Музыка Скачать
презентацию
<<  Музыка как искусство Музыкальный образ  >>
Презентация по дисциплине «Введение в музыкальное искусство»
Презентация по дисциплине «Введение в музыкальное искусство»
Презентация по дисциплине «Введение в музыкальное искусство»
Презентация по дисциплине «Введение в музыкальное искусство»
Цель и задачи курса
Цель и задачи курса
Актуальность курса «Введение в музыкальное искусство»
Актуальность курса «Введение в музыкальное искусство»
Тема 1: музыка как отражение человеческого бытия
Тема 1: музыка как отражение человеческого бытия
Тема 2: музыка и другие виды искусства
Тема 2: музыка и другие виды искусства
Тема 3. Идея мировой музыки в истории культуры и ее значение для
Тема 3. Идея мировой музыки в истории культуры и ее значение для
ВОПРОСЫ: 1. Предпосылки появления музыки 2. Место музыки в жизни
ВОПРОСЫ: 1. Предпосылки появления музыки 2. Место музыки в жизни
Тема 5. Музыкальное произведение
Тема 5. Музыкальное произведение
Тема 6. Музыкальные жанры
Тема 6. Музыкальные жанры
Тема 7. Характеристика основных музыкальных жанров
Тема 7. Характеристика основных музыкальных жанров
Тема 8. Музыкальный стиль
Тема 8. Музыкальный стиль
Тема 1: музыка как отражение человеческого бытия
Тема 1: музыка как отражение человеческого бытия
«Неохватная широта музыкального искусства в его длительной истории и
«Неохватная широта музыкального искусства в его длительной истории и
Значение адекватного понимания сущности музыки
Значение адекватного понимания сущности музыки
Значение адекватного понимания сущности музыки
Значение адекватного понимания сущности музыки
Основные модели понимания музыки
Основные модели понимания музыки
Основные модели понимания музыки
Основные модели понимания музыки
«Вслушиваясь в музыку современных авторов, мы нередко еще больше
«Вслушиваясь в музыку современных авторов, мы нередко еще больше
Основные модели понимания музыки
Основные модели понимания музыки
Основные модели понимания музыки
Основные модели понимания музыки
Основные модели понимания музыки
Основные модели понимания музыки
Потенциал основных моделей понимания сущности музыки для процесса
Потенциал основных моделей понимания сущности музыки для процесса
Потенциал основных моделей понимания сущности музыки для процесса
Потенциал основных моделей понимания сущности музыки для процесса
Тема 2: музыка и другие виды искусства
Тема 2: музыка и другие виды искусства
Понятие эстетического
Понятие эстетического
Понятие эстетического
Понятие эстетического
Понятие эстетического
Понятие эстетического
Понятие эстетического
Понятие эстетического
Классификация – это выделение групп объектов по какому-либо признаку
Классификация – это выделение групп объектов по какому-либо признаку
Классификация видов искусства
Классификация видов искусства
Классификация видов искусства
Классификация видов искусства
Классификация видов искусства
Классификация видов искусства
Проблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов
Проблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов
Проблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов
Проблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов
Проблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов
Проблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов
Категория общего подразумевает наличие каких-то сходных признаков в
Категория общего подразумевает наличие каких-то сходных признаков в
Сходство музыки и поэзии, например, проявляется в интонационности,
Сходство музыки и поэзии, например, проявляется в интонационности,
Сходство музыки и хореографии обнаруживает себя в последовательности
Сходство музыки и хореографии обнаруживает себя в последовательности
Общими у музыки и живописи, графики, скульптуры могут быть содержание
Общими у музыки и живописи, графики, скульптуры могут быть содержание
Общность музыки и архитектуры проявляется в огромной значимости ритма,
Общность музыки и архитектуры проявляется в огромной значимости ритма,
Взаимодействие музыки и литературы
Взаимодействие музыки и литературы
Взаимодействие музыки и литературы
Взаимодействие музыки и литературы
Взаимовлияние музыки и литературы
Взаимовлияние музыки и литературы
Взаимовлияние музыки и литературы
Взаимовлияние музыки и литературы
Взаимовлияние музыки и литературы
Взаимовлияние музыки и литературы
Взаимовлияние музыки и литературы
Взаимовлияние музыки и литературы
Взаимовлияние музыки и литературы
Взаимовлияние музыки и литературы
Взаимовлияния музыки и живописи:
Взаимовлияния музыки и живописи:
Взаимовлияния музыки и живописи:
Взаимовлияния музыки и живописи:
Взаимовлияния музыки и живописи:
Взаимовлияния музыки и живописи:
Головин
Головин
Головин
Головин
Т. Салахов
Т. Салахов
Т. Салахов
Т. Салахов
Взаимовлияния музыки и живописи:
Взаимовлияния музыки и живописи:
Тема 3. Идея мировой музыки в истории культуры и ее значение для
Тема 3. Идея мировой музыки в истории культуры и ее значение для
Идея макрокосма и микрокосма – генеральная в эпоху античности
Идея макрокосма и микрокосма – генеральная в эпоху античности
Идея космической музыки в эпоху античности
Идея космической музыки в эпоху античности
Музыка поющего космоса
Музыка поющего космоса
Музыка поющего космоса
Музыка поющего космоса
Идея космической музыки в эпоху античности
Идея космической музыки в эпоху античности
Идея космической музыки в эпоху античности
Идея космической музыки в эпоху античности
Идея космической музыки в эпоху античности
Идея космической музыки в эпоху античности
Идея космической музыки в эпоху античности
Идея космической музыки в эпоху античности
Идея космической музыки в эпоху античности
Идея космической музыки в эпоху античности
Идея космической музыки в эпоху античности
Идея космической музыки в эпоху античности
Боэций(480 -525) в трактате «Наставления к музыке» говорит о трёх
Боэций(480 -525) в трактате «Наставления к музыке» говорит о трёх
Осмысление сущности музыки в Средние века
Осмысление сущности музыки в Средние века
Осмысление сущности музыки в Средние века
Осмысление сущности музыки в Средние века
Осмысление сущности музыки в Средние века
Осмысление сущности музыки в Средние века
Осмысление сущности музыки в Средние века
Осмысление сущности музыки в Средние века
Осмысление сущности музыки в Новое время
Осмысление сущности музыки в Новое время
Осмысление сущности музыки в Новое время
Осмысление сущности музыки в Новое время
Осмысление сущности музыки в Новое время
Осмысление сущности музыки в Новое время
Осмысление сущности музыки в Новое время
Осмысление сущности музыки в Новое время
Осмысление сущности музыки в Новое время
Осмысление сущности музыки в Новое время
Современные представления о мировой музыке
Современные представления о мировой музыке
Современные представления о мировой музыке
Современные представления о мировой музыке
Современные представления о мировой музыке
Современные представления о мировой музыке
Современные представления о мировой музыке
Современные представления о мировой музыке
ВОПРОСЫ: 1. Предпосылки появления музыки 2. Место музыки в жизни
ВОПРОСЫ: 1. Предпосылки появления музыки 2. Место музыки в жизни
Предпосылки появления музыки
Предпосылки появления музыки
Предпосылки появления музыки
Предпосылки появления музыки
Предпосылки появления музыки
Предпосылки появления музыки
Предпосылки появления музыки
Предпосылки появления музыки
Предпосылки появления музыки
Предпосылки появления музыки
Предпосылки появления музыки
Предпосылки появления музыки
Предпосылки появления музыки
Предпосылки появления музыки
Место музыки в жизни древнего человека
Место музыки в жизни древнего человека
Место музыки в жизни древнего человека
Место музыки в жизни древнего человека
Место музыки в жизни древнего человека
Место музыки в жизни древнего человека
А.Матисс
А.Матисс
А.Матисс
А.Матисс
А.Матисс
А.Матисс
А.Матисс
А.Матисс
Музыка и музыкальное искусство
Музыка и музыкальное искусство
Особенности древней музыки
Особенности древней музыки
Происхождение музыкального искусства
Происхождение музыкального искусства
Происхождение музыкального искусства
Происхождение музыкального искусства
Происхождение музыкального искусства
Происхождение музыкального искусства
Музыка и музыкальное искусство
Музыка и музыкальное искусство
Почему и зачем надо слушать классическую музыку
Почему и зачем надо слушать классическую музыку
Почему и зачем надо слушать классическую музыку
Почему и зачем надо слушать классическую музыку
Почему и зачем надо слушать классическую музыку
Почему и зачем надо слушать классическую музыку
Почему и зачем надо слушать классическую музыку
Почему и зачем надо слушать классическую музыку
Тема 5 Музыкальное произведение
Тема 5 Музыкальное произведение
Формирование музыкального произведения
Формирование музыкального произведения
Основные виды музыкальной деятельности
Основные виды музыкальной деятельности
Этапы становления музыкального произведения
Этапы становления музыкального произведения
Функции музыкального произведения
Функции музыкального произведения
Стороны содержания музыкального произведения
Стороны содержания музыкального произведения
Два подхода в передаче содержания средствами музыки
Два подхода в передаче содержания средствами музыки
Тема 6 Музыкальные жанры
Тема 6 Музыкальные жанры
Происхождение и развитие жанров
Происхождение и развитие жанров
Происхождение и развитие жанров
Происхождение и развитие жанров
Жанровая трансформация
Жанровая трансформация
Жанровая классификация
Жанровая классификация
Жанры инструментальной музыки
Жанры инструментальной музыки
Жанры вокальной музыки
Жанры вокальной музыки
Жанры П Р О Г Р А М М Н О Й музыки
Жанры П Р О Г Р А М М Н О Й музыки
Особые жанровые группы, где музыка вступает в синтез с другими видами
Особые жанровые группы, где музыка вступает в синтез с другими видами
Жанровая классификация О.Соколова В основе – два критерия: 1
Жанровая классификация О.Соколова В основе – два критерия: 1
Классификация жанров по содержанию
Классификация жанров по содержанию
Жанровый комплекс – это комплекс выразительных средств, характерных
Жанровый комплекс – это комплекс выразительных средств, характерных
Жанровый комплекс некоторых жанров
Жанровый комплекс некоторых жанров
Жанровый комплекс некоторых жанров
Жанровый комплекс некоторых жанров
Жанровый комплекс некоторых жанров
Жанровый комплекс некоторых жанров
Жанровый комплекс некоторых жанров
Жанровый комплекс некоторых жанров
Жанровый комплекс некоторых жанров
Жанровый комплекс некоторых жанров
Жанровый комплекс некоторых жанров
Жанровый комплекс некоторых жанров
Жанровый комплекс некоторых жанров
Жанровый комплекс некоторых жанров
Жанровый комплекс некоторых жанров
Жанровый комплекс некоторых жанров
Жанровый комплекс некоторых жанров
Жанровый комплекс некоторых жанров
Жанровый комплекс некоторых жанров
Жанровый комплекс некоторых жанров
Жанровый комплекс некоторых жанров
Жанровый комплекс некоторых жанров
Жанровый комплекс некоторых жанров
Жанровый комплекс некоторых жанров
Жанровый комплекс некоторых жанров
Жанровый комплекс некоторых жанров
Жанровый комплекс некоторых жанров
Жанровый комплекс некоторых жанров
Жанровый комплекс некоторых жанров
Жанровый комплекс некоторых жанров
Сонатно – симфонический цикл
Сонатно – симфонический цикл
Сонатно-симфонический цикл – это произведение, состоящее из
Сонатно-симфонический цикл – это произведение, состоящее из
Сонатно – симфонический цикл
Сонатно – симфонический цикл
Строение сонатной формы
Строение сонатной формы
Опера
Опера
Фрагмент из оперы Д.Шостаковича «Катерина Измайлова»
Фрагмент из оперы Д.Шостаковича «Катерина Измайлова»
Фрагмент из оперы Д.Шостаковича «Катерина Измайлова»
Фрагмент из оперы Д.Шостаковича «Катерина Измайлова»
Опера
Опера
Опера
Опера
Классификация опер по форме
Классификация опер по форме
Формы оперы, состоящей из отдельных номеров
Формы оперы, состоящей из отдельных номеров
Формы оперы, состоящей из отдельных номеров
Формы оперы, состоящей из отдельных номеров
Формы оперы, состоящей из отдельных номеров
Формы оперы, состоящей из отдельных номеров
Формы оперы, состоящей из отдельных номеров
Формы оперы, состоящей из отдельных номеров
Формы оперы, состоящей из отдельных номеров
Формы оперы, состоящей из отдельных номеров
Формы оперы, состоящей из отдельных номеров
Формы оперы, состоящей из отдельных номеров
Формы оперы, состоящей из отдельных номеров
Формы оперы, состоящей из отдельных номеров
Формы оперы, состоящей из отдельных номеров
Формы оперы, состоящей из отдельных номеров
Формы оперы, состоящей из отдельных номеров
Формы оперы, состоящей из отдельных номеров
Формы оперы, состоящей из отдельных номеров
Формы оперы, состоящей из отдельных номеров
Формы оперы, состоящей из отдельных номеров
Формы оперы, состоящей из отдельных номеров
Формы оперы, состоящей из отдельных номеров
Формы оперы, состоящей из отдельных номеров
Лейтмотив (ведущий мотив) – тема, систематически проводимая в
Лейтмотив (ведущий мотив) – тема, систематически проводимая в
Строение музыкальной драмы
Строение музыкальной драмы
Балет
Балет
Фрагмент из балета «Спартак» А.Хачатуряна
Фрагмент из балета «Спартак» А.Хачатуряна
Фрагмент из балета «Спартак» А.Хачатуряна
Фрагмент из балета «Спартак» А.Хачатуряна
Балет появился в Италии и Франции во второй половине 16 века
Балет появился в Италии и Франции во второй половине 16 века
Балет
Балет
М у з ы к а в б а л е т е
М у з ы к а в б а л е т е
В и д ы т а н ц е в
В и д ы т а н ц е в
Балет
Балет
Балет
Балет
Балет
Балет
Картинки из презентации «Музыкальное искусство» к уроку музыки на тему «Музыка»

Автор: Уважаемый клиент. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока музыки, скачайте бесплатно презентацию «Музыкальное искусство.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 5849 КБ.

Скачать презентацию

Музыкальное искусство

содержание презентации «Музыкальное искусство.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Презентация по дисциплине «Введение в музыкальное 77обусловливает собой все изменения, претерпеваемые музыкой,
искусство». Подготовлена доцентом кафедры музыки Мужчиль Мариной которая специфическим образом воспроизводит существенные и
Дмитриевной Регистрационный номер: МП 00002-07 Рекомендовано: необходимые связи как природной, так и общественной реальности.
МСФ и МОУ. Музыка – это не только отражение законов природы, она –
2Цель и задачи курса. Цель курса: дать студентам понятие о отражение законов общественного бытия человека, законов
сущности музыки и различных ее сторонах и моментах. Задачи общественно - природного целого. Разработка данной проблематики
курса: А) выявление основных моделей рассмотрения сущности весьма перспективна для дальнейшего, более глубокого осмысления
музыки и их потенциала для процесса музыкально- эстетического её феномена.
воспитания; Б) определение места музыки в жизни человека и среди 78ВОПРОСЫ: 1. Предпосылки появления музыки 2. Место музыки в
других видов искусства, выявление ее специфики; В) ознакомление жизни древнего человека 3. Происхождение музыкального искусства
студентов с различными видами музыкальной деятельности, понятием 4. Значение музыки в жизни современного человека. Тема 4.
музыкального произведения, его содержанием, функциями, способами Проблема происхождения музыки и музыкального искусства. Статус
воплощения содержания, музыкальными жанрами и стилями. музыки в жизни человека и общества.
3Актуальность курса «Введение в музыкальное искусство». Курс 79Предпосылки появления музыки. Музыка – явление
носит фундаментальный характер и дает возможность обратиться к универсальное, являющееся непременным атрибутом жизни людей всех
музыке как к целостному явлению, рассмотреть все ее элементы в регионов Земли, находящихся на любой стадии исторического
контексте целого. Он дает возможность ознакомиться с основными развития.
музыкальными понятиями в начале обучения, что поможет в 80Предпосылки появления музыки. Как пишет Г.Кнеплер: «Нам
дальнейшем лучше ориентироваться при изучении материала курсов, неизвестно ни одно человеческое сообщество, которое обходилось
носящих частный характер. Курс обеспечивает более основательную бы или обходится без музыки. Она является настолько
подготовку к написанию дипломных и курсовых работ по методике элементарной, настолько всеобщей формой выражения человеческого
музыкального образования. Углубленная разработка любой из тем духа, что мы не можем и надеяться на то, чтобы понять ее
курса может лечь в основу дипломной работы. сущность и ее функции без основательного изучения музыки в ее
4Тема 1: музыка как отражение человеческого бытия. ВОПРОСЫ: взаимосвязи с процессом становления человека в целом» (Цит. по:
1.Проблема адекватного понимания сущности музыки 2.Основные Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. – М.:
модели понимания сущности музыки 3.Потенциал основных моделей Сов.композитор , 1988, с. 25).
понимания сущности музыки для процесса музыкально-эстетического 81Предпосылки появления музыки. Звуки природы: пение птиц,
воспитания. журчание воды, шелест деревьев, раскаты грома и т.Д.
5Тема 2: музыка и другие виды искусства. ВОПРОСЫ: 1.Понятие 82Предпосылки появления музыки. Звуки, извлекаемые из орудий
эстетического 2. Классификации видов искусства 3.Проблема труда, охоты: звон натянутой тетивы лука, удары по дереву и т.Д.
всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов искусства (Первые примитивные музыкальные инструменты немногим отличаются
4.Взаимодействие музыки с другими видами искусства. от простых орудий труда).
6Тема 3. Идея мировой музыки в истории культуры и ее значение 83Предпосылки появления музыки. Ритмичность трудового
для осмысления сущности музыки. ВОПРОСЫ: 1.Идея космической процесса, являвшаяся необходимым условием успешности
музыки в эпоху античности 2. Осмысление музыки в Средние века. осуществления коллективной деятельности.
3.Осмысление сущности музыки в Новое время 4.Современные 84Предпосылки появления музыки. Подражание интонациям
представления о мировой музыке. человеческой речи, заключающим в себе повышения и понижения
7ВОПРОСЫ: 1. Предпосылки появления музыки 2. Место музыки в голоса, паузы, акценты, ускорения и замедления, громкость и ее
жизни древнего человека 3. Происхождение музыкального искусства изменения и т.Д.
4. Значение музыки в жизни современного человека. Тема 4. 85Предпосылки появления музыки. Художественный дар человека,
Проблема происхождения музыки и музыкального искусства. Статус позволивший ему не просто подражать звукам окружающей его
музыки в жизни человека и общества. действительности, но с помощью этих звуков выражать свои
8Тема 5. Музыкальное произведение. ВОПРОСЫ: Формирование впечатления, чувства, мысли.
музыкального произведения Основные виды музыкальной деятельности 86Место музыки в жизни древнего человека. В зарождающихся
Функции музыкального произведения Содержание музыкального человеческих сообществах нет разделения на музыку и жизнь.
произведения. Способность «музыкального уха» непосредственно вплетена в
9Тема 6. Музыкальные жанры. ВОПРОСЫ: 1.Происхождение и контекст человеческой повседневности, в процесс общения человека
развитие жанров 2.Жанровая классификация 3.Жанровый комплекс. с миром и другими людьми.
10Тема 7. Характеристика основных музыкальных жанров. ВОПРОСЫ: 87Место музыки в жизни древнего человека. Способность
1. Опера 2. Балет 3. Вокально-симфонические жанры 4.Симфония, музыкального чувства является достоянием каждого человека,
соната, концерт. каждого члена древнего сообщества. В патриархальных обществах
11Тема 8. Музыкальный стиль. ВОПРОСЫ: 1. Понятие музыкального нет деления на творцов музыки и ее потребителей, поскольку
стиля 2.Стили старинной музыки 3.Классицизм 4.Романтизм 5.Стили творчество жизни здесь – подлинно коллективный процесс.
современной музыки. 88Место музыки в жизни древнего человека. Конечной целью
12Тема 1: музыка как отражение человеческого бытия. ВОПРОСЫ: музицирования является не создание музыкального произведения,
1.Проблема адекватного понимания сущности музыки 2.Основные предназначенного для потребления третьими лицами, как это
модели понимания сущности музыки 3.Потенциал основных моделей происходит в более поздние эпохи, а изменение самого индивида,
понимания сущности музыки для процесса музыкально-эстетического гармонизация его душевных сил, приведение их в равновесие с
воспитания. окружающим миром.
13«Неохватная широта музыкального искусства в его длительной 89А.Матисс. Танец.
истории и на планетарном географическом пространстве и на 90А.Матисс. Музыка.
синхроническом, и на диахроническом срезе повлекла за собой 91Музыка и музыкальное искусство. А. Д. Б. Г. В. Музыка –
разноликость явлений, обозначаемых словом «музыка», живое, актуальное состояние человека. Артельное пение.
неоднородность самого этого понятия…И в настоящее время, в 92Особенности древней музыки. Таким образом, существование
начале ХХI столетия, при произнесении слова «музыка» непременно музыки на ранних этапах развития человеческого общества,
требуется уточнение – какая музыка: джазовая, эстрадная, обнажает ее сущностную специфику, которая выступает как
академическая, традиционная восточная или иная… Разграничения творчество одной из важнейших сущностных сил человека, как
видов музыки шли по самым разнообразным признакам: Запад – формирование человеческой слуховой способности в процессе
Восток, древность – современность, искусство и наука, культура совместно осуществляемой жизнедеятельности. Первоначальная
светская и духовная, пение и инструментальная игра, целостность общественной жизнедеятельности, коллективное,
индивидуальное авторское и анонимное традиционное творчество, общинное устройство общественной жизни получает отражение в
сочинения композиторов и фольклор, искусство устной характере содержания музыки, выступающего как выражение и
(импровизационной) и письменной традиции, музыка как закрепление «Мы - чувства», и в способе ее функционирования, при
произведение и как деятельность, музыка прикладная и автономная котором человек выступает субъектом, творцом музыки, вызывающим
и т. д….Пожалуй, можно лишь удивляться тому, что столь великое ее к жизни своим собственным душевным усилием. В обществе, где
многообразие форм мировой музыкальной культуры удается еще не проявилось отчуждение, музыка выступает живым, актуальным
обозначить всего лишь одним термином МУЗЫКА» (Холопова В. состоянием каждого члена данного сообщества.
Понятие «музыка» // Музыкальная академия. 2003. №4, с.1). 93Происхождение музыкального искусства. Происходящее в
14Значение адекватного понимания сущности музыки. В курсе процессе развития человеческой истории расслоение общества,
«Введение в музыкальное искусство» важно не просто зафиксировать связанное с закреплением функций целеполагания и исполнения за
многообразие форм мировой музыкальной культуры и множество разными группами индивидов, имеет следствием раскол
определений феномена «музыка», но попытаться найти универсальное человеческого мира на совокупность обособленных реальностей – на
понятие, которое отражает сущность музыки, то есть способ ее мир исполнительского, репродуктивного существования, мир
формирования. чувственно, непосредственно данной необходимости, связанный с
15Значение адекватного понимания сущности музыки. Для будущего обеспечением физического существования, и духовный мир
учителя музыки это вопрос первостепенной важности. Ведь от того, человеческой свободы, творческого самоопределения, находящийся
что разумеют под музыкой, в немалой степени зависит способ за пределами повседневности и возвышающийся над ней.
организации процесса музыкально-эстетического воспитания и 94Происхождение музыкального искусства. Ранее целостная
обучения, постановка тех или иных целей и задач, получение опоэтизированная жизнь дробится на частные определения, которые
разных, порой совершенно неожиданных и нежелательных в своем реальном существовании вполне могут не пересекаться, -
результатов. жизнь и поэзию, пользу и красоту, прозу обыденного существования
16Основные модели понимания музыки. Первая модель Музыка – это и праздничный мир прекрасных грез, призванный восполнить собой
«вид искусства, в котором художественные образы формируются с красоту, уходящую из реальных человеческих отношений, все более
помощью звуков и который характеризуется особо активным превращающихся во внешнюю связь безразличных друг к другу
воздействием на внутренний мир обособленных индивидов, основанную на взаимовыгодных обменах и
человека»(Эстетика:Словарь-М.,1989). взаимном использовании.
17Основные модели понимания музыки. Первая модель. Жизнь. 95Происхождение музыкального искусства. Эти процессы находят
Музыка. выражение в конституировании социального института искусства,
18«Вслушиваясь в музыку современных авторов, мы нередко еще концентрирующего в себе красоту, отчужденную от реального
больше погружаемся в пучину наших проблем и противоречий, не человеческого существования. С особой силой они проявляют себя в
можем выбраться из них. Сознанию не за что ухватиться – слишком эпоху Нового времени, связанную с зарождением и формированием
мало положительного материала». (Розин В.М. Музыка на рубеже 21 капиталистических отношений, представляющих собой усиление
века// Музыка в школе. – 1990 - №3). процессов разделения деятельности. Именно в это время музыка
19Основные модели понимания музыки. Вторая модель Музыка – это отделяется в самостоятельную, в самодостаточную сферу, что
выражение смыслов человеческого бытия с помощью звуков, находит свое выражение в возникновении концертной формы
обладающих высотой и длительностью, специфическое отражение музицирования, представляющего собой встречи с музыкой в особом,
закономерностей общественной жизнедеятельности человека. локализованном пространстве и времени концертного зала, слушания
20Основные модели понимания музыки. Музыка – это «жизнь, музыки не как формы связи с другим человеком, а ради музыки как
обернувшаяся прекрасными звуками»(В.Медушевский). определенной звуковой организации.
21Основные модели понимания музыки. Вторая модель. М у з ы к 96Музыка и музыкальное искусство. Исполнитель. Исполнитель.
а. См - смысл Ср – средства Исп. – исполнение Р - результат. Ж и Публика. Музыкальное искусство – локализованный в пространстве и
з н ь. Р1. Р2. Р3. Исп1. Исп3. Исп3. Ср1. Ср2. Ср3. См1. См 2. времени мир музыкальных произведений, созданный композиторами, в
См3. который слушатели попадают с помощью исполнителей. Композитор.
22Потенциал основных моделей понимания сущности музыки для 97Почему и зачем надо слушать классическую музыку.
процесса музыкально-эстетического воспитания. Первая модель Способствует сохранению и восстановлению физического и
ориентирует на осуществление музыкальной деятельности как психического здоровья. Музыка.
манипулятивной, отвлеченной от жизненных смыслов самих учащихся, 98Почему и зачем надо слушать классическую музыку. Знание ее
в процессе которой осваиваются лишь специфически музыкальные помогает сформировать имидж просвещенного, преуспевающего
закономерности, приобретаются знания, умения и навыки в области человека. Музыка.
музыки, что, конечно, необходимо, но совершенно недостаточно для 99Почему и зачем надо слушать классическую музыку. Освоение
их личностного становления. музыки усиливает интеллектуальные способности. Музыка.
23Потенциал основных моделей понимания сущности музыки для 100Почему и зачем надо слушать классическую музыку.
процесса музыкально-эстетического воспитания. Вторая модель Способствует формированию духа и помогает прикоснуться к тайнам
задает образ музыкальной деятельности как процесса вхождения бытия. Музыка.
учащихся в пространство человеческой жизни, пространство проблем 101Тема 5 Музыкальное произведение. Вопросы: Формирование
и смыслов человеческого существования. Освоение этого музыкального произведения Основные виды музыкальной деятельности
пространства - необходимое условие, контекст формирования их Функции музыкального произведения Содержание музыкального
личностного пространства, осмысления ими собственного Я и своего произведения.
места в мире, что собственно и является задачей музыкального 102Формирование музыкального произведения. - Древняя музыка
образования. всегда связана с текущей жизненной ситуацией, она носит
24Тема 2: музыка и другие виды искусства. ВОПРОСЫ: 1.Понятие импровизационный характер. - Разделение общественной
эстетического 2. Классификации видов искусства 3.Проблема деятельности на духовную и физическую приводит к появлению
всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов искусства людей, не участвующих непосредственно в процессе
4.Взаимодействие музыки с другими видами искусства. жизнеобеспечения, имеющих возможность заниматься только музыкой.
25Понятие эстетического. Термин «эстетика» происходит от На смену импровизации приходит композиция.
греческого слова «эстезис» (ощущение, чувственное восприятие). 103Основные виды музыкальной деятельности. К (и,с). С (и,к). И
Впервые его ввел в обиход немецкий философ А. Баумгартен (1714 – (с,к). П.
1762). Он выделял три сферы духовного мира человека: разум, волю 104Этапы становления музыкального произведения. Замысел
и чувство. Первые две сферы издавна изучались логикой и этикой. композитора Фиксация замысла в виде нотного текста Создание
Баумгартен уравнял в правах учение о чувстве и назвал его исполнителем звучащего варианта произведения Восприятие
эстетикой. произведения слушателем, формирующим свое представление о нем.
26Понятие эстетического. Эстетическое – это сфера собственно 105Функции музыкального произведения. Удовлетворение
человеческой чувственности, сфера осмысления человеком мира с эстетической потребности общественного человека.
точки зрения прекрасного, безобразного, комического, Эстетико-воспитательная функция. Атрибут быта. Познавательная
трагического, возвышенного, низменного и т.д. функция. Педагогическая функция. Развлекательная функция.
27Понятие эстетического. Задача эстетического воспитания – Терапевтическая функция.
формирование человеческой чувственности, того, что И.Кант 106Стороны содержания музыкального произведения. Фабула – цепь
называл способностью суждения, Э.В. Ильенков - образным событий, о которых повествуется в произведении. Идея
мышлением, фантазией, силой воображения. произведения – чувственно воплощенная основная музыкальная
28Понятие эстетического. Концентрированное выражение мысль. Музыкальный образ – непосредственно открывающийся
эстетическое находит в искусстве. Искусство существует в музыкальному чувству целостно выраженный характер, запечатление
конкретных своих видах: живопись, скульптура, графика, чувств и душевных состояний.
архитектура, литература, поэзия, архитектура, музыка, 107Два подхода в передаче содержания средствами музыки.
хореография, театр, кино, телевидение, прикладное и декоративное Изображение. Подражание звукам реальности (зовам кукушки, стуку
искусство. колес и т.д.). Выражение – передача чувств, настроений,
29Классификация – это выделение групп объектов по какому-либо разнообразия человеческих характеров. Воспроизведение
признаку. Классификация видов искусства. беззвучных, безгласых объектов(«Бога- тырские ворота»
30Классификация видов искусства. Изобразительные искусства Мусоргского, «Облака» Дебюсси).
обращены к внешнему, объективному миру. Это живопись, 108Тема 6 Музыкальные жанры. Вопросы: Происхождение и развитие
скульптура, графика. Выразительные искусства обращены к жанров Жанровая классификация Жанровый комплекс.
внутреннему, субъективному миру. Это музыка, поэзия. 109Происхождение и развитие жанров. Музыкальные жанры – это
Изобразительные искусства. Выразительные искусства. роды и виды музыкальных произведений, исторически сложившиеся в
31Классификация видов искусства. Пространственные искусства связи: с различными социальными функциями музыки с определенными
воспринимаются зрением. Это живопись, скульптура, графика, типами ее содержания с условиями ее исполнения и восприятия.
архитектура. Выразительные искусства разворачиваются во времени 110Происхождение и развитие жанров. Основа для развития жанров
и воспринимаются слухом. Это музыка, поэзия, литература. – их возникновения, исчезновения и перерождения – развитие
Пространственные искусства. Временные искусства. общественной практики человека.
32Классификация видов искусства. Классификация видов 111Жанровая трансформация. Историческая трансформация:
искусства. Временные искусства: поэзия, музыка. Пространственные изменения сонаты; лирическая песня русского крестьянского быта
искусства:живопись, скульптура, графика, архитектура. городская песня, городской романс современная авторская песня.
Пространственно-временные искусства – результат взаимодействия Детализация, расслоение: вальс – бальный, вальс-бостон, джаз –
пространственных и временных видов искусства. Это драма, балет, вальс; марш – игрушечный, военный и т.д. Взаимодействие жанров:
кинематограф. Пространствен- но-временные искусства. опера-оратория, опера – балет и т.д.
Пространственно- временные искусства. Пространст- венные 112Жанровая классификация. Инструментальная музыка
искусства. Прост- ранствен- ные искусства. Временные искусства. («бессловесная»). Классификация, опирающаяся на отношение музыки
Временные искусства. и слова. Вокальная музыка (с «параллельным» словесным текстом.
33Проблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других Программная музыка (программа – «словесное введение» в
видов искусства. Всеобщее в соотношении различных видов инструментальное Сочинение).
искусства – это их сущностное единство. Это единство заключается 113Жанры инструментальной музыки. Пьеса: танцы (гавот, вальс,
в том, что все они являются формами мироотношения человека, полька и др.) скерцо, прелюдия, этюд, токката, ноктюрн, рондо,
эстетическим отражением его общественной жизнедеятельности. рапсодия, поэма, фантазия. В а р и а ц и и. Циклы: сюиты, сонаты
Музыка порождается тем же миром, который видит перед собой (трио, квартеты, квинтеты и т.д.), симфонии. Сочетания и
художник, теми же событиями и человеческими отношениями, которые переплетения жанровых истоков в одном произведении (напр., пьеса
осмысливает писатель, в ней воплощается тот же общий настрой с элементами вариаций).
жизни, который пытается передать архитектор. 114Жанры вокальной музыки. Сольно- вокальные жанры: песня,
34Проблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других романс, баллада, ария, элегия, серенада, баркарола, вокальный
видов искусства. Каждый вид искусства обладает своей спецификой, цикл. Хоровые жанры: хоровая миниатюра, хоровой цикл, кантата,
своими возможностями в воспроизведении закономерностей и оратория, произведения литургического характера.
характеристик человеческого бытия. Специфика музыки – в 115Жанры П Р О Г Р А М М Н О Й музыки. Увертюра. С п р о г р а
средствах, которыми она располагает – звуках, обладающих высотой м м о й. Симфоническая поэма. Симфоническая картина.
и длительностью, в ее интонационной природе. Инструментальная пьеса.
35Проблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других 116Особые жанровые группы, где музыка вступает в синтез с
видов искусства. Интонация – с лат. «произношу нараспев, другими видами искусства. Музыкально- театральные произведения:
запеваю, пою первые слова» – многозначное понятие, выражающее балет, опера, оперетта, мюзикл. Музыка к драматическим
звуковое воплощение музыкального содержания. Б.В. Асафьев спектаклям, телевизионным постановкам, кинофильмам.
определял музыку как «искусство интонируемого смысла», а 117Жанровая классификация О.Соколова В основе – два критерия:
интонацию называл основной формой «проявления мысли» в музыке. 1.Взаимодействие музыки и других видов искусства 2.Жизненное
36Категория общего подразумевает наличие каких-то сходных применение произведения.
признаков в различных явлениях. Проблема всеобщего и общего в 118Классификация жанров по содержанию. Лирические жанры
соотношении музыки и других видов искусства. (запечатление чувств, переживаний, настроений): песня, романс,
37Сходство музыки и поэзии, например, проявляется в ноктюрн, колыбельная, поэма, серенада, элегия, пастораль,
интонационности, членении на фразы, ритмической организации. баркарола. Эпические жанры (объективное начало,
Проблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов повествовательность): былина, дума, гимн, баллада, рапсодия,
искусства. увертюра, новеллетта, сказка, картина. Жанры, связанные с
38Сходство музыки и хореографии обнаруживает себя в движением (моторные): танец, марш, этюд, токката, скерцо,
последовательности элементов, их чередовании на основе принципов юмореска, рerpetuum mobile.
тождества и контраста. Проблема всеобщего и общего в соотношении 119Жанровый комплекс – это комплекс выразительных средств,
музыки и других видов искусства. характерных для того или иного жанра.
39Общими у музыки и живописи, графики, скульптуры могут быть 120Жанровый комплекс некоторых жанров. Аллеманда – старинный
содержание (через программность) и выразительные средства танец, небольшое произведение, умеренный темп, четырехдольный
(оркестровый колорит, инструментальная фактура). Проблема размер, движение преимущественно ровными мелкими длительностями,
всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов общий характер – лирически смягченная моторность.
искусства. 121Жанровый комплекс некоторых жанров. Куранта – старинный
40Общность музыки и архитектуры проявляется в огромной танец, небольшое произведение, подвижный темп, трехдольный
значимости ритма, в отражении не отдельных сторон и частностей размер, движение преимущественно ровными мелкими длительностями;
жизни, а ее сердцевины, ее духа. Проблема всеобщего и общего в общий характер – оживленно – моторный.
соотношении музыки и других видов искусства. 122Жанровый комплекс некоторых жанров. Сарабанда – старинный
41Взаимодействие музыки и литературы. Наиболее часты и танец-шествие, небольшое произведение, медленный темп,
плодотворны связи музыки и литературы. Они могут вступать в трехдольный размер с акцентом на второй доле, аккордовый склад;
прямой синтез или оказывать друг на друга влияние. общий характер – сосредоточенность, психологическая
42Взаимодействие музыки и литературы. Прямой синтез порождает углубленность, лирическая модификация танцевальности.
словесно - музыкальные жанры: песню и романс (лирика); кантату и 123Жанровый комплекс некоторых жанров. Жига - старинный танец,
ораторию (эпос); оперу, оперетту, мюзикл (драма). небольшое произведение, быстрый темп, преимущественно трех- (
43Взаимовлияние музыки и литературы. Появление музыкальных шести -, девяти-, двенадцати -) дольный размер, триольное
произведений на литературные темы («Ромео и Джульетта» движение, ритмическая упругость; общий характер – моторность,
Чайковского, «Дон Кихот» Р.Штрауса и др.). энергия, блеск.
44Взаимовлияние музыки и литературы. Заимствование музыкой 124Жанровый комплекс некоторых жанров. Менуэт – старинный
жанров у литературы (баллада, поэма). танец, небольшое произведение, умеренный темп, трехдольный
45Взаимовлияние музыки и литературы. Посвящение теме музыки размер, типичны плавность мелодии, обороты (в частности,
литературных произведений. каденционные), воспроизводящие реверансы; общий характер –
46Взаимовлияние музыки и литературы. Музыка становится грация, плавность, лирически смягченная танцевальность.
источником жанров для литературы («Песнь о вещем Олеге» Пушкина, 125Жанровый комплекс некоторых жанров. Скерцо – произведение
«Левый марш» Маяковского). небольшой или средней протяженности, быстрый темп, трех- (шести
47Взаимовлияние музыки и литературы. Проникновение музыкальной -) дольный размер, типичны ритмическая и артикуляционная
формы в литературу. (стаккато) острота, инструментальность мелодии, регистровые и
48Взаимовлияния музыки и живописи: Произведения живописи тембровые переклички мотивов, фраз, неожиданные резкие сдвиги
служат темами музыкальных произведений («Картинки с выставки» (динамические, фактурные, регистровые и др.); общий характер –
Мусоргского по рисункам В.А. Гартмана, «Фрески Дионисия» неудержимое стремительное движение, жизнерадостная энергия.
Щедрина). 126Жанровый комплекс некоторых жанров. Этюд – небольшое
49Взаимовлияния музыки и живописи: Живописные жанры проникают произведение, типичны быстрый или умеренно быстрый темп,
в музыку (портрет, пейзаж, жанровая сцена). ритмическое и фактурное единообразие, определенная
50Взаимовлияния музыки и живописи: Живописцы создают портреты инструктивно-техническая исполнительская задача.
музыкантов, запечатлевают процесс слушания музыки на своих 127Жанровый комплекс некоторых жанров. Токката старинная –
полотнах. небольшая протяженность, типична свободная композиция с
51Головин. Портрет Ф.Шаляпина в роли Бориса Годунова. чередованием пассажно – технических и напевно – декламационных
52Т. Салахов. Портрет Шостаковича. разделов, резкими контрастам (в том числе и темповыми); характер
53Взаимовлияния музыки и живописи: Известны попытки воплощения местами патетический, местами – виртуозно – моторный.
музыкальных жанров - форм в живописи (сонаты, симфонии М. 128Жанровый комплекс некоторых жанров. Токката новая –
Чюрлениса). небольшое произведение, типичны быстрый или умеренно – быстрый
54Тема 3. Идея мировой музыки в истории культуры и ее значение темп, ритмическое и фактурное единообразие.
для осмысления сущности музыки. ВОПРОСЫ: 1.Идея космической 129Жанровый комплекс некоторых жанров. Ноктюрн – небольшое
музыки в эпоху античности 2. Осмысление музыки в Средние века. произведение, медленный или умеренный темп, типичная фактура –
3.Осмысление сущности музыки в Новое время 4.Современные певучая мелодия на фоне мягко волнистой фигурации широкого
представления о мировой музыке. диапазона; общий характер – мечтательная, порой взволнованная
55Идея макрокосма и микрокосма – генеральная в эпоху лирика.
античности. Идея космической музыки в эпоху античности. 130Жанровый комплекс некоторых жанров. Рапсодия – небольшая или
56Идея космической музыки в эпоху античности. Слово «космос» средняя протяженность, типичны свободная композиция, включающая
первоначально обозначало у древних греков порядок, меру, несколько контрастирующих между собой (в частности, по темпу) и
прекрасное устройство. Большой космос, макрокосм, понимался ими разнородных по материалу разделов, тематизм народно-песенного и
как музыкально звучащее целое. В представлении древних греков народно-танцевального склада, виртуозная фактура; характер
каждая планета обладает своим собственным тоном, а их общее преимущественно блестяще – виртуозный.
звучание образует прекрасную космическую музыку. 131Жанровый комплекс некоторых жанров. Вальс -
57Музыка поющего космоса. умеренно-подвижный темп, размер 3/4, который подчеркивается в
58Идея космической музыки в эпоху античности. «Микрокосм не аккомпанементе гармоническим басом на первой доле такт аккордом
просто малая часть целого, не один из элементов вселенной, но на второй и тем же аккордом или его обращением на третьей.
как бы её уменьшенная и воспроизводящая реплика. Согласно идее, 132Жанровый комплекс некоторых жанров. Марш – строго
высказывавшейся и богословами, и поэтами, микрокосм столь же размеренный темп, четкий, пунктирный ритм, четырехдольный
целостен и завершен в себе, как и большой мир. Микрокосм размер.
мыслился в виде человека, который может быть понят только в 133Жанровый комплекс некоторых жанров. Баркарола – размер, как
рамках параллелизма «малой» и «большой вселенной» (Гуревич А.Я. правило, 6/8, движение мелодии мягкое, «колеблющееся»,
Категории средневековой культуры. – М., 1972, с. 52 ). ритмический рисунок сопровождения монотонный, характер
Следовательно, музыка, творимая человеком, – это отражение лирический.
музыки, порождаемой космосом. 134Жанровый комплекс некоторых жанров. Мазурка – оживленный
59Идея космической музыки в эпоху античности. Музыка для трехдольный танец, в котором притопывания и подскоки несущихся
древних греков – это не просто набор приятных для слуха пар сменяются плавным скольжением и кружением, часто
звучаний, она – модель мира, звуковое выражение связей, используется пунктирный ритм на первой доле.
существующих в нем. Законы мира – это музыкальные законы. 135Сонатно – симфонический цикл. Концерт (исполняется
60Идея космической музыки в эпоху античности. Гармония - солирующим инструментом и оркестром). Симфония (исполняется
основное понятие античной эстетики. Гармоничен мир, космос, симфоническим оркестром). Соната (исполняется одним или
человек. Произведения искусства возникают не случайно, не по несколькими инструментами).
прихоти отдельного человека, а благодаря гармонии, пронизывающей 136Сонатно-симфонический цикл – это произведение, состоящее из
мироздание и проявляющейся в творениях художника. С помощью последования нескольких (трех или четырех, реже двух)
музыки можно привнести гармонию мироздания во внутренний мир самостоятельных частей, разных по характеру и темпу,
человека, настроить его на лад целого. Отсюда огромное внимание объединенных общностью художественного замысла.
к музыке в эпоху античности как средству исцеления от различных 137Сонатно – симфонический цикл.
душевных и телесных недугов. 138Строение сонатной формы. Разработка. Реприза. Экспозиция.
61Идея космической музыки в эпоху античности. Музыка в Древней Г.п. – главная партия Св.п. – связующая партия П.п. – побочная
Греции также является важнейшим средством воспитания достойного партия З.п. – заключительная партия. Г.п. Св.п. П.п. З.п. Т Д Д
гражданина, человека мужественного и разумного. Вся жизнь Активная, Лири- устрем- ческая ленная. Арена борьбы Материал
граждан идеального Государства Платона пронизана «хореей», т.е. экспозиции в преобразованном виде. Г.п. Св.п. П.п. З.п. Т Т Т.
пением и танцами. Необразованным для Платона является тот, кто 139Опера. Опера – музыкально – драматическое произведение для
не умеет петь в хоре. исполнения в театре, при сценической обстановке.
62Идея космической музыки в эпоху античности. Большое внимание 140Фрагмент из оперы Д.Шостаковича «Катерина Измайлова».
древние греки уделяли ладам, каждый из которых наделялся ими 141Опера. Опера родилась в Италии в начале 17 века в среде
определенным этико – эстетическим содержанием. Аристотель отдает музыкантов, литераторов, ученых, мечтавших о возрождении
предпочтение дорийскому ладу, оказывающему укрепляющее, греческой трагедии, представления, которое подобно античным
уравновешивающее воздействие своей «мужественностью» и спектаклям объединило бы драму, музыку и танец. Первая опера
«важностью». «Эвридика» была поставлена в 1600 году (либретто Оттавио
63Идея космической музыки в эпоху античности. Таким образом, в Ринучини, музыка Якопо Пери).
эпоху античности музыка рассматривается не как один из элементов 142Опера. Структура оперы: опера делится на акты (действия), а
мира, существующий наряду с другими, а как всеобщее, нередко, кроме того, и на картины (крупные части актов). Может
универсальное начало. Музыкально - прекрасное в понимании иметься подразделение на сцены, то есть отрезки более короткие,
древних греков лежит не за пределами мира, в котором живет намечающиеся в связи с изменением сценических ситуаций, состава
человек, а является неотъемлемым моментом этого мира, составляет действующих лиц и т. д.
его суть. 143Классификация опер по форме. Оперы, состоящие из отдельных
64Боэций(480 -525) в трактате «Наставления к музыке» говорит о номеров. Музыкальные драмы с более или менее непрерывным
трёх видах музыки: мировой, человеческой и инструментальной. развитием музыкальной ткани и, таким образом, не делящиеся на
Осмысление сущности музыки в Средние века. отдельные, внутри себя законченные пьесы.
65Осмысление сущности музыки в Средние века. Мировая музыка, 144Формы оперы, состоящей из отдельных номеров. Речитатив –
по Боэцию, – это выражение ритмов движения светил, смены времен форма музыкальной речи полунапевного, полуразговорного
года и т.д. Человеческая музыка – это выражение связей внутри характера; в речитативе происходит развитие действия.
человека, его разумной и чувственной частей души. 145Формы оперы, состоящей из отдельных номеров. Ария –
Инструментальная музыка – звучания, производимые различными законченный сольный номер, раскрывающий душевную жизнь героя,
инструментами. его мысли, чувства, черты характера в обобщенном виде; ария
66Осмысление сущности музыки в Средние века. Представление о создает известную задержку действия ради более широкого развития
мире как о звучащем целом характерно не только для западной лирических моментов; замкнутыми формами сольного высказывания
культуры, но и для восточной. героя также являются каватина, песня, романс, баллада, серенада,
67Осмысление сущности музыки в Средние века. Средневековые канцона, куплеты и т.д.
арабские ученые утверждают, что музыкальные лады и ритмы имеют 146Формы оперы, состоящей из отдельных номеров. Ариетта –
внутреннюю связь с небесными светилами, временами года и суток, короткая, маленькая ария.
цветами, запахами, темпераментами людей. 147Формы оперы, состоящей из отдельных номеров. Монолог –
68Осмысление сущности музыки в Средние века. Китайскими сольный номер, по широте мелодии, напевности и яркости интонации
мыслителями музыка включается в общую модель мироздания и примыкающий к арии, но избегающий свойственной классическим
рассматривается как проявление космических сил. Озаренный образцам сосредоточенности на одной или двух темах; тем здесь
художник ощущает себя в единстве с миром. В состоянии может быть столько, сколько подскажет текст.
абсолютного созвучия он словно пребывает в центре Вселенной. 148Формы оперы, состоящей из отдельных номеров. Ариозо - особая
69Осмысление сущности музыки в Новое время. Начиная с эпохи вокальная форма, как бы промежуточная ступень между мелодией
Возрождения мысль о мировой музыке существенно корректируется. широкого песенного типа и речитативом.
Эпоха Возрождения – время опустошительных войн, духовных и 149Формы оперы, состоящей из отдельных номеров. Сцена -
материальных кризисов, социальной разобщенности - дает начало совокупность арии и речитатива, который ей предшествует.
представлению о мире как лишенном порядка, гармонии. Музыка, 150Формы оперы, состоящей из отдельных номеров. Ансамбли –
звучащая в нем, тоже утратила красоту и стройность, став номера для нескольких исполнителей, по числу участников
беспорядочной, фальшивой и дисгармоничной. называемые дуэтами, трио, квартетами и т. д.
70Осмысление сущности музыки в Новое время. Эту мысль в 151Формы оперы, состоящей из отдельных номеров. Финал –
мифологической форме выражает Джамбаттиста Марино(1569 -1625). В заключительный номер действия, в котором, как правило, участвуют
«Священных проповедях» он пишет о том, что мир изначально был как солисты, так и хор.
исполнен «музыкальными соразмерностями». Но Люцифер нарушил 152Формы оперы, состоящей из отдельных номеров. Увертюра -
порядок и был удален Богом из райской капеллы. Человек, инструментальная пьеса, служащая введением ко всей опере; темы
«обратясь душой к пагубному примеру и приклонив свой слух к увертюры часто заимствуются из самой оперы, иногда такой
дьявольским наущениям, также покинул свою партию, потерял равным тематической связи нет и увертюра вводит в круг настроений оперы
образом правильный тон и последовал фальцету лживого голоса, лишь в самом общем смысле.
возносившего его высоко: «Будете, как боги, познаете добро и 153Формы оперы, состоящей из отдельных номеров. Антракт –
зло». И человек стал со всеми в разладе и раздоре. Из-за этой инструментальная пьеса, служащая вступлением к отдельному
дисгармонии вся природа повернулась вверх дном и странным действию.
образом изменился и нарушился прекрасный порядок, который был ей 154Формы оперы, состоящей из отдельных номеров. Интермеццо –
дан первоначально». инструментальная пьеса, помещенная внутри акта; иногда
71Осмысление сущности музыки в Новое время. Для романтиков инструментальный номер внутри акта носит название, отчетливо
музыка – это слышимый универсум, отражение порядка и гармонии определяющее его характер, - марш, ноктюрн и т. д.
Вселенной. Однако к реальному миру, в котором они живут, всё это 155Формы оперы, состоящей из отдельных номеров. Балет - ряд
не относится. Реальным миром романтик разочарован. Это мир танцев характерных или бальных, часто вводящихся в средних
пользы, пошлости и грубой прозы, где нет места красоте, где она актах.
не нужна. 156Лейтмотив (ведущий мотив) – тема, систематически проводимая
72Осмысление сущности музыки в Новое время. Ситуация в первоначальном или варьированном виде в разных местах оперы.
раздельного существования пользы и красоты ярко представлена в Лейтмотив может служить характеристикой действующего лица,
стихотворении А.С. Пушкина «Поэт и толпа»: И толковала чернь чувства, настроения, явления природы и т.п., вплоть до идеи
тупая: «Зачем так звучно он поет? Напрасно ухо поражая, К какой отвлеченного характера.
он цели нас ведет? О чем бренчит? чему нас учит? Зачем сердца 157Строение музыкальной драмы. Действия музыкальной драмы часто
волнует, мучит Как своенравный чародей. Как ветер песнь его подразделяются на сцены – целые драматические эпизоды с участием
свободна, Зато как ветер и бесплодна: Какая польза нам от ней? нескольких действующих лиц, а иногда и хора. Внутри сцены может
73Осмысление сущности музыки в Новое время. С помощью музыки наблюдаться сплошная текучесть и отсутствие оформленных частей
художник переносится в мир иной – мир мечты, поэзии и красоты. В или выявляются отдельные части, относительно замкнутые. Такими
эпоху романтизма он стал восприниматься как необыкновенное частями могут быть: более или менее пространное соло (как бы
существо, как человек «не от мира сего», как пророк, способный в ария или чаще ариозо), ансамбль, хор. В музыкальной драме
минуты поэтического озарения слышать звучание иной, божественной достигла наибольшего развития лейтмотивная техника,
реальности, творить собственные миры, столь же прекрасные, сколь обеспечивающая тематическое единство и облегчающая восприятие
и непохожие на реальную действительность. формы.
74Современные представления о мировой музыке. ХХ век порождает 158Балет. Балет принадлежит к области музыкально – театрального
многочисленные и противоречивые музыкальные течения, теории. искусства и представляет собой сложный синтетический жанр.
Значительное место в осмыслении феномена музыки продолжает Поэтический сюжет в балетном спектакле воплощается средствами
занимать идея мировой музыки. О музыке как порождении Вселенной хореографии, музыки, декоративной живописи.
говорят Г. Гюрджиев, О. Мессиан, К.Сараджев, А. Лосев. 159Фрагмент из балета «Спартак» А.Хачатуряна.
75Современные представления о мировой музыке. О музыке как 160Балет появился в Италии и Франции во второй половине 16
звуковом воплощении существенных и необходимых связей природы века. Первый балет «Цирцея и нимфы» поставлен в 1581 году
пишет австрийский композитор А. Веберн: «Какой смысл любителям итальянцем Бальтазарини в Париже. Балет.
заниматься элементами музыки, загадками ее правил? Смысл в том, 161Балет. Художественные деятели эпохи Возрождения мечтали о
чтобы за банальностями научиться видеть бездны. Тот, кто хочет возрождении античного театра по образцу древнегреческой
приблизиться к произведениям большого искусства, кто хочет трагедии, в которой объединялись бы декламация, пение, пластика
разглядеть и созерцать их, тот должен…подходить к ним так, как и драматическая игра. Результатом их совместных усилий были
следует подходить к творениям природы, т.е. с должным созданы два новых самостоятельных вида театральных представлений
благоговением перед лежащей в их основе тайной, перед тем – балет и опера.
неведомым, что в них заключено. В искусстве господствует 162М у з ы к а в б а л е т е. «Действенный танец» - объединение
закономерность, и мы должны относиться к этим законам так же, «чистого танца» с драматической выразительностью. Танцы –
как и к законам, которые мы приписываем природе, музыка есть выражение эмоций. Пантомимные сцены – развитие действия.
воспринимаемая слухом закономерность природы». Характерные. Классические. Народные и национальные. Адажио.
76Современные представления о мировой музыке. Итальянский Аллегро. Конкретные образные танцы.
композитор Ф. Бузони утверждает, что музыка выражает вечные 163В и д ы т а н ц е в. Сольные – выходы, вариации. Ансамбли –
законы природы. Он говорит о том, что музыка «должна быть не чем pas de deux, pas de trois и т.д. Массовые кордебалетные танцы.
иным, как самой природой, отраженной в душе человека и вновь из 164Балет. Для балета очень характерен сюитный принцип
нее светящейся. В самом человеке она также универсальна и построения. Ряд следующих друг за другом балетных танцев,
совершенна, как и в мировом пространстве». заканчиваемых общей концовкой (кодой), называется
77Современные представления о мировой музыке. Приведенные выше дивертисментом.
представления чрезвычайно продуктивны для понимания объективной 165Балет. Симфонизация балета – это приобретение балетной, по
и универсальной природы музыки. Музыка не только выражение своей природе танцевальной музыкой, самостоятельного
чувств, мыслей, чаяний человека, она – специфическая модель художественного значения: лирической глубины, драматической
мира. Однако при этом и А. Веберном, и Ф. Бузони совершенно не выразительности, способности очерчивать характеры и
учитывается другая объективно, по своим законам существующая разнообразные ситуации.
реальность – общественная. Общественная реальность не просто 166Балет. В «симфоническом балете» используются приемы оперной
может оставить свой след на «теле» музыки в виде каких-то драматургии: характеристика действующих лиц, лейтмотивы,
событий, которым та может быть посвящена (войнам, революциям, сквозное действие.
полетам в космос и т.д.). Изменение и развитие общества
«Музыкальное искусство» | Музыкальное искусство.ppt
http://900igr.net/kartinki/muzyka/Muzykalnoe-iskusstvo/Muzykalnoe-iskusstvo.html
cсылка на страницу

Музыка

другие презентации о музыке

«Пейзаж в музыке» - Грачи прилетели. 1871. «Цветок настолько прекрасен, что не может не найти своего воплощения в искусстве». Пейзаж в музыке. Исаак Левитан. Важна ваша песня, в которой вы поёте лесную или садовую тропинку». Живопись. 1.Природа в искусстве. А.Майков Пётр Ильич Чайковский. Алексей Саврасов. Образы природы в творчестве музыкантов.

«Музыка и компьютер» - Начало относительно широкого использования возможностей электротехники в музыке относится к середине 1930-х годов. Представленный в 1978 году «Синклавир» («Synclavier») — музыкальная рабочая станция на базе компьютера Apple Macintosh II. В конце 70-х годов компьютеры позволяли автоматизировать многие процессы.

«Три кита в музыке» - Марш. «Три кита в музыке». Особо одарённый природой человек, который может и любит сочинять музыку ? Композитор. Что такое три «кита» в музыке? Три «кита» в музыке. Песня. Полька. Учитель музыки ЯСШИ Анагуричи Ирина Владимировна. Вальс. Как называют людей, которые поют или играют на музыкальных инструментах?

«Музыка» - Rock-music generalising name of the many directions of the music. Однако рэп используется не только в хип-хоп музыке, но и в других жанрах. Рок-н-ролл явился результатом синтеза различных стилей американской музыки. Термин «поп-музыка» имеет двоякое значение. Время возникновения: конец 60-х. В данной статье будет рассматриваться именно первое определение.

«Портрет в музыке» - Н.А.Римский-Корсаков. тема Белочки. Кто там летит в вышине? Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица. Поют. Танцуют. Тучи метлой гонит кто там? Балет. Домашнее задание: Опера. Кто там? «Портреты в музыке». М.И.Дунаевский. В темной ночной глубине? М.И. Дунаевский. Воет кто там? тема Царевны -Лебедь.

«Музыкальный образ» - Основоположники н а ц и о н а л ь н о й м у з ы к и. Русской. Какой образ раскрыт в вальсе №47 Шопена? Польской. О б р а з. Э. Григ. Какой образ раскрыт в вальсе «Минутка» Шопена? 4 Музыка в поэзии. Ш о п е н. Ян Сибелиус. Основоположник финской национальной музыкальной школы. "Музыкальный образ в музыке Я н а С и б е л и у с а".

Урок

Музыка

26 тем
Картинки
Презентация: Музыкальное искусство | Тема: Музыка | Урок: Музыка | Вид: Картинки
900igr.net > Презентации по музыке > Музыка > Музыкальное искусство.ppt