Балетный костюм. Пачка. Пачка — жёсткая юбка, используемая в навсегда, хотя ничто не предвещало счастливой развязки романа.
балете для танцовщиц. Первая пачка была сделана в 1839 для Марии 27Первые зарубежные гастроли Анны Павловой. С 1908 года Анна
Тальони по рисунку художника Эжен Лами. Стиль и форма пачки со Павлова начала гастролировать за рубежом. Вот как Павлова
временем менялись. В конце 19 века пачка Анны Павловой сильно вспоминала о первых гастролях: «Первая поездка была в Ригу. Из
отличалась от современной, она была длиннее и тоньше. В начале Риги мы поехали в Гельсингфорс, Копенгаген, Стокгольм, Прагу и
20 века пришла мода на пачки, украшенные перьями и драгоценными Берлин. Всюду наши гастроли приветствовали как откровения нового
камнями. В советское время пачка стала короткой и широкой. искусства. Жизнь танцовщицы многие представляют себе
9Балетный костюм. Пуанты. Пуанты (от французского pointe — легкомысленной. Напрасно. Если танцовщица не держит себя в
острие), иногда: колки — обувь, которая используется при ежовых рукавицах, она не долго протанцует. Ей приходится
исполнении женского классического танца. Пуанты имеют твердый жертвовать собой своему искусству. Награда ее в том, что ей иной
носок, изготовляются из розового атласа и закрепляются лентами раз удается заставить людей забыть на миг свои огорчения и
на ноге танцовщицы. Конструкция пуантов способствует достижению заботы.Я поехала с русской балетной труппой в Лейпциг, Прагу и
устойчивости танцовщицы на опорной ноге в позах классического Вену, мы танцевали прелестное «Лебединое озеро» Чайковского».
танца. Балерина, до того как она будет танцевать на пальцевых 28Балет «Умирающий лебедь». Хореографическая миниатюра
(касках, пуантах) туфлях, должна разогреть ноги и сами туфли. «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса была поставлена для
Иначе в худшем случае танцовщица может даже сломать ноги. Павловой балетмейстером Михаилом Фокиным в 1907 г. Эта небольшая
10Правила балета. Танец стал превращаться в балет, когда его композиция стала коронным номером Анны Павловой.Костюм для этого
начали исполнять по определенным правилам. Впервые их балета был создан по эскизу Бакста (белая пачка, украшенная
сформулировал балетмейстер Пьер Бошан (1637–1705), работавший с лебедиными крыльями, лиф, отороченный лебяжьим пухом, маленькая
Люлли и возглавивший в 1661 французскую Академию танца (будущий шапочка из лебединых перьев на голове, рубиновая брошь на груди,
театр Парижской оперы). Он записал каноны благородной манеры символизирующая каплю крови раненого Лебедя). Исполняла она его,
танца, в основу которой положил принцип выворотности ног (en по мнению современников, совершенно сверхъестественно. На сцену,
dehors). Такое положение давало человеческому телу возможность огромную или маленькую, спускался луч прожектора и следовал за
свободно двигаться в разные стороны. Все движения танцовщика он исполнительницей. Спиной к публике на пуантах появлялась
разделил на группы: приседания (плие), прыжки (заноски, антраша, фигурка, одетая в лебяжий пух. Она металась в замысловатых
кабриоли, жете, способность зависать в прыжке – элевация), зигзагах предсмертной агонии и не спускалась с пуантов до конца
вращения (пируэты, фуэте), положения корпуса (аттитюды, номера. Силы ее ослабевали, она отходила от жизни и покидала ее
арабески). Выполнение этих движений осуществлялось на основе в бессмертной позе, лирически изображающей обреченность, сдачу
пяти позиций ног и трех позиций рук (port de bras). Все па победителю – смерти. Когда французский композитор Камиль
классического танца являются производными от этих позиций ног и Сен-Санс, увидел танец Павловой, у маэстро только и вырвалось:
рук. Так началось формирование балета, развившегося к 18 в. из «Мадам, вот теперь я понял, какую прекрасную музыку написал!
интермедий и дивертисментов в самостоятельное искусство. «Умирающий лебедь» стал образом души Анны Павловой и её
11Балет в эпоху Возрождения, барокко и классицизма. Особенно «лебединой песней». В каждом представлении Павлова
интенсивно процесс театрализации танца происходил в Италии, где импровизировала, и с годами этот образ в её исполнении
уже в 14–15 вв. появились первые танцмейстеры и на основе становился всё более трагичным.
народного танца сформировался танец бальный, придворный. В 29Умирающий лебедь (впервые — 1907) Анна Павлова — Умирающий
Испании сюжетную танцевальную сценку называли мореской лебедь Афиша 67 х 46.
(мавританская пляска), в Англии – маской. В середине 16 – начале 30Анисфельд Борис Израилевич Анна Павлова. Умирающий лебедь
17 вв. возник фигурный, изобразительный танец, организованный по Чикаго (США). 1930 Бумага на картоне, акварель, белила, пастель.
типу составления геометрических фигур (балло-фигурато). Известен 74,8 х 54,6 В правом нижнем углу надпись черным карандашом
Балет турчанок, исполненный в 1615 при дворе герцогов Медичи во «Boris Anisf… 1930». Санкт-Петербургский музей театрального и
Флоренции. В изобразительном танце принимают участие музыкального искусства.
мифологические и аллегорические персонажи. С начала 16 в. 31Жизель. Фантастический балет в 2-х актах Музыка А.Адана
известны конные балеты, в которых всадники гарцевали на лошадях Либретто Ж.Сен-Жоржа, Б.Готье Хореография Ж.Коралли, Ж.Перро,
под музыку, пение и декламацию (Турнир ветров, 1608, Битва М.Петипа. Действующие лица: Жизель, крестьянская девушка. Берта,
красоты, 1616, Флоренция). Истоки конного балета ведут к ее мать. Принц Альберт, переодетый крестьянином. Герцог
рыцарским турнирам средневековья. Особенно интенсивно процесс Курляндский. Батильда, его дочь, невеста Альберта. Вильфрид,
театрализации танца происходил в Италии. оруженосец Альберта. Ганс, лесничий. Мирта, повелительница
12Балет в эпоху Просвещения. Эпоха Просвещения – одна из виллис. Зельма, Монна — подруги Мирты. Свита. Охотники.
этапных в развитии балета. Просветители призывали к отказу от Крестьяне, крестьянки. Виллисы'. ' Виллисы, по немецкому
условностей классицизма, к демократизации и реформе. Уивер поверью— души девушек, умерших до свадьбы.
(1673–1760) и Д.Рич (1691–1761) в Лондоне, Ф.Хильфердинг 32Акт первый. Деревушка в горах, окруженная лесами и
(1710–1768) и балетного театра. Дж. Г.Анджолини (1731–1803) в виноградниками. На переднем плане дом крестьянки Берты, вдовы,
Вене вместе с композитором, реформатором оперы В.К.Глюком живущей здесь с дочерью Жизелью.Граф Альберт, влюбленный в
пытались превратить балет в сюжетный спектакль, подобный крестьянскую девушку Жизель, скрывает свой титул. Другой
драматическому. Наиболее полно это движение выразило себя в поклонник Жизели, лесничий Ганс, пытается объяснить ей, что
реформе ученика Л.Дюпре Жана Жоржа Новера. Он ввел понятие pas Альберт не тот, за кого выдает себя, но Жизель не хочет его
d'action (действенный балет). Новер уподоблял балет слушать.Он предчувствует, что Жизель ждет несчастье, страстно
классицистской драме и пропагандировал новое отношение к нему, заверяет Жизель в том, что более преданного друга, чем он, ей не
как к самостоятельному спектаклю. Придавая большое значение найти. Издали доносятся звуки охотничьих рогов, и вскоре
пантомиме, он обеднял при этом лексику танца. Тем не менее, его появляется большая группа нарядно одетых дам и кавалеров. Среди
заслугой стало развитие форм сольного и ансамблевого танца, них герцог Курляндский и его дочь Батильда, невеста Альберта.
введение формы многоактного балета, отделение балета от оперы, Разгоряченные и утомленные охотой, они хотят отдохнуть и
дифференциация балета на жанры высокие и низкие – комические и подкрепиться. Берта суетится у стола, отвешивая глубокие поклоны
трагедийные. Свои новаторские идеи он изложил в Письмах о танце знатным господам. Из дома выходит Жизель. Батильда восхищена
и балетах (1760). Наиболее известны балеты Новерра на красотой и обаянием Жизели. Та же не сводит глаз с Батильды,
мифологические сюжеты: Адмет и Альцеста, Ринальдо и Армида, изучая каждую деталь ее туалета. Особенно поражает простушку
Психея и Амур, Смерть Геркулеса – все на музыку Ж.Ж.Родольфа; длинный шлейф дочери герцога. Батильда очарована
Медея и Язон, 1780, Китайский балет, 1778, Ифигения в Авлиде – непосредственностью, красотой Жизели и дарит девушке золотую
все на музыку Э.Миллера, 1793. Наследие Новера составляет 80 цепь. Жизель обрадована и смущена подарком. Отец Батильды
балетов, 24 балета в операх, 11 дивертисментов. При нем направляется к дому Берты, чтобы отдохнуть. Охотники тоже
завершилось формирование балета как самостоятельного жанра расходятся на отдых.
театрального искусства. 33Продолжение первого акта. Обрадованная Жизель танцует свой
13Франция. В 1920–1930-х центром европейского балетного лучший танец. К ней присоединяется Альберт. Внезапно подбегает
искусства стала Франция, где до 1929 работала труппа «Русский Ганс, грубо расталкивает их и, указывая на Альбера, упрекает его
балет» Дягилева и выросшие на ее основе коллективы В 1930–1959 с в нечестности. Все возмущены наглостью лесничего. Тогда в
перерывом на военные 1944–1947 труппу Парижской оперы возглавлял подтверждение своих слов Ганс показывает усеянное драгоценными
Серж Лифарь, поставивший там 50 балетов в стиле неоклассицизма, камнями оружие Альберта, обнаруженное им в охотничьем домике,
модернизировав классический танец и соединив его с элементами где Альберт переодевался. Жизель потрясена и требует от Альберта
свободного, фольклорного, бытового танца. Наиболее известные объяснения. Тот пытается успокоить ее, вырывает у Ганса шпагу,
балерины того времени: Клод Бесси (р.1932), ученица Лифаря, обнажает её и бросается на обидчика. Подоспевший Вильфрид
начинавшая карьеру у Баланчина, в 1972 имевшая шумный успех в останавливает своего господина, чтобы не допустить убийства.
Болеро М.Бежара, с того же года – директор балетной школы при Ганс трубит в охотничий рог. Из дома выходят встревоженные
театре оперы, а также лирическая танцовщица Иветт Шовире неожиданным сигналом участники охоты во главе с герцогом и
(р.1917), прославившаяся исполнением партии Жизели. В 1945–1951 Батильдой. Увидя Альберта в крестьянском платье, они выражают
Ролан Пети основал «Балет Елисейских полей», в 1949–1967 – Балет крайнее удивление; тот смущен и пытается что-то объяснить. Свита
Парижа. В числе лучших работ: Юноша и смерть И.С.Баха, 1946, герцога так почтительно кланяется Альберту, а знатные гости так
Кармен Ж.Бизе, 1949, Собор Парижской богоматери, 1965. радушно его приветствуют, что у несчастной девушки не остается
14Балет во второй половине 19 в. (академизм, импрессионизм, никаких сомнений: она обманута. Когда же Альбер подходит к
модерн). Когда в другие виды искусства пришел реализм, Батильде и целует руку, Жизель подбегает к ней и говорит о том,
европейский балет оказался в состоянии кризиса и упадка. Он что Альбер поклялся ей в верности, что он любит ее. Возмущенная
потерял содержательность и цельность и был вытеснен феерией притязаниями Жизели, Батильда показывает ей свое обручальное
(Италия), мюзик-холлом (Англия). Во Франции он перешел в фазу кольцо — она невеста Альберта. Жизель срывает с себя подаренную
консервации отработанных схем и приемов. Только в России балет Батильдой золотую цепь, бросает на землю и, рыдая, падает на
сохранил характер творчества, где сложилась эстетика гранд руки матери. Не только подруги и односельчане Жизели, но даже
балета, академического балета – монументального спектакля со придворные герцога полны сочувствия к несчастной девушке.Жизель
сложными танцевальными композициями и виртуозными ансамблевыми и в отчаянии. Рассудок ее мутится. Она умирает.
сольными партиями. Творец эстетики академического балета – 34Акт второй. Полночь. Сельское кладбище. Ганс пришел на
Мариус Петипа, французский танцовщик, в 1847 приехавший в могилу Жизели. Появление виллис пугает его. Виллисы подымаются
Россию. Созданные им в содружестве с Л.И.Ивановым (1834–1901) и из своих могил и всех, кто появляется на кладбище в это время,
композиторами П.И.Чайковским и А.К.Глазуновым балеты Спящая заставляют танцевать до тех пор, пока человек не падает мертвым.
красавица (1890), Щелкунчик (1892), Лебединое озеро (1895) Напуганный Ганс спасается бегством Хоровод виллис преследует
Раймонда (1898), Времена года (1900) стали вершинами Ганса. Цепь хоровода разрывается, и виллисы выстраиваются стеной
классического симфонического балета и переместили центр на пути к озеру. Лесничий бежит вдоль этой стены, надеясь
хореографической культуры в Россию. спастись, но мстительные виллисы сталкивают его в озеро, и одна
15Мировой балет 20 века. История балета 20 в. характеризуется за другой скрываются. Мирта - повелительница виллис вызывает из
процессами ассимиляции традиций русского классического балета с могилы тень Жизели, чтобы принять ее в свой хоровод. Слышен шум.
европейскими балетными коллективами. Ведущими тенденциями Виллису разбегаются.
становятся метафоричность, бессюжетность, симфонизм, свободная 35Продолжение второго акта. На кладбище приходит Альберт в
ритмопластика, танец модерн, элементы фольклорной, бытовой, сопровождении оруженосца. Он разыскивает могилу Жизели. Напрасно
спортивной, джазовой лексики. Во второй половине 20 в. оруженосец предостерегает о возможной опасности, Альберт
развивается постмодерн, в арсенал выразительных средств которого остается один в глубоком раздумье и скорби. Вдруг он замечает
вошли использование кино и фотопроекций, эффекты освещения, фигуру Жизели. Не веря глазам, устремляется к ней. Видение
звука, электронная музыка, хэппенинг (участие зрителей в балете) исчезает. Затем появляется снова и снова как бы тает в
и т.д. Появился жанр контактной хореографии, когда танцовщик воздухе.Его горе и отчаяние трогают Жизель. Она прощает
«контактирует» с предметами на сцене и самой сценой. Доминирует Альберта. Мирта повелевает ему танцевать. Жизель молит Мирту
одноактный балет-миниатюра (новелла, балет-настроение). Странами отпустить Альберта, но виллиса непреклонна.Жизель приближается к
наиболее развитой хореографической культуры были Великобритания, своей могиле и исчезает в ней. Виллисы окружают Альберта и
США, Франция, СССР. Большую роль в развитии мирового балета вовлекают в свой губительный хоровод. Обессиленный Альберт
сыграли танцовщики второй волны русской эмиграции (Р.Нуреев, падает к ногам Мирты. Светает. С восходом солнца виллисы теряют
Н.Макарова, М.Барышников) и танцовщики русской школы, работавшие свою силу. Альберт спасен. Жизель прощается со своим
на Западе по контракту (М.Плисецкая, А.Асылмуратова (р.1961), возлюбленным. И теперь уже навсегда. Альберт расстается со
Н.Ананиашвили (р.1963), В.Малахов (р.1968), А.Ратманский страшными ночными видениями и возвращается к действительности.
(р.1968). В Германии, Голландии, Швеции развился 36«Русские сезоны» Сергея Дягилева. Марка России 2000года.
экспрессионистский, затем постмодернистский балет. С 1964 стали Сергей Дягилев и Русские сезоны. В 1909 г. Павлова стала главной
проводиться балетные конкурсы. участницей всех «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже.
16Русский балет. История русского балета начинается с 1738 Здесь она и получила мировую известность. Она танцевала в
года.Первым русским балетом считается Балет об Орфее и Эвридике балетах: «Павильон Армиды», «Сильфиды» и «Клеопатра» — под
(1673г., музыка Г.Шютца, балетмейстер Н.Лим, Комедиальная такими названиями шли «Шопениана» и «Египетские ночи». Весь этот
Хоромина в селе Преображенском, Москва). Именно тогда, благодаря репертуар Павлова уже исполняла в России. В роскошном ансамбле
прошению французского танцмейстера Жана-Батиста Ланде, появилась самых крупных исполнительских дарований, представленных
первая в России школа балетного искусства — известная ныне на Дягилевым в Париже, Анна занимала одно из первых мест. "На
весь мир Санкт-Петербургская Академия танца имени Агриппины танец я всегда пыталась накинуть воздушное покрывало
Яковлевны Вагановой. Правители российского престола всегда поэзии", - говорила она о себе. Божественная Анна влюбила
заботились о развитии танцевального искусства. Михаил Федорович многих именно в русский балет, она смогла воплотить в нем
первым из русских царей ввел в штат своего двора новую должность известную пушкинскую формулу "душой исполненный
плясуна. Им стал Иван Лодыгин. Он должен был не только танцевать полет".Сергей Дягилев, который открыл во французской
сам, но и обучать этому ремеслу других. В его распоряжение столице русский балетный театр, пригласив туда Павлову и Вацлава
поступило двадцать девять юношей. Первый театр появился при царе Нежинского, не просчитался. О русском театре заговорили, его
Алексее Михайловиче. Тогда было заведено показывать между актами стали посещать люди из высшего света, посмотреть на русскую
пьесы сценический танец, который именовали балетом. Позднее по балерину приезжали со всей Европы, театр приглашали в Австралию
специальному указу императора Петра Первого танцы стали и Америку. Будущее казалось таким заманчивым и ярким Но в
составной частью придворного этикета. В 30-е годы восемнадцатого «Русских сезонах» Павлова выступала недолго. Ей хотелось
столетия дворянская молодежь была обязана обучаться танцам. творческой свободы.
17Развитие балета в России. В 1759–1764 в России работали 37Фуэте вокруг света. В 1910 г. балерина создала собственную
знаменитые балетмейстеры Ф.Хильфердинг (1710–1768) и Г.Анджолини труппу. Вместе со своей труппой гастролировала во многих странах
(1731–1803), которые ставили балеты на мифологические сюжеты мира. Специально для труппы А. Павловой М. Фокиным были
(Семира по трагедии А.П.Сумарокова, 1772). В день открытия поставлены несколько балетов. Она купила роскошный особняк близ
Петровского театра 30 декабря 1780 австрийским балетмейстером Лондона. Дандре взял на себя все хозяйственные заботы,
Л.Парадизом, приехавшим в Россию с труппой Хильфердинга, обязанности бухгалтера и менеджера. Он отвечал на
поставлен балет-пантомима Волшебная лавка. В 1780-е из Италии в корреспонденцию, вел деловые и личные переговоры, организовывал
Россию прибыли хореографы Ф.Морелли, П.Пинючи, Дж Соломони, гастроли, следил за костюмами и декорациями, принимал и увольнял
которые на рубеже 18–19 вв. ставили в Петровском театре актеров.
роскошные дивертисменты, исполнявшиеся как дополнение к опере 38Труппа Павловой. Со своей труппой Павлова с триумфальным
или драме. успехом гастролировала во многих странах мира. Она первой
18Важнейшее событие для русского балета. Важнейшим событием открыла русский балет для Америки, где впервые балетные
для русского балета стал приезд в Россию видного хореографа спектакли стали давать полные сборы. В труппе работали русские
эпохи предромантизма Ш.Л.Дидло (работал в Петербурге в балетмейстеры и преимущественно русские танцовщики. С ними она
1800–1809, 1816–1829). Он ставил анакреонтические балеты Зефир и создавала новые хореографические миниатюры.Ее гастрольные
Флора (1808), Амур и Психея (1809), Ацис и Галатея (1816), а маршруты пролегали и в Азии, и на Дальнем Востоке. За блестящими
также балеты на исторические, комедийные, бытовые темы: Молодая выступлениями скрывался тяжелый труд. За 22 года бесконечных
молочница (1817), Возвращение из Индии или деревянная нога турне Павлова проехала на поезде более полумиллиона километров,
(1821). Дидло стал основателем жанра анакреонтического балета, по приблизительным подсчетам, она дала около 9 тысяч спектаклей.
получившего название по имени античного поэта Анакреона, Это был действительно труд на износ. Был период, когда
создателя жанра любовной лирики. В балетах Дидло прославились итальянский мастер Нинолини изготовлял для Анны Павловой в год в
М.И.Данилова (1793–1810), Е.А.Телешова (1804–1857), А.С.Новицкая среднем две тысячи пар балетных туфель, и ей их едва хватало.
(1790–1822). Под его руководством стала формироваться русская Последняя гастроль балерины в России состоялась 3 июня 1914г.
балетная школа, он поставил более 40 балетов, постепенно Балерина выступила в петербургском Народном доме, в Павловском
осуществив переход от мифологических тем к современным вокзале, в Зеркальном театре московского сада «Эрмитаж».
литературным сюжетам. В 1823 поставил Кавказский пленник по Репертуар включал «Умирающего лебедя», «Вакханалию», другие ее
поэме А.С.Пушкина, сотрудничал с композитором Кавосом. В его миниатюры. На родину она больше не вернулась. Но к положению в
спектаклях блистала А.И.Истомина (1799–1848), танец которой России Павлова не была безучастна. Она присылала посылки в
воспел Пушкин, охарактеризовав как «душой исполненный полет». трудные послереволюционные годы учащимся Петербургской балетной
Искусство Истоминой предвещало начало русского романтического школы, переводила крупные денежные средства голодающим Поволжья,
балета и воплотило своеобразие русской школы, ориентированной на устраивала благотворительные спектакли с целью поддержать
эмоциональную выразительность. бедствующих на родине.
19Утверждение русского балета. На рубеже 18–19 вв. настала 39Последние дни жизни Анны Павловой. 17 января 1931 года
пора утверждения русского балета. Появились отечественные знаменитая балерина прибыла на гастроли в Гаагу (Нидерланды),
композиторы А.Н.Титов, С.И.Давыдов, К.А.Кавос, Ф.Е.Шольц, а где ее хорошо знали и любили. По дороге в Нидерланды балерину
также первый русский балетмейстер И.И.Вальберх (1766–1819). Он просквозило в поезде, и она слегла. Более того, как выяснилось,
объединил традиции русского народного танца с драматической ночной поезд, которым она ехала из Англии в Париж, столкнулся с
пантомимой и виртуозной техникой итальянского балета. Работая в грузовым составом. Упавший кофр сильно ударил ее по ребрам.
русле сентиментализма, Вальберх поставил первый балет на Королева Нидерландов Вильгельмина прислала Павловой личного
национальную тему – мелодраму Новый Вертер Титова, 1799. В врача де Йонга. Он обнаружил у балерины острый плеврит и
период войны 1812 распространились народно-патриотические посоветовал удалить одно ребро, чтобы было легче откачать
дивертисменты, и Вальберх поставил в Петербурге балет Любовь к жидкость.
отечеству Кавоса, основу которого составила русская народная 40Ошибка Дандре. Дандре решил пригласить другого врача.
пляска. В 1812 жанр дивертисмента пережил взлет, благодаря ему Телеграммой был срочно вызван из Парижа врач Залевский, который
получили известность танцовщицы А.И.Колосова (1780–1869), раньше уже лечил Анну.Но Анне становилось хуже и она впала в
Т.И.Глушковская (1800–1857), А.И.Воронина (1806–1850). кому. Прибывший Залевский с помощью дренажной трубки попытался
20Самая знаменитая балерина ушедшего столетия Анна Павлова. еще откачать жидкость из плевры и легких, но все было напрасно.
Родилась 12 февраля 1881г. в деревне Лигово под Петербургом, в Анна больше не приходила в сознание. Полагают, что в ночь с 22
семье швеи, Любови Павловой. Жизнь Анны была полностью посвящена на 23 января 1931 года она умерла от острого заражения крови,
балету. О ее личной жизни ничего не было известно. И лишь после занесенного недостаточно хорошо продезинфицированной дренажной
смерти в мире узнали о прекрасной и трагической истории любви, трубкой... Павлова умерла, не дожив 8 дней до своего
тайну которой легендарная балерина хранила в своем сердце долгие полувекового юбилея.
тридцать лет. Выдающая актриса, Павлова была лирической 41Память о великой русской балерине. Виктор Дандре, создав
балериной, ее отличали музыкальность и психологическая клуб поклонников своей знаменитой жены желал лишь одного — чтобы
содержательность. Анна Павлова говорила: “Балерина танцует не о великой балерине XX столетия помнили много лет. К сожалению,
ногами, а душой”. Павлова была чрезвычайно суеверной. Она истово клубу не удалось просуществовать долго. Тем не менее, имя
подмечала приметы: боялась грозы, встречи со священником, пустых русской балерины, легендарной Анны Павловой, навсегда вошло в
ведер, черных котов. То, что для других было пустяком, для нее историю мирового балета. В Голландии в ее честь вывели особый
превращалось в какой-то особый, тайный знак. сорт тюльпанов – Anna Pavlova. А в Австралии придумали
21Родители и детские годы Анны Павловой. Будущая балерина изысканное лакомство – воздушный десерт из безе, взбитых сливок
появилась на свет чуть ли не на два месяца раньше положенного и диких ягод, названный Pavlova (с ударением на букву «о»).
срока. Было морозное январское утро 1881 года, когда у бедной Павлова уникальна. Она не имела громких званий, не оставила ни
швеи, подрабатывающей иногда стиркой, родилась девочка. Ребенок последователей, ни школы. После ее смерти была распущена ее
был столь слаб, что ни соседки, суетившиеся возле кровати труппа, распродано имущество. Ей посвящены художественные и
молодой матери, ни сама роженица не надеялись, что младенец документальные фильмы («Анна Павлова», 1983 и 1985). Французский
будет жить. Однако, вопреки мрачным прогнозам, девочка выжила. балетмейстер Р. Пети поставил балет «Моя Павлова» на сборную
Ее крестили и нарекли Анной в честь святой, праздник которой в музыку. Номера ее репертуара танцуют ведущие балерины мира.
тот день значился в церковном календаре. Отца своего Анна не 42Литература. Журнал «Единственная», декабрь 2001 года. Анна
помнила. Матвей Павлов, простой солдат умер, когда дочери едва Павлова: монахиня искусства. Информационно-аналитический журнал
исполнилось два года, не оставив после себя ни наследства, ни «Женский Петербург», 2002 год. Энциклопедический словарь
орденов, ни генеральского чина. Хотя они жили в постоянной Брокгауза и Ефрона (1890-1907) Гептахор//Энциклопедия «Балет»
нищете, Любовь Федоровна, пыталась скрасить тяжелое детство Сидоров А.А. Современный танец, 1923 год. Жак-Далькроз Эмиль.
любимой дочери. На именины и Рождество девочку всегда ждали Ритм, его воспитательное значение для жизни и искусства. Шесть
подарки. лекций.Из журнала «Театр и искусство». Волконский С.М,
22Первое знакомство с балетом. когда Анне исполнилось восемь, «Выразительный человек», 1913 Миль А. Де, «Танец в Америке»
мать отвела ее в Мариинский театр на балет «Спящая красавица». Энциклопедия «Балет».
Так будущая танцовщица навсегда влюбилась в это искусство, а 43Ссылки.
через два года худенькая и болезненная девочка стала ученицей http://www.krugosvet.ru/articles/62/1006291/1006291a1.htm
Императорской балетной школы. Поступить в Императорскую балетную http://www.peoples.ru/art/theatre/ballet/pavlova/
школу — это все равно, что поступить в монастырь, такая там http://persona.rin.ru/view/f/0/10023/pavlova-anna-pavlovna Anna
царила железная дисциплина. Из школы Анна вышла когда ей было Pavlova in Australia – 1926, 1929 Tours - material held by the
шестнадцать лет со званием первой танцовщицы. National Library of Australia Pictures of Anna Pavlova -
23Учеба Павловой в Императорской балетной школе. В то время digitised and held by the National Library of Australia Creative
эта Петербургская балетная школа, несомненно, была лучшая в Quotations from Anna Pavlova(1881-1931) Andros on Ballet Heroine
мире. Учили здесь великолепно. Только тут и сохранялась еще Worship: Anna Pavlova, The Swan.
«История русского балета» | История русского балета.ppt
http://900igr.net/kartinki/mkhk/Istorija-russkogo-baleta/Istorija-russkogo-baleta.html
cсылка на страницу

Балет

другие презентации о балете

«Русский балет» - США. Балетный «Серебряный век» наступил тотчас за «Золотым веком» Петипа. Премьера балетных сезонов обернулась настоящим триумфом. Русский балет Дягилева. Михаил Фокин. Первые основанные в Америке балетные труппы появились в 1930-х годах. Имя Павловой ещё при жизни балерины стало легендарным. Сергей Павлович Дягилев.

«Романтический балет» - Музыка. Идеальная балерина. Итальянская балерина. Мария Тальони. Балерины. Новые тенденции. Интерес к фольклору. Романтический балет. Карлотта Гризи. Вацлав Нижинский. Белый цвет. Эпоха Романтизма. Героиня. Духи и приведения.

«Балет танцы» - «Неаполитанский танец» - характерный. Однажды Незнайка пришёл в музыкальный театр и увидел, что все артисты на сцене танцуют. Балет состоит из отдельных танцев. Кордебалет – группа танцоров, сопровождающих действие. Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор, написал много балетов. «Танец маленьких лебедей» - классический.

«Искусство балета» - Екатерина Максимова. Галина Уланова. Балет – музыкальный спектакль, где основным выразительным средством служит танец. «Жар – птица». Петербургская балетная школа – 1738 год. Анастасия Волочкова. Морис Лиепа. Кордебалет – массовые танцы. «Конек - горбунок». «Лебединое озеро». Исидора Дункан. Р.К.Щедрин «Анна Каренина».

«Прокофьев Ромео и Джульетта» - Балет «Ромео и Джульетта». C.C.Прокофьев. С.С.Прокофьев. Выполнили Закирова Лилия и Панова Анастасия.

«Танцы балет» - Бале?т (фр. ballet, от итал. ballo — танцую) . — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Чаще всего в основе балета лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. В своей эволюции балет всё больше приближается к спорту, теряя по дороге драматургическое значение роли, порой опережает в технике, но отстаёт в содержании.

Урок

МХК

58 тем
Картинки
Презентация: История русского балета | Тема: Балет | Урок: МХК | Вид: Картинки
900igr.net > Презентации по МХК > Балет > История русского балета.ppt